Перцептивная сторона общения (2)

Контрольная работа

Перцептивное общение – это умение проникать во внутренний мир других людей, улавливать их психическое состояние, выявлять их подлинное отношение к руководителю, к работе, умение воздействовать на людей с учетом их эмоционального состояния.

Контактируя с близкими, товарищами по работе или учебе, надо помнить, что любое социально значимое действие вызывает определенную реакцию со стороны партнеров по общению. Для успеха в общении необходимо считаться с ожиданиями людей, искать оптимальную тактику контакта.

Внутренний механизм контакта между людьми – интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Интеллектуальное сопереживание возникает в ходе активной совместной деятельности, когда партнеры уважают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опытом, совместно решают сложные задачи. Эмоциональное сопереживание вызывает сама личность участника общения: заинтересованность человеком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам передается партнеру, вызывая желание продолжать контакт, расширять сферу общения. Человек ищет общество себе подобных. В отличие от животных у человека потребность в общении, контакте, является самостоятельным внутренним стимулом, независимым от других потребностей (в пище, в одежде).

Она возникает, чуть ли не с рождения и отчетливо проявляется в 1,5-2 месяца. [1]

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками, поэтому большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер. Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется: эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения.

1 Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия

Рассмотрим на примере процесс восприятия человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого).

В наблюдаемом нам доступны признаки: внешний облик (физические качества, внешность) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции).

8 стр., 3795 слов

Деловое общение человека как личности

... качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, представлена на схеме. Основу биологической подструктуры личности составляет темперамент – закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, ...

Воспринимая эти качества, наблюдатель оценивает их и делает умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера. Это дает возможность сформировать отношение, которое часто носит эмоциональный характер: «нравится – не нравится».

Социальной перцепцией называют процесс восприятия социальных объектов: других людей, социальных групп, больших социальных общностей. Если говорить о взаимопонимании, то применим термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие. При формировании представления о другом человеке синонимом «восприятие другого человека» есть «познание другого человека». Это более широкий термин, с восприятием не только физических, но и поведенческих характеристик, формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.[2]

Активное участие субъекта восприятия предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта. Структура межличностного восприятия трёхкомпонентная. Она включает: субъект межличностного восприятия, объект восприятия и сам процесс восприятия. Все исследования в области межличностной перцепции можно разделить на две группы: изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу различных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) партнеров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т. п. Во втором – механизмы познания и различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга. Например эффекты ореола, эффект новизны и эффект первичности, а также явление стереотипизации.

Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия установлены 2 класса характеристик: физические и социальные. Социальные включают в себя внешние (формальные ролевые и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в двухстороннее взаимодействие: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

2 Каузальная атрибуция

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Когда таковые неизвестны, люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общие характеристики.

Существует целый ряд схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Совокупность теоретических построений и экспериментальных исследований, посвящённых этим вопросам, получила название области каузальной атрибуции. В широком смысле слова изучаются попытки «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Акцент делается на так называемую «наивную психологию», на её интерпретацию «своего» и «чужого» поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозиции других людей соответствуют их поступкам. Если мы видим, что объект А отпускает замечания, издеваясь над объектом Б, то скорее всего мы подумаем, что А — недружелюбный человек.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... физиологические  реакции, явные для стороннего наблюдателя. Под мыслительным, внутренним, поведением человека понимаем привычки человека: привычки восприятия, эмоциональные и волевые привычки. В отличие от внешнего, явного, поведения, внутреннее поведение человека – предполагаемое. О его наличии мы ...

Люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения и причинных зависимостей окружающего их мира. При этом они опираются на ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Когда её недостаточно, а потребность сделать причинный вывод остаётся, человек начинает не столько искать истинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.

При попытках понять причину поведения другого человека обычно пользуются тремя критериями: мы стараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства), отличающимся (критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) или нет. Поведение может быть постоянным и непостоянным в одних и тех же условиях, отличающимся от поведения других и не отличающимся, обычным (как у всех) или необычным. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя постоянно, а в других случаях иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение у большинства людей (обычное поведение), мы объясняем действие внешними причинами.

Каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое» поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен.

В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень «правильности» приписываемых причин. Для того чтобы определить степень этой правильности, вводятся три категории:

1. подобия, т. е. согласия с мнением других людей.

2. различия, т. е. отличия от мнения других.

3. соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве.

Наиболее часто встречающиеся ошибки атрибуции:

1. Различие в позициях наблюдателя и участника событий. Участник, как правило, приписывает причину обстоятельствам, наблюдатель – личности деятеля.

2. Успех обычно приписывают себе, неуспех – обстоятельствам.

3. Всем людям свойственны случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных.

4. «Нормальной» интерпретацией считается такая, которая совпадает с «моим» мнением и под него подгоняется.

5. ошибки, связанные с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо «легче» проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним);

6. ошибка и возникающие из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.

«Атрибуция ответственности» — когда поведению личности приписывается не просто причина, но и ответственность за то или иное действие. Этот вид атрибуции возникает, когда люди берутся за моральную оценку действий друг друга. Вместе с увеличением тяжести последствий, какого- либо поступка усиливается тенденция приписывать причины в большей степени личности, совершившей этот поступок, чем обстоятельствам.

На основе многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия.

4 стр., 1921 слов

Межличностная аттракция (2)

... аттракции. 2. Межличностная аттракция. В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга. Исследование факторов межличностной аттракции ... складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего ...

3 Механизмы и «эффекты» межличностного восприятия

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия), познания самого себя (рефлексия), формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция).

В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В «двойной» процесс (взаимного восприятия и познания) включены двое, каждый из которых – активный субъект. Каждому из партнёров приходится принимать в расчёт не только свои собственные потребности, мотивы, установки, но и потребности, мотивы, установки другого. При взаимном познании друг друга выделяют такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает, что простейший способ понимания другого человека есть уподобление себя ему: вывод о внутреннем состоянии партнёра строится на основе попытки поставить себя на его место. Человек полностью отождествляет себя с партнером и, соответственно, испытывает те же чувства, что и он, и ведет себя подобно ему.[3]

Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Здесь не столько осмысление проблем, сколько стремление эмоционально откликнуться на них. Если я проявляю эмпатию к другому, я понимаю его чувства и поведение, но своё собственное могу строить иначе. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой возникает ещё один вопрос: как будет тот, «другой» воспринимать меня, понимать моё поведение. От этого будет зависеть взаимодействие. Иными словами взаимодействие осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание и понимание другого, но и знание того, как этот другой понимает меня.

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

Сущность эффекта ореола заключается в формировании установки на наблюдаемого, приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление приводит к негативным оценкам. Экспериментально установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветлить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» (или «порядка») и «новизны». Оба они касаются значимости порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности – при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление. Противоположный эффекту первичности – эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой в восприятии знакомого человека.

3 стр., 1195 слов

Человек как предмет восприятия

... чтобы познать их и перестать удивляться». Наиболее известным расстройством восприятия являются галлюцинации, — мнимое восприятие. Человек во власти галлюцинаций воспринимает отсутствующие в реальности объекты как реально существующие. Заключение В окружающем нас ...

Известен также эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект – эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их «классифицируем»: по их принадлежности к той или иной группе (подростки, преподаватели, негры, гомосексуалисты, политические деятели) или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи).

Создающиеся таким образом стереотипы часто порождают у нас условное и упрощенное представление о других людях.