Этапы развития и становления социальной психологии в России

Курсовая работа

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано следующим образом: социальная психология — наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной стороны, и предмет социологии и психологии личности:

Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до очень больших — обществ).

Социальная психология изучает — индивидов, людей, составляющих эти группы — что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение влияния группы на отдельных людей, а индивида — на группу. Например, рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг друга.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том, что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Объект курсовой работы – социальная психология

Предмет – этапы становления социальной психологии в России

Цель курсовой работы – рассмотреть этапы развития и становления социальной психологии в России.

Исходя из поставленной выше цели, следует выделить следующие задачи курсовой работы:

Актуальность: За время своей жизни человек постоянно находится в обществе. Это может быть его семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив на работе, окружающие его в общественном транспорте люди и т.д. В связи с этим, такая наука как социальная психология, становится очень популярной в наши дни: она помогает изучить методы и принципы взаимодействия людей друг с другом. Но социальная психология не всегда была такой, какой мы изучаем ее сейчас. Она прошла долгий путь становления и развития, который будет рассмотрен в данной курсовой работе.

2 стр., 981 слов

«Начальник. Друг или враг?» глава седьмая - 10 (Этикет «Руководитель ...

... так происходит? Что мешает подчиненному и руководителю понять друг друга? Как часто руководители видят в сотруднике личность, а ... возможности выдать денежную премию, нужно поощрить словом: человек имеет право знать, что его старания замечены. ... самую неприятную работу, заставить разгребать последствия собственных ошибок, друга – начальника можно беззастенчиво эксплуатировать, пользоваться его связями ...

Глава 1. Предмет и задачи социальной психологии

Социальная психология — это научное исследование того, о чем люди думают, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология — дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии. По сравнению с психологией личности социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами и более — на том, как люди в общем оценивают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология — экзогенная наука; она выявляет как социальные условия влияют на поведение.

Социальную психологию обычно рассматривают как отрасль психологической науки. Вспомним, что изучается в общей психологии и как ее предмет соотносится с предметами ее дочерних направлений, в том числе с социальной психологией.

Общая психология представляет собой теоретическую и экспериментальную области исследований, направленных на выявление наиболее общих психологических закономерностей, теоретических принципов и методов психологии, ее основных понятий и категориального строя. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Общая психология характеризует такие понятия, как психические процессы, состояния и свойства. К психическим процессам относят познавательные (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление), волевые (стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства).

К психическим состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве (например, сомнение).

Понятие «психическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология — это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки. 1

При обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического качества. Сначала эти вариации рассматривались как источник ошибок для обобщения. Затем из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основу современной дифференциальной психологии, где изучаются психологические различия между индивидами и группами людей. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего, они не могли учитывать бесконечное разнообразие в проявлении психических начал у разных людей, народов, сословий, полов, типов и т. д. О смысле и значении такого подхода в психологии писал российский психолог Г. Г. Шпет (1879-1937): «Понятие типичного… собирается, составляется из признаков, черт; это не совокупность сходств, так как различия тоже могут быть типическими. Общая психология не может справиться; нужна особая описательная психология с особыми методами типических, структурных и прочих построений. Как бы индивидуально ни были люди различны, есть типическое, общее в их переживаниях как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцами. Такие отклики, «душевное эхо», существуют не только на природные, социальные и исторические раздражения, но выражают душевные отношения к понятиям и идеям, которые представляются индивидам и группам как объективное, от них не зависящее… Это объект социальной психологии» (Шпет Г. Г., 1996. С. 90-94).

6 стр., 2854 слов

Психология большой социальной группы

... действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью ... собрания. Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп. Г. Г. Дилигенскмй Второй тип групп характеризуется тем, что люди, ...

Следовательно, некоторые психические качества («отклики» на происходящее), общие для группы людей и порожденные причастностью к этой группе, должны изучаться самостоятельной наукой. Ответ на вопрос о том, в чем состоит суть этих порожденных группой качеств, общих для членов этой группы, дают ученые различных психологических школ. Так, для представителей бихевиористского направления эти качества — в основном те или иные особенности поведенческих реакций, для представителей когнитивной школы — особенности познавательных процессов и т. д.

В самом общем виде социальную психологию можно понимать как отрасль психологии, где изучаются психические явления и процессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общностям, а также психологические характеристики этих общностей.

Современные отечественные авторы отмечают, что в структуру социальной психологии входят три круга проблем (Общая психология, 2001).

Во-первых, это социально-психологические явления в больших группах (в макросреде).

Сюда относятся проблемы массовой коммуникации (On Line, телевидение, пресса и т. д.), включая все стороны их воздействия на различные аудитории; закономерности распространения моды, слухов, обрядов, предубеждений, общественных настроений; проблемы психологии наций и психологии религий.

