Реферат классические социологические теории

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) уже в 1844-1848 гг. постулировали принципиальный разрыв со всеми теоретическими традициями, провозгласили необходимость создания нового общества, еще не имея развернутого и эмпирически доказанного анализа существующего общества. Актуальность устранения старого и построения нового общества сказалась на методологии исследования, содержании теоретических выводов и направленности практических рекомендаций.

Объектом исследования являются классические социологические теории. В качестве предмета исследования выделяется марксистская школа.

Целью работы является: анализ марксистской школы в социологии.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

  • Изучить классический этап развития социологии;
  • Рассмотреть социологические теории;
  • Проанализировать марксистскую школу;
  • Описать теорию социального конфликта.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Контрольная работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 18 наименований.

Историю социологии принято начинать с момента введения в научный оборот самого понятия «социология». Поэтому всё, что происходило до О. Конта, считается предисторией социологии. Это очень длительный период в развитии обществознания. К началу ХIХ в. был накоплен богатый опыт в изучении общества, который привёл к осознанию необходимости создать отдельную и самостоятельную науку об обществе.

Первый шаг в создании новой науки об обществе сделал О. Конт (1798-1857).

Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества он поставил в рамки отдельной науки, которую и назвал социологией. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии. Однако О.Конт не смог достаточно чётко определить предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития.

Настоящее признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Для этого потребовалось почти сто лет. Период с 30-х гг. ХIХ в. до начала ХХ в. принято называть классическим этапом в развитии социологии. Это время теоретического развития социологии, формирования её исходных методологических принципов, разработки категорий, необходимых для описания и объяснения социальных явлений и процессов. Свой вклад в создание новой науки внесли многие учёные. Их социологические концепции иногда дополняли друг друга, а иногда были и диаметрально противоположны.

6 стр., 2535 слов

Социология как наука об обществе (2)

... социологические исследования. Затем в 80-х годах ХХ столетия укореняется понимание социологии как науки о социальных отношениях, механизмах и закономерностях функционирования и развития социальных общностей. Выделяются общности разного типа и уровня: само общество ... и содержанием и целями и т. п. и т. д.), то социология изучает свойства всего общества, которые повторяются во времени и ... узком смысле ...

О. Конта можно рассматривать как одного из представителей эволюционно-органического направления в социологии. Социальная эволюция в школах органического направления рассматривается как продолжение или составная часть биологической эволюции.

Взгляды Конта развивал английский философ и социологи Герберт Спенсер (1820-1903).

Концепция Г. Спенсера основана на идеях эволюционизма. Основной закон социального развития по Спенсеру — закон выживания наиболее приспособленных. Функции естественного отбора выполняет экономическая конкуренция. Всякое вмешательство в естественный ход событий, по мнению Спенсера, приводит к биологическому вырождению, поощрению худших за счёт лучших. Государство не должно вмешиваться в процесс естественного отбора, а от наименее приспособленных индивидов полезно избавляться. Такая позиция получила название «социального дарвинизма» Дорохова В.М. Классический этап развития социологии. М. 2005. С.87..

Г. Спенсер уделил значительное внимание обоснованию самой возможности социологии как науки. Социология, по Спенсеру, возможна уже потому, что общество — часть природы и подчиняется закону «естественной причинности» Классические социологические теории / Под редакцией Носина Н. М. 2007. С. 115.. Задача социологии, по Спенсеру, — изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от истории, которую интересуют конкретные факты.

В центре социологической концепции Г. Спенсера — теория социальных институтов. Из контекста его работ следует, что социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Г. Спенсер выделял несколько типов институтов: домашние (семья, брак, воспитание), обрядовые (обычаи, этикет и т.д.), политические (государство, армия, суд и т.д.), церковные (церковь), профессиональные и промышленные. Концепция социальных институтов воспроизводила образ общества по аналогии с биологическими организмами, а отдельные части общества (государство, церковь, образование) — с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.).

Огромное влияние на обществоведение ХIХ и ХХ вв. оказал марксизм. Его основоположниками были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Марксистская социология предлагала материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Согласно марксизму, процесс перемен в обществе представляется как противоборство между непримиримыми силами. К. Маркс рассматривал противоречия и борьбу между противоположными силами и тенденциями как источник и движущую силу развития. С К. Маркса начинается традиция исследования позитивных функций социального конфликта в социологии.

3 стр., 1423 слов

Социология — ы : Статус в социологии и социальной психологии

... и социологического исследования. Курсовая работа по психологии социальная роль и социальный статус. Петровский А В социальная и игровая роль статус позиция в группе. Реферат по социологии на тему социальный статус и роль личности. Рефератпо психологии ... было бы привести в пример изречение Джеймса Болдуина: "Главное достижение общества (и его беда) состоит в том, что оно способно убедить людей, ...

Источник перемен, по Марксу, находится в самом обществе, прежде всего, в противоречиях экономической системы. К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и, наконец, коммунистической. Историческая смена формационных типов общества происходит, согласно Марксу, в результате разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Противоречие между изменяющимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями в конечном счёте приводит к социальным революциям. Однако политические пристрастия родоначальников марксизма привели их к недооценке многих аспектов классовых отношений и сведению их только к непримиримой борьбе.

В конце ХIХ в. органическая концепция общества, которая пыталась объяснить социальные явления исходя из биологических аналогий, стала терять свою популярность. Появляются более сложные теоретические системы, акцентирующие внимание на психосознательных факторах человеческого поведения. Так, на рубеже ХIХ и ХХ вв. в социологии сложилось психологическое направление, которое можно разделить на три течения: индивидуалистское, групповое, социетарное. Все они допускали возможность полного или частичного сведения социальных явлений к действию тех или иных психических факторов. Так, представители первого течения считали, что социальные явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида. По мнению сторонников второго направления, аналогичные действия должны осуществляться с позиций психологии группы (рода, племени, коллектива).

Представители третьего течения рассматривали психику индивида как продукт общества и предлагали подходить к социальным явлениям и процессам с позиций общественной психологии и социологии.

Наиболее известными представителями психологического направления в социологии классического периода являются Лестер Уорд (1841-1913) — американский исследователь, геолог и палеонтолог, первый президент Американской социологической ассоциации, Франклин Гиддингс (1855-1931) — американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии (1894 г.) в Колумбийском университете, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) — социолог и психолог, выходец из Англии, с 1920 г. профессор американского университета в Гарварде, а затем в Дьюке, Габриэль Тард (1843-1904) — французский криминалист и социолог, профессор новой философии в Колеж де Франс, Гюстав Лебон (1841-1931) — французский социальный психолог, антрополог и археолог.

Важную роль в становлении и развитии классической социологии сыграла так называемая формальная социология. К ней относились Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918), Фердинанд Тённис (1855-1936) и Леопольд фон Визе (1876-1969).

9 стр., 4482 слов

Реферат социология медицины

... предпринимаемых обществом для охраны и улучшения здоровья членов этого общества [7]. 2. ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ 2.1 Задачи социологии медицины Основными прикладными задачами социологии медицины в ... социально-экономических факторов деятельности медицинских учреждений и экономических последствий явлений и процессов в общественном здоровье населения страны, сопоставлении в ...

Формальная школа в социологии представляла собой антипозитивистское направление, которое в противовес естественнонаучному «объяснению» культурно-исторической реальности предложила «понимание» исторических явлений в обществе Катаева В. Социологические исследования. М. 2008. С.71.. По мнению этих исследователей, социология должна была занимать промежуточное место между естественными и гуманитарными науками. Как и науки о природе, социология должна сохранять приверженность к точным фактам и причинному объяснению социальных явлений. В то же время она не должна избегать и приёмов метода понимания.

Огромный вклад в развитие классической социологии внёс немецкий учёный, экономист, историк и социолог Макс Вебер (1864-1920).

Для его творчестав характерны глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития. М.Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические школы.

К классикам мировой социологии несомненно следует отнести и Питирима Александровича Сорокина (1889-1968), хотя годы его жизни и творчества несколько выходят за рамки классического этапа в развитии социологии. П.А. Сорокина обычно называют русско-американским социологом. Начало его научной карьеры приходится ещё на дореволюционные годы. В 1919 г. П.А. Сорокину удалось организовать первую в России социологическую кафедру, а в 1920 г. он становится профессором по кафедре социологии. Однако уже в 1922 г. П.А. Сорокин вынужден был покинуть родину, а в 1923 г. по приглашению ряда американских социологов он навсегда перебирается в США.

Итак, предметом социологии должна стать общественная жизнь и её процессы, которые могут быть разложены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.

Взаимодействие двух индивидов — простейшее социальное явление («социальная клеточка»), из которых образуются более сложные общественные явления