Организация теоретико-прикладного социологического исследования

Предметом изучения в контрольной работе является социология.

Объект изучения – организация социологического исследования (теоретико-прикладной аспект).

Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что социология это наука о процессах в области человеческих взаимоотношений, наука о обществе. Знания о процессах, происходящих в обществе возникают не на простом месте. Для того, чтобы изучить процессы общественной жизни необходимо формировать социологические исследования, которые позволят доказать или опровергнуть сложившиеся гипотезы.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

  • дать характеристику целей социологического исследования;
  • представить методику определение объекта исследования и предмета исследования;
  • дать описание основных этапов социологического исследования;
  • описать важность гипотезы для социологического исследования.

1. Определение цели социологического исследования

Цель конкретного социологического исследования — общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его осуществления, реализация. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур. Конкретно социологическое исследование направлено на решение практических задач социальной проблемы, построение предположений о возможном развитии процесса, разработку обстоятельно аргументированных программ совершенствования объекта. Программа должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется социологическое исследование, т. е. какова цель исследования.

Важнейшей методологической частью программы — определенные цели и задачи исследования. Задача социологического исследования — совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы. Основные задачи исследования определяет поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения проблемы? Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии и выдвигаются дополнительные задачи. Так, изучение состояния идейного воспитания в трудовом коллективе на ее магистральных направлениях может предполагать решение трех основных и ряда дополнительных задач. Первая основная задача: анализ состояния идейно-политического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут включать: а) изучение работы системы специального образования; б) оценку эффективности проведения единых политдней; в) анализ участия администрации, инженерно-технических работников в воспитании коллектива и т. д. Вторая основная задача: анализ состояния трудового и экономического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут предполагать изучение: а) состояния производственной дисциплины; б) деятельности наставников по формированию трудовых навыков и профессионального мастерства молодых рабочих; роли экономической учебы в формировании современного экономического мышления и т. д. Третья основная задача: анализ состояния нравственного воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут быть нацелены на выяснение: а) роли лекционной пропаганды в формировании нравственных идеалов, мотивов, ценностных ориентаций трудящихся; б) влияния межличностных отношений с коллективе на характер морально-психологического климата в нем; в) действенности общественного мнения в борьбе с негативными явлениями и т. д.

22 стр., 10974 слов

Исследования позволило сформулировать проблему исследования, ...

... физического воспитания и самостоятельных занятий. Задачи исследования: 1. Изучить основы базовой подготовки дзюдо как вида спорта 2. ... З.Ольшевский считает, что при определении содержания техникотактической подготовки дзюдоистов на начальных этапах обучения, необходимо установить ... (1985), в которой автор, обращаясь к проблеме рационального расширения образовательных программ по акробатике, предлагает ...

Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы. Значит, в исследовании, ориентированном на решение теоретических научных проблем, основными выступают теоретические задачи, а практические задачи — неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи — основные, теоретические.- неосновные. Основные задачи соответствуют целям исследования, неосновные — ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой.

Похожие работы

42405

0

0

-.. данных. Таким образом, мы рассмотрели основные методологические вопросы социологического исследования и переходим освещению конкретных методов сбора данных. Методы сбора данных в исследованиях общественного мнения воинского коллектива. Существует три принципиальных класса методов сбора первичных эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения однако, …

71987

3 стр., 1350 слов

Изучение методов социологического исследования

... программы исследования, анализ классификации основных методов социологического исследования, составление общей таблицы основных методов исследования, описание организации и выявленной PR проблемы в ней и изучение применения методов исследования на примере этой организации – это задачи курсовой работы. Для ...

0

0

-.. день и существующие к ней подходы. Специальный раздел отчета отводится проблемам методологии — выбору и обоснованию инструментария исследования, типологии выборки, методов сбора социологической информации. Здесь же оговариваются «невидные» недостатки инструментария выполненного социологического исследования. Этот пункт методологически важен для дальнейшей разработки проблемы. Заключает отчет …

39066

0

0

-.. самом тесном сотрудничестве с представителями общественной практики — особенно с лицами, принимающими участие в руководстве фирмой или государственном и общественном руководстве. [17] 1.3 Интерпретация результатов социологических исследований Наконец наступает момент, когда мы должны составить из отдельных фрагментов единую картину. Насколько мы преуспели в том, чтобы сформулировать именно …

75410

8

1

-.. сбора первичной социологической информации. В са­мом деле, оперативность, простота, экономичность этого метода де­лают его весьма популярным и приоритетным по сравнению с дру­гими методами социологических исследований. Однако эта простота и доступность нередко являются кажущимися. Проблема состоит не в проведении опроса как такового, а в получении качественных его данных. А для этого необходимы …