Ы по медицине Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции и развития эмбриона человека

Морально-этические проблемы методов вспомогательной репродукции и развития эмбриона человека.

1. Этические аспекты *статуса* эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований.

По данным за 1999-й год, бесплодием страдает около 20% женщин и 10% мужчин детородного возраста. С каждым годом эти цифры неуклонно растут.

новой репродуктивной технологии

1) искусственная инсеминация (ИИ) женщины спермой мужа или донора;

2) экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки (ЭКО) in vitro с последующим ее переносом (ПЭ) женщине;

3) вынашивание эмбрио­ на/плода «суррогатной матерью» (СМ)

1968 г

Кроме лечения многих форм мужского и жен­ского бесплодия, ВРТ используются и для реше­ния проблем фундаментальной биологии и ме­дицины. Используя не затребованные для имплантации эмбрионы, изучают механизмы опло­дотворения и развития эмбриона, генетическую регуляцию эмбриогенеза, возможности преимплантационной диагностики наследственных за­болеваний и другие проблемы. В Англии сущест­вует положение, по которому использование так называемых «лишних» эмбрионов допускается только при разрешении матери или обоих роди­телей. Среди клиницистов, исследователей и в кругах общественности (особенно среди пред­ставителей разных конфессий) отношение к ис­пользованию ВРТ для терапевтических и иссле­довательских целей неоднозначно. Даже в стра­нах, в которых нормативно и законодательно регулируется и контролируется деятельность спе­циалистов и учреждений по ВРТ, использование последних вызывает крайне противоречивые оценки. В странах, где отсутствуют нор­мативные акты по применению новых ВРТ (на­пример, в СНГ), не только сами исследователи, но и лица, для которых они используются, не могут быть гарантированы от конфликтных си­туаций. Например, при выполнении селекции эмбрионов при многоплодной беременности (бо­лее 3 эмбрионов одновременно трансплантиро­вать не рекомендовано), выборе пола плода без медицинских на то показаний и пр. О недостаточной осведомленности отечественных специа­листов-медиков и биологов относительно мо­рально-этических аспектов ВРТ и возможностей их корректного решения свидетельствуют и дан­ные проведенного анкетирования. Об этом же свидетельствуют прошедшие в конце 1997 г.-начале 1998 г. обсуждения (в том числе в неко­торыхкомитетах ГосДумы РФ) и публикации в СМИ, посвященные проблемам биомедицин­ской этики, клонирования животных и челове­ка.

51 стр., 25494 слов

Музыкотерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями

... методической программы по коррекционному развитию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями средствами музыкотерапии; Расширяет представление педагогов и родителей о коррекционных возможностях использования музыкотерапии в ... заданием определенного ритма перед началом работы и подготовкой к глубокому отдыху во время перерыва. Музыка может повысить иммунитет, улучшить обмен ...

требуют запрета

призывают к широкому внедрению ВРТ

группа раннего эмбриогенеза

первый ребенок «из пробирки

Б.В.Ле­онов

статус» эмбриона

К другим обсуждаемым в научной печати проблемам относятся:

v правомерность манипуля­ций с гаметами и эмбрионами с терапевтиче­скими и исследовательскими целями,

v заморажи­вание половых клеток и эмбрионов и их исполь­зование реципиентами,

v анонимность доноров гамет, эмбрионов суррогатных матерей, их пра­ва и обязанности;

  • v выбор пола плода при риске носительства связанных с полом заболеваний и т.п.

В настоящем сообщении мы рассмотрим клю­чевую проблему ВРТ – «статус» эмбриона человека.

С какого момента развития эмбрион челове­ка должен рассматриваться как личность? По каким критериям необходимо решать проблему определения личности, статуса эмбриона и/или гамет?

Оплодотворение

Одним из ключевых в определении возраста эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать? Первые движения плода зарегистрированы на 6й неделе развития, в это же время плод реагирует на прикосновения, в спинном мозге выявляются синапсы.

