Таким образом, моделирование общих качеств, свойств юристов-профессионалов показало, что, казалось бы, наименее востребованные в нынешнем обществе такие качества, как идейность и гуманность, на самом деле являются узловыми, определяющими их реальное поведение. Узловым качеством является, разумеется, и компетентность.
Исследование показало, что если эти качества есть у юристов-профессионалов, то они непременно связаны с рядом других качеств. Это заставляет юридические ведомства и учебные заведения обратить особое внимание не только на формирование такого качества, как компетентность, но и на воспитание гуманности, идейности. При этом идейность должна быть увязана с принципиальностью и неподкупностью в сложных условиях коррумпированного, криминализованного окружения.
Обратим внимание, что ответственность выступает, таким образом, узловым, важнейшим качеством, значение которого является определяющим для всех семи групп опрошенных нами профессиональных юристов. К сожалению, в действующем законодательстве это качество не упоминается специально.
Таким образом, с точки зрения семи групп опрошенных юристов-профессионалов, важнейшими, определяющими для идеальной модели юриста являются такие качества, как ответственность, гражданское мужество, компетентность и культурность.
Юристы-профессионалы в глубине души несут образ идеального юриста, сочетающего в себе такие качества, как компетентность и культурность с качествами гражданского мужества и ответственности. Без двух последних невозможно построить правовое государство в наших сложных условиях. К сожалению, гражданское мужество явилось узловым качеством только в «идеале».
Моделирование позволяет определить истинную роль в сознании юристов-профессионалов таких замечательных качеств, как идейность, гуманность, гражданское мужество. В то же время оно позволяет объяснить кажущиеся противоречия в ранжировании идеальных и реальных качеств. В идеале такие качества, как гуманизм, идейность, гражданское мужество, могут даже стать узловыми, определяющими всю структуру модели, в то время как ранжирование может поставить их на последние места. Эти качества по степени их востребованности оказываются на последних местах, но зато в глубине сознания юристов такие качества, как идейность, гуманность, оказываются узловыми, а такие важнейшие, как ответственность и гражданское мужество, выявляются как узловые в идеальном портрете юриста-профессионала.
Следовательно, соотношение идеальных качеств в бессознательном юристов-профессионалов может совершенно не соответствовать их востребованности на данном этапе существования государства и общества. Поэтому можно поставить задачу уменьшения разрыва между пониманием необходимости в тех или иных идеальных качествах юристов-профессионалов и их распространенности в реальной окружающей среде.
Гражданское общество в социологии
... личности. 1. Понятие социологии и гражданского общества, их взаимосвязь Социология (фр. sociologie, лат.Societas - общество и греч. - Logos - наука об обществе) - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных ...
Для образовательного и воспитательного процессов, связанных с юристами, могут быть использованы самые разные стороны полученных образов и структур. Построенные нами образы представляются нам перспективными не только для анализа стандартов юридического образования, но и для анализа образовательных стандартов в самых различных сферах науки и практики.
Для моделирования, наряду с общими, был выбран ряд специальных качеств, рекомендованных указанными выше известными учеными-юристами. Эти качества в анкете были перечислены в следующем порядке: 1) деловитость; 2) хорошее знание законодательства; 3) тактичность; 4) самокритичность; 5) теоретическая подготовленность; 6) владение словом; 7) настойчивость; 8) солидарность с законом; 9) решительность; 10) профессиональное мастерство; 11) чуткость; 12)любовь к своей профессии; 13) эрудированность; 14) целеустремленность; 15) творческое отношение к работе; 16) самостоятельность; 17) дисциплинированность; 18) объективность; 19) демократичность; 20) активность.
Эти качества юристов-профессионалов, аналогично их основным качествам, были обработаны с помощью метода структурной таксономии как для корреляционных мер близости, так и евклидовых расстояний в пространстве семи групп юристов-профессионалов.
Моделирование методом структурной таксономии позволило, во-первых, выделить пять групп специальных качеств, необходимых юристам-профессионалам и наиболее востребованных обществом в настоящее время. Эти пять групп качеств устойчиво держатся вместе как по уровню их значимости (евклидовых расстояний), так и по их направленности (это показывает корреляционный анализ).
Эти группы качеств позволяют выделить соответственно пять основных направлений совершенствования подготовки юристов-профессионалов для групп повышения квалификации в юридических высших учебных заведениях.
Во-вторых, моделирование позволило также выявить узловые, важнейшие черты идеального юриста-профессионала, которые бытуют в сознании практиков-юристов на современном этапе, в условиях развития рыночной экономики. Эти выявленные нами узловые черты находятся в глубине сознания юристов и проявляются в результате моделирования. Ниже мы подробно рассмотрим как эти пять направлений, так и образ идеального юриста-профессионала.
Обратимся в этой связи к Приложению N 5, на котором обозначены указанные направления. Таксон Т-1 является таксоном профессионального мастерства, который предполагает не только знание закона, но и умение его реализовать в предполагаемых обстоятельствах. Узлом таксона являются элемент 2 (хорошее знание законодательства) и элемент 11 (профессиональное мастерство).
В таксон Т-2, где отсутствуют узлы, вошли элементы 16 (творческое отношение к работе) и 21 (активность).
Это — таксон активно-творческого отношения к делу.
В таксоне Т-3 мы находим узловой элемент 4 (самокритичность), элемент 8 (солидарность с законом), а также элемент 7 (настойчивость).
Это таксон логико-эмоциональных качеств.
В таксон Т-4 вошли элементы 3 (тактичность), 10 (решительность), 14 (эрудированность), 18 (дисциплинированность).
Категория качества с точки зрения философии
... Качество рассматривалось Аристотелем [2]: 1. Как видовое отличие сущности; 2. Как характеристика состояния сущности; 3. Качество как свойство вещи. Таким образом, по Аристотелю, категория «качество» ... выбранной темы. Целью данного реферата является рассмотрение понятия качества с философской точки зрения и ... Б) единство элементов и структуры объектов и процессов, система качеств элементов и подсистем ...
