Вокально-хоровое воспитание младших школьников на х музыки

Курсовая работа

При всем разнообразии направлений работы современной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важности музыкального воспитания. Приобщение младших школьников к музыкальному искусству, воспитание нравственно-эстетических чувств, формирование взглядов, убеждений, духовных потребностей осуществляется на уроках музыки и является в настоящее время особенно актуальным. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритмикой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и умения, необходимые для их эмоционально — осознанного восприятия и выразительного исполнения.

Успех работы учителя в решении задач общего музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознаёт воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приёмами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по освоению песенного материала. Так, уровень певческой культуры учащихся выше у тех учителей, которые в своей профессии руководствуются тем, что «русский народ — народ певец, песнотворец». Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение — это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств.

Молодые учителя не всегда владеют эффективными методиками развития певческой деятельности учащихся. Поэтому в качестве темы нашего исследования мы определили: «Вокально-хоровое воспитание младших школьников на уроках музыки».

Целью нашей работы является теоретическое обоснование необходимости вокально-хорового воспитания младших школьников.

Объект исследования: вокально-хоровая подготовка младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования первоначальных навыков хорового пения младших школьников.

Задачи исследования

Проанализировать особенности решения вопросов вокально-хорового обучения младших школьников в России.

27 стр., 13217 слов

Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических ...

... систематизация литературы по проблеме исследования; Изучение и обобщение практического опыта по развитию вокальных навыков. Проведение экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного ... уровень музыкального развития его воспитанников. Среди видов деятельности младших школьников на уроках музыки хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ. Это объяснимо ...

Определить конкретную последовательность фор мирования первоначальных певческих навыков

Ознакомиться с системой работы учителя по развитию у учащихся вокально-хоровых навыков в процессе музыкальной деятельности. .

Теоретически обосновать применение на уроках музыки таких педагогич еских приёмов, которые соответствуют закономерностям формирования пе рвоначальных певческих навыков.

В соответствии с поставленными задачами были использованы следу

Глава I. Проблема вокально-хорового воспитания младших школьников

1.1 Значение хорового пения

Среди разнообразных видов детского художественного творчества трудно переоценить привлекательность и эффективность хорового пения, эстетическая природа которого создает благоприятные предпосылки для комплексного воспитания подрастающей личности.

Пение обладает большой оздоровительной силой. Известный венгерский композитор З. Кодай писал: «Чудесное свойство пения» дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких — все это ставит пение рядом с физической культурой. И то и другое нужно ребенку ежедневно, не в меньшей степени, чем пища» [2,123] Д.Б.Кабалевский подчеркивает, что хоровое пение, являясь активной формой музыкального образования, само является предметом искусства, требующим творческой деловой обстановки и своеобразной хоровой организации учащихся на уроке. Под хоровой организацией он подразумевает создание обстановки, которая бы, с одной стороны, обеспечивала успешные занятия классного хора, а с другой — способствовала становлению у учащихся умений и навыков хорового пения, любви к этому виду исполнительской деятельности. «Каждый класс — хор! — вот идеал, к которому должно быть направлено это стремление» [5, 19].

Цель хорового пения на уроках музыки в начальной школе — способствовать творческой самореализации младших школьников посредством хорошего исполнительства.

Задачи:

  • образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально — хоровым репертуаром;
  • воспитательные : воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования;
  • развивающее: развитие музыкальных способностей, интереса к хоровому пению как мотивационного компонента готовности к дальнейшему саморазвитию.

Основная направленность обучения хоровому пению в начальных классах заключается в том, что младшие школьники учатся:

  • петь песни разного эмоционального содержания;
  • чувствовать настроение музыкального произведения и передать его в своём исполнении;
  • петь двухголосные песни;
  • соблюдать правила пения и охраны голоса (петь естественно, красивым звуком, с мягкой атакой звука, правильно дышать при этом, ясно выговаривать слова);
  • понимать основные дирижерские жесты — «вступление», «дыхание», «начало» и «окончание» звучания (пения).
    7 стр., 3287 слов

    Развитие вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной ...

    ... (1950); М.А.Румер «Методика преподавания пения в школе» (1952); В.А. Багадуров «Воспитание и охрана детского голоса» (1953), «Начальные приемы развития детского голоса» (1954); Е.М. Малинина «Вокальное воспитание детей» (1967); В.К. Белобородова «Развитие ...

Таким образом, хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

1. В коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить;

2. Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

3. Работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

4. Хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

5. В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива;

6. В хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положитель…