Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей: игровые технологии

Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих чад. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи педагогов.

Современная система дополнительного образования нацеливает педагогов на использование

Игра имеет много различных определений. Итак,

Игра – это некая деятельность ребенка или взрослого в условиях искусственно моделирующих реальные ситуации, в которых человек воспроизводит нормы деятельности, способствующие приобщению к культуре и познанию действительности.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, – это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность . В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [ Матусик А. И., 1983, c. 114].

Игра создает благоприятный психоэмоциональный фон для работы на занятиях. Использование игровых технологий будет благотворно влиять на работу педагога и учащихся.

Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…». Над этим вопросом размышляли многие исследователи, такие как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Ушинский К.Д.

2 стр., 818 слов

Самостоятельная работа : «Экспертная деятельность педагога-психолога»

... На основе проведенного анализа вырабатываются рекомендации по совершенствованию и развитию школьной организации. Важнейшим условием экспертной деятельности в школе выступает готовность администрации, педагогов, ... объективности результатов, то метод экспертизы основывается на субъективном мнении эксперта. Как подчеркивает , «от эксперта ждут не столько применения верифицированных, валидных ...

Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Однако, несмотря на то, что влияние игровых методов на процесс обучения и воспитания достаточно изучено, они применяются на занятиях довольно редко.

Актуальность нашей проблемы связана с потребностью психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развить в нем интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности.

Изучив актуальность данной проблемы, мы выбрали следующую тему, над которой будем работать: «Современные педагогические технологии в системе дополнительного образования детей: игровые технологии».

В связи с определением проблемы и актуальности темы мы сформулировали достаточно конкретно цель и задачи нашего исследования.

Цель научное обоснование эффективности применения игровых технологий в системе дополнительного образования.

Объект исследования

Предмет – применение игровых технологий как одна из наиболее эффективных технологий обучения и воспитания в системе дополнительного образования.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

  • изучить существующие в практике виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

  • классифицировать игровые приемы согласно принципам их организации;

    6 стр., 2989 слов

    Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе

    ... бизнеса; — причины возникновения проблем и эффективные пути их решения; — рынок потенциальных потребителей услуг; — новые услуги, в которых испытывают потребность клиенты, и т. д. Кроме того, исследования ... фирмы, с которыми работает гостиничное предприятие. Среди них — ... в информации и разрабатывают маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система Хорошая маркетинговая система ...

  • провести опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности игровых технологий;

  • проанализировать полученные данные.

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Методы теоретического исследования:, Методы эмпирического исследования:

Данная работа состоит из введения, основной части. Каждая часть завершается выводом, сделанным на основании изученного материала. Работа завершается заключением, основанным на проведенном исследовании. В конце работы прилагается библиография.

«игровые педагогические технологии»

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа че ловеческих отношений и проявлений в труде.

метод обучения,

В современной системе современного образования, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебно-воспитательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД, клубы по интересам и др.).

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования воспитанников к учебной деятельности.

В отличие от игр вообще

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др. Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.

Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складываются и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

46 стр., 22648 слов

Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей ...

... профилактике конфликтов у дошкольников в игровой деятельности и тем, что возникновение конфликта обычно рассматривают как симптом неблагоприятных отношений, а педагогическая работа направлена на подавление конфликтов. Предварительный анализ причин возникновения противоречий, приводящих к конфликту дошкольников, ...

Первое положение, определяющее сущность игровой технологии, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях , значимых для играющего сторон действительности. Игра, как и всякая неигровая человеческая деятельность, мотивируется отношением к значимым для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование.

Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом плане. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и ограниченностью его оперативных возможностей. Игра — способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Следующая, внешне наиболее бросающаяся в глаза отличительная особенность игры, в действительности производная от вышеуказанных внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом игры, предметы, функционирующие в соответствующем неигровом практическом действии, другими, способными служить для выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.).

Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет, и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности, с тем, чтобы еще глубже выявить другие [Выготский Л. С., 1989, c. 105].

В истории педагогики и психологии теорию игры разрабатывали многие педагогические деятели. Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

  1. Теория избытка нервных сил.

Игра — это результат активности ребенка, который не может быть реализован посредством другой деятельности. При отсутствии мобилизации сил, у человека появляется избыток сил, и из-за недоступности других средств, ребенок реализует этот избыток в игре. Это проявление инстинктов. Авторами этой теории являются Г. Спенсер и Г. Шурц.

6 стр., 2782 слов

«Игра, как средство воспитания в семье» статья

... оправдывают свое назначение как средство воспитания. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми. При обучении детей младшего дошкольного ... игра. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами средствам общения. В игре ребенок развивается как ...

  1. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре.

Игра – это способ подготовки к будущей трудовой деятельности. Это естественное средство воспитания и самовоспитания. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий.

  1. Теория рекапитуляции и антиципации.

По мнению сторонников теории рекапитуляции (сокращённое повторение этапов развития человечества), игра помогает преодолевать инстинкты прошлого и становиться цивилизованнее. Сторонники теории антиципации считают, что игры у мальчиков и девочек отличаются, в силу их обусловленной жизненной роли.

  1. Теория функционального удовольствия.

Игра – это средство выражения собственных чувств и эмоций, и является источником удовольствия и самоутверждения. Игра так же может быть средством реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх.

  1. Теория отдыха в игре.

В игре, как ни в какой другой деятельности, ребенок имеет возможность одновременно отдохнуть и восстановить силы физически, эмоционально и интеллектуально.

  1. Теория духовного развития ребенка в игре.

К.Д. Ушинский отрицает сти

  1. Теория воздействия на мир через игру.

Игра для ребенка осмысленная деятельность, в которой он реализует свои способности, и поэтому у него формируется потребность воздействия на мир.

  1. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой.

Игра в себе соединяет различные виды искусств и воспринимается как нечто прекрасное. Через игру происходит художественно-эстетическое воспитание ребенка. Игра – это художественное творчество детей.

  1. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда.

    6 стр., 2994 слов

    Предметные игры детей раннего возраста

    ... данном случае речь, конечно, пойдет не об этом. В раннем детском возрасте преобладает предметное общение. Развитие предметной деятельности ребенка связано с овладением теми способами обращения с предметами, которые ... быть, как взрослые, может найти наиболее полное разрешение только в форме игры (лишь в игре ребенок может сходить в магазин, сварить обед, полететь на ракете в космос ...

По мнению Г.В. Плеханова

  1. Теория абсолютизации культурного значения игры.

Игра – средство демонстрации ценностей культуры в обществе. Посредством игры ребенок выражает свое отношение к культурным явлениям.

Рассмотрев различные теории происхождения игры, можно сделать вывод, что игра – это не только развлечение и веселое времяпровождение, но так же и достаточно эффективный способ влияния на личностные качества ребенка. Следовательно, она самым активным образом должна быть включена в современный учебно-воспитательный процесс и должна всесторонне применяться на занятиях в системе дополнительного образования.

Для того чтобы правильно применять игровые технологии на занятиях, прежде всего, следует изучить классификации игр.

Существуют различные критерии классификаций педагогических игр.

  1. Классификация по виду деятельности:

  1. активные физические, т. е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные);

  2. связанные с трудовой деятельностью; социальные (имитирующие общественные отношения);

  3. психологические (моделирующие разного рода психологических ситуации).

  1. Классификация по характеру педагогического процесса, ради которого применяются игры:

  1. обучающие, обобщающие, контролирующие, игры с элементами воспитания и дидактики;

  2. познавательные, развивающие, воспитывающие;

  3. творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.

  1. Классификация по методике преподавания: сюжетные, деловые, постановочные, ролевые.

  2. Классификация по среде или окружению, в котором применяются игры: уличные, комнатные, компьютерные, настольные.

  3. Классификация по аналогии школьных предметов:

  1. физика, химия, биология;

    9 стр., 4075 слов

    Реферат современные педагогические технологии в обучении географии

    ... современных технологий в процессе обучения географии делятся на: 1) проблемные технологии; 2) игровые технологии; 3) технологии групповой деятельности учащихся на уроках географии. Цель работы раскрыть педагогические условия эффективности современных педагогических технологий на уроках географии. 3 1. Понятие о технологии обучения Понятие "педагогическая технология" в ...

  2. лингвистическая, литературная, музыкальная, историческая;

  3. производственно-трудовая, спортивная, физкультурная и т. д.

  1. Классификация по возрастному критерию:

  1. дошкольный возраст (5-7лет);

  2. младшие школьники (7-10 лет);

  3. старшие школьники (11-16 лет)

В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от поставленных целей, которых педагог стремиться достичь в результате игровой деятельности.

Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:

  1. дидактические – расширения кругозора, познавательная деятельность; развитие трудовых навыков и обще учебных умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

  2. воспитывающие – воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, сотрудничества, коммуникативности и общительности;

  3. развивающие – развитие внимания, речи, мышления, памяти, воображения, фантазии, эмпатии, рефлексии; развитие умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение;

  4. социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение общению; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, самоконтроль; психотерапия.

Игровые технологии в процессе образования можно классифицировать так же и по функциональным особенностям.

Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.).

В то же время игра – «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.

6 стр., 2652 слов

«Компьютерные игры и их влияние на организм человека»

... продолжительности занятий, но и от их характера. Как это ни покажется на первый взгляд странным, но наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом ... затягивающим влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалалостного ребенка под их воздействием подобно наркотику. Необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием. ...

«Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту».

Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.

Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание воспитанников. Содержание игры – это всегда осуществление ряда образовательных задач. В игре учащиеся попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии, привести эти знания в систему.

Реализация игровых приемов и ситуаций в системе дополнительного образования детей происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед воспитанниками в форме игровой задачи;

  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

  • материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в образовательный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Одно из эффективных средств развития интереса к образовательному процессу, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, дидактическая игра.

Ранее мы уже говорили о этом виде игр – дидактическая игра. Данный вид игры представляет собой сложное, многоплановое педагогическое явление, не случайно её называют и методом, и приемом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством обучения.

Дидактическая игра — это метод обучения, в процессе которой в игровой ситуации решаются учебно-воспитательные задачи. Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале занятия , дидактическая игра может применяться для подготовки детей к восприятию нового материала, в середине — с целью активизации деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

6 стр., 2509 слов

Проведение подвижных игр с детьми дошкольного возраста

... Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра ... происходит прежде всего в игре». Подчеркивая важность игр для всестороннего развития дошкольников, Н. К. Крупская отмечала, что для ребенка игра — это учение, ...

Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

С помощью увлекательных игр ребенок изучает буквы, учится читать, запоминает правильность написания слов, осваивает основы фонетики.

Любая игра, и не только относящаяся к разделу логические игры, развивают логические способности ребенка: Селезнева Е.В. «Логические сетки», игра Егоровой Н.В. «Графические диктанты» направлена на развитие логического, образного и пространственного мышления ребенка.

Для развития воображения и творчества детей, необходимо расширять их реальный жизненный опыт. Здесь помогут игры на составление рассказов.

« Рассказ по картинкам».

Развивать детям фонематический слух и память, как важно правильно произносить каждый звук в слове, помогают скороговорки. Надо тренироваться в произношении звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом.

« Пальчиковые игры « — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.

Так же активно используются подвижные игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость, в этот период тоже играют важную роль в жизни ребенка. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.

Главное значение этих игр в следующем:

  • Значительно повышается познавательный интерес младших школьников;

  • Каждое занятие становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

  • На занятие игра позволяет младшему школьнику испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которое доставляет решение воспитательных и учебных задач;

  • Активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников;

  • Развивается положительная мотивация обучения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

Посредством игровых технологий происходит косвенное воздействие на ребенка, и он не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а скорее наоборот, полноправным субъектом деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, сами ставят перед собой задачи и сами их решают.

По мнению С.Л. Рубинштейна, игра, учеба и труд определяют некую стадию развития человека, причем каждый последующий этап не отменяет полностью предыдущий; существуют состояния, когда прежняя и новая форма деятельности как бы сосуществуют.

Отсюда следствие, что игровая деятельность – это важнейший путь включения детей в образовательную деятельность.

Сущность игровых технологий заключается не в сопоставлении игры труду, а в их синтезе. Поэтому игра легко включается в любую деятельность. Применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания способствуют повышению сплоченности детского коллектива, снижению конфликтности, развитию эмпатии, творческих способностей, воображения, положительной взаимооценке, воспитанию основ нравственности и коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний — страхов и тревожности.

Ценность игр заключается в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая, друг другу и взаимно себя, проверяют.

При использовании игр и игровых ситуаций, на уроках возможны самые разнообразные приемы и формы работы. Все зависит от профессионализма и творчества учителя.

Независимо от возраста учащихся, игра является неотъемлемой частью деятельности ребенка. Игра является не только развлечением, но и оказывает благотворное влияние на формирование личностных качеств и адекватного мировоззрения.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки. Игровые технологии способствуют воспитанию достойного человека и значительно увеличивают мотивацию ребенка к обучению, делая образовательный процесс более привлекательным и ненавязчивым. Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.

Об учебных и воспитательных возможностях игры человечеству известно давно. В этом мы убедились в процессе изучения теоретического материала и анализа научно-методической литературы по теме исследования.

Игра – это уникальный феномен человеческой деятельности, которая помогает ребенку в становлении личности, в приобретении необходимого жизненного опыта. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игровые технологии необходимы для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из эффективных средств обучения и воспитания в современной системе дополнительного образования детей.

В результате теоретического изучения материала, нам удалось дать теоретическое определение игре, проследить историю происхождения игры, найти наиболее распространенные критерии классификации игровой деятельности, а так же понять функции и значения игры в педагогическом процессе.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что применение игровых технологий в процессе обучения и воспитания, могут значительно увеличить эффективность образовательной деятельности. Помогут сделать образовательный процесс детей менее утомительным, и сделают его более привлекательным и интересным.

Неоспорим тот факт, что игра является очень мощным средством воздействия на личность ребенка. Очевидна важная воспитательная роль игры в жизни человека. Игра имеет очень большое влияние на развитие творческого воображения, которое очень необходимо для дальнейшей трудовой деятельности.

В ходе нашего исследования мы можем сделать вывод, что игра формирует положительные качества для межличностных отношений. Ребенок в игре овладевает нравственными нормами и правилами поведения.

Игра так же является довольно эффективным средством обучения дополнительного образования. Игра намного облегчает образовательный процесс, вовлекая в деятельность учащихся с разным темпом работы и уровнем владения материала. Она гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает работоспособность, снимает усталость и увеличивает мотивацию к обучению.

Таким образом, использование современных игровых технологий в дополнительном образовании детей, будет более эффективным, если внедрять игровые технологии в учебно-воспитательный процесс, совмещая их с другими технологиями. Игровые технологии эффективно влияют на процесс обучения и воспитания. В игре происходит воспроизводство и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности через добровольное принятие игровой роди, виртуальное моделирование игрового пространства, условий своего собственного бытия в мире. То есть игра является одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане. В качестве средства, метода и технологии обучения разнообразные игры широко используются в образовании. Игровые технологии важнейшее средство воспитания и образования детей в системе дополнительного образования.

  1. Список литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://psystars.ru/kursovaya/igrovyie-tehnologii-v-pedagogicheskom-protsesse/

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. — М., 1987.

  2. Выготский JI.C. Педагогическая психология.— М.: Педагогика, 1991.420с.

  3. Егоровой Н.В. «Графические диктанты». – Россия. Псков 2010.

  4. Кукушкин В.С. Педагогические технологии. — учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов . – Ростов на Дону. 2002г .

  5. Макаренко А.С. Игра. Соч. — М., 1957. Т.IV.

  6. Мануйленко З.В. Роль игры в воспитании дошкольников. — М.: «Просвещение», 1951.

  7. Матусик А.И. Воспитание организаторских умений у детей 6-7 лет: Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1966. — 19 с.

  8. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

  9. Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. — М., 1985.

  10. Минскин Е.М. От игры к знаниям: пособие для учителя. — 2-е изд., дораб. — М.: «Просвещение», 1987

  11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения в пяти томах. М., 1956—1958.

  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т.1.

  13. : Селезнева Е.В. «Логические сетки». Россия. Новороссийск. – 2010г.

  14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: Этика коммунистического воспитания. Педагогическое наследие / Сост. О.В.Сухомлинская. М.: Педагогика, 1990. 288с.

  15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Избр произведения: в 5-ти т. Киев: Рад. Школа, 1980. Т.З.с.167

  16. Эльконин Д.Б Психологические игры. — М.: Просвещение, 1978.

  17. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978.

  1. Интернет-ресурсы.

  1. Беззубенко И.А., Игровая деятельность детей младшего

школьного возраста в образовательном процессе начальной школы.

  1. Библиотека лекционного материала. Лекциопедия.

  2. Васильева С.В., Голованая О.В., Ермолаева М.Г., Ткаченко М.В Игротека.

  3. Осыка Н. Л., Игровая деятельность как основной фактор развития

ребенка

  1. Психологическое исследование детей школьного возраста.