Евгений Соколков — Психология познания: методология и методика познания

Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающего мира. Первые представления людей о мире были мифологическими. Особенность их была в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов).

Следовательно, наиболее архаические представления людей были неизбежно сильно психологизированы – сам мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений.

Донаучная психология. Действительно, все мифы творения предполагают первых создателей – творцов мира и вселенной. Это были: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Ве (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриархата), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Идзанами (Япония) и многие другие у различных народов.

Во всех мифах обнаруживаются важные первоначальные затруднения: грехопадение (Библия, Талмуд), нарушение запрета (например, индейская история Пойа), трудный выход из-под земли (североамериканские индейцы), убийства (Древня Греция, Скандинавия, Библия), кражи (полинезийский Мауи, древнегреческий Прометей), излишнее любопытство (Пандора).

В основе каждой из таких трудностей лежат те или иные мотивы мифологических героев – ясно видно, насколько хорошо люди уже представляли себе психологические механизмы человеческих поступков, их многообразие и сложность.

9 стр., 4157 слов

Коммуникации в структуре человеческой цивилизации 2

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Академия социологии и социальнойинформатики Факультет социальной информатики РЕФЕРАТ на тему: «Коммуникации в структуречеловеческой цивилизации» & …

Особенная мифологическая тема – любовь. Тема по истине бесконечна, порой кажется, что любовь в различных ее версиях и события вокруг нее составляют основное содержание ранней культуры.

Житейская психология. Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова “житейская” можно говорить также “повседневная психология” или “обыденная психология”. Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания. Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу.

10 стр., 4657 слов

Психология межличностного взаимодействия людей

... межличностного взаимодействия и взаимодействия людей. Цель - охарактеризовать межличностное взаимодействие и общение людей. Целью курсовой работы является раскрытие специфики общения в структуре межличностных отношений и человеческого взаимодействия. В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии ...

Во-первых, это народные пословицы и поговорки, в которых собраны многочисленные наблюдения и сформулированы житейские закономерности: Яйца курицу не учат, Стерпится – слюбится, Что город, то норов, что деревня, то обычай, Лицом хорош, да душою непригож, Не силен – не борись, не богат – не сердись, Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй, Рука руку моет, Любовь не тетка, придет – не выгонишь, У кого много причин, тот много врет, Старые дураки глупее молодых, Седина в бороду – бес в ребро. Как видим, в них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

Во-вторых, это тексты по гуманитарным знаниям, а также по технике и естествознанию. В первую очередь – художественная литература, в которой мы находим множество тонких психологических наблюдений. Любое произведение подлинного искусства содержит идеи судьбы, течения и построения событий жизненного пути, поступков людей, т.е. самых важных и высших проявлений их психического склада, личностных качеств.

16 стр., 7822 слов

Психология как наука 4

… улучшения психологических условий в жизни человека в населенных пунктах. Методы психологии. Каждая наука имеет свой предмет и использует … и, как правило, не имеют вербализованной логической аргументации. Житейские психологические сведения, подчерпнутые из общественного и личного опыта, … влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь …

В-третьих, психологические знания и умения могут содержатся и в несловесной форме. Они опредмечиваются, материализуются во множестве продуктов, которые производит человек. Например, даже в простых орудиях труда (скажем, молотке) не только заложена специфическая операция, но и содержится способность человека этим орудием воспользоваться – это важная характеристика его уровня развития. Кстати, уровень психического развития ребенка мы также определяем часто в зависимости от того, какими орудиями и насколько успешно он умеет пользоваться (ложка, одежда, карандаш…)

Главные особенности житейской психологии: а) укорененность в культуре, мифологическое наследство, б) зависимость от исторического прошлого и национальных особенностей народа, в) высокая зависимость (в словесных выражениях) от господствующих в обществе идей – научных, политических, художественных…

Научная психология. Психология – очень старая и одновременно очень молодая наука. Как самостоятельная научная дисциплина существует чуть более ста лет, с тех пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX – начала XX века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает ‘psyche’ – душа, ‘logos’ – наука, учение. То есть – «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

5 стр., 2111 слов

Общая психология» : «Уровень развития восприятия младших школьников» ...

... младших школьников, по методике Р.С.Немова (дата: 28.12.2012). Теоретическая и практическая значимость Теоретическая значимость заключается в пополнении базы эмпирических фактов для дальнейшего развития ... Одной из центральных проблем для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность ... тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах ...

Предметом психологии является психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные явления. Одни из них, такие как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношения к миру и людям, управляют поступками человека, их называют мотивационными процессами – к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент – вместе они составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями, и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями – к ним относят волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание, личность, индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

7 стр., 3483 слов

Одтвердите фактами взаимосвязь философии и психологии

… фактами взаимосвязь философии и психологии Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает … человек, выделяют зрительный (визуальный), слуховой (аудиальный), моторный (кинестетическая) и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, слухово-двигательный) типы памяти. Память как психическая …

Первое, что потребуется вам для решения своих профессиональных задач, это умение различать объективные факты и психические (психологические, субъективные) факты. Главный признак последних в том, что они субъективны. Это означает, что они могут меняться в зависимости от того, о каком субъекте идет речь. Если субъектом являются отдельные люди, то факты способны меняться от человека к человеку, если субъектом является группа, то различные группы могут порождать различные факты. Предлагаемый критерий довольно точен – вам достаточно спросить себя: если бы здесь был другой человек, получили бы мы то же самое событие (явление, мысль, поступок, действие, операцию, суждение, отношение и проч.) или нет. Если ответ отрицателен, то это и означает, что вы имеете дело с психическими фактами. Они могут быть сколь угодно субъективны, но это и есть психические факты. В приведенных ниже примерах вы увидите, как различаются объективные и субъективные факты.

3 стр., 1335 слов

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Возрастная периодизация психического развития человека Возрастной период Хронологические рамки Социальная ситуация развития Ведущая деятельность Общение Психологические новообразования Ключевые понятия Кризис новорожденности От рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни …

7 стр., 3250 слов

Особенности психического и моторного развития умственно отсталого ...

... психического и моторного развития умственно отсталого ребенка в раннем возрасте Умственно отсталый ребенок уже в раннем возрасте имеет существенные вторичные отклонения в психическом и речевом развитии: сензитивный период формирования многих психических ... -двигательного аппарата. относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам. При олигофрении ...

1. Некий человек говорит о ком-то другом гадости – это факт объективный (говорит) и одновременно субъективный (он именно так говорит).

2. Человек жалуется на плохую память («не помню, как это произошло, у меня вообще трудности с памятью») – объективно фиксируется факт жалобы или отказа вспоминать. Субъективно же это может быть все, что угодно: действительно жалоба, просто нежелание, боязнь свидетельствовать, недоверие собеседнику и пр. В последнем перечне все это психические факты, поскольку у разных людей мотивы приведенного высказывания могут быть различны.

3. Некто выглядит расстроенным, рассеянным, подавленным, говорит негромко, часто отвлекается от сути разговора – вы можете предположить, что он чем-то расстроен, опечален, обеспокоен и т.п. Как объективный факт вы можете зафиксировать только то, как выглядит его поведение, а то, что вы предположили – это ваше заключение о причинах его поведения. Чтобы ваши предположения стали фактом, их необходимо еще проверить. Практическая проблема состоит в том, что психические факты, в отличие от объективных, не только трудно фиксировать, но еще труднее – подтверждать или проверять.

Таким образом, мы выяснили, что объективные факты – это то, что можно наблюдать со стороны, а психические факты – то, что составляет субъективный опыт человека. Что такое внутренний, или субъективный опыт, вы поймет, если обратите взор внутрь себя. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Так, вы видите помещение, в котором находитесь, пытаетесь понять данный текст, вам в данный момент может быть грустно или скучно, вы что-то вспомнили, чего-то хотите… Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

Важнейшая особенность психических фактов (явлений) – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы явл…

11 стр., 5344 слов

Лекция №28 (субъективная школа в социологии)

22 Лекция №28. Субъективная школа в русской социологии. План. Введение. 1.Основные этапы развития «субъективной школы» в русской социологии. 2. Основные проблемы «субъективной школы» в русской социологии. Литература. Ведение. В истории русской социологии субъективная школа занимает значительное место, а ее ведущие теоретики ‑ Лавров и Михайловский ‑ создали самобытную социологическую концепцию. …

**************************************************************

8 стр., 3997 слов

Экспериментальные исследования человека

... можно уверенно говорить о теоретической обусловленности современных экспериментальных исследований. На всех этапах экспериментальных исследований весьма важна мыслительная деятельность экспериментатора, которая чаще ... эмпирическим формам естественнонаучного познания. Однако между ними есть существенные различия: эксперимент - преобразующая внешний мир деятельность человека, а наблюдению свойственны ...

Особенности социального познания

Социальное познание – это очень интересное явление, поскольку авторы, изучающие его, выделили сразу несколько основных особенностей данного процесса:

  1. В социальном познании объект и субъект познания могут совпадать. Ранее мы уже говорили о том, что через познание окружающего мира и других людей человек познает сам себя и свое внутреннее «Я». Иными словами, изучая общество и закономерности его развития, человек одновременно и сам является частью общества и развивается вместе с ним;
  2. Методы социального познания весьма специфичны. Например, многие методы, которые в основном характерны конкретно научному знанию, могут быть неприемлемы, если дело касается социального познания. В иных ситуациях они могут использоваться, но крайне редко, и с согласия самих людей, которые являются объектами познания. К таким методам относится наблюдение (включенное и не включенное), а также социальный эксперимент, где создается искусственная среда для получения более точной социологической информации;
  3. В социальном познании исследователь в особой степени зависит от общества. Такой эффект может привести к тому, что результаты исследования будут необъективно интерпретированы, а выводы будут или бесполезны, или вредны для общества. Особо это касается политической ситуации: во многих странах режимом недовольны, но средства массовой информации сознательно приукрашают его, что ведет к формированию неверного, искаженного мировоззрения у жителей;
  4. Предмет исследования рассматривается во всем многообразии его взаимоотношений и взаимосвязей. Это отличает социальное познание от других методов, где предмет исследования изучается достаточно обособленно и изолированно.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Научная психология

Научная психология является полной противоположностью интуитивной психологии. В частности, она не полагается на убеждения или суждения, чтобы объяснить поведение человека. Вместо этого она использует научный метод и эксперименты для сбора объективных данных и их интерпретации. Психологические концепции рождаются в результате проведенных исследований.

Мнения — это убеждения, которые мы имеем благодаря нашему опыту.

Например, мы можем сказать, что люди хороши, и что общество развращает их, потому что наш опыт согласуется с этой идеей.

анализа, расшифровки и объяснения события с помощью научно полученных данных.

Давайте продолжим с предыдущим примером. Если данные не могут доказать, что люди хорошие или плохие, нам придется интерпретировать их с другой точки зрения, которая объединяет всю доступную информацию.

Важно!

Научная психология не вопрос мнений. Мы не можем обсуждать это в тех же терминах, что и интуитивная психология. Первый основан на интерпретации полученных доказательств. Следовательно, все дело в придании смысла доступной информации. Единственный способ опровергнуть результаты научного исследования в области психологии — это объективные данные, которые его опровергают.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... в их основе лежит одна и та же техника — постановка вопросов и ответы на них респондентом, т. е. анкетирование. Анкета — инструмент исследования ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... менеджеров в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...