Психологические особенности аутичного ребенка

Сочинение

Искаженность развития у аутичных детей может проявляться в парадоксальном сочетании, опережаю­щем возрастные нормы, развития мыслительных опера­ций и на их основе односторонних способностей (мате­матических, конструктивных и др.) и интересов и в то же время несостоятельности в практической жизни, в усвоении обыденных навыков, способов действий, особых трудностей в установлении взаимоотношений с окружающими.

Эти дети, в связи с ранним развитием формально-­логического мышления, высокой способности к абстрак­ции проявляют готовность к неожиданным ситуациям и сопоставлениям, умственным изобретениям. Все это на­ходит выражение в особого рода увлечениях, занятиях, интересах.

Обращает на себя внимание однообразный и одно­сторонний характер увлечения этих детей: любят пере­читывать одни и те же книги, коллекционировать одно­образные предметы. По характеру и содержанию отно­шения этих увлечений к действительности можно выде­лить две группы:

  • оторванность от действительности (сочинение бес­смысленных стихов, «чтение» книг на непонятном язы­ке);

— — связанные с определенными сторонами действи­тельности, направленные на продуктивную деятельность (интерес к математике, языкам, шахматам, музыке), что может привести к развитию способностей, но спо­собностей узконаправленных, односторонних.

Недостаточная социальная направленность, порож­даемая аутизмом, у этих детей проявляется в отсутствии интереса не только к ролевым играм, но и к просмотру кинофильмов и телепередач, отражающих межличност­ные отношения.

Детская активность, особенно в младшем школьном возрасте, пробуждает и поддерживает следование при­меру и стремление к одобрению. Недостаточность раз­вития этих сторон у детей-аутистов еще более усилива­ет и подчеркивает односторонний характер их интеллек­туальных способностей.

Раннее развитие формально-логического мышления усиливает способность к абстракции и способствует без­граничным возможностям для умственных упражнений, не ограниченных рамками социально значимых оценок.

При поступлении в школу у детей этой категории значительно затруднено формирование соответствую­щих мотивов учебной деятельности вследствие недоста­точной направленности на общение и усвоение социаль­ных норм. Особую трудность для этих детей составляет произвольная регуляция деятельности, направленная на общение. Здесь существенную роль играет эмоциональная регуляция собственного поведения, которая включает как эмоциональную оценку собственного поведет так и эмоциональную оценку других людей.

18 стр., 8954 слов

Психическое состояние детей дошкольного возраста

... психических состояний детей дошкольного возраста: феноменологии, специфики, динамических состояний, закономерностей взаимоотношений с психическими процессами и психологическими свойствами, регуляции и ... различные аспекты, особенности психических состояний. Таким образом, подчеркивается взаимосвязь психических состояний с психологическими свойствами личности, процессами, своеобразием деятельности и ...

С трудностями психологической перестройки ребенка в связи с поступлением его в школу связаны и частые обращения родителей и педагогов к врачам — специалистам о возможности обучения в массовой школе.

Вопрос о возможностях и формах обучения сложен, но нужно отметить, что индивидуальное обучение может быть рекомендовано только в исключительных случаях.

Психологические особенности аутичного ребенка требуют специальной программы коррекционной работы. В качестве примера можно отметить следующие этапы комплексной клинико-психолого-педагогической коррекции раннего детского аутизма:

1. Психологическая коррекция:

  • а) установление контакта со взрослыми;
  • б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги и страхов;
  • в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
  • г) формирование целенаправленного поведения;
  • д) преодоление отрицательных форм поведения: аг­рессии, негативизма, расторможенности влечений.

2. Педагогическая коррекция раннего детского аутиз­ма:

  • а) формирование активного взаимодействия с педа­гогом;
  • в) пропедевтика обучения (коррекция специфическо­го недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи;
  • формирование навыков изобразительной деятельности).

3. Медикаментозная коррекция раннего детского ау­тизма; поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.

4. Работа с семьей:

  • а) психотерапия членов семьи;
  • б) ознакомление родителей с рядом психических осо­бенностей ребенка;
  • в) составление индивидуальной программы воспита­ния и обучения аутичного ребенка в домашних усло­виях;
  • г) обучение родителей методам воспитания аутично­го ребенка.

ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Как отмечалось, показательными моделями дис­гармонического психического развития являются пси­хопатии и патологические развития личности — ано­малии психического развития, в основе которых ле­жит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Психопатия представляет собой стойкий дис­гармонический склад психики.

Ее клинико-психологическая структура ограниче­на кругом аномальных личностных свойств, не имею­щих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда соци­альных и биологических факторов. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких наруше­ний адаптации к социальной среде, склонности к де­компенсации при изменении привычных условий.

