По педагогике «Эстетическое восприятие школьников»

Курсовая работа
Содержание скрыть

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в находящийся вокруг реальности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система действовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Искусство включает в себя огромный потенциал для развития личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в ребенке эстетическое отношение к действительности наиболее успешно можно в общеобразовательной школе. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать в ребенке высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. На основе вышесказанного мы определили тему курсовой работы : « Эстетическое восприятие школьников ».

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования

  1. Рассмотреть понятие « эстетическое восприятие» .

  2. Охарактеризовать особенности эстетического воспитания учащихся.

  3. На основе данных проанализировать знание об операционных системах среди преподавателей.

  4. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на эстетическое восприятие школьников.

    6 стр., 2989 слов

    Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

    ... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... гостиничное ... оппозиций, описывающих восприятие (поставить знак ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

Методы исследования:, База исследования:, Практическая значимость работы:, ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.1. Характеристика понятий «эстетическое восприятие»

В наши дни проблема эстетического воспитания, формирование личности, развитие ее эстетической культуры, одна из основных задач, стоящей перед школой. Данная проблема достаточно подробно описана в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. В их числе Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетическое воспитание — это воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности. Само слово эстетика происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства [20, с.117].

В использованной литературе имеется большое количество всевозможных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания.

В книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой нами была найдена следующая формулировка: «Педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать, и оценивать красоту в окружающей действительности — в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [11, с.96].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание понимается как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [8, с.451].

В двух определениях идет речь о том, что эстетическое воспитание должно формировать и улучшать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, правильно осознавать и оценивать его. В первом определении, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении, выделяется, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, кроме того оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

5 стр., 2383 слов

«Светская этика как фактор воспитания молодежи» «Развитие ...

... этики в России; - рассмотреть этические воззрения русских философов; - изучить гуманистическую тенденцию в общественном развитии как основу русской этики; - рассмотреть роль этики в гуманизации отношений в России. Этическая ... стороны — сознание реальности и аморальности сферы эстетического, сферы жизни («носил в себе как какую-то отраву»). «Соль христианства в отношении к людям как к братьям. Но ...

Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» основывается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [17, с.51]. Автор выделяет основную роль целенаправленного педагогического воздействия в 8 эстетическом становлении ребенка. К примеру, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно, как неуправляемый, стихийный и самопроизвольный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок таким образом развивается. Однако, ребенком это не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие нередко обуславливается рвением к веселью, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сформироваться не правильные представления о жизни, ценностях, эталонах. Б.Т. Лихачев, также, как и многие другие педагоги и психологи полагает, то что только целенаправленное педагогическое эстетико – воспитательное воздействие, привлечение ребенка в разнообразную художественную творческую деятельность, способны развить их сенсорную сферу, обеспечить полное понимание эстетических явлений, поднять вплоть до осмысления подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [13, с.42].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

Во-первых, это целенаправленного воздействия. Во-вторых, это развитие способности воспринимать и наблюдать красоту и жизни, расценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания развитие эстетических вкусов и идеалов личности. В-четвертых, формирование способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Особое восприятие сути эстетического воспитания обуславливает и разнообразные подходы к его целям. Благодаря чему, проблема целей и задач эстетического воспитания требует особенного внимания.

Эстетическое воспитание значительно обширнее, оно касается художественного творчества и эстетику быта, отношений, труда. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым сильным средством. Эстетическое воспитание, применяя для собственных целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, интенсивной эстетической жизнедеятельности. В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания М. Н. Шорохов [6, c.16]. Такой же точки зрения придерживается Н. И. Киященко «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [21].

4 стр., 1952 слов

Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста

... труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Цель : исследовать роль трудового воспитания в развитии личности дошкольников. ... подчеркивается, что вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни социального, ни полноценного умственного развития ребенка. Анализ научных ...

Основное — воспитать, сформировать такие качества и способности, какие дадут возможность личности не только преуспеть в какой-либо деятельности, но и быть создателем эстетических ценностей наслаждаться ими и красотой, находящейся вокруг реальности.,

Восприятие – первоначальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его всесторонности, глубины, яркости зависят все следующие эстетические переживания, развитие художественно-эстетических идеалов и вкусов. Д. Б. Лихачев эстетическое восприятие определяет, как «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [15, с.51]. Только лишь таким образом допустимо полное осваивание эстетического явления, его формы, содержания. Это требует формирования способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, различения тональности, музыкального слуха. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Эстетические явления действительности и искусства, глубоко воспринятые людьми, готовы порождать достаточно богатый эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик, согласно взгляду Д. Б. Лихачева, считается основой эстетического чувства. Оно представляет собой «социальнообусловленное субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением человека к эстетическому явлению или предмету» [18, с.120].

