«Жизненные ориентации подростков»

Содержание скрыть

Одна из важнейших задач современной школы — освободить психологически здорового человека, имеющего правильные жизненные позиции и ориентиры. Подростковый возраст — период активного формирования ценностной структуры человека. Именно в то время у подростков сформировалась система принципов, точек зрения, ценностей, идеалов и убеждений, единое понимание мира. Жизненные позиции начинают складываться в определенном мировоззрении. В связи с этим в условиях образовательного учреждения очень важно предоставить подростку психологически безопасную среду, способствующую формированию ценностных ориентаций, а также обеспечивающую гармоничное развитие личности в целом.

В современной психологии ценностные ориентации считаются стержнем сознания, они являются важнейшим элементом внутренней структуры личности, концентрируя жизненный опыт личности и представляя систему переживаний.

ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Проблема семантико-ценностной ориентации и жизненных перспектив личности была вызвана, прежде всего, комплексной методологической значимостью этих категорий для философского, психологического, педагогического и социологического научного знания. Человек не может существовать в реальном мире без ценностно-смысловых ориентаций и перспективы более далеких идеальных целей, устанавливающих перспективу всей его жизни (В. Франкл), которые определяются сообществом, социальной группой, к которой человек он чувствует свою принадлежность.

В психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но сегодня они не теряют своей актуальности. Несомненно, что иногда радикальные изменения, происходящие в обществе, влияют на восприятие своего жизненного пути и представление о своих жизненных перспективах, особенно среди подростков. Для подростков, у которых самосознание, система норм и ценностей продолжает формироваться в условиях, установленных обществом, проблема понимания собственных жизненных перспектив особенно актуальна, поскольку они сталкиваются с проблемой личного и профессионального самоопределения.

Понятие «жизненная перспектива» разработано в контексте событийного подхода (С.Л. Рубинштейн, планирование целей К.А. (В.И. Мудрак, И.А.Ральникова, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин).

2 стр., 769 слов

Курсовая Проблема личности в психологии и педагогике

... и т.п.). Ц елью курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний в области изучения проблемы личности в психологии и педагогике, а также развитие ... исследования – общественные отношения, связанные с характеристиками личности в психологии и педагогике. Предмет исследования является деятельность и ценностные ориентации личности в психологии и педагогике.

Среди зарубежных авторов, рассматривающих данную проблему, можно указать Р. Кастенбаум, К. Левин, Дж. Наттен и др. изучение жизненных перспектив человека дает возможность взглянуть на то, как человек представляет свое будущее, как он связан с прошлым и настоящим, какое место оно занимает в субъективной картине Жизненный путь индивида как правило поведения Поэтому проблема влияния субъективных представлений на жизненные перспективы индивида на организацию его жизни актуальна для психологии.

К.К. Платонов понимает ценностные ориентации как составную часть структуры личности, которая выражает внутренние особенности отношений личности с действительностью [10].

В.Д. Шадриков [13] и Е.А. Климов [6] рассматривают систему ценностных ориентаций как важный механизм регулирования деятельности, в результате чего ценности становятся важнейшим внутренним источником развития личности и определяют ее жизненные перспективы.

Изучая ценностные ориентации молодого человека, С.В. Молчанов обнаружил, что ценностная структура современной молодежи характеризуется повышенным вниманием к достижениям и личному успеху. Значимость доброжелательности (заботы о благополучии других людей и общества) значительно снижается, и наименее предпочтительными являются ценности традиций [10].

В работах польского ученого Б. Идзиковского большое внимание уделяется системе и типам ценностных ориентаций подростков. Система состоит из трех основных компонентов: когнитивного, эмоционального и деятельностного. Выявленные компоненты образуют два основных типа ценностей: признанные — состояние сознания субъекта, которое называется ценностными и воспринимаемыми ориентациями — отражаются в деятельности субъекта, они определяются как жизненные ориентации [3].

Исследования в области ценностей современного общества применительно к современной молодежи были и остаются актуальными [1].

