Антропоцентризм и гуманизм в эпоху Возрождения

Контрольная работа

Возрождение – философского и социологического учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Схоластика оставалась официальной философией в эту эпоху, но появление культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела некоторую перспективу антишкольная направленность. Прежде всего, она проявилась в этике. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Натбольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально — математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы. Определяющими чертами натурфилософского направления в философии были: метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм — предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире. Огромные социально-экономические изменения нашли отражение во многих социологических концепциях, характеризующихся пониманием общества как суммы изолированных индивидов. В борьбе со средневековым теократизмом в культуре возрождения возникают гуманистические, антропоцентрические мотивы.

  1. Основные черты философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, гуманизм

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия.

7 стр., 3469 слов

Данте и философия Раннего Возрождения

... Возрождения, основывается на том, что Бог - в природе. Отождествление Бога и природы названо пантеизмом. При этом природа выступает овеществленным первоначалом всего сущего. Философию Возрождения ... начало XVII в.. 2. Данте Алигьери Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса ... Трактат "Пир" (Convivio) был написан Данте, по его утверждению, для того, чтобы заявить о ...

Но самое главное – была сломлена диктатура церкви. Это было важнейшим условием расцвета культуры эпохи Возрождения.

Светские интересы, чистокровная земная жизнь человека противопоставлялись феодальному аскетизму, призрачному «потустороннему» миру. Петрарка, неустанно собирая древние рукописи, просит «залечить кровавые раны» родной Италии, растоптанной сапогами иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Боккаччо в своем «Декамероне» высмеивает развратное духовенство и паразитическое дворянство, прославляя любознательный ум, желание угодить и буйную энергию горожан. Сатира «Похвала безумия» Эразма Роттердамского, роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, остроумные, полные презрения и насмешек «Письма темных людей» Ульриха фон Гуттена выражают гуманизм и неприемлемость старого средневековья идеология.

Великие итальянские художники, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти оказали огромное влияние на развитие идей гуманизма. Леонардо да Винчи посвящает свои творения — произведения живописи, скульптуры и архитектуры, произведения математики, биологии, геологии, анатомии человеку, его величию. Как автор Тайной вечери, Моны Лизы и многих других всемирно известных шедевров он оказал сильное влияние на гуманистические принципы эстетики Возрождения.

Микеланджело Буонарроти в своих картинах «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» подтвердил физическую и духовную красоту человека, его неограниченные творческие возможности.

Вся культура Возрождения, его философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. утверждается новый критерий оценки общественных отношений — человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения представил себя как свободная секулярная мысль, противостоящая средневековой схоластике и духовному господству церкви.

Кроме того, гуманизм эпохи Возрождения утвердился через ценностно-нравственный акцент философии и литературы. Уже простой перечень работ философов эпохи Возрождения дает представление об этом: «О преимуществе и превосходстве человека» – Фацио, «О наслаждении как истинном благе» – Лоренцо Валла, «О благородных нравах и свободных науках» – Верджерио, «О достоинстве» – Манетти, «Против лицемерия» (два разных трактата с этим названием, написанные Леонардо Бруни и Поджо), «О благородстве законов и медицины» – Салютати, «О средствах против счастливой и несчастливой судьбы» – Петрарка и т.д.

Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Это была роль, которую древняя культура сыграла в формировании культуры новой эпохи и определила название самой этой эпохи, например, Ренессанс или Ренессанс.

4 стр., 1555 слов

Проблема человека в философии Возрождения

... общие характеристики мировоззрения человека эпохи Возрождения. Теперь перейдем к рассмотрению собственно философских учений [6, c.77]. Проблема человека в философии Возрождения РОЖДЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ, ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА ... против верховного первосвященника”. Может быть наибольшую “дерзость” Лоренцо Валла проявил в своем сочинении “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной ...

Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности – Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения: 1. Реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени – XV в. 2. Возникновение собственной своеобразной философии, основным течением которой была натурфилософия – XVI в.

Обращают на себя внимание философские воззрения итальянского гуманиста Лоренцо Валла (1407–1457).

Он создал этическое учение, одним из источников которого была этика Эпикура. В основе всех размышлений Лоренцо Валла об этике лежит идея о стремлении всех живых существ к самосохранению и исключению страдания. Жизнь – высшая ценность. а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости.

Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелево-томистской традиции, согласно которой человек считался причастником Бога через двойственную природу души как неразумного и разумного, смертного и бессмертного. Валла считает, что душа — это нечто единое, хотя она определяет такие функции, как память, разум и воля. В ощущениях распознаются все способности души: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Валла — сенсационалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и нравственной деятельности.

Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Удовольствие определяется Валлой как «благо, к которому все стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно удовольствие объявляется «высшим благом».

Лоренцо Валла подчеркивает разницу между тем, как он понимает высшее добро, и тем, что Августин подразумевает под высшим добром. Для Августина высшее благо — это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. Для Валлы высшее благо — это любое удовольствие, которое человек получает в своей жизни, если это его жизненная цель. В работах Валлы мы находим такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе.

Аскетическим добродетелям он противопоставляет светские добродетели: добродетель не только в перенесении бедности, но и в том, чтобы разумно пользоваться богатством; не только в воздержании, но и в браке; не только в послушании, но и в том, чтобы мудро управлять. Попытка вывести мораль из человеческой природы была очень важна для идеологии гуманизма. Исследователи считают, что в развитии этических проблем Лоренцо Валла занимает место между Эпикуро и Гассенди.

8 стр., 3920 слов

Образ человека в философии Эпохи Возрождения

... знанию. Не знатное происхождение, богатый внутренний мир, настойчивость, яркость, талант — становятся мерилом человеческой личности. Гуманисты эпохи возрождения говорят о принципиальности, доброте человека, равенстве вех людей независимо от рождения. Для гуманистов ...

Если Лоренцо Валла – гуманист первого периода Возрождения, то Мишель Монтенъ (1533–1592) – второго периода.

М. Монтеня называют « последним гуманистом». Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров – опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного – ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально «Опыты» задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако вскоре он почувствовал, что им нужны комментарии, причем довольно солидные, основанные на личном опыте.

В течение своей жизни Монтень исправлял, интегрировал «Эксперименты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, определенное противоречие, которое Монтень пытался устранить. Он искал истину.

Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог – абсолютное бытие, а человек, как его творение – исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей… Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…».

Монтень движется скептицизмом в поисках истины, в ответах на возникающие вопросы. Но он связан не только с поиском истины, но и с путями и путями, ведущими к ней, помогая тем самым ответить на вопрос: «Как может человек прожить свою жизнь?» В отличие от скептиков, Монтень не отказывается от истины, он исследует самые разные точки зрения. Но для него истина едина, едина и неделима: ею можно полностью владеть или не владеть вовсе. Сомнение Монтеня направлено на то, чтобы активизировать ум, а не отрицать его.

Своими философскими рассуждениями Монтень дал мощный заряд как позднему Возрождению, так и философии Нового времени. Его «Опыты» представляют несомненный интерес и для современных людей.

Одним из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как якобы высшей власти на Земле, был Никколо Макиавелли (1469–1527).

В нем есть обоснованность необходимости светского государства: он утверждал, что побуждающими мотивами к деятельности людей являются эгоизм, материальные интересы. По словам Макиавелли, люди скорее забудут смерть отца, чем потерю собственности. именно из-за первобытного зла человеческой природы, стремления к обогащению любыми средствами, становится необходимым сдерживать эти человеческие инстинкты с помощью особой силы, которой является государство. В своих произведениях «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Князь» флорентийский философ приходит к убеждению, что именно право, юридическое мировоззрение людей, которое может воспитать только государство, а не церковь, создаст необходимый порядок в обществе.

Макиавелли заявляет, что церковь пошатнула основы государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила желание служить государству в людях. В трактате «Государь» он исследует способы создания сильного государства в условиях, когда у людей не развиваются гражданские добродетели. К ним относится поведение суверена по отношению к своим подданным и союзникам в том смысле, что человек не может иметь добродетель в одиночку или твердо им следовать. Поэтому благоразумный государь должен избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, и воздерживаться от всего остального, насколько это возможно, но не более того. Так что хорошо иметь славу великодушного государя, но в то же время всякий, кто проявляет щедрость, чтобы считаться щедрым, причиняет себе вред.

8 стр., 3667 слов

Проблема человека, общества, государства

... государстве. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора, соглашения, но, возникнув, оно отделилось от общества и подчиняется коллективному мнению и воле людей, имея абсолютный характер. Понятия добра и зла различаются только государством, человек ...

Макиавелли рассматривает и такие вопросы: «Что лучше: внушать любовь должны держать слово?», «Каким образом избегать ненависти и презрения?», «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?», «Советники государей», «Как избежать льстецов?» и др. Очень современно звучат многие советы Макиавелли. Поэтому он утверждает, что «ум правителя в первую очередь оценивается по типу людей, которых он приводит к нему».

Макиавелли также предупреждает о такой слабости, от которой сложно защитить правителей, если они не отличаются особой мудростью и знанием народа: это лесть. Он считает, что благоразумный государь должен найти несколько мудрых людей и им предоставить право высказывать все. что они думают, не боясь государя, и при этом советники должны знать, что чем безбоязненнее они выскажутся, тем более угодят государю. Однако государь должен идти к принятию решения сам.

Макиавелли подводит к выводу, что все средства дозволены для достижения политических целей, и хотя государь должен руководствоваться общепринятыми нормами морали в поведении, он может с ними не считаться в политике, если это будет содействовать усилению государственной власти. Князь, вступивший на путь создания сильного государства, должен руководствоваться политикой «кнута и пряника», сочетающей в себе качества льва и лисы. Коррупция, убийство, отравление, измена — все это разрешено в политике, направленной на укрепление государственной власти.

Впоследствии действия политиков, игнорирующих нормы морали в достижении политических целей, бесстыдно использующих нечеловеческие средства для достижения своих целей, были названы макиавеллизмом. Макиавелли не изобретал эти принципы, он видел их и обобщал их, и они встречаются на каждом этапе истории человечества.

  1. Антропоцентризм философии