«Развитие речи детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности» материал

Дипломная работа

Развитие речи детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности (по дисциплине русский язык) Выполнила: Кирова Ольга Научный руководитель: Федоренко Т.Г.

Слайд 2

Актуальность исследования Актуальной проблемой начальной школы является поиск путей создания условий для обеспечения сознательного усвоения знаний. Этому во многом способствует обучение русскому языку, так как он содержит базовую основу всех учебных предметов.

Слайд 3

Теоретические основы исследования Ведущие методисты и психологи – М.М. Бахтин, В.А. Кан-Калик, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская , Т.Г. Рамзаева, Л.В. Щерба, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин , Ж. Пиаже, Н.С. Рождественский, Д.Б. Эльконин и др. занимались и занимаются вопросами речевого развития учащихся, психологическими особенностями формирования их речевой деятельности. Проблема организации внеурочной деятельности по русскому языку отражена в трудах педагогов прошлых лет: Н.Н. Ушакова, Г.И. Суворовой, Л.И. Пастушенковой , Б.Т. Панова и др. Особый интерес к теме наблюдается в конце 70-х – начале 80-х годов. Однако большинство работ было посвящено вопросу формирования познавательного интереса к русскому языку средствами внеклассной работы.

Слайд 4

Объект исследования: учебно-образовательный процесс в начальной школе . Предмет исследования: внеурочная деятельность по русскому языку как средство развития речи младшего школьника . Цель исследования: определение возможности использования внеурочной деятельности для развития речи младших школьников .

Слайд 5

Задачи исследования: 1. На основе психолого-педагогической литературы определить понятия «речь», «развитие речи», «внеурочная деятельность». 2. Раскрыть содержание и методику работы с учащимися по развитию речи во внеурочной деятельности по русскому языку. 3. Доказать эффективность внеурочной деятельности по русскому языку в развитии речи младших школьников. 4. Разработать и обосновать методические рекомендации по развитию речи во внеурочной деятельности по русскому языку.

Слайд 6

Гипотеза исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе внеурочной деятельности по русскому языку будет наиболее успешным, если соблюдаются определенные условия:

20 стр., 9551 слов

ВКР «Развитие диалогической речи учащихся во внеурочной

... внеурочной деятельности по русскому языку. Предмет исследования – методические приемы и формы работы по развитию монологической речи младших школьников, используемые в ходе организации внеурочной деятельности по русскому языку. Задачи исследования проанализировать литературу по проблеме развития диалогической речи младших школьников во внеурочной деятельности ...

  • у детей развивается любознательность, память, мышление, воображение. — используется кружковая форма внеклассной работы: — учитываются особенности работы на внеклассных занятиях;
  • проводится проектная деятельность учащихся;
  • раскрывается образность и богатство фразеологизмов;
  • используются творческие приемы работы .

Слайд 7

Новизна исследования состоит в использовании внеурочной деятельности по русскому языку как средства развития речи младших школьников, а именно в разработке программы кружка «Школа речевого развития». Практическая значимость результатов исследования: полученные в исследовании данные о развитии речи детей младшего школьного возраста через проведение кружковой работы предоставляют возможность студентам и учителям школы целенаправленно и научно обоснованно развивать речевую деятельность учащихся, индивидуализировать процесс обучения и воспитания школьников, прогнозировать личностное развитие, с учетом требований, предъявляемых школьной программой.

Слайд 8

Результаты наблюдения в контрольной группе: Правильность речи – 13 учащихся (59,1%).

Точность речи – 10 учащихся (45,5%).

Чистота речи – 11 учащихся ( 50,0%).

Ясность речи – 13 учащихся (59,1%).

Логичность речи – 11 (50,0%).

Богатство речи – 11 учащихся ( 50,0%).

Выразительность речи – 9 учащихся (40,9%).

Уместность речи – 10 учащихся (45,5%).

Слайд 9

Результаты итоговой диагностики речевого развития учащихся экспериментальной группы Первое задание выполнили правильно 50,0% учащихся; выполнили неправильно 50,0% учащихся. Второе задание – определить синонимы, правильно выполнили 59,1% учащихся; указали не все синонимы – 40,9% учащихся. Третье задание – определить антонимы, правильно выполнили лишь 50,0% учащихся; указали не все антонимы – 50,0% учащихся. Четвертое задание правильно выполнили 59,1% учащихся; неправильно – 45,5% учащихся.

Слайд 10

Результаты итоговой диагностики речевого развития учащихся контрольной группы Первое задание выполнили правильно 36,4% учащихся; выполнили неправильно 45,5% учащихся. Второе задание – определить синонимы, правильно выполнили 50,0% учащихся; указали не все синонимы – 27,3% учащихся. Третье задание – определить антонимы, правильно выполнили лишь 36,4% учащихся; указали не все антонимы – 40,9% учащихся. Четвертое задание правильно выполнили 45,5% учащихся; неправильно – 40,9% учащихся.

Слайд 11

Рис . 1. Диаграмма уровней развития речи у учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе.

Слайд 12

Рис. 2. Диаграмма уровней развития речи у учащихся контрольного класса на констатирующем этапе.

Слайд 13

Кружок русского языка «Школа речевого развития » Работа кружка направлена на достижение следующих целей:

  • способствовать более прочному и сознательному усвоению норм родного языка, содействовать развитию речи детей;
  • совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, — повышать уровень языкового развития школьников;
  • воспитывать познавательный интерес к родному языку;
  • решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Слайд 14

4 стр., 1837 слов

Развитие познавательной деятельности учащихся коррекционных школ ...

... большинство учащихся коррекционных школ не проявляют интереса к учебной деятельности. Основным мотивом учения является получение аттестата, а овладение знаниями отодвигается на второй план. Размышляя о современном уроке в коррекционной школе VIII вида, ...

Проект группы учащихся «Каламбур – изюминка языка» КАЛАМБУР (франц.) – стилистический оборот или самостоятельная миниатюра, основанная на сходном звучании слов или словосочетаний, имеющих разное значение, обычно придающая речи оттенок комизма. Хорошо бы, если б ворон, Вора видя, каркал: «Вор он!» (Д. Д. Минаев. «Птичьи рифмы»)

Слайд 15

Рис. 1. Без царя в голове

Слайд 16

Рис. 3. Показать, где раки зимуют

Слайд 17

Проект о пословицах и поговорках «Хлеб всему голова» Дело было вечером…. Мы ужинали, и я нечаянно уронила на пол хлеб. Казалось бы, что тут такого? Дедушка очень серьезно на меня посмотрел, покачал головой и сказал, что «Хлеб – всему голова». Он предложил мне представить нашу еду без хлеба. Невозможно!! Ведь сегодня есть много разных хлебобулочных изделий. Вот люди, особенно дети, не задумываются, каким трудным был путь хлеба к нашему столу. Сколько сил вложено в каждое зернышко! А ещё дедуля сказал, что мы привыкли всегда иметь хлеб, как должное, совсем ничего не значащее. Стала черствой горбушка, и мы спокойно выбрасываем ее в мусорное ведро. В тот вечер мы долго сидели вместе, и он рассказывал о том, как тяжело было во время войны, и после неё тоже. Я внимательно слушала его и поняла, что действительно хлеб в нашей жизни имеет большое значение и не зря говорят — «Хлеб — всему голова»

Слайд 18

Результаты наблюдения в экспериментальной группе: Правильность речи – 20 учащихся (90,1%).

Точность речи – 20 учащихся (90,1%).

Чистота речи – 18 учащихся (81,8%).

Ясность речи – 16 учащихся (72,7%).

Логичность речи – 17 (77,3%).

Богатство речи – 17 учащихся (77,3%).

Выразительность речи – 20 учащихся (90,9%).

Уместность речи – 14 учащихся (63,6%).

Слайд 19

Результаты наблюдения в контрольной группе: Правильность речи – 17 учащихся (77,3%).

Точность речи – 14 учащихся (63,3%).

Чистота речи – 13 учащихся (59,1%).

Ясность речи – 15 учащихся (68,2%).

Логичность речи – 14 (63,6%).

Богатство речи – 13 учащихся (59,1%).

Выразительность речи – 18 учащихся (81,1%).

Уместность речи – 11 учащихся (50,0%).

Слайд 20

Результаты итоговой диагностики речевого развития учащихся экспериментальной группы Первое задание выполнили правильно 68,2% учащихся; выполнили неправильно 31,6% учащихся. Второе задание – определить синонимы, правильно выполнили 81,8% учащихся; указали не все синонимы – 18,2% учащихся. Третье задание – определить антонимы, правильно выполнили лишь 86,4% учащихся; указали не все антонимы – 18,2% учащихся. Четвертое задание правильно выполнили 81,8% учащихся; неправильно – 18,2% учащихся

Слайд 21

Результаты итоговой диагностики речевого развития учащихся контрольной группы Первое задание выполнили правильно 50,0% учащихся; выполнили неправильно 50,0% учащихся. Второе задание – определить синонимы, правильно выполнили 59,1% учащихся; указали не все синонимы – 40,9% учащихся. Третье задание – определить антонимы, правильно выполнили лишь 59,1% учащихся; указали не все антонимы – 40,9% учащихся. Четвертое задание правильно выполнили 50,0% учащихся; неправильно – 50,0% учащихся.

103 стр., 51173 слов

Развитие памяти учащихся

... по проблеме развития памяти в процессе учебной деятельности. Выбор параметров и исследовательских приемов. Изучение уровня развития памяти у младших школьников во втором и четвертом классах Выявить динамику развития памяти у младших школьников ... много «умственных усилий», чтобы выполнить два задания одновременно, хотя справиться с каждым из них в отдельности вам по силам. Мы можем использовать лишь ...

Слайд 22

Рис . 3. Диаграмма уровней развития речи у учащихся экспериментального класса на заключительном этапе.

Слайд 23

Рис. 4. Диаграмма уровней развития речи у учащихся контрольного класса на заключительном этапе.

Слайд 24

Рис. 5. Сравнительная диаграмма уровней развития речи у учащихся экспериментального и контрольного класса на заключительном этапе.

Слайд 25