Влияние темперамента на выбор профессии

1. Темперамент (лат. Temperamentum — надлежащее соотношение черт от tempero — смешиваю в надлежащем состоянии) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.

Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

2. Нет лучших или худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

Человечество издавна пыталось выделить типичные особенности психического склада различных людей, свести их к малому числу обобщенных портретов – типов темперамента. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Древнейшее описание темпераментов принадлежит «отцу» медицины Гиппократу.

3. Существуют различные варианты определения понятия «выбора профессии», однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны — то, что выбирают (объект выбора).

И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

4. Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

2 стр., 926 слов

Психологические особенности личности, влияющие на выбор профессии

... психологические особенности личности, влияющие на выбор профессии; провести исследование влияния самооценки личности на выбор будущей профессии. Фрагмент работы для ознакомления 1.1 Подходы к проблеме выбора профессии Выбор профессии ... которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения. Лишь условно темперамент можно отнести к компонентам ...

5. В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер.

6. Каждая профессиональная деятельность предъявляет к психике человека и её динамическим особенностям определённые требования, поэтому нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Роль темперамента в выборе профессии заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциональными факторами.

7. Ни одна сторона личности — её направленность, характер, уровень общих и специальных способностей — не предопределена темпераментом, однако динамические особенности проявления всех свойств личности в той или иной мере зависит от типа темперамента.

Глава 2. Экспериментальное изучение влияние темперамента на выбор профессии

2.1. Цели, задачи и методы исследования

После анализа литературы по проблеме исследования, нами было проведено экспериментальное изучение влияния типа темперамента на выбор профессии.

В экспериментальном исследовании участвовали студенты 3-го курса педагогического колледжа и студенты 3-го курса железнодорожного колледжа. В исследовании участвовало:

  • 30 студентов педагогического колледжа;
  • 30 студентов железнодорожного колледжа (техническое отделение).

Всего в исследовании принимало участие 60 студентов третьекурсников.

Цель экспериментального исследования: изучить влияние типа темперамента на выбор профессии.

Гипотеза экспериментального исследования: мы считаем, что от типа темперамента будет зависеть выбор профессиональной деятельности.

Исходя из цели, нами были определены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Подобрать методы исследования влияния типа темперамента на выбор профессии.

2. Провести исследование влияния типа темперамента на выбор профессии с использованием подобранных методов.

3. Описать результаты, полученные в ходе экспериментальной работы.

Описание психологических методов исследования, используемых в эксперименте:

1) Тест для определения типа темперамента

Инструкция: «Из четырех предложенных ниже описаний характера выберите то, которое вам больше всего подходит. Его порядковый номер будет соответствовать названию вашего ведущего темперамента (см. ключ к тесту).

Поскольку чистые темпераменты встречаются редко, из оставшихся описаний выберите еще одно, которое подходит вам в большей степени, чем остальные. Его номер будет соответствовать вашему дополнительному темпераменту».

1. Я — человек энергичный и напористый, не всегда контролирую свои эмоции. Если выхожу из себя, то успокаиваюсь не сразу. Своим делом занимаюсь энергично и с полной отдачей, на посторонние вещи не отвлекаюсь. Прямолинеен в делах, и в отношениях. Даже самые трудные препятствия предпочитаю преодолевать, а не обходить.

2. Я — человек спокойный и уравновешенный, меня очень трудно вывести из себя. По характеру терпелив, умею ждать. Медленно приспосабливаюсь к новой обстановке. В дело вникаю глубоко, работаю неторопливо, шаг за шагом продвигаясь в выбранном направлении, не люблю отвлекаться от основного занятия.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические ... Основные типы вопросов представлены в таблице 3. Формулирование вопросов — далеко не простое дело. При ...

3. Я — человек гибкий и динамичный, всегда нуждаюсь в разнообразии внешних впечатлений. Хотя легко возбуждаюсь, но так же быстро и успокаиваюсь. Предпочитаю расширять круг своих контактов и легко переключаюсь с одного занятия на другое. Ни при каких обстоятельствах не падаю духом, умею находить выход из любого положения.

