Современные условия жизни предъявляют высокие требования к уровню физического развития, работоспособности и защитным силам организма человека. Физическое воспитание детей школьного возраста эффективно стимулирует положительные функциональные и морфологические изменения в формирующемся организме, активно влияет на развитие двигательных способностей.
Физическое развитие школьников, в частности 11-13 лет, должно обеспечить каждому ученику, участвующему в образовательном процессе, достаточный и необходимый минимум теоретической, технической и физической подготовленности, которые направлены на обеспечение базы в освоении физической культуры для жизнедеятельности, для развития личности, для формирования здоровья и здорового образа жизни. Анализ состояния физической подготовленности детей и учащейся молодежи показывает, что за последнее десятилетие количество учащихся, имеющих низкую оценку физической подготовленности, увеличилось в три раза и достигло у юношей 44,6%, у девушек — 49,7%. Лишь 18% учащейся молодежи вовлечены в занятия физической культурой и спортом, вместе с тем, недостаточная двигательная активность является причиной высокой заболеваемости детей и учащейся молодежи
Педагогический контроль над физическим развитием школьников младшего возраста, является одним из важных факторов повышения эффективности управления процессом физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Систематическое наблюдение за двигательной подготовленностью каждого отдельного ученика позволяет своевременно наблюдать картину развития двигательных качеств и навыков, выявлять отстающие и, на основе дифференцированного подхода с помощью специальных педагогических воздействий, достигать необходимого эффекта в решении задач физического воспитания детей школьного возраста.
Физическое развитие детей школьного возраста эффективно стимулирует процесс естественных морфофункциональных свойств всего организма в течение индивидуальной жизни, и в особенности в период 11 — 13 лет, где происходит процесс изменения форм и функций организма, либо под воздействием естественных условий (питания, труда и быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.[1]
КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ...
... ранняя диагностика и коррекция отклонений развития детей является главным условием их эффективного обучения и воспитания, а также социальной адаптации.Теоретическими основами принципов диагностики и коррекции методов организации речевых расстройств является учение ...
Те физические упражнения по различным дисциплинам (видам спорта), которые преподаются в школе, согласно учебной, программы по 2-3 часа в неделю, недостаточно влияют на нормальное физическое развитие детей, тем более, если взять то, что до 24-26 % являются освобожденных от физической культуры.
Задача курсовой работы — это дать общую характеристику физической подготовленности и физического развития школьников младшего юношеского возраста, то есть 11-13 лет.
1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста, согласно литературных источников
Известно, что организм подростков, в том числе и юношей (девушек) младшего возраста, имеет свои анатомические, физиологические и психологические особенности. Их необходимо знать и особенно учитывать в процессе занятий физическими упражнениями.
Из опыта работы ведущих педагогов следует, что младший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, и выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно начинает развиваться общефизическая и волевая подготовка. В этой связи четко проявляются целенаправленность, формирование у школьников нравственных чувств и развитие разносторонних качеств умственной деятельности, таких как широта, глубина, самостоятельность, гибкость ума и др. В этом возрасте увеличивается рост тела в длину и увеличение его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами, девушками занимающихся в спортивных секциях в размерах и формах тела достигают несколько больших размеров, чем у тех, которые посещают лишь уроки физкультуры. Юноши — спортсмены перегоняют школьников в росте и массе тела. Они в среднем выше на 4-6см. и тяжелее на 3-4 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 4-6%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 5%, чем, у школьников. Туловище, руки и ноги немного длиннее, чем у школьников.[2]
У школьников младшего возраста процесс окостенения большей части скелета находится в стадии развития. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей — спортсменов. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем, увеличивается мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания ловкости и гибкости мышц [3]
У юношей, не занимающихся в спортивных секциях, в отличие от юношей — спортсменов наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже. Сердце юношей — спортсменов на 3-4% больше по объему и массе, чем у юношей; пульс реже на 5-6 уд./мин., сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Юноши дышат чаще и не так глубоко, как юноши — спортсмены; жизненная емкость их легких примерно на 20 см 3 меньше.
Общая психология» : «Уровень развития восприятия младших школьников» ...
... уровень восприятия младших школьников, по методике Р.С.Немова (дата: 21.12.2012); На втором этапе - проводили упражнения по развитию восприятия младшего школьного возраста, автор ... Одной из центральных проблем для ассоциативной психологии была проблема восприятия пространства. Трудность заключалась ... пытаясь тем самым вывести сознание из самого себя. Эта ошибка особенно ярко выступила в работах ...
В 11-13 лет у школьников формирование познавательной сферы находится в стадии развития. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности. У детей младшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.
Они могут проявлять достаточно высокую волевую активность, например, настойчивость в достижении поставленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утомления. Однако у юношей смелость несколько меньше, что создает определенные трудности в физическом воспитании. В младшем школьном возрасте по сравнению с подготовительными и начальными возрастными группами наблюдается увеличение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.
Тем не менее, в этом возрастном периоде сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если делать это систематически и направленно[4].
Между развитием двигательных качеств и формированием двигательных навыков существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный аппарат человека, поэтому отдельные мышцы и мышечные группы развиваются неравномерно. Занятия физическими упражнениями и, особенно в специализированном варианте (занятия в спортивных секциях) ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их в различные возрастные периоды неодинаков.
Систематические занятия физическими упражнениями повышают приспособительные реакции организма, обуславливают его правильное функционирование. Реакции на физические нагрузки не проходят бесследно: они сопровождаются специфическими следовыми сдвигами (трофические процессы), на базе которых происходит увеличение структурных, энергетических, следовательно, и функциональных ресурсов организма. Это является важным фактором повышения надежного функционирования физиологических систем организма, что, естественно, приобретает особенно большое значение в ходе развития возрастных изменений. Обеспечивается структурно-функциональное совершенствование кровообращения и усиление трофических функций нервной системы. При занятиях физическими упражнениями положительные эмоции влияют на нервно-психический тонус, что, в свою очередь, влияет на ЧСС. У подростков, занимающихся физическими упражнениями в спортивных секциях, наблюдается уменьшение (урежение) пульса в покое, т.к. в результате тренировок идет привыкание, адаптация организма к физическим нагрузкам, соответственно и глубина дыхания в покое будет больше, а её частота реже, что говорит об увеличении ЖЕЛ. Развивается психомоторная функция (быстрота и точность движения).
Влияние физических упражнений на организм человека
... в центральную нервную систему проходят центростремительные импульсы, несущие текущую информацию по ходу самого движения. Важнейшим эффектом совершенствования мышечной системы под влиянием физических упражнений является повышение остроты мышечного чувства. 1.5 Влияние физических упражнений на нервную систему организма В процессе упражнений увеличивается ...
Как правило, подростки занимающиеся спортом, опережают своих ровесников в физическом развитии.
ет атаку. Передавая мяч и передвигаясь, нападающие стараются забросить мяч в ворота: Защитники мешают им и, перехватив мяч, передают его на противоположную сторону своим нападающим. Те, в свою очередь, начинают атаку ворот противника. Игра продолжается до определенного времени или счета очков.