Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Дипломная работа

Ранний возраст — это период детства, когда у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья. В данной работе мы рассматриваем процесс сенсорного воспитания детей раннего возраста.

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. Период раннего возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей. Познание окружающего мира ребенком раннего возраста идет через ощущения и восприятие, составляющие основу сенсорной культуры дошкольника, что и указывает на необходимость проведения планомерной работы с детьми раннего возраста по данному направлению и говорит об ее актуальности.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и др.).

Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные педагоги и психологи как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко и др.

Отечественная педагогика и психология выдвинули очень важное теоретическое положение, утверждающее, что наиболее благоприятно развитие ребенка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учетом возрастных особенностей детей. Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Дидактические игры, как и раньше, остаются эффективным средством сенсорного воспитания. В настоящее время разными авторами (Венгер Л. А., Печора К. Л., Пилюгина Э. Г.) разрабатывается множество дидактических игр по сенсорному воспитанию. Идет поиск неординарных, альтернативных путей. Наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, Г. Домана.

17 стр., 8012 слов

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста

... необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования – методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время ...

Объект исследования: педагогический процесс, направленный на формирование представлений о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр.

Цель нашей исследовательской работы: выявление педагогических условий по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр.

Гипотеза: мы предположили, что формирование представлений о цвете у детей третьего года жизни будет происходить более успешно, если:

  • в педагогический процесс включить интересные по содержанию дидактические игры;
  • использовать при проведении дидактических игр материал различной текстуры;
  • использовать методы и приемы, стимулирующие познавательную и эмоциональную активность;
  • обогатить предметную среду в группе разнообразными пособиями, стимулирующими самостоятельное применение полученных представлений.

Задачи:

Изучить теоретические основы сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Выявить исходный уровень сформированности представлений о цвете у детей третьего года жизни.

Разработать программу по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни и апробировать ее на практике.

Выявить педагогические условия, необходимые для успешного формирования представлений о цвете.

1. Теоретические основы изучения сенсорного воспитания детей раннего возраста посредством дидактических игр

1.1 Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами

Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори [7, с.115], а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина [24, с.149] справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для дальнейшей жизни.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «SENSUS» — «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения». Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире и многообразнее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.

Сенсорное воспитание — система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания.

4 стр., 1924 слов

Коррекция нарушений у детей с сенсорной, двигательной и интеллектуальной ...

... ведет к нарушению познания». Цель реферата: выявить уровень сформированности представлений о нарушениях речи характерных для слабослышащих детей и специфике логопедической работы. 1.Фонетико-фонематические нарушения Нормальное ... с и пр.). 3. Смешанные формы нарушений звукопроизношения, обусловленные одновременно и сенсорной, и моторной недостаточностью. В этих случаях у одного и того же ребенка ...

Сенсорное воспитание — составная часть умственного и физического воспитания ребенка, направленная на развитие его ощущений и восприятий, происходит в процессе познания ребенком предметов окружающего мира за счет, в основном, совершенствования функций центральных мозговых частей анализаторов.

А.В. Запорожец разработал и изложил в своем труде «Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве» систему сенсорного воспитания детей. Сенсорное воспитание, по его мнению, сводится к простому упражнению сенсорных способностей, которые считаются данными ребенку от рождения. По Запорожцу, активные сенсорные действия формируются в контексте содержательных видов деятельности (рисование, лепка, игра и др.).

Хотя развитие сенсорики у ребенка имеет самостоятельное значение, необходимо рассматривать этот процесс не изолированно, а в связи с общим умственным развитием.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания [8, с.128].

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [8, с.172]. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов советской теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

В своей многовековой практики человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение [4, с.25]. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгера сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения «и характеристики их свойств. Понятие «сенсорные эталоны» предложено А.В. Запорожцем.

16 стр., 7665 слов

Содержание и методика сенсорного воспитания дошкольника

... сенсорного опыта. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Чтобы усвоить сенсорный эталон, ... и методику сенсорного воспитания в дошкольном возрасте 1 Психофизиологические основы сенсорного воспитания С восприятия предметов и явлений ...

