1.1 Сущность понятия «личность» в зарубежной психологии.
Психология личности стала экспериментом в первые десятилетия двадцатого века. Исследования в области психологии личности велись очень давно, можно выделить три периода в истории исследований: философско-литературный, клинический и экспериментальный. Первый период берет начало от работ древних мыслителей и продолжается до начала девятнадцатого века, в нем решались проблемы нравственности и социальной природы человека, его поведение и поступки. Наряду с философами и писателями появился этап, когда врачи-психиатры начали вести свои наблюдения за личностью больного в клинических условиях. Они делали профессиональные заключения, связанные с лечением больных, но и делали общенаучные выводы о природе становления человеческой личности. В двадцатом веке изучением личности начали заниматься вплотную, в особенности придавали изучению экспериментальный характер, необходима стала математическая обработка данных.
В определении личности следует выделить, прежде всего, ее социальную сущность.
Каждый рождается человеком, но личностью он становится в процессе общественной, социальной и трудовой деятельности.
Необходимые свойства личности, которые передаются по наследству, являются особенностями нервных процессов торможения и возбуждения, такие особенности как рост, телосложение, вес и другие. Однако биологические особенности личности человека не считаются главными в определении личности.
В психологии личности характер человека очень отличается друг от друга, например, часто встречаемые гармонично развитые, весьма прогрессивные и односторонние, слишком высоконравственные и подлые. Но каждый тип характера является весьма неповторимым.
Личность считается основной категорией и предметом для изучения психологии личности. Личность является слиянием привычек и предпочтений, психическое настроение, тонус, необходимые приобретенные знания, которые определяют дальнейшее каждодневное поведение и связь с обществом и природой.
Понятие личности начало складываться еще с древнейших времен. В зарубежной психологии понятию личности уделяли большое внимание, такие известные ученые, как:
1.У.Джеймс, который выдвигал определение личности, как возникающее
2. Согласна З.Фрейду, личность означает замкнутую в себе биологическую индивидуальность, которая живет в обществе и противостоит или оказывает на нее влияние. По его мнению, источником активного состояние являются влечения на подсознании, например влечения к смерти, которые проявляются роковым образом. Значит, смысл жизни состоит в удовлетворении биологических потребностей человека.
Связь памяти с личностью человека
... памяти у детей. У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, объем памяти и ... С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2002. -720с. Слободчиков В.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995. -384с. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти/ Под ред. Ю. Б. ...
3. Американский психолог В.Джеймс объяснял, что личность это есть общий итог того, что человек называет своим, например, собственное тело, силы, но еще и то, что принадлежат ему: дом, дети, друзья, собственность и так далее. От этого, потеря личности ведет к потерям собственности человека тоже.
Таким образом, понятие личности получило достаточно широкое развитие в зарубежной психологии.
Все предложенные определения можно свести к одному понятию личности. Личность в зарубежной психологии — это тот набор психических особенностей и предпочтений человека, различных привычек и психологического настроя человека. 1
Личность считается одной из самых сложных по пониманию категорий в психологии. Личность используют в разных областях психологии: социальной, возрастной, юридической, медицинской и так далее. В разных случаях акцент делается на разный акцент изучения личности. Понятие личности так же используют для социальной и уникальной черты в человеке, а так же рассматривается как стадия необычного, неповторимого, индивидуального в человеке.
В психологии существует большое количество определений личности, но любое из них не является общепризнанным и охватывающим понятие личности. В 1937 году Г. Олпорд проанализировал около 50 известных тогда определений личности, чтобы, взяв из них самое ценное, сформулировать собственное определение: личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которая определяет его поведение и мышление.
Основой становления личности является ее психическая структура, так как психическая структура личности представляет полное и единое образование, совокупность социальных свойств, отношений, качеств, неких алгоритмов действий и поступков человека, которые сложились при жизни и которые определяют поведение и деятельность.
В психологии существовало несколько точек зрения на внутренне строение личности. Известной стала динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.
Наиболее важными источниками развития личности являются:
1) врожденные биологические факторы, такие как инстинкты, врожденные тенденции.
2) врожденные психологические факторы, такие как, например, идеи.
3) социальные факторы развития личности, такие как воспитание,.
4) взаимодействие врожденных и приобретенных факторов;
5) субъектно-объектное взаимодействие, такие как деятельностные факторы.2
Считается, что личность это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие человека. Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, то есть он взаимосвязан с другими людьми.
Личность очень часто определяет человека как совокупность его социальных, приобретенных раннее качеств. Когда человек появляется на свет, как индивид , он приобретает социальные качества, он становится личностью. Итак, можно сделать вывод, что личность — это тот человек, который взял в себя психические характеристики. Характеристики определяют различные нравственные поступки человека, которые имеют существенное значение для него самого и окружающих.
По возрастной психологии «Развитие самосознания в младенчестве. ...
... – суть кризиса одного года. 2.Развитие самосознания в младенчестве . В первый год жизни складываются предпосылки для дальнейшего развития личности - «предличностные образования» (Н.Н.Авдеева, C.Ю. Мещерякова). Младенец ... уникальностью. Такое отношение к ребенку формирует у него положительное отношение к людям и положительное самоощущение, когда он переживает свою значимость для близких. Это ...
1.2Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии.
По мнению зарубежных психологов, в психологии нет единого понимания личности, но большое число исследователей уверены, что личность есть формирующаяся при жизни и индивидуально своеобразная совокупность особенностей и мышления данного человека, его чувства и поведение. Множество ученых считает, что человека не рождается личностью, а ею становится.
Непонятно одно, как же происходит становление личности. Представители разных направлений имеют различные воззрения этой проблемы.
В истории зарубежной психологии выделяются следующие направления в теории изучения личности:
1. Биогенетический подход.
Этот подход ставит главным образом развитие биологического созревания организма, так как самые основные свойства человека закладываются в самой его природе. Согласно Фрейду все поведение Личности обусловлено биологическими влечениями, инстинктами и в первую очередь сексуальными влечениями.
Структура Личности по Фрейду имеет следующие уровни (компоненты):
- ОНО – бессознательная часть психики, «бурлящий котел» биологических, инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных;
- Я – сознание. На Я воздействуют три силы: «ОНО», «Сверх-Я» и общество предъявляет свои требования человеку. «Я» старается установить гармонию;
- «Сверх-Я» – совесть, служит носителем моральных стандартов.3
2. Социогенетический подход.
В этом подходе человек рождается биологической особью, личность человека становится благодаря действию социальных условий жизни. Главное значение отводится общению, взаимопониманию, но все же экономико-политические отношения людей и их влияние на развитие личности при этом не учитывается.
Другой концепцией этого ряда служит теория научения. Жизнь Личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения сумм и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер).Так же очень популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она начинается с того, что каждый человек в своей жизни играет предназначенную только ему одному роль. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношение с другими людьми
3. Психогенетический подход.
В нем не отрицается ни биологии, ни среды, но на главный план выдвигается собственное развитие психологических процессов личности. В нем можно выделить 3 течения.
1)Концепции, в котором объясняется поведение главным образом в терминах эмоций, влечений, называют психодинамическими. Эти концепции прописаны известными учеными Ж. Пиаже, Дж. Келпи.
2)Концепции, которые выделяют предпочтения по развитию познавательных способностей и интеллекта,называются когнитивистскими(от “когнитивный”-познавательный).
Волевые качества личности и их развитие у человека
... в психологии личности основное внимание сосредоточено на велении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями Оли занимается также психология саморегуляции ... концепции человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения ...
3) Концепции,при которых в центре внимания стоит развитие личности в целом, называются персонологическими.(К.Бюллер)
В таблице указаны все стадии и фазы возникновения личности.
Основной целью изучения личности как науки — объяснить, что представляет собой личность, каковы механизмы её функционирования. Другая цель изучения личности, разработка методов психологической помощи людям. Дело в том, что на основе методов изучения личности разрабатываются методы психотерапии.4
Проанализировав разные подходы к изучению личности, можно выделить основные проблемы:
1.Процессуальные характеристики личности (мотивационные, эмоциональные, волевые процессы — причины поведения и изменения личностных особенностей).