Социальное прогнозирование (2)

Курсовая работа

Таким образом, разработка прогнозов социально-экономического развития регионов РФ должна соответствовать требованиям, закрепленным как в федеральных, так и в региональных нормативно-правовых актах.

2.2. Этапы и методы прогнозирования социально-экономического развития регионов

Правилами составление прогноза осуществляется в три этапа.

На первом этапе Минэкономразвития совместно с Минфином, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием ЦБР разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Минэкономразвития представляет сценарные условия и основные параметры прогноза в Правительство не позднее чем за три месяца до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, сценарные условия и основные параметры прогноза направляются в Правительство не позднее 26 мая текущего

финансового года.

На втором этапе Минэкономразвития совместно с Минфином, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием ЦБР на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывает прогноз и представляет его в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за три недели до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая требования Бюджетного кодекса, Минэкономразвития должно направить прогноз в Правительство Российской Федерации не позднее 5 августа текущего финансового года.

На третьем этапе Минэкономразвития разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и представляет его в Правительство в срок до 10 декабря текущего финансового года. Уточненный прогноз составляется на основе итогов социально-экономического развития Российской Федерации за три квартала текущего финансового года. В трехдневный срок после рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации Минэкономразвития доводит до сведения материалы уточненного прогноза до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и до других заинтересованных органов [11, с. 32].

20 стр., 9564 слов

Современное состояние социального прогнозирования в Российской Федерации

... необходимой в процессе выработки эффективного управленческого решения. На основе прогнозов разрабатываются социальных программы развития РФ и регионов. Социально - экономические прогнозы являются важнейшим составным элементом системы планирования и управления. Используя ...

Согласно требованиям Правил [3] прогноз разрабатывается в нескольких вариантах и формируется в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации и по видам экономической деятельности.

В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должен состоять из двух частей: текстовой (аналитического доклада) и табличных материалов показателей прогноза на среднесрочную перспективу. В аналитическом докладе описываются обоснование количественных показателей социально-экономического развития региона в прогнозируемом периоде, а также возможности и степень выполнения целей и задач, поставленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по социальному и экономическому развитию региона на прогнозируемый период. Табличная часть прогноза представлена формой 2П, включающей 16 разделов, насчитывающих 675 расчетных показателей прогноза социально-экономического развития региона [11, с. 33].

В настоящее время программное прогнозирование и планирование социально-экономического развития регионов представляет собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования.

Главной задачей прогнозирования социально-экономического развития регионов являются повышение качества жизни населения на основе достижения высокого уровня развития региональной экономики и повышения эффективности ее работы [14, с. 80].

В действующей практике прогнозирования социально-экономического развития региона широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой [8, с. 50].

Совокупность основополагающих принципов и правил построения научного прогноза, конкретных методов исследования, процедур, в рамках которых осуществляется деятельность по обоснованию и разработке прогноза, а также определенные способы работы и взаимодействия коллективов исследователей и их обеспечивающих подразделений носит название технологии научного прогнозирования.

В практике научного прогнозирования социально- экономического развития регионов можно выделить шесть основополагающих принципов:

1) принцип системности – требование безусловности рассмотрения во взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования, прогнозного фона и их элементов;

2) принцип согласованности – требование согласованности нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения. Находит свое конкретное воплощение в иерархичности прогнозов и их временной взаимосвязи;

3) принцип вариантности – требование разработки множества прогнозов, исходящих и соответствующих множеству вариантов прогностического фона. Согласно общеизвестным законам кибернетики, избирательная способность (информационная мощность) управляющей системы (в данном случае в части ее прогностических возможностей) должна соответствовать многообразию состояний объекта управления. Важная составляющая прогнозов – анализ возможностей и ограничений социально-экономического развития: научно-технических, структурных, социальных, и др. Разнообразие сочетаний целей, возможностей, ограничений и инструментов создания и коррекции прогнозов обусловливает альтернативность как микро-, так макропрогнозов;

12 стр., 5984 слов

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ...

... оборона; государственная и общественная безопасность; повышение качества жизни населения российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; культура; экология живых ... жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Отражена конституционно закрепленная социальная составляющая ...

4) принцип непрерывности (адаптации) – требование необходимости корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования;

5) принцип верифицируемости – требование соблюдения достоверности, точности и обоснованности прогноза, т. е. стремление к улучшению качественных характеристик предсказания;

6) принцип рентабельности – требование соблюдения экономической эффективности в практике получения прогнозной информации, т. е. правила превышения эффекта от использования прогнозной информации над общими затратами на его разработку в заданном диапазоне времени (операционная рентабельность прогноза), а также адекватной оценки значимости и эффективности результатов прогнозирования для заинтересованного субъекта управления (стратегическая рентабельность) [14, с. 80-81].

Задачи прогнозирования социально-экономического развития регионов следуют из его определения: вынесение научно обоснованных суждений о перспективе явления или процесса, происходящего на данный момент, а также альтернативных путях и сроках их осуществления. Алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития региона включает в себя три основных этапа (рис. 2).

Рис. 2. Основные этапы разработки сценариев социально-экономического развития региона

На первом этапе необходимо выявить наиболее существенные факторы, влияющие на состояние каждого из направлений социально-экономического развития региона, их структурирование, определение тенденций их изменений посредством использования различных методов прогнозирования.

Задачами второго этапа является разработка и выбор альтернативных сценариев будущего социально-экономической системы региона различных направлений, проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость, высокую степень вероятности, а также интерпретация выбранных сценариев социально-экономического развития региона с учетом возможных противодействующих событий.

На третьем этапе разрабатывается окончательный вариант сценария с учетом всех вновь открывающихся факторов, оценка влияния динамики отдельных направлений социально-экономического развития региона, а также перенос сценария на практическую основу (формулирование стратегии развития, разработка системы планов).

Таким образом, составление прогнозов социально- экономического развития региона строится на основании Правил, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 596 от 22.07.2009 г. При составлении прогнозов необходимо соблюдение основополагающих принципов социального прогнозирования. При составлении прогнозов могут использоваться любые из методов социального прогнозирования.

17 стр., 8444 слов

Экономика: Методологические основы социально-экономического прогнозирования,

... совершенную конкуренцию в рыночной экономике; зарождение новых социально-экономических отношений всегда происходит в недрах старого строя и всегда отрицает его; зарождение нового технологического уклада (ТУ) происходит на основе развития старого ТУ ...

Глава 3. Анализ социального прогнозирования на примере Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года

3.1.Общая характеристика социального проекта

3.2. Анализ применяемых методов социального прогнозирования

Заключение

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/metodyi-sotsialno-ekonomicheskogo-prognozirovaniya/

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // СПС КонсультантПлюс.
  3. О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации № 596 от 22.07.2009 г. (ред. от 17.12.2010) // СПС КонсультантПлюс.
  4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СПС КонсультантПлюс.
  5. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минрегиона РФ от 27.02.2007 № 14 // СПС КонсультантПлюс.
  6. О «Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 (ред. от 06.12.2009) // СПС КонсультантПлюс.
  7. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 260 с.
  8. Борисевич, В. И. Прогнозирование и планирование экономики [Текст] / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова. – М., 2009. – 300 с.
  9. Дашибалова, И. Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе [Текст] : учеб.-метод. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 308 с.
  10. Заглядывая в будущее. Методы долгосрочного прогнозирования внешнеэкономической деятельности [Текст] // Российский импортер. – 2011. – № 5-6. – С. 52–76.
  11. Захарова, А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития [Текст] / А. В. Захарова // Балтийский экономический журнал. – Т. 3; № 1. –С. 29–39.
  12. Климанов, В. В. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне [Текст] / В. В. Климанов, А. А. Михайлова // Финансы. – 2011. – № 2. – С. 9–14.
  13. Мотышина, М. С. Методы социально-экономического прогнозирования [Текст] / М. С. Мотышина. – СПб.: Питер, 2007. – 308 с.
  14. Мукин, С. В. Методология разработки сценариев социально-экономического развития [Текст] / С. В. Мукин // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – № 7. – С. 75–82.
  15. Сафронова, В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки и спец. «Социальная работа»/ В. М. Сафронова. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
  16. Синтез формализованных сценариев и структурная устойчивость сложных систем (синергетика и аттрактивное поведение) [Текст] / Кононов Д.А. [и др.]. –М., 2008. – 270 с.
  17. Суспицын, С. А. Концепт-модели стратегического прогнозирования и индикативного планирования регионального развития [Текст] / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. – 2009. – №1. – С. 40–63.
  18. Суспицын, С. А. Комплекс моделей прогнозирования развития региона [Текст] / С. А. Суспицын // Экономика Сибири в начале XXI века: методология и методика стратегических разработок / отв. ред. В.В. Кулешов. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. – Гл. 3.4. – С. 110–127.
  1. Тощенко, Ж. Т. Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении [Текст] / Ж. Т. Тощенко // Социология власти. – 2005. – № 5. – С. 23–45.
  1. Узяков, М. Н. Опыт анализа и прогнозирования регионов России [Текст] / М.Н. Узяков [и др.]. – М., 2002. – 320 с.