Процесс воцерковления семьи в контексте православного воспитания

Курсовая работа

Названия глав и рассматриваемые проблемы могут быть самыми разнообразными.

Если Вы решили писать работу самостоятельно, то можно воспользоваться статьей, приведенной ниже.


Ценности воспитания в русской семье в контексте традиций Православной Церкви

Володина Лариса Олеговна, канд. пед. наук

В статье обозначены некоторые результаты историко-педагогического исследования ценностей воспитания в русской семье в период с IX в. до 1917 г., нашедшие свое отражение в обосновании сущности культурно-педагогического идеала воспитания в русской семье современной России. Устойчивым компонентом этого идеала в ходе его исторического развития признается ценностное понятие «православный», с опорой на которое определен и представлен в системе ценностей воспитания в русской семье современной России ряд традиционных национальных духовных и нравственных ценностных категорий. В раскрытии проблемы автор опирается на культурно-исторический опыт русской семьи, представленный в исторических, этнографических, литературоведческих первоисточниках, архивных материалах Русского этнографического музея, архивах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской областей. Целесообразность изучения данных материалов в конкретных исторических и территориальных рамках продиктована логикой научного познания, проецирующей первичность историко-педагогических фактов необходимым условием обоснования научных выводов. Такое обоснование стало возможным в результате использования историко-системного метода, необходимость применения которого определена целостным охватом познаваемой историко-педагогической реальности. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в научно-исследовательской деятельности, организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, их актуализации структурами государственной власти разного уровня в ряде законодательных и нормативных государственных федеральных и региональных документах по семье и семейному воспитанию в целях оптимизации государственной культурной и семейной политики.

Актуализация вопроса ценностей воспитания в русской семье связана с проблемой национальной безопасности, возникшей в условиях глобализации, породившей явления унификации и стандартизации. Разрушение государственных барьеров способствует, с одной стороны, межкультурному взаимодействию, с другой — размыванию национальных границ и подрыву основ национального суверенитета, акцентирующих значимость национальных духовных приоритетов.

8 стр., 3823 слов

Реферат по философии русская идея

... русскую национальную идею, с которой россияне обращаются ко всему миру. Цель данной работы - это раскрыть суть понятия и истоки развития "Русской идеи" по ... Соловьеву, Бердяеву и другим ученым философам. 1. ОСОБЕННОСТИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Русская философия прошла ... России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного ...

В настоящее время наблюдается переосмысление устоявшихся ценностей: те из них, что связаны с комфортностью внутреннего мира человека (брак, семья, целомудрие, интересная работа, общественный труд, Родина), постепенно заменяются прагматическими ценностями индивидуального материального преуспевания (свобода в межличностных отношениях, высокооплачиваемая работа, активность в реализации личностных потребностей).

Осуществляемая сегодня государственной властью демографическая политика не может в полной мере изменить ситуацию угрозы национальной целостности, сопровождающуюся неконтролируемыми миграционными потоками: наблюдается трансформация русской семьи в отношении ее главных функций — воспроизводства и социализации.

В условиях позитивной государственной помощи семье (материнский капитал, программа «Родовой сертификат» и др.) возникает вопрос: всегда ли количественные изменения гарантируют качественный результат? Согласно диалектическому закону изменение количественных и качественных показателей рассматривается в их взаимодействии: не только количество приводит к качеству, но и качество вызывает количественные изменения. Усиление внимания к качественным показателям функций семьи (воспитательной) позволяет перенести акцент с процесса воспроизводства на фактор ее духовной составляющей — традиционных национальных духовно-нравственных ценностях семейного воспитания.

Предпринятая нами попытка анализа развития ценностей воспитания в русской семье в контексте историко-культурного становления российского государства, охватывающего период с Древней Руси (IX в.) до 1917 г., сделала возможным обоснование в конкретное историческое время идеала семейного воспитания и соответствующей ему системы духовно-нравственных ценностей:

  • добродетельный семьянин (культура Древней Руси IX в. — 990-е гг.);
  • семьянин — православный христианин (период становления христианства на Руси — 990–1240 гг.);
  • семьянин — православный патриот (период татаро-монгольского нашествия — XIII в. — середина XV в.);
  • семьянин — православный патриарх (период становления Московской великокняжеской Руси — середина XV — конец XVII в.);
  • семьянин — православный верноподданный государства (эпоха формирования Российской Империи — XVIII в. — первая половина XIX в.);
  • семьянин — просвещенный, православный верноподданный государства (период модернизационных реформ вторая половина XIX — начало XX в.).

Как показало исследование, идеал есть отражение доминирующих ценностей воспитания с устойчивым структурным компонентом. Таким компонентом в системе ценностей воспитания русской семьи до 1917 г. было ценностное понятие «православный». Выделение и определение устойчивого компонента воспитательного идеала русской семьи позволило зафиксировать данный идеал как «культурно-педагогический идеал» в значении целостной системы высшего образца подражания, определенной культурно-историческим временем и представленной в педагогическом процессе упорядоченной совокупностью его ценностных смыслов.

Вся аксиосфера семейного воспитания русской семьи была пронизана христианскими понятиями, охватывающими широкий спектр межличностных отношений в семье, обществе, государстве. Источник тому — сильная позиция православной Церкви в ранний период становления русского государства, способной в силу своей высокой культуры, сформировавшейся в передовой стране мира — Византийской Империи, дать продуктивные образцы семейного быта и самой государственности. При этом ассимиляция христианских древнеславянских верований, обусловленная устойчивостью норм обычного семейного права, традиционных элементов языческого сознания, способствовала зарождению русской православной культуры и последующей ее интеграции в сферу ценностей семейного воспитания.

23 стр., 11186 слов

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников

... нас выбрать тему работы курса «Духовное воспитание подростков в процессе обучения школьников». Цель курсовой работы заключается в ... ценностями, следовать идеалам истины, добра, красоты. Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Духовность Исаева понимается следующим образом: «Смысл жизни, высшие ценности, чувства и нравственные ... эта проблема стоит у подростков и молодежи, так как именно этот социальный слой ...

Начиная с XIII–XIV вв. (после периода адаптации православных норм к нормам русского семейного права) православие становится той идеологией, способной в сложных исторических условиях (феодальная раздробленность, княжеские усобицы, татаро-монгольское нашествие) через христианские символы и в христианских символах решать политические задачи государства: подъем национального самосознания и сохранение национальной независимости, осмысление национальной целостности и создание государственного суверенитета. В русскую семью православная вера вошла как вера добротолюбивая. Выражением сущности единства Бога и человека выступало понятие добра и его высшее проявление — благо. Вера в Бога как добро (благо) и путь к нему через добро (благо) определяло духовно-нравственное движение к Богу. В контексте категории «Добро» интерпретировалось и христианское понимание брака.

В настоящее время позитивная динамика обращения к ценностям русской православной культуры подтверждается устойчивым сотрудничеством государства и Русской Православной Церкви по проблемам семейного воспитания, ростом числа актов венчания, крещения, все больше людей участвует в церковных празднествах. Данные явления можно объяснить стремлением к поиску ценностных ориентиров общественного идеала в ситуации идеологического вакуума, возникшей на фоне противоречивости информационного пространства. Однако, как показывают результаты исследований жизненных приоритетов молодежи (возраст 15–18 лет), из 56% лиц, относящих себя к верующим, православные ценности в качестве нравственного идеала называют лишь 8%, из которых более точное толкование этих ценностей встречается у 2,3% респондентов. С позиции православной культуры каждая ценностная категория изначально имела глубокий сакральный смысл, четкое осознание которого позволяло русской семье выстроить тактику традиционного семейного воспитания, создавая прочную основу национальной целостности и безопасности. В современных условиях факт признания таких ценностей — свидетельство их значимости для общества. В настоящее время усилия государственных деятелей, ученых, представителей общественных организаций, священнослужителей направлены на осмысление и формулирование национального идеала, где ведущей идеей выступает идея единства светской и православной культур. Опираясь на государственные, научно-педагогические и религиозные прогнозы национального идеала, мы предприняли попытку обосновать культурно-педагогический идеал воспитания в русской семье современной России. Таким нам видится «Семьянин — образованная самодостаточная православно-ориентированная личность».

26 стр., 12735 слов

Русская Православная Церковь

... жизни во Христе воссиял для русского народа тысячу лет назад. Десять веков Русская Православная Церковь соборно славит Творца, совершает ... и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связанная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием « меры и красоты « ... литературы и искусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который возвысив Русь, ...

Понимание и принятие молодежью обозначенного идеала в качестве своих ценностных ориентаций предполагает целенаправленную просветительскую работу как со стороны государственных образовательных учреждений при поддержке педагогической науки, так и со стороны Русской Православной Церкви. С целью помощи в направлении подобной просветительской деятельности совокупность духовных и нравственных ценностей, отражающих понятие культурно-педагогического идеала и его содержание, нами упорядочена и представлена в системе (см. таблицу).

Это позволяет решить педагогическую задачу осмысления ребенком каждой ценностной категории в контексте целостного представления о высшем образце подражания

Киберленинка: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-vospitaniya-v-russkoy-semie-v-kontekste-traditsiy-pravoslavnoy-tserkvi-2