В настоящее время развитие школьной театральной педагогики, являющейся традиционной для отечественной системы образования, становится актуальным направлением для современной школы России. Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.
Актуальность данной дипломной работы определяется особен-ностями социокультурной ситуации в современном мире: становлением глобального информационного пространства и динамизмом изменений мировых и национальных образовательных систем. Сегодня Россия переживает процесс реформации всех сфер общественной жизни, происходит радикальная смена ценностных установок. Эта ситуация порождает потребность в личности, способной к деятельному освоению мирового и отечественного опыта культуры, способной адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации, свободно и сознательно выбирать сферу деятельности в соответствии с собственными способностями и целями.
Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение и усовершенствование системы дополнительного образования. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
- на развитие воспитания в целом и дополнительного образования как одной из его составляющих нацеливают организаторов общего образования нормативные документы;
- все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности дополнительного образования;
- активно развивается сама сфера дополнительного образования, все больше становясь полноценной составляющей процесса непрерывного образования человека.
В статье 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «Дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых… Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [1, с.129].
Именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека. Оно наиболее полно отражает склонности ребенка к той или иной деятельности, позволяет проявить его индивидуальность и раскрыть способности. Кроме того, дополнительное образование всегда подразумевает коллектив для ребенка необычный, нестандартный, это не только дополнительная и интересная для ребенка сфера деятельности, но также новые друзья, педагоги, а следовательно дополнительная адаптация в обществе. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным не только весь процесс школьного образования, но и развития личности ребенка в целом.
Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей
... умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей Опыт практического использования современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей - это опыт трансформации и адаптации эталонов организации образовательного ...
Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.
Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.
Исходя из выше сказанного, в данной дипломной работе предстоит рассмотреть вопросы воспитания школьников средствами театральной педагогики, а, следовательно, социализацию личности ребенка в детском театральном коллективе, потому что детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия, во многом способствует наиболее всесторонней социализации ребенка, развитию творческой личности, ее самостоятельности и инициативы.
Целью данной дипломной работы является исследование потенциала школьной театральной педагогики как социально-культурного феномена, активно ориентированного на становление культурной личности.
Объект исследования — театральное художественно-эстетическое творчество как средство развития личности.
Предметом исследования является потенциал педагогики театральной деятельности в творческом развитии школьников.
Задачи дипломной работы:
- проанализировать отечественный опыт использования театральной деятельности в образовании;
- раскрыть ключевые положения, идеи, принципы педагогики театральной деятельности;
- рассмотреть творчество подростка как педагогический феномен и объект театральной деятельности на примере театральной студии «Эксперимент» ГБОУ СОШ №9 г. Санкт-Петербурга.
проанализировать эффективность использования разработанной методики обучения по ведению театрализованной деятельности в образовательной практике школы.
Методологическая основа исследования. Данная работа носит междисциплинарный характер, поскольку требует рассмотрения школьной театральной педагогики в качестве элемента художественной культуры (историко-культурологический аспект), как вида художественно-эстетической деятельности (искусствоведческий аспект), а так же как комплекса психолого-педагогических и методических проблем.
Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе
... самых важных элементов в любой маркетинговой системе гостиницы — процесс использования информации о гостях, ... исследование — Маркетинговые исследования обеспечивают информационную базу для принятия правильных управленческих решений и позволяют выявить: — проблемы, мешающие эффективному ведению бизнеса; ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические ...
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются проблема, предмет, объект, цель и задачи исследования, описываются методы исследования.
В первой главе «Педагогика театральной деятельности: состояние, проблемы, перспективы» рассматриваются отечественный опыт использования театральной деятельности в образовании, ключевые положения, идеи, принципы педагогики театральной деятельности.
Во второй главе «Инновационные формы использования театральной деятельности в творческом развитии школьников» рассматривается творчество подростка как педагогический феномен и объект театральной деятельности, а также условия эффективности процесса творческого развития подростка.
В третьей главе «Эффективность разработанной методики использования театральной деятельности в творческом развитии школьников» рассматривается методика использования театральной деятельности в творческом развитии школьников на примере общеобразовательной программы ГБОУ СОШ №9 «Театральная студия Эксперимент», дается анализ эффективности использования разработанной методики в образовательной практике.
В заключении подводятся общие итоги дипломного исследования, излагаются основные выводы, определяются проблемы, требующие дальнейшего изучения, даются рекомендации.
театр личность творчество подросток
Глава I. Педагогика театральной деятельности: состояние, проблемы, перспективы
1 Отечественный опыт использования театральной деятельности в образовании
Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством художественно-эстетического воспитания учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества. Подготовка школьных театральных постановок, как правило, становится актом коллективного творчества не только юных актеров, но и вокалистов, художников, музыкантов, осветителей, организаторов и педагогов.
Применение в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства содействует расширению общего и художественного кругозора учащихся, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.
Основоположниками театральной педагогики в России были такие видные деятели театра как Щепкин, Давыдов, Варламов, режиссер Ленский. Качественно новый этап в театральной педагогике привнес с собой МХАТ и его основатели Станиславский и Немирович-Данченко.
Традиции школьного театра в России были заложены в конце XVII — начале XVIII века.
В России традиции школьного театра начали складываться в первой половине XVII века в училищах, которые создавали «братства», выступавшие за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад. Одна из таких братских школ в 1615 году стала едва ли не первой славянской высшей школой — Киево-Могилянской академией.
Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...
... Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные ... связанные с историей развития социально-культурной деятельности в России. 1. Зарождение социально- культурной деятельности на Руси в догосударственный ... масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках ...
В конце XVII и начале XVIII века русская школьная драма оформляется уже на московской почве. В духовных академиях на кафедрах пиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в театральных представлениях считалось разумным и полезным занятием в часы досуга.
Вошли в историю русского театра школьные спектакли студентов Хирургической школы. Особенностью размещения школьных сцен было отсутствие центра служившего образцом для театров, рассеянных по другим городам, определявшего их репертуар. Школьные театры были в Ярославле, Твери, Пскове, Новгороде. Такое размещение школьных сцен позволяло посещать спектакли большому числу людей. Постоянное увеличение числа зрителей входило в задачи школы. Она стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделать театр доступным для населения города и близлежащих деревень.
В конце 1690-х годов в Москве, в стенах Славяно-греко-латинской академии возникает театр, который в игровой, наглядной форме знакомил семинаристов с сюжетами священной истории и прививал будущим проповедникам навыки общения с аудиторией.
В середине XVIII столетия в Петербургском сухопутном шляхетском корпусе, например, даже отводились специальные часы для «обучения трагедиям». Воспитанники корпуса — будущие офицеры русской армии — разыгрывали пьесы отечественных и зарубежных авторов. В шляхетском корпусе учились такие выдающиеся актеры и театральные педагоги своего времени, как Иван Дмитревский, Алексей Попов, братья Григорий и Федор Волковы.
Историческое значение имел театр Воспитательного дома. Воспитательный дом был учрежден в Москве в 1764 г. в качестве прибежища для подкинутых внебрачных детей и должен был стать, по мысли Екатерины II, одним из очагов создания русского «третьего сословия», необходимого государству.
Аналогично Шляхетному корпусу, Московскому университету, Духовным коллегиям и семинариям, сценическое искусство преподавалось и ученикам Императорской Академии Художеств.
Театральные постановки являлись важной составной частью академической жизни Смольного института благородных девиц, Московского университета и Благородного университетского пансиона, Царскосельского лицея и других элитарных учебных заведений России.
Театр Смольного института — особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».
Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека [4, с.370].
Социально-педагогическая адаптация детей с синдромом раннего ...
... социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Предмет исследования – нетрадиционные технологии в процессе социально-педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. Цель исследования - рассмотрение теоретических основ социально педагогической адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма посредством ...
В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение не только в столичных гимназиях, но и в провинциальных. Из биографии Н.В. Гоголя известно, что учась в Нежинской гимназии будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям [5, с.278].
В последней трети XVIII столетия в России зарождается детский домашний театр, создателем которого русский просветитель и талантливый педагог А.Т. Болот. Его перу принадлежали первые в России пьесы для детей — «Честохвал», «Награжденная добродетель», «Несчастные сироты» [11, с.16-17].
Демократический подъем конца 1850-х-начала 1860-х годов, вызвавший к жизни общественно-педагогическое движение за демократизацию образования в стране, способствовал значительному обострению общественного внимания к проблемам воспитания и обучения, установлению более требовательных критериев к характеру и содержанию воспитательной работы. В этих условиях в педагогической печати развертывается острая дискуссия о вреде и пользе ученических театров, начало которой положила статья Н.И. Пирогова «Быть и казаться». Публичные спектакли гимназистов были названы в ней «школой тщеславия и притворства». Н.И. Пирогов поставил перед воспитателями молодежи вопрос: «…Дозволяет ли здравая нравственная педагогика выставлять детей и юношей перед публикой в более или менее искаженном и, следовательно, не в настоящем виде? Оправдывает ли цели в этом случае средство?» [8, с.96-103].
Критическое отношение авторитетного ученого и педагога к школьным спектаклям нашло известную поддержку в педагогической среде, в том числе и у К.Д. Ушинского. Отдельные педагоги, основываясь на высказываниях Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского, стремились подвести некую «теоретическую базу» под запрет учащимся участвовать в театральных постановках. Утверждалось, что произношение чужих слов и изображение другой личности вызывает в ребенке «кривляние и любовь к вранью».
Вместе с тем в конце ХIХ — начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. Этому во многом способствовали общефилософские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительно важное значение проблемам формирования творческой личности, исследования психологических основ творчества. Именно в эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия.
Важное значение для восстановления доверия педагогов и общественности к театру как эффективному средству воспитания юношества имели исследования психологов, заявивших о наличии у детей т.н. «драматического инстинкта». «Драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, — писал известный американский ученый Стенли Холл, — является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы» [12, с.185].
Философия театра
... которые разыгрывались в костюмах, но без всякого театрального реквизита и без масок. Глава 2. Устройство античного театра, .1 Театральная площадка Первые представления в Афинах давались на ... звук. Слышимость в античном театре была превосходной. 2 Первые театральные машины Драматургия стимулировала процесс обновления обустройства театрального пространства. В V веке в театре уже было несколько простых ...
Разделяя это мнение, Н.Н. Бахтин рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях «драматический инстинкт». Он считал, что для детей дошкольного возраста воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольный театр, комический театр, теневой театр, театр марионеток. На сцене такого театра возможна постановка различных пьес сказочного, исторического, этнографического и бытового содержания. Игра в таком театре способна с пользой наполнить свободное время ребенка до 12-летнего возраста. В этой игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, повести и сюжеты, и режиссером, и актером, играя за всех действующих лиц своей пьесы и мастером рукодельником.
От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увлечению театром драматическим. При умелом руководстве со стороны взрослых можно с огромной пользой для развития детей использовать их любовь к драматической игре.
Знакомство с публикациями педагогической печати конца XIX — начала XX века, высказываниями учителей и деятелей детского театра свидетельствует о том, что значение театрального искусства как средства воспитания детей и юношества высоко оценивалось педагогической общественностью
Заинтересованное внимание проблеме «театр и дети» уделил проходивший в Петербурге зимой 1913-14 годов Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования, на котором был заслушан ряд докладов по данному вопросу. В резолюции съезда отмечалось, что «воспитательное влияние детского театра сказывается во всей силе лишь при обдуманной целесообразной его постановке, приспособленной к детскому развитию, миропониманию и к национальным особенностям данного края». «В связи с воспитательным воздействием детского театра, — отмечалось также в резолюции, — находится и чисто учебное его значение; драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности» [27, с.12].
Вопрос о детском и школьном театре широко обсуждался также на проходившем в 1916 году Первом всероссийском съезде деятелей народного театра. Школьной секцией съезда была принята обширная резолюция, которая затрагивала проблемы детского, школьного театра и театра для детей. В ней в частности отмечалось, что драматический инстинкт, заложенный в самой природе детей и проявляющийся с самого раннего возраста, должен быть использован в воспитательных целях. Секция сочла необходимым «чтобы в детских садах, школах, приютах, школьных помещениях при детских отделениях библиотек, народных домов, просветительных и кооперативных организаций и т.п., было отведено надлежащее место разным формам проявления этого инстинкта, соответственно возрасту и развитию детей, а именно: устройство игр драматического характера, кукольных и теневых представлений, пантомим, а также хороводам и другим групповым движениям ритмической гимнастики, драматизации песен, шарад, пословиц, басен, рассказыванию сказок, устройству исторических и этнографических процессий и празднеств, постановкам детских пьес и опер» [16, с.59]. Учитывая серьезное образовательное, этическое и эстетическое значение школьного театра, съезд рекомендовал включение детских праздников и спектаклей в программу деятельности школы, возбуждение ходатайств перед соответствующими ведомствами о выделении специальных средств на устройство школьных спектаклей и праздников. При постройке школьных зданий, отмечалось в резолюции, необходимо обращать внимание на пригодность помещений для устройства спектаклей [16, с.60]. Съезд высказался о необходимости созыва всероссийского съезда по проблемам детского театра.
Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
... воспитания детей старшего дошкольного возраста и недостаточным вниманием к такому воспитанию педагогов дошкольного образовательного учреждения. Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучить особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. ...
Передовые учителя не только высоко оценивали возможности театра как средства наглядного обучения и закрепления полученных на школьных уроках знаний, но и активно использовали разнообразные средства театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы. Интересен и поучителен опыт воспитания средствами театрального искусства педагогически запущенных детей и подростков, наработанный крупнейшим отечественным педагогом С.Т. Шацким.
Детские театрализованные постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания «детей улицы», их приобщения к ценностям культуры [8, с.386-390]. С.Т. Шацкий был глубоко убежден, что «Потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство — не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка» [15, c.7]. Есть много сторон детской жизни, глубоких и серьезных переживаний, которые ищут выхода и, не находя его, остаются скрытыми, давят на психику, становясь источником капризов и непонятных заболеваний. Только игра, по мнению педагога, дающая простор воображению, может освободить внутренний мир ребенка.
Отечественные психологи видели в использовании элементов театрального искусства в общеобразовательной школе возможность развивать художественно-творческие способности школьников. П.П. Блонский отмечал, что ребенок при воспроизведении воспринятого стремится к драматизации, поэтому в целях развития творческого начала в ребенке драматизацию следует вводить в практику начальной школы. По его мнению, «творца можно создать лишь посредством упражнений в творчестве» [15, c.8].
Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовал основные составляющие детского театрального творчества [15, c.8]:
- его ценность, которая заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: «ребенок — плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом, а не конечным результатом»;
- участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его воплощения;
- использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию: «… гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества»;
- организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был заинтересован процессом игры, получал удовольствие.
Интерес представляют методические разработки Г.Л. Рошаля. Педагог считал детскую игру первым проявлением театрального чувства. В основу его работы с детьми положены принципы, стимулирующие творческую фантазию и воображение: «каждая вещь может быть элементом игры», «все в природе играет с человеком, умеющим играть». В своей программе, одной из первых в истории театральной педагогики, педагог выделяет следующие составляющие: свободную игру; осознание природы и вещей через игру; навыки в жесте в отношении к вещам; ритмизацию тела [15, c.8].
Роль воспитательного потенциала семьи в успешной социализации детей
... детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения. ^ Воспитание по типу «неприятия» Неприятие может быть возникающим в ситуациях, когда рождение ребенка ... основными факторами воспитания человека остаются семья и школа. Хотя общеизвестно, что в своё время всерьёз утверждалось целым рядом педагогов: функцию воспитания следует переложить на ...
Однако, с 20-х и до 80-х гг. XX века театр, где играют дети, оказывается исключенным из ряда эстетических явлений и становится исключительно феноменом педагогическим, что отражается на его развитии и до сегодняшнего дня.
Необычайный подъем активности детского театрального движения вновь начинается с 80-х годов XX в. набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Возникают театры, которые вновь стремятся к тому, чтобы их рассматривали в кругу эстетических явлений, развиваются фестивали, ориентированные на показ именно таких театральных коллективов. В 1990 году в Москве проходит Первый Московский Международный фестиваль театров, где играют дети. Спустя год появляется Ассоциация театров, где играют дети.
Бурное развитие детского театра на рубеже XX-XXI веков, его стремление к объединению и самоосмыслению происходит по двум основным направлениям:
- театр как обучающая и развивающая среда;
- театр, где играют дети, как осуществление поиска новой театральной эстетики.
Именно на рубеже XX-XXI веков театр, где играют дети, осознал себя как целостное и автономное явление. Именно с этого момента начинается его осознанное самостроительство, его движение к идеалу.
На протяжении XIX-XX веков школьный театр осмысливается как собственно педагогическая проблема, актуальная в образовании, ориентированном на сохранение и воспроизводство культурного опыта поколений.
Таким образом, история школьного детского школьного театра насчитывает не одно столетие, постоянно изменяясь, трансформируясь, приобретая новые формы и смыслы, школьный театр и сегодня продолжает претерпевать изменения, занимая особое место в системе воспитательной работы.
В наше время крупных социальных перемен чрезвычайно остро стоит проблема интеллектуальной и духовной не занятости молодежи. Вакуум заполняется антиобщественными предпочтениями и склонностями. Главным барьером на пути криминализации молодежной среды является активная духовная работа, отвечающая интересам этого возраста. И здесь, школьный театр, вооруженный приемами театральной педагогики, становиться тем клубным пространством, где складывается уникальная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство — сопереживание учебный театр объединяет детей и взрослых на уровне общего совместного проживания, что становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательный процесс.
Культурно-досуговая деятельность детей
... является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирования у них активной, сознательной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских потребностей. Организация досуговой деятельности детей ...
2 Ключевые положения, идеи, принципы педагогики театральной деятельности
В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями [30]:
- Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями. В этом направлении эстетического воспитания решается проблема формирования и развития зрительской культуры школьников.
- Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее, который имеет своеобразные этапы художественно-педагогического развития детей.
Любительский школьный театр является одной из форм дополнительного образования. Руководителями школьных театров создаются авторские программы и ставятся задачи обслуживания юного зрителя.
- Театр как учебный предмет, позволяющий реализовать идеи комплекса искусств и применять актерский тренинг в целях развития социальной компетентности учеников.
Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца. Основная проблема в современном театральном образовании детей заключается в гармоничной дозировке в учебно-репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.
— Театральная педагогика, целью которой является формирование навыков выразительного поведения, используется в профессиональной подготовке и переподготовке учителей. Такая подготовка позволяет существенно изменить обычный школьный урок, трансформировать его учебно-воспитательные цели, и обеспечить активную познавательную позицию каждого ученика.
Говоря о системе дополнительного образования, необходимо отметить, что кроме научности столь же важным принципом педагогики является художественность образовательного процесса. И в этом смысле школьный театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социо-культурного общения детей и взрослых посредством восприятия самобытного художественного явления.
С 1988 года широкое распространение в театральной педагогике получил «Социо-игровой стиль в педагогике». Он родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогики сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику.
Насущная необходимость социальных изменений в обществе подвигла многих педагогов на поиски нового уровня демократизации и гуманизации педагогического процесса. Так усилиями известного психолога Е.Б. Шулешко, педагога-новатора Л.К. Филякиной, и театральных педагогов А.П. Ершовой и В.М. Букатова возникло новое, или «хорошо забытое старое», что получило название «социо-игровая педагогика».
Основанный на методе К.С. Станиславского и «теории действий» П.М. Ершова, социо-игровой стиль позволяет по новому осмыслить, прежде всего, роль педагога в образовательном процессе.
Ведущая роль педагога давно определена и вошла в практику как один из основных дидактических принципов. Но, каждое историческое время предполагает свой уровень демократии процесса лада между людьми и нового осмысления роли лидера и, в частности, педагога. Каждая суверенная личность в необходимое для общего дела время ответственно и сознательно находит свое место в общем процессе делания — вероятно так можно определить новый уровень лада, к которому стремится педагогика сотрудничества и, в частности, театральная педагогика. Это не зачеркивает принципа другого уровня лада «делай как Я», но предполагает более широкую сферу проявлений самостоятельности ученика и, прежде всего его права на ошибку. Важно установить равноправие между учеником и учителем. Учитель, имеющий или позволяющий себе право на ошибку, этим снимает страх перед самостоятельным поступком ученика, который боится ошибиться. Для театральной педагогики, прежде всего, важно поменять эту позицию педагога, т.е. снять с него и с учеников страх перед ошибкой.
Первый этап освоения театральной педагогики в своей доминанте преследует именно эту цепь — дать возможность «побыть в шкуре» ученика и изнутри увидеть, что же происходит с теми, кого мы учим, взглянуть на себя со стороны. Легко ли услышать задание, умеет ли ученик-учитель вообще слышать преподавателя и, прежде всего своих коллег?
У педагогов часто не хватает терпения позволить детям «разыграться», «натворить что-нибудь». Видя «ошибку», педагог сразу стремиться ее устранить своими пространными и еще не востребованными разъяснениями или «гениальным» подсказом. Так опасение «как бы чего не натворили» бьет по рукам, вследствие чего ученики перестают творить и становятся исполнителями чужих идей и замыслов. Педагогическое стремление «почаще и побольше причинить добра» является, зачастую, лишь подсознательным желанием заявить о своей значимости, в то время как дети сами могут разобраться в ошибках, которые направляют их поиски. Равноправие педагога и детей заключается не только в праве на ошибку, но и в адекватной заинтересованности. Взрослому должна быть тоже интересна игра, он самый активный болельщик за успешность игры. Театральная педагогика предлагает увидеть значимость в самой организации процесса поиска, организации проблемной ситуации-деятельности, в которой дети, общаясь между собой, будут открывать новое через задачную игру, пробы и ошибки.
Педагогу необходимо в совершенстве владеть содержательным материалом предмета, что даст ему уверенность в поведении и скорость в его игровой методологической трансформации материала в игровую задачную форму. Ему необходимо овладеть приемами режиссерско-педагогического сценирования. Это, значит, уметь перевести учебный материал в игровые проблемные задания. Распределить содержание урока по смысловым логически взаимосвязанным эпизодам. Вскрыть главную проблему учебного материала и перевести ее в последовательный ряд игровых задач. Это может быть как в форме дидактической игры, так и в форме ролевой игры. Необходимо обладать большим арсеналом игровых ходов и постоянно накапливать их. Тогда можно надеяться на возможность импровизации во время урока, без чего урок станет трафаретно мертвым.
Важно развить диапазон управления своим поведением в общении. Овладеть актерско-педагогическим мастерством, освоить разнообразную технику воздействий. Любые позиционные конфликты, возникающие в учебной работе, стремиться нейтрализовать своим деловым подходом, не входя в препирательства. Уметь распоряжаться инициативой, регулируя напряжение сил и распределение рабочих функций участников процесса. Для этого в полном объеме использовать рычаги настойчивости как-то: различную (начиная от шепота) громкость голоса, его высоту, различную скорость движения по классу и говорения, пристройки и достройки, смену различных словесных воздействий. Всегда стремиться исходить из реальных предлагаемых обстоятельств, из того, как есть на самом деле, а не как должно быть.
Развивать и укреплять союз равноправных участников процесса игры-обучения педагогу помогают следующие игровые правила [30]:
— Принцип импровизационности. «Здесь, сегодня, сейчас!». Быть готовым к импровизации в заданиях и условиях его выполнения. Быть готовым к просчетам и победам как своим, так и учеников. Преодоление всех препятствий встречать как прекрасную возможность для живого общения детей друг с другом. Видеть сущность их роста в моменты непонимания, затруднений, вопрошания.
— Принцип дефицита информации или умалчивания. «Не понял» у детей часто связано не с самим процессом понимания. Это может быть просто защита — «не хочется работать, потяну время», желание обратить на себя внимание педагога и школьная привычка «нахлебничества» — педагог обязан «все разжевать и в рот положить». Здесь комментарии необходимы деловые, самые насущные, дающие начальную установку к совместной деятельности и общению детей друг с другом. Необходимо дать возможность уточнить у сверстников на самом деле непонятный вопрос. Такое уточнение полезно и для тех и для других более чем многократные разъяснения педагога. Сверстники поймут друг друга быстрее. К тому же начнут делать — поймут!
— Принцип приоритета ученической самодеятельности. Часто «неверное» выполнение задания открывает новые возможности его применения, новую модификацию, о которых педагог не догадывается. Здесь дороже сама активность детей, а не правильность выполнения условий задания. Важно, чтобы постоянно существовала возможность тренинга в поисках решения проблемы и самостоятельности в преодолении препятствий.
— Принцип приоритета ученика: «Зритель всегда прав!». Зачастую педагог переживает острые негативные эмоции при столкновении с отказом детей выполнять задание. Он «мучился, творил, выдумывал ночами» и принес детям «подарок», за который ждет естественного вознаграждения — радостного принятия и воплощения. А им не нравится. И тут же возникает обида на «отказников», а, в конце концов, вывод «да им вообще ничего не нужно!..».
В данном случае поведение педагога заключается в перестройке своей общей позиции по отношению к отказу. Если постараться увидеть в нем подсказку для себя, реальную «обратную связь», о которой мечтают педагоги, то это воспримется как ответный подарок от ребенка. Во-первых, он проявил свою независимость, самостоятельность, которую педагоги собирались в нем воспитывать. А во-вторых, он обратил внимание на необходимость более тщательной оценки уровня подготовки и интересов учеников.
— Принцип дела, а не амбиций. Один из центральных приемов — это работа над заданием малыми группами. Именно здесь, в ситуации взаимодополнения и постоянной смены ролевых функций, эффективно работают и постоянно оттачиваются все приемы и умения создать общий лад в совместной работе. Нарабатывается смена ролевых функций (учитель-ученик, лидер-ведомый, дополняющий), так как группы по составу постоянно меняются. Возникает объективная необходимость включения в работу каждого участника группы, так как держать ответ за группу может выпасть на любого из участников по жребию: «Сегодня ты играешь Гамлета, а завтра участник массовки».
— Принцип «Не суди…» Отрабатывается такт в умении «судить» работу другой группы по делу, а не по личным симпатиям и претензиям, которые выливаются во взаимные обиды и боль. Чтобы избежать таких «разборок» педагогу необходимо установить именно деловые, конкретные критерии оценок выполнения заданий. Например: успели или не успели уложиться в установленное время? Все или не все участники группы были заняты в демонстрации ответа? Согласны или не согласны с ответом? Такие однозначные, не касающиеся оценок «нравится — не нравится, плохо — хорошо», критерии, на первых порах контролируют, прежде всего, организационные рамки задания. В дальнейшем, изучая критерии оценок, ученики приучаются отслеживать и отмечать объективные стороны явления. Это позволяет снять остроту проблемы столкновения амбиций в коллективной работе и более конструктивно вести учет освоенного материала.
Периодически отдавая роль «судьи» ученикам, педагог расширяет сферу их самостоятельности и получает объективную оценку своей деятельности: чему научились его воспитанники реально, а не по его представлениям.
— Принцип соответствия содержания работы определенной внешней форме т.е. мизансцене. Мизансценическое решение учебного процесса. Это должно выражаться в свободном передвижении учеников и учителя в пространстве класса в зависимости от необходимости содержания работы. Это и обживание пространства, для его присвоения и комфортного самочувствия в нем. Это поиски места педагога в каждой конкретной ситуации разное. Не дело должно служить некоему внешнему порядку, а порядок должен изменяться в зависимости от нужд дела.
- Принцип проблематизации. Педагог формулирует задание как некое противоречие, что приводит учеников к переживанию состояния интеллектуального тупика, и погружает в проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация (проблема-задача, ситуация-положение) — есть противоречие круга предлагаемых обстоятельств с потребностями индивида или группы индивидов, находящихся внутри этого замкнутого круга. Поэтому проблемная — есть психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативной доминанты познавательной потребности.
Проблемная ситуация характеризует взаимодействие субъекта и его окружения. Взаимодействие личности и объективной противоречивой среды. Например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений. Это приводит к необходимости в вооружении новыми знаниями. В поисках ответа на вопрос о новом знании и происходит развитие субъекта или проживание им пути к порождению знания. В этом смысле проблемная ситуация является первичным и одним из центральных понятий театральной педагогики и в частности социо-игрового стиля обучения.
Проблемное обучение есть организованный учителем способ взаимодействия ученика с проблемно представленным содержанием предмета изучения. Знания, полученные таким образом, переживаются как субъективное открытие, понимание — как личностная ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету.
В обучении путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. Средством управления процессом мышления в проблемном обучении являются проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания.
Главным средством испытания любого предположения является опытная проверка, подтверждающая очевидность фактов, в театральной педагогике это может быть сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Затем обязательно идет дискуссионный процесс доказательства или обоснования.
Под сценированием понимается учебно-педагогический процесс создания плана актерского эксперимента-этюда и его воплощение. Это значит сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач ее участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами доступными персонажам истории. В отличие от профессионального актерского этюда, в ситуации общеобразовательной, важно не актерское мастерство само по себе, а его способы присвоения ситуации.
Ученики, проиграв этюд-эксперимент, практически побывали в исследуемой ситуации и проверили на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. Причем учебно-познавательные этюды могут конструироваться как полностью воссоздающие необходимую ситуацию, так и ситуации подобные, аналогичные по сути, но различные по форме, что может быть более близко и знакомо ученикам. Этюдный метод, как метод исследования ситуации или определенного содержания, предполагает постановку проблемы и задачи по ее решению, создание перечня игровых конфликтных правил поведения (что можно и что нельзя).
Так современная театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Приемы театральной педагогики решают не только специальные учебные проблемы театрального образования, но и позволяют с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.
Глава II. Инновационные формы использования театральной деятельности в творческом развитии школьников
1 Творчество подростка как педагогический феномен и объект театральной деятельности
Движущей силой прогресса XXI века стала личность, индивидуальность человека. Многовариантность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития все дальше уходят от четких схем деления общества, характерных для человечества XX века. Личность в истории всего человечества все больше становиться доминирующей в самых массовых процессах и движениях [24, с.20].
Основные принципы театральной педагогики как одной из самых творческих по своей природе совпадают с культуротворческими принципами. Поскольку роль театральной педагогики заключается в том, чтобы раскрыть и сформировать развитую гармоническую личность ученика, театральный педагог стремится сконструировать систему взаимоотношений таким образом, чтобы организовать доступные условия для эмоционального проявления, раскованности, взаимного доверия и творческой атмосферы.
Театр сегодняшнего дня может выявлять и подчеркивать индивидуальность, неповторимость и единственность человеческой личности, причем независимо от того, где эта личность находиться на сценической площадке или же в зрительном зале. По мнению О.А. Лапиной связывая прошлое, настоящее и будущее время, в единый целостный опыт человечества, театр может найти ответы на неизменные и вечные вопросы которые интересуют человечество на протяжении всего своего существования: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?». Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот так мы ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай — и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть, на самом деле и каким ты можешь и должен стать» [21].
Кроме того, театр может быть уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых, непознанных и неизвестных граней современности. Театральное искусство дает возможность усваивать не только в теоретическом аспекте, но и в практике нравственные и научные истины, учит быть самим собой, перевоплощаться в героя и проживать разнообразное множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.
Одно из ведущих мест в становлении личности занимает самооценка. Педагог должен помочь направить в нужное русло процесс формирования адекватной самооценки. Специальные психолого-педагогические исследования показали, что самооценка, принятие себя ребенком имеют большое значение для его полноценного развития, раскрытие способностей и возможностей [38].
Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Л.С. Выготский, А.В. Луначарский, Ш.А. Амонашвили, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин. Они доказали специфику художественно-творческой деятельности ребенка в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития [38].
Понятие «творческая активность» определяется темпераментом, характером, волей и другими особенностями личности. Творческие качества личности не возникают отдельно от других ее компонентов, а подчинены законам формирования личности в целом на этапах обучения и самообучения, трудовой деятельности и общения. Творчество предполагает наличие у человека способности, мотивов, знаний и умений. Благодаря которым создается продукт, отличающийся оригинальностью, новизной.
Подростковый возраст требует особого к себе внимания. Это ответственный период становления личности, интенсивного роста внутренних творческих сил и возможностей подрастающего человека. Противоречивость, свойственная в той или иной мере каждому возрастному этапу, в подростковом возрасте составляет самую его суть.
Повсеместно отмечаемый факт ускорения развития современных детей не только не отменяет характерных для подросткового возраста противоречий, но даже, наоборот, углубляет некоторые из них.
Увеличение потока информации, крен в сторону изучения точных наук в школе во многом содействует ускорению умственного развития современных подростков. Это ускорение подчас приобретает односторонний характер и ведет к ослаблению эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера, как известно, теснейшим образом связана с областью нравственных и эстетических чувств. Именно неразвитость сферы чувств нередко сопутствует серьезным нарушениям подростками этических норм.
При существующих средствах массовой информации нынешний подросток многое может услышать, увидеть, узнать. Однако в силу ограниченности его реального жизненного опыта, несформированности многих моральных принципов и оценок, далеко не все воспринятое им становится фактом его сознания, приобретает личностный смысл. А без этого, как утверждают психологи, нет и истинного познания. Зато при таких условиях возникает возможность иллюзорного знания, поверхностных суждений. Более того, подросток нередко многое из воспринятого принимает в готовом виде, присваивает чужие мысли и суждения (часто не отдавая себе в этом отчета) и начинает пользоваться ими как своими.
Подобная «свобода» детских суждений рождает у некоторых взрослых неоправданные иллюзии по поду возможностей и истинных запросов современного подростка, которому, якобы, доступно и интересно все то, что он наравне со взрослыми смотрит в кино, по телевидению и т.п. Переоценка познавательных интересов и интеллектуальных сил современного подростка столь же неправомерна, как и недооценка его духовного, творческого, социального роста.
Возраст 11-14-ти лет — это сензитивный период для развития творческого мышления. У подростков усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач.
В подростковый период происходит бурное и плодотворное развитие познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. В данный период активно формируются теоретическое, абстрактное мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями, развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, появляется возможность строить сложные умозаключения, выдвигать гипотезы и проверять их.
Занятия театром в подростковом возрасте направлены на:
- помощь в становлении самосознания подростка. В данном случае театральная педагогика может сочетаться с элементами психодрамы (Дж.Л. Морено).
Через тренинг различных способов поведения в предлагаемых обстоятельствах (этюды «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
- задания на оправдание того или иного поведения, действия и т.д.) возможно не только тренировать актерскую технику, но и выявлять и корректировать психодраматическими способами личностные проблемы подростка;
- освоение пластических возможностей подростка (введение в театральные занятия элементов сценического движения, пантомимы, танца);
- знакомство с основами сценической речи: артикуляционные упражнения, упражнения на правильное дыхание, логику речи;
- развитие творческого мышления подростка и закрепление театральных технологических элементов в актерском мастерстве («оценка факта», «вес», «мобилизация» и т.д.);
- знакомство с драматургией как видом искусства;
- участие в эпизодических и небольших ролях студийного спектакля школы.
Постижение языка театрального искусства наиболее плодотворно в сочетании восприятия театрального спектакля со знакомством с искусством, так сказать, «изнутри», через собственное творчество. Большую роль здесь играет участие в любом виде самодеятельности.
Учащиеся, упражняясь в записи диалогов, монологов, ремарок на магнитную пленку, осваивают особый стиль коллективной работы перед микрофоном, а также получают возможность прослушать, оценить, исправить свою работу. В радиотеатре существуют повествовательные и описательные фрагменты, при исполнении которых школьники осваивают новую ступень художественного чтения. Этой же задаче служит работа в роли ведущего, от лица автора или героя. В работе над радиоспектаклем у подростков формируется стремление говорить красивым голосом и уметь слышать голосовые характеристики.
В подростковом возрасте все силы ребенка направлены на самоутверждение — вот где театральная деятельность выходит на первый план. Театр дает возможность самоутвердиться любому ребенку. При правильной организации воспитательной работы у школьников начинает определяться представление об идеале личности. Но складывающиеся внутренние предпосылки сами по себе к формированию позитивной самооценки не приведут, необходимо чтобы в самом воспитательном процессе создавались реальные ситуации для саморегуляции, необходимо следить, чтобы в творческом процессе, в творческом общении дети учились отдельным методам самопознания, самоанализа, самоконтроля.
В процессе театральной деятельности можно выделить три основные задачи воспитания:
- Воспитание положительного отношения к друзьям, родственникам, одноклассникам, взрослым.
- Пробуждение гуманистических чувств.
- Формирование позитивных представлений о себе.
С точки зрения психологии для подростков характерны: эмоциональность, склонность к подражанию, стремление к массовым действиям. Этими особенностями определяется один из методов воспитания, заключенный в театральной деятельности — метод массового воздействия [30].
Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки.
На сегодняшний день одна из основных форм театрального искусства в школьном образовании — это драматический кружок, который существует не по законам образовательного стандарта, а как самостоятельный «орган» художественного искусства. В нем учувствуют талантливые, одаренные, интересующиеся театром дети. Доминирующим результатом занятий театральным искусством является: уверенность в себе, утверждение себя как личности. Театральные занятия, дают детям еще одну неоценимую возможность — возможность самовыражения, которая в их возрасте является особенно важной, тем более, если она по тем или иным причинам не может проявить себя ярко в чем-то другом, например в спорте. Посещая театральные занятия, учащиеся удовлетворяют свои нравственные и эстетические потребности.
Театральное искусство дает ученикам такие неоценимые приоритеты, как:
- уверенность в себе, умение рассуждать, утверждение как личности;
- приобретение навыков коллективного общения, необходимого детям в последующей взрослой жизни;
- воспитание в себе чувство ответственности и самостоятельности;
- приобретение творческого самовыражения, реализацию индивидуальных способностей каждого;
- соприкосновение через игру с явлениями реальной действительности, переживаниями, которые наполняют его богатым содержанием и надолго оставляют след в его памяти;
- развитие задатков и творческих качеств детей: внимание, быстроту реакции, находчивость, альтруистичность, фантазию и воображение, пластику тела, речь и многое другое со знаком «+»;
- приучение детей к дисциплине и самодисциплине;
- формирование вкуса, воспитание чувства меры, способности анализировать, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, навыкам и своему труду;
- расширение кругозора, которое обеспечивает дополнительные знания о жизни [24, с.22].
Школьная театральная педагогика — это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Так как именно в школьной «атмосфере» формируется личностное становление самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, овладение своим телом, голосом, пластической выразительностью движений, воспитывается чувство меры и вкус, которые необходимы человеку для перспективного успеха в любой сфере деятельности. Самым универсальным средством развития личности, личностных способностей человека является именно театрально-эстетическая деятельность, которая органично включается в образовательный процесс.
Являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, школьная театральная педагогика преследует иные цели и задачи, среди которых ведущей не является профессиональная подготовка актеров и режиссеров. Школьная театральная педагогика воспитывает личность ученика средствами театрального искусства. Школьный театр предстает как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающей жизненный мир, познаваемый формирующейся личностью.
По мнению А.Зубова «акцент на личность, на воспитание индивидуальности должен доминировать сегодня во всех сферах педагогики. Общеобразовательная школа без такого подхода превращается в нечто бесформенное, когда коллективистических ценностей советского периода уже нет, а персонального воспитания человека еще нет, и не предвидится. Всегда воспевалось коллективное творчество, а сегодня это требование личной неповторимости, базирующейся на высочайшей профессиональной технике, становится не просто желательным, а единственно возможным для реализации своей жизни в искусстве» [24, с.22].
Как видно, приобщение к театру, начиная со школьных лет, дает возможность учащимся понять и осознать для себя, что театральное воспитание — это богатый духовный пласт.
В начале XXI века занятия в школьном театре по-прежнему являются одним из наиболее предпочитаемых увлечений подрастающего поколения России. Об этом свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования в школах страны. Конечно, теперь у школьников есть много привлекательных видов досуга — ТВ, видео, компьютер, Интернет, но живое общение друг с другом посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и за тем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике — блистал эрудицией, хорошей памятью, умел ориентироваться в мире информации, добывал самостоятельно знания, рационально подходил к процессу познания. Замечательное этому доказательство — слова Н.В. Гоголя: «Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь… . Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» [24, с.23].
Таким образом, театральная деятельность — это путь ребенка в общечеловеческую культуру, путь к нравственным ценностям своего народа. Театральное искусство развивает многогранную личность нового времени. Театр дает личности весь арсенал «оружий», которые не обходимы в современном социуме — это уверенность в себе и своих силах, ответственность за свои поступки, умение отстаивать свою точку зрения и т.д. Именно такая гармоничная личность и будет востребована в обществе нового времени.
2 Разнообразие и многообразие форм — условие эффективности процесса творческого развития подростка
Театр в учебном процессе рассматривается как синтетическое искусство наиболее полно «охватывающее» все сущностные качества личности в ее отношениях к миру, людям, себе.
Познавательная функция театра является одной из важнейших. Благодаря этой функции осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому, от одних стран и народов к другим.
Наряду с познавательной функцией театра существует ряд других. Театр — искусство коллективное: он моделирует межличностные взаимодействия, привлекая зрителя к сопереживанию и сотрудничеству в большей степени, чем другие искусства. Так коммуникативная функция театра способствует поддержанию целостности общества.
Игровая функция театра оказывает влияние на многие стороны социальной регуляции. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Игра как развлечение выполняет важную функцию снижения уровня психологической напряженности.
Школьный театр обладает интегрированным подходом к воспитанию, образованию, развитию ребенка, т.е. ребенок становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны ,в качестве исполнителя (толкователя отдельной роли), с другой стороны — художника, композитора, режиссера, автора спектакля в целом. Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции.
Театральные подмостки предлагают воспитаннику проявить свою индивидуальность, свой талант, постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения, подросток вовлекается в театрально-творческую деятельность. Сближение и соединение музыки, пластики, театра, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии, способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам излечиться от утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Педагогика сегодняшнего дня становится «театральной»: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию — всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству — с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.
В младшем школьном возрасте, когда ребенок еще не разделяет живое и неживое, одушевляя, «очеловечивая» вещи и явления действительности, игра — важнейший способ осмысления мира. На данном этапе театр служит освоению синкретичного мира сказки, ориентирован на понимание языка культуры и природы.
Для среднего возраста характерен экспериментальный импульс, развитие речи и аналитического мышления, интерес к «мы» более чем к «я». В данном случае, в освоении историко-культурного материала, образов героев и эпох, актуален и соответствующий ход школьного театра, акцентирующего внимание на способах личностного вхождения в культурную эпоху. На этом этапе, когда синкретичность мировосприятия нарушается в пользу активного становления понятийного мышления, театр помогает в создании образов культуры, исторически сменяющих друг друга картин мира.
В старшем (юношеском) возрасте актуальны проблемы самосознания, вопросы отношения в системе «я и мир», акцентируется задача социокультурной самоидентификации личности, вопросы ценностных смысложизненных ориентиров в современном мира. Возникает необходимость получения целостного представления о мире и ощущения себя в нем. В этот возрастной период, когда активны процедуры самосознания, театр работает для разрешения проблемы «я и мир».
Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы [3, с.105].
Работа школьного коллектива должна быть организована «по законам жанра», т.е. методически грамотно решается каждый из этапов художественно-эстетической работы с детьми в процессе организации коллектива, подбора репертуара и т.д. Целостный учебный процесс с неизбежностью обращается к методике школьного театра, которая имеет своим предметом описание взаимодействия трех его «героев-соучастников», трех основных компонентов: спектакль как совместное творчество играющего ребенка и педагога-режиссера.
Организация работы над спектаклем — сложный и длительный процесс, имеющий свои трудности и противоречия, в котором достаточно отчетливо прослеживаются следующие компоненты:
режиссерско-педагогический замысел,
создание сценария,
актерское мастерство,
партитура спектакля,
репертуар школьного театра.
Режиссерско-педагогический замысел — это нравственная, эстетическая, педагогическая идея-образ, возникающий при условии отчетливого понимания воспитательно-образовательной цели, оценки ситуации в коллективе, ценностного осмысления ожидаемого результата. В школьном театре он творится коллективно и раскрывается путем игры, совместного действия.
Работа над сценарием определяется выбранным материалом, но ей обязательно предшествует текст. Приемы погружения в условную среду, в соответствии с замыслом и избранной темой, многообразны, и их выбор определяется не столько особенностями материала, сколько качествами личности педагога-режиссера, его эрудицией, стилем педагогического общения, способностью «чувствовать» детский коллектив.
Компоненты методики школьного театра (режиссерско-педагогический замысел, создание сценария, актерское мастерство, партитура спектакля, репертуар школьного театра) корректируются, уточняются структурно и содержательно в зависимости от возрастных особенностей учащихся.
Принципы репертуарной политики школьного театра:
- принцип соответствия материала непосредственному жизненному интересу, кругу проблем, живо волнующих подростков, участников театрального коллектива и будущих зрителей;
- принцип соответствия избранного текста возможностям детей;
- принцип соответствия избранного материала педагогической художественно-эстетической задаче школьного театра;
- принцип соответствия материала идее целостного развития личности, возможность развернуть в нем спектр развиваемых способностей: интеллектуальных, моторных, творческих, речевых и т.п.
Работу школьного театра целесообразно строить в трех последовательных (а при готовности педагога-режиссера и «актеров» — параллельных) этапах выбора репертуара:
- остроактуальные художественные композиции, которые корректируются, уточняются всем коллективом в процессе работы;
- сочиненные в сотворчестве ребенка и взрослого сценарии по материалам учебных курсов истории, мировой художественной культуры, литературы, исторического краеведения;
- отрывки из классических драматургических текстов (Эсхил, Шекспир, Брехт, Островский, Чехов, Гумилев и др.), также коллективно избранные, интересные детям, хронологически и проблемно связанные с учебным материалом.
Работа над актерским мастерством есть не что иное как развитие способности владеть своим телом, выразительным жестом, голосом, пластикой. Обучение некоторым артистическим приемам ориентировано задачей становления личности ребенка, помогать, стимулировать этот процесс. Актеры, работая над разными ролями, начинают лучше понимать значение человеческих поступков и в самой жизни тоньше улавливать внутренний смысл и разнообразие оттенков речи окружающих, вернее оценивать собственные действия и действия других людей. Вместе с ролью усваиваются и определенные социальные стереотипы. Актер, прожив роль, лучше осознает общественный смысл действий своего персонажа, а, соответственно, и свой собственный.
По системе Станиславского актер должен максимально вжиться в свой персонаж, знать его глубоко. Освоение роли должно пройти 3 стадии: познавание — скрупулезное изучение персонажа, переживание — строительство образа на материале собственных чувств и воплощение — внутренняя готовность актера жить душевным миром своего героя. Во время спектакля требуется максимальное слияние с образом. По мнению Станиславского психотехника обучает реалистическому поведению на сцене и служит не для заучивания поз и мизансцен, а для проживания актером каждый раз заново каждого фрагмента спектакля [30].
В ходе поисков выразительных средств воплощения пространственно-временного образа спектакля участники коллектива выбирают и используют возможности света, музыки, пластики, декораций. костюмов, вещей (реквизита).
Сценическая площадка школьного театра — условное пространство, которое может быть организовано (так в современной практике) в любом помещении школы (класс, рекреация, но главное — актовый зал).
Сценические законы в школьном театре интерпретированы в русле собственно-педагогических задач.
Деятельность педагога-режиссера школьного театра определяется его позицией, которая развивается от позиции педагога-организатора в начале и до соратника-консультанта на высоком уровне развития коллектива, представляя в каждый момент определенный синтез разных позиций. Это личность, способная к активной самокоррекции: в процессе сотворчества с детьми он не только слышит, понимает, принимает идеи ребенка, но действительно изменяется, растет нравственно, интеллектуально, творчески вместе с коллективом.
Таким образом, школьный театр дает возможность воспитанникам приобщиться к сценическому искусству, потому что накопление эмоционально-чувственного опыта ребенка происходит через знакомство с театрально-творческой деятельностью на основе интеграции искусств. Воспитанник становится более раскрепощенным, контактным, эмоционально отзывчивым, тоньше чувствует и понимает окружающий мир.
Глава III. Эффективность разработанной методики использования театральной деятельности в творческом развитии школьников
1 Методика использования театральной деятельности в творческом развитии школьников
ГБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением французского языка Василеостровского района г. Санкт-Петербурга успешно осуществляет образовательную деятельность на протяжении 33 лет с 1981 года.
Организации школьного театра на протяжении существования школы всегда уделялось особое внимание. Так с 1997 года создана первая школьная французская театральная студия. В 1999 году в школе проходит Третий Международный Фестиваль школьных французских театров. Спектакль СОШ №9 «Борьба за огонь» занимает призовое место. В 2000 году школа становится лауреатом Четвертого Международного Фестиваля школьных французских театров. В 2005 году спектакль «Приключения Пифа и Геркулеса» завоевывает Гран-при международного фестиваля школьных театров на французском языке [39].
В 2009 году в ГБОУ СОШ №9 создается структурное подразделение «Отделение дополнительного образования детей». В январе 2014 года в системе ОДОД создается русскоязычная театральная студия «Эксперимент», осуществляющая свою деятельность на основании разработанной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей программы), которая рассматривается как ключевое звено воспитательной программы, способствующей творческому самовыражению учащихся и их родителей и позволяющей в значительной степени интегрировать урочную и внеурочную деятельность, способствуют формированию творческой индивидуальности ученика.
Основной целью программы является создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Особенность программы заключается в построении образовательного процесса посредством последовательного перехода воспитанников от одной ступени мастерства другой: 1 ступень — «Первые шаги», 2 ступень — «Мастерство вдохновение». Каждая ступень представляет собой определенный уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материалов.
Программа театральной студии «Эксперимент» представляет собой вводный курс для школьников среднего возраста (возраст 10-14 лет) по изучению основ театра. Срок реализации программы — 2 года. Выполнение программы рассчитано на 144 учебных часа в год. Занятия в группах первого и второго года обучения проводятся 2 раз в неделю по 2 академических часа, т.е. 4 часа в неделю. Количество обучающихся в группах — 12-15 человек.
Формы проведения занятий:
- фронтальная — одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальная — чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповая — организация работы в группах;
- индивидуальная — индивидуальное выполнение заданий, решение проблем, работа над ролью со сценарием.
Реализуя потребности обучающихся, предлагаемый курс формирует представление о специфике театрального искусства, собственных возможностях в данной области, обеспечивает условия для воспитания и развития художественного вкуса посредством освоения различных пластов человеческой культуры. Программа не ставит своей задачей подготовку школьников в театральные ВУЗы, а преследует более широкую цель: полихудожественное развитие личности, способной к многоплоскостному восприятию мира и обладающей широким диапазоном способностей, в том числе и специальных актерских, которые выявляются, тренируются и развиваются с помощью комплексных заданий при акценте на ведущие универсальные способности.
Основным стержнем программы является процесс моделирования театрального образа через многообразные грани его живого воплощения. Так программа театральной студии «Эксперимент» включает в себя элементы:
- движения — как средства освоения внешнего пространства;
- голоса-интонации — как смысловой системы, отражающей духовное состояние человека;
- изображения — как процесса видения мира и способности передавать это видение через конкретные образы;
- действия — как процесса изменения, преобразования мира и себя в этом мире;
- текста — как основы интерпретации, личностного начала в прочтении-изображении-движении-интонировании-действии-сочинении.
В качестве текста в данном случае выступают: музыка разных стилей, эпох и жанров, отобранная по принципу эмоционально-образного содержания и рассчитанная на личностное прочтение с учетом перевода в пластическую визуальную мерность; поэзия XX века; произведения изобразительного искусства и т.д. Погружение в разноликое пространство человеческой культуры через соавторство, сотворчество и реализацию себя в другом создает условия для духовного обогащения личности, развивая ее универсальности, поскольку только через конкретную личность отражается универсальность других индивидов, с которыми она вступает в прямое и косвенное общение.
Основными принципами построения программы являются:
- Принцип деятельного освоения искусства через его форму.
- Принцип многомерного и многообразного проявления личности.
- Принцип взаимосвязи восприятия и продуктивной творческой деятельности на основе метода «энергетических перемещений».
- Принцип формирования собственной индивидуальности через познание и воплощение другой личности.
- Принцип формирования целостного художественного сознания.
Одной из важнейших задач методики воспитания актёра в театральной студии «Эксперимент» является овладение почти нормальным человеческим самочувствием и поведением, позволяющим на сцене мыслить, действовать и чувствовать по тем же законам, по которым мыслит, действует и чувствует каждый человек в реальной жизни. На сценической площадке — необычные условия жизни: вымысел, публичное творчество, специальные его задачи, забота, чтобы всё было видно и слышно. Задача педагога студии — научить актёров вести себя в этих условиях обычно, по органическим законам жизни. В этом весь смысл обучения актёрскому мастерству.
Будущие актеры должны в себе воспитать способность приводить себя в правильное сценическое самочувствие, а это — натренированная способность в нужное время начать «действовать» в соответствии с заданным материалом этюда и роли. Творческое состояние складывается из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов или звеньев, которые вместе составляют необходимые условия для сценического действия. Этими элементами являются: