Любая наука, как известно, прежде всего направлена на проведение объективного исследования и, следовательно, определение ее основных методов и вспомогательных методик.
Метод – это путь познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому методология науки включает в себя наряду с принципами, руководящими положениями, научными подходами еще и систему методов исследования.
Юридическая психология
Эти методы можно классифицировать как по целям , так и по способам исследования. По целям исследования методы юридической психологии можно разделить на три группы.
1. Методы научного исследования
2. Методы психологического воздействия на личность.
Среди других методов этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.
Внушение есть не что иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи), происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.).
При внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод внушения и его разновидность – самовнушение, оказался эффективным в психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении воспитательных задач.
Манипулятивное воздействие – это форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим (Э.Шостром).
Сферой «разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.
Следует отметить, что диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.
3. Методы судебно-психологической экспертизы (СПЭ).
По способам исследования В.Л.Васильев предлагает классифицировать следующие методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, беседа. Но все указанные методы являются методами научного исследования. Поэтому нам представляется более правомерным рассмотреть классификацию психологических методов исследования Б.Г. Ананьева, широко известную в отечественной психологии 2 . Он выделяет четыре группы методов.
Теории и методы психологии стресса
... экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, ... психических процессов по преодолению этого состояния. В связи с отсутствием общей теории стресса нет и общепринятого его определения. Рассматривая различные их варианты, N. Н. ...
I. Организационные методы исследования. К ним относятся:
сравнительный метод
лонгитюдный метод
комплексные исследовательские программы
Эмпирические методы
- наблюдение, самонаблюдение, поведенческий портрет;
- экспериментальные методы;
- психодиагностические методы;
- анализ процесса и продуктов деятельности человека;
методы опроса
- социометрия;
биографические
моделирования
Методы обработки полученных данных, Интерпретационные методы: генетический
Б.Г.Ананьев считал, что классификация, предложенная болгарским психологом Г.Д.Пирьевым, является достаточно полной (см. рис. 4.1. – 4.3.)
Следует отметить, что методы исследования юридической психологии используются как в научных , так и в практических целях.
В юридической психологии, как и в психологической науке вообще, существуют четыре основные группы методов исследования:
1 группа — включают: сравнительный метод, обследование, комплексный метод и т.д.;
2 группа — включают: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностические методы; анализ продуктов деятельности; биографические методы;
3 группа — методы обработки данных: количественный (статистический) в качественный;
4 группа — интерпретационные методы.
методы второй группы
Наблюдение
Предметом наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках, в поведении, речи и деятельности человека. В зависимости от целей наблюдения может изучаться любая сторона личности: черты характера, отношения, качества ЛИЧНОСТИ, общие и специальные способности, навыки и привычки поведения.
Метод наблюдения позволяет изучать человека в развитии, его особенности в реальных обстоятельствах его деятельности (независимо от желания), те особенности данной личности, которые обычно не упоминаются.
При организации наблюдения с целью изучения личностных особенностей человека необходимо соблюдать следующие требования:
- Сформулировать цель наблюдения и довести ее до сведения всех сотрудников, которые привлекаются к наблюдениям;
- Спланировать наблюдение по времени и месту на наиболее важных участках, где могут проявиться характерные особенности изучаемого (планирование наблюдения означает координирование отдельных серий наблюдения в единый процесс изучения личности);
- Наблюдение должно вестись регулярно.
Результаты наблюдений должны фиксироваться (записи носят конфиденциальный характер).
Наблюдение бывает непосредственное и опосредствованное, невключенное и включенное.
При непосредственном наблюдении изучение осуществляет лицо, которое затем делает выводы по результатам наблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведении следственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.
Методы психологической диагностики: развитие идей
... основных методов психодиагностики. Характеристика малоформализованных методик (наблюдение, беседа, контент-анализ и т. д. ). Характеристика методик высокого уровня формализации (тесты, опросники и анкеты, проективные техники, психофизиологические методики). Основные принципы психологического тестирования. Стандартизация методик. Статистическая норма и ...
При опосредствованном наблюдении соответствующие сведения получают от других лиц, которые провели это наблюдение. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегда закрепляются в документах дела — в протоколах допросов других лиц, в заключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрической экспертизах) и т.д.
Невключенное наблюдение — это наблюдение со стороны, в котором исследователь является лицом, посторонним для исследуемого человека или группы лиц.
При включенном наблюдении исследователь входит в социальную ситуацию в качестве ее участника, не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования).
Опрос
Беседа
При выборе (определении) техники беседы важно помнить о необходимости осуществления самоконтроля в ходе беседы, выборе условий и места для беседы, а также очередности вопросов.
При подготовке и проведении познавательной беседы целесообразно придерживаться следующих рекомендации:
- Необходимо четко сознавать, что требуется узнать о человеке;
- Следует предусмотреть возможные варианты ответов на вопросы, а также способы их проверки;
- Вопросы следует формулировать так, чтобы изучаемый отвечал на них исчерпывающе и не давал односложных ответов.
С этой целью используют вопросы типа: «Почему», «Как вы думаете (считаете)», «Зачем» и т.д.;
- Необходимо способствовать речевой активности человека своим поведением, умением слушать, выражать понимание или одобрение, использовать мимику и пантомимику, знаки внимания;
- Условия, место и время проведения беседы надо выбирать так, чтобы они способствовали разговору. Опыт показывает, что подобного рода беседа занимает около 40 мин.;
- При проведении познавательной беседы необходимо добиться взаимопонимания, расположить человека к себе. Это достигается определенными способами: продемонстрировать интерес к человеку;
- высказать одобрение его заслугам и достоинствам;
- вести разговор с помощью общения;
- проявлять внимание к высказываниям;
- избегать назидательности на этапе установления взаимоотношений;
- вести записи только в случае высказывания собеседником своих просьб и пожеланий и т.д.
В ходе познавательной беседы можно изучать потребности и мотивы поведения изучаемого, особенности его эмоциональной сферы, уровень развития интеллекта, некоторые черты характера и коммуникативные качества. Так, только анализ речи, позволит сделать, по крайней мере, три вывода: об эмоциональном состоянии, уровне развития интеллекта и уровне
образования.
В первом случае принимаются во внимание характер интонации и реакция на вопросы. Во втором — умение собеседника устанавливать взаимосвязи между обсуждаемым и вопросами, формировать выводы и способы аргументации. В третьем случае принимаются во внимание эрудиция и словарный запас, развитие речи и грамотность.
В ходе беседы также можно выяснить типичные реакции изучаемого лица на вопросы, в которых проявляются различные типы психологической защиты.
К основным типам психологической защиты относятся:
Замещение — эмоции агрессии (гнева);
Методы идентификации личности (2)
... определенные выводы по итогам работы. 1. Методы идентификации личности Идентификацией называется установление тождества различных явлений, ... изученной, может послужить достаточным основанием для конкретного отождествления объекта. Сущность идентификационных признаков (см. Признаки ... татуировки, родимые пятна и пр.), генетического анализа тканей в сопоставлении с прижизненными документированными ...
- Отрицание –непонимание важности происходящего;
- Регрессия — возвращение к ранним типам поведения;
- Компенсация — стремление восполнить собственную неполноценность;
- Проекция — приписывание своих мыслей и чувств другим людям;
- Интеллектуализация — объяснение самому себе происходящего;
- Вытеснение — исключение из своего сознания неприятного события, идеи, опыта.
Во время проведения беседы фиксации подлежат кроме вышеназванных реакций также следующие поведенческие признаки:
Особенности движений (мимика, взгляд, жестикуляция),
(спокойствие, раздражительность, застенчивость, упрямство),
Анализ результатов деятельности и поступков
Методологическим обоснованием такого метода является взаимосвязь образа поведения, результатов деятельности с мотивами в целями личности. Поэтому по поведения в его результатам можно дать оценку основополагающим свойствам личности, ее направленности и характеру. При изучении результатов деятельности исследователь имеет дело не с самим человеком, а с материальными продуктами его деятельности: трудовой, учебной, игровой, преступной, — по которым воссоздаются процесс деятельности и особенности личности.
Анкетный метод.
Параллельно с анкетированием применяется «автомат общественного мнения» (телефонный опрос).
Главное его достоинство — полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.
метод интервью
Обобщение результатов интервью дает достаточно репрезентативный материал для теоретических выводов и рекомендаций по наиболее эффективному осуществлению правоприменительной деятельности.
биографической метод.
Биографический метод исследования привлекал внимание многих зарубежных юристов, психологов и криминологов, занимавшихся изучением преступности. Целям изучения личности преступников служили различные биографические вопросники, не утратившие актуальность и в настоящее время.
В следственно-судебной и пенитенциарной практике отдельные аспекты биографического метода являются важным средством получения информации, которая может быть использована в тактических целях.
метод обобщения независимых характеристик
Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются:
1) характеристика с места работы, учебы, жительства;
2) старые уголовные дела, если изучаемое лицо ранее имело судимость, при этом большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания. В особенно ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам и т.д.);
3) личное дело заключенного (если изучаемое лицо отбывало наказание).
Из него можно получить информацию о поведении данного лица в колонии, его отношении к близким и др.;
4) медицинские карты, истории болезни;
5) акты судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертиз, если исследуемое лицо привлекалось к уголовной ответственности.
Экспериментальный метод
Лабораторный эксперимент
При естественном эксперименте его участники воспринимают все происходящее как подлинное событие, хотя изучаемое явление ставится экспериментатором в нужные ему условия и подвергается объективной фиксации.
Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений
... 2. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений 2.1.Контроль деятельности в социальных учреждениях Контроль является неотъемлемой функцией социального управления. Контроль позволяет своевременно выявлять ... эстетическое. Текущий контроль, в свою очередь, включает контроль оперативный и контроль систематический. Оперативный контроль направлен на выявление состояния работы коллектива и ...
законодательный эксперимент
В некоторых областях России в настоящее время проводится экспериментальная апробация института присяжных заседателей. которые рассматривают уголовные дела по наиболее тяжким преступлениям.
формирующий (обучающий) эксперимент
В модифицированном виде этот метод может быть использован в деятельности исправительных учреждений с целью привития осужденным навыков к труду, новых взглядов и отношения к обществу, формирования социально приемлемого поведения.
ассоциативный эксперимент
метод тестов
Тесты, классифицируемые по методическому принципу,
включают:
Объективные тесты
Стандартизированные самоотчеты:
тесты-самоопросники — набор вопросов или утверждений, ответ на которые возможен из двух или трех предложенных вариантов;
- открытые опросники — набор вопросов, не предусматривающих стандартных ответов;
- шкалы — тесты, оценка по которым проходит по предложенной шкале, на которой отмечена степень выраженности качества;
- проективные методики — стимульный материал, порождающий процессы воображения, в которых раскрываются характеристики личности;
- диалогические методики используются психологом, который ведет беседу с целью выявления особенности личности испытуемого.
Метод психологического анализа документов
В процессе изучения правовых норм, регулирующих, скажем, уголовно-процессуальную деятельность, психологический анализ помогает понять требования, предъявляемые к профессии следователя, судьи, обнаружить в этих нормах отражение психических закономерностей, принятых во внимание при производстве ряда следственных действий (например, предъявление для опознания, допрос несовершеннолетнего
лица и т.д.).
Особенно богат психологическим содержанием анализ судебной практики. т.е. судебных казусов (случаев), по которым было вынесено судебное решение.
Если юриста интересует главным образом правильность или неправильность применения нормы (или норм) права при вынесенном судебном решении, то психолог в своем анализе будет стремиться увидеть жизненную ситуацию, сочетание в ней межличностных (социально-психологических) и индивидуальных (психологических) явлений, которые показало судебное решение.
Именно жизненные факты позволяют психологу говорить о нравственно-правовом состоянии общества.
| | | | | | | | | | | | | | | |
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Юридическая психология широко использует различные методы юриспруденции и психологии для раскрытия изучаемых ею объективных закономерностей. Эти методы можно классифицировать как по целям, так и по способам исследования.
Типология личности преступника в отечественной и зарубежной психологии
... криминального профиля. Личность преступника – это многогранное понятие, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами. Однако в юридической психологии данная ... психологии Типология — метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа. ...
По целям исследования методы судебной психологии делятся на следующие три группы:
Методы научного исследования, Методы психологического воздействия на личность, Методы судебно-психологической экспертизы
К своеобразным методам юридической психологии относится психологический анализ уголовного дела. Особенно продуктивным является здесь исследование проблемы принятия решения (криминальная психология, следственная психология, психология судебного процесса, психология потерпевшего и др.).
К особенностям юридической психологии, в частности, относятся особые, исключительные условия и обстоятельства, в которых находится исследуемая личность: потерпевший, преступник, свидетель-очевидец. Эти условия (криминогенная ситуация, криминальная ситуация, следственная ситуация и т.д.), в которых личность действует, «обнажают» такие ее структуры и качества, которые в условиях обычного исследования либо очень трудно уловимы, либо вообще не видны. Это обстоятельство давно используется писателями для более глубокого раскрытия образа в острой криминальной ситуации («Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Воскресение» Л.Н.Толстого и др.).
Актуальным для юридической психологии является метод психоанализа, который способствует более глубокому и всестороннему исследованию личности, в особенности сферы подсознания. Психоанализ получил распространение при исследовании мотивов преступного поведения, истинных причин сложных конфликтов, определении степени социальной запущенности и др. (более подробно см. с. 241,242, 252 — 254).
Применительно к способам исследования судебная психология располагает следующими методами.
Метод наблюдения
более подробно см. § 3 гл. X
подробнее см. §6 гл. Х
Метод эксперимента
более подробно см. гл.гл. VI, X
Анкетный метод
Параллельно с анкетированием применялся «автомат общественного мнения».»Автомат общественного мнения» разработан в Институте экономики и организации Сибирского отделения АН СССР.
Главное достоинство этого метода — его полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических» вопросов испытуемые дали автомату иные ответы, нежели в анкетах.
Метод интервью (беседы)
Интервью (беседа) может применяться и после анкетных исследований, когда их результаты углубляются и дифференцируются путем собеседования. При подготовке к беседе следует большое внимание уделять формулировке вопросов, которые должны быть краткими, конкретными и понятными.
Весьма продуктивным представляется в юридической психологии исследование психических закономерностей поведения личности, которое имеет в проблемной ситуации. Этот подход эффективен как для изучения психических закономерностей правопослушного поведения, так и для выяснения механизмов противоправного поведения и различных его последствий (от раскрытия преступления до ресоциализации преступника).
Психология как наука
... людям, например, разного рода целители, экстрасенсы и т.п. Другая разновидность практической психологии появилась, когда психология как наука уже существовала и получила признание. ... виду выборы двух российских президентов). юридическая психология, пенитенциарная психология. 2. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Что же изучают современные психологические науки? Эти науки, конечно, исследуют те явления, которые ...
Итак, в сочетании с различными методами психологии и юриспруденции позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие и выявить основные психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, дать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов и выделить значимые свойства.
Т.М. Бабаев, Н.В. Каргина, ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Для студентов, обучающихся по специальности «Психология».
Утверждено РИС Ученого совета Российского университета дружбы народов Рецензенты: В.С. Агапов, доктор психологических наук, профессор (Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации), А.В. Гагарин, доктор педагогических наук, профессор (РУДН) Настоящее пособие представляет собой курс лекций по дисциплине «Юридическая психология». Данный курс призван способствовать формированию у студента правового мировоззрения и позиции Человека Достойного, знающего свои права и обязанности и умеющего их защищать. Предназначено для студентов психологов, преподавателей и аспирантов. Подготовлено на кафедре психологии и педагогики филологического факультета РУДН. © РУДН, 2009 © Т.М. Бабаев, © Н.В. Каргина, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Уважаемые студенты! Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки и проникновение ее во все сферы человеческой деятельности. Данное методическое пособие является своего рода «помощником» в новую для вас науку: юридическую психологию.
Курс «Юридической психологии» введен в программу подготовки психологов с целью обучения студентов применению психологических знаний в сферах правоохранительной, правоприменительной деятельности. Одновременно данный курс призван способствовать формированию у слушателя правового мировоззрения и позиции Человека Достойного, знающего свои права и обязанности и умеющего их защищать.
Несмотря на то, что, на сегодняшний день еще отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической психологии как науки, ее можно и нужно рассматривать как междисциплинарную область знаний (психологии и юриспруденции), являющуюся основой соответствующей учебной дисциплины.
Таким образом, целью обучения студентов юридической психологии является подготовка их к работе в составе отделов, подразделений государственных учреждений, правоохранительных органах и самостоятельной деятельности в процессе психологического консультирования дознавателей, следователей, судей, граждан с психолого-юридическими проблемами.
Юридическая психология опирается в своих исследованиях на , которая изучает основные закономерности проявления психики, разрабатывает методы и систему общих понятий, являясь базовой отраслью, имеющей фундаментальное значение. В своих разработках юридическая психология использует также знания, полученные в возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной и других отраслях психологии.
В ходе изучения курса вы сможете:
- Узнать особенности и закономерности развития юридической психологии;
- Освоить методы юридической психологии;
- Узнать проблемы возникновения, формирования структуры и развития организованных преступных группировок;
- Раскрыть психологию личности преступника;
- Познакомиться с законами преступного мира молодежи;
- Убедиться, что преступность вообще, и молодежная преступность в частности, — это объективный закономерный общественный процесс.
Преступный мир и общество не существуют отдельно друг от друга;
Психология предварительного следствия
... психология участников предварительного расследования; психология свидетельских показаний; психология расследования различных видов преступлений; нетрадиционные методы расследования преступлений. психологии деятельности и личности следователя психологии следственных действий ^ ^ До недавнего времени и психология участников предварительного расследования, и психология свидетельских показаний ...
- Исследовать субкультуру сообщества, понять внутреннюю сущность преступного мира;
- Создать профессиограммы юридических профессий.
Задача данного курса – не только усвоение вами пройденного материала, но и творческое применение полученных знаний в повседневной деятельности.
По каждой изучаемой теме представлены:
- План лекционного курса;
- Краткий курс лекции;
- Вопросы для обсуждения;
- Темы рефератов и сообщений;
- Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/metodyi-yuridicheskoy-psihologii/
Предмет, цели, задачи, методы и структура юридической психологии.
Представление о юридической психологии как науке. Предмет и методы юридической психологии (структурный анализ, качественный и количественный анализ, психологическое воздействие на личность, судебно-психологическая экспертиза, наблюдение, эксперимент, интервью).
Задачи и цели юридической психологии.
Вопросы для обсуждения.
Предмет юридической психологии, цели и ее задачи.
Методы исследования, применяемые в юридической психологии.
Классификация методов юридической психологии.
Виды опроса (беседа, интервью, анкета), специфика их применения.
Система (структура) юридической психологии.
Юридическая психология как наука, Юридическая психология
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
Психология – единственная наука, способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и управление ею.
Предметом юридической психологии являются психологические явления в сфере правоприменительной деятельности или точнее психологические особенности и закономерности психики личности и психологии групп людей, деятельность которых связана с нормотворчеством, нормоприменением и следованием правовым нормам (или нарушением норм права).
Общей задачей
Осуществление научного синтеза знаний психологического и юридического плана;
- Раскрытие в достаточной мере психолого-юридической сущности базовых правовых категорий;
- Обеспечение достаточно четкого понимания юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека;
- Раскрытие деятельности различных субъектов правоотношений, а также их психических состояний в многочисленных ситуациях правоприменения и правоохранения;
— Следует заметить, что психологические знания требуются юристу для того, чтобы в полной мере понять сущность базовых уголовно-правовых категорий, к числу которых относятся мотив, цель преступления и личность самого преступника.
Юридическая
Такое психологическое обеспечение выполняет ряд функций:
Психология социально-правовой деятельности
... себе — оскорбительно. Заключение В данной работе были рассмотрены вопросы психологии пожилых людей и инвалидов, социально-психологические особенности межличностного общения в условиях современного общества, вопросы ... поддержку; работать с психологическими и юридическими службами для решения возникающих проблем. Список литературы , Л. И. Психология, Г. В. Психология, А. И. Менеджмент, Шабалина Н. ...
а) образовательную (вооружение юристов необходимым объемом психологических знаний, умений и навыков);
- б) концептуальную (достижение правильного отношения юристов к учету психологии своей деятельности, преодоление внутренних барьеров и установок);
- в) научно-ориентирующую (формирование у юристов адекватных современным знаниям научных принципов психологического подхода, нормоповедения, критериев оценки других людей, учитываемых в юридической деятельности);
- г) регулятивную (создание соответствующей рабочей мотивации и побуждений к использованию психологически эффективных форм, методов и приемов деятельности юриста);
- д) превентивную (обеспечение предупреждения юристов от психологических ошибок, отрицательных психологических последствий).
Объектом психологической науки выступает психика, как свойство высокоорганизованной материи, являющейся особой формой отражения субъектом объективной реальности, построения неотчуждаемой картины мира, саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.
Предмет юридической психологии– это не сумма предметов психологии и юриспруденции, т.е. не психические явления, процессы, состояния плюс государственно-правовые явления, не отдельные фрагменты действительности в психологическом окрасе, а психология государственно-правовых явлений как целостность, в которой нельзя механически отделить психологическое от юридического, а возможно лишь выделение психологической и юридической подсистем, находящихся в движении, развитии, непрерывной связи.
В эту совокупность включаются или в перспективе включатся психология личности в праве, психология правового поведения, психология деятельности юридических органов и полномочных лиц, наделенных правами и обязанностями, личность юриста и др. В то же время в предмете с помощью системного подхода можно выделить психологические составляющие – процессы, состояние, явления, деятельность, поведение личности, общение и т, д. или юридические – правоспособность, дееспособность, вменяемость, вину, умысел, мотив и т. п.
Методы юридической психологии.
К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования :
- метод структурного анализа —
- метод структурно-генетического анализа —
- метод естественного эксперимента —
метод беседы,
- метод изучения
- биографический метод —
- метод обобщения независимых характеристик
- метод изучения —
Система (структура) юридической психологии.
Структура юридической психологиипредставляет собой круг исследуемых ею проблем, которые определяются самой логикой правового регулирования.
Юридическая психология имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:
— правовая психология , изучающая право, как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;
- криминальная психология
психология уголовного судопроизводства
психология судебной деятельности
исправительная психология
психология гражданско-правового регулирования
Темы рефератов и сообщений
1.Предмет и метод юридической психологии.
2.Цели и основные задачи юридической психологии как науки.
3.Специфика применения юридической психологии.
4.Методы судебно-психологической экспертизы.
II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Юридическая психология – одна из сравнительно молодых отраслей психологической науки. Первые попытки систематического решения некоторых задач юриспруденции методами психологии. История развития юридической психологии.
Вопросы для обсуждения.
1.Ранняя история юридической психологии – XVIII в. и первая половина XIX в.
2. Первоначальное оформление юридической психологии как науки – конец XIX в. и начало XX в.
3. История юридической психологии в XX столетии.
Ранняя история юридической психологии.
Как большинство новых наук, возникших на стыке различных отраслей знания, юридическая психология на первых этапах своего развития не была самостоятельной и не располагала специальными кадрами. Относящиеся к этой дисциплине вопросы пытались решать отдельные психологи, юристы и ученые, специализировавшиеся в других областях знании. Начальный этап развития связан с необходимостью обращения правовых наук к психологии для разрешения специфических задач, которые не могли быть решены традиционными методами правоведения. Юридическая психология, как и многие другие отрасли психологической науки, прошла путь от чисто умозрительных построений к научно-экспериментальному исследованию.
Одним из первых авторов, который рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов в контексте идеи гуманизма, был М.М. Щербатов (1733 -1790).
В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых он поднял вопрос об условно — досрочном освобождении от наказания. Он положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступника.
Представляют интерес и работы И.Т. Посошкова (1652-1726), в которых давались психологические рекомендации относительно допроса обвиняемых и свидетелей, классификация преступников, затрагивались и некоторые другие вопросы.
Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника обусловило необходимость обращения к психологии для научного их обоснования. Над этим в века в России работали В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, X. Штельцер и др.
Однако сама психология, носившая в то время метафизический, умозрительный характер, не могла даже в союзе с уголовным правом разработать достаточно обоснованные критерии и методы изучения человеческой личности.
Значительное количество работ по юридической психологии появилось в России в третьей четверти XIX в. Это работы И.С. Баршева «Взгляд на науку уголовного законоведения», К.Я. Яновича-Яневского «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии», А.У. Фрезе «Очерк судебной психологии», Л.Е. Владимирова «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» и некоторые другие.
«суд не над живыми существами, а над трупами».
Попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений сделана в работах немецких ученых И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях в судебной жизни» (1808) и И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).
Психологические вопросы оценки свидетельских показаний занимали и выдающегося французского ученого-математика Пьера Симона Лапласа. В «Опытах философии теории вероятностей», изданной во Франции в 1814 г., П.С. Лаплас делает попытку дать материалистическую интерпретацию вопроса надежности судебных решений. Он считал, что вероятность того, что данное показание соответствует действительности, слагается:
- из вероятностей самого события, о котором повествует свидетель;
из вероятности четырех гипотез в отношении допрашиваемого:
- а) свидетель не ошибается и не лжет;
- б) свидетель не лжет, но ошибается;
- в) свидетель не ошибается, но лжет;
- г) свидетель и лжет, и ошибается.
Лаплас понимал, насколько трудно оценить правдивость или ложность показаний свидетелей из-за большого числа сопровождающих обстоятельств, но считал, что суд в своих суждениях опирается не на математическую достоверность, а лишь на вероятность. Но, тем не менее, схема Лапласа интересна, как первая попытка создать научную методику оценки свидетельских показаний.
Оформление юридической психологии как науки.
Конец XIX и начало XX в. связаны с интенсивным развитием психологии, психиатрии и ряда юридических дисциплин (в первую очередь — уголовного права).
Ряд ученых, представлявших эти науки в тот период, занимали прогрессивные позиции (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, В.П. Сербский, А.Ф. Кони и др.).
Развитие психологии, психиатрии и права привело к необходимости оформления юридической психологии как самостоятельной научной дисциплины. П.И. Ковалевский в 1899 г. поставил вопрос о разделении психопатологии и правовой психологии, а также введении этих наук в курс юридического образования.
Примерно в этот же период развернулась борьба между антропологической и социологической школами уголовного права. Родоначальником антропологической школы был Ч. Ломброзо, создавший теорию «врожденного преступника», который в силу своих природных особенностей не может быть исправлен.
Представители социологической школы использовали идеи утопического социализма и придавали решающее значение в объяснении причин преступности социальным факторам. Некоторые идеи социологической школы несли в себе прогрессивные для своего времени элементы.
В начале XX века в юридической психологии начинают использоваться экспериментальные методы исследования.
Значительное количество работ этого периода посвящено психологии свидетельских показаний. Это работы И. Н. Холчева «Мечтательная ложь», Г. Португалова «О свидетельских показаниях» (1903), Е.М. Кулишера «Психология свидетельских показаний и судебное следствие» (1904).
На эту же тему были сделаны доклады М.М. Хомяковым «К вопросу о психологии свидетеля» (1903), А.В. Завадским и А.И. Елистратовым «О влиянии вопросов без внушения на достоверность свидетельских показаний» (1904), О.Б. Гольдовским «Психология свидетельских показаний» (1904).
Появляются работы Л.Е. Владимирова, Г.С. Фельдштейна, М..Н.. Гернета, в которых исследуется психология личности преступника.
Наиболее обстоятельная работа по судебной психологии
принадлежала Гансу Гроссу. В его «Криминальной психологии», вышедшей в 1898 г., использованы результаты экспериментальных исследований ряда психологов.
В изучении психологии расследования преступлений серьезным шагом вперед было непосредственное применение экспериментального метода психологии. Один из создателей этого метода, французский психолог Альфред Бинэ, первым стал экспериментально изучать вопрос о влиянии внушения на детские показания. В 1900 году он опубликовал книгу под названием «Внушаемость», в которой вопросам влияния внушения на детские показания посвящена специальная глава. В ней А. Бинэ делает небезынтересные выводы: 1) ответы на вопросы всегда содержат ошибки; 2) в целях правильной оценки показаний в протоколах судебных заседаний следует подробно излагать и вопросы, и ответы на них.
«забывание есть правило, а воспоминание — исключение».
Доклад В. Штерна вызвал бурную реакцию и у русских юристов. Горячими сторонниками В. Штерна в России стали профессор Петербургского университета О.Б. Гольдовский и профессора Казанского университета А.В. Завадский и A..И. Елистратов. Они самостоятельно провели серию опытов, подобных опытам B. Штерна, и сделали аналогичные выводы. Сам О.Б. Гольдовский говорил: «Психологические основания ошибок различны, и вывод из сопоставления картины, воспроизведенной свидетелем, с действительностью получается очень печальный. Свидетель не дает точной копии, но лишь суррогат ее».
В Германии вопросами судебной психологии занимались также О. Липпман, А. Крамер, В. Ф. Лист, С. Яффа и др. С 1903 г. В. Штерн при сотрудничестве Листа и Гросса стал выпускать журнал «Доклады по психологии показаний».
Исследования по криминалистической психологии проводились и в других странах: во Франции — Клапаредом, в США — Мейерсом, а также Кеттелом, который в 1895 г. провел эксперимент с памятью студентами, а затем предложил составить указатель степеней точности свидетельских показаний.
Характерным является отзыв об экспериментах В. Штерна обер-прокурора уголовно-кассационного департамента Сената России (впоследствии министра юстиции) И. Г. Щегловитова. Он писал: «Новейшие наблюдения показывают, что свидетельские показания содержат множество непроизвольных искажений истины, и поэтому необходимо избегать установления внешней обстановки преступления исключительно при помощи свидетелей».
Однако необходимо отметить, что далеко не все юристы и психологи того периода разделяли негативное отношение к свидетельским показаниям. Среди них, прежде всего, следует назвать крупнейшего русского юриста А..Ф. Кони. В прениях по докладу О. Гольдовского «О психологии свидетельских показаний» на заседании уголовного отделения юридического общества Петербургского университета А..Ф. Кони резко выступил против выводов В. Штерна и О. Гольдовского. Он говорил: «Нельзя скрывать, что исследования Штерна крайне односторонни, нельзя также скрывать и того, что, в сущности это столько же поход против свидетелей, сколько и судей и особенно присяжных заседателей». Позднее, на заседании того же общества, А. Ф. Кони выступил с самостоятельным докладом по тому же вопросу, который по существу был ответом на неосновательные утверждения о ненадежности свидетельских показаний.
Ученые Казанского университета. А. Лазарев и В. И. Валицкий констатировали, что положения Штерна не будут иметь значения для практики, что важнейшее зло при свидетельских показаниях — не непроизвольные ошибки, а сознательная ложь свидетелей, которая распространена более чем принято считать: почти три четверти свидетелей отступают от правды.
В своих психологических изысканиях В. Штерн и др. проявляли непонимание особенностей психического отражения объективной действительности. Так, сущность непроизвольной памяти они рассматривали как случайный результат пассивного запечатления мозгом действующих на него факторов. Обзор различных теорий памяти в зарубежной психологии показал, что «основным и общим для них пороком является то, что память не изучалась как продукт деятельности, и, прежде всего практической деятельности субъекта, а также и как особая, самостоятельная идеальная деятельность». Это являлось одной из основных причин, порождавших как механистические, так и идеалистические представления о памяти.
В середине XIX в. Чезаре Ломброзо одним из первых попытался научно объяснить природу преступного поведения с позиции антропологии. Теория Ломброзо находит последователей и в наше время. Отголоски ее можно найти в современных теориях, таких как теория хромосомных аномалий Клайнфельтера, во фрейдистских и неофрейдистских учениях о врожденной агрессии и разрушительных влечениях.
Очевидно, что если до конца следовать логике антропологической теории Ч. Ломброзо, то борьба с преступностью должна осуществляться путем физического уничтожения либо пожизненной изоляции «врожденных» преступников. Биологизаторский подход в объяснении природы преступного поведения был подвергнут серьезной, справедливой критике уже со стороны современников Ломброзо, когда преступность начала изучаться как социальное явление.
История юридической психологии в XX столетии.
Конец XIX — начало XXв. характеризуется социологизацией криминологического знания. Причины преступности как социального явления начали изучать социологи Ж.. Кетле, Э. Дюркгейм, П. Дюпоти, М. Вебер, Л. Леви-Брюль и др., которые, применив метод социальной статистики, преодолели антропологический подход в объяснении природы преступного поведения, показав зависимость отклоняющегося поведения от социальных условий. Для своего времени эти работы были, безусловно, прогрессивным явлением.
Солидный статистический анализ различных аномальных проявлений (преступности, самоубийств, проституции) за определенный исторический отрезок, проведенный, в частности, Жаном Кетле, Эмилем Дюркгеймом, показал, что число аномалий в поведении людей всякий раз неизбежно возрастало в период войн, экономических кризисов, социальных потрясений, что убедительно опровергало теорию «врожденного» преступника, указывая на социальные корни этого явления.
Эти факты нашли свое отражение, в частности, в ряде социально-психологических теорий преступности американских социальных психологов этого периода — Р. Мертона, Ж. Старленда, Д. Матса, Т. Сайкса, Э. Глюка и др. В работах этих авторов представлены многообразные подходы к объяснению природы делинквентного (субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия) поведения за счет различных социально-психологических феноменов и механизмов, регулирующих взаимодействие и поведение людей в группе. Характерная черта многих социально-психологических теорий преступности — отсутствие методологической платформы, игнорирование социально-экономической детерминированности преступности и других негативных социальных явлений.
Отличительная особенность современного криминологического знания — это системный подход к рассмотрению и изучению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка проблемы одновременно представителями различных наук: юристами, социологами, психологами, медиками.
Это, в свою очередь, позволяет подходить к практике предупреждения преступлений комплексно. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое обеспечение правоохранительной, превентивной и пенитенциарной деятельности соответствующих социальных институтов.
Современные биологизаторские криминологические теории далеко не так наивно, как Ломброзо, объясняют природу преступного поведения. Они строят свою аргументацию на достижениях : генетики, психологии, психоанализа. Так, например, одной из сенсаций 1970-х гг. было открытие так называемого синдрома Клайнфельтера: хромосомные нарушения типа 74XVV при нормальном наборе хромосом у мужчин среди преступников встречаются в 36 раз чаще.
Была проведена также проверка гипотезы, согласно которой хромосомные аномалии чаще встречаются не у всех преступников, а, прежде всего среди лиц высокого роста. Американский национальный центр психического здоровья в 1970 году опубликовал доклад, включающий обзор 45 исследований предполагаемой связи хромосомных аномалий с преступностью. Всего было исследовано 5342 преступника, при этом специально была подобрана группа лиц высокого роста, что якобы чаще всего связано с агрессивным поведением при хромосомных нарушениях. Среди этих лиц у 2 % были обнаружены хромосомные нарушения, среди преступников любого роста — 0,7 %, среди контрольной группы законопослушных граждан, которая составляла 327 человек, — 0,1 %. По существу, это исследование установило некоторую минимальную связь хромосомных аномалий не столько с преступностью, сколько с душевными заболеваниями.
На Международной конференции во Франции в 1972 г. исследователи разных стран высказали единодушное мнение, что зависимость между генными нарушениями и преступностью не подтверждается статистически.
Таким образом, теория хромосомных аномалий, как когда-то и антропологическая теория преступности, при более тщательном изучении не нашла своего подтверждения и была подвергнута серьезной обоснованной критике.
Поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникает, по мнению фрейдистов и неофрейдистов, в результате того, что по различным причинам не получают реализации отдельные неосознаваемые врожденные влечения, что и вызывает агрессию. В качестве таких неосознаваемых врожденных влечений 3. Фрейд рассматривал либидо, А. Адлер — стремление к власти, к превосходству над другими, Э. Фромм — влечение к разрушению.
Очевидно, что в таком случае агрессивность неизбежно должна возникать у любого человека с врожденными, сильно выраженными неосознаваемыми влечениями, которые далеко не всегда способны реализоваться в жизни и потому находят свой выход в деструктивном поведении.
Однако последующие исследователи агрессивности и ее природы, как за рубежом, так и у нас в стране (А. Бандура, Д. Бергковец, А. Басс, Э. Квятковская-Тохович, С.Н. Ениколопов и др.) существенно изменили точку зрения на природу агрессии и на ее выражение.
Все большая роль в природе агрессии отводится социальным прижизненно действующим факторам. Так, А.. Бандура считает, что агрессия — результат искаженного процесса социализации, в частности результат злоупотребления родителей наказаниями, жестоким отношением к детям.. А. Бергковец указывает, что между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека всегда выступают две опосредующие причины: готовность к агрессии (злость) и интерпретация данной ситуации.
Индивидуальные психосоматические и половозрастные особенности, а также связанные с ними отклонения (отставание в умственном развитии, нервно-психическая и соматическая патология, кризисные возрастные периоды развития и т.д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида, отнюдь не являясь при этом причиной преступного поведения.
Сюда можно отнести теорию «социальной аномалии» Р. Мертона, которая построена на гипотезе об отмирании, отпадении норм морали при делинквентном поведении (социология преступности); теорию «нейтрализации» Д. Матса и Т. Сайкса, которые считают, что преступник в целом разделяет общепринятые нормы морали, но оправдывает свое преступное поведение.
В 1925 году в нашей стране впервые в мире был организован Государственный институт по изучению преступности и преступника. В течение первых пяти лет существования этим институтом было опубликовано значительное количество работ по юридической психологии. Специальные кабинеты по изучению преступника и преступности были организованы в Москве, Ленинграде, Саратове, Киеве, Харькове, Минске, Баку и других городах.
Одновременно велись исследования по психологии свидетельских показаний, по психологической экспертизе и некоторым другим проблемам.
Интересные исследования провел психолог А.Р. Лурия в лаборатории экспериментальной психологии, созданной в 1927 году при Московской губернской прокуратуре. Он изучал возможности применения методов экспериментальной психологии для расследования преступлений и сформулировал принципы работы прибора, который впоследствии получил наименование «разоблачителя лжи» (лай-детектор).
Значительный вклад в развитие юридической психологии того времени внесли такие известные специалисты, как В. М. Бехтерев и А. Ф. Кони.
Юристы и психологи настойчиво искали новые формы борьбы с преступностью. Новый общественный строй видел в преступнике, прежде всего человека. Этот гуманистический принцип, положенный в основу советского законодательного регулирования вопросов доказывания, естественно, усиливал интерес к психологическим особенностям людей, вовлеченных в орбиту уголовного судопроизводства, вводил психологию в круг проблем, изучение которых было важно для успешного расследования преступлений.
Сущность судебно-психологических изысканий того периода известный отечественный психолог А. В. Петровский охарактеризовал следующим образом: «В 20-е гг. «судебная психология» — это авторитетная и обширная область науки, имеющая предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т. п.».
В те годы были переведены на русский язык и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О. Липпмана, Э. Штерна, М. Геринга, Г. Мюнстерберга, А. Гельвига.
В 1922 г. А. Ф. Кони опубликовал брошюру «Память и внимание», в которой излагались проблемы свидетельских показаний. А.Р. Лурия в ряде своих исследований подверг специальному психологическому анализу сущность свидетельских показаний. Много внимания уделял вопросам психологии свидетельских показаний известный судебный психолог А. Е. Брусиловский. Следует особо остановиться на исследованиях А..С. Тагера, немало сделавшего для судебной психологии вообще и для психологии свидетельских показаний в особенности. Он считал, что уголовный процесс — это подлинный исследовательский процесс и что формирование и изучение научных основ его предпосылок не может не дать значительного материала для законотворчества.
Семнадцатого декабря 1928 г. А..С. Тагер выступил на совете Психологического института с докладом «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии». Совместно с А. Е. Брусиловским, С. В. Познышевым, С. Г. Геллерштейном он принимал активное участие в работе I Всесоюзного съезда по изучению поведения человека (М., 1930).
Съезд имел специальную секцию по судебной психологии, где обсуждались различные вопросы изучения психологических проблем, касающихся борьбы с преступностью.
Были заслушаны доклады А. С. Тагера «Об итогах и перспективах изучения судебной психологии» и А. Е. Брусиловского «Основные проблемы психологии подсудимого в уголовном процессе».
В Московском государственном институте экспериментальной психологии (ныне Институт психологии РАН) А. С. Тагер возглавлял экспериментальные работы по психологии свидетельских показаний. Он составил программу исследований, которая охватывала формирование показаний свидетелей от процесса восприятия фактов и явлений в различных ситуациях до их процессуального закрепления. Тагер искал формы исследований, раскрывающие особенности формирования показаний с учетом психологических навыков свидетелей, зависящих от профессии, возраста, эмоциональных состояний и т.д.
Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли В. В. Романов, М. И. Еникеев: первый — в сфере внедрения юридической психологии в сферу военной юстиции, а второй — в области организации преподавания этой дисциплины в московских вузах.
В июне 1989 г. в Ленинграде на базе ИПК прокурорско-следственных работников был организован Всесоюзный семинар-совещание преподавателей юридической психологии. Его участники рассмотрели и утвердили предложенную в докладе проф. В.Л. Васильева программу вузовского курса предмета «Юридическая психология». В соответствии с этой программой В. Л. Васильевым был создан учебник «Юридическая психология».
Такова, в самых , история зарождения и развития юридической психологии.
Темы рефератов и сообщений.
Оформление юридической психологии как науки.
Развитие отечественной юридической психологии.
Жизнь и творчество отечественных психологов (по выбору А. Р. Лурия, А. Ф. Кони, В.М. Бехтерев, К.И. Сотонин, А. Е. Брусиловский, В.Л. Васильев).