Государственная социальная помощь: понятия и основания предоставления

Курсовая работа

Актуальность темы. Сегодня в нашей стране активно осуществляется государственная социальная политика, которая направлена главным образом на преодоление социального неравенства в обществе, и оказание помощи незащищенным группам населения, малоимущим семьям, одиноко проживающим гражданам.

Острой является проблема бедности. Число лиц, которые находятся за чертой бедности, довольно велико, более того в стране наблюдается усиление расслоения общества по материальному обеспечению и доходам.

Социально-экономическое положение современности характеризуется тем, что большая часть населения находится в зоне риска, то есть бедным может стать абсолютно любой человек и любая семья. Речь идет не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товаров, но и о других показателях.

Объектом исследов ания является категория граждан, которая нуждается в социальной помощи.

Предмет исследования — процедура предоставления государственной социальной помощи.

Целью исследования является изучение государственной социальной помощи как социально-правовой действительности и основания ее предоставления.

Задачи:

  • дать общую характеристику государственной социальной помощи;
  • исследовать основания предоставления государственной социальной помощи;
  • выявить условия предоставления государственной социальной помощи.

Научно-теоретическая основа. Источниками для юридического анализа, обобщений и выводов послужили нормы международных договоров, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ.

Кроме того, большая роль в написании исследовательской работы принадлежит трудам таких авторов как: С. С.Алексеев, Н. А. Вигдорчик, М. Л. Захаров, Р. З. Лившиц, М. И. Полупанов, Э. Г. Тучкова, В. Ш. Шайхатдинов и другим.

Методологическая основа: сравнительный метод, методы анализа, синтеза, историческое исследование, толкование правовых норм.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Фрагмент работы для ознакомления

Малоимущие или бедные – это люди, месячный доход которых на одного члена семьи составляет меньше минимального прожиточного минимума. Малоимущими, чаще всего, оказываются полностью или частично нетрудоспособные, а также лица, не имеющие близких родственников, инвалиды, пенсионеры, одинокие пожилые люди неблагополучные семьи, многодетные семьи. Таким образом, важная черта государственной социальной помощи заключается в адресном характере, то есть согласно данному определению конкретно выделен круг получателей социальной помощи. На государственную социальную помощь могут рассчитывать только малоимущие семьи либо малоимущие одиноко проживающие граждане, доход которых ниже прожиточного минимума, который установлен в соответствующем субъекте РФ. 1.2 Виды и размер государственной социальной помощиГосударственная социальная помощь оказывается в виде:

14 стр., 6631 слов

Система социальной защиты семьи в России

... исследований в области реализации социальной защиты семьи. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1. Социальная защита семьи в Российской Федерации на современном этапе 1.1 Государственная семейная политика: основные направления социальной защиты семьи Общепризнанно, что семья ...

  • денежных выплат (субсидий, социальных пособий и других выплат);
  • натуральной помощи (продуктов питания, медикаментов, одежды, обуви и других видов натуральной помощи).Кроме того в состав набора социальной помощи включаются социальные услуги:
  • дополнительная бесплатная медицинская помощь, которая предусматривает обеспечение по рецепту врача необходимыми лекарственными средствами, специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, изделиями медицинского назначения, а также при наличии медицинских показаний предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое согласно законодательству об обязательном социальном страховании;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг граждане, которые имеют ограничение способности к трудовой деятельности III степени, дети-инвалиды обладают возможностью получить на тех же условиях вторую путевку на санаторно-курортное лечение, а также на бесплатный проезд к месту лечения и обратно для лица, сопровождающего их. Согласно главе 11 ФЗ № 178 от 01 июля 2011 года размер оказываемой социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания социальной помощи и признания их малоимущими установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 года № 44-ФЗ.Учет доходов и расчет среднедушевого дохода производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, которые указаны в заявлении об оказании государственной социальной помощи.Расчет среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего рассчитывается из общей суммы доходов семьи или одиноко проживающего за три последних календарных месяца, которые предшествуют месяцу подачи заявления об оказании социальной помощи (расчетный период).При расчете среднего дохода в состав малоимущей семьи включаются лица, которые связаны родством и свойством. К ним относятся проживающие совместно и ведущие совместное хозяйство супруги, их родители и дети, усыновленные и усыновители, сестры и братья, падчерицы и пасынки.При расчете среднего дохода семьи в состав не включаются:

  • военнослужащие, которые проходят военную службу по призыву в качестве старшин, сержантов, матросов или солдат, военнослужащие, которые не заключили контракта о прохождении военной службы, а также обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования;
  • лица, которые отбывают наказание в виде лишения свободы, а также лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, и лица, которые находятся по решению суда на принудительном лечении;

— лица, которые находятся на полном государственном обеспечении.При разрешении вопроса о признании семьи малоимущей и об оказании ей социальной помощи среднедушевой доход рассчитывается посредством деления 1/3 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на общее число членов семьи. При разрешении вопроса о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим и об оказании ему социальной помощи доход определяется как 1/3 суммы его доходов за расчетный период.Следует отметить, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина в обязательном порядке учитывается сумма доходов, полученных в денежной форме и в натуральной.Доходы, которые получены семьей или одиноко проживающим гражданином от индивидуальных предпринимателей, организаций, использования земли в виде товаров, в натуральной форме (услуги, работы, продукция, плоды), или другого имущества, приравниваются к стоимости данных товаров (услуг, работ, продукции, плодов), имущества, и исчисляется исходя из цен, которые определяются установленной статьей 40 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако в указанные доходы не включается продукция и плоды, которые выращены на земельном участке и используются для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина.Таким образом, доходы каждого члена семьи либо одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов согласно законодательству Российской Федерации.Сумма заработной платы, включая выплаты стимулирующего и компенсационного характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При других сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты стимулирующего и компенсационного характера, сумма заработной платы, включая выплаты и стимулирующего компенсационного характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.Суммы оплаты временных, сезонных и других видов работ, которые выполняются по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они получены (начислены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.Доходы, которые получены членом фермерского (крестьянского) хозяйства, учитываются в его доходах либо в доходах его семьи исходя из размеров, которые установлены заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке договором (соглашением) между членами фермерского (крестьянского) хозяйства об использовании доходов, продукции и плодов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.Доходы, которые получены от реализации продукции и плодов личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утвержденных в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве продукции и плодов.Суммы доходов от сдачи в наем (аренду) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.Можно сделать вывод, что размер оказываемой социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При разрешении вопроса о признании семьи малоимущей и об оказании ей социальной помощи среднедушевой доход рассчитывается посредством деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на общее число членов семьи. При разрешении вопроса о признании одиноко проживающего гражданина малоимущим и об оказании ему социальной помощи доход определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период. Кроме того, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина в обязательном порядке учитывается сумма доходов, полученных в денежной форме и в натуральной.2 Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи2.1 Порядок предоставления государственной социальной помощиГосударственная социальная помощь, оказывается в виде денежной выплаты (социального пособия).

20 стр., 9878 слов

Основы социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами

... пожилых людей после больничного и стационарного лечения являются повседневными задачами социальной работы с пожилыми людьми [5]. Объектом нашего исследования является социальная работа с населением. Предмет исследования - основы социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами. Цель исследования - изучить основы социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами. ...

31 стр., 15485 слов

Социальные государственная помощь

... государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Закон “О государственной социальной помощи” закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и ... целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства- неравенство связанное с утратой дохода или ...

Правом на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг обладают следующие категории граждан:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • инвалиды войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, которые указаны в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
  • военнослужащие, которые проходили военную службу в воинских частях, военно-учебных заведениях, которые не входили в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, которые имеют награды: ордена или медали СССР за службу в указанный период;
  • лица, которые работали в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, аэродромов, военно-морских баз и иных военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках автомобильных и железных дорог, члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • лица, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты аварийных и объектовых команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников больниц и госпиталей города Ленинграда;
  • дети-инвалиды;

— инвалиды.Также получателями государственной социальной помощи, как уже отмечалось выше, могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, который установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания малоимущей семьи, малоимущего одиноко проживающего гражданина.Государственная социальная помощь назначается на основании поданного гражданином заявления в письменной форме лично от себя (для малоимущих одиноко проживающих граждан) либо от имени семьи, заявления в письменной форме попечителя, опекуна, иного законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства, месту пребывания. Заявителем в заявлении указываются следующие сведения: состав, доходы семьи, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг и принадлежащем имуществе на праве собственности. Сведения, представленные заявителем, могут быть подтверждены с помощью комиссионного обследования (дополнительной проверки), которое проводится самостоятельно органом социальной защиты населения. Организации несут ответственность за достоверность сведений, которые содержатся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.Поэтому в случае представления заявителем недостоверных и (или) неполных сведений о составе, доходах семьи и принадлежащем имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения месту пребывания или по месту жительства имеет полное право отказать заявителю в назначении государственной социальной помощи.Уведомление о назначении государственной социальной помощи либо об отказе в ее назначении в письменной форме должно быть направлено органом социальной защиты населения по месту пребывания или месту жительства заявителю не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения комиссионного обследования (дополнительной проверки) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен в указанный срок дать предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. В случае отказа в назначении государственной социальной помощи заявитель вправе обжаловать решение в суд и (или) в вышестоящий орган социальной защиты.Основания для прекращения оказания государственной социальной помощи представлены в статье 10 Закона Российской Федерации «О государственной социальной помощи».Заявитель обязан оповестить орган социальной защиты, который назначил ему социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения или продолжения оказания государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему или его семье имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления изменений.В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему или его семье имуществе на праве собственности либо несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, который установлен органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, однако не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.Заявитель имеет право в случае прекращения оказания социальной помощи обжаловать решение в суд и (или) в вышестоящий орган социальной защиты.Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от них, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который осуществляет ему ежемесячную денежную выплату. Кроме того допускается отказ от получения социальных услуг полностью или отказ от получения какой-то конкретной социальной услуги.В срок до 1 октября текущего года подается заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год.

13 стр., 6406 слов

Принципы и источники права социального обеспечения

... базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, различные федеральные законы, регулирующие общественные отношения в сфере права социального обеспечения, акты Правительства Российской Федерации и ВС РСФСР. Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух ...

4 стр., 1747 слов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

... бюджета существуют ограничения в финансовом обеспечении социальных гарантий сотрудников. Принцип социально-правовой защищенности служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов, - один из основных принципов государственной службы. Проблемы социальной защиты личности как никогда актуальны. ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/gosudarstvennaya-sotsialnaya-pomosch/

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (с изм. от 30.12.2008).

2. Федеральный закон № 178 ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015).

3. Федеральный закон № 178 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» 17.09.1999 (ред. от 03.12.2012).

4. Федеральный закон от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».

5. Федеральный закон № 5- ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015).

6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Ст. 4831.

7. Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Ст. 4920. (с изм. на 19.11.2015).

8. Указ Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

9. Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Монографии, диссертации, статьи

10. Александрова, А. Л. Городская бедность в России и социальная помощь городским бедным: аналитический доклад / А. Л. Александрова, Е. Е. Гришина. – М. : Фонд «Ин-т экономики города», 2011. – 169 с.

11. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения. – М. : Кнорус, 2012. – 452 с.

12. Долженкова, Г. Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М. : Юрайт-Издат, 2011. – 189 с.

13. Ершов, В. А. Право социального обеспечения / В. А Ершов, М. А. Толмачев. – М. : Проспект, 2012. – 315 с.

14. Захаров, М. Л. Право социального обеспечения России / М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова. – М. – 2009. – 562 с.

15. Кукушкина, В. В. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы / В. В. Кукушина. – М. : Издательский центр «Март», 2011 – 403 с.

16. Лебедева, Л. Социальная помощь – денежная и натуральная / Л. Лебедева // Человек и труд. – 2011. – № 8. – С. 29-32.

17. Мадиевский, С. Социальная помощь / С. Мадиевский // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 11. – С. 41-45.

5 стр., 2040 слов

Защита прав граждан в области социального обеспечения

... 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное ... что принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа ... указанного Федерального закона в судах с самого начала сложилась стабильная судебная практика, которая повлияла и на правоприменительную ...

18. Петров, А. Н. Государственные пенсии в Российской Федерации: практический справочник / А. Н. Петров. – М. : Издательство ГроссМедиа, 2009. – 136 с.

19. Садыков, Ш. Социальная помощь пожилым людям / Ш. Садыков // Социальная политика и социальное партнерство. – 2011. – № 12. – С. 65-69.

20. Смирнов, С. Н. Адресная социальная помощь в регионах Российской Федерации / С. Н. Смирнов // Мониторинг социально-экономического потенциала семей. – 2012. – № 4. – С. 74-81.

21. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения. – М. : Дашков и Ко. – 2010. – 461 с.

22. Шайхатдинов, В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации. – Екатеринбург. – 2008. – 372 с.