4. Я — человек чувствительный и изменчивый, очень завишу от своего внутреннего состояния. Легко расстраиваюсь по пустякам и долго не успокаиваюсь. Из-за тонкой восприимчивости душевное равновесие дается мне с трудом, поэтому я нуждаюсь в эмоциональной поддержке близких. О моих перепадах настроения посторонним трудно догадаться.

Ключ к тесту:

Холерический тип – 1 утверждение

Флегматический тип – 2 утверждение

Сангвинический тип – 3 утверждение

Меланхолический тип – 4 утверждение

2) Тест на биоритмы работоспособности

Инструкция: «Выберите в двух шкалах: А и Z — по одному из двух противоположных утверждений и подсчитайте, в какой шкале их окажется больше».

Таблица 1.

Шкала «A»:

Шкала «Z»:

1. Вы наиболее работоспособны в первой половине дня.

2. Обычно, вы включаетесь в новое дело сразу, без раскачки.

3. Вам легче начинать новые дела, чем заканчивать предыдущие.

4. Вы легко можете отложить одно дело и заняться другим.

5. Считаете, что медлительность хуже поспешности.

6. .Вам нравится раньше лечь спать, чтобы утром проснуться в бодром настроении и сразу же приняться за дела.

7. Интерес к работе у вас выше в ее начале, а к концу обычно немного снижается.

1. Ваша работоспособность лучше во второй половине дня.

2. Вам нужен некоторый срок, чтобы втянуться в новое дело.

3. Вы охотнее заканчиваете прежние дела, чем начинаете новые.

4. Вам трудно отложить начатое дело, даже если Вы устали.

5. Считаете, что поспешность хуже медлительности.

6. Вы любите засиживаться допоздна, а утром неохотно включаетесь в работу.

7. Интерес к работе у вас возрастает по мере приближения к ее окончанию.

Ключ к тесту:

  • A -«жаворонки»; Z -«совы».

Если испытуемый более количество утверждений выбрал по шкале A , то он «жаворонок» — это более активный тип темперамента (холерик или сангвиник или их разновидности), а если «сова» — более пассивный (флегматик или меланхолик или их разновидности).

Если испытуемый набрал равное количество положительных утверждений в обеих шкалах теста, значит — тип «голубя». Это результат сочетания пассивного и активного темпераментов, возможно из-за развитости нетипичных акцентов типа, которые также имеют темпераментные особенности.

Описание методов математической обработки результатов

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархии) признаков.

3 стр., 1480 слов

Влияние темперамента на характер общения подростка

... влияния темперамента на характер общения личности. 1.1 Определение и типы темперамента ... типов темперамента на основе эмпирического исследования; Разработать комплекс рекомендаций по развитию коммуникативных особенностей подростков. Гипотеза исследования:, Испытуемый №1 – Меланхолик, Испытуемый №2 – Флегматик, Испытуемый №3 – Сангвиник, Испытуемый №4 – Сангвиник, Испытуемый №5 – Холерик, Испытуемый ...

Описание метода:

Для подсчета ранговой корреляции необходимо располагать двумя рядами значений, которые могут быть проранжированы. Такими рядами значений могут быть:

  • два признака, измеренные в одной и той же группе испытуемых;
  • две индивидуальные иерархии признаков, выявленные у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, личностные профили по 16-факторному опроснику Р.Б.

Кеттелла, иерархии ценностей по методике Р. Рокича, последовательности предпочтений в выборе из нескольких альтернатив и др.);

  • две групповые иерархии признаков;
  • индивидуальная и групповая иерархия признаков.

Вначале показатели ранжируются отдельно по каждому из признаков. Как правило, меньшему значению признака начисляется меньший ранг.

Если два признака связаны положительно, то испытуемые, имеющие низкие ранги по одному из них, будут иметь низкие ранги и по другому, а испытуемые, имеющие высокие ранги по одному из признаков, будут иметь по другому признаку также высокие ранги. Для подсчета Rs необходимо определить разности (d) между рангами, полученными данным испытуемым по обоим признакам. Затем эти показатели d определенным образом преобразуются и вычитаются из 1. Чем меньше разности между рангами, тем больше будет Rs, тем ближе он будет к + 1.

Если корреляция отсутствует, то все ранги будут перемешаны и между ними не будет никакого соответствия. Формула составлена так, что в этом случае Rs окажется близким к 0.

В случае отрицательной корреляции низким рангам испытуемых по одному признаку будут соответствовать высокие ранги по другому признаку, и наоборот.

Чем больше несовпадение между рангами испытуемых по двум переменным, тем ближе Rs к – 1.

2.2. Анализ результатов, полученных в ходе экспериментальной работы

1. По тесту определения типа темперамента у испытуемых студентов нами были получены следующие результаты:

Таблица 2. Распределение типов темперамента в группе студентов педагогического колледжа

№п/п

Кол-во испытуемых

Тип темперамента

1.

6 студентов (20%)

Холерический тип

2.

11 студентов (37%)

Флегматический тип

3.

5 студентов (17%)

Сангвинический тип

4.

8 студентов (26%)

Меланхолический тип

Таблица 3. Распределение типов темперамента в группе студентов железнодорожного колледжа

№п/п

Кол-во испытуемых

Тип темперамента

1.

13 студентов (43%)

Холерический тип

2.

4 студента (13%)

Флегматический тип

3.

10 студентов (33%)

Сангвинический тип

4.

3 студента (11%)

Меланхолический тип

Таким образом, по тесту определения типа темперамента мы видим, что в группе испытуемых студентов педагогического колледжа наблюдается следующая тенденция:

  • наибольшее количество студентов обладает флегматическим типом темперамента (11 человек – 37% от всей группы);
  • сангвиническим типом темперамента обладает всего 5 человек (17% от группы испытуемых);
  • холерическим типом темперамента обладает всего 6 студентов, что составляет 20% от группы испытуемых;
  • количество испытуемых с меланхолическим типом темперамента составляет 8 студентов (26% от группы).
    6 стр., 2861 слов

    Определение ВНД, ее типы, связь типов с темпераментом и характером детей

    ... о ВНД; Рассмотреть типы ВНД; Рассмотреть типы ВНД у детей Рассмотреть взаимосвязь темперамента, характера и нервной системы у детей. 1. Общие сведения о высшей нервной деятельности высший нервный темперамент ребенок По определению ...

Наглядно результаты, полученные в группе студентов педагогического колледжа по тесту определения типа темперамента, отражены нами в гистограммах 1,2.

В группе студентов железнодорожного колледжа выявлены следующие данные:

  • наибольшее количество студентов обладает холерическим типом темперамента (13 студентов – 43% от всей группы);
  • большое количество студентов обладает сангвиническим типом темперамента (10 студентов — 33% от группы испытуемых);
  • флегматическим типом темперамента обладает всего 4 студента, что составляет 13% от группы испытуемых;
  • количество испытуемых с меланхолическим типом темперамента составляет 3 человека (11% от группы).

Наглядно результаты, полученные в группе студентов железнодорожного колледжа по тесту определения типа темперамента, отражены нами в гистограммах 3,4.

Гистограмма 1. Количественное соотношение типов темпераментов в группе студентов педагогического колледжа

Гистограмма 2. Процентное соотношение типов темпераментов в группе студентов педагогического колледжа

Гистограмма 3. Количественное соотношение типов темпераментов в группе студентов железнодорожного колледжа

Гистограмма 4. Процентное соотношение типов темпераментов в группе студентов железнодорожного колледжа

2. Анализ результатов теста на биоритмы работоспособности.

Тест на биоритмы работоспособности мы проводили с учетом разделения испытуемых на группы с определенными типами темперамента, в результате нами были получены следующие данные:

Таблица 4. Распределение биоритмов работоспособности в группе студентов педагогического колледжа

№п/п

Тип темперамента

Биоритм работоспособности

«Сова»

«Жаворонок»

«Голубь»

1.

Холерический тип (6)

1

4

1

2.

Флегматический тип (11)

8

1

2

3.

Сангвинический тип (5)

3

2

4.

Меланхолический тип (8)

7

1

Данная таблица наглядно показывает, что в группе студентов педагогического колледжа с холерическим типом темперамента преобладает количество так называемых «жаворонков» (4 испытуемых), «сов» в данной группе 1 человек, и 1 испытуемый по типу биоритмов работоспособности относится к типу «голубя».

Студенты педагогического колледжа с флегматическим типом темперамента распределились следующим образом: 8 испытуемых – «совы», 1 – «жаворонок», 1 – «голубь»; в группе студентов с сангвиническим типом темперамента выявлены следующие результаты: 3-«сова», 2 – «голубь»; студенты с меланхолическим типом темперамента распределились следующим образом: 7 испытуемых – «совы»; 1 человек – «жаворонок».

Таблица 5. Распределение биоритмов работоспособности в группе студентов железнодорожного колледжа

№п/п

13 стр., 6299 слов

Исследование эмпатии студентов факультета педагогики и психологии ...

... консультативной работе психологов . Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Глава 1. Теоретические основы эмпатии студентов факультета педагогики и психологии и ...

Тип темперамента

Биоритм работоспособности

«Сова»

«Жаворонок»

«Голубь»

1.

Холерический тип (13)

4

8

1

2.

Флегматический тип (4)

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология, — М., 1999. – 234 с.

2.Альбуханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности // Психология личности // т. 2// Хрестоматия.- Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1999. — с.240.

3.Завалишина Д.Н. Способы идентификации человека с профессией / Психология субъекта профессиональной деятельности: Сб. научных трудов / Под ред. А.В.Брушлинского, А.В.Карпова. Институт психологии РАН. Москва, Ярославль. 2001. – 168 с.

4.Занковский А.Н. Организационная психология. — М.: Педагогика, 2000. – 230 с.

5.Зараковский Г.М. Функциональное состояние как проявление внутренних условий выполнения деятельности // Тр. 14-го Всесоюз. физиол. о-ва им И.П. Павлова. — СПб., 2003. — Т.1. — С. 420-422.

6.Здравомыслов А.Г., Рожин В.Н., Ядов В.А. Человек и его работа. – М.: Политиздат,1967. – 145 с.

7.Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера – педагога // Дис. докт. психол. наук Свердловск , 1985. – 85 с.

8.Климов Е.А. Как выбирать профессию, — М., 1984. – 199 с.

9.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. – 210 с.

10.Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности//Психология индивидуальных различий. Тексты/ под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — с.74-77.

11.Кон И.С. Социология личности.- М., 2001.- 383 с.

12.Макаров В.В., Макарова Г.А. Темперамент и его специализация. — Обозрение психиатрии и мед. психологии им. В.М.Бехтерева.- СПб., 1994. вып.4.,с. 89-90.

13.Павлов И.П. Ваш психологический тип. — Киев: Кофр, 1996. – 198 с.

14.Поляков В.А. Технология карьеры. М., 1995. – 213 с.

15.Психологические аспекты подбора и проверки персонала. – М. – 1997. – 93 с.

16.Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л., 1986. – 310 с.

17.Сергиенко Е.А., Виленская Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения // Психологический журнал. Т.22. № 3. 2001. С. 68-85.

18.Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1999. – 213 с.

19. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. Методическое руководство.- М.,1990.- 75 с.

20.Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1996. – 278 с.

21.Столяренко Л.Д. Общая психология. Ростов-на-Дону, 2000. – 269 с.

22. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности и их определение // Психология индивидуальных различий — М., 1982. – 251 с.

23.Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. – М., 1997. – 98 с.

24.Филлипов А.В. Работа с кадрами. Психологический аспект. – М., 1990. – 123 с.

25.Швальбе Б., Швальбе Х. Личность. Карьера. Успех. – М., 1993. – 95 с.