начинает чувствовать

Другие полагают как личность рассматривать плод после 7 мес., когда он приобретает способность жить самостоятельно (вернее изолированно) вне тела матери.

C. Grobstain

«манипуляции с эмбрионом человека»

В силу недостаточной изученности всех аспек­тов (медицинских, биологических, социальных, правовых, морально-этических, философских) данной проблемы оказывается невозможным прогнозирование отдаленных последствий для здоровья отдельного индивидуума, потомства, популяции, социума и т.д. любых манипуляций с эмбрионами и ВРТ в целом.

Культивирование эмбрионов человека in vitro для лечебных целей является необходимым ус­ловием осуществления ЭКО. Проведение иссле­дований имеет целью, во-первых, совершенст­вование техники ЭКО и в целом репродуктив­ной технологии как отрасли медицины; во-вто­рых, установление полноценности и отсутствия патологии эмбриона до момента переноса его в матку, т.е. профилактику рождения ребенка с генетической патологией. Перспективны методы преимплантационной диагностики (цитогенетической, биохимической, молекулярно-генетической) яйцеклеток (по полярным тельцам) и ран­них доимплантационных (т.е. до бластоцисты) эмбрионов по бластомерам. Эти иссле­дования возможны лишь на эмбрионах самых первых стадий развития, в условиях ЭКО. Обсу­ждается проблема относительно судьбы «лишних» гамет и, что важнее, эмбрионов, т.е. не исполь­зованных для данной супружеской пары яйце­клеток и доимплантационных эмбрионов. В свете дискуссий о статусе эмбриона человека встает вопрос о том, что является более гуманным: под­вергать их разрушению (как невостребованных) или проводить с ними исследования относитель­но общих закономерностей развития человека (эмбрионы недоступны при естественном опло­дотворении для таких целей).

Исследования, при ко­торых эмбрионы человека служат «экспериментальным мате­риалом», для этого культивируются in vitro и являются заве­домо нежизнеспособными или умерщвляются после использо­вания, проводиться не должны. Категорически запреще­ны исследования на эмбрионах человека с целью получения биологического оружия.

2 стр., 991 слов

Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии

... изучении биологических основ индивидуально-психологических различий. Позднее данная лаборатория «разделилась» на ряд самостоятельных научных коллективов, изучающих различные теоретические и прикладные аспекты природных основ индивидуально-психологических различий. Главным итогом тепловско-небылицынского этапа явилось дальнейшее развитие ...

Существуют рекомендации, согласно которым эмбрион че­ловека, развившийся при ЭКО, обладает правом на жизнь и поэтому должен быть трансплантирован в матку. Эмбрион обладает также правом не быть использованным в исследова­тельских целях без согласия той пары, от которой он произо­шел. Согласно цитируемым публикациям, «…суще­ствование эмбриона человека, полученного в результате оп­лодотворения in vitro, не должно поддерживаться дольше 14 Дней, если он не перенесен в женский организм…». «Культи­вирование эмбрионов человека in vitro без разрешения или более 14 дней следует классифицировать как уголовное пре­ступление…». Из этого делается вывод о необходимости оп­ределить допустимые исследовательские манипуляции на эмбрионах человека, культивируемых in vitro. Работа с эмб­рионами должна проводиться с разрешения их владельцев (супружеской пары, родителей эмбриона), по заявке, в кото­рой должны быть изложены мотивы и причины планируемой работы (ЭКО для клинических целей или научных исследо­ваний) и которая должна быть одобрена экспертами и ут­верждаться местным комитетом по этике. Эксперименты могут быть проведены только в гуманных целях.

R. G. Edwards

1) на живых эмбрионах без нарушения их целостности (изучение условий культивирования, закономерностей развития);

2) инвазивные методы исследования живых эмбрионов (биопсия отдельных клеток для преимплантационной диагностики, криоконсервация для последующей ПЭ);

3) эксперименты с погибшими эмбрионами (изучение кариотипа, метаболизма и др.).

Пред­полагается, что эмбрион полностью разрушается в процессе исследования или после него.

Очевидно, что исследование эмбриогенеза млекопитаю­щих (как и представителей других классов и видов живот­ных) не во всех случаях (не по всем изучаемым проблемам биологии развития) позволяет экстраполировать на человека полученную информацию и составить представление об изу­чаемых явлениях. Несомненно, что для исследования ряда проблем закономерностей развития человека необходимо ис­следовать материал, который предоставляется как неисполь­зованный при решении практических задач лечения беспло­дия человека с помощью техники ЭКО и НРТ в целом. Но исследователи подчеркивают, что следует запретить получение эмбрионов человека специально для исследова­тельских целей.

Н.М. Beier

В России, издавна известной миру работами таких класси­ков эмбриологии, как отечественные ученые К.Ф. Вольф (1734-1794), К. Бэр (1792-1860), А.О. Ковалевский (1840-1901), И.И. Мечников (1845-1916), А.Н. Северцев (1866-1936), А.Г. Гурвич (1874-1954), Д.П. Филатов (1876-1943), И.И. Шмальгаузен (1884-1963), Н.К. Коль­цов (1879-1940), Б.Л. Астауров (1904-1974), А.Г. Кнорре (1914-1981), П.Г. Светлов (1892-1974), П.П. Иванов (1878—1942) и др.; в стране, где опубликована одна из пер­вых работ по искусственному осеменению млекопитающих (И.И. Иванов, 1910), лишь в последние несколько лет вы­двигаются для обсуждения такие ключевые морально-этичес­кие проблемы, как определение понятия статус и «начало жизни» для эмбриона человека, возможность или запрет на манипуляции с эмбрионами человека, правила выбора и тре­бования к обследованию доноров половых клеток и др. К сожалению, до решения этих проблем путем правового и законодательного урегулирования еще далеко.

3 стр., 1373 слов

Общая характеристика индивидных свойств человека. Органические ...

... в течение жизни. Социальная среда как условие развития личности. Личность и деятельность. Э. Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица изучения не отдельный человек, ... и к развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное. У. Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным. Пример их динамической связи: потребность в общении. ...

становится личностью

Этичны ли вопросы

Зарождение эмбриона — это 1случай из множества случайных или неосуществленных возможностей (вследствие естественной селекции на уровне гамет, зигот, эмбрионов и т.д., рассмот­ренной выше) или дар Бога (догмат предопре­деления)? Этично ли обсуждать право эмбриона человека на жизнь и не говорить об охране права животного на жизнь? При обсуждении медико-биологических, морально-этических аспектов определения предельного возраста эмбриона, допустимого для использования в эксперимен­те, ведущие эмбриологи мира называют, как правило, период от момента оплодотворения (стадия зиготы) до 14-го дня развития (до начала формирования первичной полоски и появле­ния элементов нервной системы) или срок до 30-го дня развития (начала дифференцировки структур головного мозга).

Отме­чают, что эмбрион человека в системе in vitro не является законоправным субъектом

L. Но nnefelder

Большая часть среди участвующих в обсуж­дении этой проблемы специалистов — медики, биологи, философы, социологи, правоведы, учи­тывая невозможность в настоящее время решить вопрос о статусе эмбриона человека и невозмож­ность (нецелесообразность?) остановить исполь­зование ВРТ и некоторых аспектов биотехноло­гии (клонирование животных и пр., но не чело­века), придерживаются умеренной позиции. Согласно последней, в основе начала жизни лежит природа последовательных биологических процес­сов, и защита эмбриона человека соотносительна степени его развития.

Основные тезисы этой позиции следующие:

1) сперматозоид и яйцеклетка — живые организмы высокой слож­ности, и оплодотворение приводит к развитию нового живого организма еще большей сложно­сти.

2) различия между гаметами и эмбрионом заключаются скорее в степени (сложности), чем в принципе (их построения); оплодотворение не создает крутой перемены, вынуждающей припи­сывать абсолютную ценность иди безусловное право (например, на жизнь) яйцеклетки от мо­мента оплодотворения,

3) преэмбрион заслужи­вает защиты, которая не подразумевает абсолют­ного права на жизнь.

4) эмбрион имеет право на жизнь, но это право может быть отвергнуто при определенных, но строго аргументированных ситуациях (поздние аборты и пр.)

5) этически приемлемы исследования in vitro на эмбрионах до 14-го дня после оплодотворения.

G. Не rmeren

o физиологические — преэмбрион не имеет мозга и нервной системы, никаких харак­теристик личности: самосознания, рационально­сти, чувства морали, автономии и т.д;

  • o психоло­гические — способность чувствовать удовольст­вие и боль, внешний вид и свойства, возможно­сти развиваются у эмбриона (плода) постепенно.

Аргумент преемственности

Эти и многие другие вопросы широко обсу­ждаются во многих странах. Проблемы биомедицинской этики в репродукции и, в первую оче­редь, о статусе эмбриона только начинают под­ниматься в нашей стране.

4 стр., 1679 слов

Влияние рационального питания на здоровье человека

Питание человека - один из самых важных факторов, напрямую влияющих на здоровье человека. Неправильное питание приводит к нарушению функций как отдельных органов человека, так и организма в целом. Пагубно влияет и неполноценная по ... и вместо них появляются другие. Строительным материалом для создания новых клеток и внутриклеточных структур являются химические вещества, входящие в состав пищевых ...

Всемирном конгрессе по биоэтике

2. Морально-этические аспекты преимплантационной диа­гностики генетических заболеваний.

диагностировать наличие хромосомных аномалий

В критическом обзоре, посвященном возможностям доимплантационной диагностики генных заболеваний посредст­вом изучения ферментов, отмечается, что, помимо необходи­мости использования эффективных методов биопсии клеток от эмбриона и надежности этих методов, не нарушающих имплантацию и последующее развитие, необходимо владеть точными методами биохимической диагностики. Успехи пос­ледней зависят от современных представлений о первичном генном дефекте, приводящем к исследуемому заболеванию, и сведениях о времени экспрессии соответствующих генов в онтогенезе человека. Кроме того, большие затруднения при ин­терпретации результатов такого анализа вызывает сходство ферментов матери и эмбриона. Эти моменты не позволяют пока относить подходы доимплантационной биохимической диагностики наследственных заболеваний человека к пер­спективным.

В целом при обсуждении проблем доимплантационной диагностики авторы подчеркивают насущную необходимость проведения исследований на эмбрионах человека не только для совершенствования техники ЭКО, но и для дальней­шей разработки методов выявления и преодоления генетических дефектов.

Национальной комиссией США по проблемам медицин­ской этики

o уважение права личности на выбор того или иного метода диагностики и лечения;

  • o безопасность приме­няемых подходов для здоровья пациента;
  • o доступность и объективность информации по всем интересующим пациента вопросам.

«клонирование»

За рубежом исследователи в своей работе следуют «Руко­водству по этике Американского общества фертильности» (1986) и «Руководству общества эмбриологии человека и оп­лодотворения» (бывший Объединенный добровольный ли­цензионный комитет Великобритании).

В этих руководствах отражены требования к экспериментам на преэмбрионе чело­века (доимплантационном, до 14 дней развития):

1) обосно­вание необходимости использования именно эмбриона чело­века (например, планируемая информация не может быть по­лучена в экспериментах на животных);

2) преэмбрионы пред­назначаются для исследований их донорами;

3) исследования должны отвечать определенным этическим требованиям.

