Особенности самооценки в подростковом возрасте

Подростковый возраст – самый трудный возраст. У родителей возникает множество проблем в установлении контакта со своими детьми-подростками. Они не могут найти к ним подход, и, в конце концов, могут опустить руки. В этом возрасте у детей в организме и в психике происходит перестройка, и они могут стать упрямыми, трудными для воспитания.

Кроме того, трудности возникают не только у родителей, но и у педагогов. Важно использовать не привычные методы, которые они применяли раньше, а начать использовать те методы, которые помогут установить контакт с трудными подростками. Многие методы просто оказываются не действенными.

Психолог А. Г. Ковалев справедливо отмечает, что здесь речь идет не о кризисе возраста, а о кризисе отношений между подростком и взрослыми, в частности учителями, воспитателями. Каждый возраст требует особого к себе отношения. И поэтому при обучении и воспитании подростка многое из того, что ранее было естественным и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление с его стороны.

В настоящее время исследования самооценки имеют все большее значение для теории и практики, психологи стараются как можно больше внимания уделять этой проблеме. Именно поэтому мы решили взять именно этот аспект для изучения.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс развития самооценки подростков по сравнению с другими личностными чертами изучен довольно мало. Переходный возраст отличается от любого другого тем, что подростки, по нашему мнению, самые трудные для воспитания, нужно приложить очень много усилий, чтобы понять их, понять, чего они хотят, и подобрать правильные методы их воспитания.

3

Цель: изучение особенностей самооценки в подростковом возрасте.

Объект исследования: самооценка подростков.

Предмет исследования: особенности самооценки в подростковом возрасте.

Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи работы:

  • теоретически обосновать особенности самооценки в подростковом возрасте;
  • определить взаимосвязь самооценкии статуса подростка;
  • экспериментально выявить уровень и адекватность самооценки в подростковом возрасте;
  • обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует прямо пропорциональная зависимость самооценки и статуса у детей подросткового возраста.

6 стр., 2989 слов

Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

... в отношении какого-либо объекта. Опрос — лучший способ сбора информации описательного характера. Как метод маркетингового исследования ... организации и фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — туристические агентства, ... менеджеров в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система представляет ...

Теоретическо-методической базой исследования являются труды по изучению уровня самооценки таких авторов как Б. С. Волкова, Ю. И. Фролова, В. А. Крутецкого, Д. И. Колесова, А. А. Реана, О. В. Хухлаевой, И.С. Кона и др.

Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что на основании данного исследования, можно найти наиболее приемлемые способы воспитания подростка.

Экспериментальная база исследования: исследование прошли ученики 6 класса Набережной средней общеобразовательной школы Каргатского района НСО.

4

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Характеристика отдельных аспектов самооценки

Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков[9, с. 332].

Описывая особенности самооценки у подростков, многие исследователи отмечают ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

С. Л. Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, описывает ряд ступеней – от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [10, с.110].

Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: ни тот ни другой не может быть представлен в чистом виде.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые

5

представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать самооценку собственных качеств (1986).

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности и некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Они имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности.

16 стр., 7641 слов

По психологии : «РАЗВИТИЕ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ...

... оценки родителей и взаимоотношений с ними в формировании самооценки подростков. Теоретическое значение исследования Самооценка как объект психологического исследования Самооценка – «это оценка человеком самого себя: своих ... несовпадения биологического и психологического (социального) возраста, что в дальнейшем оказывает влияние на психическое развития личности в сознательном и несознательном ее ...

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции.

В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты: доброта, честность,

6

справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться.

Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.

7

1.2. Влияние взрослых на самооценку подростка

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как в отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке т него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь та некоторая возможная точка зрения на «себя».

Однако при всем этом нельзя сказать, что у подростков происходит отчуждение от родителей. На вопрос, где они чувствуют наибольшую защищенность, ответ «в семье» встречается почти так же часто, как и ответ «среди друзей»[8, с.117].

Опираясь на выводы исследований Розенберга, Куперсмита и Бахмана, направленных на установление зависимости между формированием Я-концепции и взаимодействием внутри семьи, Гекас исследовал степень влияния контроля и поддержки со стороны родителей на самооценку подростков. В результате исследователь сделал вывод, что и тот и другой фактор, как общее выражение заинтересованности родителей в ребенке, положительно влияют на его самооценку. Данное предположение полностью подтверждается практикой [1, c. 416-421].

Другие исследования выявили, что поддержка семьи и принятие ребенка и его устремлений родителями в наибольшей степени влияют на уровень его общей самооценки, а школьные успехи и некоторые факторы, связанные с учителями, значимы лишь для самооценки способностей.

55 стр., 27139 слов

Психологические особенности отношений подростков со взрослыми (2)

... подростков и взрослых. Объектом исследования является специфика взаимоотношений межличностного смысла подростка с его родителями. Основная гипотеза исследования: совокупность отношений межличностного смысла подростка со взрослым ... представления о становлении и развитии личности подростка (Л. И. Божович, Л. ... -классовой принадлежностью подростка. Он писал: "Никогда влияние среды на развитие мышления ...

В исследованиях также отмечается, что теплое, внимательное

8

отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, в также высокий уровень тревожности.

Кроме непосредственного влияния родительской оценки и их эмоциональногоотношения к ребенку, большое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье.

Так, два выделенных вида стиля общения, «симметричный» и «асимметричный», различным образом влияют на самооценку подростков.

Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности.

Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения я образа «Я» [8, с.118].

В подростковом возрасте важна не сколько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростков со взрослыми. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т.д.

Указанное противоречие осложняет отношения подростков с взрослыми: подростки не просто обесценивают требования и оценки