Психофизиология профессиональной деятельности юристов

Психологическая характеристика труда юриста

Работа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, нотариусов всегда предъявляла высокие требования к их профессиональному мастерству и присущим им личным качествам. В. И. Ленин отмечал: «Законы важны не тем, что они написаны на бумаге, но тем, кто их проводит». «Закон» и «законность» — слова одного корня, но они не тождественны. Принцип законности предусматривает строгое исполнение законов. История содержит многочисленные и убедительные свидетельства того, что закон юридический ничего не стоит, если он находится в руках безнравственных, социально неполноценных людей. Даже лучший закон может порождать несправедливость, если он проводится в жизнь человеком духовно бедным, отставшим от динамизма общества, живущим в узком мире правовых норм и инструкций, человека, не умеющего грамотно выстроить свою речь, построить правильный диалог с другим человеком (коллегой, клиентом и т.п.).

Недостатки в деятельности служителей Фемиды во многом порождены не только несовершенством законов, но и несовершенством их реализации юристами, недостатками их психологии общения и подготовки, исподволь, но прочно сложившимися в периоды господства административно-командных методов и застоя. [4]

Реформирование нашего общества, процессы построения демократического государства требуют серьезной перестройки психологии работников правоохранительных органов, формирования нового типа личности юриста, новых подходов к пониманию и формированию его профессионального мастерства общения. Психологическая подготовка — одно из эффективных средств решения этих задач, выработанное в последние 2 десятилетия в союзе психологической науки (юридической психологии) и передовой практики. [2]

В юридической науке и практике юриста считают специалистом в области юриспруденции, юридической работы и главного в ней — ведения юридических дел, т. е. юридического рассмотрения жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельных его предметов (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права).

Справедливо отмечается, что нельзя представлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурно и технически правильном толковании законов и применении норм, совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, проведение допроса, предъявление обвинения и др.), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз, научных заключений и др. Юридические дела, имея в своей основе жизненные случаи, органически включают в себя человека, человеческие поступки и отношения, общение с людьми. В них невозможно разобраться и принять верные решения, не учитывая сложность человеческой психологии. Действия юриста порой сравнивают с хирургическим вмешательством в психологию человека и его жизнь. Профессия юриста глубоко человечная профессия, требующая соответствующих личностных качеств, человековедческой, психологической подготовки.[7]

10 стр., 4657 слов

Психология межличностного взаимодействия людей

... межличностного взаимодействия и взаимодействия людей. Цель - охарактеризовать межличностное взаимодействие и общение людей. Целью курсовой работы является раскрытие специфики общения в структуре межличностных отношений и человеческого взаимодействия. В процессе изучения своей темы были использованы книги по психологии ...

Область деятельности, Должность юриста является приоритетной, перспективной, распространенной во всех сферах.

Юрист может найти свое применение в организациях и учреждениях, защищающих права и интересы граждан, на предприятиях, в сферах рыночной направленности.

Человек, получивший данную специальность, выполняет работы юриста, юрисконсульта в юридических консультациях, службах и отделах, на уровне органов власти и управления, министерств (ведомств), организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.[2]

В условиях развития рыночной экономики, появления различных форм собственности, возникновения новых отношений внутри государства и на межгосударственном уровне на первое место выступают вопросы правового регулирования деятельности организаций, обществ, предприятий, граждан, в связи с чем должность юриста в этих условиях является перспективной и спрос на квалифицированных юридических работников будет расти с развитием рыночных отношений.

Рабочее место, орудие труда и условия труда

Рабочее место юриста (юрисконсульта) должно быть организовано так, чтобы специалист мог быстро ориентироваться в выборе нужного материала из большого объема информации.

Характерными нагрузками юриста, обусловленными условиями труда являются:

  • сидячая, в большинстве случаев малоподвижная работа;
  • работа выше средней тяжести по умственной и психической нагрузке;

— в большинстве случаев необходимость быстрого и грамотного изложения материала в письменной и устной форме.[3]

Требования к качествам работника, Основными личностными требованиями и психологическими качествами юриста должны быть:

  • вежливость, корректность, общительность, внимательность и чуткость:
  • эмоциональная устойчивость;
  • повышенное чувство ответственности.

Юрист должен обладать способностью к запоминанию большого объема информации, проявлять интерес к работе с людьми.

Юрист должен быть способным заниматься легким физическим трудом, не иметь значительных дефектов речи.

Для юриста требуются такие качества, как хорошая память, умение быстро ориентироваться в ситуации, эмоциональная устойчивость, терпение, усидчивость, точность и определенность в ситуациях.[10]

Для успеха в деятельности юриста важно иметь следующие качества:

  • терпение;
  • общительность, умение понимать другого человека;
  • чувство ответственности;
  • внимательность;
  • высокие нравственные качества – честность, порядочность, принципиальность.

Препятствовать успешной работе будут такие качества как эмоционально-волевая неустойчивость, несамостоятельность, рассеянность.

39 стр., 19029 слов

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

... и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс служит основой в работе с различными ...

Способности, интересы, склонности

Человек, выбравший профессию юриста, должен проявлять интерес к истории, обществоведению, праву, русскому языку и литературе. Немаловажными являются знания иностранного языка и военных специальностей.

У будущего юриста должна быть склонность к работе со знаковыми системами, а также к работе с людьми.[4]

Медицинские противопоказания

  • хронические заболевания органов дыхания;
  • гипертония;
  • язва желудка и двенадцатиперстной кишки;
  • хронические заболевания печени, почек;
  • сахарный диабет;
  • хронические заболевания крови;
  • деформация грудной клетки и позвоночника;
  • заболевания нижних конечностей, сопровождающиеся значительными ограничениями подвижности;
  • нервно-психические заболевания;
  • снижение остроты зрения;
  • нарушение слуха.[6]

В литературе выделяют следующие основные особенности профессиональной деятельности юристов:

1)Правовая регламентация профессионального поведения.

2)Экстремальный характер правоохранительной деятельности.

3)Властный, обязательный характер профессиональных полномочий.

4)Нестандартный, творческий характер труда юриста.

5)Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность, юристов, работающих в правоохранительных органах, государственно-правовых структурах.[7]

Правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур чётко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для юриста просто недопустимо и свидетельствует, в первую очередь, о низком уровне его профессиональной квалификации.[6]

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, её правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным социально значимым качеством личности, формирующим её правосознание. А всё это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность юристов перед обществом, нормативность их поведения. Помимо высокой правовой квалификации, каждый юрист должен быть высоко нравственным лицом, у него должно быть хорошо развито чувство ответственности, чувство долга за своё дело. У каждого юриста должна быть высоко развита система ценностей, исходя из которой он будет совершать те или иные поступки. Так же немаловажным является сфера и круг общения, которые могут сильно повлиять не поведение человека. И, безусловно, огромную роль, это нельзя не отметить, играет материальное положение, так как даже самый высоконравственный человек, способен, в различных ситуациях, поступиться своими принципами и моралью. [2]

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что социальные качества играют далеко не последнюю роль в деятельности каждого юриста и в большинстве случаев способствуют его более высокому социальному статусу.

3 стр., 1109 слов

Личность юриста как проблема философии права

... Лекции Семинарские и практические за Тема 1. Предмет философии права. Проблема сущности права Взаимосвязь философии и права. Сущностный характер взаимодействия философии и пра Рефлексия права как развивающееся явление правосознания. Интуитивно-психологические предпосылки и формы ...

Экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность юристов, в первую очередь тех, кому приходится бороться с организованной преступностью, в ряде случаев носит весьма напряжённый характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорирование ими правовых норм.

Всё это ведёт к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденного отказа от отдыха, что приводит к состоянию психической напряжённости, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний.

Таким образом, юристы, особенно те, которые работают в правоохранительных органах, должны отличаться хорошим физическим здоровьем, выносливостью к длительным психическим перегрузкам, высокой работоспособностью, иметь высокий уровень эмоциональной устойчивости. [4]

Совершенно очевидно, что успех приходит к тем специалистам, которые обладают профессиональной компетентностью, обширными правовыми знаниями, высоким интеллектом. К специальным свойствам профессиональной компетентности юриста можно отнести такие качества: устойчивый мотивированный интерес к профессии, способность к обучению, постоянному самообразованию, восприятию и переработке информации, стремлению к достижению успеха на профессиональном поприще. [10]

1.2 Основы психологии личности юриста

Понятие личности, ее структура, содержание и другие, связанные с личностью проблемы в настоящее время широко обсуждаются в философской, правовой, социологической и психологической литературе.

Человек представляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, формируется и развивается всегда целостно, а не по частям. В психике нет функций или процессов, которые бы совершались сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда — элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемой системообразующими свойствами личности и поставленной перед личностью целью. Указанные функции и процессы — элементы целостного внутреннего мира личности, всегда личностно определяемые, личностно окрашенные. Их проявления в деятельности, поступках, действиях человека всегда личностно опосредованы и санкционированы. Ответственность, добросовестность, человечность, внимательность, законность и другие качества — не изолированные, расположенные в непосредственной близости друг от друга, а проявления системности личности, которая не сводится к их арифметической сумме. Поэтому нельзя понять психологию личности, не определив ее системные свойства, не поняв ее как единое целое, как особую, своеобразную жизнь со своими ценностями и жизненными приоритетами. Невозможно и формировать личность по частям, или сначала учить, а потом развивать, или одному руководить, а другому воспитывать, на одних мероприятиях учить, а на других воспитывать. С личностью надо работать системно.[1]

При этом очень важна адекватная самооценка своей личности, то есть знание своих возможностей. Представление человека о самом себе в психологии обозначается понятием «Я — концепция», которое включает целостный образ собственного «я», то есть самооценку. У одних людей самооценка завышена, у других же она занижена, то есть человек страдает «комплексом неполноценности».

4 стр., 1546 слов

Этика профессиональной деятельности юриста

... деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста ... и удовлетворением потребностей личности". Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что призывают отдельной ...

Содержание представления о самом себе включает три компонента:

  • Информационный — осознаваемая информация достоверная или недостоверная о самом себе (возраст, пол, доход и т.п.);
  • Оценочный — сравнение себя с другими («Мне еще только 40 лет», «Мне уже за 50» и т.п.);
  • Поведенческий — формулирование поведенческой позиции («Что я хуже других, могу еще всего достичь»).[5]

Личность юриста — это субъект, который осуществляет профессиональную юридическую деятельность, затрачивая на нее физические и психические усилия, личное время, переживая успехи и неудачи, преследуя те или иные, благородные или не всегда благородные цели.

Личность юриста, также понимается в контексте личности человека, обладающего определенными качествами или свойствами, которые, так или иначе, отражаются на его деятельности в качестве профессионала, на его профессиональном труде, служебном и внеслужебном профессиональном поведении. [2]

Представление о самом себе включает разнообразные позиции:

  • «реальное я» — какой я есть;
  • «идеальное я» — каким я должен быть;
  • «динамическое я» — каким я могу быть;
  • «фантастическое я» — каким я хочу быть;