Систематика психопатий и в настоящее время представляет большие трудности. Это связано с ря­дом факторов. Основными из них являются многооб­разие психопатических вариантов личности, их про­межуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями. Большое значение имеют социальные факторы, определяющие личностную структуру и не укладывающиеся в клиническую терминологию. Так, в классификации психопатий Е. Крепелина (1915) выделяются семь групп: возбудимые, безудерж­ные, импульсивные, лгуны и фантасты, враги обще­ства, патологические спорщики. Очевидно отсутствие единства критериев этой классификации (наличие феноменологического, социального, клинико-описательного принципов).

11 стр., 5457 слов

Курсовая. Роль труда в формировании личности ребенка, школьника

... роли труда в формировании личности ребенка, школьника. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ГЛАВА 1. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ТРУДА Сегодняшний школьник не ...

К. Шнайдер (1923) выделял гипертимных личностей, депрессивных, неуверенных в себе, фанатичных, ищущих признания, эмоциональ­но-лабильных, эксплозивных, бездушных, безвольных, астенических. Е. Кан (1928) в основу группировки положил недостаточность определенного «слоя» пси­хики: темперамента, влечений, характера — и, кроме этого, выделял «сложные и комплексные формы». Э. Кречмер (1921) предложил критерии сходства клинико-психологической картины ряда психопатий с особенностями личности при шизофрении, эпилепсии и маниакально-депрессивном психозе и на этом осно­вании выделял шизоидные, циклоидные, а впослед­ствии и эпилептоидные психопатии.

В классификации П. Б. Ганнушкина (1933), ис­пользующей ряд критериев, выделены циклоиды, эпилептоиды, шизоиды, истерические характеры, неустой­чивые, антисоциальные личности, конституционально глупые, параноики, астеники. О. В. Кербнков (1971) делит психопатии по этиологическому признаку на конституциональные, органические и краевые.

Подавляющая часть классификаций психопатий у детей и подростков сходна с вышеуказанными. Си­стематики Шульца и А. Гомбургсра (1926) сходны с классификациями Е. Крепелина и К. Шнайдера. Н. И. Озерецкий (1943), М. С. Певзнер (1941), Г. Е. Сухарева (1959) разграничивают основные ва­рианты психопатий по их этиологии (конституцио­нальные и органические).

Г. Е. Сухарева выделяет также группу психопатий, имеющую смешанное про­исхождение, но объединенную общностью патогене­за — явлениями недоразвития эмоционально-волевой сферы («дисгармонический инфантилизм»: неустой­чивые, истерические личности, псевдологи).

Класси­фикации А. Е. Личко (1977), В. В. Ковалева (1979) построены на обобщении классификаций П. Б. Ган­нушкина, Г. Е. Сухаревой, О. В. Кербикова.

Этиология психопатий, как это видно из ряда клас­сификаций, связывается либо с генетическими, наслед­ственными факторами (конституциональные формы психопатий), либо экзогенными вредностями, дейст­вующими па ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев создающими так называемые фенокоиин генетических пороков развития. Некоторые виды психопатий могут иметь как наследственное, так и экзогенное происхождение. Ряд авторов (О. В. Кербиков, 1955; В. Л. Гурьева, В. Я. Гиндикин, 1980; В. В. Ковалев, 1979) не исклю­чают возможности формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

Патогенез психопатий мало изучен. С позиций исследуемых нами закономерностей аномалий разви­тия представляет большой интерес мнение о парци­альном инфантилизме как основе аномалии развития личности при всех видах психопатий (Е. Крепелин) или их значительной части (Г. Е. Сухарева).

Е. Кречмер, касаясь ряда психопатий, как указывалось, на­ходил определенную общность их патогенеза с пато­генезом ряда психических заболеваний. Г. Е. Сухарева связывает патогенез психопатий с нарушенным формированием корково-подкорковых связей. Подчер­кивая психическую дисгармонию как основное свой­ство психопатии, она выводит эту дисгармонию из трех вариантов нарушений формирования личности: задержанного (психопатии по типу «дисгармониче­ского инфантилизма»), искаженного (конституцио­нальные психопатии) и поврежденного (органические психопатии).

33 стр., 16054 слов

Особенности развития личности интеллектуально одарённых детей

... дипломной работе анализируются различные взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему развития личности одаренных детей. Прослеживаются отдельные возрастные периоды становления личности современного ребёнка. Исследуются психические особенности, связанные с особым строением личности и спецификой развития ...

Несмотря на разнообразие классификаций, слож­ности вопросов патогенеза, клиникопсихологическая структура отдельных вариантов психопатий разными авторами описывается достаточно сходно. Это каса­ется и описаний психопатий в детском возрасте.

конституциональные

Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма; одиночество и мир фантазий он предпочи­тает обществу сверстников. Его эмоциональная сфе­ра характеризуется дисгармоничным сочетанием по­вышенной чувствительности и ранимости в отноше­нии собственных переживаний и интересов и парадок­сальным для детского возраста отсутствием непосред­ственности, жизнерадостности, определенной внешней сухостью по отношению к родным и другим окру­жающим.

