Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века. Связано это с тем, что женщины начали работать. Особенно много детских дошкольных учреждений появилось с восстановлением советской власти, но и на Западе сеть дошкольных учреждений начала развиваться примерно в этот же период.
В дореволюционный период существовали приюты для сирот, где были воспитатели. В состоятельных семьях принято было для воспитания детей нанимать гувернеров. Эта профессия была очень популярна в нашей стране в XIX — начале XX в. Тогда гувернёрами становились юноши и девушки из обедневших аристократических семей, получившие хорошее воспитание и образование в различных институтах или университетах. После нескольких десятилетий перерыва эта профессия снова стала востребованной.
В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического.
Профессионально — педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности учителя, преподавателя, воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Критерии развития педагогической культуры
В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности осуществляются структурные изменения и в личности педагога, и в структуре самой деятельности, т.е. профессионализация личности приводит к изменению характера, индивидуально-личностным качествам и содержания профессии.
Каждый педагог как личность актуализирует лишь ту часть профессиональной деятельности и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой.
Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога
... профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание. Гипотеза исследования: профессиональное выгорание отрицательно сказывается на индивидуальном стиле деятельности ... представителей различных профессий. [19, С. 97]. Симптомы профессионального выгорания указывают ...
Критериями, позволяющими выделить уровни развития педагогической культуры, являются:
1) осознанность цели, сформированность смысла педагогической деятельности;
2) потребность педагога в личностном и профессиональном саморазвитии и развитии других;
3) отношение педагога к себе как ценности (интерес к собственной личности; стремление к самопознанию, самопониманию; позитивная самооценка личности);
4) отношение к ребенку как ценности (ориентация на индивидуальную неповторимость каждого ребенка; способность к эмпатии, к установлению положительной эмоциональной тональности отношений с детьми);
5) отношение к педагогической деятельности как ценности, т.е. преобладание внутреннего типа мотивации педагогической деятельности (удовлетворение от самого процесса и результата деятельности; возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности);
6) владение технологиями организации деятельности детей, педагогического взаимодействия, подготовки и проведения занятий и т.д.;
8) способность к осознанному выбору средств;
9) результативность педагогической деятельности.
Педагогические ценности воспитателей ДОУ
Особенностью современного этапа развития системы дошкольного образования является усиление приоритета человеческого фактора и переориентировка внимания от интересов общества к интересам личности. Формирование универсальности ценности является необходимой базой развития творческой личности, а также условием гармонического развития педагогического работника дошкольного учреждения, в основе чего лежит взаимосвязь основных типов ценности и соответствующих им сфер: деятельности, взаимоотношений, познания.
В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:
- человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
- духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
- практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
- личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.
Развитие личности в дошкольном возрасте
... высокоразвитой личности. Дошкольный возраст занимает важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объём деятельности, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Развитие эмоциональной и мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Дошкольный ...
Уровни развития педагогической культуры
Основой профессиональной деятельности воспитателя ДОУ является знание возрастных и индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста. Учитывая их, воспитатель планирует дальнейшую работу: организовывает игровую деятельность, самостоятельную, учебную, конструктивную, изобразительную и др. Знание возрастных особенностей необходимо при использовании форм, методов и приемов работы с детьми: педагог учитывает закономерности развития познавательных способностей детей разного возраста.
Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Эти знания педагог использует при составлении программы, календарно-тематических и перспективных планов работы с детьми в разных возрастных группах.
Воспитатель ДОУ постоянно должен быть в курсе современных достижений педагогической науки в области дидактики и дошкольного образования. Для успешной реализации образовательной программы воспитания и обучения в дошкольном учреждении (комплексной или парциальной) внедряются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Воспитатель должен четко знать эти технологии, их цели, задачи, содержание, условия внедрения в образовательный процесс, эффективность предполагаемого результата.
Уровни развития педагогической культуры имеют следующие характеристики:
I. Адаптивно — репродуктивный. Педагог имеет формальное представление о цели педагогической деятельности. Собственный смысл деятельности пока не сформировался. Педагог в большей степени ориентирован на формирование системы знаний воспитанника, а не на его развитие. Он недооценивает важности самопознания, личностного и профессионального саморазвития. Как правило, некритически относится к достигнутому уровню знаний и умений. В мотивации педагогической деятельности преобладает тип внешней отрицательной мотивации (стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег, возможных наказаний или неприятностей).
В силу этого педагог испытывает страх перед возможными ошибками и неудачами, не способен конструктивно реагировать на них. Знания технологий весьма ограничены и неглубоки. В реализации технологий имеет место действие по образцу, непонимание цели конкретных действий. Отсюда низкая результативность деятельности.
II. Продуктивный. Педагог видит смысл педагогической деятельности в профессиональном саморазвитии, в развитии личности воспитанника, в формировании у них системы духовных и нравственных ценностей. Он осознает важность постоянной работы над собой. Проявляет интерес к собственной личности, стремление к самопознанию, самопониманию и саморазвитию. Однако это не стало пока нормой его жизни. Педагог признает за собой право (и святую обязанность), обучая, воспитывать и развивать личность воспитанника; не отказывает ребенку в изначальной природной одаренности, проявляет ценностное отношение к нему. Однако недостаточное владение технологиями педагогического взаимодействия, организации деятельности детей затрудняет установление положительной эмоциональной тональности отношений с детьми, решение задачи их развития. В мотивации педагогической деятельности педагога равно значимыми являются внутренние мотивы (удовлетворение от самого процесса и результата педагогической деятельности, возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности) и внешние положительные мотивы (потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег, стремление к продвижению по работе).
Особенности проектной деятельности педагогической направленности
... педагогический опыт, ощущают чувство принадлежности и удовлетворения от успехов и достижений своего ребенка. Организуя проектную деятельность в дошкольной образовательной организации, педагог ... помогая овладеть культурой мышления. Я считаю, что проектную деятельность необходимо вводить ... проектная деятельность, осуществляемая во взаимодействии с родителями, является одним из эффективных средств развития ...
Допустимо также небольшое преобладание внешней положительной мотивации над внутренней мотивацией.
III. Творческий. Педагог ясно осознает цель (смысл) собственной педагогической деятельности — развитие собственных сущностных сил, совершенствование внутреннего «Я» ради развития множества «Я» своих воспитанников. У него сформирована психологическая и операциональная готовность к самопознанию, самосовершенствованию, развитию других. Он уверен в собственных силах и в достижении результата. Он обладает развитой способностью к саморефлексии. Педагог владеет глубоким знанием технологий воспитания и развития детей, осознает причинно-следственные связи и зависимости. Осознанно, творчески выбирает необходимые средства реализации технологии. Деятельность его результативна. Преобладает внутренний тип мотивации деятельности. Педагог ориентирован на индивидуальную неповторимость каждого ребенка, обладает развитой способностью к эмпатии, к установлению положительной эмоциональной тональности отношений с детьми
Компоненты профессионально-педагогической культуры
воспитателя ДОУ
В качестве функциональных компонентов (далее функция) профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ мы выделяем: образовательную, воспитательную, развивающую, нормативную, коммуникативную, информационную, координирующую, рефлексивную и диагностическую.
Образовательная функция направлена на сознательное овладение воспитателями ДОУ дидактической теорией, системой профессиональных знаний, умений, навыков, социальным опытом в интересах личности и общества. Данная функция направлена также на удовлетворение информационных знаний, т.к. в настоящее время дошкольные учреждения именуются образовательными. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивают овладение содержательными и организационно-методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников в ДОУ.
Воспитательная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ отражает область воспитательной деятельности. Педагог на основе психолого-педагогических и специальных знаний воспитывает в себе убеждения, мотивы, ценности, нормы поведения в отношении окружающих людей и природного окружения. Данная функция связана с развитием духовности личности, направлена не только на педагога, но и на ребенка.
Развивающая функция профессионально-педагогической культуры заключается в том, что совершенствование и активизация дидактических знаний и умений воспитателей происходит одновременно с развитием профессионального мышления, памяти и речи, педагогических способностей, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Развитие профессионально-педагогической культуры воспитателей ДОУ
... одной области науки. Следовательно, данная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ является основой совершенствования его дальнейшей профессиональной деятельности. С реализацией координирующей функции профессионально-педагогической культуры связана ее образовательная функция. Рефлексивная функция. Согласно гуманитарно-культурологической ориентации в ...
Нормативная функция профессионально-педагогической культуры воспитателя ДОУ осуществляет регулирование в системе деятельности педагога. Знание норм педагогической деятельности воспитателю придает уверенность в правильности своих действий. Педагогические нормы, выполняя функцию ценностей, помогают воспитателю ДОУ выбрать наиболее оптимальные способы деятельности, утвердить идеалы и профессиональные приоритеты. Нормы педагогической деятельности направлены на разрешение противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, на обеспечение их сотрудничества и достижения совместных действия по воспитанию детей дошкольного возраста.