Влияние темперамента на характер общения подростка

Содержание скрыть

Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой сложный и многогранный процесс. [22, с. 217].

В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение — совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или процесса. Личность обладает индивидуальными чертами и качествами — интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца нерешенных проблем современной психологической науки. Темперамент является врожденной базой, на которой строится характер человека.

Интерес к проблеме темперамента связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Как правило, темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности.

Когда говорят о темпераменте, имеют в виду многие психические различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Тем не менее, темперамент и сегодня остаётся спорной и нерешённой проблемой. Однако при всём разнообразии подходов к проблеме учёные и практики признают, что темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо (Небылицын В.Д., 1966).

9 стр., 4013 слов

Психологические проблемы общения

... чувству потери связи с людьми, к психологическому одиночеству. К трудностям общения, в основе которых, в отличии от застенчивости, лежит дефицит доверительного общения, можно отнести одиночество, понимаемое ... замаскированная под вежливым спокойным тоном, формальным контактом; б) конфликты в современной социальной психологии не рассматриваются как абсолютное зло, за ними признается определенная ...

Проблема взаимосвязи общения подростков и типов темперамента актуальна. В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы и была выбрана данная тема для курсовой работы.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования:, Задачи исследования:

  1. Выявить особенности темперамента на основе теоретического анализа источников по теме исследования;
  2. Выявить особенности процесса общения на основе теоретического анализа источников по теме исследования;
  3. Выявить взаимосвязь коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента на основе эмпирического исследования;
  4. Разработать комплекс рекомендаций по развитию коммуникативных особенностей подростков.

Гипотеза исследования:, Испытуемый №1 – Меланхолик, Испытуемый №2 – Флегматик, Испытуемый №3 – Сангвиник, Испытуемый №4 – Сангвиник, Испытуемый №5 – Холерик, Испытуемый №6 – Флегматик, Испытуемый №7 – Меланхолик, Испытуемый №8 – Сангвиник, Испытуемый №9 – Холерик, Испытуемый №10 – Флегматик, Т.е. 20% испытуемых – холерики, 30% — сангвиники, 20% — меланхолики, 30% — флегматики., Методы исследования:, Методики исследования:, Методика «Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского),, Методика «Тест оценки коммуникативных умений»,

«Личностный опросник Айзенка (EPI)».

Теоретическая значимость, Практическая значимость, Эмпирическая база исследования:, Глава 1. Теоретический анализ изученности влияния темперамента на характер общения личности.

1.1 Определение и типы темперамента

Все люди отличаются друг от друга – поведением, реакцией на внешние воздействия, переживанием значимых событий – одни сдержаны, другие вспыльчивы. Все эти особенности фокусируются в понятии «темперамент».

Слово «темперамент» (от лат. temperans , «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ и определил четыре основных типа темперамента. Эта концепция до сих пор оказывает глубокое влияние на литературу, искусство и науку. [18, С. 46]

Темперамент

Переломным пунктом в истории изучения темпераментов стало учение И.П. Павлова о типах и свойствах нервной системы.

Идеи Павлова об индивидуальных динамических особенностях поведения животных, обусловленных свойствами нервной системы, можно перенести на человека. Начиная с 60-х гг. XX в. эти подходы продолжили изучать отечественные психологи — В. С. Мерлин, Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Е. П. Ильин, А. И. Ильина, И. М. Палей, В. М. Русалов, Э. А. Голубева и др.

Темпераментом

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность – силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию. [26, С. 34]

В истории развития учений о темпераменте существует несколько классификаций типов темперамента., Таблица 1. Классификации типов темпераментов по ученым

Автор Порядок типов
Гиппократ холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик
Кречмер пикник (сангвиник), атлетик (флегматик), лептосоматик (меланхолик)
Шелдон висцеротоник (сангвиник), соматотоник (холерик), церебротоник (меланхолик)
Павлов Сильный неуравновешенный (холерик),

сильный уравновешенный инертный (флегматик),

сильный уравновешенный подвижный (сангвиник),

слабый (меланхолик)

Как было сказано выше, еще в Древней Греции Гиппократ предложил концепцию темпераментов. Он учил, что темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического. Эти основные типы темперамента различаются по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. [18, С. 47]

В новое время психологические характеристики этих типов были систематизированы И. Кантом. [10, С. 37-39]

Таблица 2. Психологические характеристики типов темперамента

Типы темперамента Психологические характеристики
Положительные Отрицательные
Холерик — сильный неуравновешенный Энергичность

Увлеченность

Трудоспособность

Целеустремленность

Горячность

Вспыльчивость

Нетерпеливость

Сангвиник — сильный уравновешенный Мобильность

Оптимизм Жизнерадостность

Трудолюбие

Склонность к зазнайству

Легкомыслие

Поверхностность

Флегматик — сильный инертный Устойчивость Спокойствие

Терпеливость Надежность

Медлительность

Невыразительность

Меланхолик — слабый неуравновешенный Высокая чувствительность

Мягкость

Человечность

Доброжелательность

Низкая работоспособность

Ранимость

Мнительность

конституционных типологий.