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах — общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги) [9, с.77]. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Ознакомление с восприятием формы, величины и цвета составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности [17, с.36].

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Характер этих представлений, их точность, отчетливость, полнота зависят от степени развития тех сенсорных процессов, которые обеспечивают отражение действительности, т.е. от развитости ощущений и восприятий.

Сенсорное развитие определяется как формирование новых, не существовавших у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств под влиянием активного педагогического воздействия. Такое понимание сенсорного развития детей позволяет обозначить сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование у детей сенсорных процессов.

Вывод: проблема сенсорного воспитания детей еще с конца 19 — начала 20 веков привлекала пристальное внимание отечественных и зарубежных педагогов и психологов и до сегодняшнего дня остается актуальной и значимой для ребенка. Сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов: ощущений, восприятия, представлений. Важнейшим элементом его усложнения является организованное педагогом обучение детей обобщенным и систематизированным знаниям о воспринимаемых им качествах предметов. По мнению Л.А. Венгера, оно состоит из: ознакомления детей с сенсорными эталонами и выработки у них перцептивных операций по применению усвоенных эталонов для обследования предметов и явлений, выделения и характеристики их свойств. Основным методом формирования представлений об эталонах ученые считают обследование детьми разновидностей свойств предметов. В процессе данной деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.

2 Содержание и методика работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию

Для того, чтобы раскрыть содержание данного параграфа, нам необходимо определить, что мы понимаем под терминами «содержание обучения» и «методика обучения», так, в электронном словаре мы находим следующее определение: содержание обучения — это система знаний, умений и навыков, которыми овладевают обучаемым за время обучения. Методика обучения — это совокупность методов и приемов апробированных и изученных для выполнения определенной работы.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

Павлова Л. П. говорит о том, что на первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна — необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» — это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.) [15, с.112].

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник [15, с.116].

По мнению Печора К. Л., Пантюхиной Г. В., Голубевой Л. Г. в практике дошкольного воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый [16, с.13].

Знакомя детей с различными свойствами предметов, Мухина В. С. Предупреждает о том, что не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме [13, с.132].

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета. От внешних приемов сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную (например, между объемными предметами) [3, с.19].

Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала).

Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет — постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования [3, с.27].

Наиболее существенными для практики детских садов явились работы Е. И. Тихеевой, которые основывались, с одной стороны, на результатах психологических исследований стадий развития детского наблюдения (В. Штерн), а с другой — на педагогических учениях К.Д. Ушинского [8, с.132]. Е.И. Тихеева разработала искусственный и естественный дидактический материал для работы с детьми над освоением формы, цвета, величины, количества и т. д. В качестве основных методов сенсорного воспитания предлагались «экскурсии» по помещению, в ходе которых дети знакомились с предметами и их свойствами при помощи разных органов чувств («посмотри», «попробуй», понюхай» и т. п.), и особенно дидактические игры.

Большая научная и практическая работа была проделана Ф. Н. Блехер, которая, опираясь на имевшиеся в то время психологические данные о целостном характере детского восприятия, исследовала дидактические вопросы овладения числом, счетом, формой и другими пространственными свойствами вещей, временными отношениями и т. д. [8, с.133].

Значительный интерес представляют работы Б. Хачапуридзе, предложившего систему дидактических материалов для овладения формой, цветом, количеством, величиной и другими «чувственными» признаками предметов [8, с.134]. Основным методом сенсорного воспитания у Б. Хачапуридзе являлась коллективная дидактическая игра, направленная педагогом. Б. Хачапуридзе видел задачу сенсорного воспитания в том, чтобы сформировать у ребенка к концу дошкольного детства совершенное дифференцированное восприятие и научить его активно управлять своими способностями (как сенсорными, так и интеллектуальными) при операциях над чувственными свойствами предметов. В соответствии с этими задачами дидактические игры, предложенные Б. Хачапуридзе, предусматривали необходимость применения ребенком активных интеллектуальных операций (абстракции, обобщения, анализа и синтеза) и овладения словесным обозначением предметов и выделяемых свойств.

Проведем сравнительный анализ трех образовательных программ для детей раннего возраста. В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой говорится о том, что ребенок раннего возраста усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Взрослому необходимо в этом возрасте обращать внимание детей на запахи, звуки, цвет, размер предметов; учить рассматривать картинки, иллюстрации, то есть развивать эстетическое восприятие.

Но, в данной программе, в отношении раннего возраста, прослеживается установка на формирование формальных сенсорных знаний и умений, часто не оправданных с точки зрения развития ребенка. Так, например, показатели развития детей от полутора до 1г. 9 мес. сводятся к тому, что они должны уметь ориентироваться в трех контрастных величинах предметов с разницей в 2 см., обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями. Такой способ оценки ориентирует воспитателей не на индивидуальный подход, а на «подтягивание» ребенка к формальным одинаковым для всех требованиям.

Важным принципом построения программы «Кроха» (под ред. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева) является принцип деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей. Большое внимание уделяется развитию у детей сенсорной и предметной деятельности, общения, как ведущих в раннем детстве; установлению взаимосвязи между различными видами детской деятельности для решения общих задач воспитания детей раннего возраста. Программа рассчитана на индивидуальный подход к ребенку и на зону ближайшего развития.

В рекомендациях авторы предостерегают родителей и воспитателей от чрезмерного увлечения обучающими занятиями и объясняют, как можно использовать богатые резервы данного возраста для развития познавательной активности, инициативности ребенка в детских видах деятельности. Предлагаемые методические приёмы имеют в основном игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей. В целом, данная программа соответствует принципам личностно ориентированной педагогики.

Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Т. Н. Бабаевой, Г. Г. Гогоберидзе [19].

Программа разработана с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Ранний возраст представлен в программе лишь частично — третьим годом жизни детей. В качестве общей задачи воспитания выдвигается создание условий для раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка.

Авторы программы выдвигают в качестве приоритетных в процессе воспитания и обучения следующие виды деятельности — игру, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметную, изобразительную, художественно-театральную деятельность, детский труд. Целостность программы обеспечивается связью трех ее магистральных линий — развитие эмоциональной сферы, познавательной и практической деятельности. Огромное внимание уделяется сенсорному развитию детей не только ориентируясь на возраст, но и забегая вперед.

В данной программе дается возможность каждому ребенку самостоятельно (под руководством педагога) исследовать ту или иную область предметного мира (например, различными способами изучать свойства предметов и веществ, экспериментировать с красками, звуками, словами, движениями и пр.).

Темой нашего исследования является формирование у детей третьего года жизни представлений о цвете и поэтому мы более подробно проанализировали содержание программ именно с этой точки зрения. Результаты анализа представлены в виде таблицы (см. Таблицу № 1).

Таблица 1

Программа

Раздел

Количество цветов, которые должны знать дети

Возрастная группа

«От рождения до школы»

Развитие речи

Красный, синий, зеленый, желтый

2 группа детей раннего возраста

Художественное творчество

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный

1 младшая группа

Изобразительная деятельность

Красный, синий, зеленый, желтый

2 группа детей раннего возраста

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный

1 младшая группа

«Кроха»

Красный, синий, зеленый, желтый

2 группа детей раннего возраста

Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, фиолетовый.

1 младшая группа

Проанализировав программы мы отмечаем, что, все описанные программы в той или иной степени нацелены на реализацию принципов личностно-ориентированной педагогики. Во всех программах особое место отводится сенсорному воспитанию детей, обучая их предметной деятельности. Во всех программах, кроме «Программы воспитания и обучения в детском саду» идет развитие на опережение, на зону ближайшего развития, что дает возможность детям развиваться в полном объеме.

Таким образом, основная задача ознакомления детей раннего возраста со свойствами предметов — это обеспечить накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

1.3 Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование — это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет [4, 26].

В зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить основные этапы, которые характерны для обобщенного способа обследования [17, 40]:

. Восприятие целостного облика предмета.

. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т. д.).

З. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

. Повторное целостное восприятие предмета.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.) [9, с.78].

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений [24, с.126].

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На этих занятиях воспитатель ставит перед детьми сенсорные и умственные задачи в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата) [21, с.66].

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов, позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов [1, с.76].

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Основа дидактической игры — особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организация жизни детей, руководство воспитателя.

В процессе сенсорного воспитания с помощью дидактических игр можно выделить ряд этапов [1, с.80].

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к этому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания.

В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделение его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств.

Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон), углубляются процессы анализа, обобщения на основе владение эталоном.

Цель четвертого этапа — создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для осуществления этой цели важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. На этом этапе воспитатель широко использует все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Воспитатель организует и проводит дидактические игры как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности. Например, такие игры, как «Подбери соседа» и «На что похоже?», закрепляют у детей знания цветов радуги, учат сравнивать форму изображенных предметов с геометрическими фигурами. Игра «Собери радугу» учит детей различать и называть цвета спектра; «Хоровод друзей» закрепляет понятия «большой — маленький», учит соотносить предметы по величине; «Что бывает… (круглым, квадратным, треугольным, прямоугольным, овальным)» упражняет в нахождении предметов заданной фигуры в окружающей обстановке. Эти игры довольно легко входят в обиход детей раннего возраста, особенно им нравится находить предметы определенной формы вокруг них [16, с.17].

Работая с дидактическим материалом, ребенок учится различать и классифицировать качества предметов, располагать их в определенной последовательности. Действуя с данным материалом, познает, что предмет может быть более или менее высоким или низким, толстым или тонким; цвет — иметь различную степень насыщенности; звук — различную тональность; форма — различную степень сходства и т.д. Сравнивая и вкладывая предметы: геометрические фигурки, таблички разных цветов, бруски, ребенок устанавливает тождество или различия качеств.

Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком.

Благодаря играм и упражнениям в сознании ребенка устанавливается первичный порядок, который постоянно обогащается содержанием. Способность упорядочивать образы восприятия, находить свое место каждому предмету — основа внутреннего, умственного порядка, который дает возможность отличать одну вещь от другой. Тем самым ребенок получает внутренний импульс к установлению внутреннего порядка и к систематизации внешнего мира. Что особенно важно, к этому пониманию порядка ребенок приходит самостоятельно — не через рассуждения других, а через собственный опыт, свое восприятие и действие [26, с.118].

Новые игры вносить в группу детей раннего возраста надо постепенно, по мере освоения их детьми, позднее вводить усложненные варианты. С помощью игр развивается у детей самостоятельность, навыки самоорганизации, творческого отношения к игре.

Таким образом, рассмотрев дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста, важно отметить, что особенно хорошо дети усваивают сенсорные эталоны в процессе организации дидактических игр. Дети постепенно научаются собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрешки и т. п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий. Таким образом, роль дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста несомненна.

2. Опытно — экспериментальная работа, направленная на формирование представлений о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр

 дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста 1

1.Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М., 2004.

.Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. М.: Владос, 2007.

.Давидчук А. Сенсорное воспитание и развитие элементарных математических представлений у дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1993 — № 1, с.24

.Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.

.История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматии: Учебное пособие для студентов педагогических /Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. — М., 1986.

.История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко Н.Б. Мчедлидзе и др.; Под ред. М.Ф. Шабаевой. — М., 1980.

.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 — 2005 — с.76.

.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М., 2000.

.Кроха. Программа воспитания, обучения и развития детей до трех лет в условиях семьи. Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеев, Н.П.Кочетова и др. М., 2005.

.Мухина В.С. Психология дошкольника. — М., 2004. — С.32.

.Павлова Л.П., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М: Мозаика — Синтез, 2000.

.Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. — М., 1996.

.Печора К.Л., Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. — М.: Гуманит. Издат. центр ВЛАДОС, 2004. — 172 с.

.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой. М., 2007.

.Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство». В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. М., 2006.

.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. — Ростов н/Д., 1998

.Сенсорное воспитание в детском саду //Под ред. Поддьякова Н.Н. — М., 1981

.Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. — М., 1965.

.Эльконин Д.Б. Психология игры — М., 2002.