Эстетическое восприятие ландшафтов

Курсовая работа

Ландшафт — сложная живая система, участок земной поверхности, ограниченный естественными рубежами, образуется взаимодействием 5 компонентов: горных пород, почвы, воды, воздуха и биоты. В результате взаимодействия этих компонентов и процессов их бытия и формируется природный ландшафт. Антропогенный ландшафт отличается тем, что направления и объем вещественно-энергетических потоков между компонентами управляется человеком с помощью техники.

При изучении ландшафтов главное внимание географов обычно обращается на их ресурсный потенциал и комфортность среды обитания. Разумеется, ими определяется сама возможность физического существования человека и социума в целом. Но люди – не только разумная и социально организованная часть земной биоты, но и ее одухотворенное начало. И стали такими во многом благодаря тому, что были выращены и эмоционально воспитаны природой, ее гармонией и красотой. Мы еще плохо осознаем исключительную роль эстетических ресурсов ландшафтной сферы в эволюции человечества. А на самом деле без их участия было бы не возможно рождение человека, чувствующего красоту мира, восторгающегося его непостижимым величием, а главное — человека-созидателя.

В настоящее время не стоит задача дать абсолютную оценку эстетических качеств ландшафта. Оценка имеет, как правило, прикладную направленность (главным образом для целей рекреации), и основана на сравнении природных территорий по степени привлекательности. Тем не менее, вопрос о реальности и необходимости оценки, остается открытым и сейчас. Красота природы объективна и не зависима от чьих либо вкусов, следовательно, способна вызывать одинаковые ощущения у различных субъектов. Поэтому попытки унифицировать системы и критерии оценки представляются вполне корректными. При этом эстетичность рассматривается как степень эмоциональной привлекательности той или иной территории.

Объектом исследования курсовой является ландшафт.

Целью написания работы является изучение эстетики ландшафта.

Для достижения цели были поставлены

  • рассмотреть основополагающие понятия эстетики как философской дисциплины;
  • изучить некоторые виды эстетического восприятия ландшафта;
  • определить, что такое феномен пейзажа и рассмотреть его разновидности.

ЧАСТЬ I. ГАРМОНИЯ И КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

ГЛАВА 1. ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.1.ЭСТЕТИКА

Термин эстетика был введен в науку немецким философом А. Баумгартеном в середине XVIII в. Слово было заимствовано из греческого, где aistetikos означает чувствующий, воспринимаемый чувствами, ощущениями. Сам А. Баумгартен понимал эстетику как науку о прекрасном и его воплощении в искусстве.

8 стр., 3854 слов

А.Н. Радищев: Человек как часть природы

... философа А. Н. Радищева. В многоплановой научной системе Радищева проблема человека занимает центральное место. Человек представляется ему совершеннейшей частью природы. Общее у человека с природой заключается ... материализма, в своем главном философском труде "О человеке…" Радищев стремится дать естественнонаучное обоснование идеи бессмертности человеческой души. Иначе говоря, все современные ему ...

В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

Аксиомой эстетики следует признать, что главным носителем прекрасного, первым учителем и воспитателем эстетических чувств человека была и остается природа. Собственно это идея является стержневой для всей эстетики ландшафта. Что касается искусства, то оно вторично, выступает в роли «зеркала» действительности.

С давних времен во многих видах хозяйственной деятельности преследовались не только утилитарные, но и эстетические цели. Каждый уважающий себя мастер изготавливал вещь добротно, и красиво. Современная эстетика немыслима без таких разделов, как теория дизайна и области материального производства и обустройства окружающей среды. В равной мере это касается эстетики быта, досуга, обучения и воспитания. Таким образом, эстетика вырастает в науку об общих законах образно-чувственного постижения и создания прекрасного в окружающем нас мире и человеческом бытии.

Продолжая сказанное, подчеркнем, что эстетическое пронизывает неограниченную сферу проявления человеческих чувств – от восхищения красотой звездного неба, природного пейзажа до восторга по поводу изящно выполненного научного исследования или красиво изготовленного предмета материальной культуры. Одной из самых богатых эстетических кладовых обладает географический ландшафт.

