Профилактика табакокурения в подростковой среде

Курсовая работа

Проблема табакокурения – одна из важнейших социально- педагогических проблем современного общества. С каждым годом увеличивается число людей с никотиновой зависимостью и в том числе детей и подростков. Многие хотят избавиться от этой зависимости, но самостоятельно этого сделать не могут.

Очень опасной стала ситуация среди детей. Современные дети по сравнению с другими поколениями стали более активными, и в то же время более слабонервными – различные компьютерные игры, суета городских улиц, загрязненность окружающей среды, большая учебная нагрузка – все это с раннего детства расшатывает психику детей, поэтому многие курят, чтобы расслабится, для снятия стресса.

Проблема табакокурения стала наиболее актуальной. Эта проблемой занимаются тысячи ученых во многих странах мира, пытаясь разработать наиболее эффективный способ, метод избавиться от этой привычки. Проводят различные исследования по данной теме, изучают причины никотиновой зависимости, последствия для здоровья людей. Среди них А.А. Александров, Ю. Анташева, Т. Говор, Т. Зуева, М.В. Романникова, Н.К. Смирнов и многие другие.

Исходя из всего этого, мы видим, как важно проводить комплекс мероприятий по профилактике табакокурения. Все согласятся, что гораздо легче предотвратить возможность никотиновой зависимости, чем решать уже существующую проблему, так как избавиться от этой зависимости очень трудно.

Тема курсовой работы звучит следующим образом: профилактика табакокурения в подростковой среде.

Цель курсовой работы: всесторонне рассмотреть проблему профилактики табакокурения в подростковой среде.

Поставленная цель раскрывается через

Объектом нашего исследования является проблема табакокурения подростков.

Предмет – профилактика табакокурения в подростковой среде.

Методы, которые были использованы в ходе исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, реферирование, цитирование, анкетирование.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы табакокурения подростков

1.1. Специфика подросткового возраста

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых [9].

23 стр., 11216 слов

Гештальт — исследования проблем научения: инсайт и интеллект ...

... психологии: из книги Вольфганга Келера «Интеллект человекообразных обезьян» В этом отрывке из ставшей классической книги «Интеллект человекообразных обезьян»[103]автор рассматривает, как наблюдаемые им шимпанзе ... проблему восприятия, Келер интерпретировал результаты исследований поведения животных в терминах целостности ситуации и взаимосвязей между отдельными стимулами. Например, он изучал проблему, ...

По Д.Б. Эльконину подростковый возраст длится с 10-11 до 15-16 лет. Это один из самых сложных периодов жизни человека. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [19].

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет [8].

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие [9].

Гетерохронность развития в подростковом возрасте проявляется особенно рельефно, так как наступление физической, психической и социальной зрелости во времени, как правило, не совпадает. Подростковый возраст обычно связывается с понятием физического развития, и прежде всего полового созревания. Однако темпы физического развития подростков неодинаковы [8].

В результате бурного и неравномерного роста у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими и угловатыми. Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая порой неестественные позы. Даже легкий намек на особенности внешности вызывает у подростка бурные аффективные реакции и грубость [8].

В подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным творческим. Если детей больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то для подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания. Характерные черты подростков – пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои новые умственные качества подростки обычно направляют на те сферы деятельности, которые их больше интересуют [8].

Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. Развиваются различные формы речи, в том числе и письменная [9].

Ведущий тип деятельности в этом возрасте – общение со своими сверстниками. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. В этой деятельности формируется основное новообразование подросткового возраста – самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь [14].

40 стр., 19855 слов

Формирование личности в подростковом возрасте

... исследовать особенности формирования личности в подростковом возрасте; выявить условия, способствующие успешному развитию подростка. Объектом данного исследования являются дети подросткового возраста. Предметом выступают условия, способствующие успешному формированию личности подростка. Гипотеза : Процесс формирования подростков происходит посредством социализации ...

В этот период своей жизни ученики не удовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Отмечаются повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние. Подросток чувствует себя одиноким, чужим для близкого окружения, возникает стремление к независимости [2].

Необходимо отметить, что подростки чаще, чем взрослые, испытывают чувство одиночества. Быть одиноким в этом возрасте – значит чувствовать, что ты не являешься членом группы, что на тебя не обращают внимания окружающие, что тебе не с кем поделиться своими личными интересами; следствием этого оказывается высокий уровень эмоционального напряжения, рискованное поведение и неуверенность в себе. Поэтому для подростка очень важна возможность получения помощи и поддержки, если возникла такая необходимость [1].

Э. Штерн рассматривает подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Он считает, что переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э. Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие: «серьезная игра». Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры, еще недавно любимые игрушки. Но при этом все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях [17].

Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируются «Я – концепция» – система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» [11].

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт «Я – концепции» – так называемое реальное «Я» [11].

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными [8].

Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действенные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу [9].

19 стр., 9141 слов

Психконсультирование юношеского возраста

... консультации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 21 источник. ГЛАВА 1. Теоретические основы консультирования и особенности юношеского возраста 1.1. Психологическое консультирование как вид психологической помощи Психологическое консультирование ...

Подросток – еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе [9].

Таким образом, мы видим, что подростковый возраст – это очень трудный период в жизни человека. Именно в этот период у детей появляются вредные привычки, и чаще всего это курение.

1.2. Причины приобщения подростков к табакокурению и его последствия

Существует множество причин, почему подростки начинают курить. Стремление преодолеть неприятности, желание расслабиться, снять стресс и получить поддержку близкого окружения, а также склонность к экспериментированию и получению удовольствия являются важными причинами и мотивами курения [1].

Релаксационный мотив табакокурения широко известен не только взрослым, но и подросткам. Никотин считается эффективным и доступным средством борьбы со стрессом, который помогает курильщику легко обрести контроль над собой и своими эмоциями. Никотин одновременно успокаивает и бодрит [1].

Также причиной может послужить влияние сверстников: подросток начинает курить под давлением сверстников или, чтобы не выбиваться из толпы друзей. Степень влияния неформальной группы на поведение подростка обусловлена, с одной стороны, его индивидуальными психологическими особенностями, с другой – структурой и социальной направленностью группы. Кроме свойств личности и свойств группы определенную роль в этом плане играет то место, та «ступенька», которую занимает подросток в сложной иерархии внутригрупповых взаимоотношений (лидер, «шестерка» и т.д.) [8].

Это еще раз показывает, насколько для подростка в пубертатном периоде значимо влияние сверстников и нежелание оказаться «белой вороной» [15].

Нами было проведено анкетирование учеников 10 класса. 30 % опрашиваемых сообщили, что попробовали закурить в первый раз в 13 – 14 лет и более чем у половины подростков поводом для первой пробы курения послужило «любопытство». Этот факт явно указывает на особенности возрастно-психологического развития подростков: «любопытство» является одним из основных его специфических факторов [1].

Поводом для первой пробы курения может служить «желание чувствовать себя взрослее», что подтверждает желание подростков выделиться среди сверстников, улучшить социальный статус среди сверстников и в глазах окружения, в глазах противоположного пола: ведь курение – самый известный, широко разрекламированный, не осуждаемый окружающими и не требующий особых усилий атрибут поведения взрослого человека [1].