Социальное прогнозирование (2)

Таким образом, разработка прогнозов социально-экономического развития регионов РФ должна соответствовать требованиям, закрепленным как в федеральных, так и в региональных нормативно-правовых актах.

2.2. Этапы и методы прогнозирования социально-экономического развития регионов

Правилами составление прогноза осуществляется в три этапа.

На первом этапе Минэкономразвития совместно с Минфином, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием ЦБР разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Минэкономразвития представляет сценарные условия и основные параметры прогноза в Правительство не позднее чем за три месяца до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, сценарные условия и основные параметры прогноза направляются в Правительство не позднее 26 мая текущего

финансового года.

На втором этапе Минэкономразвития совместно с Минфином, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием ЦБР на основе вариантов прогноза развития видов экономической деятельности, секторов, сфер экономики и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, подготовленных федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разрабатывает прогноз и представляет его в Правительство Российской Федерации не позднее, чем за три недели до дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая требования Бюджетного кодекса, Минэкономразвития должно направить прогноз в Правительство Российской Федерации не позднее 5 августа текущего финансового года.

На третьем этапе Минэкономразвития разрабатывает уточненный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и представляет его в Правительство в срок до 10 декабря текущего финансового года. Уточненный прогноз составляется на основе итогов социально-экономического развития Российской Федерации за три квартала текущего финансового года. В трехдневный срок после рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации Минэкономразвития доводит до сведения материалы уточненного прогноза до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и до других заинтересованных органов [11, с. 32].

17 стр., 8044 слов

Современное состояние социального прогнозирования в Российской Федерации (2)

... в Российской Федерации. Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач: социальное прогнозирование показатель российский описать предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования, факторы и принципы социального прогнозирования; рассмотреть социальное прогнозирование как инструмент обоснования социальной политики государства; рассмотреть систему социальных прогнозов и ...

Согласно требованиям Правил [3] прогноз разрабатывается в нескольких вариантах и формируется в целом по Российской Федерации, по субъектам Российской Федерации и по видам экономической деятельности.

В соответствии с Методическими рекомендациями Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должен состоять из двух частей: текстовой (аналитического доклада) и табличных материалов показателей прогноза на среднесрочную перспективу. В аналитическом докладе описываются обоснование количественных показателей социально-экономического развития региона в прогнозируемом периоде, а также возможности и степень выполнения целей и задач, поставленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по социальному и экономическому развитию региона на прогнозируемый период. Табличная часть прогноза представлена формой 2П, включающей 16 разделов, насчитывающих 675 расчетных показателей прогноза социально-экономического развития региона [11, с. 33].

В настоящее время программное прогнозирование и планирование социально-экономического развития регионов представляет собой совокупность процессов определения основных показателей производства в отраслевом и территориальном разрезе, развития социальной инфраструктуры и формирования системы экономического регулирования.

Главной задачей прогнозирования социально-экономического развития регионов являются повышение качества жизни населения на основе достижения высокого уровня развития региональной экономики и повышения эффективности ее работы [14, с. 80].

В действующей практике прогнозирования социально-экономического развития региона широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой [8, с. 50].

Совокупность основополагающих принципов и правил построения научного прогноза, конкретных методов исследования, процедур, в рамках которых осуществляется деятельность по обоснованию и разработке прогноза, а также определенные способы работы и взаимодействия коллективов исследователей и их обеспечивающих подразделений носит название технологии научного прогнозирования.

В практике научного прогнозирования социально- экономического развития регионов можно выделить шесть основополагающих принципов:

1) принцип системности – требование безусловности рассмотрения во взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования, прогнозного фона и их элементов;

2) принцип согласованности – требование согласованности нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения. Находит свое конкретное воплощение в иерархичности прогнозов и их временной взаимосвязи;

3) принцип вариантности – требование разработки множества прогнозов, исходящих и соответствующих множеству вариантов прогностического фона. Согласно общеизвестным законам кибернетики, избирательная способность (информационная мощность) управляющей системы (в данном случае в части ее прогностических возможностей) должна соответствовать многообразию состояний объекта управления. Важная составляющая прогнозов – анализ возможностей и ограничений социально-экономического развития: научно-технических, структурных, социальных, и др. Разнообразие сочетаний целей, возможностей, ограничений и инструментов создания и коррекции прогнозов обусловливает альтернативность как микро-, так макропрогнозов;

76 стр., 37990 слов

Прогнозирование и планирование развития социальной сферы РФ (на ...

... всей общественной системы. Прогнозирование и планирование социальной сферы является точкой отсчета в работе по управлению региональным развитием. Обоснованный прогноз служит базисом для определения цели социально-экономического развития государства (или его региона), а также ...

4) принцип непрерывности (адаптации) – требование необходимости корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования;

5) принцип верифицируемости – требование соблюдения достоверности, точности и обоснованности прогноза, т. е. стремление к улучшению качественных характеристик предсказания;

6) принцип рентабельности – требование соблюдения экономической эффективности в практике получения прогнозной информации, т. е. правила превышения эффекта от использования прогнозной информации над общими затратами на его разработку в заданном диапазоне времени (операционная рентабельность прогноза), а также адекватной оценки значимости и эффективности результатов прогнозирования для заинтересованного субъекта управления (стратегическая рентабельность) [14, с. 80-81].

Задачи прогнозирования социально-экономического развития регионов следуют из его определения: вынесение научно обоснованных суждений о перспективе явления или процесса, происходящего на данный момент, а также альтернативных путях и сроках их осуществления. Алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития региона включает в себя три основных этапа (рис. 2).

Рис. 2. Основные этапы разработки сценариев социально-экономического развития региона

На первом этапе необходимо выявить наиболее существенные факторы, влияющие на состояние каждого из направлений социально-экономического развития региона, их структурирование, определение тенденций их изменений посредством использования различных методов прогнозирования.

Задачами второго этапа является разработка и выбор альтернативных сценариев будущего социально-экономической системы региона различных направлений, проверка отобранных вариантов на необходимое разнообразие, устойчивость, высокую степень вероятности, а также интерпретация выбранных сценариев социально-экономического развития региона с учетом возможных противодействующих событий.

На третьем этапе разрабатывается окончательный вариант сценария с учетом всех вновь открывающихся факторов, оценка влияния динамики отдельных направлений социально-экономического развития региона, а также перенос сценария на практическую основу (формулирование стратегии развития, разработка системы планов).

Таким образом, составление прогнозов социально- экономического развития региона строится на основании Правил, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 596 от 22.07.2009 г. При составлении прогнозов необходимо соблюдение основополагающих принципов социального прогнозирования. При составлении прогнозов могут использоваться любые из методов социального прогнозирования.

Глава 3. Анализ социального прогнозирования на примере Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года

12 стр., 5661 слов

Социально-экономическое развитие региона

... экономической системы, зависит результат социально-экономического развития региона. Научными основами методологии исследования региональной экономики служат законы развития общества и экономическая ... развития. Региональная политика, Основные направления региональной политики государства Региональная политика (РП) - охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических ...

3.1.Общая характеристика социального проекта

3.2. Анализ применяемых методов социального прогнозирования

Заключение

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/metodyi-sotsialno-ekonomicheskogo-prognozirovaniya/

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.
  2. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 20.07.1995 № 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) // СПС КонсультантПлюс.
  3. О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации № 596 от 22.07.2009 г. (ред. от 17.12.2010) // СПС КонсультантПлюс.
  4. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 год [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // СПС КонсультантПлюс.
  5. Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ Минрегиона РФ от 27.02.2007 № 14 // СПС КонсультантПлюс.
  6. О «Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : постановление Законодательного Собрания Кировской области от 25.09.2008 № 28/194 (ред. от 06.12.2009) // СПС КонсультантПлюс.
  7. Басовский, Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] / Л. Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 260 с.
  8. Борисевич, В. И. Прогнозирование и планирование экономики [Текст] / В. И. Борисевич, Г. А. Кандаурова. – М., 2009. – 300 с.
  9. Дашибалова, И. Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе [Текст] : учеб.-метод. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 308 с.
  10. Заглядывая в будущее. Методы долгосрочного прогнозирования внешнеэкономической деятельности [Текст] // Российский импортер. – 2011. – № 5-6. – С. 52–76.
  11. Захарова, А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития [Текст] / А. В. Захарова // Балтийский экономический журнал. – Т. 3; № 1. –С. 29–39.
  12. Климанов, В. В. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне [Текст] / В. В. Климанов, А. А. Михайлова // Финансы. – 2011. – № 2. – С. 9–14.
  13. Мотышина, М. С. Методы социально-экономического прогнозирования [Текст] / М. С. Мотышина. – СПб.: Питер, 2007. – 308 с.
  14. Мукин, С. В. Методология разработки сценариев социально-экономического развития [Текст] / С. В. Мукин // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009. – № 7. – С. 75–82.
  15. Сафронова, В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению подготовки и спец. «Социальная работа»/ В. М. Сафронова. – М.: Академия, 2007. – 240 с.
  16. Синтез формализованных сценариев и структурная устойчивость сложных систем (синергетика и аттрактивное поведение) [Текст] / Кононов Д.А. [и др.]. –М., 2008. – 270 с.
  17. Суспицын, С. А. Концепт-модели стратегического прогнозирования и индикативного планирования регионального развития [Текст] / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. – 2009. – №1. – С. 40–63.
  18. Суспицын, С. А. Комплекс моделей прогнозирования развития региона [Текст] / С. А. Суспицын // Экономика Сибири в начале XXI века: методология и методика стратегических разработок / отв. ред. В.В. Кулешов. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. – Гл. 3.4. – С. 110–127.
  1. Тощенко, Ж. Т. Прогнозирование, проектирование и планирование в социальном управлении [Текст] / Ж. Т. Тощенко // Социология власти. – 2005. – № 5. – С. 23–45.
  1. Узяков, М. Н. Опыт анализа и прогнозирования регионов России [Текст] / М.Н. Узяков [и др.]. – М., 2002. – 320 с.