Таким образом, анализ психологической и психолого-педагогической литературы позволяет рассматривать ценностные ориентации как совокупность мотивов, потребностей, интересов, норм поведения личности, которые могут определять установки на отношения, толерантность и социально значимую деятельность.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

С целью исследование жизненных ориентаций подростков был проведен эксперимент, в котором приняли участие учащиеся 9 классов, в количестве — 36 человек.

Использовались следующие методики:

Для определения ценностных ориентаций подростка: «Ценностные ориентации» (М. Рокич) [5], «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) [8].

Для определения психологической безопасности: «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина) [5], «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте) [9].

17 стр., 8045 слов

Тревожность как характеристика личности

... самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях ... исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека ... эмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместе с ...

С помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» психологи проанализировали иерархию ценностей по двум классам: терминальные и инструментальные. По результатам подсчёта, выяснили, что подростков по классу терминальных ценностей преобладают такие ценности, как «здоровье» (24 %), «материально-обеспеченная жизнь» (20 %), «развлечения» (18 %).

Абсолютно незначимыми оказались терминальные ценности — «творчество», «уверенность в себе», «развитие».

В иерархии инструментальных ценностей преобладающими оказались следующие ценности: «жизнерадостность» (28 %), «образованность» (18 %), «смелость в отстаивании своего мнения, взглядов» (18 %).

Незначимыми оказались такие инструментальные ценности как «самоконтроль», «терпимость», «широта взглядов».

С помощью методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) исследовали реализацию ценностных ориентаций личности в реальных условиях. Исследование показало, что наиболее выраженными ценностями у подростков являются «высокое материальное благосостояние» (28 %), «здоровье» (24 %), «приятное времяпрепровождение», «отдых» (16 %).

Наименее выраженные ценности — «поиск и наслаждение прекрасным» (1 %), «помощь и милосердие к другим людям» (1 %).

По результатам проведенных методик и их качественного анализа, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладают материальные, физиологические и гедонистические ценности, наименее значимыми являются социальные и духовно-нравственные ценности.

Методика «Шкала самооценки уровня тревожности» (Спилбергера-Ханина) позволила измерить уровень ситуативной и личностной тревожности. По полученным результатам по шкале ситуативной тревожности большинству подростков присущ умеренный уровень тревожности (66 %), высокий уровень тревожности наблюдается у 17 % подростков, низкий уровень присущ 17 % от общего числа испытуемых.

По шкале личностной тревожности большинству испытуемых присущ умеренный уровень тревожности (58 %), высокий уровень наблюдается у 34 % испытуемых, низкий — у 8 % от общего числа испытуемых.

Опросник «Индекс жизненного стиля» (Плутчик-Келлерман-Конте) предназначен для исследования уровня напряженности 8 основных психологических защит (вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, проекция, компенсация, гиперкомпенсация, рационализация).

По результатам проведенной методики наиболее выраженными оказались такие механизмы психологических защит как проекция (16 %) и рационализация (15 %).

Проекция — это собственное подсознательное влечение (достоинство или недостаток) переносимое на другого человека. Рационализация — это создание такой логической схемы, которая сохраняет от неприятной ситуации.

Следовательно, можно отметить, что у подростков выражен умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности, а также развиты такие механизмы психологической защиты как проекция и рационализация.

17 стр., 8055 слов

Коррекция девиантного поведения подростков

... Возраст испытуемых 14,5+ 0,5 лет. Структура ВКР подросток поведение девиантный Глава 1. Коррекция девиантного поведения подростков как педагогическая проблема Глава посвящена теоретическому анализу проблемы развития девиантного поведения у подростков. ... девиантного поведения в педагогике рассматривается, основным способом, в отношении подросткового и молодежного возрастных этапов формирования, в ...

По результатам проведенных методик для определения ценностных ориентаций подростка и их качественного анализа, можно сделать вывод о том, что у подростков преобладают материальные, физиологические и гедонистические ценности, наименее значимыми являются социальные и духовно-нравственные ценности.

