Контрольная работа — Формы СКД. Общая характеристика

Содержание скрыть

Социально-культурная деятельность является одним из основных способов повышения культурного и образовательного уровня людей, а также развития их творческих способностей. Изменения в политической, экономической и духовной сферах значительно повлияли на содержание и формы социально-культурной деятельности, которая в кризисные периоды обладает огромным потенциалом эмоционального и смыслового воздействия на личность. Разнообразие средств, методов и форм социально-культурной деятельности способствует духовному возрождению общества. Содержание социально-культурной деятельности обусловлено потребностями различных категорий населения в совершенствовании социальных отношений, развитии способностей и навыков самостоятельного мышления, выявлении дарований и талантов, духовном становлении, продуктивном и интересном проведении досуга. Данный вид деятельности призван объединять людей, дает им возможность почувствовать себя свободной и независимой личностью.

При рассмотрении социально-культурной деятельности работы учреждений социального обслуживания населения">учреждений культуры важное значение имеет определение методов, средств и форм, составляющих в системе методику, которая позволяет субъекту достигать социально-педагогических целей в распространении социальной информации, знаний среди посетителей.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Форма работы клубных учреждений — это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории. При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Средства — это инструменты, с помощью которых осуществляется социальная — культура деятельность. В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы. Методы — это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Предназначение этих методов — предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию.

37 стр., 18103 слов

МИРОВОЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

... последовательных этапов развития социальной сферы. Сначала сказались причины переходного периода. Были сохранены прежние методы управления, не хватало необходимых ... у них как по сути, так и по форме есть свои плюсы и минусы. С положительной стороны, ... предложить пути решения кардинальных проблем функционирования отраслей социально-культурной сферы в переходной экономике. Перечислим основные. 1. Размеры ...

Итак, можно сделать вывод, что применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Данные понятия являются базовыми и ключевыми как в теории, так и в практике всей социально-культурной деятельности.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы «Формы социально-культурной деятельности. Общая характеристика».

Цель данной работы – дать характеристику

Задачи:

1. Описать средства социально-культурной деятельности.

2. Изучить формы социально-культурной деятельности.

3. Рассмотреть методы

4. Проанализировать работу учреждений… (по второй главе)

Глава 1. Теоретическое изучение технологии социально-культурной деятельности

1.1. Средства социально-культурной деятельности

Содержание деятельности, которое заключено в определенную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. А.Д. Жарков определяет средства как «инструменты», с помощью которых раскрывается содержание социально-культурной деятельности, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории.

Средства социально-культурной деятельности — это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров и так далее) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.

Средства социально-культурной деятельности подразделяются на следующие группы:

1) Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка.

Живое слово — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. В социально-культурной деятельности слово выступает как ведущее средство.

  • Музыка — вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.

2) Хореография, пение, драматургия.

  • Хореография — танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором).

Драматургия — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.

2 стр., 762 слов

Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

... социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов. 1.Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере 1.1 Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования Государство гарантирует ... детей; 9)другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми ...

3) Изобразительные средства:

  • оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.);
  • декорации, костюмы, видеоряд (слайды, видео, телевидение).

4) Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура.

Свет — электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.

  • Аудио — общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный назвуковым носителем;
  • реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.

Видеоаппаратура — множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).

5) Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)

6) Финансовые средства — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях).

7) Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, используемой в культурно-досуговой деятельности.

Для успешного применения средств социально — культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

— средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия — подросток, пенсионер, верующий, домохозяйка — ко всем этим людям или их группам необходим свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

  • выбор средств, всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, то есть цель определяет средство;

— количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

— при выборе того или иного средства необходимо в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

  • имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

Таким образом, все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности конкретного мероприятия.

3 стр., 1175 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... работ. 2 Общие понятия 1 услуга: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности ... https://psystars.ru/kursovaya/servisnaya-deyatelnost-kak-forma-udovletvoreniya-potrebnostey-cheloveka/ 1. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под ред. В.Д. ... разработан в таких областях как химическая чистка, стирка ...

1.2. Характеристика форм социально-культурной деятельности

Понятие «форма» употребляется в различных смыслах. В широком смысле форма — это устройство, структура, внешнее выражение чего-либо, система организации чего-либо.

По словам М.А. Ариарского, форма социально-культурной деятельности — это утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения культурных ценностей.

Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории. По способам реализации содержания клубной деятельности различают лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу — программы и так далее.

В зависимости от способов организации клубной аудитории формы разделяют на индивидуальные, групповые и массовые.

1 . Индивидуальные формы:

  • Беседы — литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми;
  • специфическая форма и организация общения, коммуникации.

Противопоставляется монологу.

Консультации — объяснение, разъяснение каких либо понятий. Ответы на вопросы.

2. Групповые формы:

  • Лекции — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и так далее.
  • Встречи — это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи.
  • Тренинги — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

3. Массовые формы работы, предполагают включение в действие большого числа участников., Массовые формы:

  • Праздники: день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь;
  • день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого;
  • выходной, нерабочий день;
  • день радости и торжества;
  • день игр и развлечений.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника — социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции. Праздник — это инструмент маркетинга. К тому же, праздник выполняет важную функцию релаксации. Праздник делает перерыв в рутинной жизни человека.

Семинары — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Научные семинары — в научных коллективах традиционная форма повышения квалификации, ознакомление с работами коллег, форма коллективного, публичного рабочего обсуждения научной информации коллегами для формирования компетенции участников коллектива в объёме новых знаний, методов, для оптимизации взаимодействия по проектам и программам. Используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов.

19 стр., 9065 слов

Сущность и методология социально-культурного проектирования

... культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов, явлений. Задачи проектной деятельности: ... своего образа жизни, форм и методов взаимодействия с ... образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование ... и определение на этой основе: а) приоритетных сфер ...

Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Большое значение имеет зависимость форм от их правильного использования. Формы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что при использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Важно заметить, что для повышения эффективности социально-культурной деятельности необходимо использовать не отдельные формы работы, а научно-обоснованную и логично выстроенную систему форм. Такая система позволяет лучше обеспечивать преемственность, последовательность процесса культурного формирования личности. Важное, значение в этом плане имеют оптимальные взаимосвязи между индивидуальной, групповой и массовой работой.

1.3. Методы социально-культурной деятельности, В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности.

Методы культурно-досуговой деятельности, как и формы, всегда связаны с содержанием, определяются целями, которые ставятся перед специалистами. Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором Новаторовым В.Е. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности:

— работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного;

  • изложение или рассказ лектора, обозревателя;

— просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и тому подобное, а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий;

  • упражнение (в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.);

— иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий);

— театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования общественного сознания личности:

  • убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам);

— внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией);

4 стр., 1782 слов

Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...

... с историей развития социально-культурной деятельности в России. 1. Зарождение социально- культурной деятельности на Руси в догосударственный ... Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные ... Русском государстве создавались условия для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского ...

— пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения:

  • практическое задание;
  • вовлечение в деятельность;
  • индивидуальное поручение;
  • педагогическое требование;
  • наставничество;
  • выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования социально-культурной активности:

  • моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.);
  • материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.);
  • общественное порицание.

д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности:

— опрос;

  • интервью;
  • эксперимент;
  • анкетирование
  • тестирование и другие.

Данная классификация методов условна. Практически во всех случаях социально-культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение. Методы социально-культурной деятельности — пути и способы достижения поставленных целей, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

Глава 2.

2.1.

2.2.

Заключение

Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило прийти к следующим выводам:

1. Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.

2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят снижению значимости культуры.

Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом — лекция, в третьем — концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/formyi-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti/

1. Дуликов В

2. Жарков А.Д.

4. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник / В.Е. Новаторов. — Омск, 1992. – 182 с.

4 стр., 1794 слов

Социально-культурная деятельность в малых поселениях

... Унже - Павинского сельского Дома культуры. Объектом данного исследования является культурный досуг в условиях сельской местности. Предметом исследования являются формы и методы организации досуга в малых поселениях. Реализация цели предполагает решение следующих ...

5. Сборник нормативных документов для культурно-досуговых учреждений и организаций / Сост. Горушкина С.Н. – М.: Экономические новости, 2003. – 840 с.

6. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под общ. ред. Н.П. Гончаровой. — М.: Тверь, 2011. — 222 с.

7. Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова. — СПб.: Лань, 2009. — 528 с.: