Социальная работа с безработными

Курсовая работа
Содержание скрыть

Актуальность исследования определяется тем, что проблема безработицы является одной из важнейших проблем современной экономики. Безработица как социальная проблема влечет за собой не только бедность значительных слоев населения, но и духовную, моральную и нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения — одна из важнейших и приоритетных задач любой цивилизованной страны. В настоящее время, по данным главы Роструда Ю. Герция, количество безработных в нашей стране составляет 1 545 миллионов человек. Безработных в России стало меньше // РИА Новости — 22. 10.2010. — [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.polit.ru/news/2010/10/22/1054535-bezr-0.html

Потеря работы — сильный стрессор для человека: усиливает чувство тревоги, снижает самооценку. В связи с этим все более востребованными становятся технологии социальной работы с безработными. В таких ситуациях наиболее эффективными способами работы службы занятости являются услуги по социальной адаптации безработных к рынку труда. С помощью специалистов центров занятости и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, получают навыки самостоятельного, активного поиска нового рабочего места; узнают секреты составления резюме, самопрезентации, учатся ведению деловых переговоров с работодателями, преодолению последствий длительной безработицы.

Данная тема достаточно подробно освещена в различных трудах. Так, Е.М. Авраамова, Н.Н. Абакумов, Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Россияне описывают безработицу как неизбежное явление любого общества, виды и причины безработицы с экономической точки зрения. И.С. Березин, Болотков Ю.А. рассматривают пути снижения безработицы. Е.Е. Евстратова в своей работе делает акцент на женской безработице. И.А. Кузнецова, К.Р. Леана, В.О. Никифоров анализирует процесс адаптации труда, прослеживает влияние изменений рынка труда на поведение человека, на его экономическую активность. И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленок, В.Н. Иванов характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. М.В. Ромм, Л. Росс, Р. Нисбетт пишут о процессе адаптации личности в социуме. Что касается социально-психологической адаптации безработных, то материалы по данной теме в рецензируемой литературе представлены отдельно. Проблема безработицы рассматривается и в работах таких авторов как: К.Н. Савин, А. Булатов, Т.С. Бандюкова, Т.Я. Четвернина, В.А. Павленков, Б.Д. Бреев, Р. Эренберг, Н.А. Волгин, Р.И. Капелюжников, Ю.Г. Одегов, А.А. Никифорова, Г.Э. Слезингер, Л.С. Чижова и др. Зибарев, Д.Б. Занятость и рынок труда в рыночной экономике // Научные труды Московского гуманитарного университета / Д.Б. Зибарев // Моск. Гуманитарный университет. — 2006. — №72. — C. 141-152.

3 стр., 1377 слов

Теоретические основы социальной работы с безработной молодежью

... Рассмотреть особенности безработицы молодежи Выявить социальные проблемы безработной молодежи Изучить нормативно-правовые основы социальной работы с безработной молодежью Рассмотреть службу занятости как один из основных субъектов социальной работы с безработной молодежью Безработная молодежь как объект социальной работы 1.1 Особенности безработицы молодежи Безработица среди молодежи в мире ...

Однако реализация эффективной и продуманной социальной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которая все еще отстает от требований практики. Таким образом актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Объект производственной практики — безработные граждане, нуждающиеся в социальной защите.

Предмет курсовой работы: социальная работа с безработными гражданами.

Целью является рассмотрение технологий социальной работы с безработными гражданами (на примере КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края).

Исходя из целей, необходимо решить следующие основные задачи:

1. обозначить проблему безработицы и изучить нормативно-правовую базу работы с безработными гражданами;

2. рассмотреть безработных граждан как объект социальной работы;

3. проанализировать основные направления деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края;

4. описать опыт социально-психологической помощи безработным гражданам в КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

Нормативно-правовую и информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по труду и занятости и вопросы оценки эффективности, отечественные и зарубежные публикации, аналитические материалы периодических изданий, данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; отчеты органов системы занятости населения.

В работе использованы методы исследования: анализ научной литературы, сравнительный, наблюдательный.

Теоретический и практический смысл работы заключается в описании опыта социальной работы с безработными гражданами, способствующего повышению эффективности социальной и психологической помощи безработным гражданам служб занятости. Материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки программ адаптации и психологической помощи безработным.