В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны вызвать в человеке чувства духовного удовольствия или отвращения, волнение или страх, боязнь или смех. Д.Б. Лихачев отмечает, что, испытывая такие эмоции неоднократно, в человеке формируется эстетическая потребность, которая представляет собой «устойчивую нужду в общении с художественно-эстетическими ценностями, вызывающими глубокие переживания» [18, с.120].

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал. «Эстетический идеал — представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира» [1].

То есть, это представление об абсолютной красоте в обществе, человеке, природе и искусстве.

Н.А. Кушаев отмечает, что для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. «Школьник способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал» [4, с.12]. Возможно, причина этого в нехватке жизненного опыта ребенка, недостающими познаниями в сфере искусства и литературы, что ограничивает возможности формирования идеала.

Таким образом,

1.2. Особенности эстетического воспитания школьников

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся. Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

24 стр., 11696 слов

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование ...

... литературу по проблеме исследования; рассмотреть особенности художественно-эстетического развития в условиях ДОУ; дать анализ программам по художественно-эстетическому развитию в ДОУ; разработать занятия по ручному ... словесно-выразительной) [36, с. 105]. В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается чувствительность к произведениям ...

В основе организации современной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников[7].

Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации. Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

Рассмотрим подробнее эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих (настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика) – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании [5].

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации [19].

На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

4 стр., 1865 слов

По СМГ. Роль физической культуры в духовном воспитании личности

... использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры. [2] Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. На ...

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства [9].

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье [14].

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.

В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

13 стр., 6157 слов

Особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства

... исследования:, Структура работы:, Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами искусства 1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников Термин « ... и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, ...

В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Эстетическое воспитание подростков, одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения молодёжи к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей является важнейшим условием развития, как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всём многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовно-нравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий [4] Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию ещё не уделяется должного внимания. Главными задачами должны стать: улучшение художественного образования и эстетического воспитания обучающихся; развитие чувства прекрасного, формирование высоких эстетических вкусов, умений понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного.

Учащиеся среднего подросткового возраста отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью, несдержанностью, частой сменой настроения. Формируется самосознание, интеллект, обостряется любознательность. Эстетические чувства так же, как и прежде, проявляются ярко и непосредственно, но более осознанно. Ребята стремятся разобраться в прекрасных и безобразных сторонах окружающей действительности. В этом возрасте начинает проявляться избирательное отношение к искусству. Подростков привлекают картины художников-баталистов, литературные произведения исторического содержания, приключенческие и научно-фантастические кинофильмы, «боевики». Эстетический идеал только формируется, неустойчив, объектом подражания может служить комический герой или любой смелый, решительный человек, даже если он совершает антиобщественные и безнравственные поступки [3].

11 стр., 5378 слов

Эстетическое воспитание. . Эстетическое воспитание учащихся в ...

... эстетического воспитания младшего школьника. Теоретическая значимость В ходе работы применялись следующие методы: Структура: База исследования: ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА 1. Сущность и содержание эстетического воспитания Для раскрытия понятия эстетического воспитания ...

В старшем подростковом возрасте наблюдается резкая разница в эстетических предпочтениях, взглядах и вкусах у мальчиков и девочек. У мальчиков начинается ломка голоса, появляются первые признаки взросления, возмужания. Стремление выглядеть независимыми, взрослыми и боязнь быть осмеянными за чрезмерную чувствительность, эмоциональность выражаются подчас в намеренно развязной манере поведения, в пренебрежительном отношении к своему внешнему виду, в употреблении жаргонных словечек. У девочек проявляется большой интерес к своей внешности. Они начинают пользоваться косметикой, носят серьги, перстни, цепочки и другие украшения. Стремление «быть, как все», выглядеть не хуже других характерно для многих школьниц. Наибольший интерес у них вызывают лирические произведения и фильмы о любви. Появляются записные книжки, альбомы, дневники, в которых записываются песни, полюбившиеся стихи, высказывания, собственные мысли.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает [11].

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Эстетическое воспитание учащихся, правдиво и ярко отражая те или иные явления действительности, способствует глубокому их познанию, расширению круга представлений, формированию познавательных интересов. В то же время изучение детьми основ наук, учебный процесс заключает большие возможности и для эстетического развития школьников. Эта задача решается содержанием учебных дисциплин: биология и физическая география, изучая явления природы, фиксируют внимание учащихся на их красотах; на уроках истории школьники овладевают знанием развития искусства и культуры, их исторической и классовой обусловленности и т. д. Большое значение имеет иллюстрирование на уроке определенных положений той или иной дисциплины средствами искусства (картины, кинофильмы, магнитофонные записки).

Немалое влияние на эстетическое развитие детей и подростков оказывает среда, в которой они живут и учатся (красота в быту, в школьной обстановке) Подростковый возраст — возраст наиболее интенсивного внутреннего собирания красоты в процессе деятельности и отношений и ее выражения в собственном поведении и художественном творчестве [20].

