Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста

Курсовая работа

Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к этапам жизненного пути личности, Лейтес Н.С.считает, что следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок»[28, 79]. В значительной мере она связана со спецификой детской одаренности (в отличие от одаренности взрослого человека).

Талант конкретного ребенка — во многом условная черта. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его будущих успехов. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно либо весьма Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Как считает педагог Попова Л.В., у детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, собственно индивидуальных черт обнаруживается довольно остро, а то и драматически. Нелегко принять тот факт, что первые успехи, которые могут быть связаны с надеждой на дальнейшее увеличение необычной умственной силы, иногда оказываются преимущественно выражением стадии развития в возрасте. Показательны случаи, когда преимущества, привлекающие внимание, связаны с такими возрастными характеристиками, которые не имеют долгосрочного значения. Например, нельзя слишком сильно заблуждаться, когда ребенок обнаруживает избирательную тенденцию оперировать концепциями, даже схемами и планами. Со временем более конкретный и содержательный анализ, который потребуется на более поздних возрастных стадиях таких детей, может оказаться трудным. Таким образом, сама по себе ранняя готовность систематизировать, манипулировать общими концепциями создает видимость таланта. Еще недостаточно для предвидения будущего этого ребенка[31].

Среди основных слагаемых одаренности, как правило, принято выделять составляющие:

— Мотивация. Любая человеческая деятельность полимотивирована, то есть все действия основаны на самых разных причинах. Но при этом исследователи отмечают, что сама сфера мотивационной потребности личности имеет иерархические мотивы, занимает относительно устойчивое доминирующее положение, другие — подчиненное положение. Это явление получило название «личностная ориентация».

Ориентация — одна из основных характеристик творческой личности, она выражается в мотивационно-нуждающейся иерархической сфере, в которой доминируют мотивации, непосредственно связанные с содержанием творческой деятельности. Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная) доминируют мотивы, непосредственно связанные с содержанием деятельности.

12 стр., 5586 слов

Творческая одарённость детей

... одаренности такого ребенка. Одаренность духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям [10]. Творческая одаренность ... содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одаренность ... активности личности. По её мнению, креативная активность присуща креативному типу личности с ...

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности»[32,29].

Известный специалист в области детской одаренности Н.Лейтес, классифицирует разные педагогические подходы к этой проблеме выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности; дети с высокой креативностью[20].

По многим наблюдениям, настоящая педагогическая практика научила выделять только три категории одаренных детей. Именно эти представления, что совсем не случайно, и закладываются в фундамент дифференциации обучения

Первая категория одаренных — это дети с высокими общими способностями.

Вторая группа одаренных людей — это дети, добившиеся успехов в любой сфере деятельности. Их определение «экологически безопасных» методов диагностики не представляет особых трудностей. Молодые талантливые музыканты, художники, математики и спортсмены давно заслужили право на специальное образование. Эту категорию детей чаще называют талантливыми

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»)[29]

Существует определенная возрастная последовательность в проявлении таланта в разных сферах. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем – к рисованию; вообще, одаренность к искусству обнаруживается раньше, чем к наукам; в науке раньше проявляются способности к математике. Общая интеллектуальная одаренность может выражаться необычно высоким уровнем интеллектуального развития и качественной уникальностью умственной деятельности.

Одаренные дети, демонстрирующие исключительные навыки в одной области, иногда неотличимы от своих сверстников во всех других отношениях. Однако, как правило, талант охватывает широкий спектр индивидуально-психологических характеристик. Большинство одаренных детей обладают особыми характеристиками, которые отличают их от большинства их сверстников.

Одаренные дети, как правило, отличаются большой любознательностью и исследовательской активностью. Психофизиологические исследования показали, что у этих детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Одаренные дети ощущают недостаток информации, которую можно болезненно усвоить и обработать. Поэтому ограничение их активности чревато негативными реакциями невротического характера.

Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система более разветвленная, с большим количеством нервных связей.

10 стр., 4688 слов

Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

... понятие одаренности показать сложности психического развития одаренных детей рассмотреть методы диагностики одаренности рассмотреть особенности воспитания о обучения одаренных детей Объект исследования: одаренность Предмет исследования: особенности учебно-воспитательного взаимодействия с одаренными детьми. Гипотеза: Проблема одаренности как комплексная ...

Одаренные дети обычно обладают прекрасной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, способность широко использовать накопленные знания.

