Вокально-хоровое воспитание младших школьников на х музыки

Курсовая работа

При всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания. Приобщение младших школьников к музыкальному искусству, воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений, духовных потребностей осуществляется на уроках музыки и является в настоящее время особенно актуальным. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально — осознанного восприятия и выразительного исполнения.

Успех работы учителя в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приёмами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала. Так, уровень певческой культуры учащихся выше у тех учителей, которые в своей профессии руководствуются тем, что «русский народ — народ певец, песнотворец». Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение — это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.

Молодые учителя не всегда владеют эффективными методиками развития певческой деятельности учащихся. Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки».

Целью нашей работы является теоретическое обоснование необходимости вокально-хорового воспитания младших школьников.

Объект исследования: вокально-хоровая подготовка младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения младших школьников.

28 стр., 13998 слов

Эстетическое воспитание младших школьников средствами музыки

... Учитель в учебной или воспитательной работе акцентирует внимание младшего школьника на эстетических ... музыкой, литературой, живописью. Так дети знакомятся с истоками культуры, нравственности, духовности. Важной областью развития личности является эстетическое воспитание [39, 134]. Организуя эстетическое воспитание, ... музыкальной деятельности на уроке – хорового пения, игры на музыкальных инструментах, ...

Задачи исследования

Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников в России.

Определить конкретную последовательность фор мирования первоначальных певческих навыков

Ознакомиться с системой работы учителя по развитию у учащихся вокально-хоровых навыков в процессе музыкальной деятельности. .

Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогич еских приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования пе рвоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следу

Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников

1.1 Значение хорового пения

Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

Пение обладает большой оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения» дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких — все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища» [2,123] Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой — способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности. «Каждый класс — хор! — вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» [5, 19].

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе — способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорошего исполнительства.

Задачи:

  • образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально — хоровым репертуаром;
  • воспитательные : воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
  • развивающее: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

  • петь песни разного эмоционального содержания;
  • чувствовать настроение музыкального произведения и передать его в своём исполнении;
  • петь двухголосные песни;
  • соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);
  • понимать основные дирижерские жесты — «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).
    14 стр., 6805 слов

    Роль и значение вокальной музыки в развитии художественного воспитания учащихся

    ... в детской вокальной педагогике. Исходя из всего выше изложенного, можно сделать вывод, что вокальная музыка связана с ... хоровому пению до XVII века. Пение без сопровождения и многоголосное пение составляет ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения ... детского голоса. . Наблюдение за процессом развития личности школьника и развитием его певческого голоса. . Выводы. Исходя ...

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

1. В коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

2. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

3. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

4. Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

5. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

6. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положитель…