Контрольная работа: Философия марксизма

Марксистская философия — это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса (1818—1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895), а также взгляды их последователей. Она появилась в 40-х годах XIX столетия. Данное философское учение, в определённом смысле, можно рассматривать как завершающий этап развития немецкой классической философии.

Марксизм был своеобразным теоретическим ответом на те вопросы, которые поставили перед людьми социально-экономические и политические процессы новейшей европейской истории. Мощный экономический подъем, стремительное развитие науки, исторический оптимизм просветителей, подтвержденный грандиозной системой Гегеля, с одной стороны, и нищета и беспомощность рабочей массы в молодом буржуазном обществе — с другой, вот истоки философии Маркса. Его учение было рождено ужасающим зрелищем социальной действительности на фоне научного прогресса, который, казалось, мог обеспечить человеку достойные условия жизни. Маркс был поражен бедственным положением людей среди мощных машин, предназначенных для того, чтобы сделать долю человека лучшей, но почему-то не сделавших этого.

Поэтому главной целью марксизма является разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Эта задача была решена. Создание Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895) диалектико-материалистической философии опиралось и на предпосылки философского, социологического и естественнонаучного характера.

Важнейшей предпосылкой философского, социологического и естественнонаучного характера диалектико-материалистической философии, созданной Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, является немецкая классическая философия и, прежде всего, идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха. Эти учения были переосмыслены и переработаны Марксом и Энгельсом на новом фактическом материале.

В классически-чистом виде теория Карла Маркса сегодня имеет достаточно ограниченную, хотя и далеко не нулевую актуальность.

Во-первых, марксизм актуален как классическая методология и теория, остающаяся «работающей» в той мере, в какой не изменились за последние сто с небольшим лет основы общественной жизни человека.

Во-вторых, классическая марксистская теория позволяет раскрыть взаимодействие социально-экономических отношений с материально-техническими основами экономики и социально-культурной жизнью, активностью человека.

Задачами данной контрольной работы являются:

3 стр., 1347 слов

Реферат классические социологические теории

... причинности» Классические социологические теории / Под ... Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на ... на научную основу и явилась тем ... социологической концепции Г. Спенсера - теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. ...

  1. Рассмотреть теоретические предпосылки философии марксизма.
  2. Выявить основные положения диалектического материализма.
  3. Объяснить различие между материализмом Л. Фейербаха и материализмом К. Маркса и Ф. Энгельса.

1. Теоретические предпосылки философии

Теоретическими предпосылками философии марксизма принято считать диалектику Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) и материализм Людвига Фейербаха (1804-1872).

Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному.

По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Соответственно этому тройственному делению Гегель пишет книги: «Наука логики»; «Философия природы»; «Философия духа». Эти книги образуют «Энциклопедию философских наук». Он считал, что мир есть саморазвитие абсолютного духа, который проходит три стадии: 1) Идея (тезис) — ут­верждение. 2) Природа (антитезис) — отрицание. 3) Дух (синтез) — отрицание отрицания.

Природа есть отрицание Идеи. Дух — возвращение Идеи к самой себе. На этой стадии осуществляется синтез логической идеи и материальной природы, т. е. синтез мышления и бытия.

Гегель пытался объять единым взором все проблемы бытия, человече­ского духа и представить их в систематизированном виде. В «Науке логики» он рассмотрел основные фи­лософские категории, проблемы человеческого мыш­ления, познания, деятельности. В «Философии приро­ды» он исследовал сущность мира, бытия природы. В «Философии духа» — проблемы человека и общества.

Главными особенностями гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику.

Считалось, что если идеализм заменить материализмом и его соединить с диалектикой, то получается передовая философия, диалектический материализм.

Диалектика предстает у Гегеля как восхождение от абстрактного к конкретному, это переход идей, их соотношение и, наконец, развитие. Диалектика идей соответствует диалектике отдельных явлений, где раскрываются качественно-количественные преобразования, соотношение противоположностей и развитие явлений. Здесь следует сделать оговорку: для Гегеля явление — это тоже идеи, диалектика явлений соответствует диалектике сущности. Настойчивое стремление Гегеля «погрузить» сферу реальных явлений непосредственно в идеи и законы кажется чрезмерным. Мир отдельных реальных явлений действительно «вписывается» в мир идеального, но в то же время относительно независим. Гегель часто игнорировал последнее обстоятельство, давая своим оппонентам повод обвинить его в мистификации реального. Диалектика Гегеля была значительным шагом вперед в том смысле, что до Гегеля сложная жизнь понятий не рассматривалась так полно, как в гегелевской системе. Конечно, открытия Гегеля не противоречили задачам формализации логических операций. Гегель не отменял законы формальной логики, к которым он был слишком критичен, он интегрировал их с новыми идеями. Вместе с тем, если не полностью, то частично, некоторые черты диалектики Гегеля были позже формализованы. Гегелевский переход понятий появляется, например, в математике как доказательство и может быть формализован. Дедукция в науке фиксирует связь между сущностью и явлением. Сложнее обстоит дело с развитием идей, пока никак не формализовать этот процесс.