Подчеркивается, что клонирование на взрослых особях невозможно ни для каких видов. Необходимо на всех уровнях шире обсуждать возникающие проблемы, информи­ровать общество о целях подобных экспериментов. При раз­работке и соблюдении принципов работы с эмбрионами чело­века и контроле их выполнения опасность произвольного вы­бора генетического материала (половых клеток, эмбрионов, использование бластомеров для клонирования) должна быть исключена полностью. Н.П. Бочков отмечает, что «пред­ложение о применении генной инженерии для „улучшения» природы человека в расширенных масштабах никогда и ни при каких условиях не может быть принято… Предложение подобного рода есть не что иное, как обновленный вариант евгеники…».

3. Морально-этические аспекты криоконсервации половых клеток и эмбрионов человека.

3 стр., 1437 слов

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

... проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Для решения поставленных задач и достижения цели работы использовались психолого-педагогической литературы и анализ материалов периодических изданий. Освоение детьми-инвалидами ... другие организации, занимающиеся изучением этой категории людей и /или оказанием им помощи. У детей-инвалидов этой категории очень часто наблюдаются грубые ...

глубоком замораживании эмбрионов.

А.О. Trounson

Дальнейшее совершенствование техники замораживания 4- и 8-клеточных эмбрионов человека, развившихся после ЭКО овуляторныхооцитов,наступление беременности у женщин после размораживания эмбрионов и ПЭ свидетель­ствуют об успехах и перспективности использования такого подхода при лечении бесплодия у человека. Но вместе с тем эти успехи порождают множество вопросов и проблем, кото­рые становятся предметом широкого обсуждения среди уче­ных, политиков и общественности.

Подчеркивается, что для тех, кто началом жизни человека считает момент оплодотворения, замораживание эмбрионов является недопустимым действием и представляет собой не­разрешимую этическую проблему.

В специальной литературе обсуждается вопрос о судьбе за­мороженных эмбрионов. Допускается возможность отказа супружеской пары от имплантации после ЭКО и криоконсервации эмбриона в силу изменившихся обстоятельств. В по­добных случаях перед медиками встает вопрос: уничтожить эмбрион или трансплантировать его другой женщине. Исполь­зование техники криоконсервации эмбрионов человека создает широкие перспективы для донорства эмбрионов. Целесообраз­ность подобного донорства широко обсуждается. Некоторые исследователи считают, что в случае невостребованности «лишних» эмбрионов при ЭКО единственным выходом явля­ется их криоконсервация. Такие эмбрионы должны быть ис­пользованы только в целях имплантации.

сроках хранения криоконсервированных эмбрионов

Добровольная ассоциация экспертов по проблеме оплодо­творения и эмбриологии человека in vitro при Королевском колледже акушерства и гинекологии (Великобритания) выра­ботала ряд следующих рекомендаций:

§ Срок пребывания эмб­риона в состоянии криоконсервации должен определяться временем, необходимым для реализации конкретной цели, например, пока супружеская пара (доноры гамет) планирует осуществить следующий ПЭ.

§ Вопрос о дальнейшем хранении криоконсервированного эмбриона должен пересматриваться через 2 года после замораживания эмбриона, и срок его хра­нения в целом не должен превышать 10 лет.

§ Эмбрионы, полученные из гамет одной супружеской пары, не следует исполь­зовать для других супругов (с целью ограничения рождения детей, отлученных от своих генетических родителей).

§ Невос­требованные эмбрионы (до 14 дней развития) можно исполь­зовать для определенных научных целей.

§ Высказа­но мнение о том, что длительность криоконсервации половых клеток и эмбрионов человека и дальнейшая их судьба опреде­ляются только их владельцами.

§ Все действия с эмбрионами (в том числе и криоконсервированными) должны находиться под контролем местных этических комитетов и экспертной ас­социации.

4. Этические аспекты «суррогатного материн­ства».

Женщина, которая не в состоянии по определенным причинам выносить плод, использует для этой цели другую здоровую женщину, в матку которой помещают оплодотворенную яйцеклетку. Некогда в пе­чати промелькнуло сообщение, что одна мать, дочери которой в детстве пришлось ампутировать матку, решила выносить оплодотворенную яйцеклетку своей дочери. Для родившегося ребенка она была одновре­менно «суррогатной» матерью и бабушкой. «Суррогатное материнство», видимо, так широко распространено в американской жизни, что сцена­ристы двух популярных телесериалов — «Санта-Барбара» и «Динас­тия» — включили эту проблему в сюжетную картину своих произведений. Следует отметить, что обычная стоимость такой процедуры не менее 30 000—50 000 долларов, что делает ее не очень доступной.

4 стр., 1722 слов

Проблема социализации пожилых людей

... проблем социализации пожилых людей. Большой вклад в развитие науки в области социального управления, социализации и адаптации личности, в том числе и пожилого возраста, решение проблемы социальной защиты населения как ... адекватности и осознанности у людей пожилого возраста, изменения типа активности пожилой личности. Исследование роли творчества, разных стилей жизни, общения в процессе социализации, ...

Декларацию об искусственном оплодотворении и трансплантации органов.

5. Право женщины быть донором и реципиентом яйцеклетки.

До примене­ния криоконсервации яйцеклеток было возможно трансплан­тировать донорские яйцеклетки, оставшиеся не использован­ными, для донора в программе ЭКО и с согласия донора — другой женщине в качестве помощи при бесплодии. В настоящее время источником женских половых клеток для программы ЭКО в случаях невозможности получения их от самой реципиентки, являются забор ооцитов с согласия женщины при ее стерилизации; нахождение самой реципиенткой донора ооцитов; получение ооцитов от здоровых жен­щин, согласных на донорство ооцитов из альтруистических побуждений. Считают, что при перечисленных случаях донорство должно быть анонимным. Обязательными условиями для доноров ооцитов являются, помимо здоровья и возраста, наличие хотя бы одного ребенка и согласие обоих супругов. Высказано предостережение о возможности потери персональной ответственности за будущего ребенка в подоб­ных ситуациях.

При обсуждении морально-этических аспектов репродук­тивной технологии необходимо учитывать психологические и психиатрические проблемы реципиентов и доноров ооцитов, у которых нередко развиваются психологические дистрессы. Делается акцент на необходимость проведения с па­циентами соответствующей и индивидуальной работы психи­атра.

В правовой системе большинства стран отсутствует опре­деление статуса донорских гамет. Такие гаметы можно рас­сматривать либо как интегральную составную часть организ­ма человека (и тогда они являются объектами права), либо они должны приниматься как автономная единица и как самостоятельный субъект права.

Как один из вариантов, согласно мнению зарубежных спе­циалистов, к донорам гамет можно применить законы о до­норстве крови и о донорстве органов. Если по отноше­нию к гаметам и их донорству принять эти законы, то для до­норов будут существовать такие условия, как бесплатность и донорство в качестве терапевтической помощи (что имеет место во Франции ).

Законодательные акты о донорстве гамет несовершенны, необходима их дальнейшая разработка при широком обсуждении многих аспектов этой проблемы в обществе: определение «статуса» гамет; правомерность, рег­ламентация и характер их использования в медицинских и научных целях; правила донации гамет; отношение общества к донорству гамет; отношения между юридическим и биоло­гическим родством при донорстве; двусторонняя анонимность процедуры и др.

В случае преждевременного истощения яичников (половыми клетка­ми), при отсутствии яичников и в некоторых иных ситуациях программа ЭКО позволяет таким женщинам забереме­неть и вынашивать ребенка при использовании донорской яйцеклетки. Этические аспекты, возникающие в подобных случаях, и правовые вопросы обсуждаются. Необходима раз­работка принципов донорства половых клеток, которые бы свели к минимуму или предотвратили полностью развитие коммерциализации при донорстве половых клеток и эмбрио­нов. В последние годы в мировой литературе обсуждаются возможность и правомочностьиспользованиянезрелых жен­ских половых клеток от плодов при абортах.

4 стр., 1612 слов

Ответственность за подмену ребенка

... РФ устанавливает уголовную ответственность за подмену ребенка, совершенную из корыстных ... не узнала пол родившегося ребенка). Действия по подмене ребенка считаются ... подмена ребенка, совершенная вследствие небрежного, недобросовестного отношения к своим обязанностям со стороны медицинского персонала родильного дома, состава преступления не образует и квалифицируется как проступок по работе. ...

6. Морально-этические проблемы искусственной инсеминации (ИИ).

Как отмечалось выше, решение проблем, свя­занных с донорством яйцеклеток и сперматозоидов, осложня­ется неопределенностью статуса гамет (относительно их донации) и, отчасти, неоднозначным пониманием целей примене­ния методов репродуктивной технологии.

Отработано не­сколько подходов к использованию донорской спермы:

§ внутришеечная инсеминация (самый распространенный метод),

§ внутриматочная инсеминация,

§ ЭКО.

К настоящему времени отмечается заметный прогресс в разработке искусственных методов инсеминации спермой мужа, улучшения in vitro показателей спермы супруга и ее оплодотворяющей способности. При ретроградной эякуляции благоприятный прогноз наступления беременности отмечен при внутриматочной ИИ, а неудовлетворительные результа­ты — при олиго- и астенозооспермии. При олигоспермии ре­комендуют отбор наиболее подвижных сперматозоидов и перенос их в полость матки с помощью трансцервикального катетера или в маточные трубы при лапароскопии. В настоящее время в мире все шире используются методы мик­рооплодотворения -оплодотворения одним сперматозоидом путем искусственного его прохождения через прозрачную оболочку яйцеклетки (которую «просверливают» механичес­ким путем или с помощью ферментов) или непосредственной инъекции сперматозоида в цитоплазму яйцеклетки (с помо­щью микроманипулятора).

Эти подходы породили надежду на деторождение у многих паци­ентов с бесплодием и астено- или олигозооспермией в тяже­лой степени. Одной из разработок репродуктивной техноло­гии последних лет являются (для пациентов с азооспермией вследствие нереконструктивной обструкции репродуктивного тракта) микропрокол и взятие спермы из эпидидимиса или яичка с последующим введением сперматозоида или гаплоидной сперматиды в яйцеклетку супруги и трансплантации ее в матку. В литературе широко обсуждаются следующие проблемы: анонимность донора и реципиентов; возможность для пар, ис­пользовавших донорскую сперму, получить информацию о доноре; родительские права доноров половых клеток и эмб­рионов; право совершеннолетних детей иметь информацию о «биологическом отце»; возрастной предел для донорства спермы.

Во Франции функционирует более 20 центров ИИ, объеди­ненных в федерацию по исследованию криоконсервации яйце­клеток и спермы. При отборе спермы руководствуются следу­ющими принципами:

1) донорами могут стать только мужчи­ны, имеющие детей;

2) ИИ проводится по медицинским пока­заниям;

3) ИИ проводится только для гетеросексуальных пар;

4) все доноры обследуются на наличие заболеваний, передаю­щихся половым путем.

К этому списку добавлен еще ряд пока­зателей, полученных в результате анализа генетических аспек­тов донорства гамет (проводимого генетической комиссией Федерации с 1983 г.): тип наследования выявленного генети­ческого заболевания, отсутствие хромосомных аномалий, сроки экспрессии заболевания, пенетрантность и др. На­пример, 3,2 % мужчин-доноров и 2 % женщин-доноров были «отклонены» по результатам генетического скрининга.

43 стр., 21093 слов

Звуко-слоговая структура и проблемы её коррекции у детей дошкольного ...

... речевых нарушений на формирование личности и все психическое развитие ребенка. Диссертация посвящена логопедической работе по исправлению нарушений структуры звучного слога речи у дошкольников с ... слова в онтогенезе. Вторая глава посвящена актуальным проблемам логопедии на современном этапе, проблемам коррекции общего недоразвития речи, проблеме коррекции нарушений структуры звукового слога слова у ...

Подобная система обследования доноров гамет может стать примером и обязательной системой при организации центров ИИ в России. В настоящее время можно отметить не­удовлетворительное, неполное обследование доноров гамет в нашей стране.

7. Этический аспект в выборе пола ребенка.

Многие иссле­дователи и общественные организации не рекомендуют спе­циалистам положительно решать вопрос о выборе пола ребен­ка без наличия медицинских показаний (например, наличие в семье заболевания, связанного с полом -миодистрофии Дюшенна, Х-сцепленной умственной отсталости и др.).

Свободный выбор пола ребенка может привести к изменению естественного соотношения полов. В Индии пол ребенка определяют пренатально с целью элиминации плодов женского пола.

Развернута кам­пания по обсуждению правильности такого пути, было выска­зано отрицательное отношение к определению и выбору пола плода без наличия медицинских показаний. В Китае вве­ден запрет на выявление (при УЗИ) пола плода без медицин­ских показаний.

В России есть медицинские учреждения, где можно опре­делить пол развивающегося ребенка, и родите­ли могут сохранить беременность желанным по полу плодом. В нашей стране этот вопрос требует настоятельного урегу­лирования с привлечением к обсуждению медиков и биологов (а также генетиков, эволюционистов).

Таким образом, разнообразие и противоречивость мнений по вопросам использования методов репродуктивной техно­логии с целью решения проблемы деторождения для лиц с бесплодием необходимо рассматривать лишь в сочетании с правовыми и морально-этическими проблемами с привлече­нием к обсуждению, помимо гинекологов, андрологов, эмбри­ологов, генетиков, еще и психиатров, биоэтиков, юристов, со­циологов, теологов при одновременном изучении обществен­ного мнения.

Все перечисленные проблемы репродуктив­ной технологии кажутся менее важными и первоочередными по сравнению с теми вопросами, с которыми ежедневно стал­киваются сексопатологи и психиатры при приеме пациентов, имеющих проблемы в области полового поведения и репро­дукции. В большом числе случаев у пациентов с такими про­блемами выявляется неблагополучная обстановка (социаль­ная, психологическая) при протекании беременности или у матери в детстве (неполная семья, отсутствие заботы и вни­мания к ребенку со стороны родителей, гиперопека родите­лей и т.п.).

В связи с этим в качестве первоочередных задач следует назвать следующие:

ü пропаганда необходимости фор­мирования здоровой и полноценной семьи,

ü информирование будущих родителей о необходимости понимания большой от­ветственности за здоровье будущих детей и перед ними, и перед обществом,

ü заблаговременное формирование у буду­щих родителей представления о вреде стрессов во время бере­менности и в раннем детстве для психики ребенка, его репро­дуктивного здоровья и поведения.

Таким образом, медицина заявила о возможности помочь женщинам осуществить «непорочное зачатие», бывшее до этого только мифом…

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/eticheskie-problemyi-eko/

  • Яровинский М.Я. «Лекции по курсу «Медицинская этика», 2000 г.
  • Покровский В.И.

«Биомедицинская этика», 1997 г.

  • Лопухин Ю.М. «Биоэтика. Вестн. РАМН»,1993г.
  • Курило Л.Ф.«Анализ результатов анкетирования по некоторым вопросам репродуктивных технологий»,1996г.
  • Конюхов Б.В.

«Клонирование позвоночных: успехи и проблемы», 1997г.

  • «Биоэтика: принципы, правила, проблемы», 1998 г.

[22,5 Кб]

Информация о работе