По шкалам личностной и ситуативной тревожности большинству испытуемых присущ умеренный уровень тревожности.

Наиболее выраженными оказались такие механизмы психологических защит как проекция и рационализация. Проекция относится к деструктивном виду психологической защиты, а рационализация к конструктивному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следовательно, можем сделать вывод, о том, что ценностные ориентации влияют на формирование личности. Из проведенного исследования явно прослеживается, что материальные, физиологические и гедонистические ценности свойственны подросткам с умеренной ситуативной и личностной тревожностью, а также подросткам, которые используют такие механизмы психологических защит как проекция и рационализация. Тем самым, формируя у подростков социальные и духовно-нравственные ценности, мы, возможно, сможем снизить ситуативную и личностную тревожность, снизить частоту использования механизмов психологической защиты.

Cписок литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/po-obschestvu-na-temu-orientatsii-lichnosti/

  1. Бадретдинова Г.З. О молодежной духовной культуре: проблема поворота к человеку как «ценности» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 9.

  2. Варданян Ю.В., Руськина Е.Н. Субъектная и компетентностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования // Интеграция образования. — 2011. — № 1. — С. 79—82.

  3. Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше. М., 1997. — 349 c.

  4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 539 с.

  5. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

  6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. — 57 с.

  7. Котик М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. СПб. : Питер, 2006. — 207 с.

  8. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» (С.С. Бубнова) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

  9. Методика «Индекс жизненного стиля» (опросник Плутчика-Келлермана-Конте) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:

    4 стр., 1733 слов

    Ценность и ценностные ориентации

    ... ценностные ориентации. (студенты, состоящие в студенческом отряде) Предмет – специфика ценностей и ценностных ориентации молодежи. Цели курсовой работы состоит в изучении ценностных ориентаций молодежи состоящих в студенческих отрядах. Задачи: Изучить понятий ценность и ценностная ориентация; рассмотреть типологию ценностей, ...

  10. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 254 с.

  11. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. М.: Бахрах-М, 2013. — 656 с.

  12. Руськина Е.Н. Формирование психологической защиты школьников от манипулирования: основные положения // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2009. — № 1. — С. 316—321.

  13. Шадриков В.Д. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: ВЕКС, 1998. — 165 с.

Приложение А

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни»

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные

инструментальные

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция:

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

3 стр., 1094 слов

Ценности и ценностные ориентации личности

... субъектов общества. Отношение к ценностям — это ценностное отношение. 2. Классификация ценностей 2.1 Ценностные ориентации и их социальная обусловленность ... и личности, но эти явления не принято называть ценностями. Следовательно, понятие «значимость» более широкое, чем «ценность». Ценность — ... возможно говорить об огромной ценности атмосферы для жизни людей. 2. Ценность возникает в ходе практической ...

Применение методики изучения ценностных ориентаций

1. Индивидуальная диагностика.

С этой целью методика может применяться как вспомогательная, дополняющая данные, полученные, с помощью ТАТ и других многосторонних диагностических методов.

Анализируя индивидуальную иерархию ценностных ориентации, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой «последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между собой «блоков». Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и «абстрактные» ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.).

Возможно Объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь).

Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

Возможно объединение ценностей активных (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусство, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность).

Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Разумеется, перечисленными вариантами не исчерпываются все возможности субъективного структурирования испытуемым своей системы ценностных ориентации. Искусство психодиагноста заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность. Более того, если ни одной закономерности выделить не удается, то можно либо говорить о несформированности у испытуемого системы ценностных ориентации (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо подозревать фальсификацию ответов.

9 стр., 4156 слов

Ценности и смысл человеческого существования

... людей во всех сферах жизни, вместо творчества как свободно­го самопроявления личности насаждалась ориентация на указания "сверху", личность тотально подавлялась, включая и ее ценности. ... отдавалась на откуп идеалистической философии, поскольку именно в ее лоне эта проблематика разрабатывалась по ... тем самым его значимость для человека. Выходит, значимость и ценность - одно и то же? Нет, ценность ...

2. Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.

Много дополнительной информации можно получить, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования.

Одна из возможных дополнительных инструкций — инструкция на «Я-идеальное»: «Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть. Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?» Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я-идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество. Напротив, снижается ранговое место таких ценностей, как любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание, свобода,, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В том же исследовании использовалась еще одна дополнительная инструкция:

«Расположите Ценности так, как это сделали бы, по-Вашему, большинство людей». Характерно, что большинство ценностей при ранжировании по стандартной инструкции (Я-реальное) занимают среднее положение между местом при ранжировании по инструкции «большинство людей» и местом при ранжировании по инструкции «Я-идеальное».

Может быть задан и более абстрактный идеал: «Расположите ценности так, как это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях». В исследовании, проведенном на студентах МГУ, из числа испытуемых-мужчин 58% описывали совершенного мужчину, для остальных пол не играл роли. Из испытуемых-женщин для 50% пол не играл рол», 40% описывали мужчину и лишь 10% -женщину. В иерархии ценностных ориентации по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах; более низкое место в идеале отводится любви, семейной жизни, творчеству, работе. Аналогичная динамика наблюдается и у мужчин, у которых, помимо этого, смешение вверх обнаруживают также аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз — образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость. Интересно, что представления женщин об идеальном мужчине ближе к ценностным ориентациям реальных мужчин, чем мужские идеалы. Ценностные идеалы отличаются большим разнообразием; обобщенные ценностные идеалы мужчин и женщин рисуют’ образ человека, прочно стоящего на ногах, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своего лица.

Возможны и другие дополнительные инструкции. Например, можно предложить после стандартной инструкции расположить ценности так, как испытуемый сделал бы это 5 или 10 лет назад, а также через 5 или 10 лет.

Дополнительные вопросы после основной серии теста:

  1. В каком порядке и в какой степени (полностью, частично) реализованы эти ценности в Вашей жизни?

  2. Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?

    4 стр., 1682 слов

    Роль философии в жизни человека и общества

    ... 3. Роль философии в развитии и жизни человека и общества Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть ... новой формы философского мышления - современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир ... опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания ...

  3. Как, на Ваш взгляд, расположил бы эти ценности человек идеальный, совершенный во всех отношениях?

  4. Как расположили бы эти ценности, по Вашему мнению, большинство людей?

  5. Как это сделали бы Вы пять или десять лет назад?

  6. Как Вы думаете, в каком порядке Вы расположите эти ценности через пять или десять лет?

  7. Как ранжировали бы эти ценности близкие Вам люди?

Большее удобство для испытуемого (и большую точность результатов) дает использование не списков, а наборов отдельных карточек, на каждой из которых указана определенная ценность. Человек, сортирующий карточки, более сосредоточен и видит картину всех представленных ценностей более полно.

Обработка результатов

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки на тех или иных основаниях.

  1. Так, например, среди терминальных ценностей выделяются:

  1. Среди инструментальных ценностей выделяются:

  • этические ценности, ценности общения, ценности дела

Полученные результаты по выявлению ценностных ориентаций важны:

  • в профориентации сотрудников при смене профессии или места работы;

  • при консультировании по вопросам карьерного роста;

  • в процессе диагностики командной сплоченности (поскольку существенными признаками командной работы выступают общие цели, ценности и подходы к реализации совместной деятельности);

  • при диагностике корпоративной культуры, особенно глубинного ее уровня, который включает скрытые убеждения, неосознаваемые установки и верования сотрудников и руководства, отражающие отношение к миру в целом, к человеку и к работе. Этот уровень очень важен для изучения, так как оказывает большое влияние на реальное поведение сотрудников;

    4 стр., 1828 слов

    Судьба и смысл жизни человека

    ... человеком целей. Человек задает такие вопросы как: «В чём состоят жизненные ценности?» «Что является целью жизни?» «Зачем (для чего) жить?» Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, ... 3 Судьба человека Судьба - термин, у которого есть несколько определений: 1) предназначение (идеал) 2) совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь влияют на бытие человека, ...

  • при исследовании степени корпоративной идентичности, влияющей на лояльность сотрудников;

  • при изучении мотивационной сферы сотрудников;

  • при изучении и проектировании стандартов поведения в компании;

  • при проведении работы по профилактике сопротивления изменениям и т. д.

Для практиков важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности. Если закономерности выявить не удается, то можно предположить наличие у испытуемого противоречивой системы ценностей (или неискренность).

В таком случае лучше повторить исследование и дополнить его данными, полученными с помощью других методик.

Приложение Б

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич), Дата тестирования_________________, Фамилия, имя ____________________________________________________________

Класс_____________________________

Запрос_________________________________________________________________________, Список А (терминальные ценности):, Список Б (инструментальные ценности):

Методика «ЖИЗНЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ» (О.И.МОТКОВ)

Методика разработана с целью изучения жизненных ориентаций и особенностей их осуществления в процессе жизнедеятельности.

Жизненные предназначения

содержание

В данной методике достаточно высокая степень оптимальности (гармоничности) процесса осуществления жизненных задач определяется через комплекс характеристик локуса контроля, осознанности и действенности предназначений, жесткости и широты жизненных ориентаций. Рассматриваются в первую очередь внутренние факторы, в большей или меньшей степени благоприятствующие организации успешного процесса самореализации предназначений. Оптимальным считается наличие у испытуемого этих особенностей на достаточно высоком уровне. Однако выраженность таких характеристик на близком к максимальному или на максимальном уровне считается уже не оптимальной, а псевдооптимальной, псевдовысокой. Методика в большей степени выявляет, помимо содержания предназначений, факторы, организующие процесс самореализации жизненных предназначений, а также показатель включенности опрашиваемого в их осуществление. Фундаментальная характеристика общей гармоничности и конструктивности жизни личности включает в себя и другие важные аспекты ее мотивации и жизнедеятельности, например, ценностные и процессуальные стороны образа жизни, особенности культурно-психологических стремлений и умений, общекультурных тенденций, и т.п.

Минимальный рекомендуемый возраст для работы по методике — 14-15 лет.

Инструкция

Шкала возможных ответов

1 2 3 4 5

Нет Скорее, нет Когда как Скорее, да Да

Если, например, на вопрос №4 Вы выбрали ответ «Скорее, нет», то напротив номера этого вопроса в бланке ответов нужно поставить цифру «4». Таким образом даются ответы на все вопросы, кроме последнего №23. На него нужно дать письменный словесный ответ.

В О П Р О С Ы (методика «Жизненное предназначение»)

1. Мне больше нравится работа с четкими, подробными инструкциями, до мелочей определяющими, что и как нужно делать, с жестким графиком работы и сроками выполнения

2.Большую часть жизни я хочу посвятить творчеству

3.Часто мне хочется что-то делать знакомым , известным способом, чем постоянно искать

какие-то новые, неизвестные мне пути

4.Я скорее выберу работу со свободным графиком посещения, в которой имеется широкий простор для творчества и дается лишь самая общая задача

5. В жизни я предпочел бы руководить людьми, направлять и контролировать их

6.По натуре я скорее помощник и исполнитель

7.Мне удается хорошо организовывать различные дела

8.Я чаще предпочитаю роль подчиненного, а не руководителя

9.Важнейшей задачей моей жизни является помощь другим людям

10.В жизни главное для меня — это удовлетворение собственных желаний, получение удовольствий

11.Одной из важных задач своей жизни считаю создание семьи (или жизнь в семье, если она есть)

12.Я предпочитаю больше заботиться о себе, чем помогать другим

13.Считаю себя хозяином своей судьбы

14.Я хорошо понимаю, к чему я больше всего предназначен в жизни

15.Мой жизненный путь, видимо, больше зависит от внешних обстоятельств

16.Мое жизненное предназначение совершенно туманно для меня

17.Каждому человеку природой дано только одно жизненное предназначение

18.Человек в течение жизни обычно выполняет несколько больших жизненных задач

19.Думаю, что мне удастся выполнить мое главное предназначение

20.Я уже осуществляю свое свои главные жизненные задачи

21.В жизни я в основном ориентируюсь на решение ситуативных, суетных задач (на бытовые, учебные, рабочие и другие текущие вопросы)

22.Что бы я ни делал, в конечном итоге возвращаюсь к размышлениям над общечеловеческими и мировыми вопросами

23.Мое жизненное предназначение состоит в …(дайте письменный ответ)

К Л Ю Ч к методике «Жизненное предназначение»

№№ Изучаемый фактор №№ вопроса

СОДЕРЖАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЙ (ЖП)

Исполнитель — творец

Исполнитель, рутина 1, 3

Творец, творчество 2, 4

Руководитель — подчиненный

Руководитель, руководство 5, 7

Подчиненный, подчинение 6, 8

Поддержка других — поддержка себя

Поддержка других 9,11

Поддержка себя 10,12

Ситуативная ориентация — Духовная ориентация

Ситуативная (бытовая, учебная и т.п. — на конкретные дела) 21

Духовная (широкомасштабная, общечеловеческая, космическая) 22

ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ или НЕ БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЙ

Локус контроля

Внутренний 13

Внешний 15

Осознанность жизненных предназначений (ЖП)

Высокая 14

Низкая 16

Жесткость направленности ЖП

Однонаправленность 17

Разнонаправленность (несколько ЖП) 18

Вера в осуществимость ЖП, Действенность ЖП, Осознанность ЖП в вербальном плане 23, Гожп – потенциальная гармоничность осуществления ЖП.

Гожп = ( сумма баллов по №№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19) / 7;

(интегральный показатель, подсчитывается после предварительного перевода баллов по

№№ 15, 16 и 17 по обратной шкале).

Благоприятствующими, Неблагоприятствующими

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

содержательных

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЙ (ОРИЕНТАЦИЙ)

преобладающих жизненных ориентаций

По каждому типу ориентаций (кроме Ситуативной и Духовной) вычисляются сред-

Выраженной ориентацией

Возможны случаи, когда у опрашиваемого нет выраженных ориентаций, или, наоборот, когда у него сразу несколько таких предназначений.

2. Затем определяется, на каком уровне выражена каждая жизненная ориентация (см. таблицу 1).

Когда ориентация определяется только по одному ответу (это Ситуативная и Духовная ориентации), то уровни определяются в таких случаях по упрощенным правилам: ответы «4» или «5» — высокий уровень (В), ответ «3» — средний (С), ответы «1» или «2» — низкий уровень (Н).

NB – Определение уровня не заменяет числовых данных, а является лишь дополнением к ним. В таблице результатов числовые данные обязательны.

процент случаев

по группе испытуемых вычисляется среднее арифметическое.

ПОКАЗАТЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ И АКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЙ

4. Далее по ответу на вопрос № 20 определяется важный показатель — уровень действенности жизненных предназначений — уровень Джп, т.е. уровень активности процесса их осуществления. Так как здесь уровень определяется только по одному ответу, то применяем для этого упрощенные правила определения уровня (см. пункт 2 «Обработки результатов» настоящей методики).

Уровень общегруппового среднего определяется по таблице 1, для Хср 3,55 балла, определенного по среднегрупповым данным.

  • гармоничность внутриличностных факторов осуществления жизненных предназначений (Гожп).

№№ 15, 16 и 17

1 2 3 4 5

5 4 3 2 1 «Положительные» ответы

гармоничности осуществления предназначений

Гожп = (сумма баллов по №№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19) / 7 .

среднее арифметическое

По таблице 1 определяем уровень выраженности показателя Гожп . Уровни были определены с учетом средних арифметических обследованных групп. Обобщенное среднее находится в районе Хср = 3,55 балла.

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности осуществления жизненных предназначений Гожп (балльные показатели – при Х ср = 3,55 балла)

_

________________________________________________________________________________

Примечание: для определения уровня гармоничности показателя Гожп методики «Жизненное предназначение» применяем уровни для Хср = 3,55 балла, в соответствии со средненормативными данными. Лица с псевдовысоким уровнем часто обнаруживают завышенную, нереалистичную самооценку и высокие амбиции, что создает состояние потенциальной неустойчивости в стрессогенных обстоятельствах. Поэтому этот уровень оценивается как более низкий, чем высокий уровень гармоничности личностных характеристик осуществления предназначений.

Дополнительно может быть определен

показатель уровня конструктивности осуществления жизненных предназначений — уровень Кожп. Он учитывает как уровень потенциальной гармоничности личностных факторов осуществления ЖП — уровень Гожп, так и уровень действенности ЖП — уровень Джп. В итоге получаем уровень не потенциальной, а реальной гармоничности осуществления предназначений . Уровень конструктивности (реальной гармоничности) осуществления ЖП — уровень Кожп — определяем по таблице 2.

Таблица 2.

Шкала определения уровня реальной гармоничности целостных показателей базовой личности (для методик пакета «Гармония» – здесь — для показателя уровня конструктивности осуществления жизненных предназначений Кожп)

— №№ Уровень Гарм-сти Уровень Действенности Уровень конструктивности осуществления ЖП ЖП осуществления ЖП

( Ур

Г ожп) (Ур Д жп ) (Ур К ожп )

1 В В В

2 ПВ В В

3 С В СВ

4 В ПВ В

5 ПВ ПВ ПВ

6 С ПВ В

7 В С СВ

8 ПВ С В

9 С С С

10 Н В С

11 Н ПВ С

12 Н С НС

13 В Н Н

14 ПВ Н Н

15 С Н Н

16 Н Н Н

Примечание: В – высокий уровень, СВ – средневысокий уровень, ПВ – псевдовысокий уровень, С – средний уровень, НС – низко-средний уровень, Н – низкий уровень гармоничности результатов по методике. Ур Гожп – уровень потенциальной гармоничности осуществления жизненных предназначений, Ур Джп – уровень действенности жизненных предназначений, Ур Кожп – уровень конструктивности (реальной гармоничности) осуществления жизненных предназначений.

Приложение В

(адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича)

Ход работы:

Инструкция 1: «Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Укажите, какие из них являются для Вас ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимый – 5)»

БЛАНК 1. (Т – ценности)

Содержание целей (ценностей) жизни

Балл от 1 до 5

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)

Здоровье (физическое и психическое)

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

Интересная работа

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком )

Свобода как независимость в поступках и действиях

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Хорошие и верные друзья

Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческое деятельности)

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

Активная, деятельная жизнь

Равенство (братство, равные возможности для всех)

Инструкция 2: «Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются для Вас нужными, ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)».

БЛАНК 2. (И – ценности)

Качества личности (как ценности)

Балл от 1 до 5

Высокие запросы (высокие притязания)

Чуткость (заботливость)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)

Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

Исполнительность (дисциплинированность)

Нетерпимость к недостаткам в себе и других

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения )

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Обработка результатов методики «Определение сформированности ценностных ориентаций»:

Ценностные ориентации разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности).

Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

В первую очередь необходимо определить степень сформированности механизма дифференциации, то есть умение сделать ценностный выбор. Об этом судят по разбросу баллов, которые испытуемый использует для оценок. По этому показателю выделяют три группы испытуемых:

  1. используют все оценки пятибальной шкалы (это свидетельствует о сформированности механизма дифференциации);

  2. пользуются только двумя оценками (механизма дифференциации находится только на начальной стадии формирования);

  3. используют только один балл или вообще не могут дать оценки (это свидетельствует о несформированности механизма дифференциации).

Далее проводится качественный анализ ценностных ориентаций испытуемого – в соответствии с полученным баллом выделяют наиболее и наименее значимые ценности. Такой анализ применим только к первой группе испытуемых. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности. Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики направленности личности, так как показывают незначимость этих целей и средств личности. Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни.