Контрольная работа: Программа социологического исследования: структура, требования

Контрольная работа

Программа социологического исследования — это специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок научного исследования. Программа представляет собой теоретико-методическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации.

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана — о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей. Ответы математически усредняются, обобщенные данные представляются в виде статистических таблиц. Выводятся и объясняются закономерности. Конечный итог — построение научной теории, которая позволяет предсказывать будущие явления и разрабатывать практические рекомендации.

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности социологического. Актуальность выбранной темы контрольной работы вызвана потребностью общества ответить на эти вопросы.

Целью работы является изучение программы социологического исследования.

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРОГРАММЫ

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Социологическое исследование включает сменяющие друг друга этапы:

1. Разработка программы и организация плана – определение предмета и задач исследования, рабочей гипотезы, методов исследования, исполнителей и сроков исполнения.

2. Подготовка к сбору информации – разработка документов программированного сбора информации, разведывательное исследование.

3. Сбор информации – наблюдение, изучение документов, опрос, эксперимент.

4. Обработка информации – проверка, группировка, сводка, вычисление относительных величин, построение статистических рядов, составление таблиц.

5. Оценка результатов – интерпретация данных, формулирование выводов, оформление отчета об исследовании, разработка предложений.

3 стр., 1346 слов

Опрос как метод сбора информации в социологическом исследовании

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя ... выборки, а пределы допустимой ошибки опять-таки зависят от цели исследования. Величина допустимой ошибки определяет надежность результатов выборочного обследования. ... признаки открытого и закрытого вопроса. Например, на вопрос "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни"? ...

6. Реализация результатов исследования.

Однако, социологическое исследование невозможно без детально разработанной программы, которая лежит в его основе. Программа социологического исследования — это изложение его цели и общей концепции, исходных гипотез вместе с логической последовательностью операций для их проверки.

Программа социологического исследования – документ, содержащий развернутое изложение ее теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Только глубоко продуманная во всех своих составных частях программа социологического исследования обеспечивает его проведение на высоком качественном уровне. Не случайно программу называют стратегическим документом, в котором выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса: во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала и, во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

Исходя из того что программа играет центральную роль в социологическом исследовании, важно сформулировать функции, которые указывают на ее предназначение и раскрывают ее основное содержание.

1. Методологическая функция заключается в том, что из имеющегося многообразия концептуальных подходов и аспектов видения объекта она определяет ту методологию, которую будет применять социолог.

2. Методическая функция предполагает конкретизацию и обоснование методов исследования, т.е. получения социологической информации, а также ее анализа и обработки.

3. Гносеологическая функция обеспечивает снижение уровнянеопределенности в понимании исследуемого объекта после разработки программы по сравнению с его пониманием до ее разработки.

4. Моделирующая функция состоит в представлении объекта как особой модели социологического исследования, основных его аспектов, этапов и процедур.

5. Программирующая функция заключается в разработке программы как таковой, представляющей собой специфическую модель исследовательского процесса, которая оптимизирует и упорядочивает деятельность социолога-исследователя.

6. Нормативная функция указывает на наличие программы, построенной в соответствии с установленной структурой, как основополагающего требования и признака научности социологического исследования. Программа задает нормативные требования социологической науки по отношению к конкретному исследованию.

7. Организационная функция предполагает распределение обязанностей между членами исследовательского коллектива, разделение и упорядочение труда каждого социолога, контроль за ходом исследовательского процесса.Позволяет спланировать деятельность исследователя или коллектива исследователей на всех этапах работы, определять ее последовательность и проводить контроль поэтапного хода исследования.

7 стр., 3004 слов

Социологическое исследование, его структура и функции

... жизни (эмпирических индикаторов). Методико-процедурный раздел включает: Определение общего плана исследования. Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции: 1. Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить ...

8. Эвристическая функция обеспечивает поиск и получение нового знания, процесс проникновения в сущность изучаемого объекта, открытие глубинных пластов, а также переход от незнания к знанию, от заблуждения к истине.

Программа социологического исследования выражает понимание и знание, отвечая на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Чем выполнить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Программа относится к типу стратегических документов научного исследования, цель которых – представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования.

Основные требования к программе:

1. Необходимость.

2. Эксплицитность.Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы.При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.

3. Гибкость.Гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.

4. Логическая последовательность структуры.Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом. Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение двух разделов – методологического и методико-процедурного.

В методологический раздел программы входят:

1. Формулировка и обоснование социальной проблемы (проблемной ситуации) — является существенной частью программы любого исследования.

2. Выделение объекта и предмета социологического исследования. Научная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной общественной проблемы. Им могут быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию.Объект — это сам социальный объект и те условия, в которых протекает его деятельность. Иными словами, объект социологического исследования — это то, на что направлен процесс познания. Предмет — это одна из сторон жизнедеятельности объекта исследования, подлежащая социологическому изучению.

22 стр., 10974 слов

Исследования позволило сформулировать проблему исследования, ...

... дзюдоистов на этапе УТГ-2. Цель исследования: теоретически разработать и опытно– экспериментальным путем проверить эффективность методики базовой технико-тактической подготовки мальчиков 13-15 лет, занимающихся дзюдо. Гипотезой исследования ... обучения указывают В. П. Филин и Н. А. Фомин (1980). Основная задача этого тренировочного этапа, по мнению авторов, - овладеть основами рациональной техники ...

3. Определение цели и задачи исследования. Необходима постановка такой цели, реализация которой требует надежных данных, позволяющих выявить пути и средства решения наиболее важных на текущий момент проблем, проверить и установить практическую отдачу и ценность форм и методов управления общественным процессом или явлением.

Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и могут быть условно разделены на основные и дополнительные. Основные задачи отражают поиск ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства изучения исследуемой проблемы? Не исключены ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения еще каких-либо вопросов. Тогда и намечаются дополнительные задачи.

4. Интерпретация и операционализация основных понятий. Основные понятия как бы задают ход исследованию, диктуют логику изучения проблемы и потому нуждаются в исчерпывающей интерпретации.

Все выявленные на стадии интерпретации конкретные понятия также требуют своего объяснения, «своей интерпретации». Осуществляется она в форме поиска тех частных понятий, которые и характеризуют составляющие основного понятия. На этом этапе логического анализа интерпретация уступает место другой процедуре уточнения предмета исследования.

Эта процедура, кратко именуемая операционализацией, продолжает, а точнее, детализирует интерпретацию основных понятий. Такая детализация заключается в расчленении основного понятия на элементы (семантически – на однозначно понимаемые термины).

Получаемые при этом еще более простые понятия принято называть операциональными.

5. Разработка гипотез исследования. Каждый раз реализация исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов. Набор этих методов, а точнее, общая направленность исследования может быть задана при формулировании гипотез. Гипотеза – это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Социологическое исследование основывается, как правило, на предварительных предположениях. В них высказываются мысли о причинах возникновения изучаемой проблемы. Исследователь их обобщает, затем формирует свои предположения в виде гипотез. Гипотезы позволяют повысить оперативность исследования, правильно выбрать его объект, метод сбора социологической информации. Гипотезы должны быть сформулированы ясно и четко, однозначно. Как и задачи, они бывают основными и дополнительными.

Различают гипотезы: по содержанию предположений об объекте — описательные (структурные и функциональные) и объяснительные (причинно-следственные); по задачам — основные и не основные; по степени разработанности и обоснованности — первичные и вторичные (выдвигаются взамен тех, которые опровергаются эмпирическими данными).

Цели выдвижения гипотез:а) сузить массы возможных предложений и догадок при решении поставленной проблемы;б) обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Гипотезы включают в себя две части: содержательная (определяется в первом разделе программы) и статистическая (определяется во втором разделе программы).

Статистическая гипотеза это математическое описание содержательной гипотезы на основе собранных эмпирических данных: гипотеза о виде статистического закона распределения генеральной совокупности на основе критериев согласия, гипотеза о соответствии предлагаемой выборочной совокупности генеральной с помощью критериев значимости.

6. Логический анализ основных понятий предусматривает осуществление ряда таких методических процедур, без которых невозможно воплотить в инструментарии единую концепцию социологического исследования, а значит, реализовать ее цель и задачи, проверить правильность выдвинутых в нем гипотез. Суть этих процедур заключается в логическом структурировании основных понятий, которые занимают главенствующее место в определении предмета исследования. Логический анализ предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры, а на этой основе определяется соотношение элементов и свойств конкретного явления, последовательное изучение которых дает возможность составить ясное представление о нем.

Методико-процедурный раздел программы включает в себя:

1. Принципиальный (стратегический) план исследования.Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний социологов об изучаемом объекте и предмете, а также выдвинутых гипотез. Различают три основные исследовательские стратегии и разные варианты их комбинаций.

Первая называется разведывательной. Она используется в случаях недостатка знаний для формулирования должной системы гипотез. Разведывательный план предполагает: изучение имеющихся по данной теме литературных источников; беседы с компетентными по данной проблеме людьми (экспертами); наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике.

В итоге исследовательских процедур появляется информация, позволяющая уточнить формулировки гипотез, а иногда, и предмет, и задачи исследования.

Вторая стратегия – описательная. Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта, безусловно, более ценная стратегия, возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки.

Третья – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, – цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют объяснительный характер, т.е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Социологические эксперименты проводятся по особым и сложным методикам.

2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения.Это весьма сложный компонент исследовательской программы. Его разработка по силам только квалифицированным социологам, умеющим использовать разные виды выборок – вероятностную, неслучайную, квотную, гнездовую, стратифицированную (районированную), многоступенчатую и др.

3. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных.Каждый метод имеет свое предназначение и ограничение. Выбор методов исследования зависит не от желания исследователя, не от его прихоти или произвола, а от решаемых им задач и содержания проверяемых гипотез.

Программа дополняется рабочим планом, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки осуществления исследования, оцениваются необходимые ресурсы и т.д.

Рабочий план позволяет правильно и четко организовать и спланировать работу исследователя или исследовательского коллектива в соответствии с его программой социологического исследования, календарными сроками, ресурсным обеспечением. Рабочий план – это перечень, схема действий социолога в данном исследовании с распределением времени, материально-технических затрат и сетевым графиком .

Рабочий план шире программы исследования. Основными задачами при его разработке являются: определение этапов исследования; расчет финансовых средств и людских сил, необходимых для успешного проведения исследования; расчет временных интервалов для проведения каждого этапа и всего исследования в целом; организация координации взаимодействия различных частей исследования; организация эмпирического исследования.

Основные части рабочего плана — это пилотажное исследование, полевое обследование, подготовка данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, составление отчета.

Тщательная подготовка программы социологического исследования позволяет избежать ошибок во время самого исследования и анализа его результатов.

Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную значимость социологического исследования и его результатов.

От качества программы, ее научного уровня зависит эффективность всей последующей работы социолога или, как правило, исследовательской группы социологов. Существующие в практике разного рода опросы, которые проводятся без тщательно подготовленной исследовательской программы,не являются социологическими исследованиями.Более того, выводы и рекомендации, полученные на основе беспрограмного применения методов сбора социологической информации, не могут быть достаточно достоверными, а поэтому их внедрение в практику грозит не решением, а усугублением социальных проблем, ошибочностью принятых управленческих решений.

3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Заполните таблицу, раскрывающую основные этапы разработки программы социологического исследования.

Этап разработки программы

Содержание

Проблемная ситуация

Во-первых, необходимо сформулировать социальную проблему. Во-вторых, обосновать её.В-третьих, выбрать объект

исследования. В-четвертых, определить предмет социологического исследования.

Область целепологания

Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Во-вторых, обозначить задачи социологического исследования

(основные, частные и дополнительные, есть и программные, которые возникают в

процессе исследования).

Область разработки общей концепции

Во-первых,уточнить и интерпретировать основные понятия (это процедура истолкования, уточнения

смысла понятий).

Во-вторых,провести предварительный системный анализ объекта

исследования,который призван проявить образ предмета, сделать его более

четким и определенным.В-третьих,выдвинуть рабочие гипотезы. Социолог

формулирует ряд детализированных исходных гипотез,которые объясняют

исследовательскую проблему.Далее исходные гипотезы должны быть развернуты в

цепочку выводимых гипотез-следствий(метод дедукции).

Область процедурно-методического раздела программы

Во-первых , необходимо выбрать принципиальный плана и вид социологического исследования. Во-вторых , определить методы сбора данных и подготовить инструментарий. В-третьих , сформировать обследуемые совокупности (исследователь вынужден использовать

тот или иной способ выделения из большой совокупности элементов, подлежащих

изучению, некоторую их часть в надежде, что на этой обследуемой совокупности могут

быть выявлены свойства объекта исследования в целом -генеральной

совокупности.).

Способы формирования обследуемой совокупности: сплошное

исследование (обследуемая совокупность идентична генеральной); исследование основного

массива (исследуется большая часть объекта); монографическое исследование

(изучается часть объекта по ряду критериев); выборочный метод(выборка).

В-четвертых, составить рабочий план исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Непосредственное признание социологические исследования получили в конце XIX-начале XX в. Так, с XVIII в. в ряде стран стала регулярно проводиться перепись населения. В XIX в. проводились и опросы населения в целях выяснения уровня жизни.

На любом этапе общества (с момента возникновения социологии) люди, специалисты располагают определенным объемом знаний о человеческом обществе как объекте изучения социологии. Однако общество изменяется, развивается, что требует уточнения, обогащения, обновления знаний о нем и его структурных компонентах. Для этого необходим определенный инструмент, каким и выступает социологические исследования – обязательный компонент социологии, процесс выработки новых знаний об обществе и его системных элементах (структурах), форма органической связи теории и практики; звено, обеспечивающее преемственность социологического знания и его развития.

Социологические исследования обуславливаются общественными потребностями в социальном знании об обществе в целом и его структурных компонентах, потребностями знать ближайшие и отдельные перспективы общественного развития, ибо это связано с интересами различных классов, общественных и социальных групп, с их взаимоотношениями между собой, взаимоотношениями личностей, указанных групп и общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/programma-sotsiologicheskogo-issledovaniya/

1. Зборовский Г.Е. Общая социология: учебник для студентов ВУЗов.-М., 2004.

2. Санжаревский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. — Тамбов: Изд-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2002. С.432.

3. Основы методики социологического исследования: учебное пособие Евгений Петрович Тавокин ИНФРА-М | 2009.

4. С.И. Григорьев, Ю.Е. Растов. Основы современной социологии.

5. В.А. Ядов (Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999.

6. Программа социологического исследования: http://socio.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=21&page=3.


не сложно

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.