Гегель Г. Кто мыслит абстрактно

Эссе

Георг Вильгельм Фридрих Гегель – выдающийся представитель немецкой классической философии. Главная заслуга гегелевской философии – диалектика, т.е. «учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи». Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.

Он открыл и обосновал с позиции объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику, как метод познания, метафизике, так как, по его мнению, явление не менее объективно, чем сущность. Опираясь на диалектические идеи Канта, Фихте, Шеллинга, развивая их, Гегель вместе с тем отвергает ряд ошибочных положений, содержавшихся в учениях этих мыслителей. Гегель справедливо расценивает кантовскую попытку исследовать человеческую способность познания вне истории познания, вне реального ее применения как бесплодную.

В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей науки о праве и государстве не разработку представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а хотел, прежде всего, найти разумность в самой действительности; отсюда призыв к примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного права и государства и стремление оправдать как разумное существующее.

Гегель первым различает гражданское общество и политическое государство, трактуя гражданское общество, как обремененная трудом система потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве. Также разделяет сословия и подразделяет политическое государство на три власти , считая подлежащее разделение властей в государстве гарантией публичной свободы.

Обладая энциклопедической образованностью, Гегель сумел достичь величайших обобщений на пути сведения к единому принципу различных отраслей человеческого знания. Аналогичных обобщений философия уже не могла осуществить после Гегеля. Его философия принадлежит к тому лучшему, что создало человечество в прошлом.

Согласно определению, абстрактное мышление — это умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике. Этот уровень довольно развит у современных людей, так как он работает на науку, занимающую очень много места в нашей жизни. Наиболее сильно уровень абстрактного мышления развит у физиков и математиков. У ребенка абстрактное мышление начинает проявляться, когда он говорит, что облако — это корабль. Если полководец, задумывая битву, расставляет на столе фигуры, а потом выигрывает битву по этому плану, то это уже успешный перевод решения, найденного на абстрактном уровне, на физический план. Любые уравнения с неизвестными решаются только при наличии некоторой степени абстрактного мышления. Даже язык сам по себе — уже набор символов, ведь слово «книга» и реальная книга — очень разные вещи, а человек научился многим успешным операциям с помощью выработанных символов и обозначений.

9 стр., 4178 слов

Философия Гегеля (2)

... представлений о должном разумном праве и государстве, а нахождении разумного в самой действительности. Гегель не стремился противопоставить свой политический идеал действительности, а хотел, прежде всего, найти ... философии, Гегель отмечал наличие в этом понятии противоречия: философия стремится познать истину, т.е. нечто неизменное, а история дает нам изображение ряда минувших образов познания. ...

Таким образом, абсолютный дух – это человеческая история, человечество, которое составляет высшую ступень развития абсолютной идеи. Бытие является ничем другим как составной частью абсолютной идеи, которая заключается в гармонической и идеальной сущности – абсолютном духе. Эти два понятия являются взаимосвязанными и порождают друг друга. Субъективное и объективное – две стороны одного и того же процесса – бытия, которое является целостным в философской традиции Гегеля.

Предмет исследования

стр. 389

Кто же мыслит абстрактно? Любой обыватель, или даже, порой, исследователь, испугается читать статью, в которой речь идет о некоторых крупных исследованиях мира и бытья как такового, их первоначальной природы. Но в данной статье речь не пойдет об объяснении понятий «абстрактность» и «мышление». Любой разумный человек в состоянии это понять и сам. В порядочном обществе под маской обыкновенных светских тем и разговоров, часто обсуждают понятия «абстрактности». В этом случае даже те, кто не хотел затрагивать данную тему и далек от этого, имеет место быть вовлеченным в разговор, не имея при этом ярого неудовольствия.

Комментарий:

стр. 390

У такого метода есть существенный минус: скорее всего все размышления будут публикой отвергнуты , в виду того, что созданы искусственно и против желания самой публики. В данной статье автор, напротив, уже в заголовке дает четкое определение проблемы, рассматриваемой в работе. Сложность понимания публики состоит в том, что вещи, рассматриваемые в метафизике, не имеют реального физического воплощения, а имеют лишь словесное и мыслительное оформление, что является камнем преткновения для некоторых личностей. В приличном обществе люди более или менее знакомы с понятиями «мышление» и «абстрактное», остается лишь разобраться, «кто мыслит абстрактно». Задачей является дать понять обществу, что, с одной стороны, оно пренебрегает использованием абстрактного мышления в виду незнания, а, с другой стороны, в виду его сложности и его экстраординарности («в обществе выделяться неприлично»).

Комментарий : Гегель иронизирует здесь на лже-образованность — необразованность, которая считает себя образованностью и потому считает себя вправе судить о философии, не утруждая себя ее изучением.

37 стр., 18177 слов

РАЗВИТИЕ И ДИАГНОСТИКА МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

... характерно для развития и диагностики мышления в подростковом возрасте, попытаемся ... к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с ... материальная оболочка понятия. Мыслить понятиями значит мыслить словами. Слово ... обществе. референтных группах поролевой идентификацией. социальным ролям. Перейдем от краткого описания психологии подростков к определению понятия мышления ...

стр. 391

В приличном обществе мыслить абстрактно считается необразованностью, пустым занятием. И это мнение укоренилось в обществе очень глубоко. Люди видят только внешние факты, не вдаваясь в подробности, не копая глубже (пример с убийцей).

Настоящие знатоки же должны анализировать, рассматривая весь спектр причин.

стр. 392

На самом же деле человек был наказан за незначительное преступление с большой жестокостью, что и побудило его совершить дальнейшие преступления. Но обычный народ видит в преступнике лишь абстрактного «убийцу», держа за скобками все остальное , человеческое, что ни есть в нем. В другом примере, в Лейпциге публика усыпала цветами повозку, на которой везли преступника. Здесь имеет место быть обратная абстракция: публика видела в преступнике лишь образ страдания и самопожертвования, забывая о его совершениях. В третьем примере, на голову убийцы засветило солнце во время казни, соответственно люди, близкие к религии, подумали, что это божественное благословении, и оправдали его, «расправившись с абстракцией убийцы».

стр. 393

Философ ставит нам в пример разговор торговки и покупательницы на базаре. Покупательница обвиняет торговку в продаже некачественного товара («ты торгуешь тухлыми яйцами»).

Торговка начинает очень нелицеприятно отзываться о покупательнице, замечая в ней только преступление, что та нашла яйца тухлыми. Торговка неверно мыслит абстрактно, не замечая в женщине «и крупицы доброго». И последний пример, который нам приводит философ, это взаимоотношения слуги и хозяина. Если господин относится к своему подчиненному как к слуге, не замечая его остальных качеств, не являясь ему другом, товарищем и собеседником, то и слуга не будет уважать своего барина. А если, как например французы, отношения слуги и барина идут на лад, то, поверьте, барин получает гораздо больше пользы от своего слуги, да и подчиненному работается гораздо лучше. Абстрактное мышление здесь тоже показано что ни на есть метко.

Комментарий:

Заключение

Таким образом, исходя из изложенного в данной работе материала можно сделать следующие краткие выводы. С точки зрения психологии под абстрактным мышлением понимают умение переводить информацию о реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами, находить какое-то решение и это решение опять применять к объектам на практике. Философия считает, что абстрактное мышление — это именно мышление, а не умение. Т.е. абстрактное мышление – это природное естественное состояние человека, этим мышлением наделенного. Понятие абстрактного мышления допускает запредельное, абстрактное состояние — это состояние отвлечения. При абстрактном мышлении цель является абстрактной: человек мыслит, не пытаясь достичь результата, а просто потому, что мыслит. Люди, которым присуще абстрактное мышление, имеют и достоинства, и недостатки этим мышлением обусловленные. К достоинствам можно отнести, во-первых, способность мыслить сложными категориями, делать отвлеченные выводы, видеть ситуации под разными углами; во-вторых, у них сильный мыслительный аппарат, они обладают большой работоспособностью и увлеченностью в своей области; в-третьих, они имеют способность отрешаться от физического плана. К недостаткам, присущим людям с абстрактным мышлением, можно отнести эгоизм , зацикливание на себе; рассеянность, невнимательность к окружающим; уход в абстракцию настолько, что выводы становятся смешными, когда дело доходит до практики; большие затраты энергии на теорию, мало остается для практики.

25 стр., 12197 слов

«Развитие логического мышления у младших школьников путем ...

... логического мышления. Глава 1. Теоретические основы развитие логического мышления младших школьников, путем решения текстовых задач. Особенности логического мышления младших школьников. Важные показатели хорошего развития учеников – активность и самостоятельность во всех видах учебной работы. Совершенно очевидно, что эта работа младших школьников ...

Артист может хорошо исполнять роли за счет способности перевоплощаться, подражать, не имея заполненного уровня абстрактного мышления. А вот поэт, чтобы его стихи вызывали в читателе глубокие чувства, должен создать образы, достаточно отвлеченные от объектов, о которых он на самом деле ведет речь, и тонко намекающие на отдельные качества этих объектов. Для этого ему надо иметь заполненным уровень абстрактного мышления Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика. Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться. Гегель, по сути, дает нам некий способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух , который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.