На уроках ученикам обычно кратко объясняют о взаимоотношениях между людьми. Лучше понять тему поможет конспект, который можно будет использовать для сочинения или сообщения. Межличностное взаимодействие формируется у человека с самого рождения и на протяжении всей жизни. Сначала дети учатся выстраивать отношения с обществом с помощью родителей, воспитателей и учителей. Через определённое время личность сформировывается, а последующее взаимодействие с окружающими зависит от его индивидуальных особенностей и умения общаться.
Некоторые считают, что любые взаимоотношения являются межличностными, однако многие отечественные (Г.М. Андреева, Боголюбов Л. Н.) и иностранные психологи (Дж. Морено, Э. Берн) думают иначе. Также существуют социальные связи, которые представляют собой взаимодействие ролей в социуме. Эти единицы не связаны с личностью. К примеру, в трудовом коллективе ролью считается директор, менеджер по персоналу, секретарь, оператор и т. д. Отношения между ними складываются в соответствии с должностными обязанностями, ролевым поведением и целями социальной группы.
Такое взаимодействие имеет несколько отличительных особенностей:
- Отношения формируются постепенно в процессе общения личностей.
- В основе взаимодействия лежат чувства, эмоции и оценивание партнёрами друг друга.
- Люди выступают в качестве неповторимых индивидуальностей, которые имеют собственные уникальные черты характера и эмоциональной сферы.
- Особенности каждой личности могут быть устойчивыми или меняться даже на противоположные.
Межличностное общение индивидуально. Не существует двух пар личностей, которые бы имели одинаковые взаимоотношения. Развитие межличностных отношений зависит от характера взаимодействия и эмоций людей.
Эмоциональная сторона
Многие психологи считают эмоциональную составляющую основой в межличностном взаимодействии. Даже при деловом характере взаимоотношений через какое-то время у людей формируются эмоции, которые они вызывают друг у друга. В таких отношениях важна эмпатия. Она означает осознанное сопереживание партнёру и желание поддержать или помочь ему.
От эмоциональной стороны межличностных отношений зависит продуктивность совместной деятельности и психологический климат в группе, который положительно влияет на взаимоотношения между людьми. В семье благоприятная атмосфера складывается на основе доверия, привязанности и взаимной заботы.
Межкультурное взаимодействие в современном обществе особенности, тенденции
... культурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания. Межкультурное взаимодействие в современном обществе: особенности, тенденции Межкультурное взаимодействие - ... руководителей и предпринимателей всех уровней показали, что успех в любом виде международной деятельности во многом зависит от степени подготовки российских представителей в области межкультурной ...
Люди, владеющие эмпатией, умеют радоваться чужим успехам. Они лучше предрасположены к формированию гармоничных отношений с другими, а окружающим приятно общаться с позитивно настроенными личностями. Взаимная неприязнь создаёт неблагоприятный психологический климат, который вызывает у людей тревогу и отбивает желание контактировать.
Уровни взаимоотношений , Эти нюансы позволяют выделить 3 уровня взаимоотношений:
- Перцептивный. На этом уровне происходит восприятие личностями друг друга. Они пытаются узнать и осознать индивидуальные черты, характеристики и другие особенности партнёра. Хотя отношения только зарождаются, иногда люди сразу испытывают симпатию или неприязнь с первой встречи.
- Взаимное притяжение или отталкивание. На втором уровне возникшее чувство симпатии заставляет людей пытаться узнать о партнёре больше. Они стараются найти новые особенности в другом человеке. Если же личности испытывают друг к другу неприятие, эта эмоция усиливается и перерастает в ненависть.
- Интерактивный. Люди, которые испытывают симпатию к партнёру, начинают активно общаться и искать общие интересы. Ненавидящие друг друга личности, не имеющие возможности избежать контакта, тоже взаимодействуют, но на основе конфликтов.
