Р.Социлогия семьи. Социология семьи

Актуальность изучения темы. Во всех зарубежных и в большинстве отечественных учебниках по социологии непременно имеются разделы по семье и по социали­зации детей. И это неудивительно: семья является важнейшим со­циальным институтом воспроизводства и социализации новых поко­лений.

Именно социокультурное происхождение семьи всегда привле­кало к ней внимание всех крупнейших социологов, начиная от классиков и кончая нашими современниками.

Семья — объект исследования многих наук и может быть когда-нибудь возникнет фамилистика как воплощение междисциплинар­ного, системного подхода к семье. В социологии семьи эта тенденция реализуется в требовании целостного исследования семьи как со­циального института и социально-психологической группы.

Какова бы ни была специализация социологов и к какой бы сфере социальной деятельности ни тяготели их интересы, знания о положении семьи в обществе, о соотношении семьи с другими социальными институтами и о роли семьи в стабилизации соци­альной структуры, безусловно, окажутся полезными для понима­ния социальных изменений и решения множества социальных проблем.

В числе тех явлений общественной жизни, интерес к которым среди этнографов и социологов за последние десятилетия особенно оживился, одно из первых мест занимает семья. Правда, эта тема для этнографов не нова: историко-этнографическое изучение семьи и се­мейных обычаев зародилось более ста лет тому назад. Но, во-первых, никогда прежде не появлялось за корот­кое время так много научных трудов, посвященных семье и браку, как теперь. Во-вторых, сбор и обработка мас­сового (статистического) материала, особенно по отдель­ным странам (США и др.), позволили поставить изуче­ние семейной жизни народов на почву конкретных фак­тов. В-третьих, замечается тенденция связать воедино данные сравнительно-этнографических, исторических и социологических исследований и наметить, хотя бы предположительно, общее направление развития семьи и бра­ка и их ближайшее и дальнейшее будущее. Так или ина­че, но, по некоторым подсчетам, за первую половину на­шего века (точнее, за 1900-1960 гг.) только в странах Запада было опубликовано около 12 тыс. книг и статей, посвященных семье.

Среди исследователей социологии семьи в отечественной науке следует назвать имя основоположника советской социологии семьи А.Т. Харчева, его последователей или соратников – А.И. Антонова, М.С. Мацковского, Т.А. Гурко, В.А. Сысенко, Б.С. Павлова, В.Г. Харчевой, Н.Г. Юркевича, З.А. Янковой и др.

3 стр., 1369 слов

Социология религии дюркгейма и вебера

... религия» Дюркгейм, его вывод объективно укреплял существующую религию и использо­вался теологами в своих интересах. 3.Соотношение социологии религии в работах Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма В социологии религии Э. Дюркгейм ... предшествующих религий. Дюркгейм говорит о том, что задачи, поставленные перед этнографами и историками, отличаются от задач, которые стоят перед социологами. Если этнографы и ...

Целью данной работы является изучение особенностей становления, развития и современных проблем социологии семьи. Объект исследования – социология семьи, предмет – процессы и явления, происходящие в социология семьи. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. рассмотреть объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии семьи как науки;

  2. раскрыть историю становления и основные теоретические направления социологии семьи;

  3. выявить факторы брачного выбора;

  4. изучить причины разводов.

Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии семьи как науки

1.Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии семьи как науки

Объектом отрасли является семья как социальный институт и малая социальная группа, а предметом — закономерности функционирования семейно-брачных отношений в социальной системе.

Через свои функции семья в целом и члены семьи в отдельности удовлетворяют общественные, групповые и индивидуальные потребности. Все функции семьи социально обусловлены, поэтому нельзя однозначно разграничивать функции семьи и функции общества. Нельзя делить функции семьи на главные и второ­степенные, все семейные функции — главные, однако необходимость указать среди них на те особые, которые позволяют отличить семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее осо­бенности как социального явления, тогда как неспецифические фун­кции — это те, к выполнению которых семья оказалась принуж­денной или приспособленной в определенных исторических обстоя­тельствах.

Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и по­требления, домохозяйства, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способству­ющего снятию напряжений и самосохранению каждого и др., — все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом , раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исче­зают вовсе [5, с. 287].

Как правило, функции семьи взаимосвязаны между собой, поэтому каждая из них имеет огромное значение как для индивида, так и для семьи и общества в целом. Перечислим функции семьи:

  • воспроизводство непосредственной жизни (репродуктивная функция);
  • социализации подрастающего поколения (осуществляются законы преемственности и изменчивости поколений в культуре);
  • хозяйственно экономическая (определяется состоянием экономики и культуры в обществе);
  • регулирования сексуальной активности (культура представляет широкие возможности супругам для удовлетворения их сексуальных влечений, в то же время, используя институт семьи, она запрещает сексуальны связи и браки между близкими родственниками, осуждает супружескую измену);
  • социального контроля (супружеские, родительские и родственные отношения культура, семья и личность всегда использовали в качестве социального цензора, в качестве особого элемента наблюдения и регулирования норм и правил поведения);
  • удовлетворения эмоционально психологических чувств и потребностей (известно, что в семье человек проявляет специфические эмоции и чувства, они дают ему ощущение общности, безопасности, поддержки и обеспечивают психологическое равновесие);
  • воспитания детей (семья в силу незаменимого воздействия на ребенка является естественно обязательным фактором нормального воспитания для детей);
  • досуга (рекреативная функция семьи по своей специфичности обогащает членов семьи и способствует более глубоком их пониманию черт уникальности и общности);
  • наследования (духовные и материальные семейные ценности для людей всегда имели особое значение, с их помощью осуществлялась взаимосвязь между поколениями);
  • производственная семейная (данная функция, как и все другие, весьма изменчива в культуре, но в тех субкультурах, где семья играла роль производственной единицы общества, она имела существенное значение для семьи и ее членов) [2, с.

275].

14 стр., 6550 слов

Функции социологии. Социальная мысль в эпоху Античности. Томас Гоббс

... формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов. Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ... социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких, как государство, право, церковь, наука, культура, институты брака, семьи и т.д. Существуют и другие элементы ...

Понятие «структура семьи» обычно включает в себя совокупность отношений родства между ее членами, а также систему социокультурных и нравственных отношений. Она зависит одновременно и от властно- авторитетных отношений, которые влияют на характер семьи.

Выделяются авторитарные семьи, в которых складывается жесткое подчинение главе семьи, чаще — мужу, детей — родителям, и семьи демократического типа, где распределение ролей, власти происходит не в соответствии с традициями, а на основе личностных качеств, способностей супругов. Для них характерно равноправие в принятии решений, добровольное распределение обязанностей. Семья подразумевает и основные ролевые отношения, которые, в идеале, выстраиваются в некую иерархичную модель семейной общности: муж, жена, мать, отец, теща, свекровь, старший ребенок, младший ребенок и т.п.

Авторитарная, или традиционная, семья в основном уходит в прошлое. Она господствовала в тех условиях, когда женщина вела дом, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто — единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семейства. То есть существовала объективная основа для авторитарной семьи. И совсем другое дело, когда женщина имеет более высокий уровень образования , чем у мужа, активно участвует в экономическом обеспечении семьи, является совладельцем собственности. В этом варианте больше условий для формирования равноправных отношений между членами семьи.

Конечно, здесь есть и другая сторона этого феномена. Рост экономической самостоятельности женщины, ее активное участие в общественном производстве ведут к перегрузке женщины, снижаются ее возможности в воспитании детей, увеличивается число разводов, снижается рождаемость. Сегодня в социологии типология семьи и брака по критерию власти расширилась такими типами, как эгалитарная семья (равенство в правах), партнерская семья (совместное обсуждение семейных решений), отстраняющийся тип правления (никто из супругов не желает брать власть в свои руки).

4 стр., 1765 слов

Социальные отношения

... парадигмы, социальные отношения как предмет социологии не принимались нашим научным обществом. В отечественной литературе социальные отношения сначала рассматривались как часть, аспект общественных отношений. Социальные отношения обладают ... необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как чистые ...

По месту проживания вновь образующейся молодой семьи принято выделять патрилокальные браки (молодые супруги живут в доме отца мужа), матрилокальные (молодые супруги живут в доме родителей жены) и неолокальные (проживают отдельно от родителей).

В демографии семьи различаются по брачному состоянию на полные (в своем составе семья имеет хотя бы одну супружескую пару) и на неполные (в составе семьи нет супружеской пары).

Кроме того, различают семьи простые (нуклеарные) — семья состоит из одной брачной пары с детьми или без детей и без других родственников и сложные — семья может состоять из самых различных комбинаций двух или нескольких супружеских пар и родственников.

Типология семейных структур весьма динамична во времени. Она детерминирована социальной структурой общества, его социокультурной составляющей, а также этническими, религиозными и территориальными особенностями. Структура семьи определяется в значительной степени добрачным поведением и мотивацией брака, степенью адаптированности молодых супругов к новым условиям жизни.

Следует подчеркнуть, что складывающийся институт семьи и брака не охватывает всю сферу семейной жизни и многообразие отношений между родственниками, однако он подразумевает совокупность норм и санкций, регулирующих отношения супругов. Некоторые нормы имеют юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к нормам культурным, в то время как способом их моральной регуляции выступают обычаи и традиции [4, с. 216].

Семья, под каким бы углом зрения ее ни рассматривали, столь многослойное социальное образование, что не удивительны упоми­нания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, инсти­тута и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспи­тания и шире — социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Рассмотрим основные понятия социологии семьи.

Семья – это социальная группа, характеризующаяся: общим местожительством, экономической кооперацией, воспроизводством.

Брак – это совокупность социальных норм, а также система взаимных обязанностей и прав , определяющих взаимоотношения женщины и мужчины, необходимых для функционирования семьи.

3 стр., 1423 слов

Социология — ы : Статус в социологии и социальной психологии

... лидера в социальных движениях. Контрольная социология и психология управления общие функции. Психология социальная роль в группе контрольная работа план. Реферат по социологии социальная мысль петровского периода. Роль социальной психологии в медицине и педагогике реферат. Реферат по социологии социальный статус и социальная ро

Условия жизни семьи – это совокупность факторов макросреды (общих социальных условий) и микросреды (ближайшего социального окружения).

Структура семьи – это совокупность отношений между ее членами, включающая помимо отношений родства духовные, нравственные отношения, в том числе отношения власти и авторитета.

Функции семьи – это формы проявления активности, жизнедеятельности семьи и отдельных ее членов.

Образ жизни – это совокупность тех видов жизнедеятельности, которые осуществляются совместно всеми или некоторыми из членов семьи либо одним из них, но от имени или для семьи.

Образ мыслей семьи – это совокупность ценностей, норм, установок в сфере семейной жизни [1, с. 116].

2.История становления и основные теоретические направления социологии семьи

Изучение семьи, а точнее досемейных, добрачных отношений, которые получили название «промискуитет» (лат. – смешанный, общий) или «полигамия» (греч. – многобрачие), началось во второй половине XIX в. В 1861 г. немецкий антрополог Баховен в работе «Материнское право» утверждал, что у первобытных людей сексуальные отношения не имели никаких ограничений. Так как установить отца не представлялось возможности, то, естественно, родство определялось по женской линии. Это вело к доминированию женщин во всех социальных отношениях (гинекократия, по Баховену, или, говоря современным языком, матриархат).

В дальнейшем переход к единобрачию привел, в частности, к такой социальной норме, как выкуп, который в то время означал компенсацию другим мужчинам за их утерянные права на данную женщину. Здесь мы обнаруживаем уже развитые социальные отношения патриархата.

Английский антрополог Мак-Леннан, не знакомый с трудами Баховена, нашел, что на определенной ступени развития общества появляется обычай экзогамии, т. е. правило для мужчин брать себе жен только в экзогамных группах, или внешних по отношению к его группе («Очерки по древней истории», 1886).