Своеобразная асинхрония психического развития характерна для этих детей с раннего детства. Раз­витие речи обгоняет развитие моторики. Дети с тру­дом овладевают навыками самообслуживания, отка­зываются принимать участие в подвижных играх. Непосредственному общению в игре они предпочи­тают беседы со взрослыми.

В начальных классах школы они испытывают трудности при овладении моторными навыками пись­ма. Несмотря на часто высокий интеллект, они не­редко являются предметом насмешек сверстников из-за неконтактности, эмоциональной неадекватности, плохой ориентировки в конкретной ситуации.

Таким образом, в проявлениях шизоидной психо­патии имеется значительное сходство с легкими фор­мами синдрома раннего детского аутизма, в том чис­ле шизофренического генеза. Очевидно, значительная часть наблюдений раннего детского аутизма, описан­ных Г. Аспергером (1944), относится именно к ши­зоидной психопатии. В отличие от вышеописанных выраженных форм раннего детского аутизма, харак­теризующихся наличием грубых расстройств в эмо­ционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятель­ности, аномалия развития при шизоидной психопатии ограничивается личностными особенностями, а иног­да — ‘И непатологическим уровнем своеобразия.

Для многих детей с шизоидной психопатией ха­рактерны раннее возникновение интеллектуальных интересов, любовь к чтению, природе. В школе их часто привлекают математика, физика, другие точ­ные науки. Нередка склонность к коллекционирова­нию. Часто обращает на себя внимание хорошая речь. Одежда, еда, житейские удобства не вызывают инте­реса. Продуктивность в занятиях может страдать от рассеянности, связанной с сосредоточенностью на внутреннем мире. Внешняя эмоциональная сухость, вялость, отсутствие детской жизнерадостности часто сочетаются с внутренней сензитивностью и ранимо­стью, тонкой чувствительностью.

По мнению Л. С. Выготского (1936) и М. С. Певзнер (1941), аутистические установки шизоидов не обусловливают полного отрыва от окружающих, как это характерно для шизофрении, а порождают заме­щающие формы общения и деятельности: вместо кон­тактов с детьми — общение со взрослыми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальной дея­тельности.

В свое время Е. Кречмер (1924) говорил о пато­генетической близости шизоидной психопатии и ши­зофрении, усматривая между особенностями личности и психозом лишь количественную разницу. В даль­нейшем этот взгляд был подвергнут критике. Шизо­идная психопатия, как указывалось, ограничена не­процессуальным кругом характерологических особен­ностей, в то время как при шизофрении, даже при отсутствии острых приступов, имеется прогрессирую­щее течение с тенденцией к повреждению психиче­ской деятельности. Однако клинико-генетические ис­следования последних лет (И. И. Готтесман и Дж. А. Шилдс, 1967, и др.), указывающие на значи­тельную частоту лиц с шизоидной психопатией в семь­ях больных шизофренией, а также ряд данных пси­хологического исследования особенностей мыслитель­ной деятельности родственников лиц, больных шизо­френией (Ю. Ф. Поляков, 1974, 1977; Т. К. Мелешко, В. П. Критская, В. А. Литвак, 1982 и др.) вновь ста­вят вопрос о возможном генетическом сродстве этих явлений.

4 стр., 1706 слов

Нарушение психического развития в детском возрасте

... болезни. Заключение Нарушения психического развития, по данным психоневрологов, детских психиатров, специалистов в области лечебной педагогики, наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребенка и ... выраженной форме наблюдается у взрослых. Однако отдельные психастенические черты отмечаются и в детском возрасте: склонность к тревожности, мнительность. Истерическая психопатия не всегда ...

Сходные соотношения имеются между эпилепсией и эпилептоидной психопатией. Выше описывалась клинико-психологическая структура эпилептической деменции, обусловленной эпилептической болезнью. Отмечалась специфичность слабоумия при эпилепти­ческой болезни, особенности личностной сферы.

При эпилептоидной психопатии нет типичных для эпилепсии судорожных расстройств, явлений слабо­умия. Речь идет лишь о стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напря­женности эмоций и влечений, склонности к немотивированным колебаниям настроения по типу дисфории (Г. Е. Сухарева, 1959 и др.).

В исследованиях А. С. Емельянова (1972) пока­зана динамика развития эпилептоидной психопатии в детском возрасте. Уже в возрасте 2—3 лет для этих детей характерны бурные и затяжные аффективные реакции, в особенности связанные с чувством физи­ческого дискомфорта. В более старшем возрасте на первый план выступают агрессивность, нередко с са­дистическими наклонностями, длительное состояние озлобленности при невыполнении требований, упрям­ство, иногда мстительность. Этим детям свойственна повышенная до педантичности аккуратность, гипер­трофированное стремление к установленному порядку. В детском коллективе они трудны не только из-за силы и длительности своих аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, свя­занной с постоянным стремлением к самоутвержде­нию, властности, жестокости.

Авторы, описывающие эпилептоидную психопатию у взрослых, отмечают полярность их эмоциональной сферы: наряду со взрывчатостью, жестокостью — склонность к угодливости и слащавости. У детей этот второй полюс практически не наблюдается; не исклю­чено, что его формирование в более старшем возра­сте связано с гиперкомпенсаторными механизмами (Б. В. Зейгарник, 1976).

Циклоидный тип психопатии, при котором имеется склонность к немотивированным колебаниям настрое­ния от пониженного субдепрессивного до повышен­ного маниакального, в детском возрасте диагности­руется редко. Несколько чаще речь идет о гипертимном варианте, при котором имеется преобладание по­вышенного фона настроения со склонностью к шут­кам, озорству, чрезмерной общительности. В коллек­тиве сверстников эти дети трудны из-за своей неуго­монности, гиперактивности, невыносливости ограни­чений (А. Е. Личко, 1977).

Психастенические личности, склонные к тревож­ности, мнительности, диагностируются и в детском возрасте (Г. Е. Сухарева, 1959).

4 стр., 1674 слов

Расстройства личности психопатии

... отдельных лиц и близких (родители, родственники и т. д.). Психастеническая психопатия Ядром психастенической личности является тревожность и неуверенность в себе. С детства у таких ... их симптоматики и возможного общего действия на состояние больного. При депрессивных расстройствах применяют антидепрессанты, при тревожном состоянии – транкви-лизаторы, при сочетании депрессивной симптоматики ...

Уже в 3—4 года у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возни­кающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям. В школьном возрасте появляются навязчивые сомне­ния и опасения, патологическая нерешительность. Ближе к подростковому возрасту мнительность при­нимает нередко характер ипохондричности, навязчи­вые страхи часто «обрастают» защитными ритуалами. Как компенсаторное образование, связанное с тре­вогой перед всем новым и незнакомым, возникает педантичная склонность к порядку, неизменному ре­жиму, любое нарушение которого вызывает состояние тревоги.

Истерическая психопатия не всегда имеет консти­туциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического характе­ра, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышеперечисленных шизоидной, эпилептоидной, пси­хастенической психопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психопатия наиболее часто наблюдается у женщин и соответственно у девочек.

Г. Е. Сухарева (1959), отмечая психическую не­зрелость как основу данного варианта психопатии, однако, указывает на дисгармоничность этого инфан­тилизма, подчеркивает выраженную диссоциацию от­дельных его компонентов. Свойственные инфантиль­ным личностям эгоцентризм, повышенная внушае­мость, сенсорная жажда, неспособность к волевому усилию имеют здесь своеобразный характер. С ран­них лет обращает внимание тяжелая капризность. «Жажда признания» наблюдается уже в дошкольном возрасте. Эти девочки нередко стремятся привлечь к себе внимание различными вымыслами, большем частью украшающего характера, очень ревнивы к похвалам в адрес других, из-за чего часто вступают в конфликты. В школьном возрасте завистливость, ревнивость сочетаются с демонстративностью поведе­ния. Стремление привлечь к себе внимание часто про­является в утрированном характере одежды, прически. Неспособность к волевому усилию приводит к тому, что даже при хорошем интеллекте успехи в учебе часто значительно ниже возможностей. Ущемленное в связи с этим самолюбие приводит к частым конфлик­там с учителями, а иногда вымыслам и оговорам.

В подростковом возрасте особенно типичны усилен­ное кокетство, склонность к интригам, а иногда и вымыслам сексуального содержания. Таким образом, даже в детском и подростковом возрасте типичный для исторической психопатии конфликт между жаж­дой признания и инфантильной неспособностью к во­левому усилию определяет сущность психической дис­гармонии.

Психопатии типа неустойчивых (по Сухаревой, 1959) также представляют собой вариант дис­гармонического инфантилизма. Такие дети отличают­ся незрелостью интересов, поверхностностью, нестойко­стью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. Малая продук­тивность в занятиях и при хорошем интеллекте свя­зана с неспособностью к длительной целенаправлен­ной деятельности. Привычка уходить от трудностей в сочетании с «сенсорной жаждой» является частой причиной побегов из дома, школы, стремления к бро­дяжничеству. Безответственность, несформированность моральных запретов обусловливают выход из затруд­нительных ситуаций посредством обманов, вымыслов. Будучи повышенно внушаемы, эти дети легко усваи­вают социально-отрицательные формы поведения. В подростковом возрасте они нередко попадают в асоциальные группы, где, как правило, играют под­чиненную роль (А. Е. Личко, 1977).

7 стр., 3456 слов

Личность менеджера: черты и типы

... должны владеть? Цель данного реферата: изучить личность менеджера его черты и типы. 1. ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА 1.1 Представление о менеджере Для того, чтобы иметь ... на людей. 1.2 Категории и типы современных менеджеров Различают три категории менеджеров: менеджер высшего звена, менеджер среднего звена и менеджер низшего звена. Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются ...

Психопатия типа неустойчивых может быть как конституционального генеза, так и возникать под влиянием ранних, чаще первых лет жизни, вредностей. В первом случае ее проявления будут частично сход­ны с чертами конституционального инфантилизма, однако будут отличаться от него наличием более вы­раженной психической дисгармонии: частой аффек­тивной возбудимостью, склонностью к расторможению влечений.

Органические психопатии (Сухарева, 1959; Кербиков, 1971) связаны с ранним поражением нерв­ной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Среди органических психопатий наиболее часто встречается возбудимый (эксплозивный) тип. Он ча­ще наблюдается у мальчиков. Его клинической осно­вой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффек­тивных вспышек со злобностью, агрессией, упрямст­вом, негативизмом. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслабленностью, вялостью, слезами. Эти дети представляют значитель­ные трудности в коллективе: они бьют сверстников и младших, дерзят взрослым. При органической психо­патии по возбудимому типу наблюдаются и немоти­вированные колебания настроения в виде дисфории. В ответ на малейшее замечание у этих детей возни­кают бурные реакции протеста, уходы из дома, шко­лы. В подростковом возрасте сложившаяся стойкая конфликтная ситуация в школе способствует «вытал­киванию» такого подростка в асоциальное внешколь­ное окружение, делает его угрожаемым в отношении правонарушений (А. Е. Личко, 1977).

Для органической психопатии по бестормозному типу (Г. Е. Сухарева, 1959) характерны повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внеш­нее впечатление легко вызывает аффективную реак­цию, однако очень короткую. В школьном возрасте бестормозность часто способствует формированию патологии влечений, импульсивным сексуальным экс­цессам, склонности к бродяжничеству и т. д. М. С. Певзнер (1941) описан такой тип психопатий после перенесенного в раннем возрасте эпидемическо­го энцефалита.

Следует отметить, что, по мнению большинства исследователей, клинически «чистые» варианты пси­хопатий достаточно редки. Большей частью имеется переплетение черт, свойственных разным видам пси­хопатий.

Таковы самые основные проявления психопатий у детей.

Диагностика психопатий в детском возрасте пред­ставляет определенные трудности, что связано с не­завершенностью формирования личности. Кроме того, у детей такие характерные для ряда психопатий чер­ты, как повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость поведения, преобладание примитив­ных потребностей и влечений, до известной степени являются физиологическими. А. Е. Личко (1977), В. В. Ковалев (1979) и др. указывают на различный возраст структурирования отдельных видов психопа­тий. В связи с тем что патологические черты харак­тера в благоприятных условиях воспитания могут редуцироваться, Г. Е. Сухарева (1959), В. В. Кова­лев (1979) и другие детские психиатры предостере­гают от широкой диагностики психопатии до юноше­ского возраста.

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различных типов психопатий. Несмот­ря на биологически обусловленные предпосылки тем­перамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых услови­ях, способствующих ее формированию. По мнению Г. Е. Сухаревой (1959), «врожденной или рано при­обретенной недостаточностью определяются лишь основные, структурные особенности данной дисгар­монической личности, только тенденция к определен­ному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и вос­питания».

3 стр., 1279 слов

Самооценка личности в юношеском возрасте

... самооценки в юношеском возрасте от 16 до 23 лет. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи курсовой работы: Интерпретировать полученные результаты с позиций современной психологии I Общая характеристика самооценки личности в юношеском возрасте. ... психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, ...

Роль неблагоприятного средового фактора особен­но очевидна в декомпенсации состояния у так назы­ваемых акцентуированных личностей, представляю­щих собой варианты, пограничные между нормой и психопатией (К. Леонгард, 1964, 1968; А. Е. Личко, 1977, 1983).

И наоборот, благоприятные средовые условия способствуют сглаживанию патологических черт характера, компенсации психопатии.

Помимо социальных факторов большая роль в декомпенсации психопатии принадлежит и биологиче­скому фактору: соматическому неблагополучию, кри­зисным возрастным периодам, характеризующимся эндокринно-вегетативным дисбалансом.

В динамике, становления психопатии О. В. Кербиков (1961, 1971), В. В. Ковалев (1973, 1979) разли­чают ряд этапов: сначала отдельные патологические реакции, возникающие в ответ на провоцирующие влияния среды, затем более длительные патологиче­ские состояния и, наконец, формирование психопатии как стойкой девиации личности.

Г. Е. Сухарева (1932), Л. С. Выготский (1936), М. С. Певзнер (1941) указывают, что ряд психопа­тических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизоид­ного ребенка нередко вызывает настороженное отно­шение к нему со стороны сверстников, что вторично еще более углубляет его аутизм. Аффективная воз­будимость эпилептоидного ребенка, способствуя кон­фликтам, создает для него сложное положение в сре­де сверстников, ситуацию враждебности, подозри­тельности. Таким образом, сама психопатическая личность как бы утяжеляет окружающую среду, вно­ся в нее дисгармонию и конфликт и тем создавая новый порочный круг, фиксирующий и усиливающий патологические черты характера. Ряд симптомов (страхи, робость, нерешительность, паранойяльность), наблюдаемые у детей с различными видами психо­патий, рассматривается авторами как вторичные ре­активные образования.

В отечественной и зарубежной литературе широко обсуждается вопрос о возможности формирования психопатий вследствие лишь длительно воздействую­щих неблагоприятных средовых факторов. По мнению ряда исследователей (В. А. Гурьева, 1971; В. Я. Гиндикин, 1971 и др.), длительное неблагоприятное воз­действие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребенка может вести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Г. Е. Сухарева (1959), квалифицируя эти формы как «патологическое развитие личности» вследствие не­благоприятных условий воспитания, отличает их от психопатий не только по этиологии, ряду клинических особенностей, по и принципиальной возможности об­ратимости. Такой же точки зрения придерживаются К. С. Лебединская (1976), А. Б. Смулевич (1983) и др.

Патологическое формирование лично­сти тем не менее также можно отнести к типу дис­гармонического развития. Как указывалось, его этио­логией являются неблагоприятные условия воспита­ния, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребен­ка ведущую роль играет его воспитание. Биологиче­ские предпосылки в виде темперамента, определяю­щего силу, уравновешенность, подвижность психических процессов, тенденцию к преобладанию того или иного типа элементарных эмоций, составляют ту ге­нетическую основу высшей нервной деятельности, на базе которой личность формируется именно под влия­нием социальных условий. В детском возрасте основ­ным социальным фактором, формирующим личность ребенка, является его воспитание и обучение. Ввиду незрелости эмоциональной сферы и личности ребенка в целом, его повышенной внушаемости неблагоприят­ные условия внешней среды, действующие длительно и достаточно массивно выраженные, могут привести к искажению в развитии не только его интересов, направленности, но через воздействие на вегетатив­ную нервную систему и к стойкому изменению свойств его темперамента (Т. П. Симеон, 1935; Г. Е. Сухаре­ва, 1935; Л. Мишо, 1950; Е. Е. Сканави, 1962; Н. И. Фелинская, 1965; В. А. Гурьева, 1971; В. Я. Гиндикин, 1971).

5 стр., 2316 слов

Динамика психического развития детей, больных олигофренией. Подростковый криз

... условиях или специальных интернатах. Основная часть 1 Развитие детей с отклонениями психического развития в онтогенезе В динамике психического развития детей больных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального ... затем более длительные патологические состояния и, наконец, формирование психопатии как стойкой девиации личности. Г.П. Сухарева (1932), Л.С. Выготский (1936), М.С. ...

В. В. Ковалев (1968, 1969), исходя из постепенности формирования как нормаль­ной, так и аномальной личности, предлагает по от­ношению к данным аномалиям развития в детском возрасте термин «психогенные патохарактерологические формирования личности». Г. Е. Сухарева (1959), В. В. Ковалев (1979), К. С. Лебединская (1969), А. Е. Личко (1977, 1983) и др. отмечают в каче­стве фактора, предрасполагающего к патологическому формированию личности под влиянием неблагоприят­ной среды, органическую церебральную недостаточ­ность, большей частью негрубого, остаточного харак­тера, акцентуацию характерологических свойств, а также дисгармоническое протекание периода полово­го созревания с явлениями его ретардации либо ак­селерации.

В патогенезе патологических формирований лич­ности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), пред­ставляющих собой форму ответа на психотравмирую-

щую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчи­выми свойствами личности (Л. Мишо, 1950, 1964; Н. Д. Левитов, 1955) особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патологиче­ских черт характера, как возбудимость, неустойчи­вость, истеричность в результате прямой стимуляции

отрицательным примером (О. В. Кербиков и В. Я. Гиндикин, 1960; Л. Мишо, 1964 и др.).

В систематике патохарактерологического форми­рования личности (В. В. Ковалев, 1973) различаются следующие основные варианты: аффективно возбуди­мый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каж­дый из них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант чаще обуслов­лен неблагоприятной средой, в которой имеются дли­тельная конфликтная ситуация, алкоголизм родите­лей, ссоры, агрессия членов семьи друг к другу, не­редко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффективной взрывчатости, склон­ность к разрядам раздражения, гнева, неадекватных вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам. Эти черты формируются или как ими­тация аналогичного поведения взрослых, или, наобо­рот, как закрепление реакции протеста. Постепенное изменение темперамента характеризуется стойким сдвигом настроения в сторону угрюмости, нередко злобности.

Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще, на­блюдается у девочек. Он может формироваться как в среде, аналогичной вышеописанной, при аффектив­но возбудимом варианте (в этом случае истерические реакции возникают как реакции протеста), но может возникнуть и в изнеживающей обстановке, в усло­виях гиперопеки, когда жажда признания культиви­руется в ребенке обстановкой избалованности, обо­жания, неправомерно завышенной оценкой его внеш­ности, способностей и т. д. и в то же время отсутст­вием трудового воспитания. В этих случаях речь идет о воспитании по типу «кумира семьи».

Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости напоминает аналогичный тип психопатии. Но происхождение его чаще всего обу­словлено условиями гипоопеки — безнадзорности, при которой у ребенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способ­ность преодолевать трудности. Поведение зависит от желаний данного момента. Черты патологической не­зрелости эмоционально-волевой сферы проявляются в виде лабильности аффекта, импульсивности, повы­шенной внушаемости. По существу, патологическое развитие личности по неустойчивому типу является вариантом психогенного психического инфантилиз­ма — одного из компонентов задержки психического развития, описанным выше.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотич­ность воспитания подавляют в ребенке самостоятель­ность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии — пассивным, неуверен­ным в своих силах.

К тормозимому варианту по условиям возникно­вения и клинико-психологической структуре близко невротическое, формирование личности, возникающее в тех случаях, когда психотравмирующая семейная ситуация приводит к развитию у ребенка невроза, а затем « формированию таких личностных черт, как боязливость, ипохондричность, склонность к страхам. Невротическое развитие личности легко возникает у соматически ослабленных детей при неблагоприятных средовых условиях.

Развитие личности как по тормозимому, так и не­вротическому типу также влечет за собой вторичную инфантилизацию ребенка, так как лишает его актив­ности, самостоятельности и инициативы.

невропатию

Первичная дефектность вегетативной системы обусловливает склонность к нарушениям сна, аппе­тита, неустойчивости температурной регуляции, чув­ствительности к метеорологическим колебаниям и т. д. Отклонения в нервно-психической сфере, в основном в эмоциональной, возникают вторично. Неустойчивость вегетатики и связанное с ней ощущение постоянного соматопсихичсского дискомфорта в одних случаях способствуют формированию личности тормозимой, малоактивной, повышенно чувствительной и легко истощающейся; в других — возбудимой, раздражи­тельной, двигателыю расторможенной. Г. Е. Сухаре­ва (1955) выделяет два варианта невропатии: асте­нический и возбудимый, наблюдающийся реже.

Дети, страдающие невропатией, как правило, по­вышенно впечатлительны и ранимы, в связи с чем у них легко возникают неврозы страха, заикание, тики, энурез и т. д.

Невропатия, так же как и задержанное развитие, является аномалией развития, наиболее типичной для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных усло­виях воспитания, является основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В. В. Ковалев, 1979).

с отклонением темпа полового созревания

Эти аномалии развития могут быть обусловлены как генетическими особенностями, так и экзогенно обусловленной органической недостаточностью нерв­ной системы. Этот тип аномалии отличается от явле­ний ретардации и акселерации полового созревания, наблюдаемого и в рамках физиологических проявле­ний, не достигающих степени аномалий, более или менее выраженной дисгармоничностью физического и нервно-психического развития (М. Блейлер, 1954; К. С. Лебединская, 1969; В. Кречмер, 1972).

Так, при задержке полового развития церебраль­ного генеза будут наблюдаться недоразвитие мото­рики (медлительность, неуклюжесть движений), эмо­ционально-волевой сферы (несамостоятельность, по­вышенная внушаемость, трусливость — М. Я. Серейский, Е. Н. Крылова, 1933; К. С. Лебединская, 1969).

Однако в отличие от вышеописанной аномалии раз­вития по «задержанному» типу здесь будут отмечать­ся признаки специфической дисгармонии: черты дви­гательной и эмоциональной незрелости будут соче­таться с чрезмерной речевой продукцией — склон­ностью к бессодержательным рассуждениям, болтли­вости, сентенциям. Не исключено, что эта излишняя вербализация в определенной мере имеет компенса­торное происхождение и связана с реакцией личности на свою моторную несостоятельность. Двигательная неловкость, часто сочетающаяся с ожирением, склон­ность к болтливости, трусливость нередко делают этих детей объектом насмешек со стороны сверстников, что способствует возникновению невротических рас­стройств. Данная аномалия развития может иметь временный характер, сглаживаясь после пубертатного возраста по мере завершения запоздалого полового метаморфоза. Однако в ряде случаев черты «гипогенитальной конституции» в виде своеобразного со­четания описанных особенностей моторики, эмоцио­нальной сферы и речи могут прослеживаться и во взрослом возрасте как стойкая аномалия развития. Ускоренное половое созревание церебрально-орга­нического генеза по наличию ряда признаков веге­тативно-эндокринной дисфункции, энцефалопатических расстройств, как указывалось, отличается от акселерации полового созревания, наблюдаемого в рамках физиологических возрастных проявлений. Ус­коренное половое созревание церебрально-органиче­ского генеза часто формирует аномалию психического развития, по своим проявлениям в определенной мере обратную, чем та, которая наблюдается при задерж­ке полового развития (К.С. Лебединская, 1969).

К ее проявлениям относятся односторонняя взрос­лость интересов, связанная с ранним пробуждением сексуальности и других влечений, а также аффектив­ная возбудимость, взрывчатость, обусловленные дис­гармоничной эндокринной перестройкой. Такие под­ростки часто тяготятся школой, стремятся к самостоя­тельному образу жизни, трудоустройству. Однако в этих намерениях они, как правило, оказываются не­состоятельными, так как их интеллектуальный уро­вень не может обеспечить соответствующую неаде­кватным, односторонне «взрослым» установкам социальную адаптацию. В неопубликованных эксперимен­тальных исследованиях Г. В. Грибановой показана односторонняя примитивность «образа взрослости», наблюдаемая у этих подростков: его ограниченность внешними бытовыми атрибутами (одеждой, причес­кой, заработком и т. д.).

Эта психическая дисгармо­ния особенно очевидна в случаях диссоциации ука­занных личностных установок с органической незре­лостью интеллекта.

По мере нормализации эндокринной формулы уменьшаются напряженность влечений и аффектив­ная возбудимость. В благоприятных средовых усло­виях девиация поведения претерпевает обратное развитие. Однако при наличии неблагоприятного ок­ружения эти патологические черты являются пред­посылками для патологического развития личности с явлениями аффективной возбудимости, расторможенности влечений, асоциальным поведением.

Описание аномалий развития, отнесенных нами к дисгармоническому типу — психопатий, невропатии, патологических развитии личности, дизонтогений при отклонении темпа полового созревания, как правило, принадлежит клиницистам. В детской патопсихоло­гии они почти не исследовались.

Поэтому, несмотря на то, что описанные варианты дисгармонического развития являются наиболее «чис­тыми» типами именно аномалий развития, не соче­тающимися с симптомами болезни, их патопсихоло­гический анализ представляет значительные трудно­сти и может быть представлен только в предположи­тельном плане.

Как считается большинством исследователей, дис­гармоничность психики, характерная как для психо­патий, патологических развитии личности, невропа­тии, так и аномалий, связанных с нарушением темпа полового созревания, первично обусловлена наруше­ниями в эмоциональной сфере, возможно ее физио­логической основе — вегетативной и вегетативно-эн­докринной системах.

Внутри эмоциональной сферы наблюдаются раз­личные варианты асинхронии развития элементарных и высших эмоций. Страдание элементарных эмоций наблюдается при всех психопатиях. Большей частью оно проявляется в динамических расстройствах: повышенной возбудимости, патологической лабильности либо инертности, вязкости или вялости аффекта. Од­нако имеет значение и преимущественная для той или иной психопатии модальность эмоций.

Недостаточность же высших эмоций имеет дизонтогенетический характер: чаще речь идет об их недо­развитии либо задержке формирования (при психо­патии и патологических развитиях типа неустойчивых, истероидных, бестормозных и др.), реже — элементах частичной акселерации (при шизоидной психопатии, психастении).

Можно предположить неслучайный характер сочетаний патологии элементарных эмоций с отклонениями в развитии высших: патологически повышенная возбудимость элементарных эмоций и влечений тормозит формирование высших. Гораздо сложнее понимание сочетания слабости элементарных эмоций, инстинктов и влечений с определенной пар­циальной акселерацией в развитии некоторых высших эмоций. При психопатиях и патологических разви­тиях личности наблюдается также дисгармония меж­ду эмоциональной и интеллектуальной сферами. Даже первично сохранный интеллект не регулирует эмоцио­нальную сферу, в том числе ее базальный уровень, а часто находится от него в большей зависимости, чем это наблюдается в норме. В этом плане можно го­ворить об измененности иерархических связей.

Однако при некоторых вариантах дисгармониче­ского развития, в первую очередь конституциональ­ных психопатиях, наблюдается отчетливая дисгармо­ния и в самой интеллектуальной сфере. Различные сочетания диссоциаций развития в эмоциональной и интеллектуальной сферах создают значительный по­лиморфизм проявлений, которым отличаются разные варианты дисгармонического развития.

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