Межличностные отношения детей младшего школьного возраста

Курсовая работа
Содержание скрыть

2. Раскрыть понятие межличностных отношений в психологической науке;

3. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников;

4. Изучить межличностные отношения младших школьников:

5. Провести исследование межличностных отношений младших школьников.

Глава 1. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников

1.1 Понятие межличностных отношений и их развитие

Сегодняшняя жизнь, взорвавшаяся переменами, новым образом мыслей и действий, создающая множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его нравственных и физических резервов для того, чтобы адаптироваться в новых условиях, и не просто выжить, а победить — прежде всего себя, а затем обстоятельства.

Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Ее значение особенно возросло в условиях перехода ко всеобщему среднему образованию, к широкой практике работы классов с продленным днем, когда школа стала центром жизнедеятельности ребенка на протяжении основного периода становления его личности.

Межличностные (интерперсональные) отношения

Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в современной науке еще недостаточно разработаны.

Отражением же этих объективных взаимоотношений между членами группы и являются субъективные межличностные отношения.

Межличностные отношения включают три элемента — когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регулятивный).

Когнитивный

Аффективный

Поведенческий

Социальная дистанция

Психологическая дистанция

Межличностная совместимость

Межличностная привлекательность

« эмоциональная привлекательность

По моему мнению, межличностная привлекательность еще недостаточно изучена в науке. Вместе с тем это понятие исследуется как феномен формирования определенного имиджа . В отечественной науке такой подход активно развивается после 1991 г., когда появилась реальная потребность в психологических рекомендациях по формированию образа (имиджа) политика, деятеля искусства или делового человека. В публикациях по данной проблеме излагаются советы по созданию привлекательного имиджа политического.

Понятие «аттракция» тесно связано с межличностной привлекательностью. Ее рассматривают и как процесс и одновременно как результат привлекательности одного человека для другого; выделяют в ней уровни (симпатия, дружба, любовь).

4 стр., 1803 слов

Межличностные отношения в детском коллективе: диагностика и коррекция

... в группе (коллективе) интегрирует роли и статусы личности во всех подструктурах группы (коллектива). К личному статусу близок социометрический статус, который является одним из основных факторов положения личности в подсистеме межличностных отношений и ... выбрал [8]. В зависимости от статуса человека или позиции его в обществе, в системе межличностных отношений выделяется понятие «социальная роль» – ...

Так же считается, что аттракция — это своеобразная социальная установка, в которой преобладает позитивный эмоциональный компонент.

1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование межличностных отношений

Основными критериями характеристики младшего школьного возраста (7 — 11 лет) являются ведущая деятельность, новообразования и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Ведущая деятельность — учение., Основные новообразования школьника

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется.

У детей в младшем школьном возрасте продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости — самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью.

Однако вскоре у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному «Я» [3].

Младший школьный возраст один из важнейших периодов в развитии самосознания.

Имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают. В проведенных исследованиях по запоминанию списка предметов дошкольники не справились с заданием, а школьники вспомнили все предметы. Они целенаправленно повторяли, организовывали в памяти, совершенствовали информацию для того, чтобы лучше запомнить, и потом могли рассказать, к каким техникам они прибегали, чтобы помочь своей памяти.

Умственное развитие.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения [8].

На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события.

У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.

Отношения со взрослыми., Отношения со сверстниками.

Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

11 стр., 5179 слов

Моделирование динамики щитовидной железы у детей школьного возраста

... метода математического моделирования можно дать оценку состоянию щитовидной железы у детей школьного возраста. Разработать математическую модель динамики объёма щитовидной железы у детей школьного возраста в зависимости от антропогенных показателей. 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ...

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени [5].

Эмоциональное развитие.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства [12].

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

1.3 Особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте

В младшем школьном возрасте социальные отношения все больше расширяются и дифференцируются. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Поведение в школе.

При этом доверие, тяга к учителю не зависит от качеств самого преподавателя (Матюхина М. В. и др.).

В связи с выраженной склонностью детей к подражанию на учителе лежит высокая ответственность за демонстрацию образцов социального поведения [5].

Во 2-м и 3-м классе личность учителя становится менее значимой для ребенка, зато теснее становятся его контакты с одноклассниками (там же).

В первые недели учебы в школе дети «сначала — притихшие, некоторые даже робкие» (Блонский П. П.).

При этом отмечается, что у возбудимых и подвижных детей наблюдается «тормозная реакция», а у спокойных и уравновешенных — «возбуждение» (Матюхина М. В. и др.).

Спустя некоторое время наступает обратная реакция — дети становятся чрезмерно подвижными и шумными, в связи с чем остро возникает вопрос о приучении их к школьной дисциплине и порядку [2].

Поведение в семье.

Более того, именно в этом возрасте и должна начаться так называемая «естественная сепарация», т. е. постепенное психологическое отделение ребенка от взрослого и обретение им независимости и самостоятельности. «Данная постепенная сепарация предоставляет очевидное условие для социального созревания ребенка, его самореализации и, наконец, психического здоровья».

Следовательно, в младшем школьном возрасте контроль со стороны родителей сохраняет свое воспитательное значение, но он должен быть менее опекающим и более тонким. В то же время взаимодействие с родителями, их оценки поведения ребенка, а также образцы их поведения являются для ребенка одним из важнейших источников формирования у него устойчивых форм как действенно-предметного, так и нравственного поведения. Родители — это по-прежнему наиболее авторитетные фигуры в социальном окружении, поэтому для ребенка так важны реакции и оценки с их стороны.

14 стр., 6615 слов

Развитие смелости и решительности у детей среднего школьного ...

... - процесс развития смелости и решительности у детей среднего школьного возраста при обучении опорному прыжку ноги врозь на уроках гимнастики. Предмет исследования - волевые качества смелость и решительность у детей среднего школьного возраста. Цель исследования: развитие смелости и решительности у детей среднего школьного возраста при обучении опорному прыжку ...

Особое значение приобретает для ребенка отношение родителей к результатам его труда. «Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость… Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности» [12].

Поведение в кругу сверстников., Лидерство.

Дружба. По степени эмоционального вовлечения общение ребенка со сверстниками может быть товарищеским и приятельским [11].

Товарищеское, то есть эмоционально менее глубокое общение ребенка реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское — как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом (только 8% мальчиков и 11% девочек — с противоположным полом).

Численность групп составляет в 1-м классе — по 2-3, в 3-м — по 4- 5 человек [9].

«Дети много выигрывают от близких, доверительных отношений друг с другом. Благодаря дружбе дети усваивают социальные понятия, овладевают социальными навыками и развивают самоуважение» [4].

В младшем школьном возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых являются развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.

Личные характеристики детей, которые служат основанием для взаимных выборов, с возрастом меняются: если в 1-м и во 2-м классе взаимные выборы детей определяются их успехами или неуспехами в учебе — соответственно 85% и 70% выборов (Матюхина М. В. и др.), то в более старшем возрасте положение школьника в группе уже больше зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей самой группы (Реан А. А., Коломинский Я. Л.).

Если иметь в виду только личностные качества, то «популярности в группе вредит как излишняя агрессивность, так и излишняя застенчивость» [4].

Половые различия.

Общение и дружба с представителем своего пола, а также дифференциация групп по половому признаку способствуют формированию у ребенка определенной и устойчивой идентификации с полом, развитию у него самосознания, а также готовят почву для формирования у него новых глубоких и продуктивных отношений в подростковом и юношеском возрасте.

межличностный отношение школьник поведенческий

Выводы по первой главе

Подводя итог по первой главе необходимо напомнить, что межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. Межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.

Дети младшего школьного возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости — самооценка.

В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.

Глава 2. Исследование особенностей развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте

2.1 Цель исследования

В соответствии с целью констатирующего эксперимента была подобрана диагностическая методика: Социометрия Дж. Морено.

Цель: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

  • б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
  • в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

2.2 Описание выборки испытуемых

Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.

Как уже не однократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость — оценками, спортивные успехи — определенными разрядами.

Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.

Экспериментальное исследование проводилось на базе СОШ № 5 г. Рыбинска. Всего в классе обучается 16 человек. На момент проведения исследования присутствовало 11 детей.

2.3 Методика исследования «социометрия Дж. Морено»

Социометрия — метод количественного измерения отношений между людьми в реальных группах. Метод разработан Дж. Морено, который и ввел термин «социометрия», означающий измерение межличностных взаимоотношений в группе. В настоящее время этот метод имеет много модификаций. Внедрение его в исследования советских психологов связано с именами Е. С. Кузьмина, Я. Л.Коломинского, В. А. Ядова, И. П. Волкова и др.

В основе теоретической социометрии лежит положение о том, что все стороны социальной жизни — экономические, политические — можно объяснить состоянием эмоциональных отношений между людьми, их симпатиями и антипатиями по отношению друг к другу.

В результате социометрической процедуры, построенной как эксперимент с целью выявления желаний человека совместно с кем-либо участвовать в определенной деятельности (сидеть в школе за одним столом, играть, пойти в поход, праздновать день рождения), определяются предпочтительные выборы (или отвержения), их взаимность. Результаты заносятся в социометрические таблицы, представляются графически в виде матриц.

Бланк ответов содержит вопросы, которые являются критериями выбора (положительные и отрицательные выборы).

Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса имена трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии — при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются имена тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь.

При ответе на разные вопросы имена выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым).

После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса имена трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

Результаты записываются в таблицу — социоматрицу. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Социометрическая методика позволит нам рассчитать индекс групповой сплоченности.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

2.4 Ход исследования

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (15 мин).

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Оснащение:, Подготовка исследования.

В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»).

После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.

Порядок исследования., Примерный текст инструкции:, Методические указания.

После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать имена членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свое имя. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Имена отсутствующих желательно написать на доске.

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, индексологический и графический.

2.5 Анализ результатов исследования

Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса. По результатам опроса могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, и единичные — по одному критерию. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе (см таблица№1).

Таблица 1. Социоматрица 2 класса

Ф.И. выбираемого и выбирающего

Диана

Михаил

Егор

Анастасия

Артем

Анна

Антон

Виктория

Алина

Роман

Даша

всего

Диана

1

3

3

2)

Михаил

2

2

2

3)

Егор

2

3

Анастасия

1

1

Артем

1

1

2

3

3

Анна

2)

2

1

Антон

1

3

3

3

Виктория

Алина

(2)

Роман

(1)

1

2

1

1

2

Даша

2

1

1

2

3

Кол-во выборов

5

7

6

7

0

10

7

4

16

11

12

79

Кол-во взаимных выборов

1

1

1

1

0,5

4,5

Взаимные выборы обводятся кружком (о).

Или полукругом (), если взаимность неполная.

Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы, по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе.

Количество полученных выборов (79)-социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 (число членов группы) х 9 (число возможных выборов) = 99).

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»:

Показатель хорошей групповой сплоченности лежит в диапазоне 0,6-0,7.

На основе проведения данной социометрической методики было выявлено, что коэффициент сплоченности равен 0,045. Класс не сплоченный.

Выводы по второй главе

Анализируя данные ответов в бланках (см приложение №1), составленную по ним социоматрицу (см таблица№1) учащихся 2 класса, можно сделать следующие выводы:

1. При вычислении по формуле «индекса сплоченности коллектива», который составил 0,045, мы сделали вывод, что 2 класс, в котором проводили методику не сплоченный.

2. При подсчёте выборов в классе есть явный лидер (Алина), она получила большинство выборов. В классе есть 2 звезды мальчик (Роман) и две девочки (Даша и Анна).

В основном выборы отдавали следующим образом: по предпочтению. В зоне предпочитаемых оказалось большинство девочек, в зону пренебрегаемых попало больше мальчиков. Полученная социоматрица показывает так же, что в классе имеется мальчик (Артем) — изолированный, непопулярный, с нулевым социометрическим статусом. За него не отдали ни одного выбора.

Самые популярные учащиеся состоят в одной группировке, это позволяет сделать вывод о том, что данная группировка является ядром класса, его активом.

Заключение

Итак, отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности его отношения к себе, к другим, к миру в целом. Межличностные отношения — система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе.

Межличностные отношения сверстников младшего школьного возраста зависят от многих факторов, таких как успешность в учебе, взаимная симпатия, общность интересов, внешние жизненные обстоятельства, половые признаки. Эти все факторы влияют на выбор взаимоотношений ребенка со сверстниками и их значимость. Постепенно в классном коллективе начинают все глубже осознаваться те или иные стороны личности сверстников.

При помощи методики Дж. Морено мы определили положение испытуемых в системе межличностных отношений, а также дали психолого-педагогическую характеристику класса.

На основе проведения данной социометрической методики было выявлено, что коэффициент сплоченности равен 0,045. Класс не сплоченный.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется

проводить два раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем. Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/mejlichnostnyie-otnosheniya-detey-v-nachalnoy-shkole/

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М . 1996.

2. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М., 1997 // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., 1984.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.

5. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника. М., 1976.

6. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

7. Морено Дж. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

8. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва: Воронеж. 1995.

9. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

10. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981.

11. Общение и оптимизация совместной деятельности (под редакцией Андреева М., Якоуше К. и др.), МГУ; 1987г.

12. Сироткин Л.Ю., Хузиахметов А.И. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.

Приложение

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.

Класс _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Диана _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Егор

б)Артем

в)Роман

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Анна

б)Роман

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Анна

б)

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Михаил _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Диана

б)Алина

в)Анастасия

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Михаил

б)Алина

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Анастасия

б)Алина

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Егор _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Михаил

б)Анна

в)Алина

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Михаил

б)6 Анна

в)Алина

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Михаил

б)Алина

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Анастасия _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Диана

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Анна

б)

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а) —

б)

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Артем _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Анастасия

б)Алина

в)Роман

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Анна

б)Алина

в)Роман

г) Антон

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Алина

б)Роман

в)Антон

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Анна _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Алина

б)Роман

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Алина

б)Роман

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Даша

б)

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Антон _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Диана

б)Егор

в)Алина

г)Даша

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Егор

б)Алина

в)Даша

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Егор

б)Алина

в)Даша

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Виктория_

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а) —

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а) —

б)

в)

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а) —

б)

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Алина _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Михаил

б)

в)

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Михаил

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а) —

б)

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Роман _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Диана

б)Анастасия

в)Даша

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Егор

б)Анастасия

в)Даша

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Анна

б)Виктория

в)

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О. Даша _

Класс 2 _

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.

1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)Михаил

б)Антон

в)Роман

2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?

а)Михаил

б)Антон

в)Роман

3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)Анастасия

б)Роман

в)Егор