Подростковому возрасту свойственны романтические стремления и искания — в этом своеобразие их стремления к идеалу. В работе с подростками учитель предоставляет им как можно больше возможностей для творчества, сравнивает результаты трудового и художественного творчества разных учащихся, отбирает для ознакомления произведения искусства, близкие по своему содержанию опыту детей.

Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности.

13 стр., 6235 слов

Эстетическое воспитание младших школьников

... курсовой работы - выявление путей совершенствования эстетического воспитания. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников. 2.Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства. 3.Проанализировать условия повышения эффективности использования межпредметных связей в эстетическом воспитании младших ...

Таким образом, в данном параграфе эстетическое воспитание, является одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Вывод по главе

В I главе мы изучили понятие эстетическое воспитание, можно сказать, что вся система его обращена на разностороннее развитие личности ребенка, как в духовном плане, так и в эстетическом, интеллектуальном и нравственном .Как писал К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Так же мы выяснили, что эстетическое воспитание, формирует и улучшает в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, правильно осознавать и оценивать его.

В данном параграфе эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. На уроках учитель как нигде может повлиять на внутренний мир учеников. Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребенка, верно, оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОСОБЕННОСТЯМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1 Исследование уровня сформированности эстетического восприятия у школьников

Целью нашей практической работы являлось выявление уровня сформированности эстетического восприятия у школьников и разработать программу, направленную на формирование эстетического воспитания школьников.

Исследование было проведено в МКОУ

В качестве диагностического инструментария для выявления уровня сформированности эстетического восприятия у школьников были использован тест «ВАН ГОГ» . Мы проанализировали результаты тестирование учащихся.

Тест «ВАН ГОГ»

Тестовый материал включает в себя 14 изображений, разделенных на 7 пар. Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации школьника, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. За правильность выбора школьник получает 1 балл.

Максимальное количество баллов, которые мог получить школьник — 7. Исходя из этого, мы распределили учащихся по 3-м уровням сформированности эстетического восприятия.

Высокий уровень — 7 баллов., Средний уровень – 6-4 баллов., Низкий уровень – 3-0 баллов., Получение в ходе исследования результаты мы отразили в таблице 1 и на рисунке 1., Таблица 1., Уровень сформированности эстетического восприятия.

Уровни

Кол-во человек

%

Высокий

10

38

Средний

12

46

Низкий

4

16

Рис. 1

Обратимся к анализу ответов учащихся по каждой картине.

Таблица 2.

Анализ ответов учащихся по каждой картине.

Аганин Антон

+

+

+

+

4

    Атлогулова Светлана

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    7

      Ахметзянов Максим

      +

      +

      +

      +

      +

      +

      6

        Ахметшин Динар

        +

        +

        2

          Батршина Арина

          +

          +

          +

          +

          +

          5

            Верещинский Кирилл

            +

            +

            +

            +

            +

            +

            6

              Выдрин Андрей

              +

              +

              +

              +

              +

              +

              +

              7

                Гайнанов Никита

                +

                +

                +

                +

                +

                +

                +

                7

                  Гарипов Айнур

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  +

                  7

                    Горбунов Сергей

                    +

                    +

                    +

                    +

                    4

                      Григорьев Руслан

                      +

                      +

                      +

                      +

                      +

                      +

                      6

                        Зеленина Дария

                        +

                        +

                        +

                        3

                          Камалов Айнур

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          5

                            Ковалёв Всеволод

                            +

                            +

                            +

                            +

                            +

                            +

                            6

                              Коновалова Арина

                              +

                              +

                              +

                              +

                              +

                              +

                              6

                                Костырева Анастасия

                                +

                                +

                                +

                                +

                                +

                                +

                                +

                                7

                                  Набиуллин Тимур

                                  +

                                  +

                                  +

                                  +

                                  4

                                    Останин Степан

                                    +

                                    +

                                    2

                                      Попова Валерия

                                      +

                                      +

                                      +

                                      +

                                      +

                                      +

                                      +

                                      7

                                        Просветов Максим

                                        +

                                        +

                                        +

                                        +

                                        +

                                        +

                                        +

                                        7

                                          Сычев Никита

                                          +

                                          +

                                          +

                                          +

                                          +

                                          +

                                          6

                                            Третьякова Полина

                                            +

                                            +

                                            +

                                            3

                                              Хайнанов Дмитрий

                                              +

                                              +

                                              +

                                              +

                                              +

                                              +

                                              +

                                              7

                                                Хайруллин Никита

                                                +

                                                +

                                                +

                                                +

                                                +

                                                +

                                                +

                                                7

                                                  Эшанова Фирюза

                                                  +

                                                  +

                                                  +

                                                  +

                                                  +

                                                  5

                                                    Янбахтов Антон

                                                    +

                                                    +

                                                    +

                                                    +

                                                    +

                                                    +

                                                    +

                                                    7

                                                    Рис.2 Анализ ответов учащихся по каждой картине.

                                                    В ходе проведения исследования нами было проанализировано уровень сформированности эстетического восприятия у школьников.

                                                    Школьнику в тестирование предлагалось выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. В парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки.

                                                    Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония — дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включал семь пар изображений.

                                                    Пара1:

                                                    1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.

                                                    1А. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

                                                    Пара 2:

                                                    2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.

                                                    2А. П. Пикассо «Бидон и миска».

                                                    Пара 3:

                                                    1. Фотография фигурки нэцке

                                                    ЗА. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

                                                    Пара 4:

                                                    1. Фотография дворца в Павловске.

                                                    4А. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

                                                    Пара 5:

                                                    1. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».

                                                      5А. Ф.Уде. «Принцесса полей».

                                                    Пара 6:

                                                    1. Фотография игрушки «Козлик».

                                                      6А. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».

                                                    Пара 7:

                                                    1. Поздравительная открытка.

                                                      7А. М. Вайлер «Цветы».

                                                    В тесте «Ван Гог» правильные картины были под № 1, 2А, 3, 4А, 5А, 6 и 7А.

                                                    Мы выявили, что самая сложная пара была под номером 5 с изображением:

                                                    Помимо данной пары трудности у школьников возникли при выборе первой пары:

                                                    Самым легкой парой оказалось вторая:

                                                    Таким образом, в данном параграфе мы изучили

                                                    2.2 Программа внеурочной деятельности «В мире прекрасного», Программа по эстетическому воспитанию школьников, Цель программы, Задачи программы

                                                    — формирование общей культуры учащихся;

                                                    — развитие эстетических чувств школьников, творческих

                                                    способностей;

                                                    — формирование активного интереса к произведениям искусства;

                                                    — формирование у детей представлений о красоте и гармонии природы;

                                                    — воспитание бережного отношения к памятникам культуры, к предметам и явлениям окружающего мира.

                                                    Мы сформулировали планируемые результаты, Таблица 3., Планируемые результаты программы «В мире прекрасного».

                                                    Воспитание ценностного отношения к прекрасному;

                                                    формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)

                                                    Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, ценности, самовыражение в творчестве и искусстве

                                                    1.Обучающиеся имеют представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

                                                    2. Обучающиеся имеют опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

                                                    3. У обучающихся есть опыт эстетических переживаний, наблюдений, отношения к окружающему миру и самому себе; самореализации в различных видах творческой деятельности.

                                                    4. Обучающиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

                                                    Прогнозируемая модель личности ученика:

                                                    • знает нормы и правила этики и эстетики;

                                                    • осознает этические ценности;

                                                    • умеет анализировать эстетические изменения тенденций развития современного искусства и прогнозировать их последствия для дальнейшего развития общества;

                                                    • имеет опыт эмоционального постижения традиций культуры народов России; разработки и реализации учебно-исследовательских социальных проектов с выявлением в них художественно-эстетических проблем;

                                                    • владеет умением сетевого сотрудничества, связанного с решением социальных проблем в сфере этики и эстетики.

                                                    На основе вышеназванных планируемых результатов мы разработали учебно-тематический план для программы «В мире прекрасного», которые представлены в таблице 4.

                                                    Таблица 4., Учебно-тематический план

                                                    п\п

                                                    Тема внеурочной деятельности

                                                    Кол-во часов

                                                    Форма проведения

                                                    Раздел 1. «Радуга природы»

                                                    1

                                                    Этот загадочный и фантастический мир природы

                                                    2

                                                    Беседа

                                                    2

                                                    Пусть всегда будет солнце

                                                    1

                                                    Экологический

                                                    утренник

                                                    3

                                                    Природа и фантазия

                                                    2

                                                    Экскурсия +практическое занятие

                                                    Раздел 2. «Музыка стучится в наши сердца»

                                                    1

                                                    С музыкой навеки

                                                    2

                                                    Заочное путешествие

                                                    2

                                                    Музыкальное путешествие

                                                    1

                                                    Поход в дома-музеи

                                                    3

                                                    Веселая нотка

                                                    2

                                                    Танцевально — музыкальный час

                                                    Раздел 3. «Ярмарка литературных чудес»

                                                    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospriyatie/

                                                    1

                                                    «Мороз и солнце – день чудесный…»

                                                    1

                                                    Литературная гостиная А.С.Пушкина

                                                    2

                                                    Мой любимый герой

                                                    2

                                                    Встреча с литераторами

                                                    3

                                                    Литература и театр

                                                    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospriyatie/

                                                    2

                                                    Поход в театр

                                                    Раздел 4. «Я и мой красивый мир»

                                                    1

                                                    У зеркала

                                                    2

                                                    Беседа

                                                    2

                                                    Королевство вежливых слов

                                                    2

                                                    Практическое занятие

                                                    3

                                                    Час игры и игрушки

                                                    3

                                                    Беседа

                                                    Раздел 5. «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

                                                    1

                                                    Мир моих увлечений

                                                    3

                                                    Беседа + защита проектов

                                                    2

                                                    Галерея волшебных красок

                                                    1

                                                    Поход в картинную галерею

                                                    3

                                                    Старый бабушкин сундук

                                                    1

                                                    Праздник русского костюма

                                                    4

                                                    Я карандаш с бумагой взял

                                                    1

                                                    Выставка рисунков

                                                    Раздел 6. «Творческая мастерская»

                                                    1

                                                    Город будущего

                                                    1

                                                    Защита проектов

                                                    2

                                                    Снежная сказка

                                                    2

                                                    Практическое занятие

                                                    3

                                                    Мир прекрасного вокруг нас

                                                    2

                                                    Беседа

                                                    Содержание программы:

                                                    Раздел 1. «Радуга природы» (5 ч.)

                                                    Тема 1: Этот загадочный и фантастический мир природы.

                                                    На занятии дети знакомятся с красотой фантастического мира природного сообщества, рассматривают фотографии уголков родной природы, подготовленные ими вместе с родителями, коллективно составляют выставку фотографий «Природа родного края». В ходе занятия учитель показывает детям, что красоту природы можно передать с помощью красок, слов, музыки.

                                                    Дети слушают фрагменты музыкальных произведений, читают любимые стихотворения о природе, рассматривают репродукции картин. В результате у детей формируется образ природы, как дома человека, в котором чувствуется тепло, уют и красота.

                                                    Тема 2: Пусть всегда светит солнце.

                                                    Для того чтобы дети осознали себя частью Матушки-природы, которая не терпит бездушного отношения и заслуживает глубочайшего уважения и бережного обращения, программой предусмотрен экологический утренник. Место проведения – классная комната. Дети предварительно готовятся к нему: подбирают экологические сказки (День рождения Капельки, Берегите лес и др.), украшают зал, готовят костюмы. На утреннике дети инсценируют сказки, отвечают на вопросы героев сказок, читают стихи, составляют правила взаимодействия с окружающей средой.

                                                    Тема 3: Природа и фантазия.

                                                    Главная цель этого занятия — научить детей действовать и жить в согласии с природой, сохранять ту красоту, которая предстала перед нами, перед всем человечеством. Чтобы увидеть, почувствовать, распознать такую красоту, ребята совершают экскурсию в лес.

                                                    Старик-лесовик перед экскурсией знакомит ребят с содержанием их деятельности в лесу, сопровождает во время нее. Во время экскурсии имеют место следующие задания: посмотри…, найди…, ощути… и др. Учащиеся собирают природный материал, из которого можно выполнить оригинальную поделку.

                                                    В ходе второго занятия дети устраивают выставку работ из природного материала «Удивительное рядом», обмениваются опытом выполнения изделий.

                                                    Раздел 2. «Музыка стучится в наши сердца» (5 ч.)

                                                    Тема 1: С музыкой навеки.

                                                    Мы живем в звучащем мире. Самые разнообразные звуки слышим мы на улице, в транспорте, дома. И все-таки в этом безбрежном море звуков наше ухо легко выделяет особые – музыкальные. Поэтому данное занятие проводится в форме заочного путешествия в мир знаменитых композиторов. Мысленно путешествуя по прошлому веку, дети знакомятся с жизнью В.А.Моцарта, П.И.Чайковского, Н.И.Верстовского, И.В.Бетховена…

                                                    В ходе занятия дети слушают фрагменты музыкальных произведений, делятся своими впечатлениями.

                                                    На данном занятии важно, чтобы дети осознали, что музыка великих композиторов живет и сейчас, что люди и сегодня восхищаются красотой звучания каждой ноты, что музыка способна вызвать чувство сопричастности к эпохе, переданной «художником» нот.

                                                    Тема 2: Музыкальное путешествие.

                                                    Музыка – это искусство звука. Своими особыми средствами она передает впечатления от окружающего нас мира. Она может вызвать у слушателей ощущение радости, легкости, грусти, одиночества…

                                                    Музыкальное путешествие предполагает знакомство ребят со знаменитыми местами композиторов, где они жили и работали

                                                    — дом-музей С.В. Рахманинова;

                                                    — музей-усадьба композитора М.П. Мусоргского;

                                                    — м узей-усадьба композитора М.И. Глинки .

                                                    Важно, чтобы дети испытали чувство гордости за свою Родину, богатую талантливыми людьми, и чувство восхищения их произведениями.

                                                    Учителю следует создать особую атмосферу, чтобы дети не просто познакомились с музеями, но и получили эстетическое наслаждение от того, что находятся в том месте, где создавались замечательные произведения, пользующиеся популярностью и сейчас.

                                                    Тема 3: Веселая нотка.

                                                    Основная задача данного занятия – формирование понимания детьми значимости искусства в жизни каждого человека. В рамках танцевально-музыкального часа, дети смогут выразить свои чувства через пение, танец, примут участие в музыкальных играх.

                                                    Главное в том, что дети смогут сами почувствовать, ощутить настроение музыки, а значит, смогут выразить это настроение с помощью движений тела, голосом, словом.

                                                    Раздел 3. «Ярмарка литературных чудес» (5 ч.)

                                                    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospriyatie/

                                                    Тема 1: Мороз и солнце – день чудесный.

                                                    На занятии, которое можно провести в форме литературной гостиной, дети окунутся в мир произведений А.С.Пушкина. Основная задача занятия – дать детям почувствовать уклад и мир прошлых веков, то время, в котором жил и творил А.С.Пушкин. Дети готовят стихи поэта, отрывки известных произведений, оформляют стенгазету о его жизни и деятельности, украшают зал.

                                                    Важно показать детям красоту рифмы произведений великого поэта и писателя, красоту звучания его прозы, стихотворений.

                                                    Учитель может дать творческое домашнее задание – попробовать написать стихотворение или сказку, которые можно прочитать одноклассникам на уроке чтения.

                                                    Тема 2: Мой любимый герой.

                                                    Каждый современный человек знает: общение с книгой многогранно, здесь каждый работает по-своему. Главное в том, чтобы дети обязательно «нашли» своих писателей и поэтов, свои книги, своих героев, которые восхищали бы их, стали близкими и дорогими, делали сердце добрым, а душу мудрой. Но у каждого ребенка этот герой может быть своим собственным, из придуманного и написанного им литературного произведения (рассказа, сказки и т.д.).

                                                    В ходе занятия писатели-земляки, литераторы могут дать детям рекомендации по написанию литературных произведений, предложить пробовать свои способности в литературе, почувствовать тонкость звучания слов в произведениях. Итогом занятия может быть мини-книга с произведениями ребят.

                                                    Тема 3: Литература и театр.

                                                    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospriyatie/

                                                    На первом занятии дети знакомятся с многообразием видов театра: драматический, кукольный, театр теней, музыкальный. Учителю необходимо показать, что театр – это жизнь. Эта жизнь представлена в спектакле: игрой актеров, музыкой, словом. Дети могут попробовать свои способности в роли актера, поставить пьесу-сказку для школьного вечера. На этом занятии у детей может зародиться идея создать свой собственный театр в классе.

                                                    На втором занятии ребята посещают кукольный театр. После просмотра спектакля учитель дает задание – нарисовать то, что им больше всего понравилось в театре, или вылепить главного героя пьесы из пластилина, сделать декорации к пьесе, написать сочинение-отзыв. Все это позволит учителю понять, насколько пополнился багаж впечатлений ребенка от просмотра спектакля.

                                                    Раздел 4. «Я и мой красивый мир» (7 ч.)

                                                    Тема 1: У зеркала.

                                                    Это занятие предполагает знакомство младших школьников с такими понятиями, как «культура внешнего вида», «эстетика внешнего вида».

                                                    Мысленно представляя себя стоящим перед зеркалом, ребята рассуждают, о чем следует помнить и что делать, чтобы зеркало всегда отображало красивое и выразительное лицо, умные глаза, красивые лаконичные жесты.

                                                    Интересной может получиться беседа о современных требованиях к одежде, о правилах поведения в общественных местах. Вместе с учителем они рассматривают варианты совместимости цветов одежды, аксессуаров. Дети должны понять, что в человеке все должно быть прекрасно: от внутреннего мира до внешнего вида.

                                                    Тема 2: Королевство вежливых слов.

                                                    На занятии дети знакомятся с многообразием вежливых слов, говорят о том, какие слова употребляются ими при общении с друзьями, с родителями, с учителями.

                                                    Детям нужно помочь осознать ролевые позиции при общении с людьми и соответственно строить свое речевое поведение. Для этого используются игровые ситуации, где моделируются различные варианты общения ребенка: знакомство со сверстниками, утреннее приветствие родителей и учителей, общение в театре, в поликлинике, на уроке. Такие упражнения формируют социальный опыт учащихся.

                                                    Тема 3: Час игры и игрушки.

                                                    Всем известно, что игрушки в жизни детей имеют огромное воспитательное значение. Играя, они познают мир, учатся общению, исполняют множество ролей – пап, мам, дедушек, бабушек, врачей, учителей… Но у игрушек есть еще и особое «звучание» — они становятся дорогими и близкими друзьями детей и даже уходят с ними во взрослый мир.

                                                    В ходе занятия следует поговорить с детьми о том, какие игрушки им нравятся больше всего и чем объясняется их выбор, что игрушки нужно беречь и любить. Затем можно предложить конкурс сочинений, стихотворений, сказок «Моя любимая игрушка». Можно подтолкнуть детей к изготовлению игрушек своими руками и презентации их на конкурсе.

                                                    Раздел 5. «Увидеть прекрасное – создать удивительное…» (6 ч.)

                                                    Тема 1: Мир моих увлечений.

                                                    В ходе первого занятия выявляются увлечения детей, которыми они занимаются на досуге. Детей следует объединить в микрогруппы по видам увлечений и предложить провести презентацию своих увлечений в любой форме – сказки, устного журнала, путешествия.

                                                    На следующем занятии дети «путешествуют» по миру увлечений, например, представляя страницы оформленного устного журнала. Рассказывая о том, чем они занимаются на досуге, дети стараются показать эстетическую сторону своего занятия. Ведь именно эта красота повлияла на их выбор.

                                                    Тема 2: Галерея волшебных красок.

                                                    Занятие проводится в картинной галерее. Рассматривая картины, учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства.

                                                    На занятии учителю важно обратить внимание детей на своеобразие каждой картины, на индивидуальный почерк каждого автора, на смешение красок, на композицию картины.

                                                    Тема 3: Старый бабушкин сундук.

                                                    Это занятие проводится в форме праздника, посвященного русскому костюму. Главную мысль этого занятия можно выразить словами великого русского поэта А.С. Пушкина: «Постижение мудрости красоты народной может быть только через создание ярких картин будней и праздников молодежи конца XIX — начала XX веков».

                                                    На празднике дети смогут оценить красоту русского костюма, погрузиться в мир прошлых веков, найти отличия современной одежды от исконно-русской.

                                                    Кроме этого, дети вместе с бабушками и дедушками могут изготовить соломенных кукол, сшить им русские наряды. Творческие работы можно оформить как экспонаты выставки «Русские узоры».

                                                    Тема 4: Я карандаш с бумагой взял…

                                                    Занятие, рассчитанное на 1 час, предполагает «погружение» в мир живописи, где царят яркие краски, разнообразные формы, причудливые изгибы предметов.

                                                    В ходе занятия учитель организует выставку детских работ « Дом семи карандашей». Атмосферу волшебства на этом занятии помогут создать сказочные персонажи: Мальвина, Буратино и Пьеро, роль которых могут исполнить шефы-старшеклассники.

                                                    Раздел 6. «Творческая мастерская» (5 ч.)

                                                    Тема 1: Город будущего.

                                                    Данное занятие дает возможность выявить интересы, реализовать мечты ребят. Кто из нас в детстве не хотел построить или нарисовать город-сказку, город-мечту. Вот и ребятам можно предложить создать фантастический проект города будущего, в котором они хотят жить. Работа над этим проектом потребует от ребят творчества, инициативности и, конечно, небольшой помощи родителей.

                                                    На занятии дети демонстрируют схемы, рисунки, чертежи, графики, рассказывают о них, используя песни, сценки, стараются, как можно убедительнее обосновать свое мнение.

                                                    Тема 2: Снежная сказка.

                                                    Представленные детьми проекты городов будущего требуют их реализации. Данное занятие способствует этому. В ходе занятия, опираясь на свой проект, дети строят снежные города, где живут люди, звери, птицы. Помощниками в строительстве могут быть не только члены команды, но и члены семей ребят.

                                                    Учителю важно обратить внимание на формы, пропорции каждого снежного кома, являющегося частью их снежного города.

                                                    Тема 3: Мир прекрасного вокруг нас.

                                                    Это занятие является итоговым. В ходе беседы дети убеждаются в гармонии и красоте мира, а также в единстве человека с этим миром. Ведь человек и природа – это равные и необходимые части окружающей действительности. Какой бы предмет, явление мы не рассматривали, в каждом из них красота своя. Лепестки ромашки, капли дождя, ваза, пейзажи… — это красота, данная нам свыше, красота, которую создает человек.

                                                    Окружающий нас мир прекрасен. Важно учить детей видеть, слышать, понимать, ценить и беречь эту красоту.

                                                    Вывод по главе

                                                    Таким образом, во второй главе нами было проведено исследование, целью которого являлось

                                                    Исследование было проведено в МКОУ

                                                    В рамках нашего исследования мы проанализировали результаты

                                                    Для того чтобы у всех учеников был сформирован высокий уровень

                                                    Преимущественные формы деятельности на занятиях:

                                                    Программа состоит из шести разделов:

                                                    Раздел 1.

                                                    Раздел 2.

                                                    Раздел 3.

                                                    Раздел 4.

                                                    Раздел 5. «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

                                                    Раздел 6.

                                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                                    Первой задачей нашего исследования, было рассмотреть понятие « эстетическое восприятие» .

                                                    Мы рассмотрели различные формулировки понятия эстетическое воспитание, можно сказать, что вся система его обращена на разностороннее развитие личности ребенка, как в духовном плане, так и в эстетическом, интеллектуальном и нравственном. Как писал К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Так же мы выяснили, что эстетическое воспитание, формирует и улучшает в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, правильно осознавать и оценивать его.

                                                    Вторая задача заключалась в том, чтобы

                                                    Мы рассмотрели особенности использования эстетического воспитания учащихся разобрали принципы и факторы эстетического воспитания

                                                    Выяснили, что эстетическое воспитание, является одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств ребенка, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

                                                    Работая над решением третей задачи

                                                    Исследование было проведено в МКОУ

                                                    В рамках нашего исследования мы проанализировали результаты

                                                    Для того чтобы у всех учеников был сформирован высокий уровень

                                                    Преимущественные формы деятельности на занятиях:

                                                    Программа состоит из шести разделов:

                                                    Раздел 1.

                                                    Раздел 2.

                                                    Раздел 3.

                                                    Раздел 4.

                                                    Раздел 5. «Увидеть прекрасное – создать удивительное…»

                                                    Раздел 6.

                                                    Разработанная

                                                    Таким образом, поставленная нами в начале исследования цель достигнута, выдвинутые задачи решены в полном объеме.

                                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

                                                    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospriyatie/

                                                    1. Барышева, Т.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. / Т.А. Барышева. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.

                                                    2. Беляев, А.А. Эстетика: Словарь / А.А. Беляев. – М.: Политиздательство, 1989. – 447 с.

                                                    3. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.

                                                    4. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методические основы в эстетике / А.И. Буров. – М.: 1975. – 292 с.

                                                    5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. – 2008. – № 2. – с. 28-29

                                                    6. Волчегорская, Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства: моногр. / Е.Ю. Волчегорская. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 199с.

                                                    7. Герасимова, Е.Н. Педагогика: учебник / Е.Н. Герасимова. – М.: Просвещение. – 2011. – 416 с.

                                                    8. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учебное пособие для вузов. / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005 – 317 с.

                                                    9. Езикеева, В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей школьного возраста / В.А. Езикеева. – М.: Просвещение, 1960. – 158 с.

                                                    10. Лихачев, Б.Т. Эстетическое воспитание школьников / Б.Т. Лихачев. – М.: «Педагогика», 1974. – 304 с.

                                                    11. Лихачев, Б.Т. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Б.Т. Лихачев. – М.: «Педагогика», 1981. – 272 с.

                                                    12. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просещение, 1984.

                                                    13. Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т.С. Комарова. – М.: Карапуз, 2009.

                                                    14. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.

                                                    15. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б.Т. Лихачев. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

                                                    16. Медушевская, В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. Концепция / В.В. Медушевская. – М.: Редакционный издательский отдел Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, 2001.

                                                    17. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев. – М.: ПРОГРЕСС ТРАДИЦИИ, 2000.

                                                    18. Неклопочина, Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств / Е. Неклопочина // Искусство в школе. – 2008. – № 5.– с. 65-69

                                                    19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: А ТЕМП, 2013.

                                                    20. Печко, Л.П. Стили искусства: эстетические контексты: моногр. / Л.П. Печко. – Елецк, 2010.

                                                    21. Халабузарь, П.В. Эстетическое воспитание в школах искусства: кн. для учителей / П.В. Халабузарь. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с. Г. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».

                                                    Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                    Приложение 1

                                                    Тест «ВАН ГОГ»

                                                    1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.

                                                    1А. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.

                                                     а д хейтер портрет е к воронцовой  1

                                                     а д хейтер портрет е к воронцовой  2

                                                    Пара1:

                                                    Пара 2:

                                                    2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.

                                                    2А. П. Пикассо «Бидон и миска»

                                                     а п пикассо бидон и миска  1

                                                     а п пикассо бидон и миска  2

                                                    Пара 3:

                                                    Фотография фигурки нэцке

                                                    ЗА. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).

                                                    За булька рис собаки лев фо яркого и злого книжная илл  1

                                                    За булька рис собаки лев фо яркого и злого книжная илл  2

                                                    Пара 4:

                                                    Фотография дворца в Павловске.

                                                    В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».

                                                    В ван гог лечебница в сен реми  1

                                                    В ван гог лечебница в сен реми  2

                                                    Пара 5:

                                                    5А. Ф.Уде. «Принцесса полей».

                                                    В ван гог лечебница в сен реми  3

                                                    В ван гог лечебница в сен реми  4

                                                    Пара 6:

                                                    Пара 7: