Перцептивная сторона общения (2)

Перцептивное общение – это умение проникать во внутренний мир других людей, улавливать их психическое состояние, выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния.

Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает определенную реакцию со стороны партнеров по общению. Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями людей, искать оптимальную тактику контакта.

Внутренний механизм контакта между людьми – интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Интеллектуальное сопереживание возникает в ходе активной совместной деятельности, когда партнеры уважают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опытом, совместно решают сложные задачи. Эмоциональное сопереживание вызывает сама личность участника общения: заинтересованность человеком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам передается партнеру, вызывая желание продолжать контакт, расширять сферу общения. Человек ищет общество себе подобных. В отличие от животных у человека потребность в общении, контакте, является самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде).

Она возникает, чуть ли не с рождения и отчетливо проявляется в 1,5-2 месяца. [1]

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

1 Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия

Рассмотрим на примере процесс восприятия человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого).

В наблюдаемом нам доступны признаки: внешний облик (физические качества, внешность) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции).

9 стр., 4024 слов

Роль физической культуры в укреплении здоровья человека

... сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности — все это показатели общей культуры человека. Гуманистическое направление охраны и укрепления здоровья общества всегда возлагает на личность ответственность не только ... время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в ...

Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их и делает умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера. Это дает возможность сформировать отношение, которое часто носит эмоциональный характер: «нравится – не нравится».

Социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов: других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Если говорить о взаимопонимании, то применим термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие. При формировании представления о другом человеке синонимом «восприятие другого человека» есть «познание другого человека». Это более широкий термин, с восприятием не только физических, но и поведенческих характеристик, формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.[2]

Активное участие субъекта восприятия предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта. Структура межличностного восприятия трёхкомпонентная. Она включает: субъект межличностного восприятия, объект восприятия и сам процесс восприятия. Все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы: изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором – механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия установлены 2 класса характеристик: физические и социальные. Социальные включают в себя внешние (формальные ролевые и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в двухстороннее взаимодействие: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

2 Каузальная атрибуция

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Когда таковые неизвестны, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общие характеристики.

Существует целый ряд схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвящённых этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции. В широком смысле слова изучаются попытки «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Акцент делается на так называемую «наивную психологию», на её интерпретацию «своего» и «чужого» поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мы видим, что объект А отпускает замечания, издеваясь над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А — недружелюбный человек.

4 стр., 1675 слов

Научная работа ученика «Собака- верный друг человека»

... друг с большим сердцем! В любом случае, декоративные собаки вызывают такое же чувство умиления, как маленькие ... собаки информацией, которую человек может только воспроизвести, согласного своему пониманию внешнего мира, это очень отдалено от собачьего восприятия. ... — терьеры . Характер и поведение собак в зависимости от их предназначения Обзаводясь собакой, надо учитывать совместимость питомца с ...

Люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Когда её недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

При попытках понять причину поведения другого человека обычно пользуются тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Поведение может быть постоянным и непостоянным в одних и тех же условиях, отличающимся от поведения других и не отличающимся, обычным (как у всех) или необычным. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя постоянно, а в других случаях иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение у большинства людей (обычное поведение), мы объясняем действие внешними причинами.

Каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое» поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен.

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень «правильности» приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

1. подобия, т. е. согласия с мнением других людей.

2. различия, т. е. отличия от мнения других.

3. соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Наиболее часто встречающиеся ошибки атрибуции:

1. Различие в позициях наблюдателя и участника событий. Участник, как правило, приписывает причину обстоятельствам, наблюдатель – личности деятеля.

2. Успех обычно приписывают себе, неуспех – обстоятельствам.

3. Всем людям свойственны случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных.

4. «Нормальной» интерпретацией считается такая, которая совпадает с «моим» мнением и под него подгоняется.

5. ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо «легче» проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним);

6. ошибка и возникающие из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

«Атрибуция ответственности» — когда поведению личности приписывается не просто причина, но и ответственность за то или иное действие. Этот вид атрибуции возникает, когда люди берутся за моральную оценку действий друг друга. Вместе с увеличением тяжести последствий, какого- либо поступка усиливается тенденция приписывать причины в большей степени личности, совершившей этот поступок, чем обстоятельствам.

3 стр., 1274 слов

Особенности поведения мужчин и женщин и различные виды деятельности

... формируется пол Прежде чем говорить об особенностях поведения мужчин и женщин, следует понять, как формируется пол человека. Есть различия между мужчинами и женщинами, которые имеют эволюционную основу и в значительной степени инстинктивны по своей ...

На основе многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия.

3 Механизмы и «эффекты» межличностного восприятия

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия), познания самого себя (рефлексия), формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В «двойной» процесс (взаимного восприятия и познания) включены двое, каждый из которых – активный субъект. Каждому из партнёров приходится принимать в расчёт не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого. При взаимном познании друг друга выделяют такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему: вывод о внутреннем состоянии партнёра строится на основе попытки поставить себя на его место. Человек полностью отождествляет себя с партнером и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.[3]

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Здесь не столько осмысление проблем, сколько стремление эмоционально откликнуться на них. Если я проявляю эмпатию к другому, я понимаю его чувства и поведение, но своё собственное могу строить иначе. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой возникает ещё один вопрос: как будет тот, «другой» воспринимать меня, понимать моё поведение. От этого будет зависеть взаимодействие. Иными словами взаимодействие осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании установки на наблюдаемого, приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление приводит к негативным оценкам. Экспериментально установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

31 стр., 15428 слов

Особенности процесса социальной адаптации пожилого человека в ...

... реферат, введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников, приложения. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 1 Особенности процесса социальной адаптации пожилого человека ... демографический слой наиболее уязвимым. Особенно тяжело как социальное, так и психологическое положение пожилых людей в условиях ...

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» (или «порядка») и «новизны». Оба они касаются значимости порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности – при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление. Противоположный эффекту первичности – эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой в восприятии знакомого человека.

Известен также эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект – эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем»: по их принадлежности к той или иной группе (подростки, преподаватели, негры, гомосексуалисты, политические деятели) или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи).

Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас условное и упрощенное представление о других людях.