Изучение методов социологического исследования

Ключевыми словами в определении связей с общественностью являются: окружающая среда, то есть общественность. Одной из главных задач PR-специалиста является изучение общественного мнения, чтобы, впоследствии, он смог повлиять на него. Таким образом, в данной области деятельности специалиста по связям с общественностью главным инструментом являются методы социологических исследований.

Актуальность темы работы заключается в том, что социологические исследования выполняют важнейшую функцию – они служат каналом адекватной передачи значимой информации из одних социальных слоев в другие и выступают в качестве познавательных инструментов, средств и приемов социальной информации. Они позволяют систематизировать факты изучаемых явлений, процессов, отношений, что немаловажно для специалиста по связям с общественностью.

Целью курсовой работы является изучение основных методов социологических исследований и описание применения некоторых из них на практике.

Описание программы исследования, анализ классификации основных методов социологического исследования, составление общей таблицы основных методов исследования, описание организации и выявленной PR проблемы в ней и изучение применения методов исследования на примере этой организации – это задачи курсовой работы.

Для выполнения поставленных задач была изучена литература таких авторов, как А.В. Миронов, Э. Гидденс, И.Н. Кузнецов, В.А. Ядов, Г.В.Осипов, В.Г. Королько, С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов и других. Автор курсовой работы проанализирует методы социологического исследования и опишет применение их на практике на примере ООО «Центр Речевых Коммуникаций».

Глава I. Теоретические аспекты социологического исследования в деятельности PR-специалиста.

§1 Программа социологического исследования

Для начала следует дать определение социологическому исследованию. А.В. Миронов и его соавторы определяют социологическое исследование как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью[1, с.160].

5 стр., 2263 слов

Методы исследования в курсовой работе по логопедии

... в рассуждениях ученых. В работах теоретического характера, анализируя литературу по теме исследования, необходимо высказать собственное мнение и отношение к затрагиваемым сторонам проблемы. Материал, используемый в курсовой работе ... главной цели задач, описаны объект и предмет исследования, избранные методы исследования. Если курсовая работа содержит практическую часть, то необходимо выдвинуть ...

Каждое социологическое исследование имеет свой определенный вид и характер, так как цели и задачи для различных исследований отличаются друг от друга. Автор книги «Методика и техника социологических исследований» выделяет 3 вида исследований: 1) разведывательное, 2) описательное, 3) аналитическое[3, с.89].

Социологическое исследование может принести пользу только в том случае, если его результаты являются истинными. Обеспечение соответствия эмпирических фактов измеряемой действительности – одна из наиболее сложных задач для исследователя.

Любое социологическое исследование начинается с составления его программы, так как она является базовым элементом исследования. Результативность исследования во многом зависит от степени разработанности программы. Для изучения структуры программы исследования была изучена следующая литература: В.А. Ядов «Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности», З.В. Сикевич «Социологическое исследование» практическое руководство, Э. Гидденс «Социология» При участии К. Бердсолл: Пер. с англ, И.Н. Кузнецов «Технологии социального исследования», А.В. Миронова, В.В. Панферовой, В.М. Утенкова «Социология: Курс лекций» и др. В большинстве источников о составлении программы исследования говорится как о крайне важном этапе в самом исследовании, который требует тщательной подготовки. Более того, во многих из них приводятся схожие структуры программы социологического исследования.

Согласно Зинаиде Васильевне Сикевич, в эмпирическом исследовании выделяют несколько основных этапов [4, с.32-33]:

1) Определение проблемной ситуации (выбор темы исследования)

2) Обзор литературы по избранной теме исследования

3) Постановка цели и задач исследования

4) Определение (операционализация) понятий

5) Формулировка гипотезы как обоснованного предположения о связи между понятиями/переменными

6) Разработка исследовательского проекта (выбор методов исследования, обоснование выборки и разработка инструментария на уровне методик, техник и процедур

7) Проведение исследования (сбор данных и регистрация полученной информации)

8) Интерпретация результатов (обработка и обобщение полученных данных)

9) Написание отчета по результатам исследования

Первым пяти этапам дано название «теоретические». После чего следуют «методические этапы». Заключительным этапом является «организационный» (план исследования, порядок проведения отдельных этапов и распределение материальных ресурсов)[4, с.32].

Для сравнения рассмотрим программу исследования, предложенную В.А. Ядовым[7, гл.2]. По его мнению, содержание и структура программы исследования зависят от его общей направленности. С этой точки зрения выделяются теоретико-прикладные исследования (целью которых является содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретация и объяснение, более глубокое и всестороннее, чем ранее) и прикладные социологические исследования (которые направлены на практическое решение достаточно ясно очерченных социальных проблем с тем, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки).