Это таксон когнитивных и волевых качеств профессионала.
В таксонах Т-3 и Т-4 содержатся когнитивные, эмоциональные и волевые установки юристов-профессионалов.
В таксон Т-5 входят узловой элемент 13 (любовь к своей профессии), а также элементы 12 (чуткость) и 15 (целеустремленность).
Этот таксон объединяет в себе эмоциональные и волевые качества.
Анализ показал, что предлагаемый набор достаточно разных качеств целесообразно более четко структурировать. Например, согласно рассмотренному нами ранее правосознанию юристов, имея в виду такие компоненты модели, как направленность (сюда могут войти большинство вышеназванных элементов).
Дополнить этот набор качеств могут показатели опыта и мотивации. Доработанные таким образом структуры и перечень качеств могут лечь в основу усовершенствованного Госстандарта, где речь идет о необходимых специальных качествах юристов. При этом важно включить в стандарт перечень узловых качеств юриста-профессионала.
Можно рекомендовать для включения в программы обучения и повышения квалификации юристов такие направления, как:
1) повышение профессионального мастерства с учетом реализации законодательства;
2) формирование активно-творческого отношения к профессиональной деятельности (деловые игры и т.д.);
3) формирование должных установок профессионального сознания (чтение исторической и современной специальной литературы, психологический тренинг и т.д.).
В этой связи становятся очевидными роль и значение преподавания в юридических учебных заведениях общей, социальной и юридической психологии. Особое внимание в образовательном процессе следует уделить формированию таких узловых качеств, как хорошее знание законодательства, профессиональное мастерство, самокритичность, любовь к своей профессии.
Анализ структур взаимосвязей между качествами как корреляционных связей, так и евклидовых расстояний позволяет в ранжированном ряду специальных идеальных качеств выделить такие качества, которые являются узловыми, важнейшими для имиджа идеального юриста в период перехода к рыночным отношениям. К этим узлам относятся: 1) творческое отношение к работе; 2) самостоятельность; 3) теоретическая подготовка; 4) дисциплинированность; 5) объективность; 6) тактичность; 7) настойчивость; 8) самокритичность.
Эти в основном социально-психологические характеристики необходимы юристу-профессионалу в период быстрой и резкой смены как политической ситуации в стране, так и фундаментальных и быстрых изменений законодательства на федеральном и региональном уровнях. Поэтому резко возрастает значение новых информационных технологий, компьютерной подготовки юристов и т.д. Еще раз напомним, что во главу угла ставится творческое отношение к работе.
Анализ показал, что в образе идеального юриста, с точки зрения самих профессионалов, непременно должны быть такие определяющие общие качества, как ответственность, гражданское мужество, компетентность, культурность, гуманность, честность, профессиональное достоинство. На формирование прежде всего этих качеств и должны быть направлены содержание юридического образования с его обучающей и воспитательной составляющими. В качестве примеров юристов, сочетавших в себе эти качества, могут быть такие выдающиеся личности, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевский и др.
Профессиональные качества юриста
... нравственного наполнения. 1. Профессиональные качества юриста При выборе профессии юриста сыграли немаловажную роль его профессиональные качества. Вся профессиональная деятельность юриста самым тесным образом связана ... с меньшими временными и энергетическими потерями. Чем выше уровень межличностного общения юриста, тем эффективнее решает он многие профессиональные задачи. Особую значимость ...
Что касается специальных качеств, то необходимо обратить внимание, прежде всего, на формирование творческого отношения к работе, самостоятельности, теоретической подготовленности, дисциплинированности, объективности, тактичности, настойчивости и самокритичности. Для успешной работы юристов-профессионалов в реальной обстановке необходимо развивать такие качества, как хорошее знание законодательства, профессиональное мастерство, творческое отношение к работе, активность, а также соответствующие социально-психологические установки.
В действующем госстандарте, а также в статьях ученых-юристов содержатся и другие наборы общих и специальных профессиональных качеств юристов. Подчеркнем, что мы нашли способ анализа этих перечней качеств с помощью моделирования, и выделенные нами узловые, важнейшие качества непременно должны быть включены в госстандарты с точки зрения опрошенных нами юристов-профессионалов. Представляется разумным также включить в госстандарт тщательно разработанные и согласованные принципы как международного, так и внутригосударственного права. Особенно это важно в связи с проблемой двойных стандартов, сохраняющихся в отношениях между государствами, властью и обществом, государством и гражданами.
Думается, что сама процедура разработки и принятия, а также последующего опубликования государственного стандарта нуждается в демократизации, контроле со стороны юридической общественности. Представляется, что этот документ должен быть результатом консенсуса между представителями юридической общественности, юридическими учебными заведениями, представителями юридических органов, бизнеса, а также органов, занимающихся управлением юридическим образованием.
Глава 2. Особенности взаимодействия юриста с подопечными лицами
2.1 Психологические барьеры в юридической практики и методы их разрешения
Особенности взаимодействия юриста с подопечными лицами весьма значимы в его профессиональной деятельности, специалист должен понимать и преодолевать психологические барьеры которые становиться у него на пути. Так как, деятельность юриста направлена на восстановление формальной правовой справедливости, без налаживая «хорошего» контакта с участниками взаимоотношений, достижение главной цели не возможно.
Психологические барьеры в деятельности юриста возникают достаточно часто в деятельности специалистов любого уровня и класса, порой они не ощущаются самим специалистом, но незамедлительно воспринимаются окружающими его участниками общения. Человек перестает ощущать «реальность» и «адекватность» своего поведения, и уверен, в том, что его воспринимают правильно и нормально. Если он обнаруживает несоответствия между своими высказываниями и реакцией на них другого лица, начинают развиваться комплексы и выстраиваются барьеры в общении.
Необходимо отметить, следующие психологические барьеры, которые возникают в результате первого общения специалиста со своим подопечным.
Первое впечатление которое производит юрист при встрече, может стать барьером, для дальнейшего нормально восприятия и выстраивания нормальной прямой и обратной связи между сторонами. Важно понимать что на формирование целостного образа «юриста» влияет и зрительная информация (его внешний вид), и слуховая память (ассоциации и установки которые сложились у подопечного в результате предварительного общения по телефону).
Психологические барьеры общения
... А так как человек – существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблема актуальна в наши дни. Проблемой барьеров в общении учёные ... людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения. 1.2. Коммуникативные барьеры. Психологические барьеры В даннойработе будем придерживаться следующего определения. "Барьер" общения – психическое состояние, проявляющееся в ...
Следовательно первое впечатление, может быть как адекватным (соответствовать действительности и чертам характера человека), а может быть ошибочным (не соответствующим действительности).
Часто в юридической практики практике встречается барьер предвзятости негативной установки со стороны подпечено. Как правило, в нашем обществе у людей существуют сложившиеся «стереотипы» по поводу профессии, юриста (адвоката) и многие считает, что юристы, адвокат (как видно из исследования данные которого были приведены в 1 главе выпускной квалификационной работы) на сегодняшней день не обременены морально этическими обязательства, не искренны пред своими клиентам и их деятельность в большинстве случаем направлена на получение «максимальной прибыли» от клиенты и сложившийся ситуации. Барьер предвзятости, часто выражается в следующем: человек отрицательно относиться (сомнительно) к специалисту в результате неправильного первого впечатления или другим скрытым причинам. Специалисту важно понять и установить мотивы негативных установок у человека и преодолевать их или переформатировать на позитивные и конструктивные.
Барьер и отрицательную установку, может внести подопечному другой человек на базе своего личного опыта, установок или предрассудка (и по другим мотивам).
Таким образом, у человека появляется за ранее отрицательная информация и определяется негативная установка к специалисту, так как пока у него нет личного опыта взаимодействия с ним. Таких негативных установок, до момента непосредственного личного общения с человеком желательно избегать, если же они проявились за ранее, специалист должен обладать навыками и методиками преодоления «психологических» установок и барьеров.
Существует барьер определенного рода «боязни» контакта с живым человеком. Бывает, так что необходимо начать прямой контакт с человеком, но возникает некоторый ступор и неловкость. Специалист должен спокойно, проанализировать и понять, что сдерживает человека от нормального диалога, устранить существующие эмоциональные барьеры, субъективные установки, показать подопечному, что они ничего не стоят и дать понять, что без преодоления этого барьера невозможно достичь желаемого результата, для которого и начато «само общение» По итогам беседы необходимо проанализировать эффективность разговора и зафиксировать внимание подопечного на том, что прямое и адекватное общение залог успешной деятельности в будущем. Как правило, такой барьер присутствует у людей, испытывающих трудности в общении, имеющих низкий уровень общительности и самооценки в целом.
Еще одной разновидность выступает барьер «ожидания непонимания». Человек вступая в непосредственный контакт с другим человеком (личностное общение, деловой общение), испытывает сильное волнение по поводу, того правильно ли поймут его, высказывания, мысли и.т.д. Изначально у подопечного стоит установка на, то что юрист обязательно может (должен) понять его неверно (некорректно).
Конфликтность и барьеры в общении
... восприятие. Таким образом, анализируя результаты научных исследований, посвященных восприятию и пониманию человека человеком в общении, мы прежде всего будем искать ответы на следующие вопросы: ... людьми, приобретает практические навыки и умения в области общения. Однако эти навыки у всех разные. Несмотря на эти навыки, между людьми могут возникать различные конфликты и коммуникационные барьеры. ...
Человек заранее прогнозирует последствия этого неправильного формата общения и не понимания, предвосхищать неприятные последствия данного общения. Специалисту необходимо проанализировать планируемое содержание беседы с подопечным и по возможности устранить из нее «острые моменты» психотравмирующие эмоциональные аспекты, которые в последствие могут вызвать неадекватное толкование сказанного у подопечного.
Необходимо отметить, «возрастной» барьер — типичный в системе делового и специализированного общения. Такой барьер, способен проявляться в различных ситуациях: между пожилыми и молодыми людьми (молодые специалисты не понимает, чем именно живет престарелый человек что является мотивом многих конфликтов ситуаций), существует барьер между людьми разных поколений ( поколение выросшее на идеях построения общего блага и коммунистического, социального государства и поколения «капитализма» нашего времени. У людей разных поколений, ценности и жизненные принципы могут сильно отличаться друг от друга (что было продемонстрировано в 1 главе в результате опроса юристов).
Часто люди более старшего возраста осуждают поведение более молодых граждан, забывая себя и свое поведения (мотивы и ценности) в этом возрасте. Возникают осложнения в установлении гармоничных межличностных отношений. Возрастной барьер в достаточно опасен и в системе служебного взаимодействия (подчинения старшему по званию но младшему по возрасту сотруднику).
Подводя итоги данного параграфа необходимо отметит, что под барьерами нужно понимать, многочисленные факторы, которые способствуют возникновению конфликтов или появлению неправильно восприятия информации. Барьеры общения достаточно разнообразны и требуют от юриста и специалиста существенного внимания и профессионального реагирования. Существуют коммуникативные барьеры могут достаточно серьезно отразиться на психологическом состоянии, как самого юриста так и его подопечного (когда человек не понимает речи не улавливает смысла из контекста собеседника) и психологические барьеры необходимо устранять и оперативно на них реагировать.
Под психологическим взаимодействием в психологии общения, как правило, понимается не любой контакт, в который вступают граждане, общаясь на ту или иную тему, а контакт с установление хорошей прямой и обратной связи между сторонами.
Применительно к профессиональной работе юристов психологический контакт — это определенного рода уровень общения который характеризуется, достижением взаимопонимания и снятием основных существующих барьеров, препятствующих здоровому общению для достижения поставленной перед специалистом цели или задачи.
Для установления хорошего контакта профессионального юриста с человеком необходимо снять психологические барьеры, которые затрудняют достижение взаимопонимания, вызывают недоверие, настороженность, и иные деструктивные психологические проявления. Наиболее значимыми в барьерами являются интеллектуальные, смысловые, эмоциональные, волевые мотивационные, и тактические.
Смысловой барьер состоит в устранении из сознания человека всего, что связано по смыслу с дискомфортной зоной, т.е. человек психологически и фактически отстраняется и выходит из общения, если затрагивается дискомфортная для него зона в общении. Важно отметить, что еще ранее в полицейских руководствах содержались рекомендации не называть в начале диалога прямо совершенное человеком преступное деяние, заменяя его нейтральным синонимом: не убил, а ударил человека не украл, а взял, и т.д.
Эмоции в жизни человека. Психологический анализ эмоциональных нарушений
... климата» необходимы доброжелательность, культура. Целью данной работы является рассмотрение роли эмоций и чувств в жизни человека. Актуальность Проблема, рассматриваемая в данном курсовой работе, заключается в том, что люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от ...
В качестве мотивационного барьера в деятельности юриста, может выступать нежелание человека в данный момент вести открытый разговор, предубежденное отношение к работникам правоохранительных органов, боязнь мести, психологическое нежелание (не согласие) нести ответственность за совершенные действия или бездействия.
Интеллектуальный барьер возникает при ошибочном восприятия друг друга участниками диалога, особенностей речи участников общения, разный уровень образования, высокая осведомленности в определенных отраслях и вопросах.
Эмоциональный барьер возникает при отрицательных чувствах, которые испытывают собеседники в отношении друг к другу, так и при плохом эмоциональном фоне человека в общем: раздражительность, подавленность, агрессивность, нетерпимость, нечувствительность.
Волевой барьер возникает в случае, если форсируется определенного рода подчинение своей воле человека при общении.
Тактический барьер общения характеризуется в тактике поведения личности, направленного на сопротивление через контраргументы в высказываниях и действиях человека. В основе принципа указанного барьера лежит софизм, с его формулами для ответов, которые нейтрализуют и минимизирует результаты высказывания и воздействия на человека. Например: ”Воруют все, особенно те, кто имеет власть!”
Установление психологически здорового контакта между специалистом (юрист, адвокат, следователь, судья, прокурор) и человеком (подопечным, подозреваемым, подсудимым) направлено на достижение высокого уровня взаимоотношений, взаимного принятия друг друга, с учетом всех достоинств личности человека и гражданина, способность человека решать все возникающие трудности не конфликтным а гуманным путем ( переговоры, уступки, взаимность, уважение).
Хороший психологический контакт во взаимоотношениях специалиста с человеком — это позитивное состояние межличностных отношений направленное на разрешение текущей юридической ситуации (юридического или фактического конфликта).
Часто на практике возникает необходимость усовершенствовать психологический контакт с определенным человеком, при этом необходимо помнить, что доверительные отношения, отличаются от психологического контакта, доверием специалисту (сотруднику правоохранительных органов) конфиденциальной информации для решения текущих задач (оперативных задач).
На основе многолетней практики разработаны специальные приемы, методы и методики, которые вызывают у человека, желание взаимодействовать и достигать согласия со специалистом. Это технология установления здорового психологического контакта при общении.
Для установления здорового общения в юридической отрасли можно прибегнуть к методике контактного взаимодействия (далее по тексту работы — МКВ) разработанного Л.Б. Филоновой. На практике данной метод успешно применяется сотрудниками правоохранительных органов Российской Федерации. МКВ включает в свой состав три принципа и шесть стадий сближения при установлении «здорового» психологического контакта с человеком. Принципы установленные автором сводятся к следующему:
1. Принцип последовательности во взаимоотношении. Он характеризуется последовательным прохождением стадий сближения с человеком, и выделяет два важных момента: а) нельзя пропускать или опережать стадии, в противном случае возможен конфликт б) нельзя долго задерживаться на стадиях, иначе контакт прекратит свое развитие и не перейдет на другой уровень (стадию).
«Культура речи дефектолога» статья по коррекционной педагогике
... дефектолога. Настоящему профессионалу необходимо развивать и совершенствовать все перечисленные коммуникативные качества речи, и на их основе овладевать речевым мастерством как высшим проявлением речевой культуры. ... специальностей типа «человек – человек». Культурой речи должен обладать и врач, и педагог, и юрист, и, конечно же, дефектолог. Профессиональная деятельность дефектолога осуществляется на ...
2. Принцип ориентации в общении. Он указывает на то что переход к следующей стадии контакт осуществляется через восприятие признаков завершенности предыдущей стадии (на разных стадиях существуют разные признаки указывающие на ее завершение: преодоление непонимания, преодоления настороженности, расслабление и успокоение собеседника, уменьшение односложных ответов (по типу да — или нет), сокращение пауз при ответах, готовность поддержать разговор, готовность воспринять информацию, и иные ).
Опыт различения указанных выше показателей приобретается практической тренировкой (до 12 раз), после чего данные признаки распознаются специалистов интуитивно.
3. Принцип вызова (мотивации человека) стремления к сближению. Он характеризуется необходимостью вызова стремления у человека в потребности беседы. Инициатор контакта, как правило, вызывает интерес к своей личности, внушает собеседнику свою значимость и важность для него. Сами стадии сближения между специалистом и человеком выделяются по преимущественному способу воздействия на человека и достижения поставленной цели. Последовательно при правильном и грамотно установленном контакте проходят следующие шесть стадий сближения собеседников:
1. Стадия накопления уровня согласия собеседников в начале общения. На этой стадии необходимо добиться, чтобы человек несколько раз сказал слово “Да” и при этом не говорил слова “нет”. Не имеет значения, по поводу чего достигается согласие между сторонами разговора, важно набрать критическую массу ответов — «Да». Специалист и сам не должен возражать и соглашаться фразами типа: ”Возможно”, “Предположим” и т.п. даже в случае несогласия с мнением своего собеседника. Вопрос можно формулировать для облегчения задачи исходя из очевидных вещей, от прогноза погоды до факта вызова на допрос человека: ”Сегодня такая-то погода!?” — “Да”. “Вам неприятен вызов в полицию? — «Да» Вы расскажите как все было на самом деле? — «да» Вы хотите быстрее закончить это дело?” — «да» и т.п. Важность этой стадии характеризуется снятием стремления на конфронтацию, когда собеседник настроен сказать “нет”, а вынужден отвечать словом “Да”, это как правило, сбивает его, вызывает фрустрацию. Показателями прохождения данной стадии общения, являются признаки растерянности человека и ожидания у вашего собеседника.
2. Стадия поиска общих интересов у собеседников в ходе диалога. Специалисту рекомендуется выяснить и узнать хобби, интересы, увлечения человека с которым он контактирует. Интерес всегда привлекает внимание к вашей персоне со стороны человека. Достаточно просто узнать интерес человека и через проявление уважения и внимания к его интересу расположить благосклонно собеседника к себе. Как правило, интерес и его поиск всегда вызывают положительные эмоции у человека, а возникновение радужных эмоций выполняет функцию проводника, когда инициатор таких вопросов воспринимается хорошо, так как сам по себе является источником появления положительных эмоций. Важно отметить, что общение по интересам сближает людей, создает группу по интересу. Нейтральный интерес к вашему собеседнику, практически всегда снимает различие в положении и социальном статусе между людьми. Стадия прекращается, когда собеседник начинает говорить о самом главном, о самом себе, называть свои качества, дает свою характеристику, объясняя свои успехи и неудачи, что показывает специалисту на необходимость перехода к другой стадии общения.
Ведение в профессию. Билет Место и роль курса Введение в профессию ...
... в области технических наук. Билет 13. Особенности становления профессии юриста в России. Хотя слово «юриспруденция» сегодня употребляется довольно часто, но как понятие оно полностью ... и навыков, приобретаемых путем юридического образования или практического опыта, накладывающий на юристов социальную ответственность за эффективное выполнение возложенных на них обязанностей в системе разделения ...
3. Стадия принятия общих принципов и качеств, предлагаемых для конструктивного общения. На данной стадии разговор, сосредотачивается на личности человека, выясняется направленность, его убеждений, взгляды на те или иные обстоятельства и ситуации, отношения и свойства его личности. Когда собеседник создал личный образ, порой идеализированный, появляется необходимость в его дальнейшей корректировке, что является задачей следующей стадии.
4. Стадия выявления деструктивных качеств и свойств, для общения. На данной стадии, устанавливается, что не нравится личности в самом себе и что по его мнению мешает ему жить. На этой стадии начинают выяснять все обстоятельства дела и отношение к ним самого собеседника, продолжает проявляться интерес к фигуре собеседника.
5. Стадия индивидуального воздействия на собеседника. На этой стадии собеседник в идеальном варианте должен увидеть в специалисте человека, имеющего право, опыт и возможность правильно воздействовать на него в силу произошедшего сближения и проявленного взаимного уважения и интереса.
6.Стадия взаимного содействия и выработки общих норм. На этой стадии достигается определенного рода согласие и взаимопонимание. Если приводить практический пример, то чаще всего, если не пройдены все выше указанные стадии сближения собеседников, на вопрос, признает ли себя человек виновным в предъявленном ему обвинении, последует скорее всего ответ: ”Нет!”, после чего, человека очень трудно изменить занятую ранее позицию. Если были приняты шаги по установлению здоровых и конструктивных межличностных отношений, и специалист добился психологической возможности воздействия на человека, то психологически труднее человеку занимать в дальнейшем негативную позицию противодействия своему «партнеру».
Аналогично приведенной разработке МКВ возможно использовать иные приемы установления психологического контакта и доверительных отношений. Например: 1. Прием, получения и накопления информации о собеседнике и прогнозирования своих действий; 2. Прием первичного накопления согласия и включения собеседника в общение; 3. Прием установления психологического контакта с учетом мотивов собеседника; 4. Прием установления контакта с учетом индивидуальных особенностей и состояний собеседника; 5. Прием установления контакта с учетом условий общения; 6. Прием раскрытия задач и целей деятельности для установления контакта; 7. Прием укрепления доверия; 8. Прием повышения значимости доверительных отношений.
Подводя итоги данного параграфа, необходимо отметить, что все приемы и правила составляют технику установления психологического контакта между специалистом и другим участниками отношений. Эти приемы и правила требуют от профессионального юриста, большой практик специального изучения и непременного применения их в своей деятельности для формирования устойчивых навыков.
Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принцип сотрудничества и взаимопонимания с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. Необходимо уяснить, что для преодолении психологических барьеров важную роль играет мотивационное состояние человека и собеседника, которое может влиять на диалог в целом.
юрист культура барьер профессиограмма
2.2 Психологическая культура юриста
Содержание психологической культуры юриста заключается в том, что он должен уметь владеть такими психологическими категориями, как мотивация, желание правильно организовать процесс, побуждение человека к деятельности, увлечение человека, вдохновение, и другие. Именно они характеризуют психологию юридической работы и управление. Важную роль сейчас сыграет профессиональное обучение и научная организация профессиональных действий. С психологической точки зрения это означает, что юрист должен уметь снимать напряженность или одолевать психологические барьеры, на основе собственных сформированных положительных эмоций обнаруживать профессиональную заинтересованность, умело применять властные полномочия. Благодаря этому увеличивается творческий потенциал, появляется вдохновение, повышается трудоспособность и наблюдательность, активизируются познавательные процессы и острота чувств в профессиональной деятельности.
Психологическая культура юриста — это органическое единство психологической образованности (знаний, привычек, приемов аутотренинга, саморегуляции специалиста и т.п.), воли, соответствующих профессионально-психологических качеств, которые совершают эффективное влияние на решение правовых ситуаций.
Говоря о психологической культуре, которой должен владеть юрист, можно сказать, что она предусматривает развитие высоких личностных душевных качеств. Юристу необходимо постоянно совершенствовать свои знания психологии для того, чтобы обеспечивать равновесие между внутренними и внешними психическими процессами, которые, конечно, влияет на содержание профессиональной деятельности. Тем не менее, этого недостаточно. Ведь юрист как лицо может характеризоваться высокими душевными качествами, но не уметь воплощать их в практическую деятельность. В результате не будет обеспеченное эффективное психологическое влияние на граждан, которые своей очередью отрицательно повлияет на трудовую деятельность специалиста. Когда речь идет о психологической культуре, важно необходимо объединить теорию и практику.
Понятно, что психологическая культура юриста не существует абстрактно. Она оказывается в совокупности видов. Так, при классификации психологической культуры за юридическими специальностями, соответственно выделяются: культура судьи, культура следователя, культура адвоката, культура прокурора, культура работника милиции и т.п. как психологические культуры. Эти их разновидности по смыслу имеют много общего, тем не менее, существуют и существенные отличия, которые объясняются спецификой обязанностей.
Целесообразно рассмотреть особенности видов психологической культуры по таким признакам, как темперамент личности юриста, который характеризует его относительно стабильно с точки зрения динамичности, тонуса, уравновешенности психической деятельности. Речь идет об известных типах темпераментов (типы нервных систем): сангвинический, холерический, флегматичный, меланхоличный. В связи с этим можно говорить о психологической культуре юриста-сангвиника, психологической культуре юриста-холерика, психологической культуре юриста-флегматика, психологической культуре юриста-меланхолика.
Так, сущность психологической культуры юриста сангвинического темперамента состоит в том, что его степень освоения психологических приемов влияния на людей характеризует большая подвижность, активность, но доминирует уравновешенность, планомерность. Такой юрист быстро вступает в контакт с собеседником, быстро знакомится, активно предлагает свои услуги, динамично решает проблемы. Обретение соответствующих психологических привычек у него происходит без особых усилий. В целом юрист-сангвиник быстро и правильно реализует правовые нормы, умело руководит юридическими делами, не создает конфликтных ситуаций и др.
Психологическая культура юриста-холерика нуждается в постоянном усовершенствовании и конкретных границах. Дело в потому, что такой психологический тип характеризуется неуравновешенностью, раздражительностью, возбужденностью и наконец, непредсказуемостью. Как и сангвиник, холерик имеет крепкую нервную систему. Он может выполнять задачи повышенной сложности, работать в неординарной оперативной обстановке и т.п. Но юрист-холерик нуждаться в постоянном контроле. Опасным есть то, что юрист с такой психологической культурой может сгоряча принять неправомерное правовое решение, хотя всегда сумеет выйти со сложной ситуации. Как быстро он зажигается, так быстро и угасает, успокаивается и, основное, ненадолго обижается, быстро забывая неприятности.
Относительно юриста-флегматика, отметим его стабильную психологическую культуру. Повышение ее уровня нуждается в значительном промежутке времени, тем не менее, это будет надежно и надолго. Сдержанную манеру поведения юриста-флегматика отличает уверенность в принятии взвешенных юридических решений, как правило, безошибочных. Он, конечно, учитывает все альтернативные варианты, избирает наиболее оптимальные. Юриста-Флегматика нелегко вывести из психологического состояния равновесия, он не подвергается увещаниям, действует на собственное усмотрение. Недостатком, возможно, есть то, что флегматик медленно принимает решение, не спешит с предложениями.
На особое внимание заслуживает характеристика психологической культуры юриста-меланхолика, поскольку это слабый, неуравновешенный, инертный тип нервной системы. С такими юристами (как и с холериками) руководителям юридических учреждений работать довольно сложно. Юристы-Меланхолики очень впечатлительные, повышено эмоциональные, в результате чего они легко впадают в отчаяние, ощущают беспомощность. Замечание и предложения воспринимают неадекватно, настороженно. Они нуждаются в особом подходе, тактичной беседе и т.п. Меланхоликов может поразить даже взгляд человека, они чрезвычайно чувствительно улавливают оценки, мысли о своей личности. Понятно, что таким юристам присущие тонкие внутренние убеждения, а их юридическое решение может быть непонятным даже для коллег.
Относительно норм психологической культуры юриста, то на образец, специалист может установить их лично для себя. Здесь целесообразно ориентироваться на профессионально-этический кодекс юриста, необходимую помощь может предоставить и морально-психологическая служба. В целом за нормы психологической культуры можно принять систему общечеловеческих ценностей и требования юридической этики.
Механизм действия психологической культуры юриста, т.е. рычаги, с помощью которых психологическая культура воплощается в его практическую деятельность — это, прежде всего, мышление и язык.
Мышление юриста направлено на осознание права и реализации его норм. В психологической литературе мышления делится на теоретическое и практическое. Юрист должен развивать оба вида мышления, чтобы активизировать творческий поиск, профессиональные действия. Но препятствием творческой деятельности юриста может быть осуждение руководителей, неуверенность в результатах того или другого дела. В таких случаях механизм мышления юриста будет «деформированный», поскольку его мысль останется невысказанной.
Мысли передаются с помощью языка, который бывает. Заметим, что язык юриста не всегда адекватный его психологической культуре. Однако не каждый юрист умеет использовать слово как средство юридической работы. Случается, юристу тяжело высказаться, а легче составить письменный текст, что является следствием определенных пробелов в его психологической культуре.
Относительно работы с людьми психологическая культура юриста оказывается на двух уровнях — экспектации и эмпатии.
Суть психологической культуры на равные экспектации заключается, согласно Р. Немова, в оценке способностей юриста, которые он обнаруживает в определенной ситуации. На этом равные можно определить социальную роль юриста, его профессиональные возможности, предусмотреть следующие действия. Понятно, что социальное ожидание будет приближаться к реальности тогда, когда человека продолжительное время будут знать и будут наблюдать за ним.
Второй уровень психологической культуры — эмпатия определяется, как утверждает Р. Немов, способность юриста понимать других людей, их внутреннее состояние, переживание, волнение и т.п. Здесь оказывается умение юриста раскрыть скрытые (особенно преступные) намерения людей, ощутить их восприятие общественных явлений, искренность или неискренность во взаимоотношениях. Т.е. уровень психологической культуры на этом этапе должен помочь юристу приспособиться к собеседнику с целью эффективного психологического влияния на него.
Существуют определенные препятствия для проявления психологической культуры на уровне эмпатии. Специальная литература фиксирует разные источники таких препятствий. К ним можно отнести стандартные образа (стереотипы), впечатление (мысли) других лиц, психическое состояние юриста, твердая нацеленность юриста на одну из нескольких позиций, неадекватное понимание реальности, упрощенное видение ситуации. Высокий уровень психологической культуры поможет преодолеть эти психологические барьеры. Дня этого нужно помнить об их существовании и соответственно реагировать.
Определенный интерес представляет определение границы влияния психологической культуры юриста на граждан, на воспитательную работу с ними, вне которой психологическая культура юриста может бездействовать или изменить плоскость действия. Наилучшей иллюстрацией этому есть своеобразная тактика действия психологической культуры.
Юрист в правоохранительной работе с гражданами должен придерживаться такой последовательности: отстранить психологический барьер между собой и собеседником, овладеть ситуацией, психологически выучить собеседника, осуществить определенную психологическую установку.
Так, начало разговора юриста с правонарушителем, свидетелем, пострадавшими или другими участниками дела связанный с определенным психологическим неудобством, которое возникает из разных объективных и субъективных причин. Высокий уровень психологической культуры помогает юристу преодолеть это неудобство, не обнаруживая при этом своего чрезмерного интереса.
Юрист должен ощутить, когда инициатива должна незаметно перейти к нему. Причем следует обратить внимание на темп такого перехода, его взвешенность. Удостоверившись в надежности овладения ситуацией, юрист должен приступить к психологическому изучению собеседника. Суть его состоит в выявлении психических особенностей гражданина, хотя такое изучение стихийно начинает с первой точки зрения. Речь идет об активном изучении, в результате которого выясняется тип нервной системы, уровень мышления и т.п. Это поможет постепенно подготовить собеседника к запланированному разговору через наводящие вопросы и ожидаемый исчерпывающий ответ.
Конечно, перейдя к психологическому давлению («атаки»), юрист использует запутанную систему вопросов. Т.е. время от времени поворачивается к предыдущей теме, но вопрос ставит по-иному, оперируя конкретными фактами. Однако этот этап психологической тактики не следует использовать для того, чтобы «загнать собеседника в глухой угол». Он должен быть эффективным методом получения достоверной информации, без нарушения законности и норм юридической этики с целью принятия правильного решения.
Специалисту необходимо выработать умение работать с людьми, сохранить себя как моральную личность. Поэтому лучше, когда цель психологической культуры юриста, прежде всего, предусматривает установление психологического контакта с гражданами.
Психологическая культура юриста основывается на соответствующих принципах и выполняет определенные функции в юридической практике. Так, основными принципами может быть: родительная комплексность и профессиональная необходимость, а ведущими функциями — своевременное изготовление психической адаптации, формирование профессионально-правового мышления юриста.
Родительная комплексность как принцип означает, что все культуры психологического направления — интеллектуальную, внутреннюю, эмоциональную — объединяет психологическая культура. Т.е. интеллектуальная, внутренняя, эмоциональная является субкультурами относительно психологической культуры юриста, они соотносятся как часть к целому. Поэтому все принципы и функции этих субкультур одновременно принципами и функциями психологической культуры лица.
Принцип профессиональной необходимости предостерегает юристов от злоупотреблений психическими приемами в процессе служебной деятельности. Речь идет о недопущении унижения чести и достоинства граждан, обмана или корысти. Этому призвана оказывать содействие психологическая культура, которая основывается на справедливости, правовом чувстве, честности и главное — целесообразности. Юрист должен быть уверен в профессиональной необходимости психического влияния на граждан и не злоупотреблять психологическими приемами.
Психологическая культура выполняет такую важную функцию, как своевременное изготовление психической адаптации юриста к разнообразным неожиданностям. Юрист должен быть готовый к любым указаниям, условиям работы и при этом не должен паникерствовать, вспыхивать. Сейчас речь идет не о любой, а именно о своевременной адаптации, с проявлениями быстрого реагирования, приведение себя в состояние профессиональной готовности. Психологическая культура предусматривает также умение юриста вырабатывать необходимую адаптацию у граждан. Умение подготовить человека к дальнейшему сотрудничеству — это результат психической адаптации и проявление психологической культуры юриста вообще.
Не вызывает сомнения то, что высокая психологическая культура формирует настоящий, профессионально-правовой характер юриста. Профессиональный опыт дает возможность ему быть готовым к любым эксцессам. Профессиональное хладнокровие помогает не тратить драгоценного времени (иногда и секунды) на эмоции или какие-то раздумывания. Именно правовой характер направляется на поиск истины, на оперативность профессиональных действий, на логику обоснования разных аспектов правового явления. Т.е. психологическая культура влияет на юриста так, как требует правовая ситуация или общество в целом.
Итак, психологическая культура для юриста имеет большое практическое значение. Прежде всего, она упорядочивает его мышление и деловая речь, которая дает возможность понять свое место в обществе и среди коллег, где возможно превосходство, формальное отношение к делу. Кроме этого, психологическая культура активизирует сознание, развивает чувство, обеспечивает юристу умную (обоснованную, взвешенную) действие его воли. Ведь возможная отрицательная направленность воли, но высокий уровень психологической культуры дает возможность предотвратить это. Психологическая культура оказывает содействие подъему расположения духа, созданию положительной импульсивности. Вообще она повышает эффективность выполнения профессиональных обязанностей.
2.3 Юридическая практика в суде
Несмотря на то, что уровень подготовки в колледже в определенной степени отличается от уровня подготовки специалистов в университете, в целом к студентам предъявляются достаточно серьезные требования во время прохождения практики в судебной системе Российской Федерации. Сами учащиеся должны пройти практику достойно и профессионально, получить благодарности, а возможно и грамоты по итогам своей практической работы.
Целью прохождения практики студента (будущего специалиста в отрасли права) заключается в закреплении теоретических знаний, полученных в результате обучения в колледже, отработка и приобретение практических умений и навыков. Юридическая практика необходима для отработки умений самостоятельно решать профессиональные задачи в судебной системе Российской Федерации.
Юридическая практика является важной формой подготовки будущих кадров для юридической отрасли в целом и составной частью учебного процесса и образовательного стандарта в частности.
В соответствии с определенным и установленным учебным планом ученики колледжей проходят практику в судах общей юрисдикции или мировых судах. Как правило, студенты проходят практику в качестве помощника секретаря судебного заседания. Официально в штат суда практиканты на время прохождения практики не зачисляются, хотя по факту многим студентам после успешного завершения практики, дальнейшем обучении по специальности предлагают повторно пройти практику и возможно в дальнейшем претендовать на занятие вакантных должностей в суде.
Совместно с руководителем практики от колледжа составляется и формирует план будущей практической работы, который студент должен выполнить за время прохождения практики. По итогам прохождения практики, студент составляется и оформляет отчет, в котором отражены вся практическая деятельности, навыки и компетенции будущего специалиста, которые он приобрел во время прохождения практики.
В процессе прохождения практики, как правило, студенты:
- изучают законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность судов общей юрисдикции (или мировых судов РФ);
- знакомятся с организацией работы суда, с его структурой с должностными инструкциями помощника судьи и секретаря судебного заседания;
— изучают подлежащие рассмотрению в месте прохождения практики уголовные дела (гражданские, административные дела) докладывала помощнику судьи свои выводы, относительности обстоятельств и процессуальных документов по делу, анализируют и проверяют соблюдение при его производстве дела в суде требований УК РФ (ГК РФ) и УПК РФ (ГПК РФ).
При рассмотрении дел в судебном порядке, студенты практиканты одновременно с секретарем суда, ведут протокол судебного заседания и составляют проекты приговоров, постановлений, решений, или определений. Также, в период прохождения практики студенты знакомятся с порядком обращения к исполнению вынесенных приговоров суда, решений, вступивших в законную силу в соответствие с законодательством России.
Помимо этого студенты-практиканты принимают непосредственное участие в обобщении судебной практики конкретного суда, знакомятся с ранее проведенным обобщением судебной практики. В процессе прохождения практики, студенты изучают и активно применяют в своей работе СПС «Гарант» и СПС «Консультант+».
В процессе выполнения установленного ранее на кафедре учебного плана студенты в целом, достаточно разносторонне изучают деятельность суда и его структур, понимают смысл существования судебной системы.
Юридическая практика, которую проходят студенты юридических вузов, способствует закреплению, полученных в университете теоретических знаний и накоплению необходимого уровня профессиональных знаний, навыков и компетенций.
В ходе практики, студенты собирают информацию для написания будущих работ по специальности в случае дальнейшего обучения по профилю. Необходимо отметить что знания и навыки, полученные в ходе прохождения практики в судебной системе Российской Федерации, безусловно, помогут будущим специалистам в дальнейшем профессиональной деятельности в юридической отрасли любого уровня.
Заключение
По итогам выпускного квалификационного исследования по теме, «психологическая характеристика профессии юрист» необходимо сделать ряд выводом.
В целом, психологическая характеристика, деятельности юриста достаточно важна и актуальна в настоящее время в Российской Федерации. Для достижения цели построения нормального, цивилизованного гражданского общества, необходимо формировать и воспитывать у будущих специалистов и ныне учащихся учеников колледжей — «достойные» профессиональные качества борцов за права граждан.
Во время обучения в колледже, во время прохождения практики будущие специалисты должны воспитать в себе профессиональны характеристики о которых было сказано выше. В частности они должны быть, мужественными, честными, принципиальными, грамотными, справедливыми, обладать высокими морально-этическими качества, имеет достаточно высокий уровень профессиональных знаний, компетенций. Юристы должны легко и не принужденно вступать в контакт и выстраивать беседу с подопечным там образом, чтобы стратегическая линия (защиты и т.д) и цель которая ставиться перед защитником достигалась максимально быстро и эффективно. Юрист должен уметь грамотно планировать и организовывать свой рабочий день и все контакты во время работы. Юрист должен обладать навыками профессионально общения, знать и владеть психологическими приемами (для проведения переговоров и консультаций).
К сожалению в наше время юридическая профессия (адвокатская деятельность, деятельность правоохранительных органов, судебной системы) вызывает у граждан отрицательные эмоции и негативные ассоциации с коррупционными, схемами, подкупами свидетелей, мошенническими схемами, рейдерскими захватами и иными негативными и деструктивными элементами цивилизованной структуры нашего общества.
Настало время для, изменения и подъема на новый, значительно более достойный и высокий уровень профессии юриста — как «правозащитника» и надежной опоры в строительстве гражданского общества в нашем государстве.
Анализ литературы по теме дипломной работы показал, что в образе идеального юриста, с точки зрения самих профессионалов, непременно должны быть такие определяющие общие качества, как ответственность, гражданское мужество, компетентность, культурность, гуманность, честность, профессиональное достоинство. На формирование прежде всего этих качеств и должны быть направлены содержание юридического образования с его обучающей и воспитательной составляющими. В качестве примеров юристов, сочетавших в себе эти качества, могут быть выделены и отмечены такие выдающиеся личности, как А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, Н.П. Карабчевский и др.