Мак-Леннан выделил три формы брака: многоженство (полигиния), многомужество (полиандрия) и единобрачие (моногамия).

Американский социальный антрополог Льюис Морган впервые попытался представить целостную картину истории семьи как социального института. С его точки зрения, семья в своем развитии прошла через следующие фазы: кровнородственная семья (брачные группы разделены по поколениям), пуналуальная семья (исключены сексуальные отношения между родителями и детьми), парная семья (у мужчины появляется главная жена среди многих жен).

Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление.

Эмиль Дюркгейм, продолжая контовские идеи позитивистского функционализма, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный природный порядок.

Знаменитый представитель классического направления социологии Макс Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи.

Основная идея веберовской социальной философии — рационализация социальной жизни — предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений.

59 стр., 29132 слов

Проблемы социализации детей в неполных семьях

... статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака больше у супругов, которые воспитывались в неполной семье. В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому ...

Позитивистские концепции семьи вполне согласуются с материалистической теорией семьи, предложенной марксистской социологией. Марксистская социология связывает существование семьи на всем протяжении ее истории со способом производства.

Развивая материалистический взгляд на семью, Ф. Энгельс в своем знаменитом труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» утверждает, что определяющим моментом истории является производство и воспроизводство непосредственной жизни.

Россия, ставшая полигоном реализации марксистского учения, стала родиной многих теоретических идей, мало известных в социологической литературе, но лежавших в основе социальной политики советского государства.

Характерно внимание к проблемам организации семьи и ее нового быта после революции со стороны руководителей страны.

В советском обществоведении утвердилось понятие «социалистическая семья». Социалистическая семья в ее советской форме была провозглашена новой исторической формой семьи.

Советская историография семьи всегда связывала ее историческое развитие с коммунистическим строительством.

С середины 60-х гг. начала оформляться концепция ожесточенной классовой борьбы между социалистической и капиталистической системами. На смену откровенной вульгаризации пришло наукообразное сравнение буржуазной и социалистической семьи.

Большую роль в создании советской социологии семьи сыграли исследования Э. К. Васильевой, В. Г. Голофаста, В. М. Левина, А. И. Пименовой, Н. Я. Соловьева, 3. И. Файнбурга, А. Г. Харчева, Н. Г. Юркевича, В. С. Языковой, 3. А. Янковской и др.

Особенностью развития современного этапа социологии является социологический плюрализм, т. е. множественность направлений, из которых нам представляются наиболее значительными следующие: неопозитивистский функционализм, теория конфликта , феминизм и символический интеракционизм.

Структурно-функциональный тип социологической теории занимает доминирующее положение в мировой социологии. Это направление является восприемником классического позитивизма Конта, Дюркгейма и Вебера. Выдающиеся представители функционализма — П. Сорокин, Р. Мертон, Т. Парсонс. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. Особое значение в функционалистских теориях семьи придается изменению функций семьи, которые происходили в течение последних двухсот лет.

По мнению представителей конфликтологических теорий, конфликт есть обратная, неизбежная сторона интеграции. Избежать конфликта невозможно. Необходимо так разрешить конфликт, чтобы не разрушить систему. Умение правильно решать семейные конфликты — показатель жизнеспособности семейного союза. В противном случае конфликты дестабилизируют семью и приводят супругов к разводу.

Феминистическая парадигма — равные возможности для мужчин и женщин.

Феминистки различают биологический и социальный пол.

Биологический пол означает биологические различия между мужчинами и женщинами. Функции организма у мужчин и женщин в основном совпадают. Резко различаются репродуктивные функции. Биологические различия не могут служить основанием для социокультурного неравенства.

Социальный пол определяется совокупностью норм поведения для мужчин и женщин, связанных с социальными ролями и социальным статусом.

Радикальный феминизм трактует противоречие между полами как вариант классовой борьбы.