Во-вторых, это социально-психологические явления в малых группах (в микросреде).

Сюда относятся проблемы взаимодействия людей в группах различного уровня организованности; психологического климата группы и его влияния на эффективность совместной деятельнос ти людей; лидерства и руководства, соотношения формальных и неформальных групп, восприятия человека человеком в группе; проблемы межличностной совмести мости в замкнутых и изолированных группах и т. д.

В-третьих, это проблемы социальной психологии личности: социализации личности и соответствия ее особенностей ожиданиям группы; конформности, ценностных ориентаций, формирования установок личности и их динамики и т. д.

Социальная психология является научным направлением прикладного характера. Она представлена рядом учений, каждое из которых по-своему дает ответ на вопрос о том, какие именно психические качества порождаются группой и являются для групп характерными. Основу социальной психологии составляют общая, дифференциальная психология и психология личности.

В качестве ее относительно самостоятельных направлений можно рассматривать психологию управления, экономическую психологию, этническую и др.

2 стр., 864 слов

Нитраты, как социально-экологическая проблема. Классификация ...

... препаратов в технологии выращивания культур уже давно назрела необходимость решения проблемы строжайшего контроля состава продуктов питания. Это касается и остатков пестицидов, тяжелых металлов, нитрозаминов и других ...

Глава 2. Этапы развития социальной психологии в России

Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда открылась первая в стране лаборатория социальной психологии при отделении психологии Ленинградского Университета. Начиная с этой даты, а особенно в последние годы, увеличился поток литературы социально-психологического содержания. Возросло несомненно количество переводных изданий стран западной Европы и США. Можно даже утверждать, что на Россию обрушился поток публикаций, монографий, а также сборников охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы по разнообразным тематикам. Немаловажное место занимает учебник Д. Майерса, будучи для многих американских студентов первой книгой, которая знакомит их с основами социально-психологических знаний. Труд Д. Майерса по социальной психологии весьма своеобразен. Автор трактует социальную психологию преимущественно в рамках когнитивизма, приводя исключительно интересные данные полученные им и его ближайшими коллегами в сфере межличностного познания и социального воздействия. Сильной стороной учебника Д. Майерса является и ориентация автора на практическое использование социально-психологических знаний. Многие страницы книги посвящены применению социальной психологии в юриспруденции, медицине, практике урегулирования социальных конфликтов».

Было мнение, что истоки изучения социальной психологии восходят к западной науке. Исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет свою историю. Возникла на рубеже ХIХ и ХХ веков. Имеет несколько стадий:

  • зарождение в общественных и естественных науках;
  • самостоятельное отделение от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в специальную науку;
  • возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

Все время с начала существования социальной психологии как самостоятельной науки до ее нынешней стадии развития можно разделить на 4 наиболее ярких периода. Далее в курсовой работе будет дана характеристика каждого из них.

2.1 Первый период (60-е годы ХIХв – начало ХХ века)

Развитие социальной психологии обусловливалось рядом причин:

  • общественно-историческим развитием общества;
  • состоянием и спецификой развития общественных и естественных наук;
  • особенностями развития общей психологии;
  • спецификой научных традиций;
  • спецификой культуры;
  • менталитета общества.

Шла борьба за статус психологии, ее предмета, методов исследования. Происходило столкновение инстроспекционистского (использование в качестве единственного метода исследования психических явлений метод самонаблюдения) и поведенческого направления в психологии. Основной эмпирический источник соц.психологии был вне психологии. Знания о поведении личности в группе, групповых процессах накапливались в военной и юридической практике, медицине, изучении национальных особенностей поведения, при изучении верований и обычаев. Социально-психологические идеи развивались социологами.

Интересна психологическая школа в социологии (Лавров, Киреев, Ковалевский, Михайловский).

Наиболее разработанная социально психологическая концепция – в трудах Михайловского. До сих пор многие ученые считают Михайловского главным создателем русской социальной психологии. Он был философом, социологом и публицистом. Окончил Петербургский институт горных инженеров. Участвовал в революционных студенческих волнениях. С 1892 — редактор «Русского богатства». Возглавлял либеральное крыло народничества. Критиковал спенсеровскую теорию «органического развития» общества. С помощью субъективного метода в социологии обосновывал иную «формулу прогресса», видя его в постепенном уменьшении разделения труда. «Героев» противопоставлял «толпе», способной лишь к бессознательному подражанию выдающимся личностям.

10 стр., 4623 слов

Социальные утопии как предпосылки социологии

... критику социальных Утопия одной из основных задач социологии. Ж. Сорель противопоставлял Утопия как рационализированное ложное сознание социальному мифу как стихийному выражению общественных потребностей: Исследование Утопия занимает ... в России. Эта переоценка значения Утопия в целом в общественном развитии была лаконично сформулирована Н. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем ...