РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С СЕМЬЕЙ ДОШКОЛЬНИКА КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ГРУППЕ

Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее — к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.

Комплексные исследования последних лет (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, В.Д Семенов) выявляют актуальность проблемы социального развития. Процесс социализации определяется индивидуальными свойствами ребенка, а также возрастными особенностями протекания психических процессов и особенностями внешнего воздействия. Эти особенности выявлены в исследованиях Л.С. Выготского, В.В. Давыдова , Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.

Семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.

Анализ литературы свидетельствует о том, что в науке сложились предпосылки для решения проблемы обеспечения социализации: раскрыты понятия, даны характеристики агентов, факторов и институтов социализации, но не все используемые на практике образовательные программы уделяют внимание проблеме разносторонней и успешной социализации личности ребенка в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи. В связи с чем возникает противоречие между необходимостью обеспечения полноценного процесса социализации личности ребенка-дошкольника и невозможностью достижения искомого качества без сотрудничества воспитателя детского сада и семьи.

Данное противоречие обуславливает актуальность проблемы обеспечения полноценной социализации личности ребенка -дошкольника в процессе взаимодействия воспитателя и семьи.

Важность и значимость, Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования, Гипотеза исследования:

— вычленить существенные особенности социализации детей дошкольного возраста;

24 стр., 11696 слов

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через формирование ...

... развития дошкольников в разновозрастной группе. Цель исследования - определить роль ручного творчества в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста в разновозрастной группе. Исходя из цели исследования были выдвинуты изучить теоретическую и практическую литературу по проблеме исследования; рассмотреть особенности художественно-эстетического развития в условиях ДОУ; ...

— определить роль семьи в социальном развитие дошкольников;

— разработать и экспериментально проверить программу взаимодействия воспитателя с семьей дошкольника.

Задачи исследования

  1. раскрыть теоретические аспекты проблемы социализации личности ребенка-дошкольника, существующие в современной практике;

  2. в процессе опытно-экспериментальной работы проверить

эффективность программы работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста;

  1. разработать комплекс рекомендации по созданию условий успешной социализации детей младшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

— теоретический (изучение и анализ научной литературы);

экспериментальные методы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент;

— статистические методы, предполагающие качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Методики исследования:

1) «Оценка качества воспитательно — образовательного процесса ДОО родителями воспитанников» (автор Е.В. Рылеева).

2) Методика «Изучения удовлетворенности родителей работой образовательной организации» ( автор Е.Н. Степанов).

Теоретико-методологические основу исследования

теоретические концепции ведущих отечественных психологов: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, К.Д. Ушинского о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности;

— работы Абраменко О.В, Арутюнянц Э., Арнаутовой Е.П, Божович Л.И , Леонтьева А.Н., Фельдштейна Д.И., Харчева А.Г., которые исследовали роль семьи развитие личности ребенка;

Научная новизна и теоретическая значимость, Теоретическая значимость исследования, Практическая значимость исследования., Экспериментальная база исследования:, Структура работы:

1. Теоретические аспекты работы воспитателя с семьей дошкольника как фактор успешной социализации ребенка в младшей группе

    1. Понятие «социализация» детей дошкольного возраста и современные подходы к ее определению

      15 стр., 7408 слов

      Основы коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста

      ... коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста. Глава 1. Теоретические основы коррекции девиантного поведения детей младшего школьного возраста 1.1 Сущность девиантного поведения детей младшего школьного возраста Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения, несмотря на огромное количество эмпирических и теоретических исследований в ...

Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребенок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребенка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребенок будет адекватен во взаимодействии с окружающими [7].

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребенок с момента рождения находится среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребенок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми [46].

Важным этапом на пути становления социального познания ребенка становится переход представлений об окружающем мире на основу знаний, отличающуюся понятийно смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и «научных» понятий у детей [12].

В работах ряда авторов [6; 7; 47; 54] отмечается, что специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью.

Многие исследователи дошкольного возраста подчеркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребенка связываются с опроизволиванием большинства психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребенка в образовательном процессе [13;16;17].

Галаванова Н.Ф рассматривает ребенка преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта, в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, отсюда главная линия развития ребенка не столько постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка [10].

Личность ребенка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, посредством чего происходит становление ребенка как субъекта жизнеосуществления [21].

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис». Причем характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

В культурно-исторической концепции психическое развитие ребенка предстает как обретение им свободы, как эмансипация от окружающей среды, как утверждение самостоятельности при все более содержательной близости со взрослым, то есть именно как развитие личности. При этом ступени – суть возрастные периоды психического развития – выступают качественно своеобразными вехами формирования детской личности [7; 37].

4 стр., 1782 слов

Важнейшие исторические этапы становления и развития социально-культурной ...

... Социально-культурный уклад России в XV-XVII веках XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развиваются феодальные отношения. В то же время на развитие ... вопросы, связанные с историей развития социально-культурной деятельности в России. 1. Зарождение социально- культурной деятельности на Руси в ... родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после ...

Структура детской личности рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами [7; 17; 37; 38; 47]:

— аффективной сферой (эмоции);

— интеллектом (познавательная сфера);

— волей, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта.

По мнению ряда авторов [8; 24; 25; 39; 40] детство рассматривается как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса оно отлично тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявлений [14; 24; 18]:

— адаптации к социальному миру;

— интеграции и принятия социального мира как данности;

-дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.

С точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребенка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым [7].

При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений. В этом смысле само понятие и определение опыта указывают на его информационную природу: представления, полученные ребенком в процессе знакомства с социальным миром, перерастают в знания – факт адекватного представления об окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической деятельности, формируемый на основе реализации совокупности умений и навыков, служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей.

Факты окружающей жизни, присваиваемые ребенком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения ребенка дошкольного возраста [32].

Процесс социализации ребенка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОО, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка [34].

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

4 стр., 1896 слов

Развитие личности в деятельности и общении

... также пищеварение, кровообращение и др. 2) социальное развитие В реферате более подробно будет изучено социальное развитие человека, как личности. Социальное развитие включает в себя: психические изменения, ... деятельность и общение. Формирование личности в определенных условиях называется процессом социализации. Существуют следующие стадии социализации: Первичная, это когда ребенок только родился и ...

1. в отличие от взрослых, которые изменяют свое поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2. взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

3. социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

4. социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно – потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности взрослых – комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития.

Личность ребенка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребенка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

Рассмотрим факторы, влияющие на процесс социализации ребенка [31].

Фактор

По Ф.А. Мустаевой социализация личности ребенка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии. К числу факторов социализации человека относят [26]:

  1. Микрофакторы (семья, сверстники, воспитатели) – самые весомые в первичной социализации ребенка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни.

  2. Мезофакторы (язык, национальный характер, темперамент менталитет, традиции, обычаи, «народное воспитание», климат, география, тип поселения, питания) играют немаловажную роль в освоении социального мира. Реализация механизмов социализации через передачу опыта родителей, близких позволяет ребенку усваивать этнокультуру [26].

  3. Макрофакторы (демографические, экономические, социально-политические процессы) глобально детерминируют ход и направленность социализации, происходящей на фоне интеграционных процессов в мировом сообществе.

  4. Мегафакторы (Земля, космос, планета, мир, Вселенная): в настоящее время увеличивается количество угроз (вызовов) человечеству. Данное обстоятельство оказывает опосредованное влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Определяет основные мировоззренческие установки и идеалы человечества на современном этапе его развития.

В работах Эльконина Д.Б. подчеркивается, что действие перечисленных факторов порождает ряд противоречий в индивидуальном и социальном планах развития ребенка. Одно из основных противоречий – «противоречие между возросшими физиологическими и психологическими возможностями ребенка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности»» [55;104]. Данное противоречие фиксирует острое несоответствие между наличным уровнем развития и требованиями окружающей обстановки, между желаемым (возможным) и действительным (состоявшимся), между образом мира и образом жизни человека.

4 стр., 1640 слов

Этапы развития и становления социальной психологии в России

... характерными. Основу социальной психологии составляют общая, дифференциальная психология и психология личности. В качестве ее относительно самостоятельных направлений можно рассматривать психологию управления, экономическую психологию, этническую и др. Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России Отечественная социальная психология открывает свою ...

Разрешение возникающих противоречий позволяет ребенку обретать динамическое равновесие с социальным миром, а, следовательно, и развиваться. Отечественная традиция в психолого-педагогических исследованиях выделяет основными формами развития ребенка – деятельность и общение – стихийные и организованные виды активности ребенка. Они, в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов становления личности ребенка.

Основные механизмы социализации связаны с деятельностной компонентой в развитии человека и их действие обусловлено характером взаимодействия и отношений ребенка с окружающими, влиянием окружающей социальной и природной среды, наличным индивидуальным опытом ребенка, культурой общества.

К ведущим феноменам социализации, по мнению Н.И. Шевандрина, следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций [53].

Н.И. Шевандрин, Р.С. Немов определяет несколько социально-психологических механизмов социализации [29;53]:

— идентификация — отождествление индивида с некоторыми людьми и группами, что позволяет ему эффективно усваивать социальное содержание опыта;

— подражание — сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели и опыта поведения других людей;

— внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, чувств и поступков людей, с которыми он взаимодействует;

— социальная фасилитация – стимулирующее (облегчающее, продвигающее) влияние поведения одних людей на деятельность других людей, в результате чего деятельность последних протекает интенсивнее;

— конформность — осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Можно выделить ряд психологических механизмов социализации

— имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения;

— идентификация — усвоение детьми моделей поведения родителей как своих собственных;

— стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

— чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

4 стр., 1764 слов

Теории интеллектуального развития ребенка

... четыре стадии когнитивного развития. Стадии — это ступени или уровни развития, последовательно сменяют друг друга. Выделил четыре стадии интеллектуального развития детей: 1 – сенсомоторная ... интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по какому-либо измерительному признаку, например, по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Ребенок ...

Социализация личности ребенка происходит под влиянием всех перечисленных выше факторов, и каждый ребенок, наряду с чертами, обусловленными непосредственным окружением, аккумулирует в себе многообразные культурно-исторические ценности, с данным окружением непосредственно не связанные. Это имеет большое значение, так как чем глубже и шире культурно — историческая перспектива личности, тем богаче и разностороннее она сама, тем менее зависит от своего непосредственного окружения (оно может быть различным и не всегда благоприятным) в определении своих жизненных перспектив.

Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна — постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон — социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация – как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта [47].