1.2. ГАРМОНИЯ

Эстетический потенциал мира заключен в его гармонии. Термин «гармония» в переводе с греческого harmonia означает связь, стройность, соразмерность.

В общей теории систем гармония понимается как соразмерность, оптимальное соотношение частей и целого, слияние различных компонентов системы в органическое целое.

Гармония часто отождествляется с пониманием структурного, динамического и функционального совершенства системы. Все системно организованное гармонично. Разрушение, хаотизация системы ведет к уничтожению гармонии. Гармония – атрибут, непременное свойство упорядоченного мира. Только гармония может вызвать у человека ощущение красоты. Красота есть функция гармонии.

1.3. КРАСОТА

Что понимать под красотой? Представления о ней обсуждались с давних времен. В трудах античных философов она рассматривалась как свойство самой природы. Позже, начиная с эпохи немецкой классической философии и далее, понятие красоты стало неразрывно связываться, с одной стороны, с объективной гармонией окружающего мира, с другой – с ее субъективным восприятием.

Уже Гегель считал, что природа независимо от человека не может существовать в категориях красоты. Только человек в процессе эстетического восприятия способен наделить равнодушную природу красотой, эстетически одухотворить [4].

5 стр., 2413 слов

Философское на заданную тему: Проблеме подлинного и не подлинного ...

... в основном проблему человеческого существования, у многих из них были совершенно разные взгляды по этому вопросу. Именно в экзистенциализме проводятся различия между подлинным и неподлинным бытием. Один из ... подлинное существование – это когда человек не гнется под ударами судьбы и не сливается с серой массой общества, в любой ситуации гордо идя по жизни и сохраняя свой собственный внутренний мир, ...

Действительно, в понятии «красота» есть что-то очеловеченное, субъективистское. Она плод человеческого духа, чувств и сознания. Вместе с тем гармоничность, упорядоченность, воспринимаемые как красота, присущи самой среде. Гармония, системная организованность природы в процессе эстетического восприятия преобразуются в представления о красоте.

В итоге красота понимается как одна из универсальных форм существования материального мира, преломленная человеческим восприятием и сознанием [18].

1.4. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Эстетическое восприятие – важнейший акт духовного освоения действительности. В ландшафтной географии оно часто именуется перцепцией ландшафта (от лат. perception- представление, восприятие) и даже признается в качестве специфического – «пятого измерения ландшафта» (Н. Л. Беручашвили).

В жизни мы сталкиваемся с самыми разнообразными видами восприятия нравственно-воспитательным, религиозным (саакральным), эстетическим и др. Каждый из видов восприятия располагает своими приемами постижения и оценки окружающего мира.

Среди многих видов восприятия действительности эстетическое восприятие (перцепция) отличаются духовной, эмоциональной связью субъекта с наблюдаемым объектом. Его основной целью является поиск гармонии, красоты объекта. Восприятие истинно красивого способно сопровождаться чувством глубокого духовного наслаждения, восторга. Эмоционально связуя субъект и объект, эстетическое восприятие зависит как от гармонических достоинств объекта, так и от способности индивида адекватно цувственно освоить их.

В самом названии научного направления звучит объединяющее начало эстетического подхода, эстетической парадигмы и ландшафта, служащего объектом восприятия. Иными словами, выдвигается установка не только на научное, но и на духовное, чувственное постижение ландшафта. Нет сомнения в том, что ландшафт того заслуживает. Исключительная эстетическая ценность природы не подлежит сомнению. А ландшафтные исследования всегда включают не только рациональные, но и чувственно-эмоциональные подходы.

Эстетика ландшафта – особое направление ландшафтоведения, изучающее красоту, живописность природных и природно-антропогенных ландшафтов, особенности их эстетического восприятия и оценки. Прикладной стороной эстетики ландшафта является ландшафтный дизайн, т.е. обустройство природно-антропогенного ландшафта по законам эстетики, красоты.

Известно, что истинно культурные современные ландшафты должны не только оптимально выполнять свойственные им социально-экономические функции, но и в, то, же время обладать немалыми эстетическими достоинствами [9, 12]. Поэтому ландшафтный дизайн представляется непременной составляющей культурного строительства.

Вступив на путь освоения эстетических подходов, ландшафтоведение сближается с искусством. Родственные ему становятся пейзажная живопись и художественная пейзажная фотография, ландшафтная архитектура, садово-парковое ландшафтное искусство и др. Думается, подобный союз науки и искусства может быть очень плодотворным.

ГЛАВА 2. ГАРМОНИЧЕСКИЕ КАНОНЫ ПРИРОДЫ

2.1. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ

Одним из самых поразительных и вместе с тем таинственных, до сих пор не объясненных наукой гармонических канонов представляется золотое сечение (золотая пропорция).

4 стр., 1812 слов

Принцип золотого сечения в жизни

... выше мы являемся частью природы. Подобно нам, у нее также действует принцип золотого сечения. Убедится в этом нам поможет обыкновенный букет. Если взять один цветок, то он ... единое целое. Таким образом можно заметить, что принцип золотого сечения используется, как эталон не только в жизни человека, но и в природе. Букеты дарят при встрече парни девушкам. ...

Математическая суть золотого сечения состоит в закономерном делении целого отрезка на две неравные части таким образом, что большая часть так относится к меньшей, как целый отрезок относится к большей части (рис.1).

Пропорция выражается иррациональной величиной и составляет 1,6180339… Округляя, принято считать ее равной 1,618; 1.62; 1,6.

А В С

Рис.1. Золотое сечение отрезка прямой АВС. АВ:ВС=АС:АВ

Своеобразным воплощением золотой пропорции служит числовой ряд Фибоначчи (Леонардо Пизанского 1180-1240): 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233. Нетрудно заметить, что каждый его член является суммой двух предыдущих. Начиная с чисел 3,5,8 и далее отношение любого последующего числа к предыдущему, дает результат, близкий к 1,6.

Золотая пропорция была известна с незапамятных времен архитекторам, скульптурам, математикам, философам. Она лежит в основе геометрических построений Пифагора (VI в. до н.э.).

Впервые была описана в математических «Началах» Эвклида (III в. до н.э.).

По ее законам построены пирамиды Древнего Египта, архитектурные памятники Древней Греции и Рима, средневековые храмы Византии и Руси, знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Индии и многое другое. Золотую пропорцию принято обозначать буквой «Ф» древнегреческого алфавита. В память о знаменитом скульпторе Фидии (V в. до н.э.), творения которого украшают афинский Парфенон.

В эпоху итальянского Возрождения золотая пропорция стала расцениваться как один из важнейших эстетических принципов. Тогда, после работ Л.Пачоли и Леонардо да Винчи, она получила свое наименование. Первый назвал ее «божественной», второй обозначил по-латыни как «Sectio aurea», т.е. золотое сечение.

Названному гармоническому стандарту следует множество произведений искусства: в архитектуре, скульптуре, поэзии, музыке. Но это не значит, что золотая пропорция как «бесценное сокровище геометрии» была изобретена человеком. Нет, люди открыли ее в самой природе. Золотая пропорция пронизывает все мироздание – от неисчерпаемой Вселенной до мельчайших организмов.

Глобальное проявление золотой пропорции можно видеть в соотношении площадей, занятых двумя основными типами земной коры: океанической и континентальной. Первой соответствуют океанические впадины, второй – континенты вместе с примыкающей к ним материковой отмелью (шельфом).

При общей площади поверхности земного шара 510 млн. км 2 на океаническую земную кору приходится в первом приближении 310 – 315 млн. км2 а на континентальную – 195 – 200 млн. км2 . Составляя из указанных величин известную пропорцию, получаем результат, близкий «золотому» стандарту, — 1,6. Та же картина наблюдается в пределах континентальной земной коры. Постоянные, до сих пор сотрясающие Землю тектонические деформации происходят в рамках установившегося инварианта золотой пропорции.