Психология современной семьи

Курсовая работа

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных, педагогических аспектов жизнедеятельности семьи.

Как известно, первые пять лет супружеской жизни наиболее трудные, в эти годы семейное счастье хрупко. Многие ошибки, которые совершаются молодыми людьми еще до вступления в брак, а затем тиражируются в процессе совместной жизни, в значительной мере обусловлены незнанием основных проблем семейной жизни. Отсюда — психологическая неподготовленность к их обсуждению и конструктивному разрешению.

Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. Потому в психологии существуют различные точки зрения на феномен современной семьи.

В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю. Е. Алешина, Е.Г. Силяяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др. Большинство отечественных исследователей отмечает, что переход нашей страны в условия качественно новых экономических отношений повлиял на формирование семьи, т.к. семья «прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью».

Потому исследования современной семьи позволяют говорить о том, что «представление семьи все больше уходит от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, а все более приближаются к образу семьи, как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей».

Курсовая работа посвящена проблемам современной семьи, ее особенностям, признакам и функционально-ролевой структуре. В курсовой работе изложены вопросы, связанные с характеристикой основных функций, структуры и типологии семей, рассмотрены психологические особенности современной российской семьи.

1. Теоретические характеристики семьи.

1.1 Определение семьи. Функционально-ролевой аспект современной семьи.

Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Семья — это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этические и правовые отношения. Семье присущи такие особенности, как пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней человек рождается); максимальный гетерогенный состав группы; максимальная степень неофициальности контактов в семье и повышенная эмоциональная значимость семейных событий. Одно из самых точных определений семьи принадлежит Н.Я. Соловьеву. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»

2 стр., 688 слов

Стиль жизни различных социальных групп

... и своих планов, вступаем в объединения и группы. Что такое стиль жизни? Это совокупность моральных установок и ценностей, присущих какой-либо социальной группе. Это то, что могут себе позволить ... Таким образом, возникают этика и мораль. В-третьих, возникает целая система социальных статусов и ролей. Это совокупность «правил игры» внутри конкретного общества. Отрешиться от общества в современном мире ...

Наиболее полный и современный вариант классификации предлагают Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, выделяя следующие основные функции семьи

  • воспитательная функция – удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве, воспитание детей;
  • хозяйственно-бытовая – формирование и расход семейного бюджета, поддержание физического состояния семьи, уход за больными и престарелыми;
  • эмоциональная – стабилизация близких эмоциональных отношений членов семьи, удовлетворение потребности в симпатии, уважении, признании, психологической защите;
  • функция первичного социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи;
  • функция духовного общения – взаимное духовное обогащение, организация досуга;
  • сексуально-эротическая – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.

Авторы отмечают, что внутренняя суть функции может измениться с изменением условий существования семьи. Функции семьи задаются потребностями, субъектами которых выступают общество, семья и личность. Функции семьи реализуются в процессе выполнения семейных ролей и определяют, прежде всего, их содержание.

Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно».

В современной эгалитарной семье в одних вопросах главой является муж, а в других – жена. В нужные моменты они меняются лидерством, и никаких трений в связи с этим не возникает. Для таких семей характерен приблизительно одинаковый уровень оценок личностных свойств мужа и жены и высокая удовлетворенность семейной жизнью. Проблема распределения ролей между супругами является основанием для деления семей на традиционные и эгалитарные.

Особенностью современного этапа становления семьи является значительное увеличение эгалитарных семей и соответственно уменьшение числа традиционных.

5 стр., 2476 слов

Место ребёнка в семье. Функции отца и матери

... ребёнка в семье, а также определить функции отца и матери. Место ребёнка в семье Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ...

В традиционной (патриархальной) семье роли и обязанности жестко распределены по нормам, предписанным половыми ролями. Это семья, глава которой мужчина – добытчик, кормилец, женщине в такой семье отведена роль воспитателя.

М.Ю. Арутюнян предлагает считать традиционной семью, в которой:

  • а) существует традиционное разделение мужской и женской роли в сфере «вторичных» функций;
  • б) выражена система норм, обосновывающих это распределение, позиция ответственности за семейные функции;
  • в) ведущая роль в принятии семейных решений принадлежит мужу; высок авторитет отца, осуществляющего социальный контроль поведения и воспитания детей.

Модернизированная (эгалитарная) семейная модель предполагает:

  • а) распределение ролей в бытовой сфере, основанное на относительном равенстве вкладов супругов во внешнюю деятельность;
  • б) позицию совмещения ответственности за выполнение функций семьи;
  • в) демократическую структуру лидерства;
  • г)«эгалитарную концепцию семейной жизни», равенство мужа и жены в семье и вне ее.

Эгалитарному браку свойственно равномерное и справедливое распределение ролей. Некоторые исследователи считают критерием традиционности/эгалитарности семьи участие женщины в материальном обеспечении семьи. Л.Хаас обнаружил, что для эгалитарного распределения ролей имеет значение не столько сам факт работы жены, сколько ее заработок и престижность ее занятия.

1.2 Виды и типы современной семьи.

Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.

Шнейдер выделяет следующие особенности современной семьи :

  • семья стала меньше по численности;
  • современная семья менее стабильна;
  • уменьшилось число семей, где глава муж;
  • семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно;
  • значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни.

В соответствии с перечисленными современными особенностями семьи выделяют

1. По родственной структуре семья может быть нуклеарной (супружеская пара с детьми) и расширенной (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены).

2. По количеству детей: бездетная , однодетная, малодетная, многодетная семья.

3. По структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одними из родителей супругов и других родственников или без них.

4. По составу: неполная семья, отдельная, простая, большая семья.

5. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная.

6. По однородности социального состава: социально однородные и неоднородные семьи.

7. По семейному стажу: молодожены; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые супружеские пары.

9 стр., 4328 слов

Конфликты в семье

... интересов и потребностей. Можно выделить несколько причин, которые вызывают частые конфликты в семье: разные взгляды на семейную жизнь; неудовлетворенные потребности и пустые ожидания; различия в духовных ... Такая любовь отмечена потребительским настроением. В нормальных же семьях супруги посвящают свою жизнь друг другу и детям, стремятся доставлять радость близкому человеку, не огорчать намеренно ...

8. По особенностям существующего семейного уклада и организации семейного быта: семья — «отдушина» (дает человеку общение, моральную и материальную поддержку); семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба (много путешествуют, много видят, умеют, знают); и т.д.

10. По характеру проведения досуга: семьи открытые (ориентированные на общение) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг).

11. По характеру распределения домашних обязанностей: семьи традиционные и эгалитарная .

12. По типу главенства семьи могут быть авторитарными и демократическими.

13. В зависимости от особых условий организации семейной жизни: студенческая семья и «дистантная» семья (раздельное проживание из-за специфики профессии супругов).

14. По составу супругов в нуклеарной семье: полная (включает отца, мать и детей) и неполная (один из родителей отсутствует).

15. По социально-ролевым признакам выделяются традиционные, детоцентрические и супружеские семьи.

16. По характеру общения и эмоциональных отношений в семье браки классифицируются на симметричный, комплементарный и метакомплементарный.

В симметричном брачном союзе оба супруга имеют равные права, никто из них не подчиняется другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки несколько сглажены, и последствия неправильного воспитания выступают не так отчетливо. Но все же эти негативные последствия есть. Одно из самых заметных — это душевное одиночество детей в семье. Этот факт учтен в типологии Рихтера — Спиваковской.

1. Внешне «спокойная семья» отличается тем, что события в ней протекают гладко. Со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованны.

Но в таких семейных союзах скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Этот тип отношений неблагоприятен для развития ребенка. Ребенок чувствует свою беспомощность, постоянно испытывает страх. Его жизнь наполняется безотчетным ощущением постоянной тревоги, ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном напряжении и не в силах его ослабить.