7 стр., 3307 слов

Насилие в семье реферат по социологии

... личности. [4, стр.18] Никто не застрахован от возможности возникновения насилия в семье. Жертвой семейного насилия могут оказаться и женщины и мужчины, независимо от возраста, и богатые, и бедные, и ... уже подготовлен. Российский законопроект не имеет аналогов в международно-правовой практике. Прежде всего по объекту защиты: он защищает от насилия в семье всех ее членов, независимо от пола, возраста, ...

Четвертое направление социологии семьи связано с символическим интеракционизмом, изучающим поведение личности. Основатель интеракционистской теории Герберт Мид считал, что общество и его компоненты можно изучать только через поведение людей.

Следовательно, принятый в современной социологии комплексный подход к изучению семьи основан на синтезе функционалистских, конфликтологических и интеракционистских идей. Общей чертой рассмотренных социологических теорий является их гуманистический и либеральный характер [7, с. 5].

Глава 2. Основные проблемы социологии семьи

1.Факторы брачного выбора

Факторы брачного выбора играют роль некоего «ограничителя» в выборе брачного партнера. Важнейшим из этих факторов является правило эндогамии-экзогамии. Обычно этот термин используется в этнологии для описания брачного выбора между родами одного племени.

Правило эндогамии предписывает (принуждает) выбирать себе брачного партнера внутри своей собственной этнической группы. Правило экзогамии же наоборот запрещает заключать брак внутри одной культурной группы, то есть направлено на предотвращение браков между близкими родственниками.

Так же к социологическим факторам брачного выбора относят гомогамию и близость. Термин гомогамия обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающих общими или схожими характеристиками – социальными, психологическими, физическими и т.д. Противоположная тенденция обозначается термином гетерогамия.

Так же стоит упомянуть о такой тенденции брачного выбора, как брачный градиент – это заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно меньшим образованием и принадлежащих к лотносительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция у женщин»

Еще один фактор брачного выбора, описанный Дж. Хомансом, называется теорией обмена. Он основан на том, что один из критериев брачного выбора состоит во взаимной полезности людей и выгоде, которую они получают. Согласно Хомансу в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен, и человеческое поведение строится в соответствии с нею. Человек обменивает свои ценности на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т.д. Согласно этой теории, в основе выбора лежит оценка качеств человека. В качестве такого блага может выступать что угодно, но обычно указывают на следующие важнейшие их классы: индивид, возраст, внешний облик, статус, социально-психологические характеристики личности, ценности и убеждения.

Еще одной социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу.

Другие авторы, пытались усовершенствовать теорию Уинча. Одним из таких примеров является инструментальная теория Р. Сентера. Он предположил, что люди стремятся выбрать себе такого партнёра, чтобы его поведение и другие характеристики обеспечивали максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей. Одним из важных тезисов этой теории является высказывание о том, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями , более типичными для женщин большее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве, заботе.

10 стр., 4629 слов

Социология управления (2)

... реферат; итоговый – зачет. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН №№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов из них: Лекций Семинар. 1. Тема 1: Теоретико- методологические проблемы обоснования социологии управления ... выбору. Вопросы о том, что изучает социология управления, в чем ее отличие от теории управления, от социального управления, ... партии, обще­ственные организации, семью, поселенческие и этнические ...

Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория «стимулов – ценностей — ролей» (СЦР-теория) Бернарда Мурштейна. В этой теории говорится о том, что в условиях относительно свободного выбора аттракция и интеракция зависят от обмена ценностями тех благ, которые оба партнёра предлагают друг другу. Согласно Мурштейну, процесс развития отношений детерминируется тремя классами переменных, которые он называет стимулы, ценностное сравнение и роли каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии процесса (брачного отбора), которая соответственно этому получает свое название – стадия «стимуляции», стадия оценивания и ролевая стадия. На стадии стимуляции действуют факторы, притягивающие индивидов, на стадии оценивания происходит ценностное сравнение и ориентация, достижение же ролевой совместимости, по словам Мурштейна, процесс бесконечный, потому что «ролевая притирка происходит на всём протяжении существования брачного союза [3, с. 303].

2.Причины разводов

В отечественной науке выделяют демографические и социальные причины разводов. К демографическим относят бесплодие одного из супругов или нежелание иметь детей, желание вступить в новый брак, а также неудовлетворенность браком как таковым, не предполагающая возможности вступить в новый брак.

Бесплодие является одной из характеристик стерильности одного или обоих супругов и означает неспособность зрелого женского или мужского организма к воспроизведению потомства. Брак признается бесплодным, если более трех лет супружества либо не происходит зачатия, либо беременность женщины постоянно заканчивается самопроизвольным абортом или рождением мертвого ребенка.

Нежелание одного из супругов иметь детей приводит к тому, что супруг, мечтающий о ребенке, может решиться на развод. В современной России примерно каждая седьмая семья является бездетной. Если ранее признавалось, что материнский инстинкт заставляет женщину стать матерью, то сегодня мы наблюдаем, как он «затухает» и в иерархии ценностей на личностном уровне дети уступают первое место образованию, карьере, материальному благополучию.

Развод с целью вступления в новый брак является результатом того, что не оправдались ожидания от первого брака. И когда реальный брак не совпадает с желаемым, то начинается поиск нового партнера (партнерши), чьи представления о браке отвечают требованиям обоих супругов. Но разочарования от первого брака могут быть настолько велики, что инициатор развода предпочитает оставшуюся жизнь провести в одиночестве. Мужское безбрачие — явление, о наличии которого говорили еще античные философы. Современное общество породило феномен женского безбрачия, причины и степень распространенности которого еще недостаточно изучены.

9 стр., 4328 слов

Конфликты в семье

... Такая любовь отмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно ... и потребностей. Можно выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье: разные взгляды на семейную жизнь; неудовлетворенные потребности и пустые ожидания; различия в духовных ...

Нельзя отрицать социальных причин распада брака. Как показывают и социологические исследования , и практика судебных бракоразводных процессов, самой распространенной причиной разводов в нашей стране является пьянство одного из супругов. В Российской Федерации за последние 15 лет количество браков, распавшихся по этой причине, возросло с 40 до 55 %. Если двадцать лет назад заявление на развод обычно подавала жена, то сегодня уже никого не удивляет тот факт, что инициатором развода по причине пьянства жены может быть муж. Еще несколько лет назад в России на одну пьющую женщину приходилось двенадцать мужчин- алкоголиков, сегодня же их пять, т.е. число пьющих женщин практически удвоилось. Реальность такова, что алкоголизм не только разрушает семью, но и отрицательно влияет на здоровье детей. Для общества опасно и другое: наблюдения социологов показывают, что половина детей повторяют путь пьющих отца или матери. Под угрозой оказывается будущее нашей страны.

Причиной развода многие разводящиеся называют такую, как «прошла любовь». Часто развод происходит в том случае, если за любовь молодые приняли страсть, которая действительно быстро гаснет. Более серьезная ситуация складывается в браке, где нарушается духовный контакт супругов. Вполне естественно, что со временем пылкие чувства остывают, любовь переходит в иное качество. Это происходит примерно через четыре года супружеской жизни. Появляется чувство, что супруги уже только близкие родственники, живущие под одной крышей. Юношеской страсти уже нет, но остается что-то другое, что удерживает супругов вместе: общие интересы, ответственность за детей, чувство уверенности и т.п. Но это не значит, что любовь прошла совсем. У любви свои законы, и желательно, чтобы супруги их знали и не провоцировали друг друга на «испытания любви» — ревность, супружеская неверность и т.п. (ревность является причиной расторжения примерно 20% браков).

Серьезным испытанием для брака является рождение первенца. В семье происходит перераспределение ролей. Главным объектом внимания, заботы становится ребенок. Сексуальные отношения супругов отходят на второй план. Ребенок супругом воспринимается как новое приобретение жены, а не совместное «производство». Муж переживает разочарование: ведь именно он был единственным и любимым и вдруг перестал таковым быть. У него появляется чувство, что он забыт, не нужен ни жене, ни семье, и он начинает ревновать жену к ребенку. Чаще всего такие обвинения можно услышать от мужей, которые были единственным ребенком в семье либо выросли в неполной материнской семье.

Сегодня не подтверждается вывод социологов, сделанный в 1960 — 70-х гг. XX в., о том, что дети укрепляют семью. Число разводов тогда было обратно пропорционально количеству детей в семье. В современной семье все чаще наличие детей не удерживает супругов от развода.

Мотив «несходство характеров» как причина развода существует в течение довольно длительного времени. Это трудно определяемый мотив, за которым просматриваются более глубокие причины разлада. Обычно это неумение строить конструктивное общение, дисгармония интимных отношений [6, с. 89].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» непосредственной жизни, социализацией подрастающего поколения, формированием индивидуального сознания.

В процессе исторического развития отношения семьи и обще­ства семья и личность постоянно изменялись под воздействием господствующего способа производства, образа жизни и общест­венных отношений. Развитие общества на протяжении многих веков в значительной степени было связано с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины , существенным измене­нием функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышением их воспитательного потенциала, а в Новое время — с устранением (уменьшением) дискриминации женщин на производстве, в политической, соци­альной и духовной жизни.

Социологический подход к изучению семьи сосредоточен на институциональных изменениях семьи, на смене типов организации и структур семейной жизнедеятельности в конкретных исторических обстоятельствах. Семья в качестве социального института представляет собой активный элемента арене столкновения многообразных социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и интеграции. С этой точки зрения социология семьи, сфокусированная на деятельности социальной системы по смене поколений в круговороте экзистенциального цикла бытия, предстает как фамилистическое измерение общества,

Весь сложный комплекс взаимодействия супругов, изменяющийся под влиянием общественных условий и субъективных факторов, составляет ту основу, которая свидетельствует об устойчивости или аморфности семейных отношений.

В познании семьи огромное значение имеет роль женщины-матери, так как от ее действий во многом зависит нравственная и социальная сила, которая является базой семьи. Это тем более важ­но, что женщине приходится сочетать в своей деятельности семей­ные, общественные и производственные функции, что многократно увеличивает ее нагрузку и ответственность.

Составной частью семьи являются дети. И это образует еще од­ну группу взаимоотношений в семье, которую можно рассматривать в контексте взаимосвязи с окружающей средой, кругом общения, взаимоотношениями между поколениями.

Исходя из содержания работы, приходим к выводу, что факторы брачного выбора и развод являются основными проблемами социологии семьи.

На выбор брачного партнера влияют факторы культурного, социального, психологического и даже отчасти социально-биологического характера.

Причины разводов в семье у каждой пары свои, их может быть сразу несколько, а может быть достаточно одной, но решающей, ведь каждая семья индивидуальна. Главное вовремя понять ее и исключить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kontrolnaya/temyiov-po-sotsiologii-semi/

  1. Исаев, Б.А. Социология: краткий курс / Б.А. Исаев. — СПб.: ООО «Питер Пресс», 2010. – 224 с.

  2. Павленок, П. Д. Социология: учеб. пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. — 3е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2011. — 736 с.

  3. Социология семьи: учебник для вузов по специальности 0203000 «Социология» / А. И. Антонов, О. В. Дорохина, В. М. Медков и др.; под. ред. А. И. Антонова ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — М. : ИНФРА-М, 2007. — 640 с.

  4. Социология: учебник для вузов / В. К. Батурин и др.; под ред. В. К. Батурина. — М. : ЮНИТИ , 2012. — 487 с. : ил., портр.

  5. Тощенко, Ж. Т. Социология: учебник для бакалавров и магистров вузов по направлению «Социология» (040100) и др. / Ж. Т. Тощенко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2012. — 607 с.

  6. Хачатрян, Л.А. Развод — оборотная сторона брака / Л.А. Хачатрян // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. — 2010. — Т. 1. — № 1. — С. 79-98.

  7. Черняк, Е. М. Социология семьи: учеб. пособие / Е.М. Черняк. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2010. — 238 с.