Концепция Д.И. Фельдштейна в отношении сущности социализации, характеризуется не только уровнем освоения растущим человеком всеобщего социального во всей сложности и широте его определения (включающего нормы конкретно — исторического общества и через них – нормы человеческих связей, отношений, весь мир культуры, духовного производства), но и степенью социальной «самости» индивида.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие сложности самодетерминации, самоуправления личности.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия [11; 52].

М.И. Лисина полагает, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в точках взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий развития – отношений к себе, к окружающему предметному миру и людям [22].

Социальная ситуация развития, содержащая противоречия и движущие силы, реализуется в ведущем виде деятельности. Такая деятельность обусловливает основные психические изменения личности ребенка — появление возрастных новообразований литического периода, которые в кризисе определенного возраста опроизволивают центральную функцию, что является новообразованием критического периода.

Кризис характеризуется революционными изменениями в психике ребенка. С точки зрения В.В. Давыдова психологические новообразования кризиса носят личностный характер [12].

Вследствие этого происходит перестроение социальной ситуации развития и динамика смены возраста: на основе противоречий — движущих сил, связанных с переходом от одной стадии развития к другой. Освоение нового способа действия и поведения, способных перестроить существующую систему отношений ребенка с миром. Свидетельствует о базовых приобретениях возраста и смене возрастного этапа развития. Социальный опыт играет в данном процессе ведущую роль.

14 стр., 6540 слов

Развитие законодательства о социальном обеспечении, новые подходы

... развития законодательства субъектов РФ и федерального законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Глава 1. Законодательная база пенсионного обеспечения ... пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, ... г. Основной проблемой пенсионного обеспечения на данном этапе развития общества являлся ...

Для понимания сущности и специфики процесса социализации ребенка-дошкольника необходимо обратиться к характеристике дошкольного периода.

Предшествующие события — прямохождение и речь; личностное новообразование — выделение «системы Я» рождают у ребенка потребность действовать самостоятельно. Ребенок осознает себя субъектом собственных желаний, хотений, субъектом собственных действий. К этому времени «ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми» [6].

Это характеризует начало бурного развития детского самосознания. «Я» ребенка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. Ребенок способен осуществлять элементарную рефлексию, «которая разворачивается не во внутреннем идеальном плане, как акт самоанализа, а имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми».

Все это порождает новую социальную ситуацию развития — уникальное отношение ребенка с взрослым, складывающееся в данном возрасте и субъективно переживаемое им, определяющее специфику и качественное своеобразие возраста. Социальная ситуация развития фиксирует своеобразное, динамическое единство (равновесие) внешней среды и внутрисубъектных структур, содержит противоречие — движущую силу развития в конкретном возрасте.

Для ребенка — дошкольника таким противоречием является «расхождение между стремлением ребенка активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития его физических и психических сил. Необходимость освоения взрослого мира проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и разрешение этого противоречия достигается в игре [50].

В своих исследованиях Тер- Миносян М.Р. указывает что, ребенок «овладевает» взрослым как орудием в системе человеческих отношений, деятельности, общения, правил и норм. Социальная ситуация развития определяет основной путь, по которому ребенок выстраивает социальный опыт (интериоризация).

Это реализуется в ведущем виде деятельности: «В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации» [42;9].

В соответствии с теориями А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна универсальность деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности раскрывается в психологических характеристиках человека – носителя и одновременно субъекта деятельности, выступая основанием и условием ее осуществления [19; 37; 46].

Ведущая деятельность — источник формирования психологических новообразований и сфера их проявления. Она содержит три признака:

— в ней возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды

деятельности;

— в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы;

4 стр., 1922 слов

Основные тенденции и проблемы развития современной семьи

... они достаточно молоды, чтобы создать новую полноценную семью и иметь детей. Также большое количество разводов приходится на ... история и развитие семейно-брачных отношений, факторы семьи. Цель исследования эволюция семейно-брачных отношений, изучение семьи в традиционном ... – результатом хозяйственных неурядиц и т.п. Разные люди по-разному переживают распад своей семьи.По оценкам многих российских ...

— от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности — новообразования.

Д.Б. Эльконин обогащает содержание ведущей деятельности мотивационно-потребностным компонентом — ориентацией ребенка на мир людей. Поочередное выдвижение на первый план то одной, то другой стороны деятельности вызывает смену периодов становления личности в онтогенезе, усиливая то интеллектуальную, то социальную активность [54].

Исследования Д.И. Фельдштейна по проблеме феномена социального развития доказывают, что процесс социализации-индивидуализации базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и мира отношений между людьми [47].

Анализируя работы Л.С. Выготского, оперирующего категорией «главные моменты деятельности», А.Н. Леонтьева, включающего определение «линии развития деятельности», Д.Б. Эльконина, определяющего «группы деятельности», Д.И. Фельдштейн приходит к выводу, что речь в данном случае идет о двух направлениях деятельности как социального способа существования человека [7;19; 47]. Эти направленности (по освоению предметного мира и мира отношений между людьми) способствуют достижению определенного результата социальных завоеваний и становлению внутренней позиции индивида как субъекта деятельности.

Результаты исследования, проведенного под руководством Д.И. Фельдштейна, позволили установить, что каждая из двух сторон деятельности имеет свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою определяемую специфическими закономерностями линию внутреннего развития, свой продукт – результат этого развития [46].

Интимно-личностное общение является изначальной формой деятельности, способствующей психическому развитию в онтогенезе. В нем ребенок индивидуализируется как социально значимый субъект. По мере его развития происходит расширение социального пространства жизнедеятельности, ориентация в котором требует качественно нового уровня универсальных способов человеческой деятельности, овладения социальным опытом, действий с предметами, постижения их социально значимых смыслов [53].

Доминирование то одного, то другого направления деятельности связано с реализацией возрастных генетических задач, опосредованных противоречиями социального развития. Объективное разрешение этих противоречий, по мнению Д.И. Фельдштейна, обуславливает взаимосвязь обозначенных направлений, возможность перехода к новому их единству, обеспечивая поступательное социальное развитие [46].

Становление личности в онтогенезе связано с развитием и сменой форм общения (М.И. Лисина) в продолжение деятельностного подхода, но имеющего свою специфику [22].

Появление общения обуславливается потребностью ребенка в общении со взрослыми, и на третьем году жизни со сверстниками. Путем сравнения себя с другими, воспринимая свое отражение в другом через ответные реакции ребенок способен осуществлять элементарную рефлексию.

По мнению Е.Е. Кравцовой в ходе общения происходит освоение ближайшей зоны развития — рефлексии, и центральное психологическое новообразование — обобщение переживания должно быть соотнесено с общением ребенка. «Развитие речи и усиление ее роли в регуляции поведения составляют существо становления произвольности в раннем дошкольном возрасте» [16; 191].

М.И. Лисина отмечает, что процесс самопознания и самооценки совершается в общении через посредство другого человека и с его помощью. В контактах со взрослыми ребенок сравнивает себя с образцом, со сверстниками — с равными себе [22].

Освоение форм общения имеет аналогичную другим психическим функциям линию развития: «Те виды деятельности и формы общения, которые прежде играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план» [54;131].

Смысл и направленность социогенеза происходит по линии психического и социального развития, становления индивидуальной и социальной субъектности, развития произвольности (саморегуляции психической жизни) и воли (саморегуляции социальной жизни).

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца [13; 28; 37].

А.В. Запорожец в своих исследованиях уделял особое внимание мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми [13].

Исследования М.И. Лисиной рассматривают социальную ориентацию как отправной момент взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям ( видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «простраиванием» хода развитии ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия) [22].

Социальная ориентация как специфическая внутренняя деятельность, предопределяющая возможность взаимодействия, имеет свои уровни развития, связанные со свернутостью (развернутостью) представленных компонентов, наличием и актуализацией «эмоциональных следов» прошлого общения, степенью выраженности отдельных действий. Переход к непосредственному взаимодействию обеспечивается благодаря «запускающим» эмоциям, представляющим собой завершающую фазу социальной ориентации. Если «запускающие» эмоции имеют отрицательную направленность, связанную, например, с прошлым негативным опытом аналогичных ситуаций, – дальнейшее взаимодействие «блокируется» и человек уходит от возможного контакта. Если положительную – взаимодействие переходит в новую фазу — фазу исполнения [41].

Онтогенетически исходным в овладении универсальными способами социального взаимодействия является механизм рефлекторной регуляции. Его первичные проявления обнаруживаются уже в младенческом возрасте в виде социально направленной улыбки и в дальнейшем часто актуализируются бесконтрольно, на уровне феномена «стимул — реакция».

Огромное значение в процессе освоения культуры и в становлении универсальных социальных способностей имеет механизм подражания как один из путей проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Первоначально, подражая окружающим людям, ребенок овладевает общепринятыми способами поведения, вне зависимости от особенностей коммуникативной ситуации.

По мере актуализации интеллектуальной активности, обогащения смыслового социального спектра взаимодействия происходит осознание ценности каждого правила, нормы; их применение начинает ассоциироваться с конкретной ситуацией. Действия, освоенные прежде на уровне механического подражания, приобретают новый, социально наполненный смысл. Осознание ценности социально направленных действий означает зарождение нового механизма социального развития — нормативной регуляции, влияние которого в дошкольном возрасте имеет большое значение [24].

В своих работах

Таким образом, по И.С. Кону, можно выделить четыре стадии нормоосвоения, последовательно сменяющих друг друга:

— условно-рефлекторная (следование норме как непосредственная реакция на воздействие взрослого);

— фаза интериоризации нормы, связанной с конкретной ситуацией и конкретными лицами;

— фаза абстрагирования носителя формы, ориентация на правила и формальные принципы как на ожидания окружающих;

— фаза индивидуализации формальных принципов, ориентация на собственную совесть.

Последние две фазы можно объединить как две стадии одной фазы нормоосвоения.

Эта схема сопоставима со схемой динамики отношений

1. личностная норма более низкого уровня (неосознанная социальная установка);

2. репрезентированная социальная норма, на основе которой формируется более высокий уровень отношений с обществом;

3. личностная норма более высокого уровня (социальная установка).

Таким образом, рассмотрев понятия «

Изучив понятия «

1.2. Роль семьи в социальном развитии детей дошкольного возраста

В настоящее время образовательный процесс в ДОО несет в себе множество функций, из которых приоритетной является социальная функция. Социальная функция предполагает вовлечение в процесс воспитания всего социального окружения детей, психологическую поддержку, как детям, так и родителям, компенсацию негативных влияний социальной среды [2].

Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Являясь социальным институтом воспитания, семья осуществляет социализацию ребенка наиболее естественно и безболезненно через преемственность поколений.

Специалистам хорошо известен многократно доказанный факт, что семья и детский сад как первичные социальные воспитательные институты способны обеспечивать полноту и целостность социально-педагогической и культурно образовательной среды для жизни, развития и самореализации ребенка. Главный эффект их успешного влияния не в дублировании, не в замене социальных функций одного института воспитания другим, а в гармоничном дополнении друг друга [1; 3].

Полемика о соотношении воспитания детей в семье или в детских садах имеет свою историю. Еще в начале XX века ряд таких известных педагогов, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др., считали, что воспитание ребенка должно осуществляться до семи лет в семье [20; 44].

На рубеже

В восьмидесятых годах

В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.

В 40-60 годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному мнению. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.

В 70-е годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала советскими учеными Т.А. Маркова были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей.

Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей обозначился на рубеже

Исследования Е.П. Арнаутовой показывают, что в переломные периоды нестабильного развития общества актуализируется социально-педагогическая практика государственных образовательных организаций. Важнейшим направлением деятельности становится придание новизны социальной практике интегрированных связей основных воспитательных институтов социализации [4].

Их интеграция рассматривается оптимальным условием, обеспечивающим полноту и целостность культурно-образовательной и социальной среды для жизни, самореализации и повышения социальной компетентности детей, гарантом их прав на здоровый социум и приоритет истинных интересов. Это важно и потому, что социальная политика поддержки российской семьи и детства на государственном уровне еще далека от совершенства [51].

Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя связи семьи и общества, стремятся работать как организация открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей и социально-образовательную среду дошкольного учреждения. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни дошкольников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых. Такая интеграция способна обеспечивать полноценность процесса социализации ребенка-дошкольника [19].

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания является особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Влияние семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка по П.Ф. Лесгафту, обусловлено целым рядом факторов [20]:

1. временным фактором — ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка;

2. фактором плотности общения — ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях;

3. фактором эмоциональной насыщенности — ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения;

4. фактором родительского отношения – родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка;

5. фактором возможности автономизации — семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально-вещного оформления ( оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).

Авраменко О.В. в своих трудах, придавая новизну социально – педагогической практике взаимодействия семьи и детского сада, напоминает, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социализации ребенка, так и провоцирующим проявление различных «сбоев» В этой связи сегодня, по мнению автора, как никогда важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи [1].

Семейная ситуация представляет собой совокупность условий, обеспечивающих благоприятную или неблагоприятную среду для процесса социализации ребенка.

Для успешного становления, роста, развития индивидуальности ребенка в семье Арутюнянц Э. определяет в своих исследованиях наличие целого ряда условий [5].

  1. Создание достаточной свободы для проявлений активности ребенка.

Ребенок в семье обладает определенной степенью личностной свободы. Последовательное и логичное расширение границ самостоятельности ребенка представляется целесообразным и влияющим на общую адаптивность ребенка.

2. Развитие внутри особой знаково — символической среды (общение ребенка со взрослыми и сверстниками).

Становление сознания ребенка зависит от форм общения со взрослыми, от характера общения — диалогичность или монологичность, от образа мыслей окружающих взрослых и от того насколько они могут сделать этот образ мыслей «видимым» для ребенка, т.е. понятным ему. Именно взрослый в совместном анализе создает условия для осмысления и осознания ребенком себя человеком с определенными целями, намерениями, симпатиями и антипатиями, человеком, наделенным определенными способностями чувствовать, мыслить, понимать, выстраивать свою деятельность.

  1. Эмоционально насыщенное и целенаправленное общение взрослых с ребенком.

Еще Л.И. Божович [6] утверждала, что эмоция является для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Умение взрослых находить верную и постоянную пропорцию для своих реакций на то или иное событие, тот или иной поступок ребенка способствуют формированию у ребенка твердых повседневных ориентиров в мире чувств.

  1. Преемственность освоения знания с предыдущим опытом ребенка. Знание вырастает из осознания ребенком определенных ситуаций своей деятельности. Семья, дающая ребенку право выращивать свои знания на основе своего опыта, понимания, тех понятий, которые у него к этому времени сформировались, право выбора способа работы; индивидуального или коллективного, способствует формированию у ребенка способности осуществлять самостоятельный выбор и нести за него ответственность.

  2. Гармоничные взаимоотношения в семье.

Исследования, проведенные Л.И. Божович, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожец и др., позволили выделить два типа факторов, существующих в семье и оказывающих влияние на ребенка [6; 19; 13].

Первый тип составляет отношения родителей, отношения между родителями, отношения между братьями и сестрами.

Ко второму типу можно отнести материальное положение семьи, жилищные условия, структуру семьи (полный или неполный ее состав).

Факторы первого типа исследователи отнесли к доминирующим по сравнению со вторыми.

На основе многолетнего практического опыта ученые делают вывод о том, что нарушения в семейных межличностных отношениях являются причинами так называемых «сбоев» в процессе социализации ребенка. В системе взаимоотношений «родители — ребенок» следует опираться на индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе типа и стиля воспитательного воздействия в семье. Успешность адаптации ребенка зависит от доминирующего в семье стиля родительского отношения и понимания родителями индивидуально-психологических особенностей детей [15].

Успешность семейного воспитания ребенка зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, основные периоды развития, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами, социально-демографические особенности семьи [4].

По результатам исследований

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляются сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Взаимодействие осуществляется, как правило, снизу вверх ( от ребенка к родителям).

В результате такого взаимодействия у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольную организацию и школу.

Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие – «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности, самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.

Такая классификация семей требует индивидуального подхода к воспитанию ребенка в целом и взаимодействию с семьей [42].

Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольной организации. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей. В статье 2 Закона РФ «Об образовании» сформулированы следующие принципы [48]:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных организаций.

В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т.е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В данном документе родители обозначены как «законные представители» своих детей. В последнее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре ее стоит гуманизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что все авторы, исследующие психическое и социальное развитие и становление детей дошкольного возраста, уделяют огромное значение педагогическому воздействию семьи [1; 2; 3; 4; 20; 42]. Особенно возросла роль родителей в воспитании детей с принятием нового закона об образовании.

1.3 Организация работы дошкольной организации с родителями в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили, как отмечает Авраменко О.В., необходимость активизации взаимодействия дошкольной организации с семьей [1].

Семья по мнению Арнаутовой Е.П., это – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность [4].

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность. Новая философия взаимодействия семьи и ДОО предполагает и новые отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга, поэтому установление между ними контакта является необходимым условием успешного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Новая философия взаимодействия педагогов и родителей нашла отражение в ФГОС ДО. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОО, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей (ч. I п. 1.6 п. п. 9) [56].

Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного образования является стремление образовательных организаций к открытости, которая предполагает и участие общества в жизни ДОО (ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6).

Переход от сотрудничества

Взаимодействие предполагает также

Актуальной сегодня является и

Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья — дошкольная организация» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что[ 45]:

— родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению;

— удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду;

— стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОО с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольной организации.

К новым принципам взаимодействия относится и

Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, следует уточнить и расширить понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии. Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и малыша, успех их дальнейшей воспитательной деятельности. Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи относится

— когнитивного;

— эмоционального;

— сенсорного;

— коммуникативного;

— рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

В соответствии с 44 статьей закона «Об образовании в Российской Федерации» родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться [48]:

— с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

— с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;

— с информацией о всех видах планируемых обследований ребенка (психологических, психолого-педагогических) и принимать решение относительно участия ребенка в таких обследованиях;

— с результатами проведенных обследований ребенка.

Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, родители обязаны [10].

— обеспечить получение детьми общего образования;

— знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

— присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;

— соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;

— уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;

— участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями обязанностей, предусмотренных законом «Об образовании в Российской Федерации» и другими законами, родители несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. В связи с этим становится очевидным, что участие родителей в реализации основной образовательной программы дошкольного образования является серьезным и ответственным для них делом, требующим определенной компетентности. В связи с этим предлагаем родителям более подробно познакомиться с моделями реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [48].

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации [56] .

Родители имеют право посещать консультативные пункты для получения методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (без взимания платы) в целях оценки индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогического воздействия.

На этапе завершения дошкольного образования родители посещают консультативный пункт в целях получения бесплатной помощи в оценке индивидуального развития ребенка для его перехода на следующий уровень общего образования: начальная школа.

Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОО и родителей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Вывод по первой главе

Рассмотрев т

  1. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребенка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребенок будет адекватен во взаимодействии с окружающими. Р ебенок изначально социален, так как он полностью зависит от окружающих его людей. Многие авторы [Божович Л.И., Выготский Л.С.,Фельдштейн Д.И., Эльконин Д.Б.] сходятся во мнении, что на ознакомление детей с окружающей действительностью заметно влияют психические особенности дошкольников. Понятие «социализация» в психолого-педагогической литературе отображается как процесс и рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис».

  2. Авраменко О.В, Александрова Т.И., Андреева Г.М., Лесгафт П.Ф, Тер-Минасян М.Р., исследующие в своих трудах психическое и социальное развитие и становление детей дошкольного возраста, огромное значение уделяют семье в рамках педагогического воздействия на ребенка. С принятием нового закона об образовании с внедрением новых ФГОС дошкольного образования особенно возросла роль родителей в воспитании детей.

  3. К взаимодействию педагогов дошкольных образовательных организаций и родителей, в настоящее время, существуют различные подходы. К новым подходам взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи относится формирование родительской компетентности , которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта. Главный момент в контексте «семья — дошкольная организация» — личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Одной из главных целей внедрения ФГОС ДО – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Обобщенные выводы по т

Рассмотрев т

II . Опытно-экспериментальное исследование эффективности работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста

2.1.Организация эксперимента и обоснование выборок методик исследования, Гипотеза исследования:

— вычленить существенные особенности социализации детей дошкольного возраста;

— определить роль семьи в социальном развитие дошкольников;

— разработать и экспериментально проверить программу взаимодействия воспитателя с семьей дошкольника.

Задачи практического исследования:

  1. В процессе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность программы работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста;

  2. Составить комплекс рекомендаций по созданию успешной социализации детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели и задач исследования, нами было организовано и проведено опытно — экспериментальное исследование эффективности работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось после получения устного согласия со стороны родителей детей, педагогического коллектива, администрации МДОО.

Этапы экспериментального исследования:

  1. Констатирующий эксперимент – на этом этапе были определены группы исследования: экспериментальная и контрольная; проведена первичная диагностика работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста; а также интерпретация всех полученных результатов. Сроки этого этапа — апрель — май 2015 года.

  2. Формирующий эксперимент – на этапе формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы, а также с их родителями работа воспитателя с семьей была проведена целенаправленная программа по организации успешной социализации детей младшего дошкольного возраста : сентябрь 2015 — февраль 2016 года.

  3. Контрольный эксперимент – на данном этапе была проведена повторная диагностика для определения эффективности использования разработанной нами программы по работе воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста. Срок данного этапа: с март — апрель 2016 года.

Анализ научной, методической литературы, изучение существующей системы воспитания в дошкольных образовательных организациях позволили определить структуру организации экспериментальной работы и подобрать наиболее результативные методы, позволяющие в полном объеме раскрыть суть исследования.

В соответствии с целью и задачами для подтверждения гипотезы исследования нами была проведена следующая опытно – экспериментальная работа.

В качестве конкретных методик

  1. Методика «Изучения удовлетворенности родителей работой образовательной организации» ( автор Е.Н. Степанов).

  2. «Оценка качества воспитательно — образовательного процесса ДОО родителями воспитанников» (автор Е.В. Рылеева).

Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБДОО

13 « Рябинка». В исследуемую группу вошли 40 дошкольников младших групп, а также их родители в количестве 20 человек.

Для проведения психолого-педагогического эксперимента мы сформировали две группы респондентов (таблицы 1, 2 приложение 1):

I – экспериментальная группа в количестве 20 детей 1 младшей группы, родителей в количестве 10 человек.

II – контрольная группа в количестве 20 детей 1 младшей группы, родителей в количестве 10 человек.

В таблицах 1, 2 представлена сводная социальная характеристика респондентов обеих групп.

Таблица 1

Кол-во

детей

Мал.

Дев.

Полная

семья

Неполная

семья

Много

дет.

семья

I

20

11

9

1 9

1

4

II

20

10

10

19

1

3

Таблица 2

Сводная социальная характеристика родителей

Группа

Кол-во

Из них

Средний

возраст

Образование

муж

жжен

среднее

средне –проф.

высшее

I

10

2

8

35

2

8

II

10

2

8

38

4

6

В исследовании, исходя из целей и задач дипломной работы, были применены следующие методики:

  1. Анкета для родителей. Методика « Изучения удовлетворенности родителей работой образовательной организации» (автор Е.Н. Степанов). ( Приложение 2).

Цель:

Методика позволяет выявить 3

от 0-20 баллов — низкий уровень; 21-40- средний; 41-60- высокий уровень.

  1. Оценка качества воспитательно – образовательного процесса ДОО родителями воспитанников (методика Е. В. Рылеевой) (Приложение 3).

Цель: Оценить качества воспитательно – образовательного процесса ДОО родителями воспитанников.

Методика позволяет выявить 3

2.2. Анализ результатов

Диагностика по методике «

Таблица 3

Сводные средние результаты анкетирования родителей

Графически полученные результаты мы отобразили на рисунке 2.1., 2,2

Рис.2.1. Распределение показателя уровней удовлетворенности родителей

Рис.2.2. Распределение показателя уровней удовлетворенности родителей

На констатирующем этапе полученные результаты анкетирования родителей обеих исследуемых групп свидетельствуют о том, что:

В I группе 50% респондентов (5 родителей) показали высокий результат удовлетворенности родителей работой образовательной организацией. Это означает, что данные родители полностью удовлетворены работой детского сада, и средой группы, и работой воспитателей.

20% респондентов (2 родителя) этой же группы показали средний результат удовлетворенности родителей работой образовательной организацией, то есть они высказали свое недовольство тем, что воспитанники младшей группы не могут посещать кружки.

30% респондентов (3 родителя)

Во II группе 50% респондентов (5 родителей) показали высокий результат удовлетворенности родителей работой образовательной организацией. Это означает, что данные родители полностью удовлетворены работой детского сада, и средой группы, и работой воспитателей.

20% респондентов ( 2 родителя)

30% респондентов ( 3 родителя)

Таким образом, результаты анкетирования родителей двух исследуемых групп на констатирующем этапе показали примерно схожие ответы. Это дает нам возможность проводить с данной выборкой родителей экспериментальное исследование.

Оценка качества воспитательно – образовательного процесса ДОО родителями воспитанников (методика Е. В. Рылеевой) на констатирующем этапе показало следующие результаты, которые мы отобразили в таблице 4 и в приложении 5.

Таблица 4

Средние сводные показатели

группа

показатели

Организация жизни воспитанников

группы

Стиль взаимоотношений воспитателя

с детьми

Социальная ситуация

развития

Взаимодействие педагогов

с родителями

Вовлечение семей воспитанников

в образовательный процесс

Итог

I

2,5

2

2,5

2

2

2,2

II

2,5

1,5

2,5

2

2

2,1

Графически полученные результаты мы отобразили на рисунке 2.3.

Рис.2.3. Распределение показателя оценки качества воспитательно- образовательного процесса ДОО родителями I и II группы на констатирующем этапе

Полученные показатели

Итоги констатирующего эксперимента позволяют нам, учитывая примерно одинаковые показатели респондентов I и II групп по методикам: « Изучения удовлетворенности родителей работой образовательной организации» (автор Е.Н. Степанов), и « Оценка качества воспитательно – образовательного процесса ДОО родителями воспитанников» (методика Е. В. Рылеевой) провести полноценный психолого — педагогический эксперимент.

На формирующем этапе нашей опытно — экспериментальной работы мы внедрили

На контрольном экспериментальном этапе мы провели повторную диагностику респондентов обеих групп с целью выявления эффективности работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика по методике «

Таблица 5

Сводные средние результаты анкетирования родителей

Графически полученные результаты мы отобразили в рисунке 2.4., 2.5

Рис.2.4. Распределение показателя уровней удовлетворенности родителей

Рис.2.5. Распределение показателя уровней удовлетворенности родителей

На контрольном этапе полученные результаты анкетирования родителей обеих исследуемых групп свидетельствуют о том, что: (приложение 7).

В I группе 70% респондентов (7 родителей) показали высокий результат удовлетворенности родителей работой образовательной организацией. Это означает, что данные родители полностью удовлетворены работой детского сада, и средой группы, и работой воспитателей.

30% респондентов (3 родителя)

Родители, показавшие низкий результат удовлетворенности работой образовательной организацией, в I группе отсутствуют.

Во II группе 60% респондентов (6 родителей) показали высокий результат удовлетворенности родителей работой образовательной организацией. Это означает, что данные родители полностью удовлетворены работой детского сада, и средой группы, и работой воспитателей.

20% респондентов (2 родителя)

20% респондентов (2 родителя)

Оценка качества воспитательно – образовательного процесса ДОО родителями воспитанников (методика Е. В. Рылеевой) на контрольном этапе показало следующие результаты, которые мы отобразили в таблице 6 (приложении 8).

Таблица 6

Средние сводные показатели

группа

показатели

Организация жизни воспитанников

группы

Стиль взаимоотношений воспитателя

с детьми

Социальная ситуация

развития

Взаимодействие педагогов

с родителями

Вовлечение семей воспитанников

в образовательный процесс

Итог

I

3

3

2

3

3

2,8

II

2

2,5

2

3

3

2,5

Средние сводные показатели

Рис.2.6. Распределение показателя оценки качества воспитательно- образовательного процесса ДОО родителями I и II группы на контрольном этапе

На контрольном этапе

Динамику изучения удовлетворения

Таблица 7

I

констатирующий

30

30

50

контрольный

0

30

70

разница

-30

0

+20

Полученные результаты свидетельствуют о значимой положительной динамики в оценки

Динамику изучения удовлетворения

Таблица 8

этапы

Уровни удовлетворения

Н

С

В

II

констатирующий

30

2 0

50

контрольный

20

20

60

разница

-10

0

+10

Полученные результаты свидетельствуют о незначительной динамики в оценки

Динамику удовлетворения

Таблица 9

I

Этапы

Средние показатели

констатирующий

2,2

контрольный

2,8

разница

0,6

II

констатирующий

2,1

контрольный

2,5

разница

0,4

Средний показатель удовлетворенности родителей

Итак, исходя из анализа полученных данных, можно считать, что по мнению большинства родителей в экспериментальной группе осуществляется качественное предоставление образовательных услуг, педагоги дают детям глубокие и прочные знания, организация жизни в данной группе способствует формированию достойного поведения малышей, воспитатели создают условия для проявления и развития способностей детей, готовя их к школьной жизни, что характеризуется фактором создания условий для развития личности дошкольников.

2.3. Комплекс рекомендации по созданию условий успешной социализации детей младшего дошкольного возраста

На основе проведенного опытно — экспериментального исследования эффективности работы воспитателя с семьей как фактора успешной социализации детей младшего возраста мы сформулировали рекомендации, которые будут полезны воспитателям, старшим воспитателям, социальным педагогам и психологам.

Основной миссией дошкольной образовательной организации, как и всей системы непрерывного образования РФ является формирование успешных граждан, а приоритетной задачей — создание и обеспечение условий социально-личностного развития ребенка дошкольника, включающими:

1. Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно — образовательный процесс в соответствии с современными ФГОС.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

2. Еще одним важным условием является высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольной организации, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОО, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребенка, методы и пути ее оптимизации.

3. Выделяем задачи работы с родителями

— изучение семей воспитанников и установление контактов с целью согласования воспитательного взаимодействия с детьми;

— психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования.

— организовать и найти наиболее эффективные способы

— поиск решений и путей к сотрудничеству

Информирование: Познакомить родителей с режимом дня, показать особенности и т.д.

Обучающие: Научить руководить детской деятельностью, организовать домашнее пространство.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательной организации важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей . Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Выделяем традиционные формы работы с родителями:

— посещение семьи;

-информационные стенды;

— консультации, беседы;

— родительские собрания.

Современные нетрадиционные формы сотрудничества:

— семейный клуб;

— «телефон доверия»;

— интерактивные методы;

— мастер- класс;

— конкурсы и выставки творческих работ;

— игротека;

— сайт детского сада;

— семейные традиции

В работе с семьей мы используем

— индивидуальный подход;

— сотрудничество, а не наставничество;

— системность;

— гуманизация подходов к родителям.

Наглядно – информационное направление включает в себя:

— дерево «Мудрости» — с мини советами для родителей,

— выпуск журналов «Почемучки»

— родительские уголки,

— папки — передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

— семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

— библиотека – передвижка,

— фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»,

— фотовыставки «Моя бабушка — лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я — дружная семья»,

— семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»,

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала нам активизировать родителей мы используем рубрики:

— «Чем и как занять ребенка дома»;

— «Спрашивали – отвечаем»;

— «Говорят дети»;

— «Носики – курносики»;

— «Вырастай-ка»;

— «Благодарим»;

— «Это интересно»;

— «Поиграем»;

— «От всей души»;