Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Подростковый период в развитии личности является во многом определяющим. В последнее время произошло переосмысление взгляда на то, каким является этот период. Произошел отход от позиции, что это — период бурь и страстей, к тому, что это период становления личности, изменений в психологии подростка.

В рамках данного исследования мы попытаемся доказать гипотезу о том, что подростковый период является основополагающим в развитии личности.

Цель: данной работы является обзор и обобщение имеющихся взглядов на проблемы психолого-педагогического развития подростков.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Рассмотреть работы исследователей, посвященные данной проблематике

Обобщить психолого-педагогические особенности подростков

Выявить факторы, влияющие на психологическое развитие подростков в данный период

Рассмотреть роль семьи в ситуации особенностей данного периода

Вопросами психолого-педагогических особенностей данного периода интересовались достаточно давно. Первые упоминания о необходимости выделения данного периода встречаются еще у мыслителей древней Греции. Они высказывали мнение о том, что это весьма несдержанные и непредсказуемые молодые люди.

С научной точки зрения на данную проблему впервые посмотрел Ян Амос Каменский. Он выделил подростковый период в отдельный период жизни. После него многие мыслители, такие как Ж. Пиаже, Руссо пытались объяснить особенности подросткового развития с помощью связи с природой.

Западные теории З. Фрейда и А. Фрейд (психоанализ), К. Левина (гештальтпсихология) и Р. Бенедикт (бихевиоризм) сильно разнятся между собой. Однако, их объединяет то, что все эти теории исходят их общей модели онтогенетического развития — эволюционного.

Интересно, но несколько односторонне определение подросткового периода, данное Ш. Бюллер. По ее мнению подростковый этап — это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями.

Данная работа ограничивается хронологическими рамками изучения проблемы особенностей подросткового периода, так, как рассматривает и классические и современные работы. Территориально — это рассмотрение западных, американских и отечественных исследователей.

3 стр., 1408 слов

Эмоциональный стресс в подростковом возрасте

... раздражитель действует на организм. §2. Особенности эмоциональной сферы подростков Подростковый возраст- это период, когда ребенок начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из ...

Предметом исследования

В качестве источников при подготовке данной работы использовались оригинальные труды классиков психологии — З. Фрейд, К. Левин. Ставшие основанием для развития отечественной психологии работы Выготского — «Проблемы психического развития ребенка», Леонтьева — «Деятельность, сознание, личность» и Фельдштейна — «Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе».

1. Теоретические аспекты изучения подросткового периода

Начать рассмотрение данного вопроса необходимо с определения понятия Подростковый период, четкого выделения его границ. Вопрос о границах и критериях, которые изменчивы, условны и определяются конкретно-историческими обстоятельствами, особенностями общественного развития, имеет принципиальное значение. На сегодняшний день однозначно ясно, что этот период необходимо выделять из всех других периодов развития. Однако в его определении нет единого мнения.

В конце XIX в. в Толковом словаре В. Даля подросток определялся как «дитя на подросте» в 14-15 лет. В 20-е гг. нашего столетия подростковый возраст, характеризуясь, по мнению Э. Шпрангера, стремлением к освобождению от детских отношений зависимости, рассматривался уже в пределах от 13 (у девочек), 14 (у мальчиков) до 17 лет.

Существует несколько определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм очерчивает подростничество в 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков. Согласно периодизации Дж. Биррена, этот период охватывает 12-17 лет. В новейшей классификации Д.Б. Бромлей данный возраст дается в границах 11-15 лет. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдинального исследования Института развития человека Калифорнийского университета. Ж. Пиаже рассматривал подростничество в границах 12-15 лет. В схеме возрастной периодизации, принятой на XII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, подростковый возраст был определен — 12-15 лет для девочек и 13-16 лет для мальчиков.

Однако наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, где акцент делается не на физическом развитии организма, в отличие от всех вышеупомянутых периодизаций, когда подростковый период рассматривается как пубертатный, а на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10, 11 и 15, 16 годами. И именно данную периодизацию, мы будем брать за основу в нашем исследовании.

Определившись с понятием, в данной главе мы рассмотрим различные подходы к изучению поставленного вопроса. А после попытаемся их систематизировать и сделать определенные выводы о психолого-педагогических особенностях подросткового периода.

Одним из первых, кто обратил внимание на новое социальное явление — подростковый период развития, был Я.А. Коменский. Исходя из природы человека, он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6-12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами — языком и рукой.

6 стр., 2987 слов

Интеллектуальное развитие в подростковом и юношеском возрасте

... рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение. В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах, ... запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. В подростковом и раннем юношеском возрасте активное развитие получает чтение, монологическая и письменная ...

В своем, вышедшем в 1762 году романе «Эмиль» он отметил то психологическое значение, которое этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как «второе рождение», когда человек «рождается в жизнь» сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода — рост самосознания.

Его идеи получили развитие в работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием», вышедшей в 1904 году. Он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом. В духе философии немецкого романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как кризисом сознания (период «Бури и натиска»), преодолев который человек приобретает «чувство индивидуальности».

Рассмотрим био-генетические и социо-генетические теории развития личности, которые обращают основное внимание на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально — психологические свойства. Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов. В данных теориях можно отметить, теорию рекапитуляции С. Холла. Для него юность (подростковый период), охватывающая период с начала полового созревания (12 — 13 лет) до наступления взрослости (22 — 25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства возраста, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия объекта с другими людьми. К. Левин ставит жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, при этом ограничивая его социумом и исключая происхождение, генетические особенности.

Классические психологи, рассматривали личность подростка уже на качественно ином уровне. Известный психоаналитик З. Фрейд, считавший, что личность, это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил, говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. Этапу подросткового периода он отводит следующие особенности.

Во-первых, в его понимании это — генитальная стадия (12-I8 лет) — характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток, с точки зрения З. Фрейда, стремится к одной цели — нормальному сексуальному общению. Однако, осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда можно наблюдать в течение генитальной стадии феномены фиксации или регрессии к той или другой из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которые вновь дают о себе знать. Так, например, на эт

8 стр., 3706 слов

Ы по медицине Морально-этические проблемы методов вспомогательной ...

... стадий развития, в условиях ЭКО. Обсу­ждается проблема относительно ... человека на жизнь и не говорить об охране права животного на жизнь? При обсуждении медико-биологических, морально-этических ... генетической патологией. Перспективны методы преимплантационной диагностики (цитогенетической, биохимической, молекулярно-генетической) ... период от момента оплодотворения (стадия зиготы) до 14-го дня развития ...