Очень часто внимание одаренных детей привлекает их большой словарный запас, сопровождаемый сложной синтаксической структурой, а также умением задавать вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, которые, по их мнению, должны выражать собственные воображаемые концепции и события, предпочитают игры, требующие активации умственных способностей.

Одаренные дети также отличаются повышенной концентрацией внимания на чем-либо, упорством в достижении результата в интересующей их сфере. Однако присущее многим из них разноплановость интересов иногда приводит к тому, что они заводят сразу несколько дел, а также берут на себя слишком сложные задачи.

Первое развитие способностей ученика существенно влияет на весь стиль поведения и формирование его личности. Такому ученику не нужно полагаться на постороннюю помощь, у него меньше времени эмоциональной реакции на доске, во время тестов и экзаменов. Относительная легкость усвоения учебного материала способствует появлению уверенности в себе, некоторых умений трансформировать обстоятельства в соответствии с поставленными целями.

Помимо того, что одаренные дети имеют ряд преимуществ перед сверстниками, они также сталкиваются с определенными трудностями. В основном это связано с отношением родителей к таланту своих детей. Некоторые, обнаруживая у своего ребенка первые проявления таланта, направляют все свои усилия на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. При этом, как отмечает А.В. Петровский, считая сына вундеркиндом, обращает внимание только на первую часть этого слова: они подчеркивают исключительность ребенка, забывая, что он еще ребенок. Если дар проявляется в определенной сфере, родители наполняют его жизнь деятельностью в этой сфере, препятствуя полноценному развитию других навыков и склонностей ребенка. Многие известные музыканты, художники и ученые писатели проявили свои исключительные способности в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А.Моцарта, К.Гаусса, Н.Винера, Г.Лейбница, В.Гюго, Ф.Шуберта, И.А.Римского-Корсакова, М.Мусоргского и этот список можно продолжать. Не секрет, что одаренные дети, как уже говорилось часто становятся выдающимися взрослыми, хотя далеко не всегда[24].

И, наоборот, не реже люди, не проявившие себя в детстве, добивались выдающихся результатов во взрослом возрасте. Нередко исключительный умственный потенциал, о чем свидетельствуют биографии многих выдающихся людей, долгое время оставался незамеченным для окружающих. Например, Н. Коперник не только не числился в числе одаренных детей, но и формально не входил в число ученых-астрономов. Сравнительно поздно начал свою литературную деятельность известный русский писатель И.А.Крылов.

Конечно, в каждом из этих случаев причины, по которым подарок остался незамеченным, разные. Потенциал может не проявиться до определенного момента. А может родители, учителя и другие взрослые не уделяли должного внимания движениям детской души, им не хватало знаний, их интуиция не работала. А может, наоборот, по недоразумению не замечали этих исключительных потенциальных возможностей у ребенка и даже считали проявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы отрицательными качествами. А наиболее умными считали совсем других.

2 стр., 828 слов

Развитие способностей ребенка в семье

... другие. Ребенок, привыкший испытывать такие раздражители, не способен к целеустремленной деятельности. Развитие способностей ребенка в семье В семье все способности ребенка ... воспитание ребенка. Культура общения родителей определяет общий психологический климат семьи. Взаимодействие родителей становится моделью поведения детей, которая сознательно или бессознательно перенимается ими. Требования, ...

Все мы знаем по своему опыту, что часто родители, школьные учителя, профессора университетов ценят трудолюбие, послушание, точность в отношении оригинальности, смелость, независимость действий и суждений. Американские ученые, изучившие с этой точки зрения биографии четырехсот выдающихся людей, нашли своего рода подтверждение этой идее. Исследование показало, что 60% из них во время учебы имели серьезные проблемы с адаптацией к условиям школьной жизни.

Факты наличия настоящих и потенциальных даров, явных и скрытых, ранних и поздних, еще раз подчеркивают сложность и важность проблемы прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности черты характера. Особенности поведения и деятельности могут указать взрослому, на то что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником и т.д. Ученые уже открыли ряд моделей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма надежных и обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

Дифференциация видов подарков определяется критерием, лежащим в основе классификации.

Анализ качественных характеристик подарка предполагает выявление различных видов качественно уникальных подарков в связи со спецификой умственных способностей человека и особенностями их проявления в определенных типах подарков.

Анализ количественных характеристик подарка позволяет описать выраженность умственных способностей человека.

