«Работа с одаренными детьми» статья

В настоящее время осуществляется постепенный переход на ФГОС. На смену ориентации общества, главным образом, на развитие техники и технологий, на широкую информатизацию всех сфер жизни общества приходит эра нового, личностного образования. Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования», с тем чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.

Качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к «решению проблем», умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий.

19 стр., 9278 слов

Структура одаренности

... «одаренность», «способность», «одаренный ребенок». 2. Выяснить, по каким признакам можно определить одаренного ребенка; 3. Определить, какие существуют виды одаренности; 4. Провести анализ основных концепций структуры одаренности. 5. Провести исследование, направленное на выявление структуры одаренности. 6. ...

Я работаю над этой проблемой не один год. Целью своей работы я считаю создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе. Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

Одаренность как феномен по-прежнему остается загадкой для большинства членов общества. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).

Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога».

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков и это может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества .Сегодня появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время. Каждый педагог сталкивается на уроках с проблемой включённости в урок всех учащихся. И я задавала себе вопросы — как оживить урок, поддержать интерес к предмету. Эти вопросы волнуют меня и сейчас, поэтому и передо мной встала задача изучить опыт методистов и проанализировать формы и методы, используемые мною для работы с одаренными детьми.

10 стр., 4688 слов

Одаренные дети, особенности учебно-воспитательного взаимодействия с ними

... области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей ... обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет ...

Цель моей работы : обмен опытом с педагогами по работе с одарёнными детьми.

Основная часть

Часть 1 -ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Общее понятие одарённости

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных)результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа «Одаренные дети», в рамках которой разработана «Рабочая концепция одаренности.

Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношения. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей (говорят: «талантливый человек талантлив во всем»).

В области опережающего развития познания отмечается следующее:

  • повышенная любознательность – одарённые дети очень любопытны, им необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным «аппетитом» и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;
  • способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных скачков («перескакивание» через этапы).

    Для таких детей характерна более быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом связей. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга;

  • отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
  • большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
  • повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;
  • яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты:

12 стр., 5639 слов

«Развитие графической деятельности у детей младшего школьного ...

... задача: создания условий, обеспечивающих развитие графической деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства Возникла тема исследовательской работы Объектом исследования, Предмет ... педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Марынкина Марина Николаевна в своей научно Сравнив эти понятия, понимаем, что каждый автор по ...

  • сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
  • хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
  • попытки решать проблемы, которые им пока «не по зубам»;
  • преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

В области физических характеристик для одаренных детей свойственны: очень высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

Типы одарённости

Существует несколько типов одарённости, как отмечает заведующая лабораторией образовательных стратегий развития одаренности Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

Первый тип – это так называемые особо одаренные дети . У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Второй тип — это обыкновенные дети , которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.

Второй аспект одаренности состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности. Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему.

21 стр., 10471 слов

Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста

... о психологических особенностях детей школьного возраста, получены результаты экспериментального исследования проявлений эгоцентризма одаренных детей в этом возрасте изложил возможные пути его преодоления. Цель работы - рассмотреть ... школьники с высокими способностями 1.1 Психология способностей и одаренности Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется тем содержанием, ...

Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть — имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная моя задача как учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.

Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности.

Цель работы с одарёнными детьми

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

Основные задачи

  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

4. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).
  • Принцип опережающего обучения.
  • Принцип комфортности в любой деятельности.
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.
  • Возрастание роли внеурочной деятельности.
  • Принцип развивающего обучения.
  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

Одаренных детей необходимо выявлять в начальных классах. В начальной школе учитель видит ребенка с различных сторон, как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в этом во многом и заключается особенность начальной ступени обучения).

5 стр., 2288 слов

Технология критического мышления как средство формирования мыслительной ...

... нужно научить. Технология развития критического мышления не гарантирует того, что, используя её на уроках, можно добиться стопроцентного усвоения программного материала всеми учащимися (хотя уровень ... необходимо решить Деятельность преподавателя - вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе. Деятельность учащихся - делают ...

Дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое — это важный шаг, для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А, увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло.

2 часть-ПРАКТИЧЕСКАЯ

Система работы с одаренными детьми

Учитель – уникальная профессия. Это, скорее, не профессия. Это образ жизни, целый мир. Мир, который растит, воспитывает и учит детей «великой русской речи».

Главным вопросом для каждого учителя, на мой взгляд, должен стать вопрос: «Зачем я иду на урок?»

