Вопрос выбора стиля управления особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в
В процессе изменения старого механизма управления и формирования нового, совершается качественный переворот и в стиле управления. Рождаются существенно новые, непривычные ситуации, нуждающихся в неординарных и результативных методах воздействия. Ныне в руководстве организациями нужны хорошо подготовленные руководители. Всё это говорит об актуальности выбранной мной темы.
Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности для становления
Практический аспект изучения стилей управления состоит в ознакомлении и описании деятельности руководителя и попытке сформулировать эффективное использование стилей управления.
В настоящее время остаются весьма актуальными проблемы индивидуального стиля управления и выработки управленческого решения. Формы, методы и принципы решения этих проблем отличаются чрезвычайным разнообразием: здесь и администрирование, попытки выступить в роли некоего просителя, стремление за напускной грубостью скрыть свое неумение управлять людьми.
Опыт показывает, что низкая управленческая культура значительно сказывается на всей жизнедеятельности организации. Одним из важных условий успешного выполнения стоящих перед организацией задач является наличие определенных личностных и деловых качеств руководителя, а также выбор оптимального стиля управления.
Управленческая деятельность — принципиально отличающийся от других видов деятельности труд. Основные психологические особенности
- большое разнообразие видов деятельности на разных уровнях управленческой
иерархии; - неалгоритмический, творческий характер деятельности, осуществляемый при недостатке информации и в условиях часто меняющейся, нередко противоречивой
обстановки; - ярко выраженная
прогностическая природа решаемых управленческих задач; - значительная роль
коммуникативной функции; - высокая психическая напряженность, вызываемая
большой ответственностью за принимаемые решения.
Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями
Организационные методы управления в социальной работе
... переподготовка. мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников. мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников. В социальной системе управления выделяют также научные методы управления. К данным методам относят: ...
Функции — основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные
К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль. Функция целеполагания
Несколько слов о функции организации. Понятие «организация» обычно используется в двух значениях. Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совместной деятельности.
Когда мы говорим о функции организации, то, по нашему мнению, она заключается, прежде всего, в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс целенаправленного
Возрастные особенности, строение и функции нервной системы
... функций организма. Она обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организма с внешней средой. Деятельность нервной системы ...
Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:
- определение целей, задач и особенностей совместной
деятельности членов организации; - выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение
бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать — это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу; - установление
последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения; - выбор способов осуществления необходимых действий и
взаимодействий людей для достижения целей; - установление между членами организации необходимых
организационных отношений (соподчиненное, координации и др.); - создание соответствующей мотивации у членов
организации в достижении стоящих целей.
Ключевым моментом реализации этой функции является процесс организации взаимодействия между подчиненными. В числе принципов эффективной организации взаимодействия следующие:
- специализация исполнителей;
- количественная и качественная пропорциональность частей, образующих систему;
- параллельность действий;
- ритмичность деятельности.
После осуществления функции организации могут возникнуть некоторые несоответствия между всеми элементами созданной системы или
Функция стимулирования включает в себя разработку и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их результативной деятельности. Руководитель при осуществлении этой функции должен придерживаться ряда принципов:
- зависимость величины стимула от конкретного вклада подчиненного в общее дело;
- связь стимулов с целями деятельности организации;
- единство интересов
подчиненного, организации и общества в целом; - разумное сочетание моральных и материальных стимулов;
- сочетание стимулирования с мерами наказания и
принуждения.
В числе основных функций управления важная роль принадлежит функции контроля, учета и анализа деятельности. Содержание этой функции включает комплексное изучение деятельности и предполагает:
- наблюдение за ходом, динамикой и закономерностями развития процессов в
управляемой системе, измерение, регистрацию и группировку данных; - сравнение ее параметров с заданной программой
функционирования; - количественную и качественную оценка эффективности
деятельности; - выявление отклонений, узких мест в развитии системы;
- выявление причин сложившегося состояния;
- определение наиболее целесообразных путей
восстановления работоспособности системы.
Важной психологической проблемой является вопрос о расхождении между функциями, которые должен исполнять руководитель, и реально выполняемыми функциями. Полного соответствия между ними нет, так как на практике первые функции преломляются через реально сложившуюся ситуацию, в которой находится
Организация как сложная социально-экономическая система
... функции) вовне и миссии (функции) вовнутрь как одной функции организации в отношении общества (как социально-экономической надсистемы более высшего порядка), «человека» как одновременно элемента системы «организация» и элемента системы «общество» и собственно самой системы «организации» как ... какой-либо знаковой системы. При принятии решений как при специфическом виде деятельности ЛПР (лица, ...
Как правило, объем этих функций превышает объем реально
1.1 Ситуационный подход к теории руководства
Личностные качества руководителя являются существенными компонентами его руководства. Но очевидно, что эффективность стиля
Когда ситуация меняется, то меняется и выбранный стиль руководства. Выбор стиля и поведение
Современная теория руководства большое внимание уделяет ситуационному походу. Суть ситуационного подхода заключается в том, что выделяются какие-то базовые, общие для многих конкретных случаев управления факторы (ситуационные переменные), приоритеты которых определяются для каждого случая в зависимости от конкретных обстоятельств в данный момент.
Ученые пытаются определить, какие особенности поведения и личные качества руководителя более всего соответствуют
Для оценки эффективности стилей руководства исследователи стали обращать внимание не только на руководителя и подчиненных, а на всю ситуацию в целом. Исследования показали, что в эффективном руководстве решающую роль могут сыграть так называемые ситуационные факторы, которые определяют условия и обстоятельства (ситуацию) управления.
В качестве ситуационных факторов могут представляться:
- потребности и личные качества подчиненных;