Новизна работы состоит, прежде всего, в обобщении современных явлений происходящих в сфере занятости, и заключается в следующем: уточнено содержание понятия «безработица» и «безработный» в их социально-экономическом значении; проанализированы формы и методы работы с безработными гражданами в ЦЗН; выявлено, что особо эффективной формой являются социально-психологические тренинги для безработных по эффективному поиску работы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Содержит список использованных источников из 40 наименований. Объем работы составляет 55 страниц.

безработный социальный психологический тренинг

1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Прежде чем говорить о социальной работе с безработными, необходимо определить, что подразумевается под понятиями «безработица» и «безработный».

13 стр., 6348 слов

Безработица как социальная проблема

... и спроса на нее, конкретной демографической ситуации, политики государства в сфере занятости населения. Безработица усиливается, когда происходят различные экономические кризисы. В социальном плане безработица – ... занятости безработными признается трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости, в целях найти подходящую им работу, ищут работу ...

1.1 Понятие безработицы

Безработица отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие. Безработица присуща любой экономической системе, которая осуществляет производство товаров. Безработица — это своего рода синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества. Обычно подразделяют на фрикционную, структурную и циклическую (рис.1).

Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — М.: Книжный дом, 2003. — 1312 с.

Рисунок 1 — Классификация безработицы по различным критериям

Даже в условиях равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда (это состояние иногда называют «полной занятостью») часть людей находится в процессе смены работы, то есть на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, перехода к новому нанимателю, оформления трудоустройства — это и есть фрикционная безработица. Можно утверждать, что в отсутствие принудительного труда в обществе всегда возникает фрикционная безработица. Фрикционная безработица увеличивается с развитием и улучшением инфраструктуры рынка труда, в частности, с повышением качества информационных услуг для безработных. Фрикционная безработица имеет тенденцию увеличиваться, когда устраняются проблемы, связанные с переходом на новую работу.

Структурная безработица возникает в результате несоответствия между спросом и предложением рабочей силы в аспекте профессиональной или региональной квалификации. Структурная безработица вызвана научно-техническим прогрессом и неравномерным экономическим развитием регионов, объективно присуща эффективной экономике при нормальном развитии и не может быть устранена в демократическом обществе. Поэтому, чтобы суметь принять профилактические меры по минимизации его негативных последствий, необходимо его изучить.

Циклическая безработица является результатом спада производства из-за недостаточного спроса на продукцию. Она связана с колебаниями деловой активности (экономическим циклом).

Если в условиях равновесной экономики возникает фрикционная и структурная безработица, тогда в условиях экономического кризиса возникает циклическая безработица, с которой можно и нужно бороться. Государство может бороться с этим различными мерами, направленными на поддержание экономической активности хозяйствующих субъектов. Например, путем увеличения совокупного спроса, в том числе за счет увеличения государственных расходов, снижения налогов, эмиссии денег и др. Или предоставив налоговые льготы компаниям, создающим новые рабочие места. Снижение циклической безработицы возможно также при снижении уровня заработной платы рабочих в случае падения спроса на их продукцию.

Скрытая безработица — явление отечественного экономического мышления и экономической практики, западные исследователи не говорят об этом, хотя и приближаются к нему, обсуждая возможность снижения заработной платы вместо увольнения. Скрытая безработица качественно отражает положение той части занятых, которая стала избыточной из-за спада производства. Это достаточно мобильная часть, которая в случае нормализации финансового или изменения нормативно-правового состояния предприятий, а также по собственному желанию, может быть либо высвобождена, либо эффективно занята (рис.2).

52 стр., 25679 слов

Дипломная работа управление социальным развитием организации

... источники информации: периодическая литература, посвященная теме работы и анализу социального развития. ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРИТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Социальное развитие предприятия как объект управления Социальное развитие предприятия означает изменение к лучшему в ...

Ганич, Я.В. Рынок труда: Учебное пособие / Я.В. Ганич, О.Г. Огий. — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2006. — С. 88.

Рисунок 2 — Скрытая безработица и скрытая занятость в структуре трудовых ресурсов

При нормальном развитии экономики скрытая безработица в будущем должна исчезнуть, превратившись в открытые формы или в эффективную занятость. Таким образом, скрытая безработица, с одной стороны, служит резервом возможностей компании, а с другой — формой удержания ее персонала.

Скрытую безработицу следует отличать от официальной неполной занятости, которая представляет собой своего рода трудовые отношения, оформленные конкретным трудовым договором. Работа неполный рабочий день является нормальным явлением для работодателя, и работнику, работающему неполный рабочий день, не грозит увольнение. Скрытая безработица является дополнительным бременем для финансов работодателя и может быть порогом открытой безработицы.

Основные инструменты социальной политики в отношении разных типов безработицы различны. Социология: энциклопедия / сост.А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — М.: Книжный дом, 2003. — с. 1312. В случае структурной безработицы, связанной с необходимостью реструктуризации экономики и перемещением рабочей силы из одного сектора в другой, необходима активная политика, направленная на переподготовку и повышение мобильности рабочей силы. В случае циклической безработица, вызванной распадом хозяйственных связей, закрытием нерентабельных предприятий, приватизацией сферы обслуживания, сокращением научных и педагогических кадров в постсоветских государствах, приоритетное значение получают услуги служб занятости по трудоустройству, создание новых рабочих мест на предприятиях, создание временных рабочих мест в государственном секторе (общественные работы), поддержка предпринимательства.

В конечном итоге рынок труда следует реструктурировать, постепенно переходя от режима избыточного спроса, характерного для советской экономики, к режиму, при котором безработица становится постоянным механизмом регулирования рыночных отношений.

1.2 Понятие безработных граждан и их права в области занятости

В настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан является Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1.

Чтобы безработный гражданин получил социальную поддержку от государства, он должен иметь определенный статус. Так, если гражданин не занят какой-либо деятельностью, это еще не дает основания называть его безработным, т.к. всегда существует категория граждан, которые могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. Действительно, в здравом смысле они тоже безработные, но социальная поддержка направлена ​​на определенную группу безработных граждан, отвечающих определенным критериям. Гусов К.Н. Трудовое право России: Учебник / К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. — М.: МИЭМиП, 2009. — С. 72.

Итак, в соответствии со ст.3 Закона «О занятости населения в РФ» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19. 04.1991 №1032-1 (ред. от 22. 07.2010)

15 стр., 7357 слов

Социальные и психологические особенности безработных

... аспекты безработицы рассматривали такие авторы как З.Г. Гаджинская, Г.И. Осадчая, З.Т. Голенкова. Целью исследования является изучение социальных и психологических особенностей безработных. Объектом данной работы являются безработные, состоящие на учете в центре занятости г. ...

Порядок постановки на учет безработных граждан определен Правительством Российской Федерации 22 апреля 1997 года. №458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в ред. от 14 декабря 2006. №768.

Свобода труда, закрепленная в Конституции Российской Федерации как один из основополагающих принципов трудового права, является предшественником значительного конгломерата прав граждан в сфере труда. Так, граждане имеют право на: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993.

выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;

бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

При этом гражданам гарантируется:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка;

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Основные инструменты социальной политики государства представлены на рис.3. Ганич, Я.В. Рынок труда: Учебное пособие / Я.В. Ганич, О.Г. Огий. — Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2006. — С. 92.

Рисунок 3 — Социальная политика государства: основные направления в сфере труда

Государство гарантирует безработным:

выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Во всех остальных случаях пособие по безработице устанавливается кратно минимальному размеру пособия по безработице.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания безработицы.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона «О занятости») в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется следующим образом.

В первом ( 12-месячном) периоде: первые три месяца — в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); следующие четыре месяца — в размере 60%; далее — в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Во втором ( 12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определяются ежегодно Правительством РФ. Постановление Правительства РФ от 8. 12.2008. №915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год». На 2010 величина пособия по безработице установлена: мин.850; макс.4900 рублей.

1.3 Безработные граждане как объект социальной работы

Безработица влечет за собой не только бедность значительных слоев населения, но и духовную, моральную и нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения — одна из важнейших и приоритетных задач любой цивилизованной страны.

Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник, который выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость в таком посредничестве объясняется тем фактом, что государство не всегда действует как орган, гарантирующий права и достойные условия его существования. Противоположной реакцией человека, не получающего достойных гарантий стабильности работы, выплаты заработной платы, является отчуждение, асоциальное поведение и психологический кризис. При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных законов и различных форм их практического применения адаптирует интересы государства и личности. Помощь социального работника может быть прямой и опосредованной: Заяц О.В. Занятость населения и ее регулирование: Учебное пособие / О.В. Заяц. — Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. — С. 105-107.

прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний;

опосредованная помощь предоставляется через работу в социальном окружении безработного (семья, друзья, родственники), через различные государственные фонды и организации.

Социальный работник оказывает разнообразную профессиональную помощь. Таким образом, социальный работник может помочь безработным в поиске работы и поиске работы.

Социальный работник — консультант консультирует о наличии вакансий, о предприятиях, в которых они существуют, о возможности переквалификации. Особое внимание следует обратить на то, насколько работа будет полностью реализовывать профессиональный потенциал человека, как долго она предоставляется, как соотносится с предыдущим местом работы, уровнем заработной платы.

В соответствии с законом «О трудоустройстве в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию при выборе профессии и при профессиональном обучении. Социальный работник проводится профессиональное консультирование. Здесь может выясниться, что безработный также нуждается в психологической поддержке. Персональное психологическое консультирование необходимо тем безработным, которые находятся в депрессивном состоянии с пониженной поведенческой активностью, пессимистическим настроем и плохим здоровьем. Эти люди испытывают трудности в общении как с родственниками, так и с потенциальными работодателями. В целях согласования психологического состояния безработных, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новой работе принимаются меры по снятию эмоционального напряжения, социальной и психологической адаптации граждан. Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного, поэтому одно из направлений работы социального работника — это обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы.

Социальный работник также может способствовать ориентации безработных на социально-психологическое обучение, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные навыки, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»).

Основные обязанности клубов заключаются в предоставлении безработным информации о рынке труда, обучении навыкам поиска работы и помощи в практическом применении приобретенных навыков, чтобы сократить время, необходимое для поиска подходящей работы.

Безработица очень разрушительно влияет на важный социальный институт: семью. Это приводит к снижению его уровня жизни и частичному выполнению или невыполнению основных функций, возложенных на него государством, а также к его разрушению. В семьях безработных гораздо чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, есть отклонения у детей и нервные расстройства. Исследования показывают, что от 60 до 90% людей всех возрастов нуждаются в помощи профессиональных психологов.

Чтобы вывести безработных и их семьи из кризиса, социальный работник использует различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи.

Доверие безработных и членов их семей к службе психологической помощи. Это может быть и оказание юридической помощи, например в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

Социальный работник может помочь безработным создавать ассоциации. Объединившись, безработные могли создать свой собственный бизнес. Функции социального работника в этом вопросе могут заключаться в предоставлении разовых консультаций, сборе информации о существующих группах и направлении туда клиентов.

Необходимым аспектом работы социального работника является принятие профилактических мер для снижения вероятности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе, деятельность социального работника должна быть направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.

Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.).

Целью является приобретение навыков, необходимых для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами; на микроуровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

Использование в комплексе всех мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.

2. Социальная работа с безработными гражданами (на примере КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края)

2.1 Основные направления политики занятости КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

Агентство труда и занятости населения Красноярского края,, Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска (

Центр занятости населения являются учреждением социальной сферы, и обеспечивает на территории своего района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. По данным КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска уровень безработицы в городе Зеленогорске составляет: Ситуация на рынке труда Красноярского края / Отчёт об итогах деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края, с января по сентябрь 2010 года // Агентство труда и занятости населения Красноярского края. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.rabota-enisey.ru

Уровень безработицы, %

Численность безработных, чел.

на 01.10.2010

на 01.10.2009

на 01.10.2010

на 01.10.2009

0,9

1,4

381

620

За январь-сентябрь 2010 года в числе граждан, признанных безработными, 62-63% желают трудоустроиться по рабочим профессиям, 22-23% претендуют на должности служащих и 14-16% не имеют профессии (специальности), ищут работу впервые.

Временно трудоустроены 5 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (учащиеся средних образовательных учреждений), в том числе 1″трудный» подросток. На профессиональное обучение направлено 12 безработных граждан по специальностям: маляр-штукатур; электросварщик ручной сварки; парикмахер; пользователь 1С: «Предприятие», «Торговля и склад»; продавец; менеджер по персоналу; каменщик; инспектор отдела кадров; водитель категории «В». С начала года открыли собственное дело 2 безработных граждан.

В рамках реализации программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска заключены договора с предприятиями города о совместной деятельности по организации оплачиваемых общественных работ для 16 работников, находящихся под угрозой увольнения.

Рассмотрим основные направления деятельности и услуги, оказываемые населению КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска. Там же.

Информирование о положении на рынке труда в г. Зеленогорске и Красноярском крае.

правовом регулировании социально-трудовых отношениях

спросе и потребности экономики на рабочую силу, востребованности трудовых услуг с учетом уровня профессиональной квалификации, подготовки, переподготовки и вовлечения граждан в процесс производства

о ситуации на рынке труда, уровне занятости;

  • государственных услугах и направлениях деятельности органов службы занятости населения;
  • спросе и потребности экономики в рабочей силе, востребованных профессиях;
  • программах и мероприятиях службы занятости;
  • возможностях трудоустройства на постоянную, временную работу.

Информацию можно получить в центрах занятости населения, обратившись к инспекторам службы занятости, либо самостоятельно в информационных залах, на стендах, в буклетах и листовках. Вакансии службы занятости, информация о ее программах и мероприятиях публикуется в местных средствах массовой информации, а также на официальном сайте агентства труда и занятости населения Красноярского края www.rabota-enisey.ru.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы

банки вакансий службы занятости (вакансии в отдельных городах и районах края; вакансии для граждан, желающих трудоустроиться в другой местности, в том числе на предприятия, реализующие инвестиционные проекты; вакансии для соотечественников, проживающих за рубежом);

  • ярмарки вакансий, мини-ярмарки, гарантированные собеседования;
  • банки данных граждан, зарегистрированных в службе занятости.

Банки вакансий размещены в информационных терминалах службы занятости (в центрах занятости и сторонних организациях), на электронных экранах в центрах занятости, в распечатанном виде в информационных залах, на сайте www.trudvsem.ru и на сайте www.rabota-enisey.ru/bank

Для работодателей проводится индивидуальный подбор кадров с помощью банка данных, а также программ активной политики занятости.

Правоотношение между трудоустраиваемым гражданином и Центром занятости населения устанавливается на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске подходящей работы и устройстве на нее. Центр занятости населения обязан принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы.

Организация оплачиваемых общественных работ:

Данная услуга направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в работе и заработке.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки гражданам, ищущим работу. Центры занятости населения помогают ищущим работу гражданам устроиться на оплачиваемые общественные работы.

В целях обеспечения временной занятости граждан, испытывающих затруднения в трудоустройстве, законодательством предусматривается организация и проведение оплачиваемых общественных работ.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних

подростков (оплачиваемая работа по озеленению, благоустройству, мелкому ремонту, социальной помощи и др., сроком — до 1 месяца);

  • безработных граждан, испытывающих и трудности в поиске работы (инвалидов, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетни в возрасте от 16 до 18 лет, граждан предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, уволенных с военной службы и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
  • граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф) (оплачиваемые работы по имеющейся профессии (специальности), сроком — до 6-ти месяцев);

— выпускников профессиональных техникумов, колледжей, училищ, лицеев (в течение года с момента окончания учебного заведения), зарегистрированных в качестве безработных (оплачиваемая работа по полученной или смежной специальности, сроком до 3-х месяцев).

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест., Регистрация граждан в качестве безработных., Временное трудоустройство., Профессиональная ориентация в целях выбора профессии, трудоустройства, профессионального

консультирование граждан о возможностях выбора профессионального пути с учетом их индивидуальных особенностей (интересов, склонностей, профпригодности, имеющейся профессии, личностных характеристик);

  • выдача гражданам рекомендаций с перечнем оптимальных видов занятости, профессий (специальностей) для трудоустройства, профессионального обучения, профессиональной самореализации.

Данная услуга направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных:

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан и незанятого населения в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия).

Центр занятости населения сотрудничает с образовательными учреждениями различных видов и форм собственности: учебно-курсовыми комбинатами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, институтами повышения квалификации и др.

Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации., Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

навыки активного, самостоятельного поиска работы;

  • составление резюме;
  • проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентация;
  • преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду;

— самокорреляции и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.

Психологическая поддержка безработных:, Осуществление социальных выплат безработным гражданам:

выплата пособия по безработице (минимальные и максимальные размеры пособия устанавливаются постановлением Правительства РФ);

  • выплата стипендии безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, в период обучения (в размере пособия по безработице);
  • оказание материальной поддержки безработным гражданам в рамках программ временного трудоустройства;
  • досрочное назначение трудовой пенсии по старости гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания безработицы.

Содействие самозанятости безработных:

информирование о возможности создать собственное дело (семинары, собрания);

  • тестирование на наличие способностей к предпринимательству и консультации по различным аспектам организации и ведения бизнеса;
  • обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для создания своего дела;
  • финансовая помощь.

В целях оказания помощи гражданам оставшимся без работы Центры занятости населения могут предложить им открыть свое дело и предоставить им соответствующую методическую, психологическую помощь, дать рекомендации по организации предпринимательской деятельности (регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства), подготовке необходимых документов.

Предоставление финансовой помощи для регистрации предпринимательской деятельности., Компенсация затрат безработным, направленным на работу (обучение) в другую местность., Материальная помощь безработным., Выдача безработным предложений для оформления трудовой пенсии по старости досрочно.

2.2 Социально-психологические аспекты деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

Проблема психологической помощи безработному, его социальной адаптации становится в последнее время все актуальнее и нуждается в дальнейшей отработке технологии и совершенствовании научно-методического обеспечения. И это вполне закономерно. Ведь для безработного в условиях социального перелома, наверное, самое важное — найти свое место в жизни. В деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска оказание социально-психологической помощи безработным гражданам является важным направлением. Методическое пособие по работе с безработными гражданами Красноярск: Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, 2009. — 23 с.

Социальная адаптация.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во-вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта. Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда осуществляется в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения) по определенным программам.

Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда представлена в приложении 1.

Данные программы предназначены для безработных граждан, стремящихся возобновить или только начать свою трудовую деятельность, и при этом желающих повысить свою конкурентоспособность на рынке труда через овладение системой базовых знаний, умений и навыков поиска работы, таких как:

  • знание различных способов и методов поиска работы;
  • умение составлять индивидуальный план поиска работы;
  • навыки написания резюме и автобиографии;
  • умение вести эффективные телефонные переговоры с работодателями;
  • навыки ведения деловых переговоров;
  • знание основных правил подготовки и прохождения собеседования с работодателем;
  • умение грамотно составить профессиональное портфолио;
  • знание правил адаптации в новом трудовом коллективе;

— Как показывает опыт, участие безработных граждан в программах социальной адаптации значительно повышает активность людей в поиске работы, улучшает их психологическое состояние, дает необходимые знания и навыки. Посещая их, безработный гражданин открывает в себе качества, которые помогут найти работу, обретают уверенность в собственных силах, обретают навыки и обмениваться опытом поиска работы, смелее ориентируются в жизненных ситуациях, быстрее входят в сферу деятельности, где они могут применить свои знания и опыт.

«Мастерская поиска работы»

В данной программе приняло участие 82 человека, имеющих, в основном, высшее и среднее профессиональное образование. Категории участников: женщины, молодежь, в возрасте до 29 лет, граждане, длительно не занятые трудом, инвалиды.

Трудоустроено после данной программы 50 человек и 32 направлено на обучение за счет средств службы занятости. Занятия проходили еженедельно, на них предоставлялась информация о методах поиска работы, о ситуации на рынке труда, возможность ознакомиться с модулями программы. Итогом данных занятий является написанное резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, овладение приемами самопрезентации и стратегией поиска работы. Кроме того, в рамках данной программы, спросом пользовались модули: «Подготовка к собеседованию с работодателем» и «Телефонный звонок на предприятие».

Пример:

безработная И. после прохождения программы в двухнедельный срок устроилась Гимназию №163, педагогом организатором воспитательной работы с детьми и подростками.

безработный А. после прохождения программы «Составление персонального резюме» трудоустроился в ООО «Стройоборудование» инженером.

Поляков А.Г., участник программы участвовал в конкурсе ООО «Дискавери» на должность исполнительного директора, по итогам которого трудоустроился.

«Консультационно-информационная школа».

При планировании занятий категория участников и тематика программ определялась с учетом запросов отделов трудоустройства, например:

для сокращенных граждан . На занятиях (5 групп) присутствовали 13 безработных граждан. Мероприятия были направлены на развитие позитивного и конструктивного отношения к ситуации, в которой оказались люди, с целью дальнейшего изменения своего положения. Участники программы были проинформированы о ситуации на рынке труда, участвовали в дискуссии об объективных и субъективных барьерах трудоустройства и путях их преодоления.