Темперамент, характер, личность

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личность каждого человека неповторима.

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей, вырастают свойства личности, присущие только данному человеку.

Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны. Другими словами, это психические явления, которые реализуются в определенном социуме (социальной группе или во взаимоотношениях с другими людьми).

В их структуру входят направленность, темперамент, характер и способности. В нашей работе мы рассмотрим влияние темперамента и характера на личность человека.

Методологической и теоретической основой исследования явились учение о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова; работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.М.Русалова, В.С. Мерлина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, Н.Д. Левитова, Б.Г.Ананьева, К.К. Платонова и др., посвященные вопросам темперамента и характера; А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьев, Л.И.Анцыферова и др. о проблеме личности.

Объект исследования – личность человека.

Предмет исследования – связь темперамента, характера и личности.

Цель исследования – изучение темперамента, характера, личности и их связи взаимосвязи.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и теоретическую литературу по изучаемому вопросу.

2. Раскрыть сущность понятия личности, темперамента, его особенностей, анализировать основные типы характера.

3. Изучить место и роль темперамента и характера в структуре личности и их взаимосвязь.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

  1. Понятия личности. Структура личности

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. Впоследствии термин «личность» стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

2 стр., 991 слов

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

... индивидуально-психологических свойств, в частности темперамента, особую роль играют свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ индивидуально-психологических различий. ... человека, ставшая вехой нового, третьего, этапа в изучении биологических основ индивидуально-психологических различий. ... концепции исследования свойств ... личности, 1981), ...

Психология под личностью понимает конкретного человека, являющегося представителем определенного общества, национальности, класса, коллектива, занимающегося каким-либо видом деятельности, осознающего свое отношение к окружающему и наделенного индивидуальными психическими особенностями [ Егидес А.П., 2004].

Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько. Личность, с одной стороны, обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее).

С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения [И.С. Кон, 1967].

Личность — совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях. Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и развития человека в онтогенезе [А.Н. Леонтьев, 1975].

Личность — общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении [В.А. Ганзен, 1984].

Личность — субъект общественного поведения и коммуникации [Б.Г. Ананьев, 2001].

Личность — человек как носитель сознания [К.К. Платонов, 1986].

Личность – это качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. В процессе своей жизни и деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Личность проявляется во взаимодействии с окружающим миром: в поведении, в поступках, в своеобразном воплощении социальных ролей. Однако во взаимодействии с окружающим миром личность не только проявляется, но и формируется. При этом, по мнению С.Л. Рубинштейна «личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [С.Л. Рубинштейн, 2000].

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства. Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. Индивидуальность представляет собой системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни его психической организации. Наиболее полно понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б. Г. Ананьева. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.[Б.Г. Ананьев, 2001].

6 стр., 2684 слов

Личность и деятельность Петра I

... личности Петра I и анализ оценки его реформаторской деятельности в отечественной историографии. Задачи: 1. Охарактеризовать Петра I как личность. 2. Рассмотреть основные направления реформаторской деятельности Петра ... Интересно и поучительно всесторонне понять этого человека, с детства на всех нас ... этом то и заключается очередное противоречие. Развитие техники и способов хозяйствования в Европе ...

Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупности отношений общественных, экономических, политических, правовых и т. д.) и субъекта деятельности (совокупности деятельностей и меры их продуктивности).

В каждой из этих подструктур имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости.

В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности. Так, например, индивидуальность понимается как единичность, неповторимое сочетание разных по степени выраженности, но присущих всем без исключения людям общих личностных черт. С этой точки зрения, чем ярче выражена индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Другая традиция – понимание индивидуальности как дополнения общих личностных черт, характерных для популяции и выражающих общие тенденции ее развития, такими, которые обнаруживаются только у отдельного человека и генетически связаны с конкретными незакономерными обстоятельствами его развития. Индивидуальность в этом смысле есть некоторое дополнение к личности как носителю существенных черт. Она определяется как совокупность индивидных и личностных черт, отличающих конкретного человека от других людей. Еще одна традиция – понимание индивидуальности как целостности и как принципиально нового уровня рассмотрения личности.

Основу личности составляет ее психологическая структура. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

В психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение

личности.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания не входят в ее состав как подструктуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур: темперамента (структуры природных свойств), направленности (система потребностей, интересов, идеалов), способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности, но и объективная динамика условий жизни).

3 стр., 1269 слов

Социальная ситуация развития ребенка

... помощью или через другого человека. Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенческом возрасте, та, что при максимальной зависимости от взрослых, ребенок ... встречаемся в младенческом возрасте с совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой ...

С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности. Более детальная и развернутая характеристика структуры личности, содержится в трудах К. К. Платонова. Свою концепцию он называет психологической концепцией динамической функциональной структуры личности. Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность.

К.К. Платонов выделил в личности 4 подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев: 1) отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; 2) внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур; 3) особый для каждой из подструктур вид ее формирования; 4) объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур.

На основании этих критериев, учитывая историю развития отечественной психологии личности, К.К. Платонов дает целостную картину личности. Она складывается из описания ее подструктур, структурирования самих подструктур, соотношения биологического и социального, связей подструктуры с отражением, сознанием, потребностями, активностью. Обозначаются виды формирования каждой из этих подструктур.

В этой картине первая подструктура – это направленность личности. Она включает убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура – опыт. Его составляющие — привычки, умения, навыки, знания. В ней значительно больше социального, чем биологического. Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура – индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности. Сюда относятся: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. В ней больше социального. Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура — биопсихические свойства. В нее входят: темперамент, половые, возрастные свойства. В этой подструктуре социального почти нет. Формируется она путем тренировки [К.К. Платонов, 1986].

Выводы по 1 главе

Проблема личности — проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

3 стр., 1304 слов

Личность и её социальные роли в обществе

... ЛИЧНОСТИ В истории социальной мысли мы обнаруживаем три варианта решения проблемы взаимодействия личности ... человек начинает формироваться как личность на основе ... личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире. ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ Для правильного понимания сущности личности необходимо в ... задатков, и психических свойств (особенностей памяти, воображения, ...

Разные авторы имеют также свое видение того, что составляет структуру личности. Ведущими компонентами структуры личности выступают психические свойства : направленность, характер, способности, и темперамент.

2.Психологические свойства личности: темперамент и характер

2.1. Сущность темперамента

Личность человека неповторима. Нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психологическими свойствами. Эти свойства одинаково проявляются в различной деятельности независимо от ее содержания и остаются сравнительно постоянными на протяжении всей жизни. В своих взаимосвязях эти индивидуальные свойства образуют типы темперамента.