Зачем Я иду на урок? Чтобы с «помощью» Пушкина, Толстого, Чехова, вместе с моими любознательными учениками делать открытия, искать ответы на вечные вопросы: «Что такое добро и зло? В чем смысл человеческой жизни?» Я понимаю, что желание читать, думать, размышлять о прочитанном вместе с ребятами, учить их выражать чувства и мысли правильно, аргументировано, «ваять» из них Личность, способную сочувствовать и переживать, — все это не просто моя работа – это мой образ жизни!

Принципы моей педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми.

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества

Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.

В качестве основных направлений работы с одарёнными детьми выделяю: а) систему преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в школу из начальных классов;

б) создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в средней школе; в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Работу с одарёнными и способными детьми начинаю с их выявления с момента поступления их в 5-ый класс. Этот процесс осуществлялся на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, использую анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, беседую с учителем начальной школы. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащемся.

Этапы работы

Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в с школе работа в данном направлении осложняется тем, что часов для индивидуальной работы с такими детьми нет. Поэтому приходиться самому учителю изыскивать время, методы и формы этой работы.

Для начала задача учителя – увидеть таких детей и помочь им реализоваться. Как это сделать?

1. Выявление одаренных детей

1-й этап работы – диагностический предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, учителя начальной школы, имеющих контакт с ребенком. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка.

2-ой этап – уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

3-ий этап — создание условий для развития одаренных детей : проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы

4-й этап — анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка . На этом этапе провожу диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ.

2. Создание мотивации и условий для их оптимального развития . От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации используются следующие приёмы:

— рейтинг учащихся

-ведение рукописного альманаха

— создание портфолио с последующей презентацией.

Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения : ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Это :

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

1) Творческих. Например:

— Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

— Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

— Подготовить презентацию личного творчества.

2) Исследовательских. Например:

— Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” — “ара”.

Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно ученому, чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

3) Информационных. Например: — Подготовить доклад о русских лингвистах.

4) Игровых. Например: Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

5) Практико-ориентированных. Например: Подготовить альманах “Сызранские писатели и поэты”.

3. Творческие диктанты.

4 Комплексный анализ текста.

5. Конкурсные работы.

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

В учебном процессе мною используются самые разнообразные проблемные задания. Ребятам я, например, даю следующие задания:

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем).

Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

  1. Что общего между капором, капюшоном и капустой ?
  2. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный ?
  3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три ?

Задание 2. Напишите сочинение на тему (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и т. д.)

« Пропала буква (детективное расследование)».

Мной применяются следующие педагогические технологии:

1. Технология дифференцированного обучения.

2. Технология групповой деятельности.

3. Технология опережающего обучения.

4. Игровые технологии исследовательского характера. Например: игра «Справочное бюро»

Игра «Справочное бюро» . В классе может быть импровизированный ящик для вопросов пытливых и вдумчивых исследователей языка. Учащиеся бросают в ящик листочки с интересными вопросами, касающимися русского языка. Эти вопросы становятся темами исследования учащихся.

Стараюсь урочную и внеурочную работу строить таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности, и направить на развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», использую логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности. Совершенствую групповые формы работы, ученики начинают проявлять самостоятельность и творчество при выполнении заданий. В учебной работе использую словари, детские энциклопедии, справочники, Интернет. С 5-го класса дети участвуют в конкурсах чтецов. Они пробуют сочинять стихи, сказки, загадки, придумывают сценки.

Мои дети принимают активное участие в Международном конкурсе «Русский медвежонок», пробуют свои силы во Всероссийской заочной олимпиаде «Познание и творчество» (г. Обнинск).

Принимают участие в школьном туре предметных олимпиад.

Во внеклассной работе при переходе на ФГОС планирую привлечь творческих детей в работе «Литературной гостиной».

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. На помощь в работе с творческими детьми в связи с переходом на ФГОС помогает и ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ карта урока.

Технологическая карта урока русского языка

«Что я знаю об имени существительном?»

5 класс

(Учебник Баранова)

Предмет русский язык Класс 5

Тема урока : Что я знаю об имени существительном?

Тип урока : урок повторения (на материале дневника учащегося Самарской области)

Представление о результатах :

личностные: осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала;

метапредметные : умение работать со справочным материалом; умение грамотно строить устное монологическое высказывание;

предметные: умение на практике применять теоретические знания об имени существительном (из курса начальной школы); овладение навыками анализа морфологических признаков имени существительного.

Цели урока : закрепить имеющиеся знания об имени существительном; формировать орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся; прививать интерес к изучению истории родного края.

(Приложение)

Вывод

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат. Мои ученики неоднократно становились победителями и призерами районных олимпиад по русскому языку и литературе. В 2010 учебном году в региональном этапе Всероссийского конкурса “Зеленая планета” Лапкин Никита (ученик 7 кл.) занял III место., призерами окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2011-2012 ,2012-2013 уч.год)стали Малкин Никита (выпускник школы) Осипова Евгения (ученица 9 кл.).По литературе (2011-2012 уч.год) победителем окружного тура окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников стал Малкин Никита,(2012-2013 уч.г)призером стала Трифонова Светлана (выпускники школы 2013 года).

Таким образом, уроки русского языка и литературы, а также внеурочная деятельность должны быть направлены на реализацию программы “Одаренные дети”. В провинции есть потенциал, значит, и у страны есть будущее. ООО

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/odarennyie-deti/

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования. утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от17.12.2010 №1897 в классах, внедряющих государственный образовательный стандарт основного общего образования в Самарской области в плотном режиме с 01.09.2012г.
  3. Русский язык.5 класс.учебник для общеобразовательных учтреждений в 2 частях.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов. Л.А.Тростенцова и др.; нау.ред.Н.М.Шанский.-М.: Просвещение,2013.
  4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская. – М.: 2003
  5. Бурменская Г.В. Одарённые дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. – М.: Просвещение, 1991
  6. Эмблема Федерального государственного образовательного стандарта. – Режим доступа:
  7. Дневник школьника Самарской области
  8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008
  9. 5. Тест Векслера / Детский вариант (показатели интеллектуальной одарённости)
  10. Абатурова, В.В. О системе работы с одаренными школьниками в России .- Профильная школа.- 2010.- № 3.- С.10- 13.
  11. Доровской, А.И. В классе — одаренные дети: как с ними работать [Текст] / А.И.Доровской // Народное образование.- 2010.- № 5.- С.202-211.

Примерные задания олимпиадного характера,

предлагаемые учителем на занятиях.

1. Расставьте ударения в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

2. Вставьте пропущенные буквы так, чтобы получившиеся слова соответствовали названным признакам:

к_плю (сущ., ж. р., 1 скл., В.п., ед. ч.)

к_плю (гл., II спр., наст. вр., 1 л., ед. ч.)

к_плю (гл., II спр., буд. вр., 1 л., ед. ч.)

3. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

4. Замените синонимами устаревшие слова.

Очи, чело, ланиты, уста, перст, глаголет, десница.

5. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма).

Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин.

6. В каждой группе вычеркните «четвертый лишний» фразеологизм.

1. Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.

2. Слово в слово, тютелька в тютельку, вилами по воде писано, комар носу не подточит.

3. Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновенье ока.

7. Запиши, какие слова получаться, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?

Кора, слой, шар, толк, сверь.

8. Подберите имена прилагательные к словам:

Тюль, кофе, какао, какаду, пенальти

9. Включи слова и словосочетания в состав предложений. Подчеркни орфограммы, над которыми работал.

А) подарок Кол_

Б) отв_рила

\

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта одаренности детей

(для родителей)

Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности — интеллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, — возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.

1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):

  • склонность к философскому осмыслению материала;
  • нестандартность мышления;
  • эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;
  • индивидуальный стиль деятельности;
  • неровная успеваемость;
  • несоответствие общему темпу работы;
  • странное, непонятное поведение;
  • неумение общаться, конфликтность;
  • неспособность понять очевидное (тугодумие);
  • неподчинение большинству или руководству.

2. Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):

  • высокая успеваемость;
  • устойчивость внимания;
  • хорошая память;
  • высокая скорость мышления;
  • безошибочное воспроизведение материала;
  • активность;
  • усидчивость;
  • целеустремленность;
  • дисциплинированность;
  • организованность;
  • эрудированность;
  • умение поддержать общее дело;
  • легкость в общении;
  • владение богатым словарным запасом;
  • свобода в выражении мыслей.

3. Творческая одаренность (креативность):

  • нестандартность мышления;
  • индивидуальный стиль деятельности;
  • развитость воображения;
  • любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
  • изобретательность, находчивость;
  • гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
  • оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;
  • самостоятельность и независимость в суждениях;
  • стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;
  • широта и глубина интересов;
  • устойчивость увлечений и интересов.

4. Социальная одаренность:

  • общительность (популярность в классе);
  • хорошо развитая интуиция;
  • способность к сопереживанию;
  • ярко выраженное чувство юмора;
  • умственное развитие выше среднего;
  • занятость в различных общественных мероприятиях;
  • умение принимать решения;
  • способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
  • терпимость и терпение в работе с людьми;
  • инициативность;
  • ответственность;
  • организаторские способности.

Таблица результатов типа одарённости учащихся.

ФИ

Результат

1

Тест-опросник для родителей «Способности вашего ребенка»

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений определить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте «да» или «нет»на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный — 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10. Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли этот его замысел удачен?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Таблица результатов способностей учащихся.

ФИ

Результат

1