В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Оно гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. А формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) — особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Не зря Б. М. Неменский говорит о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 — 40 лет [11;7]. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность.
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский говорит о том, что она должна объединять все предметы, внеклассные занятия, общественную жизнь школьника, где каждый вид занятия имеет свою задачу в формировании эстетической культуры и личности школьника [11;9].
Формирование эстетической культуры школьников
... формирования эстетической культуры и личности школьника [15]. Задачей всех компонентов учебно-воспитательного процесса в школе является формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе моральную чистоту и физическое совершенство. Особенность эстетического воспитания ...
Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается.
Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Ведь искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности, где очень большую роль играет народное искусство.
Особенно важным является социальный заказ общества на приобщение подрастающего поколения к ценностям национальной художественной культуры, воплощающим народную концепцию мировосприятия, выработанные веками эстетические идеалы народа. В.В. Буткевич и Ю. С. Любимова отмечают: « В Концепции национальной начальной школы, Концепции реформы общеобразовательной средней школы, Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Концепции эстетического воспитания детей и молодежи Республики Беларусь, проекте Концепции образовательной области «Искусство», а также в других нормативных документах совершенствование эстетического воспитания учащихся средствами народного искусства рассматривается в качестве одного из ведущих направлений развития современной начальной школы.» [2;4].
Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народном искусстве, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.
Это предположение и определило тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках уроков «Изобразительное искусство».
Объект исследования — эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования — пути использования средств народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Цель — выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза — эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.
. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства.
. Провести опытно-экспериментальную работу по исследованию уровня сформированности эстетической воспитанности младших школьников.
Эстетическое воспитание. . Эстетическое воспитание учащихся в ...
... эстетического воспитания младшего школьника. Теоретическая значимость В ходе работы применялись следующие методы: Структура: База исследования: ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА 1. Сущность и содержание эстетического воспитания Для раскрытия понятия эстетического воспитания ...
. Провести исследовательскую работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в рамках урока «Изобразительное искусство».
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа.
База исследования: г. Минск, средняя школа №87, 2 «Б» класс.
ГЛАВА I ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
.1 Сущностные аспекты эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством) [5;6]. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное [7;7]. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.
Б.Т. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить
«по законам красоты» [7;51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Взаимосвязь воспитания, обучения и развития личности
... об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности. Существует закономерность: человек рождается, личностью он становится. Предметом является взаимодействие развития, воспитания и обучения личности. Объектом являются понятия «воспитание», «развитие» и «обучение» личности в педагогике и их взаимодействие. ...
В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся в наиболее общем плане рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культурой личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиции эстетического идеала, участвовать в созидании эстетической реальности» [17;17].
В современной теории эстетического воспитания стало общепризнанным, что эстетическая потребность личности не может удовлетворятся только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.
Исследуя проблему развития творческого потенциала учащихся начальных классов в процессе эстетического воспитания, О. П. Котикова и В. Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала . Развитие эмоциональной сферы и усвоение определенных знаний из области искусства, а также развитие эстетического сознания наиболее эффективно происходят в процессе художественно-творческой деятельности» [6;13].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в последние десятилетия эстетическое воспитание рассматривается как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности.
Понятие «эстетическое воспитание» является основополагающим в категориальном аппарате теории эстетического воспитания и включает ряд зависимых от него понятий. При определении средств эстетического воспитания исследователи придерживаются мнения, что оно охватывает все сферы жизнедеятельности человека, и выделяют: искусство как универсальное средство эстетического воздействия на личность; окружающую среду; эстетическое общение; познавательную, трудовую, спортивную, игровую и другие виды деятельности. Особое значение в эстетическом воспитании приобретает художественное воспитание, образование и развитие.
В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать.
Б.Т. Лихачев отмечает: «Художественное воспитание — целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности» [7;52]. Искусство является частью эстетической культуры, как художественное воспитание- часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.
Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
Существуют еще два понятия, которые также являются базовыми категориями, и на которых строится процесс обучения искусству в общеобразовательной школе. Это художественное образование и развитие. Художественное образование — процесс освоения учащимися совокупности знаний, умений и навыков, формирования мироззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественное развитие личности — это целенаправленное формирование способностей в той или иной области искусства [2;8].
Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной ...
... детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ... одинаковых условиях. Органической основой такой воспроизводящей деятельности или памяти является пластичность нашего нервного ... бы оно ни проявлялось: у отдельной личности, или же коллективно. Для того чтобы ... объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет ...
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям, поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
Наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Б.Т. Лихачев: «Правильнее определять цель эстетического воспитания с позиций единства искусства и жизни, его идейно-эстетического, педагогического значения. Она состоит в формировании такого идейно-эмоционального отношения к искусству и жизни, которое определяется нравственно-эстетическим идеалом » [7;53].
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути:
обучение умениям и навыкам, обеспечивающим вовлечение детей в активную художественно-творческую деятельность [7;53].
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.
художественно-эстетическое и идейно-нравственное воспитание [7;53].
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Таким образом, одна из составных этой задачи — сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «развить сущностные силы и творческие способности [7;53].
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [7;19].
Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста
... роль трудового воспитания в развитии личности дошкольников. Задачи: 1.Проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования. 2.Систематизировать материал о значении трудового воспитания в развитии личности 3.Изучить. Формы и методы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом ...
Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно- эстетических идеалов и вкусов. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [7;18]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.
Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал.
Эстетический идеал — интеллектуально-эмоциональное целостное прожективное представление личности о совершенстве и его критериях, о желаемом будущем, сопровождаемое эстетическими суждениями или системой взглядов [9;32]. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Еще одна категория эстетического воспитания — сложное социально- психологическое образование — эстетический вкус. В.В. Буткевич и Ю.С. Любимова определяют его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки» [2;136]. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.
Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
.2 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.
Народные промыслы как средство эстетического воспитания
... освоить знания, умения, навыки в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, а так же работе учителей технологии. 1. Народные промыслы как средство эстетического воспитания 1 Эстетическое воспитание на уроках технологии Эстетическое воспитание на уроках технологии ...
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [7;35].
Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.
Нельзя или, по крайней мере, чрезвычайно трудно научить юношу, взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности — учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
Следующая особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Среди познавательных процессов, обеспечивающих эстетическое развитие личности, особая роль отводится восприятию. эстетическое воспитание изобразительное искусство
При организации процесса эстетического воспитания особую важность приобретает учет эмоций и чувств ребят. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М. Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость [19;99].
Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [7;164]. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Искусство как эстетический феномен
... -347 гг. до н.э.). В «Государстве» он рассматривает искусство как подражание. При этом искусство может подражать истине и благу как, например, поэзия, а может подражать чувственным вещам ... представлению. Живопись в отдельном предмете схватывает частное, индивидуальное, малое, выступая как «наводительница теней». Настоящее искусство, по мнению Платона, должно подражать не видимым вещам, а абсолютной ...
Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.
Познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию эстетического вкуса. Как справедливо отмечают А.И. Буров и Б.Т. Лихачев, «о каком-либо устойчивом эстетическом вкусе детей дошкольного и младшего школьного возраста не может быть и речи, однако эстетическая информация, усвоенная детьми в начальных классах, служит основой будущего эстетического вкуса личности» [18;21].
Творческий потенциал — важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребенком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность. В данном возрасте созидательный творческий потенциал «созревает» параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и определяет стремление к получению необходимых эстетических знаний [6;124].
Эстетический интерес учащихся начальных классов, по мнению исследователей (В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова), представляет особую форму эстетической потребности, связан с желанием ребенка творить что-либо новое и украшать окружающий его мир, исходя из собственного эмоционально-чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному; степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность [2;12].
С поступлением в школу значительно расширяются возможности включения ребенка в различные виды художественно-творческой деятельности как в рамках учебно-воспитательного процесса (уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства и др.), так и во внеклассной работе (занятия по интересам, кружки, студии и т.д.).
В содержании эстетического воспитания учащихся начальных классов выделяют следующие компоненты:
когнитивный (знаньевый) компонент (эстетические представления, понятия, знания; эстетические суждения и оценка);
эмоционально-побудительный компонент (эстетические переживания, эмоции и чувства; эстетическое восприятие; эстетический вкус; эстетические потребности, интересы; эстетические качества личности; художественно-творческие способности);
Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование ...
... в художественно-эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Например, в последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи народного прикладного искусства в ...
деятельностный компонент (умения и навыки эстетико-предметной деятельности; творческая активность; эстетическое поведение) [2;13].
Эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.
Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
.3 Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания
Народное декоративно-прикладное искусство выступает средством развития эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства, в различных формах внеклассной работы.
Анализ педагогических исследований дает основание рассматривать учебный предмет «Изобразительное искусство» как важное звено в системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся начальных классов.
В Республике Беларусь существует две учебные программы по изобразительному искусству: «Изобразительное искусство» (для общеобразовательных учреждений) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности (общеэстетический уклон), которые были утверждены в 2004 г.
В программе «Изобразительное искусство» для общеобразовательных учреждений достаточно широко представлена декоративно-прикладная деятельность — художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства; работа с природными материалами. Все это выступает в качестве действенных средств формирования эстетической воспитанности детей.
Требования к содержанию занятий народным декоративно-прикладным искусством научно обоснованы Т. Я. Шпикаловой [16;6]:
раскрывать социально-эстетические функции народного искусства как важного средства нравственного, трудового и эстетического воспитания;
реализовать единство процессов эстетического восприятия и художественно-творческой деятельности;
содействовать развитию эстетических качеств личности, формированию эстетической потребности и интереса;
В соответствии с данными требованиями необходимо формировать у учащихся эстетические представления как о значении произведений народного декоративно-прикладного искусства в жизни общества (эстетическое восприятие), так и об основах национального и мирового декоративно-прикладного искусства.
Внеклассная работа по эстетическому воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства является составной частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также одной из форм организации свободного времени учащихся. Осуществляемое во внеурочное время эстетическое воспитание выполняет ряд важнейших педагогических функций: дает возможность успешно формировать эстетическое отношение детей к искусству и действительности; способствует духовному обогащению личности, развитию ее эмоциональной сферы, творческих способностей; содействует решению проблемы организации свободного времени, регулированию влияния массовой культуры на формирование эстетического сознания учеников начальных классов. Особую значимость для формирования эстетической воспитанности приобретает внеклассная работа, направленная на развитие художественного творчества ребят в различных видах искусства
В. В. Буткевич и Ю. С. Любимова определяют в процессе внеклассной деятельности следующие задачи:
передача учащимися этнопедагогических знаний об истории и культуре Беларуси (обычаях, обрядах, традициях, основах народного декоративно-прикладного искусства);
формирование способности понимать явления национальной художественной культуры и их эстетическое значение в жизни общества;
совершенствование умений воспринимать произведения искусства, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, высказывать эстетическое суждение, давать эстетическую оценку произведению искусства, явлению действительности;
развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного декоративно-прикладного искусства;
формирование эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
развитие изобразительных умений и навыков учащихся и их творческих проявлений, стремления и способности художественно-творческого самовыражения в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности по продолжению народных художественных традиций;
воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству [2;85].
Внеклассная работа по эстетическому воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства рассчитана на весь период обучения детей.
Наиболее эффективные формы организации внеклассной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства условно могут быть разделены на три группы: индивидуальная стимулирующая работа (с периодической консультацией учителя); групповая работа (кружки, студии, клубы и иные объединения по интересам); массовая работа (организация тематических вечеров, лекториев, экскурсий на предприятия и в музеи).
Многообразие форм внеклассной работы по эстетическому воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства включает:
экскурсии в музеи народного искусства и мастерские традиционных художественных промыслов;
творческие встречи с мастерами белорусского народного декоративно-прикладного искусства;
проведение народных календарно-обрядовых праздников;
внеклассные воспитательные мероприятия (утренники, викторины, коллективные творческие дела, праздники народного творчества и т.д.);
организацию выставок детского художественного творчества;
кружковую деятельность;
осуществление краеведческой поисковой работы (художественно-краеведческие экскурсии, фольклорные экспедиции);
участие в создании и оформлении школьного художественно-краеведческого музея [8;63].
Организация эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства в процессе кружковой деятельности является логическим дополнением к курсу «Изобразительное искусство» и способствует развитию эстетической воспитанности учащихся.
Содержание программ кружковой деятельности по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству имеет узкую специфику. В связи с этим была разработана программа эстетического воспитания младших школьников на занятиях кружка народного декоративно-прикладного искусства. В основу создания программы положены:
культурологический подход к планированию тематики и отбору произведений народного декоративно-прикладного искусства;
интегрированные подход и принцип к изучению видов народного декоративно-прикладного искусства;
комплексный подход к использованию произведений народного искусства (произведений народного декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, народной музыки, танца, народного кукольного театра батлейка).
блочно-цикличный принцип построения;
тесная связь с учебными программами по изобразительному искусству и трудовому обучению;
добровольность привлечения учащихся к эстетико-предметной деятельности по созданию декоративно-прикладных изделий [2;92].
Особо важным в ознакомлении младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством на протяжении четырех лет обучения в кружке является применение принципа поэтапности.
Наполнение группы кружка осуществляется на базе одного-двух классов и нормируется количеством 10-15 человек. Продолжительность занятий составляет: 1 час в течение 34 учебных недель в 1-ом классе; 2 часа — во 2-ом; 2 часа в течение 35 учебных недель в 3-4 классах. Занятия кружка могут проводиться как в группах продленного дня, так и в рамках клубной работы по интересам в шестой школьный день.
Работа по эстетическому воспитанию на занятиях кружка народного декоративно-прикладного искусства рассчитана на четыре этапа обучения. Для каждого этапа (класса) сформулированы общие задачи, на основании которых определена тематика занятий.
Таким образом, проанализировав содержание занятий по изобразительному искусству, многообразие форм внеклассной работы и ее задачи, можно сделать вывод о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных средств развития эстетического воспитания школьников. Подтверждением этому является содержание занятий по народному декоративно-прикладному искусству, где большое внимание уделяется реализации процессов эстетического восприятия и художественно-творческой деятельности; развитию эстетических качеств личности, формированию эстетической потребности и интереса. Это является немаловажным в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит формирование отношения ребенка к миру и развитие сущностных эстетических качеств будущей личности, благодаря которым ребенок развивается в эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном плане.
ГЛАВА II ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Исследовательская работа проводилась во 2 «Б» классе средней школы №87 г. Минска с углубленным изучением английского языка. В исследовании участвовало 19 человек.
Десять учеников из девятнадцати 2-го «Б» класса, которые участвовали в данном исследовании, занимаются различными видами творческой и спортивной деятельности (музыкальная школа (аккордеон, цимбалы, фортепиано), художественная школа, искусство танца (бальные, современные, хип-хоп), хоккей, плавание, теннис, футбол, дзю-до, айки-до, шашки, бассейн).
В беседе с учителем мы выявили, что уровень развития детей в классе в основном соответствует возрастной норме. На уроках ребята активны, любознательны, любят участвовать во внеклассных мероприятиях. Также немаловажно, что ребята в классе умеют общаться и работать друг с другом. В классе создана атмосфера взаимопонимания, доверия, взаимовыручки. Создаются условия для развития нестандартного мышления, творческого потенциала детей и индивидуальных способностей каждого ребенка.
Проанализировав учебную программу для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Изобразительное искусство» для 1-5 классов, мы выявили, что предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формирования ее творческого потенциала. В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера и др.
Целью образования в области изобразительного искусства является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.
Для решения данной цели ставятся следующие задачи:
постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;
развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;
духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;
развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;
создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;
ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;
формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности [15;4].
Важным содержательным компонентом учебного материала является эстетическое восприятие действительности. Основная задача данного вида деятельности — освоение предмета на эстетическом уровне, что ведет к формированию эстетического сознания и эстетических чувств учащихся. Особое внимание здесь уделяется сфере эстетических и этических ценностей национальной культуры, духовно-эстетического совершенствования человека, эстетического освоения природного мира.
Таким образом, проанализировав задачи школы, деятельность детей, учебную программу «Изобразительное искусство», мы сделали вывод о том, что эстетическому воспитанию школьников уделяется очень большое внимание. К такому выводу мы пришли, исходя из анализа задач, поставленных школой на учебный год, где наряду с развитием способностей, реализацией творческого потенциала детей, с активизацией деятельности по укреплению института семьи и др. школа уделяет внимание и развитию эстетических качеств личности, что является немаловажным. Предмет «Изобразительное искусство» также решает задачи, связанные с эстетически-нравственным развитием личности, и одно из первых мест по решению этой важной задачи занимает декоративно-прикладная деятельность, с помощью которой также реализуется задача по развитию представлений о национальном своеобразии родной культуры.
Наша исследовательская работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный. В ходе подготовительного этапа исследовательской работы было сделано следующее:
.Проанализирована учебная программа по курсу «Изобразительное искусство».
. Проведена беседа с учителем по предмету «Изобразительное искусство» и проанализирована его работа.
. Подготовлены анкеты.
. Подобран наглядный материал, разработан и подготовлен с помощью учителя урок по расширению знаний младших школьников о народном декоративно-прикладном искусстве.
Основным методом исследовательской работы был эксперимент.
Цель этого этапа — выявить возможности средств народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан урок (Приложение 1) по эстетическому воспитанию, где основным средством воспитания были произведения народного декоративно-прикладного искусства.
Основной образовательной задачей урока было расширение понятия учащихся о декоративно-прикладном искусстве. Воспитательной задачей стало воспитание художественного вкуса. Развивающей — способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.
Перед уроком детям было предложено подготовить фрагменты литературных произведений, связанных с белорусскими мастерами и орнаментом. Кроме того, мы попросили принести картинки изделий (по возможности сами изделия) с белорусским орнаментом для выставки на уроке. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.
За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили иллюстрации, фотографии и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.
Урок проходил в форме урока-сказки «Узоры Зари-Зарницы», что создало дополнительный эмоциональный настрой.
Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали иллюстрации, фотографии и сами изделия белорусских мастеров, рассказывали стихотворения, усваивали принципы построения орнамента и последовательности его выполнения, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов, с большим интересом играли в командную игру «Составь узор». Скучать было некогда.
Урок прошел на высокой эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок, никто не спешил расходиться, настолько все были увлечены уроком.
Впоследствии этот настрой сохранился на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания.
Таким образом, подготовленный нами урок явился очень действенным. О его результатах мы расскажем в следующем параграфе.
.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников
Описание экспериментального урока привело к следующим результатам : средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Это можно подтвердить тем, что оставленная нами еще на неделю экспозиция (оформление класса: иллюстрации, фотографии, изделия народных мастеров) с расчетом на то, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое, действительно очень заинтересовала учеников. Ребята, как мы и предполагали, подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили даже дети из других классов. Еще одним важным аспектом является эмоционально насыщенный материал, который оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, и который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Важным подтверждением того, что средства народного декоративно-прикладного искусства являются эффективными в эстетическом воспитании младших школьников, явилась, проведенная нами диагностика уровней эстетической воспитанности.
Методики диагностики уровней эстетической воспитанности младших школьников в настоящее время разрабатываются рядом исследователей. Среди них следует отметить методики определения уровня интеллектуально-эстетического развития Т.С. Комаровой и Т.А. Ратановой [10;65], диагностику эстетических способностей Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой, методику графических тестов Е.С. Романовой, программу изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся начальных классов И.А. Оботуровой и С.Л. Колосовой [2;33].
В своем исследовании мы использовали анкету закрытого типа «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?» для учащихся 1-2 классов, предложенную Буткевич В.В. и Любимовой Ю.С. (Приложение 2).
Анкета состоит из десяти вопросов, где каждый из них имеет по три варианта ответа. Опросник помогает определить: интерес к произведениям народного искусства и декоративно-прикладной деятельности, степень проявления эмоциональной отзывчивости учащихся при восприятии произведений народного искусства, эстетические интересы, мотивы и потребности в общении с произведениями искусства, активность участия в художественно-творческой деятельности.
По суммарному количеству полученных в результате диагностики баллов школьников условно распределяют на три категории: с низким (0-3 балла), средним (3,5-6,5 балла) и высоким уровнями (7-10 баллов) сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности.
Первичная диагностика уровня сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности привела к следующим результатам: на высоком уровне оказалось 7 учеников, на среднем — 10, на низком уровне оказалось 2 ученика. Анализируя ответы на вопросы данной анкеты, мы увидели, что ребята в основном не уверены, знают ли они, что такое народное декоративно-прикладное искусство. А на вопрос о том, хотели бы они узнать больше о народном декоративно-прикладном искусстве и научиться делать красивые вещи мнения ребят разделились: 7 учеников ответили «нет», «не очень», а остальные 12 дали положительный ответ. Отсюда можно сделать вывод о том, что вначале нашего исследования ученики были не полностью уверены в своих знаниях о народном декоративно-прикладном искусстве, но имели неподдельный интерес к более тесному знакомству с данным видом искусства.
При повторной диагностике, после проведенного нами урока, результаты анкетирования были следующими: на высоком уровне оказалось 11учеников, на среднем — 6, на низком уровне оказался один ученик. Повторное анкетирование подтвердило несомненную результативность, проведенного нами урока.
Таким образом, средства народного декоративно-прикладного искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию. Использование методов эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства приводит к утверждению в сознании и деятельности учеников эстетического отношения к национальному историко-культурному наследию, формированию у них способности к эстетическому восприятию и оцениванию произведений народного декоративно-прикладного искусства, стремлением к посильной эстетико-предметной деятельности по овладению традиционными приемами создания декоративно-прикладных изделий. Проанализировав результаты нашей исследовательской работы, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная в начале исследования, достигнута: эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплен такой предмет как изобразительное искусство, в рамках которого происходит знакомство младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством. Анализируя литературу, результаты проведенного нами урока, мы сделали вывод, что народное декоративно-прикладное искусство является важным средством эстетического воспитания.
Исследование показало, что и познавательный интерес к декоративно-прикладной деятельности у младших школьников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по народному декоративно-прикладному искусству обладает большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства. Опытные педагоги, зная это, способны посредством народного декоративно-прикладного искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, что касается проведения уроков изобразительного искусства, где происходит знакомство с декоративно-прикладной деятельностью, мы бы рекомендовали формировать умения и навыки декоративно-прикладной деятельности, используя разнообразные творческие задания, так как это способствует большей заинтересованности школьников и лучшему закреплению материала. На наш взгляд, при планировании уроков изобразительного искусства также следует учитывать интересы, склонности и предпочтения учащихся (мальчиков, девочек) к определенным видам народного декоративно-прикладного искусства.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/esteticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-na-urokah-izo/
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989. 144с.
Буткевич В.В., Любимова Ю.С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб.- метод. пособие для учителей нач. кл., воспитателей групп продленного дня, организаторов внекл. работы, руководителей кружков и студий народного творчества. Мн., 2008. 144с.
Изобразительное искусство в начальных классах / Под ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. Мн., 1992. 156с.
Кацар М.С. Беларускi арнамент. Ткацтва. Вышыука. Мн., 1996. 144с.
Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д., 2000. 512с.
Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников : пособие для учителей, педагогов внешк. учреждений. Мн., 2001. 192с.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М., 1985. 176с.
Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в начальных классах: учеб.- метод. пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования. Мн., 2005. 76с.
Любимова Ю.С. Народное декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании младших школьников: учеб.- метод. пособие. Мн., 2004. 37с.
Народное искусство в воспитании детей : кн. для педагогов дошк. учреждений, учителей нач. кл., рук. худож. студий / Под ред.: Т.С. Комаровой. М., 2000. 256с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстет. воспитания: кн. для учителя. М., 1987. 255с.
Неменский Б.М. Педагогика искусства. М., 2007. 255с.
Новикова В.П. Лего-музыка в играх и занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе. М., 2005. 76с.
Сахута Я.М. Беларускае народнае дэкаратыуна-прыкладное мастацтва. Мн., 1996. 144с.
Учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. Изобразительное искусство 1-5 классы. Мн., 2008. 44с.
Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания. М., 1988. 37с.
Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание / Под ред. В.А. Дмитриенко. Томск. 1989. 144с.
Эстетическое воспитание школьников / Под ред.: А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М., 1974. 304с.
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк).
М., 1966. 291с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «УЗОРЫ ЗАРИ-ЗАРНИЦЫ»
Цели:
расширять понятия учащихся о декоративно-прикладном искусстве;
формировать умения составлять простой белорусский орнамент в полосе;
показать взаимосвязь украшения с назначением и формой предмета;
воспитывать художественный вкус.
Виды деятельности: беседа о смысловом значении орнамента в народном декоративно-прикладном искусстве. Усвоение принципов построения орнамента и последовательности его выполнения. Самостоятельная деятельность учащихся.
Тип урока: урок-сказка.
Оборудование (для учителя):
Произведения искусства для анализа:
Литературные: стихотворение Л. Шарина.
Произведения изобразительного искусства: «Солнце со знаками зодиака» (лубок); «Китаврас» (кафля); таблицы; узоры вышивки и тканые предметы; грамзапись; куклы и др.
Музыкальные: М. Мусоргский «Картинки с выставки»; симфониетта Н. Чуркина «Белорусские картинки» (фрагмент 4-ой части).
Наглядные пособия и ТСО: репродукции, иллюстрации, фотографии, методическая таблица, изделия декоративно-прикладного искусства, магнитофон.
Художественные материалы и инструменты для работы: линейки, альбомы, цветные карандаши, простые карандаши, краски, кисти, бумага рисовальная.
Оформление классной доски: с левой стороны — методическая таблица, стихи, рисунки детей; с правой стороны — произведения искусства, иллюстрации, фотографии; вверху посередине — тема и план урока; по центру — место для педагогического рисунка; внизу — куклы (на подставке), изделия декоративно-прикладного искусства.
Ход урока
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
Связь с предыдущей темой
Беседа
Звучит музыка.
У. Сегодня к нам в гости пришли мальчик и девочка (показать две куклы).
Как мы можем их назвать? (Дети дают куклам имена Иванушка и Дарья).
Очень красиво одеты наши гости. Как называется их одежда?
Д. Белорусский национальный костюм.
У. Во что одет Иванушка?
Д. Безрукавка, брюки, рубашка.
У. Как называют детали костюма Дарьи?
Д. Рубашка, корсет, юбка, передник.
У. Чем похожи детали костюмов Иванушки и Дарьи?
Д. Они украшены узорами.
У. Как и кто создавал эти узоры? Кто научил женщин этому ремеслу?
Д. Их родители, т.е. предки.
У. Как создавали эти узоры?
Д. Рисовали, вышивали, выбивали (вытисняли) из ткани.
У. Послушайте легенду.
Рассказывают, что у Солнца была сестрица, красавица Заря-Зарница. Была она хорошей рукодельницей. Каждое утро украшала небо чародейными узорами, украшала небесное полотно рисунками. Но однажды в небесной лодке приплыл Китаврас и украл Зарю-Зарницу. Загрустил братец Солнышко. Реже стал появляться на небе. Поэтому и ночь стала длиннее.
Сидит Заря-Зарница в темнице у Китавраса, вспоминает братца Солнышко и вышивает для него узоры. Говорят, что именно она и научила земных женщин этому ремеслу.
Рассматривание изделий искусства: «Солнце со знаками зодиака» (шкатулка, лубок), «Китаврас».( Рассуждения детей.)
Демонстрирование изделий декоративно-прикладного искусства
У. А теперь посмотрите на полотенца, покрывала, скатерти, которые сделаны руками наших сельских рукодельниц. На них множество узоров, орнаментов. (Демонстрация изделий).
Сегодня мы побудем в роли народных мастеров, но прежде рассмотрим, из чего состоят узоры орнамента. В этом нам поможет сказочник, который умеет видеть орнаментальные детали и цвета красок на изделиях через подзорную трубу.
Сказочник (ученик) и дети рассматривают узоры через скрученные из бумаги трубочки (своеобразный бинокль, через него лучше читается цвет, рисунок на изделиях), стоя, тихо делают повороты туловища, головы.
Д. Я вижу красную полоску.
Я вижу черную полоску.
Я нашел кривую линию.
Я вижу квадрат, угол, звездочку и др.
У. Видите, дети, эти фигуры образуют узоры, они повторяются — так получается орнамент. Но только это не простой узор. Надо научиться «читать» его. В одном орнаменте выражено желание долгой и счастливой жизни, в другом — показана Мать-Земля, основа жизни, символы солнца и огня, засеянное поле и т.д.
Мастера утверждали:
Трэба многа знаць,
Каб узор прачытаць.
Цi светлым сонцам,
Цi яркай зоркай…
Цi светлай сястрыцай,
Цi Зарой-Заранiцай!
Посмотрите, как постепенно складывается орнамент из элементов узора (на доске методическая таблица).
.3 Игра «Составь узор»
Класс делится на команды, и каждая из них составляет свой узор. Выигрывает та команда, которая быстрее и сложнее создаст белорусский орнамент из подготовленных на столе геометрических фигур или из лего-мазаики.
Этапы построения орнамента
Определяем поворот листа (горизонтально, вертикально) в зависимости от композиции орнамента.
Соединяем края листа путем его сгиба. От края к центру сплющиваем его, чтобы наметить середину. На месте сгиба у самого края ставим отметку карандашом.
Чтобы внизу листа оставалось больше места (по законам композиции), центр отметки смещаем вверх, приблизительно на 5 мм.
От отмеченного центра откладываем отрезки вверх и вниз, намечаем засечками и соединяем их легкими горизонтальными линиями. Получаем полоску, ширина которой соответствует нашему мысленному эскизу орнамента. Длина определяется в зависимости от размера листа: отступаем от краев приблизительно 2,5 см (лист формата А4), 3 — 3,5 см (лист формата А3).
Полосу делим пополам. От центра влево и вправо на верхней и нижней линиях полосы ставим засечки для квадратов на одном уровне и соединяем их вертикальными линиями, не выходя за края полосы.
Каждый квадратик (на верхней и нижней линиях) делим пополам и, используя отмеченные засечки, вписываем квадрат в другом пространственном положении.
В каждом квадрате прорисовываем одинаковые орнаментальные детали (или разные, чередуя их).
Это может быть знак Солнца или Матери-Земли и др. (показ на таблице).
Выполняем орнамент в цвете, используя приемы примакивания кистью, сдвига, тычка; технику красками — заливку.
У. Сейчас, пользуясь таблицей, на которой изображены только элементы белорусского орнамента, вы попробуете самостоятельно составить узор. Я вам буду помогать. Представьте свой орнамент.
. Самостоятельная работа учащихся
.1 Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте
В ходе работы звучит музыка.
Каждый из учеников составляет орнамент, используя методическую таблицу «Порядок построения орнамента» (на доске).
В ходе работы учитель исправляет недочеты и ошибки в изображении орнамента учениками.
4.Итоги урока.
Закрепление нового материала
У. Что обозначают узоры на орнаменте?
Ученик читает стихотворение Л. Шарына:
На абрусах i сурвэтках
Палымнеюць руж букеты,
Тут i пеунi, тут i гукi…
Вымывала iх бабуся.
Чараунiца наша бабка! —
Аж здзiуляецца Агатка, —
Возьме у руку палатно,
Ажыве ураз яно!
Выставка и анализ готовых работ
Учитель вместе с учащимися анализируют работы.
У. Молодцы! Как красиво у вас получилось! Где можно использовать такой орнамент, на каких предметах?
Д. Подарим свои орнаменты, узоры Заре-Зарнице. (Орнаментом можно украсить одежду, вещи жилища, сувениры и др.)
У. А что такое орнамент? Что обозначают узоры на орнаменте? (Ответы детей).
Белорусский геометрический орнамент не единственный, есть еще растительный, животный, но о них мы поговорим в следующий раз.
Приложение 2
(Буткевич В.В., Любимова Ю.С.)
Знаешь ли ты, что такое народное декоративно-прикладное искусство?
а) Да; б) Нет; в) Не уверен(а).
Хотел бы ты иметь дома изделия народных мастеров?
а) Да; б) Нет; в) Не уверен(а).
Нравится ли тебе учиться старинным ремеслам?
а) Да; б) Нет; в) Не очень.
Где тебе доводилось больше всего заниматься изготовлением поделок?
а) На занятиях в детском саду, на уроках в школе;
б) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дома;
в) На занятиях в детском саду, на уроках в школе, дома и / или в кружке.
Хотел бы ты больше узнать о народном искусстве Беларуси и научиться делать красивые и полезные вещи?
а) Да; б) Нет; в) Не очень.
Какой из подарков ты выбрал бы ко дню рождения?
а) Набор инструментов и материалов для рукоделия
б) Компьютерную игру;
в) Книгу сказок.
На празднике в старой крепости ты интересовался бы больше:
а) Работой гончара за гончарным кругом;
б) Сладостями и угощениями;
в) Театрализованным представлением.
Как часто ты в свободное время рисуешь, лепишь, делаешь поделки?
а) Каждый день;
б) Иногда, редко;
в)1-2 раза в неделю (обычно по выходным дням).
Интересно ли тебе слушать и читать сказки, рассматривать иллюстрации к ним, беседовать со взрослыми о чудесных волшебниках и мастерах?
а) Да; б) Нет; в) Не очень.
Любишь ли ты бывать в музее или на выставке произведений искусства?
а) Да; б) Нет; в) Наверное, да.
Оценивание ответов: 1балл — при выборе варианта ответа «а» на вопросы 1 -3, 5 — 10, за выбор ответа «в» на вопрос 4; 0,5 балла — при выборе варианта ответа «в» на вопросы 1 — 3, 5 — 10, за выбор ответа «б» на вопрос 4; 0 баллов — при выборе варианта ответа «б» на вопросы 1 — 3, 5 — 10, за выбор ответа «а» на вопрос 4.
Шкала определения уровней сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности: 0 — 3 балла — низкий уровень; 3,5 — 6,5 балла — средний уровень; 7 — 10 баллов — высокий уровень.