Основная задача системы образования — гармоничное всестороннее развитие личности. Это происходит в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Динамика социокультурных преобразований в нашей стране актуализировала гуманистическую парадигму образования — формирование социально и морально зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, работника и отца семьи. Возрастающие требования общества к нравственному образу, совести и поведению граждан ставят перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения.
Эта задача особо подчеркнута в национальной доктрине образования Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечивать воспитание патриотов России, граждан правового демократического и социального государства при уважении прав и свобод личности, обладающие высокой моралью и проявляющие национальную и религиозную терпимость ». [22, стр. 2]
ФГОС дошкольного образования ставит цели патриотического воспитания: создать условия для формирования основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного и познавательного развития, развития инициативности и творческих способностей на основе занятий, подходящих для дошкольного возраста. В содержании этого документа отмечается острая необходимость активизировать процесс воспитания у дошкольников патриотизма. Дети этого возраста очень любопытны, милы, восприимчивы. Легко реагируют на все начинания, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для педагога это время плодородной почвы. Фактически, в этом возрасте происходит формирование у ребенка духовной основы, эмоций, чувств, мыслей, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс самосознания в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека наиболее способствует эмоциональному и психологическому воздействию на ребенка, так как его образы очень яркие и сильные, а потому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
«Патриотическое воспитание на х русского языка и литературы.»
... к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. На уроках русского языка решается проблема патриотического воспитания. В процессе воспитания гражданственности и патриотизма на уроках русского языка, учитывая ...
В связи с изложенными выше требованиями нормативных документов дошкольные образовательные учреждения должны быть исходным звеном в системе образования в нашей стране. Дошкольные учреждения призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, их отношение к действительности, дать им возможность с первых лет почувствовать себя гражданами своей земли. Дошкольный период по психологическим характеристикам больше способствует воспитанию любви к Родине, так как дошкольник реагирует на взрослого уверенно, ему присущи подражание, внушаемость, эмоциональная реактивность и искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь [3, с.16].
Результаты исследований ученых и специалистов (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, ЛЭЛВ Люби, ЛЭЛВ Люби Ю. Новицкая, Е.К. Суслова. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) Подчеркивают важность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. Он начинается с взаимоотношений ребенка с семьей, с самыми близкими людьми: мамой, отцом, бабушкой, дедушкой. Это корни, которые связывают его с домом и окружающей средой. Ощущение Отечества начинается с восхищения тем, что ребенок видит перед собой, чему он удивляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не были им глубоко поняты, но через инфантильное восприятия, они играют огромную роль в формировании личности патриота.
Основополагающим этапом в формировании у детей любви к Отечеству следует считать накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений и приобщение к миру своей культуры. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей.
«Формирование творческих способностей детей дошкольного ...
... исследования, База исследования, Структура исследования. Глава I . Научно-теоретические основы изучения и формирования творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по аппликации в разновозрастной группе. Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста. ... 78]. Этапы подготовки работы по аппликации в разновозрастной группе дошкольников должны включать такие ...
Обозначенная выше проблема определила тему дипломной работы: «Ознакомление старших дошкольников с родным краем как средство патриотического воспитания».
Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Ульяновским краем.
Цель исследования – выявить эффективность использования образовательной деятельности по ознакомлению с Ульяновским краем в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
Осуществить теоретический анализ философской, этнографической, культурологической, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования.
Выявить уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста.
Произвести отбор и практически реализовать разнообразные формы образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, первичная и вторичная диагностика, качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Теоретико-методологическую базу исследования составили три группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесена учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).
К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Структура работы представлена: введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и литературы, приложениями.
Глава 1
Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотизм (греч. patris — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. [1, с.9] Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми ...
... деятельности ребенка, тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно-педагогическая работа с ним. В обучении малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится ...
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [16; с.8].
Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [19; с.8].
И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [21; с.5].
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности, развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества; воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Следует, однако, более детально уяснить содержание патриотизма. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.
Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
... Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. В нравственном воспитании дошкольников ...
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.
В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делался на познании ребенком своей страны. В это время появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, Л.Е. Никоновой.
Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно — все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. [6, с.23].
Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: «люблю я родину, за что не знаю сам». Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде — окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д.
3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку
5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье.
6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.
7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества.
Дети-инвалиды, как объект социальной работы
... Объектом моего исследования являются дети с ограниченными физическими возможностями. Предметом исследования выступают основные направления социальной работы в отношении детей-инвалидов. Цель курсовой работы - проанализировать проблемы детей-инвалидов, рассмотреть основные направления социальной работы и определить проблемы социальной работы с детьми-инвалидами. ... время инвалид характеризуется как ...
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.
Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе дошкольного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в дошкольном возрасте [8; с.37].
Исследователь Ривина Е. считает, что нужно научить подрастающее поколение искренне уважать национальный герб, флаг, гимн. С самого раннего детства необходимо формировать, считает автор, у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях.
Патриотизм является одним из нравственных качеств личности, которое формируется уже в дошкольном возрасте, и, как любое нравственное качество, оно включает:
- содержательный компонент — овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края, выработку правильных взглядов на факты общественной жизни страны;
- эмоционально-побудительный — переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу (селу), краю, стране, гордости за трудовые и боевые успехи народа, уважения к историческому прошлому родной страны, восхищения народным творчеством, любви к родному языку, природе родного края, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;
— деятельный компонент — реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности (оказание помощи взрослым, проявление заботы о них, готовность выполнить задание взрослого, бережное отношение к природе, вещам, общественному имуществу, умение отразить полученные знания в творческой деятельности), наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
В старшем дошкольном возрасте, как отмечают психологи, появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится, прежде всего, формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Отличительной особенностью чувств детей старшего дошкольного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства.
Таким образом, знакомство детей этого возраста с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Большое значение в процессе формирования у дошкольников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер. Ребята этого возраста способны проявить заботу о близких людях и сверстниках.
Экологическое воспитание дошкольников (2)
... экологической воспитанности у детей дошкольного возраста. Проблема исследования: каковы сущность, формы и методы экологического воспитания дошкольников. Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников. Предмет исследования: формы и методы экологического воспитания дошкольников в работе ... научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины. В дошкольном учреждении ребят ...
Cредства организации патриотического воспитания дошкольников
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с дошкольниками. Прочность, устойчивость патриотических качеств зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, о их необходимости и о преимуществах овладения ими. У ребенка должно появиться желание овладеть патриотическим качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.
Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. [17, с.10].
Таким образом, механизм патриотического воспитания можно представить формулой: (знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение) = патриотическое качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен другим. Нельзя сформировать нравственное качество личности лишь воспитывая представление о нем, не вызывая положительного отношения к этому качеству и желания овладеть им.
Патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.
Средством патриотического воспитания дошкольников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.
Средством патриотического воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.
Проблема трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики
... в анализе проблем трудового воспитания в истории зарубежной и русской педагогики. Цель определила постановку следующих задач: проанализировать проблемы трудового воспитания в истории зарубежной педагогики; проанализировать проблемы трудового воспитания в истории русской педагогики. ... место в книге «Город Солнца» Т. Кэмпанеллы занимает описание воспитания детей в городе Солнца. Воспитание носит ...
Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
Средством патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития патриотических качеств. Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько подходов в классификации методов воспитания. В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного воспитания дошкольников: организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций).
К обеим группам методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание. [14, с.46].
Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).
Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. Существуют следующие формы работы, направленные на формирование патриотических чувств:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной;
- с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;
- с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;
— организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.
Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет дать представление ребенку о всей стране. Такую задачу он сможет решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов, тематических презентаций и т.д.
По стоматиту детей
... 2011 г. по 2013 г. стоматит язвенный грибковый Разработать памятки: по профилактике стоматитов у детей и по методам ухода за больными стоматитом детьми. Объект исследования: Больные стоматитом дети на базе КГБУЗ «ЦРБ ... не только губы, щеки, язык, мягкое и твердое небо, но и десневой край. В крови отмечается лейкоцитоз, ускоренное СОЭ сдвиг лейкоцитарной формулы влево. 4 Диагностика ...
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых — тематические занятия. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.
Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений. [5, с.54].
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций. Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).
В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач патриотического воспитания дошкольников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача дошкольного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания.
Методические аспекты работы по формированию знаний о родном крае у старших дошкольников
Успех патриотического воспитания зависит от исходной методологической позиции организации и построения этой деятельности, определению ее содержания. Главная цель работы воспитателя по данному направлению — вызвать у дошкольников интерес к родному краю, его истории и культуре, показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
- развивать у детей эмоционально — ценностное отношение к своему краю;
- формировать интерес каждого дошкольника к настоящему и прошлому и настоящему страны, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях микрорайонов и т.д.), воспитывать уважение и гордость;
- познакомить детей с историческим и культурным наследием родного края;
- предоставить возможность дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
Необходимо отметить, что патриотическое воспитание дошкольников основывается на следующих принципах:
- Ознакомление дошкольников с родным краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, который строится на фоне краеведческого материала.
- Введение краеведческого материала в работе с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к более удаленному к культурно-историческим фактам.
- Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города и края, создание условий для активного привлечения детей к социальной действительности.
- Осуществление деятельностного подхода к привлечению детей к истории, культуре, природе родного края, есть выбор самими детьми той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представление об увиденном и услышанном.
Богатейшие материалы по истории и современности края собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края. В каждом городе есть свои особенности развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства. [7, с.34].
Ульяновск – город со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем города. Для воспитания любви к своей стране, своему городу, необходимо показать их с привлекательной стороны. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
Работа по ознакомлению старших дошкольников с родным краем может проводиться по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых, природные богатства, флора и фауна. Поставленные задачи могут быть реализованы через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями.
Работа по данному направлению должна быть тщательно спланирована. С целью формирования у детей системных знаний о родном крае необходимо разработать перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, с использованием разнообразных форм работы: организованная образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города и края.
Ульяновская область богата достопримечательностями и памятниками, к которым можно организовать экскурсии и пешеходные прогулки:
- к памятнику Генерал-майору авиации, дважды Герою Советского Союза Ивану Семеновичу Полбину.
- к памятнику Б.М.
Хитрово — ближнему боярину и дворецкому царя Алексея Михайловича. В 1648 г. был отправлен царем для строительства засечных черт на территории реки Волги.
- на площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, на которой располагается здание Ленинского мемориала, — это особое место, очень любимое ульяновцами и гостями города.
- посещение Краеведческого музея.
В работе необходимо активно использовать дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о родном крае, но и узнать много нового. Так, например, дидактическая игра «Достопримечательности Ульяновска» способствует активизации интереса у детей к историческим памятникам города, историко-культурному наследию; способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновска. Игра «Заколдованный город» направлена на закрепление у детей знаний о достопримечательностях родного города; способствует возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города. Эти и многие другие игры могут быть использованы самостоятельно и в составе организованной образовательной деятельности.
Серьёзное внимание должно уделяться созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном крае:
- в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Ульяновской области и городе, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Ульяновска”, литература о городе и тематические альбомы.
- в уголке художественного творчества – может быть размещён обширный материал ульяновских художников (Д.И.
Архангельский, А.А. Пластов, Н.С. Сафронов).
Работу по ознакомлению дошкольников с родным краем необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Данная работа должна быть тщательно спланирована. В плане работы с родителями необходимо использовать разнообразные формы: родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д. Так же могут быть оформлены папки-раскладушки и консультации со сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага России, Ульяновской области, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей о культурных ценностях города. Совместно с родителями можно организовать фотовыставку «Мы — ульяновцы», провести совместную викторину «Знатоки родного края», а также организовать выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Природа родного края глазами ребёнка”.
Таким образом, благодаря целенаправленной работе по ознакомлению дошкольников с родным краем, становится возможным сформировать первоначальные представления об историческом, культурном, природном состоянии нашего края. Самое главное правильно осуществить подбор материала, который способствует воспитанию патриотических чувств, когда знакомство с родным краем является составляющей частью общей системы ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни.
Глава 2
Содержание и методика работы по нравственно-патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей старшего дошкольного с родным краем
2.1 Изучение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае
Для получения эмпирической базы данных нами были проведены наблюдения и серия диагностических заданий с детьми 5-6 лет на базе МБДОУ ЦРР детский сад № 112
В исследовании приняли участие 11 детей в возрасте 5 — 6 лет.
Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о родном крае. Диагностические задания были составлены с учётом программных требований программы «От рождения до школы», индивидуальных особенностей детей старшей дошкольной группы и основных педагогических принципов.
Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний, низкий. Диагностический пакет состоял из шести заданий:
Задание №1. «Родной город»
Цель: определить уровень представлений о названии города и области (знать название своего города, области, домашнего адреса.)
Методы: беседа, фиксация ответов детей.
Ход проведения: беседа с детьми. Воспитатель спрашивает у детей:
- Какое название у нашей области?
- Как называется наш город?
- На какой улице ты живешь?
Оценка результатов.
Высокий уровень (З. балла): ребенок без особого труда знает название города, области, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
Средний уровень (2 балла): ребенок иногда допускает незначительные ошибки. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими. Отсутствие одного или какого-то ответа.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Задание № 2. «Достопримечательности родного города»
Цель: определить уровень представлений о достопримечательностях города: памятников, площадей, парков.
Методы: беседа, фиксация ответов детей.
Материал: фотографии с изображением достопримечательностей (памятник В.И. Ленину, памятник Симбирциту, обелиск, памятник Богдану Хитрово, памятник Гончарову, памятник Н. М. Карамзину), парков (парк Матросова, парк Карамзина, парк И. Н. Ульянова, парк Гончарова), площадей (Ленина, 100-летия со дня рождения В.И. Ленина) города Ульяновска.
Ход проведения: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографии и назвать памятники, площади, парки.
Оценка результатов.
Высокий уровень (З балла): ребёнок знает достопримечательности города. Называет 9-10 памятников, площадей и парков.
Средний уровень (2 балла): ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название 7-8 достопримечательностей.
Низкий уровень (1 балл): ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать достопримечательности города. Из предложенных фотографий четко называет 2-3 фотографии.
Задание № 3. «Символика родного города»
Цель: Определить уровень сформированности характерных представлений о государственной атрибутике: флаге, гербе страны и родного города.
Материалы: карточки с изображением флагов и гербов России и Ульяновской области
Методы: беседа, фиксация ответов.
Ход проведения: воспитатель предлагает детям определить принадлежность атрибутики Российской Федерации и Ульяновской области.
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики Российской Федерации и Ульяновской области.
Средний уровень (2 балла): ребенок допускает незначительные ошибки, путает принадлежность одного из атрибутов.
Низкий уровень (1 балл): ребенок затрудняется в правильном выборе принадлежности атрибутики Российской Федерации и Ульяновской Области. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.
Задание № 4. «Культура и традиции народов Поволжья»
Цель: Определить уровень сформированности представлений о культуре и традициях народов Поволжья.
Методы: беседа, фиксация ответов детей.
Материал: фото с изображением предметов быта народов Поволжья (горшки, ухват, утюг, коромысло, кузовок, пиала)
Ход проведения: педагог предлагает рассмотреть предметы народов Поволжья, назвать их, рассказать для чего их использовали; назвать национальные народные праздники (масленица, пасха, куйбан-байран, сурхури)
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла): ребенок безошибочно называет предметы быта, рассказывает об их использовании. Называет 3-4 национальных праздника.
Средний уровень (2 балла): ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. Знает 1-2 национальных праздника.
Низкий уровень (1 балл): ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого. Может назвать 1 национальный праздник.
Задание №5. «Природные компоненты родного края»
Цель: Определить уровень сформированности представлений о природных богатствах нашей Ульяновской области.
Методы: беседа, фиксация ответов детей.
Материал: карточки с изображением птиц и животных, рыб (дрофа, воробей, голубь, какаду; лось, медведь, лисица, волк; акула, сом, рыба-клоун, лещ).
Ход проведения. Педагог предлагает рассмотреть карточки с изображением различных птиц, рыб, животных. Дошкольник должен назвать и выбрать, какие из них обитают в Ульяновской области. Спрашивает: какие реки в Ульяновской области он знает?
Оценка результатов.
Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно выбирает представителей животного мира Ульяновской области. Называет 2 основные реки Ульяновска. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла): ребенок с незначительными ошибками отбирает представителей животного мира Ульяновской области. Называет 1 реку Ульяновска. Отвечает на вопросы простыми предложениями, не проявляя творчества. Эстетическое отношение к природе не прослеживается.
Низкий уровень (1 балл): ребенок делает много ошибок при выборе представителей животного мира Ульяновской области. Затрудняется при ответах о названиях животных. Не знает названия рек. Проявляет эмоциональное равнодушие.
Задание № 6. «Личностное отношение к родному краю»
Цель: определить эмоциональное отношение к родному краю.
Ход проведения: беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Ульяновске?
- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла): ребенок эмоционально, полными предложениями, логично и последовательно рассказывает об интересных местах Ульяновска. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового посещая музей, он узнал. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с достопримечательностями города.
Средний уровень (2 балла): ребенок не всегда связно рассказывает о полученных впечатлениях. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений. Эмоционально скуп.
Низкий уровень (1 балл): ребенок не дает самостоятельного рассказа. Может ответить только по наводящим вопросам, либо отмалчивается. Ответы односложные, проявляет явное раздражение и агрессию в беседе.
По сумме набранных балов за каждое выполненное задание выявляется уровень сформированности знаний и представлений о родном крае:
Высокий уровень
(16 — 18 баллов): ребенок без особого труда знает название города, области, домашний адрес. Знает достопримечательности города. Ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики Российской Федерации и Ульяновской области. Ребенок в основном правильно называет предметы быта. Знает 1-2 национальных праздника. Ребенок правильно выбирает представителей животного миры Ульяновского края. Называет 2 основные реки Ульяновска. Ребенок эмоционально, полными предложениями, логично и последовательно рассказывает об интересных местах Ульяновска. Проявляет фантазию и творчество при ответах.
Средний уровень (12 — 15 баллов): знает название города, свой домашний адрес; государственную атрибутику Российской Федерации и Ульяновской области; затрудняется назвать достопримечательности города. Ребенок с незначительными ошибками отбирает представителей животного мира Ульяновского края. Называет 1 реку Ульяновска. Ребенок в основном правильно называет предметы быт; знает 1-2 национальных праздника. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов. Эмоционально скуп.
Низкий уровень (6 — 11 баллов): ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес. Затрудняется назвать достопримечательности города. Путает принадлежность одного из атрибутов. Ребенок в основном правильно называет предметы быта. Знает 1-2 национальных праздника. Ребенок делает много ошибок при выборе представителей животного мира Ульяновского края. Не знает названия рек. Ребенок не дает самостоятельного рассказа. Может ответить только по наводящим вопросам, либо отмалчивается. Ответы односложные, проявляет явное раздражение и агрессию в беседе.
Показатели уровней сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе первичной диагностик представлены в таблице 1.
Таблица 1 — Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей 5-6 лет на этапе первичной диагностики
Имя ребёнка
Контрольные задания
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
Общее кол-во баллов,
уровень
Лиза К.
2
1
2
3
2
2
12
средний
Яна Е.
1
1
1
1
2
1
7
низкий
Влад К.
2
1
1
2
1
1
8
низкий
Полина Ж.
2
1
2
1
2
1
9
низкий
Максим У.
2
1
1
2
1
2
9
низкий
Глеб У.
3
2
3
3
1
3
15
средний
Кристина А.
2
1
2
3
2
1
11
низкий
Костя Т.
2
1
2
3
2
2
12
средний
Маша С.
3
1
2
2
1
2
11
низкий
Богдан Р.
2
1
3
2
1
1
10
низкий
Аня К.
2
1
2
2
1
1
9
низкий
Визуально уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе первичной диагностики представлены на рисунке 1.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 1 — Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе первичной диагностики
Анализ результатов первичной диагностики позволил сделать следующие выводы:
Средний уровень развития продемонстрировали 3 человека (27,3%):
12 баллов у Лизы К. и Кости Т.;
15 баллов у Глеба У.
Лучше всего дети справились с заданием «Культуры и традиции народов Поволжья». Они правильно называли старинные предметы быта, указали на их предназначение, а также сумели назвать несколько национальных народных праздников. Затруднения вызвали следующие диагностические задания: «Достопримечательности родного города», «Природные компоненты родного края», «Личностное отношение к родному городу». Во время их выполнения у детей был выявлен недостаток в познаниях о местных достопримечательностях, а также возникали трудности при выборе животных. В целом ребята путались в своих ответах, неохотно отвечали на вопросы.
На низком уровне был выявлено 8 человек (72,7 %):
- 7 баллов у Яны Е.;
- 8 баллов у Влада К.;
- 9 баллов у Полины Ж., Максима У.
Ани К.;
- 10 баллов у Богдана Р.;
- 11 баллов у Кристины А., Маши С.;
— Ребята не смогли назвать родной город, путались в символике РФ и г. Ульяновска. Более того, они ни имели представления о том, в честь кого или чего были установлены памятники. Не понимали назначения предметов быта. По ходу проведения диагностики дети часто обращалась за помощью к воспитателю.
Таким образом, результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости продолжения работы по патриотическому воспитанию среди детей старшей группы. Для практической работы, в соответствии с основными педагогическими принципами, был подобран материал и разработан перспективный тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
2.2 Организация работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей с родным краем.
На основании теоретического изучения проблемы исследования и с учетом выявленного на этапе первичной диагностики уровня знаний и представлений о родном крае, а также патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста были отобраны разнообразные формы образовательной деятельности и составлен перспективный план по их реализации (Приложение А).
В план были выделены следующие темы:
- «Достопримечательности Ульяновска»;
- «Символика родного города»;
«Природа родного края»
« История народной культуры и традиций».
На каждую из вышеперечисленных тем отводилась одна неделя. Начинались занятия с проведения беседы, либо дидактической игры, чтения сказок, а заканчивалась конкурсом рисунков или вечером развлечений.
Образовательная деятельность в рамках первой темы была нацелена на знакомство с достопримечательностями родного края. Вначале была проведена беседа о людях, которые прославили родной край: И.А. Гончаров, Н. М. Карамзин, С. Т. Аксаков, А.А. Пластов. Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации и картины художника А. А. Пластова: «Сенокос», « Жатва», «Ребятишки у речки». Обсуждая сюжеты картин, ребята восторгались пейзажами, обращали внимание на выражения лиц людей, фантазировали о развитии сюжета (Чтобы я делал, если бы оказался вместе с героями картины), обогащали словарный запас, развивали представления о назначении сельскохозяйственных орудиях труда (коса, плуг, серп, барана, грабли).
Костя Т. и Максим У. живо интересовались жизнью и творчеством И.А. Гончарова и Н.М. Карамзина. Особенно им понравилось история жизни Ильи Ильича Обломова. На его примере обсудили, какую жизненную позицию лучше выбрать: пассивную, т.е. безучастность, безразличие к окружающей жизни, или активную.
После беседы было проведено занятие, на котором ребята познакомились с достопримечательностями г. Ульяновска, где они с интересом рассматривали фотографии памятников, слушали истории об их возникновении и создании. Вспомнили людей, события в истории нашей страны, в честь которых воздвигли памятники, монументы, скульптуры. Влад К. и Аня К. увлеченно и эмоционально рассказывали о том, в каких парках они были и что там делали. В парке Победы они вспомнили павших героев, возложили цветы к монументу, познакомились с военной техникой, представили себя в роли бойцов; в сквере Гончарова с удовольствием отдохнули на диване Ильи Обломова; в парке Дружбы Народов особенно запомнилось прекрасная русская природа: живописные лужайки, красивые клумбы с цветами, тенистые аллеи.
В рамках этой же темы была проведена виртуальная экскурсия по музеям г. Ульяновска. Необычная подача материала очень понравилась детям. Они азартно включились в эту игру. Ребята смотрели на экспозиции, картины, скульптуры; с любопытством рассматривали предметы старинного быта, вооружения; слушали рассказ воспитателя.
В конце данной темы была проведена дидактическая игра «Определи вид искусства» и конкурс рисунков «Мое любимое местечко в парке». Ребята успешно справились с заданиями. Из всей группы особенно отличилась Полина Ж., которая быстрее всех назвала виды искусств (живопись, скульптура, архитектура).
Свои работы ребятишки подарили родителям. Лучшие работы поместили на стенд.
Вторая тема была посвящена символике РФ и Ульяновской области. Изучение этой темы целесообразно было начать с проведения беседы о гербе и флаге Р.Ф. Ребята уже знали цвета российского флага и что на гербе Российской Федерации изображен двуглавый орел, поэтому занятие прошло интересно и с максимальной активностью детей. В итоге дошкольники научились безошибочно отличать герб и флаг нашей Родины от множества других. Здесь особенно отличился Богдан Р., проявивший свои познания в данном вопросе.
На следующем занятие была изучена тема «Флаг и герб Ульяновской области». Ребята узнали много нового: о происхождении львов на гербе нашей области, почему у них в лапах меч и колосья; что символизирует чайка. Чтобы закрепить этот материал была проведена дидактическая игра «Собери флаг и герб». Это вызвало неожиданно повышенный интерес у детей: Мальчики и девочки с азартом стали собирать из предложенных преподавателем частей государственную символику. Среди первых, кто правильно выполнил задание, оказались девочки: Аня К., Полина Ж., Кристина А. и Маша Ж..
Для того чтобы дети усвоили этот трудный материал была проведена игра с мячом, (вопрос-ответ):
- как называется город, где мы живём?
- как называется столица нашей страны?
- как зовут нашего президента?
- Назови элементы герба Р.Ф. и Ульяновской области?
- т.д.
В целом, ребята правильно отвечали на все вопросы.
С целью наглядной демонстрации всего изученного материала о символике России проведена виртуальная экскурсия «В глубину веков», во время которой в игровой форме была показана история о гербе, флаге и гимне нашей родины. Дети внимательно слушали всё, что им рассказывала воспитатель, а когда задавались вопросы, то с удовольствием на них отвечали, опираясь на ранее полученные знания. Дошкольников особенно заинтересовали такие вопросы, как:
- Почему на гербе Р.Ф. орел?
- Почему у него две головы?
- кто такой Георгий Победоносец?
- какие ещё произведения написал автор гимна Р.Ф. Сергей Михалков?
Следует отметить, что когда на экране появился флаг РФ, то ребята без особого труда смогли рассказать об обозначении каждого из трёх цветов российского флага и элементов российского герба.
А в рамках занятия с уклоном на продуктивный вид деятельности была проведена аппликация на тему «Российский флаг». Дети старательно выполняли все этапы. Так же они без труда расположили колечки из бумаги на листе, выстроив их в правильном цветовом порядке: белый, синий, красный. А когда у кого-то возникали трудности, то охотно помогали друг другу.
С целью формирования умения самостоятельно изображать герб и флаг на листе бумаги был организован конкурс рисунков «Символика Ульяновской области». Дошкольники успешно справились с заданием.
Третья неделя занятий ознакомления дошкольников с родным краем была посвящена природе Ульяновской области. Знакомство с природой родного края началось с изучения птиц. Была проведена дидактическая игра по экологии «Зимующие и перелётные птицы». Во время игры дети быстро сориентировались и назвали зимующих и перелетных птиц; ответили на вопрос, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. Как воспитательный момент провели беседу о помощи зимующим птицам.
После дидактической игры было проведено занятие «Природа родного края», на котором дети смогли ещё ближе познакомиться с животным и растительным миром Ульяновской области, а также узнали о том, какие полезные ископаемые есть в нашем крае.
Особое внимание было уделено «Красной книге Ульяновской области». Ребята узнали само понятие «Красная книга», цели ее создания, почему так важно охранять и беречь живую природу. Познакомились с исчезнувшими и исчезающими растениями и животными нашего края. В заключении дети ответили на вопрос: « Как я могу помочь сохранить живую природу?»
Серия занятий посвященных природе родного края, были самыми понятными и интересными для детей. Тем более что здесь имели место занимательные элементы: вечер развлечений, загадки, викторины, дидактическая игра «Бывалые туристы», конкурс рисунков.
Последняя тема была посвящена культуре и традициям народов Поволжья. Свое знакомство с народностями нашего края дети начали со сказок: русская сказка «Лиса и дрозд» татарская сказка « Шурале», мордовская сказка « Как собака друга искала», чувашская сказка «Мышка вострохвостик». Мальчики и девочки внимательно слушали эти произведения. В конце чтения поделились своими впечатлениями о прослушанных сказках. Кому то понравился отважный Былтыр, победивший шурале, а кому то мышка путешественница вострохвостик.
Второй образовательной деятельностью данной темы было занятие «Культура и традиции народов Поволжья». Ребята узнали много нового о предметах быта и о традициях чувашей, мордвы, русских и татар. Охотно рассматривали иллюстрации национальных костюмов. Девочкам очень понравились женские украшение народов Мордовии и Чувашии, а мальчикам изделия из дерева: мордовская детская игрушка-лошадка, русская ладья, татарские дудочки.
После занятия, с детьми была проведена дидактическая игра «Угадай костюм». Старшие дошкольники легко выбирали нужный национальный костюм, рассказывали, чем каждый наряд отличается друг от друга.
Для закрепления полученного материала, в группе было организовано занятие аппликация «Узор на тарелочке»». Ребята выбирали любой понравившейся национальный узор из народов нашего края и с помощью пластилина украшали им тарелочку. Лучше всех получилось у Кости Т.
В завершенье данной темы прошел конкурс рисунков «Национальные костюмы народов Поволжья». Ребятишки старательно прорисовывали головные уборы и узоры на одежде. Владу К. и Маше С.очень понравился татарский костюм и их необычный головные уборы, а Яне Е. и Ане К. русский национальный костюм. По итогам занятия был размещен стенд с лучшими рисунками.
2.3 Выявление эффективности работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем.
С целью выявления эффективности работы была проведена вторичная диагностика, которая содержала перечень заданий первичной диагностики.
Показатели уровней сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе вторичной диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2 — Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей 5-6 лет на этапе вторичной диагностики
Имя ребёнка
Контрольные задания
№ 1
№ 2
№ 3
№ 4
№ 5
№ 6
Общее кол-во баллов,
уровень
Лиза К.
2
1
3
3
2
3
14
средний
Яна Е.
2
1
2
2
2
3
12
средний
Влад К.
2
1
3
3
3
2
14
средний
Полина Ж.
2
1
3
1
2
3
12
средний
Максим У.
2
2
2
2
1
2
11
низкий
Глеб У.
3
2
3
3
2
3
16
высокий
Кристина А.
3
1
2
3
2
2
13
средний
Костя Т.
2
1
3
3
2
3
14
средний
Маша С.
3
2
3
2
1
2
13
средний
Богдан Р.
3
1
3
2
2
2
13
средний
Аня К.
2
1
2
2
3
2
12
средний
Визуально уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе вторичной диагностики представлены на рисунке 2.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 2 — Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапе вторичной диагностики.
Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста представлены на рисунке 3.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Рисунок 3 – Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста на этапах первичной и вторичной диагностики.
Анализ результатов вторичной диагностики позволил сделать следующие выводы:
На высоком уровне оказался 1 человек (9,09%):
- 16 баллов у Глеба У.
Средний уровень продемонстрировали 9 человек (81,82 %):
- 12 баллов у Яны Е., Полины Ж., Ани К.;
- 13 баллов у Кристины А., Маши С., Богдана Р.;
- 14 баллов у Лизы К., у Влада К., у Кости Т.
На низком уровне был выявлен 1 человек (9,09 %):
- 11 баллов у Максима У.
Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики показал:
На первичном этапе диагностики не было выявлено детей с высоким уровнем, в то время как на вторичном этапе диагностики 1 человек поднялся со среднего уровня на высокий (увеличение на 9,1 %).
Глеб без особого труда давал название города, области, чётко знал домашний адрес. Рассказывая о достопримечательностях города, приводил примеры из личного опыта. Глеб правильно определял принадлежность атрибутики Российской Федерации и Ульяновской области. Проявлял фантазию и творчество при ответах.
С низкого уровня на средний поднялись 7 человек (увеличение на 63,6 %).
Дети данной подгруппы знают название родного города, свой домашний адрес; государственную атрибутику Российской Федерации и Ульяновской области. Однако по прежнему затруднялись в названии достопримечательностей города. Дошкольники с незначительными ошибками отбирали представителей животного мира Ульяновского края. Из названий рек смогли вспомнить только Волгу или Свиягу. Знают 1-2 национальных праздника. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.
С низким уровнем выявлен один человек, что составляет 9,1%. Несмотря на то, что Максим остался в рамках низкого уровня, его балловые показатели по итогам вторичной диагностики стали немного выше. Ребенок стал меньше допускать ошибок. С помощью воспитателя смог назвать домашний адрес. Но, по прежнему затрудняется назвать достопримечательности города. Путает принадлежность государственных атрибутов. Смог назвать 2 национальных праздника. Чуть лучше стал определять представителей животного мира Ульяновского края, но самостоятельного рассказа развернуть пока не может.
Таким образом, дети стали лучше ориентироваться в символах РФ и Ульяновской области, знать людей, которые прославили родной край, узнавать на фотографиях достопримечательности города Ульяновска, разбираться в национальных костюмах народов Поволжья, закрепили знания о разнообразии растительного и животного мира Ульяновской области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате изучения теоретических аспектов ознакомления дошкольников с родным краем, как средством патриотического воспитания можно сделать следующие выводы:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем — важная и актуальная педагогическая проблема. В процессе её решения, идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у дошкольника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.
2. Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным краем, при комплексном подходе к данному вопросу, способствует повышению познавательной и эмоциональной активности, создаёт развивающую среду, которая помогает развитию личности ребёнка на основе народной культуры.
3. Целесообразно ознакомление дошкольников с родным краем организовывать во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.
Результаты первичной диагностики показали необходимость продолжения работы по формированию знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по теоретической части исследования и материалам первичной диагностики позволили отобрать разнообразные формы работы для формирования знаний и представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста и составить перспективный план по их реализации.
Результаты вторичной диагностики свидетельствуют о положительной динамике в знаниях и представлениях дошкольников о родном крае. Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы. Таким образом, задачи исследования реализованы полностью, цель достигнута.
Начатое исследование может быть продолжено, так как уровень знаний некоторых детей ещё требует доработки. Кроме того, на следующем этапе работы могут быть использованы новые формы работы, способствующие расширению знаний детей о родном крае.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/vospitanie-u-detey-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-krayu/
И ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/diplomnaya/vospitanie-u-detey-lyubvi-k-rodnomu-gorodu-krayu/
1. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст]/Н.В. Алёшина. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
2. Алябьева, Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты [Текст]/Е.А. Алябьева. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 64 с.: ил.
3. Андреева, Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст]/ Н.Ф. Аедреева // Управление ДОУ — 2005 — №1 — с.16-24.
4. Анищенко, О.А. Дошкольное детство: наука – практике [Текст]/ О.А. Анищенко. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. — 102 с.
5. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ Л.В. Артёмова. — М.: Творческий центр Сфера, 1992. — 120с.: ил.
6. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст]: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. — М.: Творческий центр Сфера, 1998. — 175 с.
7. Богатеева, З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья [Текст]: Кн. Для воспитателя детского сада / З.А. Богатеева. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2003. – 123с.
8. Бураков, С.О. Географическое краеведение. Ульяновская область. [Текст]: — г. Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2007.– 240 с.
8. Буткевич, В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи [Текст]: учебное пособие для педагогов / В.В. Буткевич. — Минск: НИО, 2007. — 280 с.: ил.
9. Валеева, Г.X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.Х. Валеева: 13. 00. 01; Челябинский гос. пед. ун-т. — Магнитогорск, 2006. — 23 с.
10. Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.: ил.
11. Вороненко, А.Г. Патриотическое воспитание в России [Текст]/ А.Г. Вороненко// Педагогические науки. — 2006. — № 5. — с. 12-19.
12. Гармонизация психофизического и социального развития детей [Текст]: материалы конференции, Минск, 2007./ НАН Беларуси, Центр. науч. б-ка, Минск; Д.Н. Дубинина [и др.]. — Минск, 2007. — 112 с.
13. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами [Текст]: книга для воспитателей детского сада/ А.Д. Жариков. — М.: Просвещение,1980. – 192 с.
14. Жуковская, Р.И. Родной край [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1985. — 268 с.
15. Забалухина, Н. В. Симбирский – Ульяновский край в новейшей истории России 1917-1991. Люди. События. Факты. [Текст]: – г. Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2012 – 200с.
16. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук/ Н.А. Ивашкина: 13. 00. 01; Московский гуманитарный ун-т. — М., 2008. — 22 с.
17. Казаева, Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук/ Е.А.Казаева: 13. 00. 07; Шадринский гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2000. — 23 с.
18. Казетова, А.X. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук/ А.Х. Казетова: 13. 00. 01; Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. — Атырау, 2006. — 29 с.
19. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет [Текст]: Методическое пособие/ Н.Г. Комратова. — М.: Творческий Центр Сфера, 2007. — 208 с.: ил.
20. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ; под редакцией Л. А. Кондрыкинская. — М.:ТЦ Сфера, 2004.-120с.: ил.
21. Красная книга Ульяновской области [Текст]: — г. Ульяновск : Артишок, 2008 – 508с.
22. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. // — 2000. [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/
23. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 304с.
24. Ульяновская — Симбирская энциклопедия [Текст]: – г. Ульяновск: Симбирская книга,2004. – 400с.
25. Хабибуллина, И.3. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / И.З. Хабибулина: 13. 00. 07; Набережночелн. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — 23 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Перспективный план работы по формированию знаний и представлений старших дошкольников в процессе ознакомления
с родным краем
1 неделя «Достопримечательности Ульяновска»
2 неделя «Символика родного города»
3неделя
«Природа родного края»
4 неделя
«История народной культуры и традиций»
Беседа «Выдающиеся люди, которые прославили Ульяновск»
Программное содержание:
Познакомить с выдающимися людьми, своей малой родины.
Упражнять в понимании понятий « Писатель», « поэт», «Воин», « Художник» « Герой»
Воспитывать уважение к истории родного Края
Беседа «Элементы герба и флага Ульяновской области»
Программное содержание:
Дать представление о том, что герб и флаг являются символами государственной власти.
Уметь объяснить значения символов на гербе и флаге Р.Ф.и Ульяновской области
Воспитывать уважение к государственным символам
Дидактическая игра по экологии
« Зимующие и перелетные птицы»
Программное содержание:
закреплять умение детей.
классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.
Чтение сказок народов Поволжья
Программное содержание:
учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.
Занятие «Достопримечательности Ульяновска»
Программное содержание:
Формировать умения различать виды исскуств (архитектура, скульптура, живопись)
Учить составлять небольшой рассказ о достопримечательностях города( дом Ленина, парк Матросова и т.п.)
Воспитывать бережное отношение и уважительное отношение к наследию родного края
Занятие « Флаг и герб России и Ульяновской области»
Программное содержание:
Формировать умения различать флаг, герб.
Уметь объяснить значения символов на гербе и флаге Р.Ф.и Ульяновской области.
Воспитывать уважение к государственным символам
Занятие «Природа родного края»
Программное содержание:
закрепить умение ориентироваться в разнообразии растительного и животного мира Ульяновской области. Продолжать знакомить с понятиями «полезные ископаемые» и «Красная книга».
Учить различать – виды растений
( деревья, кустарники ,трава); виды животных
( звери ,птицы, рыбы, насекомые).
Учить понимать ценности полезных ископаемых.
Воспитывать бережное отношение к растениям и природе ,особенно занесенных в красную книгу.
Занятие «История народной культуры и традиций»
Программное содержание:
Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья.
Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
Виртуальная экскурсия по музеям Ульяновска
Программное содержание:
Формировать умения слушать и запоминать информацию о музеях
Учить использовать термины « Выставка», « экспозиция» ,» шедевр»,» экспонат»
Воспитывать интерес к изучению истории родного края.
Виртуальное путешествие «Путешествие в глубину веков»
Программное содержание:
Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящим, с гимном России и Ульяновской области
Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.
Воспитывать интерес к прошлому и настоящему истории государства и своей малой родины
Беседа « Красная книга Ульяновской области»
Программное содержание:
Задачи:
Познакомить детей с причинами создания Красной книги.
Познакомить обучающихся с некоторыми видами растений, насекомых, птиц и животных, занесенных в Красную книгу Ульяновской области.
Создать условия для воспитания чувства единения с природой, бережного отношения к живому.
Создать условия для развития информационной, коммуникативной компетентностей, вербального общения.
Дидактическая игра « Угадай костюм»
Программное содержание:
Приобщить детей к знанию мордовского национального костюма и национальных костюмов народов России.
Закрепить знания об особенностях мордовского национального костюма и его элементах.
Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой
Дидактическая игра «Определи вид искусства» (архитектура, скульптура, живопись)
Программное содержание:
Различать виды искусства(?)
развивать речь детей, умение отвечать на вопросы.
Воспитывать эстетические чувства, любовь к прекрасному.
Аппликация « Герб Р.Ф.»
Программное содержание:
закрепить знания детей о символе России – государственном флаге.
познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, частично создавая иллюзию передачи объема.
воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Вечер развлечений
« Знаешь ли ты природу родного края?»
Программное содержание:
Воспитывать любовь к родной природе.
Формировать правильное поведение в отношении флоры и фауны.
Развивать речь, мышление, память, внимание; расширять словарный запас.
Формировать познавательный интерес.
Аппликация « Узор на тарелочке»
Программное содержание:
- Воспитывать художественный вкус;
- Развивать фантазию;
- Воспитывать усидчивость;