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования могут предоставить широкую базу данных ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... системе гостиницы — процесс использования информации о гостях, так как, учитывая и принимая во внимание эту информацию, можно создать эффективные рекламные кампании гостиницы, программы ...

Программа исследования строится в зависимости от названных целей. В.А. Ядов выделяет следующие элементы программы исследования:

Методологический раздел:

1) Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования

2) Определение цели и постановка задач исследования

3) Уточнение и интерпретация основных понятий

4) Предварительный системный анализ объекта исследования

5)Развертывание рабочих гипотез

Процедурный раздел:

6) Принципиальный (стратегический) план исследования

7) Обоснование системы выборки единиц наблюдения

8) Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных

При подробном рассмотрении программ Ядова В.А. и Сикевич З.В., заметны сходства этапов, разделов, которые они в себя включают. Также изучив программы исследований других авторов, упомянутых в списке использованной литературы, можно сделать вывод, что в составлении этой программы нет значительных расхождений.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д. По словам Кузнецова И.Н., программа исследования выполняет три функции[6, с.256]:

1. Теоретико-методологическая, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.

2. Методическая, которая позволяет наметить способы сбора данных и описания ожидаемых результатов.

3. Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.

Переходя ко второму этапу программы исследования, упомянутому в программе Сикевич З.В., логично изучить методы социологического исследования: классификацию и подробное рассмотрение.

§2 Методы социологического исследования

2.1 Классификация методов исследования

В основе классификаций методов социологического исследования лежат различные критерии. После изучения работ таких авторов как Ядов В.А., Осипов Г.В., Королько В.Г., Филатова О.Г., Горшков М.К., Шереге Ф.Э. и других, можно сделать следующий вывод: разнообразие методов и подходов к ним основано на трех базовых методах: прямое наблюдение, анализ документов и опросы[7, с.89]. Но для начала следует рассмотреть классификации, представленные различными авторами, критерии и виды исследований.

Ядов В.А. предлагает классификацию, критерием которой является результат исследования[7, с.90-105]. Он выделяет теоретико-прикладные и прикладные (социально-инженерные).

Первые ориентированы на социальное планирование и управление общественными процессами. Прикладные же применяются на предприятиях и в организациях, с помощью которых анализируют местные проблемы, с целью нахождения способов их решения.

3 стр., 1236 слов

Философия права и ее методы

... Ф. Бэкона об идолах сознания - «рода», «пещеры», «рынка» и «театра»). Герменевтика как метод философии права уточняет, при каких условиях возможно понимание человеком сущего и должного. Понимание активно. ... два самостоятельных. В XIX в. О. Конт, в своей философии позитивизма, освободил социальное знание от метафизики. Социологический метод, очищенный от метафизики заявил о своей рассудочности и ...

Цель исследования – критерий классификации согласно Осипову В.Г.[8, с.16]. Он разделяет эмпирические и теоретические методы исследования. Эмпирические состоят из пилотажного и полевого этапов, после которых следует обработка первичной информации, «жесткий» анализ вторичных данных, формулировка выводов и составление отчета. Осипов В.Г. относит в эту группу опрос (анкетирование, интервьюирование), изучение документации, наблюдение (включенное, невключенное), БОУ (быстрая оценка с участием), фокус-группы и эксперимент. Теоретические же методы направлены на создание новых принципов, целью которых является расширение знания общества о законах природы. Они могут быть долгосрочными, бюджетными и др. Их используют для дальнейшего развития теорий.

Далее следует классификация, согласно Королько В.Г., который предлагает деление по сути исследования[9, с.171-172]. По его мнению, исследования могут быть описательные (дескриптивные) и проблемные. Описательные обеспечивают моментальное определение конкретной ситуации или существующего условия, а проблемные показывают, почему ситуация сложилась именно таким образом.

Филатова О.Г. разделяет исследования по частоте их проведения. Исходя из этого критерия, она выделяет точечное (разовое) исследование и повторное. Первое дает информацию о состоянии объекта анализа, о количественных и качественных характеристиках явления или процесса в момент его изучения. Что касается повторных исследований, они представляют собой ряд исследований, проведенных через определенные промежутки времени на основе единой программы и инструментария, которые дают представление о динамике изучаемого объекта.

Авторы учебного пособия «Прикладная социология: методология и методы» Горшков М.К. и Шереге Ф.З. делят исследования на пилотажные (разведывательные), описательные и аналитические по принципу глубины и сложности анализа и использованным методам исследования. Пилотажные используются в качестве предварительного этапа масштабных исследований, охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и методике. Описательные представляют собой более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное суждение об изучаемом явлении, его структурных элементах. А аналитические исследования являются самым глубоким видом социологического анализа. Цель – описание изучаемого явления и выявление причин, лежащих в его основе.