Эти уровни проходят любые межличностные взаимодействия. Когда отношения достигают максимальной степени эмоциональности, чувства начинают ослабевать. Они переходят в привязанность или привычку. А ненависть сменяется обычной неприязнью.
Классификация отношений
Межличностные связи классифицируют по разным признакам, например, по цели и характеру. В учебной литературе они представлены в таблицах, которые можно использовать для презентации к уроку.
По цели межличностные связи бывают первичными и вторичными. В первом случае люди общаются друг с другом на равных правах, не нуждаясь в чём-то. Вторичные отношения формируются при наличии какой-то необходимости, например, оказании помощи или услуги одной личности другой.
Для неформальных контактов не существует рамок
Разновидности взаимодействий
Межличностные взаимоотношения также разделяют на несколько видов. Каждая разновидность имеет свои особенности.
Основные виды межличностных отношений:
- Знакомые. Эта разновидность взаимодействия считается самой обширной и включает множество людей из окружения. К такому виду связей относятся даже люди, которые знакомы человеку только визуально.
- Приятели. Такие связи базируются на взаимной привязанности, а также желании обеих сторон проводить время вместе и поддерживать взаимоотношения.
- Товарищи. Участников этих взаимоотношений объединяет общая деятельность. Личности, поддерживающие товарищеские связи, имеют общую цель, которую они желают достичь в группе.
- Друзья. Для формирования этих отношений необходимо много времени, усилий и определённых личностных качеств. Такие связи приносят человеку большую пользу в эмоциональном плане. Кроме того, друзья оказывают друг другу моральную поддержку и стараются помогать в разных делах.
- Любовные отношения. Гармоничные связи развиваются на благоприятном фоне и тоже требуют много усилий и времени. Любовь выступает мощной двигательной силой, которую могут постичь не все. Формирование любовных отношений зависит от индивидуальных особенностей личностей и возможности найти подходящего партнёра.
Построение любых межличностных связей зависит от самих людей. Если человек понимает свою ответственность за взаимодействие с другой личностью, это показывает значимость самих взаимоотношений.
5 стр., 2397 словКонфликты в служебных отношениях
... факторы отношений, например: неудовлетворенность существующими отношениями; несогласованные цели взаимоотношений (непонимание друг друга); неудовлетворенностью длительность отношений ... человека. 20) Нарушение персонального (межличностного) пространства, когда, например, невоспитанный сотрудник ... основные причины производственных, организационных конфликтов: 1) Проблемы распределения ресурсов в ...
Другие виды связей
Некоторые психологи делят межличностные взаимодействия на другие 4 группы. Одна из них представлена рациональными отношениями. Такие связи предполагают получение пользы или выгоды для всех участников этих взаимоотношений. Эмоциональные отношения основываются на личных предпочтениях и чувствах, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. К связям с благоприятным психологическим климатом относятся любовь и дружба. Антипатия и вражда представляют взаимоотношения с отрицательными эмоциями.
Межличностные связи могут быть паритетными. В этом случае общение участников одной группы базируется на равных правах. Такие отношения характеризуются полной свободой выбора. При субординационном взаимодействии преобладает чёткая иерархия. К примеру, это могут быть отношения между начальником и его подчинёнными.
Основы правильного общения
Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в отношениях возникает недопонимание.
Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:
- Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.
- Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.
- При общении партнёра чаще надо называть по имени, при произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.
- Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.
- Человеку надо следить за интонацией. Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.
- Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать. Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны собеседнику.
- Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.
- Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими коммуникативными навыками.
Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту.
Реферат по обществознанию 6 класс человек личность
... человека и его деятельность и других наук, обществознание , психология, языкознание и некоторые другие науки занимаются изучением проблемы личности. На этой странице материал по темам: Что такое личность реферат 6 класс ... на формирование личности см. Связи личности и социума в конечном счёте — это то, что составляет совокупность отношений, существующих между людьми. Вследствие упадка , люди в своих ...