Предпосылки и условия социальной стандартизации

Контрольная работа

Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальная сфера в настоящее время достаточно сложна и противоречива. Игнорирование социального асᴨȇкта на протяжении всего ᴨȇриода реформирования экономики имеет негативные последствия для качества жизни населения: падение реальных доходов, расширение масштабов бедности и нищеты, рост неравенства в доходах, безработица, общее снижение жизненных стандартов; сокращение финансирования здравоохранения, образования, культуры; ухудшение состояния здоровья населения, снижение возможностей получения высококвалифицированной медицинской помощи. Это приводит к усилению социальной напряженности, непониманию и неприятию населением экономических преобразований.

Система государственной социальной стандартизации качества жизни населения должна способствовать стремлению освоить рыночные механизмы для эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни.

Цель контрольной работы – анализ формирования и использования социальных стандартов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить предпосылки и условия социальной стандартизации;
  • рассмотреть минимальные социальные стандарты и их место в формировании социальной защиты;
  • изучить основные требования, предъявляемые, к социальным стандартам;
  • выявить различие социальных стандартов, существующих в сознании людей и устанавливаемых государством.

Неразработанность многих теоретико-методологических положений социальной стандартизации и их практическая значимость определили выбор темы моей контрольной работы.

  1. Предпосылки и условия социальной стандартизации

Важнейшими элементами механизмов социальной политики социального государства являются государственные социальные стандарты (ГСС), то есть социальные нормы и нормативы, обеспечивающие реализацию гарантированных Конституцией социальных прав граждан и выступающие одновременно ориентирами в реализации социальной и экономической политики социального государства1.

Проблема социальной стандартизации имеет широкие границы, и ее конкретное содержание в значительной мере определяется состоянием экономики страны. На любом историческом этапе социально-экономического развития общество предъявляет определенные требования к уровню и качеству жизни. Эти требования различаются в зависимости от принадлежности человека к той или иной социальной, региональной или профессиональной группе. Совокупность этих требований и определяет стандарт жизни, или социальный стандарт.

7 стр., 3265 слов

Стандартизация. Виды национальных стандартов и их применение

... стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов; создание благоприятных условий для внешнеторговых, культурных и научно-технических связей. Функции стандартизации. Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация ...

В самом общем виде понятие социального стандарта характеризует сложившийся уровень потребления тех или иных благ, который признается большинством населения или представителей той или иной общественной группы людей приемлемым (нормальным) для себя. Такого рода социальные стандарты всегда существуют в сознании людей. Однако они не имеют жестких границ и документально не оформлены2.

Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм в качестве государственных минимальных социальных стандартов. Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий3.

Социально значимыми стандартами, характеризующими уровень предельно допустимых норм социального обеспечения, являются минимальный потребительский бюджет, прожиточный минимум, уровень бедности, черта бедности и др.

Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

Система минимальных потребительских бюджетов включает в себя:

  1. минимальный потребительский бюджет (МПБ);
  2. бюджет прожиточного минимума (БПМ).

Минимальный потребительский бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Прожиточный минимум представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина представляет собой набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется для трех основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В потребительскую корзину входит наиболее сбалансированный набор товаров и услуг, способный удовлетворить функциональные потребности человека в конкретных условиях4.

Уровень бедности – размер дохода лица, семьи, обеспечивающий минимальное удовлетворение жизненных потребностей.

Черта бедности – нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи за определенный период, который обеспечивает физический прожиточный минимум5.

19 стр., 9438 слов

Статистика социального развития и уровня жизни населения

... следующим образом: интегральные индикаторы социального развития и уровня жизни населения; показатели личных доходов населения; показатели расходов и потребления населения; показатели дифференциации населения по уровню жизни; показатели социальной сферы. Информационной базой для построения системы показателей социального развития и уровня жизни населения служат материалы выборочных исследований ...

Таким образом, социальные стандарты представляют собой меру потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Социальная защита населения, здравоохранение и образование – важнейшие направления социальной политики государства, обеспечивающие улучшение качества жизни людей в ключевых для жизнедеятельности общества сферах, которые невозможно достичь без выполнения социальных стандартов.

  1. Минимальные социальные стандарты и их место в формировании социальной защиты

Для решения задач в сфере потребления, обеспечения минимальных государственных социальных гарантий гражданам используются главным образом минимальные социальные стандарты. Однако для регулирования отношений в сфере экономики минимальных социальных стандартов недостаточно, так как их применение не создает необходимых стимулов для эффективного экономического развития.

Проведение рыночных преобразований потребовало коренных изменений в распределении ресурсов в обществе. Это привело к существенному ограничению роли государства и особенно его федерального уровня в распоряжении финансовыми ресурсами. При этом объем социальных обязательств государства не только не сократился, но и существенно возрос в связи с кризисным состоянием экономики.

Ситуация, сложившаяся в социальной сфере, характеризуется рядом негативных тенденций остается неустойчивой динамика реальных доходов населения, сохраняется высокий уровень дифференциации различных социальных групп по размеру денежных доходов, и при этом значительная их часть имеет доходы ниже прожиточного минимума. Недостаток ресурсов, которыми располагает государство, не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии граждан в сфере образования, здравоохранения и культуры. Острой проблемой для ряда регионов является задолженность по оплате труда работникам бюджетных организаций и выплате пенсий. Снижению остроты указанных проблем могла бы способствовать концентрация финансовых ресурсов бюджетов различных уровней на решении приоритетных задач социальной политики6.

Проектом ФЗ РФ «О государственных минимальных социальных стандартах» предусмотрено, что органами государственной власти различных уровней устанавливаются и обеспечиваются государственные минимальные социальные стандарты, отражающие основные жизненные потребности населения, выполнение которых гарантируется государством. Дальнейшее развитие нормы социальной стандартизации получили в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Социальные стандарты в качестве инструмента бюджетной политики и регулирования межбюджетных отношений закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации7.

Под государственными минимальными социальными стандартами следует понимать установленные законами Российской Федерации или решениями представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на определенный период минимально необходимый уровень социальных гарантий. Он выражен через социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах, общедоступных и бесплатных услугах, гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели. Определение государственных минимальных социальных стандартов должно проводиться в рамках действующего законодательства, с учетом отечественного и мирового опыта.

27 стр., 13252 слов

Правовые основы социального обеспечения детей-сирот в Российской Федерации

... выпускной квалификационной работы входят введение, две главы, заключение, список использованных источников. 1.1 Концепция правовой защиты детей-сирот, основные права на социальное обеспечение Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - одно из направлений государственной политики, гарантирующее ...

Для определения государственных минимальных социальных стандартов в сферах образования, здравоохранения, культуры и иных услуг было бы правомерным понятие стандарта связывать также с разрешенной к применению технологией, обеспечивающей определенное качество обслуживания.

Установление государственных минимальных социальных стандартов в Российской Федерации должно быть направлено на решение следующих задач:

  • совершенствование механизма реализации основных конституционных прав граждан;
  • социальную защиту населения и удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах и социальных услугах;
  • определение видов гарантированных социальных выплат и услуг за счет бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • обеспечение социальной стабильности и устойчивого развития общества;
  • сохранение единого социального пространства страны на основе выравнивания условий доступности потребления материальных благ и услуг в различных регионах России;
  • нормативное обоснование формирования и исполнения бюджетов, прежде всего на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов;
  • совершенствование межбюджетных отношений;
  • концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социальной политики;
  • оценку уровня социального развития Российской Федерации и отдельных ее субъектов8.

Таким образом, совокупность взаимосвязанных федеральных и региональных государственных минимальных социальных стандартов образует систему государственных минимальных социальных стандартов.

Важнейшим направлением использования государственных минимальных социальных стандартов является совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития.

3. Основные требования, предъявляемые, к социальным стандартам

Формирование системы государственных минимальных социальных стандартов Российской Федерации должно быть основано на следующих основных принципах:

  • безусловное соблюдение конституционных прав граждан;
  • общедоступность социальной защиты и социальных услуг, закрепляемых в качестве обеспечения государственных минимальных социальных стандартов;
  • распределение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, регулирующими процесс формирования и использования государственных минимальных социальных стандартов;
  • транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетного финансирования расходов по обеспечению государственных минимальных социальных стандартов;
  • всесторонняя обоснованность устанавливаемых государственных минимальных социальных стандартов;
  • предоставление всем социальным слоям и группам равных гарантий;
  • гласность и информированность населения о государственных минимальных социальных стандартах;
  • ответственность органов государственной власти и управления за применение и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов9.

При формировании системы государственных социальных стандартов следует исходить из действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих отношения в социальной сфере.

20 стр., 9564 слов

Современное состояние социального прогнозирования в Российской Федерации

... Прогнозы позволяют влиять на социальные процессы, повышать эффективность принимаемых решений, и избегать нежелательных для общества последствий. Сегодня прогнозирование - это неотъемлемая часть управленческой деятельности. Прогноз ... - изучение роли социального прогнозирования в современном обществе и выявление особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации. Цель курсовой работы ...

Целью разработки государственных минимальных социальных стандартов является их использование при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Поэтому выбор социальных нормативов и норм и их правовая регламентация в качестве государственных социальных стандартов должны ориентироваться, прежде всего, на компетенцию органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, включать наиболее массовые виды выплат населению и общедоступных и бесплатных услуг отраслей социальной сферы, финансируемые за счет бюджетов различных уровней. Выбранные для установления указанных стандартов показатели, характеризующие набор услуг, должны быть по возможности агрегированными и позволять рассчитывать финансовые нормативы для формирования бюджетов в соответствии с бюджетной классификацией10.