5 стр., 2244 слов

Учение Гегеля о государстве и праве

... понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая и есть свобода, развертывается в гегелевском учении в мир государства и права, и сфера объективного духа ...

Гегель разработал особую версию философского стиля мышления, который он сам называл умозрительным мышлением.

Гегель стал создателем философии как теории. Любой, кто способен к теоретическому философствованию, неизбежно воспользуется достижениями гения Гегеля. Эти открытия — самый короткий и безопасный путь к сокровенным секретам любой связной мысли в целом.

Сильной стороной диалектики Гегеля можно считать последовательность, гармонию и порядок предложенной им системы. Изучите абсолютную идею с самого начала, наблюдая за ее развитием, выделяя некоторые фазы. Более того, именно Гегель объединил идею развития с глубоким философским содержанием, сформулировав законы процесса движения, изменения и развития.

Всеохватывающее мышление Гегеля, его систематичность имели негативные последствия. Он смотрел на человеческую жизнь и человека с высоты птичьего полета, поэтому его не очень интересовала конкретная жизнь человека. Он также говорил о ничтожности индивидуальной совести. Его философия — это философия духа абсолютного мира. В абсолютном духе все как бы растворяется (как Бог в природе у пантеистов).

Природа, люди, их жизнь, сознание — это лишь отдельные этапы развития духа мира. Гегеля интересует целое (история), а его детали интересуют только по отношению к целому (как будто за лесом он не замечает отдельных деревьев).

Даже преувеличение роли разума, его абсолютизация, сводящая все многообразие жизни к логически выводимым категориям и законам, считается недостатком диалектики Гегеля. Так родилась неумолимость действий, которые неумолимо правят миром.

Людвиг Фейербах был одним из последних представителей немецкой классической философии.

Анализируя христианские идеи, различные формы религии, он пришел к критическому переосмыслению религии как типа совести и, более того, к критике философского идеализма. Он не только критиковал веру в Бога, но и не просто заявлял об атеизме. Он искал корни возникновения идей, связанных с верой в Бога. С его точки зрения, идея Бога была порождена страхом и невежеством. Беспомощность человека перед лицом сил природы в конечном итоге привела к идее о всемогущем существе, которое управляет человеческим поведением и от которого исходит благодать или свидетельство. Фейербах считал Бога абсолютизированной социализированной личностью. Он выдвинул тезис: «Человек есть Бог для человека». Каждый человек есть Бог, то есть для каждого из нас каждый человек, наделенный всеми лучшими качествами, является Богом.

Философия Фейербаха называется антропологическим, антропологическим материализмом или натурализмом. Он видел природу через призму отношения к ней человека. Для него человек — существо не только духовное, но и телесное. Дух и материя слиты в человеке, неотделимы друг от друга. Более того, он утверждал: «Бытие — это субъект, а мысль — это предикат (нечто вторичное)». Мысль — это свойство бытия.

9 стр., 4494 слов

Концепции человека в истории философии

... себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем. История философии полна различных концепций сущности человека, рассмотреть их подробнее и является целью моей работы. ... этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии. В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная ...

Сильная сторона материализма Фейербаха состоит в том, что в его основе лежит не абсолютная идея, а обычный человек со своими надеждами, чувствами, духовными предпочтениями. Человек — Бог, он вдохновляет, он вдохновляет стремиться к лучшему, к самосовершенствованию своей души, жизни.

Крупнейшим недостатком фейербаховского материализма была его созерцательность, то есть невнимание к активной практической деятельности человека. Единство субъекта и объекта Фейербах принимал лишь в рамках человеческого тела, считая мышление субъектом, а физическую организацию человека объектом.

Марксистская философия возникла на стыке геге­левской философии и фейербаховского материализма.

Диалектический материализм возник в 40-х годах 19 века и стал своеобразным революционным скачком в развитии философии из старого состояния в новое состояние, положивший начало новому мировоззрению.

2. Основные положения диалектического материализма

Диалектический материализм — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:

  1. материя — единственная основа мира;
  2. мышление — неотъемлемое свойство материи;
  3. движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс стали основоположниками марксизма, философией которого стал диалектический материализм. Как у любого философского направления, у диалектического материализма есть свои основные положения.

Диалектический метод и философский материализм взаимно проникают друг друга, находятся в неразрывном единстве и составляют цельное философское мировоззрение. Создав диалектический материализм, Маркс и Энгельс распространили его на познание общественных явлений.

Диалектический материализм возник как неотъемлемая составная часть теории пролетарского социализма и развивался в неразрывной связи с практикой революционного рабочего движения.

Два философа смогли соединить диалектику и материализм. В центре внимания философии марксизма оказались проблемы общества и социальной жизни. Карл Маркс считал, что главное звено любой общественной системы лежит не в области религии, а в материально – экономической области общества. Материализм – самая легкая и общедоступная философия: вера в вещи, в тела, в материальные блага, как в единственно верную реальность мира. Если материя есть низшая и простейшая ступень бытия, то материализм есть низшая и простейшая ступень философии.

С другой стороны такой материализм принижает мир науки, культуры, духовности и нравственности. Маркс считал, что базис развития – это противоречие и борьба классов. Именно так он рассматривал и понимал историю.

Энгельс писал, что задача диалектического материализма заключалась в том, чтобы свести науку об обществе с «материалистическим основанием». В роли такого «материалистического основания» должна стать практика как общественная преобразующая деятельность людей. Главным образом, речь идет именно об их производственной деятельности, способе производства материальных благ и складывающихся на его основе производственно – экономических отношениях между самими людьми. Данные факторы прямо или косвенно воздействуют на содержание познавательной деятельности людей и в конечном счете на все стороны их жизни в обществе. Маркс высказывал мысль о том, что теория становится материальной силой тогда, когда она начинает овладевать массами людей. А это будет происходить только тогда, когда эта теория будет выражать интересы масс.

8 стр., 3838 слов

Философия в современном мире (2)

... стране на протяжении 20-50-х гг. Наука появляется одновременно с философией тогда, когда миф становится бессильным объяснить мир. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся ... науки. В литературе насчитывается более 150. Одно из этих определений выглядит следующим образом: наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о ...

Карл Маркс полагал, что сторонники атеизма на самом деле – пророки новой религии. Для философа такой религией была «религия Коммунистического общества», при этом он критиковал капиталистический строй общества. В связи с этим в философии диалектического материализма было много противоречий. Материалист Маркс, с одной стороны, верил в идеалы, в светлое коммунистическое будущее, с другой стороны оставлял место и идеализму.

Диалектический материализм понимает общество как материалистическое, рассматривает его именно с таких позиций. Возникает необходимость создать науку об обществе, но каковы будут научные законы? Ведь каждый человек индивидуален, обладает своим характером и сознанием. Как подчинить общим законам развития все общество, если каждая отдельная единица в нем – человек. Поэтому Маркс рассматривает внутренний духовный мир как вторичное по отношению к внешнему миру.

Основные достижения диалектико — материалистического способа мышления можно обозначить следующими позициями:

1) критика недостатков капитализма;

2) разработка проблемы практики;

3) уяснение природы общественного.

Но преувеличение роли общественного сопровождалось зачастую умалением человечески – индивидуального, личностного, потерей человека. Марксисты признавали материальность мира, признание того, что мир развивается по законам движения материи. Материя, по Марксу, первична, а сознание – вторично.

Марксистский материализм доказывает, что все многообразные тела природы – от мельчайших частиц до гигантских планет, от мельчайших бактерий до высших животных, до человека – представляют собой материю в разных формах и на разных ступенях ее развития. Марксисткой философии глубоко чуждо пассивное, созерцательное отношение к окружающей действительности. Диалектический материализм является орудием в деле переустройства общества в духе коммунизма.

Таким образом, марксистская философия своеобразно решает соотношение бытия и мышления, природы и духа. Она, с одной стороны, признает материю первичной и сознание вторичным, с другой стороны, рассматривает их неоднозначные, сложные и противоречивые взаимодействия, отдавая порой главную роль именно сознанию. Марксизм опирается на успехи естествознания и общественных наук; и утверждает, что мир познаваем, и главной проблемой в нем остается – проблема общества и социума.

3. Различие между материализмом

Одной из теоретических предпосылок диалектического материализма К.Маркса и Ф.Энгельса был материализм Л.Фейербаха. У него были свои достоинства и недостатки. Достоинством основоположники марксизма считали острую критику гегелевского идеализма. В своей книге «Сущности христианства» Фейербах смело провозгласил «торжество материализма», исходя из того, что природа существует независимо от какого-то духа, что окружающий человека вещественный мир и есть «единственный действительный мир». Энгельс писал, что «освободительное действие этой книги» было велико. Ясные материалистические идеи учения Фейербаха действовали «освежающе после долгих лет господства абстрактной и тёмной гегельянщины».

6 стр., 2764 слов

Философия Л. Фейербаха (2)

... Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. 2. Атеизм Фейербаха Материализм Фейербаха, ... идеалистической философии и постановки ее на материалистическую почву, который позже применяет Маркс. Мышление вторично по отношению к бытию, утверждает Фейербах, и исходит ...

Однако материалистические идеи, которые излагал Фейербах, не были свободны от некоторых ограниченностей. На них и обратили своё внимание Маркс и Энгельс.

В результате справедливой в целом критики философского идеализма Фейербах потерял то ценное, что было заключено в трудах Гегеля, – диалектику. Он неспособен был понять мир в его постоянном развитии, в процессе которого отживают одни явления и появляются новые, как правило, более совершенные. Все явления и вещи рассматривались им как изолированные и неразвивающиеся. Так же, вслед за материалистами XVIII века, Фейербах сводил каждый материализм к механистическому. В то время более других наук была развита механика, и это привело к тому, что к изучению всех явлений, в том числе химических, биологических и даже социальных, применялись масштабы механики. А это очень сильно искажало реальную картину мира.

В целом, материализм Фейербаха характеризовался Марксом и Энгельсом как метафизический и механистический. И они стремились преодолеть эту ограниченность его философии. Марксистский материализм – диалектический. Основная идея диалектики, по Энгельсу, заключается в том, что «мир состоит не из готовых, законченных предметов, а представляет собой совокупность процессов, в которой предметы, кажущиеся неизменными, равно как и делаемые головой их мысленные снимки, понятия, находятся в беспрерывном изменении, то возникают, то уничтожаются, причём поступательное развитие, при всей кажущейся случайности и вопреки временным отливам, в конечном счете прокладывают себе путь». Такова диалектика развития объективного мира и его познания.

Характерной чертой материализма Фейербаха был антропологизм, который заключался в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Человеческая сущность толкуется Фейербахом преимущественно биологически. Он недооценивает её социальную сторону, ведь человек – существо биосоциальное. Вот почему Маркс, признавая важное историческое значение фейербаховского материализма, в то же время отмечал, что у Фейербаха «человеческая сущность может рассматриваться только как «род», как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами». Согласно Марксу, человек является историческим и социальным существом, а потому его сущность «не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Кроме того, Маркс и Энгельс указали ещё на одну весьма существенную ограниченность философии Фейербаха, а именно: её пассивно-созерцательный характер. Речь идёт о непонимании роли практической деятельности людей в познании ими природных и социальных явлений и в развитии общества. Фейербах не смог последовательно применить материалистический подход при объяснении общественных явлений. В понимании общественной жизни он оставался идеалистом. Тем самым его материализм оставался односторонним и незавершённым.

5 стр., 2256 слов

Философия просвещения и метафизический материализм

... от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверхопытных "гипотез". Представители же метафизического материализма субстанциональное, законосообразное устройство мира связывают с внутренне присущими материи свойствами. ... стал излюбленным персонажем немецкого просвещения. Главная коллизия, которую пытается разрешить философия XVIII века, состоит в несовместимости " частного человека", то есть ...

Но, несмотря на свою односторонность, учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что философия марксизма сформировалась на учениях Гегеля и Фейербаха, так как само время привело человечество к новому осмыслению мира.

Маркс и Энгельс в своем диалектическом материализме обосновали теорию развития общества с той точки зрения, где главным становится человек, его жизнь, проблемы, культура и духовность, а также взаимоотношения людей в обществе.

По Фейербаху человек воспринимался как нечто абстрактное, в то время как К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали, что от человека зависит все в этой жизни.

В политико-экономических трудах Маркс указывает на реальную базу повышения степени свободы людей. Это уничтожение принудительного наемного труда, следовательно, устранение в общеисторическом масштабе пролетариата, рост свободного времени. Это четкий философско-научный прогноз, основанный на объективных экономических и исторических исследованиях.

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты:

  1. мир материален;
  2. мир объективен и не зависит от сознания;
  3. материя первична, вечна, не сотворена;
  4. сознание — свойство материи;
  5. мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи — мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика — это отражение — верное или неверное — в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма — в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

В итоге можно отметить, что созданное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом философское учение (марксизм) представляет собой стройную и целостную систему мировоззрения, лишенную идеализма и опирающуюся исключительно на науку и практический опыт.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/istoki-i-osnovnyie-chertyi-filosofii-k-marksa/

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 608 с.
  2. Балашов. Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и допол­нениями — М., 2009. — 664 с.
  3. Канке В.А. Философия. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Логос,2007. – 184 с.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. — 2-е изд. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
  5. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. — Минск : Выш. шк., 2008. — 479 с.
  6. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. – 294 с.
  7. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.
  8. Философия: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. — М.: ТОН — Остожье, 2001. — 704 с.

    Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно Контрольные работы на максимальной скорости, или авторизуйтесь на сайте.

    14 стр., 6515 слов

    Философия Древнего мира

    ... об исходных противоречиях общественного сознания, разрешение которых и есть рождение философии. 2. Главные периоды античный древний мир мыслитель С развитием рабовладельческого общества и его самосознания, с развитием ... богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека. Философия и ее история во многом определяются личностными особенностями того или иного мыслителя. ...

    Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.


    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.


    Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, об этом нам.