Социально-экономическое значение бюджета

Контрольная работа
  • Социально-экономическое значение бюджета.
  • В настоящее время актуальность приобретает изучение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов всех уровней, обеспечение снижения социальной напряженности в стране. Организация бюджетного процесса в государстве – немаловажная задача страны.

    Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    С юридической точки зрения, государственный бюджет — основной финансовый план образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их социально-экономического развития. Его главное назначение – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности страны. Он служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.

    Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда.

    Через государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые в дальнейшем перераспределяются и используются для целей государственного регулирования социально-экономического развития РФ и реализации финансово-бюджетной политики страны. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона.

    Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.

    Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.

    20 стр., 9564 слов

    Современное состояние социального прогнозирования в Российской Федерации

    ... особенностей социального прогнозирования в Российской Федерации. Цель курсовой работы предопределила решение следующих задач: социальное прогнозирование показатель российский описать предпосылки возникновения и сущность социального прогнозирования, факторы и принципы социального прогнозирования; рассмотреть социальное прогнозирование ...

    Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование приоритетных отраслей хозяйств, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство).

    Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы.

    Основными направлениями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу являются последовательной повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценностей, обеспечение независимости и достойной России роли в мировом обществе.

    Бюджет необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем для выполнения экономических, социальных и политических задач.

    Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

    1. Бюджет Российской Империи.

    Характерной чертой бюджетного дела этого периода являлась раздробленность, соответствующая характеру приказного строя управления. В эпоху Петра I предпринимаются попытки централизации бюджетной отчетности, в этот период теоретически оформилась идея ежегодного составления бюджета. В царствование Екатерины II были созданы условия для составления бюджета. Именно с Екатерининской эпохой связано появление ежегодных государственных росписей. В эпоху Павла I начинается утверждение проектов бюджетов. К этому же времени относится упрощение и улучшение бюджетной системы. Составление ежегодных сметных исчислений, первый опыт нормирования, составления, утверждения и исполнения бюджета относятся к эпохе Александра I. Манифестом 8 сентября 1802г. Об учреждении министерств на министров была возложена обязанность ежегодно в начале октября каждого года представлять министру финансов План или Табель расходов по их ведомству на предстоящий год, а на министра финансов – обязанность составлять ежегодно на основании этих Табелей подробный Штат общих государственных расходов, готовить Генеральную ведомость о доходах на будущий год и представлять их в ноябре на рассмотрение и утверждении императора через Комитет

    Меры по нормативному упорядочению бюджетного дела сопровождались не улучшением, а ухудшением финансового положения России в Александровскую эпоху. В этих условиях развернулась реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Идеи бюджетного законодательства были им развиты в «Плане финансов» (1810).

    12 стр., 5562 слов

    Тест: Ответы на тест по финансам бюджетных организаций

    ... Метод планирования бюджетных расходов: Ответ: программно-целевой ___________________________________________________________________ Вопрос: Минимальные государственные социальные стандарты включают: Ответ: нормативы в системе образования и здравоохранения ___________________________________________________________________ Вопрос: Минимальные государственные социальные стандарты разрабатываются ...

    «Планом финансов» 1 января 1810 г. Был образован Государственный Совет. Правила о составлении, установлении и исполнении Государственной Росписи вошли в Наказ Министру финансов 25 июня 1811г. Правила Наказа, в основу которых были заложены положения «Плана Финансов», составляли юридическую основу российского бюджетного дела вплоть до реформы 1862г. Подводя итоги Александровской эпохи, нужно обозначить веху в деле становления в России бюджетного законодательства. «Основным финансовым законом» М.М. Сперанского в России впервые формально была создана система русского бюджетного права, хотя реально в бюджетном деле преобразований не произошло. Значение Государственного Совета и Государственного Контроля было формализовано, и все бюджетное дело фактически сосредоточилось в руках комитета финансов и министра финансов. В царствовании Николая I обсуждение сметных проектов происходило в комитетах финансов, после чего проект бюджета предварительно одобрялся Императором, а затем вносился в Государственный Совет, после чего поступал на окончательное утверждение Императора с 1851г. Государственный Совет был привлечен к действительному участии в обсуждении проекта бюджета. С 1854 г. Был введен следующий порядок установления бюджета: ведомства вносили свои сметы в Департамент Государственной Экономии Государственного Совета, где они обсуждались и согласовывались при участии министров.

    Заключения Департамента поступали на утверждение, после чего министр финансов составлял проект Государственной Росписи и вносил его в комитет финансов. Журнал Комитета и проект представляли Императору, а затем проект вносился в Государственный Совет, после чего проект утверждался Императором. Эта процедура рассмотрения и утверждения бюджета действовала до реформы 1862г. Вопрос о реформе бюджетного устройства был поставлен в первые годы царствования императора Александра II в связи с необходимостью совершенствования отчетности и контроля. 22 мая 1862г. Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении Государственной Росписи и Финансовых Смет министерства Роспись государственных доходов и расходов на 1863г. Была составлена по новым правилам. В общем государственном бюджете были объединены все государственные ресурсы. Все министерства вошли в подчинение единого независимого Государственного контроля. Бюджетные акты 1862г. Ликвидировали дореформенную эпоху и стали исходным пунктом для развития Российского бюджетного законодательства. Политически Россия оставалась дореформенной. Опубликование Манифеста 17 октября 1905г. И учреждение Государственной Думы внесли новые начала в бюджетную законодательную практику. Государственная Дума наряду с реформированным Государственным Советом была привлечена к рассмотрению государственного бюджета. С установлением бюджетных Правил 8 марта 1906года о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России возникло настоящее бюджетное право. Первая государственная роспись, одобренная Думой, была принята на1908 финансовый год.

    1. Развитие бюджетной системы России в 1917-1990гг.

    В течение всего периода революции и гражданской войны с 1917 по 1920 гг. шло непрерывное разрушение экономики, падение промышленного и сельскохозяйственного производства.

    В результате Октябрьской революции, начавшейся Гражданской войны и интервенции экономика страны была почти полностью разрушена. Ликвидация международных торговых связей привела к тому, что Россия оказалась полностью оторванной от международного рынка. Гражданская война шла вдоль основных транспортных (железнодорожных, водных, гужевых) магистралей, что крайне затрудняло продуктообмен города и деревни. Произошло резкое падение промышленного производства. Промышленность работала в основном на военные цели. В стране был товарный голод. Валовая продукция промышленности страны в 1920 г. составила 20% от уровня 1913 г. Особенно сильно пострадала крупная промышленность. Ее валовая продукция в 1920 году составляла 12% от уровня 1913 г.

    13 стр., 6176 слов

    Эффективность государственного управления

    ... показатели и критерии эффективности управления; рассмотреть оценку эффективности муниципального управления; рассмотреть оценку эффективности государственного управления. 1. Содержание и сущность эффективности управления 1.1. Понятие эффективности управления Описанию эффективности государственного управления, как и собственно управления, посвящено множество научных работ. Тем не менее, ...

    Валовое производство мелкой промышленности сократилось до 44% от уровня 1913 г. Грузооборот всех видов транспорта в 1920 году составил 17% от 1913 года, а без учета воинских грузов и нужд самой дороги всего 12%.

    Произошло значительное сокращение сельскохозяйственного производства. В 1921 г. валовая продукция сельского хозяйства составила 67% от уровня 1913 г., причем в гораздо большей степени, в 2,5 раза сократилась товарность сельскохозяйственного производства.

    После революций и войн на Россию обрушилась новая беда – голод зимы 1921-22 годов. В городах голодало 20% населения. Одной из причин была жестокая засуха в Поволжье. Но главная причина была в отсутствии каких-либо продовольственных резервов и в продразверстке. Весной 1920 года у многих крестьян был конфискован даже семенной фонд. В результате голода погибло не менее 5 млн. человек, в т.ч. около 1 млн. крестьян.

    После национализации промышленности товарооборот стал натуральным, денежное обращение было практически ликвидировано. В 1918-20 гг. был полностью разрушен свободный рынок. Государство стремилось заменить денежный оборот организованным обменом и распределением продуктов. Производилось директивное снабжение госпредприятий ресурсами. Торговли фактически не существовало, она была заменена заготовкой и распределением сельскохозяйственных продуктов и промышленных изделий по твердым ценам или бесплатно. Этих продуктов было недостаточно даже для покрытия минимальной потребности населения. Нормировались и оптовые, и розничные цены.

    Весь рыночный товарооборот сводился к нелегальной базарной торговле вещами и продуктами. С вольным рынком и рыночными отношениями велась борьба. Торговля преследовалась и перешла на нелегальное положение, что вызвало рост «подпольной» спекуляции. Также было распространено «мешочничество», когда горожане ездили по деревням и обменивали там промышленные товары на продукты питания. Недостаток продовольствия вызвал с конца 1917 г. усиленный рост цен на продовольствие.

    Продукты изымались принудительно. Крестьяне были вынуждены все излишки, а чаще всего и часть самого необходимого, сдавать государству без всякого эквивалента, т.к. промышленных товаров почти не было. В 1918-1920 гг. происходили массовые выступления крестьян. От продразверстки уклонялись также путем сокрытия зерна, перевода зерна в самогон и другими способами. У мелкотоварного сельского хозяйства не было стимула сохранять производство на имеющемся уровне, тем более расширять. Недостаток тяги, рабочей силы, изношенность инвентаря приводили к сокращению производства.

    44 стр., 21902 слов

    Качество жизни населения

    ... и уровни «качества жизни населения» Качество жизни – категория, отражающая объективные условия существования и их оценку на уровне общества и индивида. Объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные. Субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и ...

    Абсолютное количество сельского населения с 1913 по 1920 г. почти не изменилось, но процент трудоспособных в связи с мобилизациями и результатами войны заметно понизился с 45% примерно до 36 %. Площадь запашек сократилась за 1913-1916 гг. на 7 %, а за 1916-1920 гг. – на 20,3 % Производство ограничивалось лишь собственными потребностями, стремлением обеспечить себя всем необходимым. В Средней Азии практически прекратилось выращивание хлопка, вместо этого стали сеять хлеб. На Украине резко сократились посевы сахарной свеклы. Это вело к снижению товарности сельского хозяйства, т.к. свекла и хлопок – высокотоварные культуры. Сельское хозяйство стало почти полностью натуральным.

    Вплоть до 1921 г. экономическая и политическая жизнь страны проходила в соответствии с политикой «военного коммунизма», политикой полного отказа от частной собственности, рыночных отношений, абсолютного контроля и управления со стороны государства. Управление было централизовано, предприятия и учреждения на местах не имели никакой самостоятельности. Это явление получило название «главкизм» и «центризм». Но все эти кардинальные изменения в экономике страны были введены стихийно, не были спланированы и жизнеспособны. Такая жесткая политика лишь усугубляла разруху в стране. Это было время топливных, транспортных и других кризисов, падения промышленности и сельского хозяйства, нехватки хлеба и карточного распределения продуктов.

    В стране был хаос, постоянно происходили стачки и манифестации. В 1918 г. было введено военное положение. Для выхода из создавшегося в стране после войн и революций бедственного положения необходимо было произвести кардинальные социально-экономические изменения. Политика «военного коммунизма» была «политикой командования в осажденной крепости». «Военный коммунизм» своей стихийностью и экстремизмом подходил для периода революции и гражданской войны, но начинать восстановление экономики при нем было невозможно. Для выхода из сложившейся ситуации советская власть пошла на компромисс и провозгласила «новую экономическую политику», сочетавшую директивное управление с рыночной самоорганизацией экономики.