Семья, как объект социальной работы

исследования обусловлена тем, что положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Именно поэтому вопрос о решении проблем семьи является актуальным на сегодняшний день в теории и практике социальной работы.

Семья — это основанная на браке и/или кровном семьи родстве, малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу (6, с.24).

В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат монопольные права и обязанности на приобщение своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.

В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Семья придает своим членам, причем не только новорожденным, но и тем, кто, вступив в брак, вливается в нее, известное своеобразие.

Семьей также называется социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста (6, с.25).

К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жилища, одежды); создание культурной непрерывности, передача новым поколениям общественного культурного наследия; стабилизирование социальной структуры с помощью своих детей определенным социальным положением. Благодаря реализации семейных функций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, сохраняет свой социальный, биологический и культурный смысл.

В своем единстве перечисленные функции представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.

4 стр., 1863 слов

Воспитание в семьях с разным количеством детей

... воспитание в семье. Предмет курсовой работы: сравнение воспитания детей в многодетной и однодетной семьях. Задачи курсовой работы: Рассмотреть семью как фактор социализации; Изучить типы и функциии семьи; Характеристика воспитания единственного ребенка в семье; Характеристика воспитания ребенка в многодетной семье; Сравнить воспитание детей в однодетных и многодетных семьях. 1. СЕМЬЯ ...

Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.

Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. многодетные пли имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.

Социальная работа с семьей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Формы социальной работы обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства — не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям.

Объект исследования — семья.

Предмет исследования — социальная работа с семьей.

Целью исследования является изучение семьи как объекта социальной работы.

Исходя из цели, определились следующие задачи :

  • анализ научной литературы по проблемам семьи;
  • исследование проблем современной семьи;
  • изучение опыта социальной работы с семьей;
  • анализ результатов исследования по проблемам семей в г. Белорецк;
  • разработка программы по социальной поддержке семей в г. Белорецк.

Гипотеза исследования — социальная работа с семьей будет эффективнее, если проблемы данной категории населения решать комплексно с привлечением специалистов различного профиля.

База исследований — «Управление труда и социальной защиты населения» муниципального района Белорецкого района Республики Башкортостан.

Методы исследования — анализ научной литературы, обобщение опыта, беседа, наблюдение, расследование, допрос.

3 стр., 1454 слов

Социальная работа с детьми-инвалидами

... Цель курсовой - изучить работу социальных служб и взаимодействие с детьми инвалидами и их семьями. Основные задачи курсовой, изучить проблемы социальной работы с детьми инвалидами. Изучить нормативно – правовую базу и познакомиться с опытом социальной работы с детьми инвалидами. Объект моей курсовой работы, социальная работа с детьми инвалидами. Предмет особенности работы с детьми инвалидами. ...

Практическое значение исследование посвящено возможности использования данных исследования, а также программы, разработанной специалистами по социальной работе, занимающимися семейными проблемами.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения по главам, заключения, библиографии, приложения.

Глава 1. Теоретические основы исследуемой проблемы

1.1 Типология современной семьи

В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Очень часто о семье говорят как о базовой ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы семью все чаще определяют как небольшую определенную социально-психологическую группу, тем самым подчеркивая, что для нее характерна особая система межличностных отношений, более или менее регулируемых законами, моральными нормами и традициями.

Так, В.Н. Гуров дает следующее определение семьи: семья — это сложная социальная система, которая характеризуется характеристиками социального института и небольшой социальной группы (11, с. 148).

Семья как социальный институт общества представляет собой совокупность социальных норм, моделей поведения, регулирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. По этой причине он имеет сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значимая его роль — на начальном этапе жизни, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовные и нравственные основы личности. В то же время семья в этом смысле зависит от уровня развития компании, несет на себе отпечаток всех ее проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, растущее напряжение в социальных отношениях, ухудшение качества услуг, разрушение старых и отсутствие формирования новых ценностных установок — вот социальные проблемы современной семьи.

Семья Е.И. Холостовой — это сообщество людей, основанное на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека (39, с. 58).

Он выделяется единым экономическим пространством, взаимозависимым образом жизни, эмоциональными и моральными связями, отношениями заботы, защиты, поддержки, защиты. Чтобы иметь целостное представление о семье, необходимо рассмотреть весь спектр семейных отношений: муж-жена, муж-дети, жена-дети, дети-дети, родственники-муж, родственники-жена, дети-родители, дети. -члены семьи.

Семья как малая социальная группа характеризуется наличием ряда социальных целей, которые меняются в разных жизненных циклах; частичные различия в интересах, потребностях и отношениях членов семьи; посредничество в совместной деятельности. Следовательно, благополучие и долголетие семьи зависят от того, насколько супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и прощение.

Рассмотрены интегральные характеристики семьи, во многом определяющие ее потенциал: психологическое здоровье, функциональная и ролевая согласованность, социальная и ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в макросоциальных отношениях, стремление к семейному долголетию.

9 стр., 4044 слов

Формирование здорового образа жизни у детей

... укрепления и сохранения здоровья. Цель курсовой работы - рассмотреть роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей. Здоровый образ жизни представляет собой режим ограничений в соответствии с оптимальным режимом физических ...

М.В. Фирсов утверждает, что семье присущи некоторые социальные и психологические процессы. Один из таких процессов — общение, потому что именно в нем раскрываются и реализуются семейные и межличностные отношения. Коммуникация — это реализация всей системы внутрисемейных отношений человека. Автор также выделяет три взаимосвязанных аспекта внутрисемейных установок: коммуникативный, интерактивный и перцептивный (41, с. 147).

Коммуникативная сторона отношений — это обмен информацией между общающимися членами семьи. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, то есть в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс взаимного восприятия партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной семейной жизни каждая из этих частей не существует изолированно.

В реальной жизни взаимоотношения между людьми складываются по-разному. Т.С. Зубкова говорит о том, что возможно существование разных вариантов семей (12, с.79).

Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной и неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято говорить о бездетных, однодетных, многодетных и малодетных семьях. Также семьи различаются по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучные, неблагополучные, и по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста и пожилая супружеская пара. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

Еще одной важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл, т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения брака. Н.Ф.Басов выделяет три фазы жизненного цикла семьи: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества (7, с.31).

Для специалиста главное — понимать то, что на пути от старта семейных отношений до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Специалист по социальной работе призван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.

По мнению Юркевича Н.Г. мастерство взаимоотношений, как и всякое мастерство и искусство, требует определенных усилий, затрат и условий как для своего появления, так и для постоянного повышения уровня совершенствования. Такими источниками повышения и приобретения мастерства семейного общения и взаимодействия, по мнению автора, призваны стать службы семьи (45, с.67).

Юркевич Н.Г. дает следующее определение понятия «служба семьи»: это один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и детей, стабилизации брака. Появление семейных служб вызвано, прежде всего, тем, что у семей выявляются совершенно новые проблемы, потребности, стремления, решение которых вызывает затруднения у супругов. Кроме того, в современных взаимоотношениях в семье рост субъективных внутренних, личностных трудностей намного опережает рост объективных. Именно субъективные, порой лишь воображаемые трудности становятся главным препятствием, тем «камнем преткновения», устранение которого расчищает путь дальнейшему развитию семьи.

2 стр., 963 слов

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

... детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Предметом курсовой работы являются нормативные правовые акты, связанные с правовым регулированием социальной защиты детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы ...

Так, В.Г. Бочарова считает, что характерной чертой службы семьи является нацеленность на устранение помех, препятствующих нормальной жизни и гармоничному развитию семьи. С помощью подразделений служб семьи, при содействии их или непосредственно ими осуществляется:

  • все виды и уровни подготовки к семейной жизни (внутрисемейная подготовка, консультирование в соответствующих вопросах и т.д.);
  • ликвидация и устранение психологической безграмотности в вопросах супружеской и семейной жизни и повышение уровня осведомленности, компетентности членов семей в сфере общения (1, с.38).

1.2 Проблемы современной семьи

Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликтность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. Медицинские: хронические инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения (8, с.45).

Также отметим, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно.

Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что экономически благополучные страны, не пережившие в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

16 стр., 7548 слов

Семья как социальный институт формирования личности ребенка

... глав, заключения, литературы. Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка 1.1 Роль семьи в воспитании ребенка Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу ...

Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три вновь заключенные брака в год совершается два развода, не является уникальным: в Соединенных Штатах разводов совершается еще больше, хотя и число браков, и в целом динамизм семейной жизни там выше (16, с.37).

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.

Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою возраста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и материнские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются.

Но чаще всего здесь сказывается кризисное стремление уменьшить семью: мужчины не считают себя обязанными связав свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического брака со свойственным ему наличием ряда семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных.

Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ресурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Работники учреждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ведущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности — общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России.

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни (14, с.27).

Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди мoгут тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные.

В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тенденции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака — симптомы внешнего социально-экономическою неблагополучия. Но, совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвердившимся стереотипом.

3 стр., 1387 слов

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного ...

... отражается на воспитании детей. Неблагополучные семьи. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Одним из ...

Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и проведение в жизнь семейной политики. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям.

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (16, с.114).

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия).

Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание (14, с.37).

Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей (5, с.89).

Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

  • семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).

    Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

  • семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети.

Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

6 стр., 2548 слов

Психологическая помощь детям с поврежденным психическим развитием

... время приобретения дефекта, его клиникопсихологическую структуру и его динамику. При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,53 лет, когда основные функциональные ... время приобретения дефекта, его клиникопсихологическую структуру и его динамику. При поврежденном психическом развитии ребенок приобретает дефект не раньше 2,53 лет, когда основные функциональные ...

— неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3—7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно (5, с.124).

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеживается в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение — одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом (26, с. 56).

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше — отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

4 стр., 1771 слов

Особенности воспитания одаренного ребенка в семье

... развитию положительных. [4. с.9 - 31]. Заключение Рассмотрев и проанализировав данную тему «Особенности воспитания одаренного ребенка в семье» мы можем сделать вывод насколько важным является влияние родителей на развития одаренности ...

Грачевым Л.К., автором программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, уровень разводов ниже среднего для такой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной (25, с.12).

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и специфические трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия (26, с.19).

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье (27, с.58).

Специалисты в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.

социальный семья многодетный

1.3 Основные направления, формы и методы социальной поддержки семьи

По мнению В.Г. Бочаровой, основными ведущими направлениями в развитии службы семьи в целом должны стать социально-психологические виды семейных служб. Таким образом, служба семьи будет новым каналом, или источником информации, с помощью которого передается актуальный и прогрессивный опыт решения семейных проблем, развитие и совершенствование внутрисемейных взаимоотношений.

Также оказать помощь и поддержку семье в решении многочисленных проблем может специалист по социальной работе. Для того чтобы семья могла полноценно реализовать предписываемые обществом функции, социальная работа в ней должна быть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов в социально-экономическом положении и ориентацию социализирующего потенциала. Н.Ф. Басов выделяет следующие функции специалиста по социальной работе:

  • диагностическую (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциалов);
  • охранно-защитную (правовая поддержка семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
  • организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
  • социально-психолого-педагогическую (психолого-педагогическое просвещение членов семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);
  • прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
  • координационную (установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, реабилитационных центров и служб) (7, с.135).

Бочарова подчеркивает, что конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, Н.Ф. Басов выделяет три основных направления социальн6ой работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое (7, с.141).

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи — трудный и ответственный процесс, который требует от специалиста соблюдения следующих принципов: объективность, взаимодополняемость и проверка получаемой информации; клиентоцентризм (отношение к проблеме в соответствии с интересами клиента); конфиденциальность, адекватность методов и методик; соблюдение права клиента на невмешательство в частную жизнь и умение предвидеть возможные варианты его реакции на предлагаемые действия.

Реабилитация — это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи, территориальные центры, медико-психолого-социальные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, психологической, медицинской, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки. В подобных учреждениях члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Также, реабилитационную функцию выполняют выездные формы помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов и методик. Во-первых, это кризисные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь).

Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство) — это система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.

Профилактика представляет собой комплекс мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что супруги все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений.

В основу программы просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания супругов. Они ориентируют их на расширение самостоятельности при решении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людьми, при выборе поведения в разных ситуациях. Просвещение супругов как элемент профилактики может происходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений.

Таким образом, социальная работа в семье должна быть направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Также одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

Немаловажную роль в поддержке семьи играет и социальная политика. Социальная политика должна создавать условия для повышения доходов работающим бедным, тем, кто способен самообеспичиваться и увеличивать экономический потенциал страны. Это целый комплекс действий государства, имеющий отношение к различным сферам жизни: занятость, доходы, образование, здоровье, быт, безопасность, выделим следующие направления:

  • повышение минимальной оплаты труда, определяющей минимальную цену труда, вначале до нормы, установленной в Трудовом кодексе РФ (прожиточного минимума).

  • отмена налога с минимальной заработной платы, льготный налоговый режим для организаций, оказывающих социальные услуги;
  • всесторонняя поддержка (правовая, экономическая, образовательная, инфраструктурная) малого бизнеса, личного подсобного хозяйства, ремесла, надобного труда, безработных семей, семей с маленькими детьми;
  • увеличение страховых пособий на детей хотя бы до уровня прожиточного минимума, полная оплата отпуска по беременности и родам, установления пособий по уходу за ребенком, увеличение пособия на рождение — до стоимости корзины новорожденного;
  • В целях адресной социальной поддержки малообеспеченным семьям выплачены субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ежемесячная дотация на питание предоставляется органами социальной защиты населения, также детям, обучающимся в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляется льготный проезд.

Социальная работа в отношении неполных семей предполагает затрату специальных усилий на просвещение, сохранение здоровья, повышение культурного уровня. Также оказание необходимой помощи в получение пособий, психолого-педагогическое консультирование, профилактика аморального и асоциального поведения, законодательное просвещение. Для эффективности социальной помощи необходима совместная работа ДОУ, школы, Центра социальной помощи, социальных служб, кризисных центров.

Социальная помощь неполным семьям включает в себя обеспечение одинокой матери работой, устройство детей в группу дневного пребывания социального учреждения.

Для осуществления социальной помощи малообеспеченным семьям необходимо расширение льгот на бытовые и коммунальные услуги, оплату образования или предоставление бесплатного образования, помощь в организации летнего отдыха детей и т.д.

Социальная работа с неблагополучными семьями проходит в нескольких этапах: 1. систематическое отслеживание статуса и состояние семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы; 2. создание социально-психологических условий для преодоления семейных конфликтных и кризисных состояний; 3. создание специальных условий для оказания помощи и поддержки семье в целом;

Выводы по главе 1

1. В современной науке нет единого определения семьи, хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.

2. Социальная работа в семье должна быть направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно.

3. Одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

4. Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом. Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.

Глава 2. Практический аспект социальной работы с семьей

2.1 Опыт социальной работы с семьей в России

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью.

На основании статистических данных, поступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, характеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи, свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз.

И все же процесс становления сети учреждений нового типа, которые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к становлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осуществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъектов Российской Федерации, как Красноярский и Краснодарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные услуги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры социальной помощи семье. Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной социальной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.

Создание центров социальной помощи семье в различных регионах Российской Федерации, крайне важная задача по скорейшему формированию единой общероссийской системы таких центров разного территориального уровня ставят в повестку дня два актуальных вопроса: о содержании работы таких центров и об их месте в ряду других государственных и общественных органов и организаций, призванных решать многосложные проблемы семьи.

Сфера деятельности центров обширна:

  • в центрах оказывается содействие в получении льгот, пособий, компенсаций, денежной и натуральной помощи, кредитов;
  • организовываются выставки-продажи поношенных вещей, благотворительные аукционы;
  • осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социальная поддержка выпускников детских домов и школ-интернатов;
  • поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации;
  • консультирование по вопросам жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов;
  • центры оказывают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.

Сказанным далеко не определяются все функции центров помощи семье. Различные центры по разному решают проблемы социального обслуживания семьи.

При центрах открываются швейные цехи и различного рода мастерские (Ермаковский районный центр Красноярского края, большинство районных центров в Республике Тува и др.); создается материально-техническая база для развития народных промыслов и организации надомного труда одиноких матерей, взрослых членов многодетных и неполных семей (Большереченский районный центр Омской области, городской центр в г. Кирове); организуются в сельской местности приусадебные хозяйства и общественные огороды, где семьи с низким уровнем дохода высаживают для себя овощи, картофель, причем посадочный материал предоставляется центрами, как правило, бесплатно или за доступную цену.

Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. Так, Центр помощи семье г. Барнаула провел совместно с городским Центром занятости серьезную работу по организации рабочих мест для подростков из многодетных малообеспеченных семей (работа на подворьях, огородах, в домах одиноких престарелых, проживающих в частном секторе, помощь им в доставке воды, дров и т. п.).

В этих целях некоторыми центрами совместно со службами занятости организуются молодежные биржи труда.

В ряде случаев центры организуют групповые формы работы с населением по обучению его азам выживания в сложных социально-экономических условиях. Так, Центром социальной помощи г. Орла в рамках школы «Уроки выживания» получили навыки домашнего парикмахера, швеи, домашнего портного, садовода, фитотерапевта, изготовителя мягких игрушек свыше 70 человек.

Спектр социальных услуг, оказываемых центрами, постоянно расширяется. Ими организуются пункты проката предметов первой необходимости, летние площадки и оздоровительные лагеря; службы нянь для присмотра за детьми на дому в часы отсутствия родителей (г. Красноярск); бюро экстренной социальной помощи семьям с родителями, оказавшимися в экстренной ситуации, например, в случае помещения в больницу одинокой матери, не имеющей родных и близких.

Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем. Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров обретает особую значимость.

Заслуживающий внимания опыт накоплен многими центрами Краснодарского края, центрами в г. Сергиев Посад (Московская область), центрами в Новгороде и Новомосковске (Тульская область).

Здесь с помощью ученых разработана система психологической помощи детям-инвалидам и их семьям, детям из семей групп риска, ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни (действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей, налажена система консультаций и тренингов для подростков и их родителей, действуют клубы практического психолога для подростков, выявляется психологическая готовность детей к школе. Все чаще в центрах открываются телефоны доверия, ведущей фигурой которых является психолог.

Среди категорий и групп населения, которым центры оказывают социальные услуги в первоочередном порядке, являются семьи, где живут дети-инвалиды. Помощь центров детям-инвалидам, семьям, где они воспитываются, носит разные формы. Это выставки юных художников, передвижные библиотеки для детей-инвалидов, вечера с их участием (Псковский областной центр социальной помощи семье и детям), обучение детей с ограниченными возможностями художественной росписи и резьбе по дереву, обучение ребят пользованию ЭВМ (Центр «Солнечный», г.Красноярск).

Многие центры помогают семьям в приобретении и оплате путевок для детей-инвалидов и их проезда к месту назначения, в оплате их консультирования высококвалифицированными специалистами и решении других проблем.

Постоянный социальный надзор необходим и за другими семьями, нуждающимися в помощи центров, например, где не является редкостью внутрисемейное насилие, жестокость, от чего больше всего страдают дети. Деятельность специалиста по социальной работе, осуществляющего социальный патронаж такой семьи, непременно должна быть связана с соответствующим изучением поведения ребенка и привлечением при необходимости психолога.

Интересна практика Центра социальной помощи семье и детям «Вдохновение» (г.Воркута).

В работе отдела консультативно-психологической помощи этого центра основным является диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития, психодиагностика. Одновременно ведется коррекционная работа, касающаяся взаимоотношений супругов, родителей и подростков, нарушений общения у школьников и др.

Приведенные примеры (подобных им можно было бы найти немало) наглядно показывают, как при содействии центров социальной помощи семье и детям решается целый комплекс вопросов, крайне важных для той или иной семьи. Эти вопросы весьма различны, как различны жизненные коллизии, возникающие в семье, в жизни конкретного человека.

Анализ деятельности социальных служб показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи достигается в тех территориях, где к решению насущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.), где администрация региона осуществляет координационную деятельность (создаются межведомственные комиссии, советы, принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Становление и развитие системы учреждений социальной помощи семье сопряжено с целым рядом объективных и субъективных факторов, причин и трудностей.

По-прежнему остается недостаточно разработанной правовая база системы социального обслуживания. Государственная семейная политика находится в начальной стадии становления, не разработан Федеральный закон о социальном обслуживании семьи и детей, не утверждены государственные стандарты и порядок лицензирования социальных услуг и т.д. Не удовлетворяет уровень профессиональной подготовки специалистов, работающих в учреждениях социального обслуживания семьи. Статистика свидетельствует, что только треть из них имеет специальное образование или учится. Многие специалисты не прошли обучения на курсах повышения квалификации. Остается низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников социальных служб.