Среди критериев выделения видов одаренности психологи отмечают

Вид деятельности и обеспечивающие его сферы психики;

  • Степень сформированности;
  • форма проявления;
  • широта проявлений в различных видах деятельности;
  • Особенности возрастного развития.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выявление типов таланта проводится в рамках пяти видов деятельности с учетом задействованности трех психических сфер и, соответственно, степени активности участие разных уровней психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, мы предпочитаем говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. Внутри каждой сферы можно выделить разные уровни ментальной организации. Поэтому в интеллектуальной сфере выделяют сенсомоторный, концептуально-логический уровни. В эмоциональной сфере — уровни эмоционального отклика и эмоционального опыта. В контексте мотивационно-волевой сферы — уровни мотивации, определение целей, смыслообразование.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную одаренность;
  • в познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одаренность различных видов;
  • в художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одаренность;
  • в коммуникативной деятельности, прежде всего следует выделить лидерскую и аттрактивную одаренность в духовно-ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов служения людям.

Каждый вид дара предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием наиболее значимого для данного вида деятельности уровня. Например, музыкальный талант обеспечивается всеми уровнями умственной организации, при этом могут проявляться как сенсомоторные, так и эмоционально-выразительные качества.

5 стр., 2436 слов

Совместная деятельность взрослого и детей

... его слова. "Развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-следственных связей в природе. 2. Теоретическая часть. 2.1. «Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более ...

Каждый тип подарка в его проявлениях так или иначе включает в себя все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того формируется и проявляется в практическом плане, коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовностно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).

Классификация типов талантов по этому критерию является наиболее важной с точки зрения понимания природы таланта детей. В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

как соотносятся одаренность и отдельные способности

существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности

Выявление видов дара по критерию видов деятельности позволяет отойти от повседневного представления о подарке как количественной степени выражения способностей и перейти к пониманию дара как системного качества. В то же время деятельность служит объективной основой для интеграции индивидуальных навыков. Следовательно, подарок выступает как неотъемлемое проявление различных способностей.

Второй возникает естественно, поскольку анализ дара с необходимостью поставить проблему в его связи с творчеством как его естественным результатом.

2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать: актуальную одаренность, потенциальную одаренность

Истинный талант — психологическая черта ребенка с такими доступными признаками умственного развития, которые проявляются в более высоком уровне успеваемости в конкретной предметной области, чем возраст и социальная норма. В данном случае, конечно, речь идет не только об образовании, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Талантливые дети составляют особую категорию одаренных детей. Талантливый ребенок – это ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, и т.д.).

6 стр., 2506 слов

Общая одаренность и специальные способности

... или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Выделяют два вида одаренности: общую и специальную . Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых ... ходу мыслей; в педагогических : педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний; в художественных : особенности творческого воображения ...

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще не сформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция способностей, необходимая для высоких достижений еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

3. По критерию «форма проявления можно говорить о:явной одаренности; скрытой одаренности

Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисты в области детской одаренности с большей степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или о высоких потенциальных возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком». Однако не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить помощи и поддержки, необходимой для развития его способностей. Вместе с тем. Известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добиваются высочайших результатов.

Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Они возникают на пути развития и интеграции способностей и существенно искажают формы проявления одаренности.

Выявление детей со скрытой одаренностью ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп. Идентификация детей с таким видом одаренности – это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми и т.д.

4. По критерию «широта проявления в различных видах деятельности» можно выделить:общую одаренность;специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступают в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одаренности являются умственные способности, вокруг которых эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину эмоциональной и мотивационной вовлеченности в деятельность, эффективность целеполагания и саморегуляции.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.)

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности. В свою очередь специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного ребенка.

5 стр., 2346 слов

Психологическое развитие ребенка в игре

... ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает ... значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка. 6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность 7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется ...

5. По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать: раннюю одаренность;позднюю одаренность.

Решающим показателем здесь выступают темп психического развития ребенка, а также возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие раннее обнаружение дарований далеко не всегда связано с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода, относительно перспектив дальнейшего психического развития личности.

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркиндов». «Вундеркинд» (буквально – «чудесный ребенок») – это ребенок. Как правило, дошкольного или младшего школьного возраста, с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности – в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с двух-трех лет освоение чтения и счета, выбор сложной деятельности по собственному желанию.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для практика – это возможность и, вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка.

Глава 2. Психолого – педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте

2.1. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа, охватывающие наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений со сверстниками. А при необходимости – указание путей обращения в школьные заведения, работающие с одаренными детьми; желательно также чтобы школа допускала обучение по гибким программам, позволяющим получать дополнительные знания тем ученикам, кто в них нуждается, что является редкостью.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества. Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

14 стр., 6968 слов

Развитие памяти детей дошкольного возраста

... развития памяти в дошкольном возрасте. Объект исследования: дошкольный возраст Предмет исследования: процесс развития памяти в дошкольном возрасте. Гипотеза: если целенаправленно и систематически применять методы и приемы развития памяти в работе с детьми дошкольного возраста, ... законов, ассоциаций. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими ...

Существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, накопленный в мировой психологии и педагогике, оставляет открытыми ряд вопросов, которые требуют поиска ответов на них.

Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста (в нашей стране — это возраст до 6-7 лет).

Часто за одаренность до­школьника принимаются некоторые его конкретные знания и умения: умение рано читать и писать, разли­чать архитектурные стили и музыкальные жанры. Эти умения впечатляют взрослых, но нередко оказываются результатом обыкновенной тренировки детей родителями. В решении же новых задач, требующих самостоятельности, нестандартности решения такие дети могут проявлять полную беспомощность.

Но даже если одаренность ребенка выявляется на новом ма­териале, с помощью специальных заданий, то и тут возникают определенные трудности в интерпретации данных. Традицион­но, например, основной характеристикой умственной одарен­ности рассматривается опережение ребенком в развитии своих сверстников (например, существенно более высокие показатели IQ).

Но когда мы говорим о специфике одаренности каждого возраста, с позиции развития (то есть стадиальности) детской одаренности, становится непонятным, за счет чего возникает подобное опережение. За счет ли того, что ребенок оптимально использует возможности именно своего возраста или за счет перескока возрастную ступень. Например, до­школьник дает высокие показатели при выполнении тестовых заданий за счет очень высокого уровня развития образных компонентов интеллекта (что специфично для данного воз­раста) или за счет перехода к включению механизмов следую­щей возрастной ступени (например, к оперированию понятия­ми, что обычно появляется в школьном возрасте).

И что стоит за подобным переходом к высшей ступени: полно­ценное проживание своего возраста или пропуск существенных этапов возрастного развития, который потом может проявиться в угасании рано обнаруженной одаренности?

Ответив на эти вопросы, можно подойти и к решению про­блемы образовательной работы с одаренными дошкольниками. В настоящее время существует значительное количество раз­личных программ для одаренных детей, основанных на раз­личных теоретических моделях одаренности. Практически в каждую модель включаются личностный (мотивация) и когни­тивный (интеллектуальные и творческие способности) компо­ненты [17, 65]. При этом существует различное понимание способ­ностей и специфики одаренности на разных этапах возрастного развития.

умственной одаренности у детей дошкольного возраста, на наш взгляд, может быть охарактеризована путем анализа специфики и уровня развития трех основных компо­нентов: познавательной активности, умственных способностей и специфически дошкольных видов деятельности (игра, про­дуктивные виды деятельности), в которых ребенок может реа­лизовать свои возможности как субъект. В русле данного под­хода одаренный дошкольник — это не тот ребенок, который к обучению по школьным программам, а тот, который в наиболее полной степени проживает свой воз­раст.

9 стр., 4307 слов

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста ...

... нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования —, Предмет исследования —, Задачи исследования: изучить теоретические подходы к творческим способностям детей младшего дошкольного возраста, определить особенности развития творческих способностей младших дошкольников в рамках ФГОС ...

Проблема связи активности субъекта с развитием одарен­ности анализировалась многими авторами (Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский и др.).

Одной из форм проявления познава­тельной активности у дошкольника являются те вопросы, ко­торые ребенок задает взрослым. С помощью вопросов дети рас­ширяют свои представления о действительности, осваивают новые способы взаимодействия с нею. Содержание и разнообра­зие таких вопросов являются важнейшим показателем ум­ственной одаренности.

Так, в выполненном исследова­нии, И.А.Бурлакова проводила сравнительный анализ вопро­сов, которые задают взрослым по картинкам умственно одарен­ные дети и обычные дети, посещающие детский сад. Оказалось, что все детские вопросы можно разделить на две большие группы. Вопросы первой группы направлены как бы на состав­ление описания происходящего на картинке («Где бегут лисич­ки?», «Что у обезьянки в руке? » и т.п.).

Вопросы второй группы расширяют изображенную ситуацию, с их помощью дети пытаются раскрыть суть происходящего, понять его причины («О чем спрашивает учитель?», «Какую книжку читает обе­зьянка?», «Почему один бежит первым, а другой отстает?» и пр.).

Если обычные дети задают к каждой картинке по 1-3 во­проса первой группы, то дети одаренные — по 5-6 вопросов второй группы [З,64].

Естественно, что подобные проявления познавательной ак­тивности умственно одаренного ребенка позволяют ему всту­пать в более длительное и содержательное взаимодействие со взрослым по сравнению с обычными детьми, осваивать новые стратегии анализа различных ситуаций.

При этом ядром умственной одаренности являются ум­ственные способности ребенка. Одним из подходов к анализу развития детских способностей является подход, разработан­ный Л.А.Венгером и его сотрудниками на основе теории Л.С.Выготского [4,138].

Л.С.Выготский подчеркивал, что во всяком приобретении человеческой культуры отложились, материализовались исто­рически складывавшиеся человеческие способности (психичес­кие процессы определенного уровня организации).

Поэтому развитие ребенка может быть проинтерпретировано как процесс освоения им тех же общечеловеческих способностей.

Данные теоретические положения легли в основу концеп­ции развития детских способностей, разработанной Л.А.Вен­гером и его коллегами. Согласно этой концепции под способно­стями понимаются ориентировочные действия, осуществляемые путем использования существующих в культуре средств. Освоение данных средств психику ребенка, дела­ет ее осознанной и произвольной[3,100].

При таком подходе способности выступают как основные интегративные единицы психического развития ребенка. Ис­пользование любого, культурно заданного средства требует от ребенка обращения к способу его использования. Тем самым закладывается основа для подчинения натуральных форм пове­дения культурным, произвольным на основе освоения нужного способа действия. То есть развитие характеризуется не механи­ческим овладением и накоплением новых действий, достижени­ем определенных результатов, а появлением нового способа и произвольности его построения и использования. Именно в этом случае у ребенка возникает возможность выхода в субъ­ектную позицию, когда он не просто заучивает заданное взрослым, а сам, исходя из собственных потребностей, формы взаимодействия с реальностью.

Естественно, что существует особая логика в становлении способностей ребенка. В основу анализа динамики развития способностей может быть положена характеристика тех средств, ко­торыми овладевает ребенок. Хорошо известно, что сам Л.С.Вы­готский в качестве основного средства выделял знак, и прежде всего, понятие[7].

Однако, в более поздних исследованиях (А.В.За­порожец, Л.А. Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) было показано, что для ребенка дошкольного возраста характерным является ис­пользование образных средств: сенсорных эталонов, наглядных моделей, схем, планов, которые на образном уровне позволяют ребенку анализировать действительность, выделять в ней наи­более существенные для решения задачи связи и отношения. Действия с подобными средствами позволяют ребенку справ­ляться со своими непосредственными побуждениями, произ­вольно организовывать свое поведение.

Еще в исследованиях А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и других было показано, что при переходе от преддошкольного возраста к дошкольному (от 3 до 4 лет) при реше­нии ребенком самых разных задач происходит переход от на­правленности на предмет к направленности на себя, на поиск нового способа взаимодействия с реальностью. Естественно, что ребенок-дошкольник не осознает все составляющие выполняе­мого им действия, не осознает применяемого им способа во всей полноте. Но уже появляется осознание самого факта примене­ния нового способа, направленность на произвольное и осоз­нанное его построение и использование.

При таком подходе одним из основных вопросов при обсуж­дении проблемы детской одаренности является вопрос о видах способностей ребенка-дошкольника с позиции развития различ­ных способов опосредствования. Специальные исследования по­казали, что можно выделить две основные группы таких спо­собностей.

Первая группа — это способности к наглядному моделиро­ванию [2; 4; 14], с помощью которых ребенок направляет себя на раскрытие объективных связей и отношений действитель­ности. При решении задач на развитие способностей к нагляд­ному моделированию ребенок должен отвлечься от своего от­ношения к реальности, от собственных эмоций и выявить объ­ективные характеристики действительности, применяя су­ществующие в культуре средства, в данном случае — нагляд­ные модели. Например, в задачах на составление плана комнаты для игры в прятание предметов ребенок должен выявить существенные для решения задачи пространственные отноше­ния между предметами, отвлекаясь от своих непосредственных впечатлений (яркая картинка или новый предмет в помещении групповой комнаты).

Вторая группа способностей — это способности к символи­зации, посредством которых ребенок проявляет и обобщает свое отношение к действительности. Здесь ребенок с помощью су­ществующих в культуре средств (цвет, форма, структура пред­метов, персонажи сказок и т.п.) выражает свою субъективную позицию по отношению к реальности. Например, в живописи с помощью цвета ребенок проявляет свое собственное осмысление ситуации в символической форме (что для него является злым, добрым, грустным, веселым).

В реальной деятельности ребенка представлены обе группы способностей: способности к наглядному моделированию (напри­мер, последовательности действий в соответствии с игровой ролью, т.е. создание и удержание модели ролевого по­ведения) и способности к символизации (передача с помощью роли в игре определенной жизненной позиции, т.е. использова­ние роли для символического отображения смыслов и ценно­стей человеческого взаимодействия).

Следует отметить, что использование способностей к знако­вому и символическому опосредствованию может включаться в решение двух основных типов задач, на которые указывают практически все авторы моделей развития детских способно­стей и одаренности. Первый тип задач — задачи собственно интеллектуальные (закрытого типа), в известном смысле ре­продуктивные, требующие использования знакомого способа решения, хотя и на новом материале.

Второй тип задач — творческие задачи, открытого типа, в которых от ребенка требуется применение нового способа ре­шения. У детей дошкольного возраста уровень решения подоб­ных задач характеризуется, прежде всего, уровнем развития воображения. Воображение позволяет ребенку, отталкиваясь от отдельных признаков предмета, строить новый целостный об­раз.

При подобной характеристике развития способностей как процесса освоения ребенком способов применения различных средств (знаковых и символических) при решении различных типов задач (собственно интеллектуальных и творческих) необ­ходимым компонентом умственной одаренности дошкольника оказывается высокий уровень развития действий опосредствования, проявляемый в задачах разного типа.

Различия в уровне развития способностей позволяют ис­пользовать дифференцированные образовательные начиная с дошкольного возраста. При этом нечеткая теоретиче­ская проработанность вопроса о специфике одаренности в раз­личные периоды развития не всегда позволяет в достаточной степени обоснованно использовать различные образовательные технологии, что особенно явно проявляется при работе с ум­ственно одаренными детьми дошкольного возраста. Уже стало типичным создавать для умственно одаренных дошкольников мини-гимназии, мини-лицеи и т.п., где дети дошкольного воз­раста начинают фактически ускоренное обучение по школьным программам. При этом абсолютно выпускается из вида, что те закономерности развития, которые действуют по отношению к обычным детям, действуют и по отношению к детям одарен­ным. Еще Л.С.Выготский подчеркивал, что: «…воспитание ненормальных, калек и талантов издавна считается как бы экстерриториальным в педагогике, т.е. таким, на которое не распространяются общие законы. Надо сказать, что этот взгляд глубоко ошибочен, и экстерриториальность этой области ей принадлежит не по праву, и присвоена по ошибке — в силу естественного непонимания неизученных еще феноменов. Об­щие законы педагогики только тогда и могут быть научными законами, когда они остаются одинаково приложимыми ко всей области воспитания» [7, 347]. То же самое в полной мере можно отнести и к законам психологическим, законам развития, которые характеризуют его ключевые механизмы и основные этапы.

Однако, уровень познавательной активности и уровень раз­вития умственных способностей, представляющих собой си­стему опосредствованных ориентировочных действий, не могут полностью охарактеризовать умственно одаренного дошкольни­ка. Важнейшим компонентом умственной одаренности в этом возрасте является возможность реализации своих способностей в специфически дошкольных видах деятельности (игре, кон­струировании, литературно-художественном творчестве и др.).

Подобная реализация характеризуется, прежде всего, наличием предварительных замыслов.

Для умственно одаренных детей характерно предваритель­ное планирование своей деятельности: игры, рисования, ап­пликации. Замыслы отличаются развернутостью и продуман­ностью последовательности будущих действий, богатством и оригинальностью, проявлением собственной индивидуальности. В то же время они вполне реалистичны, то есть соответствуют возможностям детей и наличию необходимых материалов.

При этом умственно одаренный ребенок легко осваивает не­обходимые действия для реализации своих замыслов и оказы­вается вполне успешным или в разных видах деятельности, или хотя бы в одном из них.

Модель детской одаренности

Если вернуться к конкретизации предложенной нами моде­ли одаренности по отношению к дошкольному возрасту, то можно представить ее в виде трех блоков.

Первый блок — это мотивация к соответствующему виду деятельности. В случае умственной одаренности —